«Опыт реализации гуманно-личностного подхода в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста» В форме «Программа работы с родителями в старшей группе »
рабочая программа (старшая группа)
«Психолого-педагогические условия гуманизации образовательной деятельности в контексте требований ФГОС ДО»
«Опыт реализации гуманно-личностного подхода в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста» В форме «Программа работы с родителями в старшей группе »I. Целевой раздел
Пояснительная записка
Цель деятельности современного дошкольного образовательного учреждения — всестороннее формирование личности ребенка с учетом его физического и психического развития, индивидуальных возможностей и способностей. Но такое развитие не может происходить без тесного взаимодействия ДОУ и семьи. Семья — это первый институт в жизни ребенка. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка. И именно от качества работы ДОУ, в частности педагогов, зависит уровень педагогической культуры родителей, следовательно, и уровень семейного воспитания детей. Поэтому современное семейное и дошкольное воспитание не должны рассматриваться как автономные сферы развития дошкольника
Статья 18 Закона Российской Федерации «Об образовании» объясняет, что сегодня признано ведущим семейное воспитание. В соответствии с этим законом первыми педагогами являются родители, в обязанности которых входит закладка основ нравственного, личностного, интеллектуального и физического развития маленького гражданина. В отрыве от семьи развитие этих навыков невозможно.
В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».
В ФГОС ДО говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи. Также сформулированы и требования по взаимодействию организации работы с родителями. Подчеркнуто, что одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество организации работы с семьёй. Установление сотрудничества и партнёрских отношений детского сада с семьёй имеет огромное значение. Только объединив свои усилия, родители и воспитатели могут обеспечить ребёнку двойную защиту, эмоциональный комфорт, интересную, содержательную жизнь дома и в детском саду, помогут развитию его основных способностей, умению общаться со сверстниками.
ФГОС ДО является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития. Родители (законные представители) должны принимать участие в разработке части образовательной Программы организации, формируемой участниками образовательных отношений с учётом образовательных потребностей, интересов и мотивов детей, членов их семей и педагогов. В условиях реализации новых нормативно-содержательных подходов перед дошкольным образованием поставлены целевые ориентиры, предполагающие открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с родителями. Задачи, стоящие сегодня перед системой образования, повышают ответственность родителей за результативность учебно-воспитательного процесса в каждом ДОУ, так как именно родительская общественность непосредственно заинтересована в повышении качества образования и развития своих детей. (ФГОС ДО ч. I п. 1.6 п. п. 9)
Проблема вовлечения родителей в единое пространство детского развития в старшей группе «Березка» решается в трех направлениях:
- повышение педагогической культуры родителей.
- вовлечение родителей в деятельность ДОУ,
- совместная работа по обмену опытом.
Цель программы:
формирование сотрудничества между семьей и педагогами дошкольного образования на основе партнерства, создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности, не ущемляя, интересов друг друга и объединяя усилия для достижения высоких результатов.
Задачи:
- Способствовать стимулированию мотивации родительской активности в решении задач воспитания, становлению партнерских отношений с семьями воспитанников;
- знакомить родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей;
- способствовать формированию у родителей практических навыков воспитания;
- создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
- организовать совместную деятельность по созданию условий для личностного становления ребёнка;
- поддерживать уверенность родителей в собственных педагогических возможностях
Данная программа реализовывается исходя из следующих принципов:
1.Преемственность согласованных действий. Взаимопонимание семьи и детского сада состоится при согласованности воспитательных целей и задач, позиций обеих сторон, «выстроенных по принципу единства, уважения, и требований к ребёнку, распределения обязанностей и ответственности».
2.Гуманный подход к выстраиванию взаимоотношений семьи и ДОУ признание достоинства, свободы личности, терпимости к мнению другого, доброе, внимательное отношение всех участников взаимодействия.
3.Открытостьпо отношению к семье воспитанника.
4.Индивидуальный подход–учет социального положения, традиций, интеллектуального и культурного опыта родителей.
5.Эффективность форм взаимодействия ДОУ и семьи зависит от умения выделить наиболее важные проблемы сторон. Формы выбираются в зависимости от интереса семьи, возможностей ДОУ, региональных, социально-экономических, психологических условий.
6. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями. Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями.
7.Сотрудничество. Эффективно будет создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.
8.Динамичность. Детский сад должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей. Их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.
9.Обратная связь необходима для изучения мнения родителей по различным вопросам воспитания.
Ценности:
сотрудничество и диалог между педагогами и родителями, эмоциональный комфорт ребенка и его развитие в соответствии с задачами возрастной ступени развития.
Характеристика планируемых результатов в деятельности педагогов и родителей
Мотивационно-ценностный компонент
Родители: осознают потребность во взаимодействии с педагогами с целью реализации ООП ДОУ, формирования целостной картины мира дошкольников;
Педагоги: осознают необходимость взаимодействия с семьей по реализации ООП, потребность в изменении характера взаимодействия (от субъект-объектного к субъект субъектному);обладают устойчивой потребностью в совершенствовании в сфере общения с родителями воспитанников.
Когнитивный компонент
Родители: знают психофизиологические особенности детей дошкольного возраста; знают приемы и методы взаимодействия с педагогами.
Педагоги: владеет знаниями о семье, специфике семейного воспитания, методах изучения семьи и образовательных потребностей родителей; умеет ориентироваться в информации, отбирать из нее необходимое для собственной работы с родителями, оценивать эффективность применяемых родителями методов воспитания детей в семье и т. д.
Деятельностно -поведенческий компонент
Родители: реализуют методы, приемы воспитания ребёнка дошкольного возраста; активно взаимодействуют с педагогами ДОУ по реализации ООП;
Педагоги: учитывает социальный запрос родителей (интересы, образовательные потребности) при организации общения с ними; умеет планировать предстоящее общение: подбирать необходимую информацию, традиционные и нетрадиционные формы организации общения и методы активизации родителей; признает ведущую роль родителей в воспитании детей и роль педагога как «помощника»; стремится к активному содержательному общению с родителями с целью оказания им помощи в воспитании детей;
Рефлексивный компонент
Родители: самостоятельно обдумывают ситуации, конфликты; самостоятельно решают проблемы родительской поддержки, на себе испытывают правильность своего выбора; удовлетворены работой педагогов ДОУ.
Педагоги:
владеют самодиагностикой процесса организации общения с родителями, выявления положительных моментов и недостатков; осознают собственные ошибки и трудности в организации общения с родителями воспитанников, формируют установки на доверительное безоценочное взаимодействие с ними.
Условиями, необходимые для реализации доверительного взаимодействия между ДОУ и семьей:
• изучение семей воспитанников: учет различий в возрасте родителей, их образовании, общем культурном уровне, личностных особенностей родителей, их взглядов на воспитание, структуры и характера семейных отношений и др.;
• открытость детского сада семье;
• ориентация педагога на работу с детьми и родителями.
Формы и методы взаимодействия:
Родители, как обучающиеся, бесспорно отличаются от детей, с которыми мы привыкли взаимодействовать в детском саду. Во-первых, они избирательны в обучении. Взрослый сам организует свою жизнь, сам принимает решение. При восприятии новой информации взрослые сопоставляют ее с уже имеющимися знаниями и потребностями, при этом происходит анализ нового – насколько оно нужно и полезно. Взрослые отличаются большей критичностью и самостоятельностью. В связи с этими особенностями необходимо предоставлять родителям право выбора форм и содержания взаимодействия, право на участие в планировании и формировании содержания программы.
При выборе форм работы с родителями рекомендуется учитывать следующее.
Тип семьи:
Многопоколенная (наличие в одном доме нескольких поколений родственников); Неклеарная (проживание под одной крышей родителей и детей без старшего поколения): Неполная (мать и дети, отец и дети, бабушка и внуки, тетя и племянница и др):
Полная (наличие обоих родителей):
Псевдосемья (полная семья с одним или двумя детьми, но с постоянным отсутствием родителей и детей в стенах дома в связи с их пребыванием в ДОУ, школе, на работе).
Сущностные характеристики:
Проблемная семья характеризуется такими параметрами, как низкая самооценка ее членов; общение непрямое, спутанное, неопределенное; стили общения: обвиняющий, заискивающий, просчитывающий, отстраненный; правила семьи: скрытые, устаревшие, жесткие; запреты не обсуждаются;
Зрелая семья: высокая самооценка; общение прямое, ясное, определенное, способствующее росту; стиль общения: уравновешенный; правила семьи: открытые, современные, гуманные; полная свобода любых обсуждений;
Традиционная или современная Образ жизни совокупность способов и форм жизнедеятельности, присущих той или иной личности, группе, обществу. Образ жизни семьи может быть открытым, закрытым, мобильным, активным и.т.д.
При этом необходимо учитывать:
- кому принадлежит доминирующая роль в семье (мать или отец, бабушка со стороны матери, дедушка со стороны отца и т.д.); здесь необходимо обратить внимание на этническую принадлежность семьи;
- характер и стиль семейных отношений
направления | задачи | Формы работы |
Педагогический мониторинг
| Изучение своеобразие семей, их потребностей, запросов, проблем воспитания. Изучение удовлетворенности родителей работой ДОУ.
| Социологические срезы, изучение медицинских карт. Посещение на дому Анкетирование, опрос, беседы Шкатулки и сундучки вопросов и пожеланий родителей Наблюдение, собеседования с детьми |
Педагогическая поддержка родителей
| Создание атмосферы общности интересов, взаимоподдержки в решении проблем воспитания детей. Организация совместной деятельности, направленной на развитие у родителей умений воспитания дошкольников, проявление уверенности в успешности воспитательной деятельности.
| Наглядно-текстовая информация: памятки, стенды, папки-передвижки в родительских уголках Выставки литературы, игр, совместного творчества Ежедневные беседы Информационный стенд Консультации Выпуск газет, буклетов Библиотека художественной литературы, игр Общие родительские собрания Работа консультационного пункта Мастер-класс Акции День открытых дверей, вечера вопросов и ответов |
Педагогическое образование родителей
| Обмен информацией о развитии ребенка, его особенностях. Объединение усилий для развития и воспитания детей, приобщение родителей к педагогическому процессу. Создание условий для творческой самореализации родителей и детей.
| «Встречи с интересными людьми» - знакомство с профессиями, увлечениями Создание альбомов различной тематики Создание предметно- развивающей среды в группах, на территории детского сада Совместные проекты Совместное проведение мероприятий в ДОУ |
II Содержательный раздел
Перспективный план работы с родителями (законными представителями)
Сроки | Тема мероприятия | Цель мероприятия | Ответст- венные |
Сентябрь | 1. Организационное родительское собрание: 1.1. «Подготовка к новому учебному году».
1.2. Проведение анкетирования
1.3. Выбор родительского комитета
2. Оформление стенда: информация для родителей.
3. Консультация для родителей: «Развитие речи детей 5-6 лет».
4. Акция «Природная мастерская» Сбор природного материала для совместных поделок.
4. Индивидуальные консультации.
| Знакомство родителей с требованиями программы ФГОС воспитания в детском саду детей 5 – 6 лет. Получение новых сведений о родителях. Сотрудничество с родителями
Ознакомление родителей с информацией об организации работы в группе. Психолога – педагогическое просвещение родителей по вопросам речевого развития ребёнка.
Вовлечение родителей и детей в активную практическую деятельность и сотрудничество семьи с детским садом. Индивидуальная работа с родителями |
Заведующая воспитатели
воспитатели
воспитатели
воспитатели
воспитатели |
Октябрь |
1. Конкурс поделок из природного материала «Осенние фантазии».
2. Организация выставки поделок «Осенние фантазии».
3. Праздничное мероприятие «Золотая Осень».
4. Консультация «Игра, как средство воспитания дошкольников».
5. Обновление стенда
6. Индивидуальные консультации. |
Вовлечение воспитанников и родителей в творческую деятельность, связанную с созданием изделий и композиций из природного материала.
Развитие музыкально – творческих способностей детей
Распространение педагогических знаний среди родителей, теоретическая помощь родителям в вопросах воспитания детей. Знакомство родителей с новой информацией.
Индивидуальная работа с родителями
|
родители и дети воспитатели
Родители муз.руководит. воспитатели
воспитатели
воспитатели
воспитатели |
Ноябрь |
1. Консультация «Как провести выходной день с ребёнком?».
2. Акция изготовление кормушек для птиц: «Птицы - наши меньшие пернатые друзья».
3. Фото стенд ко Дню Матери. «Счастливые моменты нашей жизни». 4. «Золотые руки моей мамы» выставка подделок. 5. Индивидуальные консультации. |
Предложение разных вариантов совместного отдыха
Создать условия для проявления творческого трудолюбия; способствовать выполнению посильных «добрых дел»; Дать возможность каждому проявить внимание к благоустройству участка. Создание благоприятной среды для повышения количества контактов родителей с педагогами Воспитание любви к своей маме, радость и гордость за нее, за ее золотые руки
Индивидуальная работа с родителями |
воспитатели
родители и дети
родители и дети воспитатели
Воспитатели
Воспитатели |
Декабрь |
1.Родительское собрание: 1.1 «Здоровый образ жизни. Советы доброго доктора».
1.2. «Подготовка к новогоднему празднику».
2. Конкурс новогодних поделок: «Новогодние фантазии».
3. Обновление стенда: информация для родителей.
4. Привлечение родителей к уборке снега на территории участка. 5. Праздничное мероприятие «Новый год».
6. Индивидуальные консультации. |
Ознакомление родителей с задачами по сохранению и укреплению здоровья детей. Создание условий для творческой самореализации родителей и детей. Украшение группы, актового зала, костюмы
Вовлечение воспитанников и родителей в совместную творческую деятельность, связанную с созданием изделий на новогоднюю тематику. Знакомство родителей с новой информацией
Сотрудничество с родителями
Развитие музыкально – творческих способностей детей Индивидуальная работа с родителями |
мед.работник воспитатели
воспитатели род. комитет
родители и дети воспитатели
воспитатели
род. комитет
муз.руководит. воспитатели
воспитатели |
Январь |
1.Оформление папки-передвижки: «Советы родителям по закаливанию ребенка». 2. Консультация «Самостоятельность ребёнка. Её границы».
2.Обновление стенда: информация для родителей.
3. Акция «Строим снежный город» Строительство снежного городка на участке группы и раскрашивание его разным цветом
4.Индивидуальные консультации. |
Повышение педагогической культуры родителей.
Совершенствование психолого-педагогических знаний родителей. Ознакомление родителей с информацией
Сотрудничество с родителями: поднятие настроения детям, родителям, педагогам, сплачение семей и ДОУ и развитие творческих способностей детей.
Индивидуальная работа с родителями
|
Воспитатели медсестра
воспитатели
воспитатели
род. комитет
воспитатели |
Февраль |
1.Родительское собрание 1.1. Роль папы в каждой семье 1.2. Подготовка в праздникам 2. Стенгазета «День защитников отечества».
3. Памятка для родителей «Как отвечать на детские вопросы?».
4.Индивидуальные консультации
5. Привлечение родителей к уборке снега на территории участка. 6. Совместное ( с привлечением родителей) проведение праздника «День защитника Отечества» 7. Создание леп-бука «Масленица» |
Повышение педагогической культуры родителей. Совершенствование психолого-педагогических знаний родителей.
Создание условий для осознания родителями необходимости совместной работы детского сада и семьи Индивидуальная работа с родителями
Сотрудничество с родителями
Создать условия для участия родителей в совместном проведении праздников. Сплачение семей и ДОУ. Вовлечение родителей в создание развивающей предметно-пространственной среды группы.
|
воспитатели
род. комитет
воспитатели
воспитатели
род. Комитет
Воспитатели и муз. Руководитель
Воспитатели Родители дети |
Март |
1.Утренник, посвященный международному женскому дню.
2.Подарки для любимых мам. 3. Стенгазета «Мамины помощники».
4. Обновление стенда: информация для родителей.
5.Индивидуальные консультации. 6.Выставка: «Куклы из бабушкиного сундука» (совместно с родителями) 7.Беседа «Проблемные ситуации»
8.Беседа «Одежда ребенка в разные сезоны»
|
Развитие музыкально – творческих способностей детей
Воспитание любви к маме
Демонстрация сформировавшихся умений и навыков. Ознакомление родителей с информацией
Индивидуальная работа с родителями Создание условий для совместной творческой деятельности. Распространение педагогического опыта среди родителей
|
муз. руководит.
воспитатели родители
воспитатели
воспитатели
Воспитатели.
Родители
Педагоги и родители |
Апрель | 1.2 апреля - Международный день детской книги. 2.Конкурс поделок, посвященный космосу.
3.Стенгазета «День космонавтики». 4. Памятка для родителей «Безопасные шаги на пути к безопасности на дороге».
5. Тематическая выставка «Внимание улица!» книги, дидактические пособия, игры. 6.Детско-родительский проект «Расти, расти, лучок»
6.Индивидуальные консультации. | Привлечь родителей к созданию условий для развития интереса детей к книгам дома и в детском саду.
Развитие творческих способностей детей в совместной деятельности с родителями Реализация единого воспитательного подхода по обучению детей правилам дорожного движения в детском саду и дома.
Вовлечь родителей в участие в проекте, вызвать желание оказать помощь в создании возможности реализации проекта; пропагандировать лучший опыт семейного воспитания среди широкого круга родителей Индивидуальная работа с родителями | родители и дети
родители и дети
воспитатели
воспитатели |
Май |
1.Родительское собрание: 1.1.«Как повзрослели и чему научились наши дети за этот год». 1.2. «Правильное питание ребенка летом».
2. Выставка детской литературы о Великой Отечественной войне. 3.Акция «Красивая клумба»
4.Обновление стенда: информация для родителей.
5.Индивидуальные консультации. |
Распространение педагогических знаний среди родителей, теоретическая помощь родителям в вопросах воспитания детей.
Воспитание патриотизма
Создать условия для проявления творческого трудолюбия; способствовать выполнению посильных «добрых дел»; Дать возможность каждому проявить внимание к благоустройству участка. Создание благоприятной среды для повышения количества контактов родителей с педагогами Ознакомление родителей с информацией
Индивидуальная работа с родителями |
воспитатели
мед.работник
воспитатели
род. комитет
воспитатели воспитатели
|
III раздел: Организационный
3.1 Материально-техническое обеспечение программы.
Просторное, светлое помещение, отвечающее санитарно-гигиеническим требованиям, с достаточным освещением: музыкальный и физкультурный зал, гостинная ДОУ, участок группы
3.2 Место реализации программы:
в течении рабочего времени дошкольного учреждения.
Материалы и оборудование:
При работе с родителями используется :
- портфолио ребенка
- сайт ДОУ
- ИКТ
- СМИ
- Уголок для родителей
- презентации
-наглядность
-книги
-журналы
Литература:
1.ФГОС ДО от 17 октября 2013
2. Образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой -2015 год;
3. «Работа с семьей: необязательные инструкции»- Лидия Свирская;
4. «Общение педагога с родителями в ДОУ «методический аспект;
5. «Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями» Т. Н. Доронова;
6. «Общаться с ребенком. Как?» Ю. Б. Гиппенрейтер;
7. Периодические издания;
8. Накопительный материал педагогов ДОУ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Опыт работы с интерактивной доской в непосредственно образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста СП «Детский сад №42» ГБОУ ООШ №18 г.Сызрани»
«Опыт работы с интерактивной доской в непосредственно образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста СП «Детский сад №42» ГБОУ ООШ №18 г.Сызрани»«Выживает не самый сильныйи не самый умный,...
Проект как форма планирования образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста по познавательному развитию "Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста"
Система, направленная на восприятие окружающего мира, называется сенсорной (чувствующей), а формированию полноценного восприятия окружающего мира служит сенсорное воспитание....
КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА с ограниченными возможностями здоровья (слабовидящих детей, детей с амблиопией, косоглазием) ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ «ПОИСКИ ФИКСИКА
Использование современных образовательных технологий...
Презентация Новые подходы к организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста
Сделать серьезное занятие для ребенка занимательным - вот задача первичного обучения.К.Д. Ушинский...
Народная кукла, как средство духовно-нравственного подхода в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста
Духовно-нравственное и гражданское воспитание детей...
Доклад на тему: «Активные формы образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста по программе «Социокультурные истоки» из опыта работы.
Доклад на тему:«Активные формы образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста по программе «Социокультурные истоки» из опыта работы....
Удостоверение о повышении квалификации «Новый контекст содержания образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС, в рамках реализации Федеральных образовательных программ: дошкольного образования, адаптированной программы
Удостоверение о повышении квалификации «Новый контекст содержания образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС, в рамках реализации Федеральных образовательны...