Гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили
статья ( группа) на тему
Амонашвили Шалва Александрович (г.р. 1931 г.) – академик РАО, известный российский и грузинский педагог-учёный и практик. Разработал и воплотил в своей экспериментальной школе педагогику сотрудничества, личностный подход. Своеобразным итогом, идеологией его педагогической деятельности является технология «Школа жизни», изложенная в его «Трактате о начальной ступени образования, построенного на принципах гуманно-личностной педагогики».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gumanno-lichn_tehn_amonashvili.doc | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Арнаутова Л.В.,
Учитель-логопед
МБДОУ детский сад № 4»Чиполлино»
Гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили
Воспитание честных и благородных чувств в сердцах детей нужнее, нежели обогащение их разными знаниями
Ш.А. Амонашвили
Дари себя детям!
Ш. А. Амонашвили
Амонашвили Шалва Александрович (г.р. 1931 г.) – академик РАО, известный российский и грузинский педагог-учёный и практик. Разработал и воплотил в своей экспериментальной школе педагогику сотрудничества, личностный подход. Своеобразным итогом, идеологией его педагогической деятельности является технология «Школа жизни», изложенная в его «Трактате о начальной ступени образования, построенного на принципах гуманно-личностной педагогики».
Целевые ориентации технологии Ш. А. Амонашвили определяются следующим:
- способствование становлению, развитию и воспитанию в ребенке благородного человека путем раскрытия его личностных качеств;
- облагораживание души и сердца ребенка;
- развитие и становление познавательных сил ребенка;
- обеспечение условий для расширенного и углубленного объема знаний и умений;
- идеал воспитания - самовоспитание.
Основные концептуальные положения:
- Все положения личностного подхода педагогики сотрудничества.
- Ребенок как явление несет в себе жизненную линию, которой он должен служить.
- Ребенок - высшее творение Природы и Космоса и несет в себе их черты - могущество и безграничность.
- Целостная психика ребенка включает три страсти: страсть к развитию, к взрослению, к свободе.
Важнейшие умения и способности и соответствующие им дисциплины или уроки:
- познавательное чтение;
- письменно-речевая деятельность;
- лингвистическое чутье;
- математическое воображение;
- осмысление высоких математических понятий;
- постижение прекрасного, планирование деятельности;
- смелость и выносливость;
- общение: иноязычная речь, шахматы;
- духовная жизнь, постижение красоты всего окружающего.
Перечисленные знания и умения формируются с помощью специального содержания методик и методических приемов, среди которых:
- гуманизм: искусство любви к детям, детское счастье, свобода выбора, радость познания;
- индивидуальный подход: изучение личности, развитие способностей, углубление в себя, педагогика успеха;
- мастерство общения: закон взаимности, гласность, его величество "Вопрос", атмосфера романтики;
- резервы семейной педагогики, родительские субботы, геронтология, культ родителей;
- учебная деятельность: квазичтение и квазиписьмо, приемы материализации процессов чтения и письма, литературное творчество детей.
Особую роль в технологии Ш. А. Амонашвили играет оценивание деятельности ребенка. Использование отметок очень ограничено, ибо отметки - это "костыли хромой педагогики"; вместо количественной оценки - качественное оценивание: характеристика, пакет результатов, обучение самоанализу, самооценка.
Урок - ведущая форма жизни детей (а не только процесс обучения), вбирающая всю и спонтанную, и организованную жизнь детей (урок - творчество, урок - игра).
Гуманно-личностная педагогика, реализованная в «Школе Жизни» Ш.А. Амонашвили, исходя из реальных условий российской действительности не отрицает предметного обучения, классно-урочной системы, но стремится обогатить учебную деятельность «Светом духовности и знаний», превратить урок в саму «Жизнь детей». Отсюда и соответствующие акценты.
"Школа жизни" Ш.А. Амонашвили основана на принципах гуманно-личностной педагогики. Автор выделяет 6 особенностей образовательного процесса.
Первая состоит во внутренней преемственности созидательной деятельности Природы и человека-воспитателя. Природа, по мнению Ш.А. Амонашвили, закладывает в ребенка возможности безграничного развития. Школа берет на себя ответственность продолжить дело природы и сотворить из него благородного человека.
Вторая особенность образовательного процесса в гуманной школе - его целостность, понимаемая как целостность жизни ребенка, устремленного в будущее.
Третья особенность касается урока, который рассматривается как аккумулятор, как ведущая форма жизни детей, а не только их учения.
Благополучие жизни ребенка на уроке обеспечивается благодаря сотрудничеству с учителем, другими детьми. Четвертая особенность педагогического процесса и состоит в том, что сотруднические взаимоотношения учителя с детьми становятся его естественным качеством.
Пятая особенность гуманного педагогического процесса проявляется в развитии у детей способности к оценочной деятельности при одновременном упразднении школьных отметок, что является залогом успехов детей в учении.
Шестая особенность "Школы жизни" - в особой, гуманной миссии учителя в ней. "Очеловечивание среды вокруг каждого ребенка, гуманизация социума и самого педагогического процесса есть высшая забота учителя".
Гуманного учителя не покидает "любовь и преданность каждому ребенку, чувство глубокой ответственности перед судьбой каждого ребенка; стремление к пониманию каждого ребенка".
Личностно-гуманный подход к ребенку является фундаментальным достижением теории и практики гуманистической педагогики. Многолетний опыт педагогической работы привел Ш.А. Амонашвили к убеждению, что для решения задач образования есть два подхода - императивный и гуманный.
Императивный характер обучение приобретает в том случае, если оно строится без учета личностных особенностей и потребностей ребенка. Педагог, осуществляющий такое обучение, уверен, что ребенок обязательно будет ему сопротивляться, а поэтому его необходимо принудить к учению строгими требованиями, императивами. Гуманный же подход состоит в том, что воспитатель оптимистически мыслит о детях, подходит к ним как к самостоятельным субъектам учения, способным учиться не по принуждению, а добровольно, по собственному желанию и свободному выбору. Иными словами, педагог исходит из того, что у каждого ребенка есть свой личностный смысл, есть личностная значимость учения, на которую и надо опираться в педагогическом процессе. А если такого личного смысла нет, то надо помочь ребенку его обрести.
"Инструментировать учение как свободно избираемую учеником деятельность, - пишет Ш.А. Амонашвили, - это значит:
• во-первых, создавать наилучшие условия для его целенаправленного, социального и педагогически значимого развития, воспитания, обогащения знаниями и опытом;
• во-вторых, управлять этим процессом в согласии с потребностями его крепнущих внутренних сил, то есть с позиции самого ребенка (выделено автором), его интересов".
Обращение к культурным образцам педагогической практики позволяет сделать некоторые выводы о наиболее существенных чертах гуманистической парадигмы образования. Первая из них состоит в особом ценностном отношении к ребенку и детству как уникальному периоду жизни человека. Затем - признание развития личности (умственного, физического, нравственного, эстетического) главной задачей школы, а становление уникальной индивидуальности ребенка - ее главным результатом. Содержание образования включает когнитивный, креативный и этический (нравственный) компонент в их единстве и взаимодействии.
Что касается педагогических средств, методов и форм организации педагогического процесса, то каждая образовательная система ведет творческий поиск и находит собственное содержание, методы, средства воспитания и обучения. Гуманистическое направление предполагает свободу и творчество как учащихся, так и педагогов.
Общими требованиями ко всем гуманистическим моделям выступают создание культурно-воспитательной среды, в которой происходит свободный выбор личностью способов творческой самореализации и ее культурное саморазвитие, и осуществление социально-педагогической защиты, помощи и поддержки каждого ребенка в ее адаптации к социуму и жизненном самоопределении.
Очевидно, что гуманистическая педагогика устремлена в будущее человека, утверждая, что все зависит от его собственных усилий и активности, опирается на силу разума, а не на сферу социального, внешнего по отношению к человеку. Тем самым гуманистическая педагогика утверждает приоритет сознания над бытием. В связи с этим гуманизация образования, как альтернатива, исключает статичный, безличностный подход к человеку.
1 Амонашвили Ш.А. Школа Жизни. - М.., 2000. – с. 37
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Педагогическая симфония" Амонашвили как технология создания проблемных ситуаций
В статье представлена авторская точка зрения на педагогические взгляды Амонашвили с точки зрения технологического аспекта. Раскрыта сущность ситуационного подхода к воспитанию в аспекте социальн...
Советы по воспитанию внуков. (по Ш.А. Амонашвили).
Памятка для педагогов и родителей...
Амонашвили С.
Готов ли шестилетний ребёнок к школе?...
Опыт реализации гуманно-личностного подхода в образовании
Опыт реализации гуманно-личностного подхода в образовании...
Гуманно-личностная педагогическая система Ш.А. Амонашвили
Материал для педагогов "Школа радости" Ш.А. Амонашвили....
«Опыт реализации гуманно-личностного подхода в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста» В форме «Программа работы с родителями в старшей группе »
laquo;Психолого-педагогические условия гуманизации образовательной деятельности в контексте требований ФГОС ДО»«Опыт реализации гуманно-личностного подхода в образовательной деятельности ...
Конспект НОД c использованием современных гуманно-личностных технологий в средней группе на тему: «Пришла Красавица-весна»
Цель: формирование у детей изобразительных навыков, развитие творческих способностей, фантазии, воображения.Задачи:Образовательные:- расширять представления о сезонных изменениях в природе;- упражнять...