Инклюзивное образование. Взгляд практика.
презентация к уроку ( группа) по теме

Смолякова Наталья Викторовна

 Данный материал отражает специфику работы в ДОУ с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_inklyuzivnoe_obrazovanie.doc49 КБ
Файл konferentsiya_-_kopiya_-_kopiya.pptx1.53 МБ

Предварительный просмотр:

Смолякова Наталья Викторовна,

старший воспитатель,

МБДОУ «Детский сад № 154», город Нижний Новгород

«Инклюзивное образование.  Взгляд практика»

«Невозможно взрастить и воспитать равноправного и

деятельного члена общества, изначально изолируя его

 от жизни, тем самым, обрекая на «параллельное»

существование, не давая шанса на гармоничную

социализацию, которая возможна лишь при совместной

 и созидательной деятельности всех участников

гражданского общества»

Павел Астахов

       Актуальность осуществления инклюзивного образования в сфере развития современной образовательной системы не вызывает сомнений. Одной из приоритетных задач образования является стремление к тому, чтобы дети с особыми образовательными потребностями воспитывались и обучались вместе со своими сверстниками.  

       ФГОС  говорит об обеспечении равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования. На сегодняшний день остро встал вопрос об альтернативных вариантах обучения и воспитания «особых» детей. Под необходимостью создания этих направлений подразумевается предоставление детям большего количества возможностей для социализации, для приобретения чувства собственной ценности и значимости в современном сложном обществе.

       Чтобы выявить суть инклюзии рассмотрим различные организации системы образования, которые позволяют нам определить место ребенка в системе. Стандартное образование – это обычный ребенок в обычном детском саду.  Специальное образование – это специализированные детские сады, специальные педагоги. Ребенок либо адаптируется к  системе, либо становится для неё  неприемлемым.

       Интеграция означает приведение потребностей детей с психическими и физическими нарушениями в соответствие с системой образования, остающейся в целом неизменной, не приспособленной для них.

        Инклюзивное же образование предполагает адаптацию системы к потребностям ребенка. Мы не подгоняем детей к стандарту, а видим особенность ребенка и исходим от его потребностей и возможностей.

        Главное преимущество инклюзивного образования – это возможность адаптации, интеграции детей с ОВЗ  в общество, понимание обществом проблем инвалидности.  К сожалению, неприятие людей с ограниченными возможностями здоровья в нашей стране до сих пор норма.  

         В детском коллективе воспитывается толерантность и равноправное отношение к детям-инвалидам. В ситуации, когда инклюзивным становится именно дошкольное образование, этот путь наиболее эффективен, ведь дети дошкольного возраста не имеют опасных предубеждений насчёт сверстников, которые волею судьбы являются не такими, как все.

        Инклюзивное дошкольное образование реализуется в двух основных формах. В нашем детском саду организованна специальная группа для детей со сложным дефектом. Несмотря на то, что особенные дети посещают отдельную группу, они остаются включёнными в социальную жизнь ДОУ, наравне с другими детьми участвуют в общественных мероприятиях, совместных праздниках и развлечениях.  В специальных группах обучаются дети, имеющие отклонения и задержки в психическом, интеллектуальном, физическом развитии, пребывание которых в общеобразовательных группах затруднительно.

        В другой форме инклюзивное дошкольное образование реализуется путём непосредственного включения детей с особыми потребностями в состав группы, где они занимаются на общих основаниях со всеми детьми. Этот вариант чаще применяется при условии сохранности интеллекта у детей с ОВЗ. Наш детский сад посещал  мальчик, имеющий протез руки от локтевого сустава. Поначалу, интерес и любопытство со стороны сверстников,  конечно же, присутствовал, но совсем скоро дети группы воспринимали мальчика как любого другого ребенка. Дети проявляли чуткую заботу, старались помочь в одевании, в каких-то бытовых действиях. Это происходило очень естественно, как и должно было быть.  Правильная позиция педагога, грамотная воспитательная работа, позволила ребенку с «особенностями» комфортно чувствовать себя в детском коллективе.  А ведь на практике чаще всего воспитатели стремятся вывести «особенного» ребенка в спецгруппу,  ведь справляться с  похожими детьми проще, чем с разными. Но сейчас пришло время  менять, прежде всего, установки взрослых на детей.  Надо учиться работать со всеми детьми, учитывая их индивидуальные особенности.

         В летнее время, когда происходит объединение групп, дети с ОВЗ посещают общеобразовательные группы. Надо отметить, что это не только способствует  социализации ребенка, но и помогает детям осознать, что «особый» ребенок также любит играть, хочет общаться и дружить. Он такой же, как и они.

        Совместное обучение дошкольников с разными стартовыми возможностями допустимо, если в образовательном учреждении созданы специальные условия для воспитания и обучения. Одной из наиболее значимых и ещё пока не решённых проблем является проблема создания учебно-методических комплексов для успешного инклюзивного образования всех категорий детей в условиях  дошкольных  учреждений.

       Перед педагогами встает множество вопросов:  Как соединить в педагогической деятельности требования образовательной программы и особенности разных детей, которые должны ее освоить? Как учитывать эти особенности при построении индивидуального плана развития ребенка, при планировании работы в группе?   Воспитателю, не владеющему основами специальной, коррекционной педагогики и психологии затруднительно решать подобные вопросы, необходима дополнительная профессиональная подготовка.  

         Индивидуальные программы развития детей с ОВЗ обсуждаются коллегиально на ПМПк, педагоги-специалисты, медики, воспитатели определяют оптимальный педагогический маршрут, позволяющий ребенку успешно социализироваться, осваивать программу.  

        Создание безбарьерной среды в дошкольном учреждении требует немалых средств. Установка пандусов, поручней, наличие специальной мебели, тренажеров, технических средств обучения очень важная составляющая, этого у нас  пока нет.  Но в группе компенсирующей направленности создаются условия, способствующие максимальной коррекции физических и эмоциональных нарушений. Возможность использования различных помещений детского сада (физкультурный, музыкальный зал, комната развивающего обучения, сенсорная комната) для работы с детьми, направленной как на развитие, так и на коррекцию, вариативность развивающей среды в группе позволяют решать разнообразные вопросы общеразвивающего и коррекционно-педагогического процессов.

      Родители  «особенных» детей  тоже особенные. Это эмоциональные, тревожные, требующие особого внимания люди.  Часто мамы в одиночку поднимают своих детей. Они нуждаются не только в консультативной помощи по вопросам воспитания, развития детей, но и в эмоциональной поддержке. Поэтому участие в  совместных праздниках, развлечениях, чаепитиях в группе позволяют почувствовать родителям, что они не одиноки, и, общаясь друг с другом, они делятся опытом, своими переживаниями и эмоциями. Усилия педагогов будут эффективными, только если они поддержаны родителями, понятны им и соответствуют потребностям семьи. Задача специалиста – установить доверительные партнерские отношения с родителями, договориться о совместных действиях, направленных на поддержку ребенка.

         Этап, на котором сейчас находится наше общество, является  переходным и двигаться нужно очень медленно, предусматривая каждый шаг, анализируя условия и подбирая средства для реализации инклюзивной практики.

Список литературы:

1. Никольская О.С., Баенская Е.Р. «Дети и подростки с аутизмом. Психологическое сопровождение»/ М: Теревинф, 2011

2. Организация социально-реабилитационной работы с семьей, воспитывающей ребенка-инвалида./Н.Н. 2006.

3. Приказ Минобрнауки России № 1155 от 17 октября 2013 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

4. Социальная поддержка семей, воспитывающих детей-инвалидов. Опыт Нижегородской области. Информационно-методический сборник.- Нижний Новгород: изд. ООО «Педагогические технологии», 2006

5.  Смирнова И.А. «Специальное образование дошкольников с ДЦП»/ Детство-пресс, 2003

6. Федеральный закон РФ "Об образовании в Российской Федерации"  273-ФЗ

7. «20 вопросов о правах инвалидов»/ справочно-информационное пособие/ Н.Новгород, 2012


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Инклюзивное образование… Взгляд практика Старший воспитатель МБДОУ «Детского сада № 154» Смолякова Н.В .

Слайд 2

Инклюзивное образование Инклюзивное (франц. inclusif - включающий в себя, от лат. include - заключаю, включаю) или включенное образование - термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных учреждениях. Инклюзивное образование - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями. Обеспечение равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования (ФГОС ДО)

Слайд 3

Различная организация системы образования: Стандартное образование Специальное образование "Обычный" ребенок Круглые колышки для круглых отверстий Обычные педагоги Обычные школы Система остается неизменной Ребенок либо адаптируется к системе, либо становится для нее неприемлемым Специальные педагоги Специальные школы

Слайд 4

«Развитие инклюзивного образования: сборник материалов». / Составители : С. Прушинский, Ю. Симонова . // Москва: РООИ «Перспектива», 2007 Интегрированное образование Инклюзивное образование Адаптация ребенка к требованиям системы Превращение квадратных колышков в круглые Система остается неизменной Ребёнок либо адаптируется к системе либо становится для нее неприемлемым Особый ребенок Квадратные колышки для квадратных отверстий Все дети разные Все дети могут учиться Есть разные способности, различные этнические группы, разный рост, возраст, происхождение , пол Адаптация системы к потребностям ребенка

Слайд 5

Главные преимущества инклюзивного образования Инклюзивное образование Понимание обществом проблем инвалидности Полноценное образование Адаптация, интеграция в общество Уверенность в себе Общение со сверстниками Воспитание толерантности у детей

Слайд 6

Формы инклюзии в ДОУ Создание в ДОУ групп компенсирующей направленности, участие детей с ОВЗ в жизни детского сада (праздники, развлечения, конкурсы) Нахождение детей с ОВЗ в обычной группе детского сада

Слайд 7

Совместные праздники и развлечения

Слайд 8

Условия реализации инклюзивной практики в детском саду Профессиональная квалификация педагогов и специалистов, реализующих инклюзивный подход Основные вопросы Как соединить в педагогической деятельности требования образовательной программы и особенности разных детей, которые должны ее освоить? Как учитывать эти особенности при построении индивидуального плана развития ребенка, при планировании работы в группе? Как сделать качественным образование и социальное взаимодействие детей с учетом их индивидуальных особенностей?

Слайд 9

Обучение педагогов по программе шведских партнеров «Звезда надежды»

Слайд 10

Создание специальной развивающей предметно-пространственной среды

Слайд 11

Взаимодействие с семьями воспитанников Участие в совместных мероприятиях Консультативная помощь

Слайд 12

Мы – вместе! «Невозможно взрастить и воспитать равноправного и деятельного члена общества, изначально изолируя его от жизни, тем самым, обрекая на «параллельное» существование, не давая шанса на гармоничную социализацию, которая возможна лишь при совместной и созидательной деятельности всех участников гражданского общества» П.Астахов

Слайд 13

МБДОУ «Детский сад № 154» Наш адрес: 603090, город Нижний Новгород, улица Херсонская, дом 14 корпус 1 Наш сайт: dou154nn.ru Эл. адрес: dou154nn@yandex.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публикация статьи в сборнике материалов IV Международной научно-практической конференции "Инклюзивное образование: преемственность инклюзивной культуры и практики"

Представляю вашему вниманию статью, написанную в соовторстве с учителем дефектологм Ивановой Е.В., опубликованную в сборнике материалов IV Международной научно-практической конференции "Инклюзивн...

Программа инновационной площадки «Реализация инклюзивного образования в практике современной дошкольной организации»

    Государственная политика в отношении полноценного развития детей с ОВЗ определяет актуальность внедрения в практику дошкольного учреждения данную вариативную форму образования. В ...

Инновационные образовательные практики в инклюзивном образовании (по материалам Фестиваля лучших инклюзивных практик 2024 года) часть 2

Инновационные образовательные практики в инклюзивном образовании (по материалам фестиваля лучших инклюзивных практик 2024 года)– Казань: Управление образования ИКМО г.Казани, 2024. – 122 с...

Семинар-практикум для педагогов «Инклюзия в образовании. Взгляд педагога».

Повышение психолого-педагогической компетенции педагогов по проблеме инклюзивного образования....