Реализация концепции этнокультурного образования.Взгляд воспитателя
материал на тему
Предварительный просмотр:
Республика Коми – исторически многонациональный и многоконфессиональный регион. На территории Республики Коми проживают различные народы, среди которых русские, коми, украинцы, белорусы, татары, немцы и другие. В этих условиях важно создание гибкой, многоуровневой системы этнокультурного образования.
В 1992 году принят Закон Республики Коми «О государственных языках Республики Коми». Закон установил в республике функционирование в различных сферах жизни общества, в том числе в образовании, двух государственных языков: коми, в качестве государственного языка Республики Коми и русского, в качестве государственного языка Российской Федерации.
Требования ФГОС к структуре основных образовательных программ определяют подходы к целям, содержанию и реализации содержания образовательной программы, отражающей этнокультурные особенности.
ФГОС дошкольного образования определяет, что образовательная деятельность с детьми дошкольного возраста организуется через разные виды детской деятельности. Содержание образовательных областей и образовательные задачи определяются основной образовательной программой дошкольного образования в объеме 60 % обязательной части и 40 % части, формируемой участниками образовательных отношений. Этнокультурное содержание образования интегрируется в пяти образовательных областях, а конкретные образовательные задачи по обучению детей коми языку, краеведению, истории и традициям народа коми, авторские программы реализуются в части содержания дошкольного образования, формируемого участниками образовательных отношений. В требованиях Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования указывается, что часть программы, формируемая участниками образовательных отношений, «должна учитывать образовательные потребности и интересы воспитанников, членов их семей и педагогов, в частности, может быть ориентирована на специфику национальных, социокультурных, экономических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс». Таким образом, региональное содержание становится значимым в проектировании образовательной деятельности детей дошкольного возраста.
Задачи по приобщению к культуре, традициям, фольклору, языку и искусству коми народа должны быть включены во все образовательные области развития ребенка. Этнокультурное образование с дошкольного возраста должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей в различных видах деятельности, охватывать определенные направления развития и образовательные области, где предполагается развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, об особенностях природы, многообразии стран и народов мира.
Этнокультурная, региональная составляющая в содержании дошкольного образования имеет свое наполнение в зависимости от образовательных областей:
1. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» включает ознакомление с особенностями культуры коми народа (национальными праздниками, традициями и обычаями); формирование представлений об этнической принадлежности, воспитание доброжелательного отношения к людям разных национальностей;
развитие чувства гордости за достижения уроженцев Республики Коми, которые внесли вклад в развитие культуры, образования, искусства, спорта, за подвиги земляков-героев, а также предусматривает ознакомление с коми пословицами и поговорками о жизни, труде, быте, моральных представлениях коми народа.
2. Образовательная область «Познавательное развитие» направлена на знакомство с населенным пунктом, в котором находится детский сад и проживает ребенок, с улицами родного города (поселка, села); с г. Сыктывкаром – столицей Республики Коми, с другими городами и районами, расположенными на территории республики; с гербом, гимном, флагом Республики Коми; с картой Республики Коми; с климатом, географическим положением, природой нашего края (явлениями неживой природы, растительным и животным миром); с реками, озерами, заповедниками; с видами природных месторождений; с видами производства, где работают родители и окружающие ребенка взрослые; с продуктами труда, которые производятся в республике.
3. Образовательная область «Речевое развитие» предполагает обучение коми языку в разных вариантах в зависимости от местоположения детского сада.
4. Образовательная область «Физическое развитие» предусматривает включение в образовательный процесс коми народных подвижных игр с целью развития двигательной активности, физических качеств, ознакомление дошкольников с коми пословицами и поговорками о здоровье; чтение художественной литературы о богатырях и героях, обладающих крепким здоровьем, о народных способах заботы о своем здоровье.
5. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» направлена на ознакомление с произведениями коми детской литературы и фольклора; с коми орнаментом и декоративно-прикладным искусством, изобразительным искусством, выраженным в произведениях живописи, скульптуры, книжной графики, архитектуры; с художниками и скульпторами – уроженцами Республики Коми; с коми музыкальными инструментами, музыкальным фольклором и музыкальными произведениями композиторов Республики Коми.
Мне бы хотелось поделиться с вами опытом своей работы:
2015 – 2016 учебный год с 1 младшей группой мы работали над созданием мини – музея «Ива» (по коми «БАДЬ»). Мы рассматривали: виды ивы, украшения из ивы, знакомились со значением ивы для животных и человека, ее лечебных свойствах. Читали стихи, рассказы и загадки об иве; любовались картинами с изображением ивы; рисовали и наблюдали за ивой во время прогулки в течение года.
Итоговым мероприятием стало Вербное воскресенье.
2016 – 2017 учебный год со 2 младшей группой мы работаем над легендой «Кудым-Ош». Согласно легенде, Кудым-Ош – это сын могучей колдуньи и медведя, мудрый вождь древнего рода. Земля Кудым-Оша - это земля Коми. Доныне здесь помнят и чтут того, кто оберегал свое племя, кто обучил свой народ земледелию и ремеслам. Богатырь Кудым-Ош считается основатерем Кудымкара. В центре города ему установлен памятник. За 150 лет своей жизни он был наставником и защитником коми-пермяков. Перед смертью он сообщил, что когда-нибудь вернется на эту землю, чтобы поддержать земляков. Предполагаемый итог этой работы: создание короткометражного мультфильма по этой легенде.
Участие в общесадовых мероприятиях:
- День Кузьмы и Демьяна: дефиле коми костюмов, представили коми национальные блюда – шанежки, рыба
(19 слайд)
- Василей (праздник коми песен) – знакомились с коми композиторами и музыкальными инструментами, прослушивали песни, играли на музыкальных инструментах, сделанных родителями, создали оркестр, водили хороводы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование гражданских качеств личности», содействие реализации Концепции духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, Приоритетных Национальных Пр
Проведен ряд бесед, занятия по психодраме: «Что такое хорошо, и что такое плохо», «О заботливом отношении к людям», «Вежливость и тактичность», «Этика взаимоотношений между юношами и девушками», цикл ...
Обеспечение реализации Концепции патриотического воспитания детей в ДОУ в аспекте образовательной программы учреждения (на примере деятельности ДОУ №37 «Звездочка»)
Воспитывать патриотизм нужно с раннего детства, не забывая о том, что патриотизм у каждого ребенка формируется индивидуально. Он связан с духовным миром человека. И задача нас педагогов сд...
Методические рекомендации по реализации концепции здоровьесберегающей деятельности в детском саду.
В работе представлены методические рекомендации по здоровьесберегающей деятельности в детском саду. Кроме методических рекомендаций , автор показывает необходимость соблюдения норм САНПИНа в дет...
Разработка и реализация концепции воспитания уважительного отношения к семейным традициям у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ как условие взаимодействия вуза и общеобразовательной практики
Федеральными государственными требованиями определен принцип партнёрского взаимодействия с родителями. ФГТ ориентирует родителей на участие в реализации программы, в создании условий для полноценного ...
План мероприятий («дорожной карты») по реализации Концепции развития математического образования
В рамках реализации Концепции развития математического образования в Российской Федерации, в соответствии с приказами Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округ...
Методические рекомендации по реализации концепции содержания дошкольного образования Кубани в части воспитания у дошкольников любви к родному краю
Буклет "Методические рекомендации по реализации концепции содержания дошкольного образования Кубани в части воспитания у дошкольников любви к родному краю"...
Реализация концепции этнокультурного воспитания
Взгляд воспитателя...