Проектирование системы мониторинга качества освоения воспитанниками ООП ДОУ (в условиях реализации ФГОС ДО)
методическая разработка ( группа) на тему

Лапкина Юлия Владимировна

Педагогический процесс современного детского сада должен быть ориентирован на обеспечение развития каждого воспитанника, нацелен на полноценное проживание ребенком всех этапов детства. Возникает потребность в такой системе контроля качества педагогического процесса, которая позволит педагогу не просто отслеживать динамику физического, интеллектуального и личностного развития для построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, но и выстроить работу так, чтобы можно было проследить достижения каждого воспитанника в той или иной образовательной области.  

Данный материал содержит разработанную нами систему мониторинга освоения воспитанниками ООП ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lapkina.docx36.79 КБ
Файл lapkina_.pptx454.54 КБ

Предварительный просмотр:

Проектирование системы мониторинга качества освоения воспитанниками ООП ДОУ (в условиях реализации ФГОС ДО)

1 слайд

Педагогический процесс современного детского сада должен быть ориентирован на обеспечение развития каждого воспитанника, нацелен на полноценное проживание ребенком всех этапов детства. Возникает потребность в такой системе контроля качества педагогического процесса, которая позволит педагогу не просто отслеживать динамику физического, интеллектуального и личностного развития для построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, но и выстроить работу так, чтобы можно было проследить достижения каждого воспитанника в той или иной образовательной области.

2 слайд

Мы основываемся на приказе Министерства образования и науки об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и Примерной основной образовательной программы.

Создавая систему мониторинга, мы столкнулись с рядом проблем:

- во ФГОС ДО не предусмотрены требования к уровню развития детей

- не разработаны единые критерии психофизиологического и личностного развития дошкольников

- отсутствует единый механизм сбора информации о достижении результатов освоения ООП

ФГОС ДО в п. 3.2.3 подтверждает, что "При реализации Программы может проводится оценка индивидуального развития детей. Такая оценка проводится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики. "

Таким образом, и раньше, и теперь педагогическая диагностика является неотъемлемым компонентом образовательного процесса. Без диагностики невозможно достижение поставленных целей, а так же эффективное управление дидактическим процессом.

3 слайд

Создавая систему мониторинга, мы столкнулись еще с одной проблемой – воспитатели не разделяют понятия педагогической диагностики и педагогического мониторинга. С этой целью была организована методическая работа с педагогами и проведены ряд консультаций по данной теме.

В данном случае диагностика для нас является разовым способом сбора информации, на основе которой отслеживаются результаты и определяются нами пути дальнейшего развития деток с учетом их индивидуальных способностей и возможностей. Таким образом, выстраивая перспективу развития ребенка. А это уже и есть мониторинг.

 

Простыми словами Мониторинг- это действие состоящее из трех этапов; сбор информации, анализ полученной информации, принятие решения на основе анализа. Диагностику можно считать одним из способов сбора информации.

4 слайд

На установочном педсовете было утверждено положение о мониторинге качества образования. В котором нами была отражена цель и задачи мониторинга.

Основная задача мониторинга – определить степень освоения ребенком образовательной программы и влияние образовательного процесса, организуемого в дошкольном учреждении, на развитие ребенка. 

Содержание мониторинга тесно связано с образовательной программой обучения и воспитания детей в ДОУ.

На педсовете была сформирована нами мониторинговая комиссия, в состав которой вошли воспитатели групп  раннего и старшего дошкольного возраста.

Педагогический мониторинг представляет собой  регулярное наблюдение за развитием детей, их успешностью и достижениями в разных видах деятельности. Его цель -  отслеживание динамики физического, интеллектуального, личностного развития дошкольника. Если диагностика дает нам представление о том, на каком уровне развития находится наш воспитанник, например, на момент окончания учебного года, то мониторинг позволяет выявить изменения в развитии ребенка за определенный период, связать их с другими показателями образовательного процесса, установить факторы, способствующие или препятствующие достижению ребенком запланированных результатов освоения образовательной программы. Иначе говоря, педагогическая диагностика дает нам представление о самом ребенке (его состоянии) в данный момент времени, а мониторинг позволяет делать заключение об изменениях, которые происходят в ребенке в процессе образования то есть - о качестве его образования.

Мы проводим  мониторинг два раза в год (в сентябре и в мае),это делают воспитатели, муз. руководитель

5 слайд

Как проводить диагностику? Каким образом учитывать результаты? Что может выступать критерием, а что показателем? Вот ряд вопросов, которые стояли перед нашим коллективом.

Нами была выбрана модель педагогического мониторинга по Афонькиной Ю.А., разработанного на основе положений ФГОС ДО с учетом современных исследований в области детской психологии и дошкольной педагогики.

Критерии в данной модели педагогического мониторинга определяются задачами, на решение которых, согласно ФГОС ДО, направлена педагогическая диагностика.

В каждой образовательной области в контексте определенных направлений выделены уровни эффективности педагогического воздействия, то есть педагогическая диагностика предполагает не ранжирование детей по их достижениям, а выявление целесообразности и полноты использования педагогами образовательных ресурсов для обеспечения развития каждого ребенка.

Одним из основных методов педагогического мониторинга использующегося нами, является педагогическое наблюдение. Оно предполагает целенаправленный и систематический сбор сведений о фактах поведения и деятельности ребенка в различных естественных условиях. Этот метод мониторинга позволяет нам  фиксировать проявления детских достижений, которые свидетельствуют о наличии  у ребенка тех или иных характеристик. Кроме того информацию мы получаем посредством анкетирования родителей (например, чтобы установить степень усвоения детьми культурно-гигиенических навыков). Используется нами так же и визуальная оценка: например продуктов изобразительной деятельности детей.

Методы сбора, формализации, обобщения данных, позволяют нам составить общее представление об эффективности, о динамике процессов в освоении детьми образовательной программы.

Такой подход к формированию системы педагогического мониторинга, позволяет нам увидеть перспективы по освоению воспитанниками ООП, и выстроить свою работу по индивидуализации образовательного процесса.

6 слайд

Для того чтобы составить целостную картину освоения воспитанниками ООП мы видим несколько направлений педагогического мониторинга:

  1. Отслеживание динамики развития воспитанников в процессе освоения образовательной Программы (педагогический мониторинг достижений детей)
  2. Отслеживание динамики активности родителей в образовании детей (Анализ участия родителей)
  3. Обеспечение профессионального роста педагогов ДОУ (Самоанализ достижений педагога)

Подводя итоги освоения образовательной программы, мы в первую очередь анализируем достижения воспитанников.  Однако участниками образовательного процесса являются не только дети, но и их родители, и педагоги. Можно сказать, что они тоже «осваивают» образовательную программу.  И хотя, государственный стандарт не предъявляет напрямую к ним требований, но Закон «Об образовании в РФ», другие нормативно-правовые документы говорят о том, что родители должны принимать участие в образовании своих детей. А педагоги обязаны совершенствовать свою профессиональную деятельность в соответствии с тем, как развивается педагогическая теория и практика. Эти вопросы в дошкольных учреждениях никогда не оставались без внимания. В публичных докладах, а теперь – в отчетах по самообследованию мы отмечаем эти результаты, осознавая ценность, которую они имеют и труд, который на них затрачен.

7 слайд

Педагогический мониторинг проводится нами в несколько этапов.

Остановимся на них по подробнее.

Нормативно-установочный этап.

На данном этапе нами была определена нормативная база, включающая Федеральный закон об образовании, ПООП, Приказ об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта, локальные акты ДОУ, приказы о мониторинге на начало и конец учебного года, аналитические справки. В которых регламентируется формат проведения мониторинга.

Кроме того, на данном этапе был определен объект исследования – это определение качества освоения воспитанниками ООП. И определено содержание мониторинга, то есть выявление динамики развития физических и личностных , интеллектуальных качеств дошкольников.

На данном этапе была проведена методическая работа с педагогическими кадрами, способствующая обеспечению профессиональной готовности для осуществления системы педагогического наблюдения.

Диагностический этап.

Для того, чтобы избежать сравнительной оценки развития ребенка, (которая, к сожалению, привычна для многих педагогов) вместо групповых диагностических карт мы используем сводные диагностические карты. Следует отметить, что такие карты (но в сокращенном варианте – это индивидуальный профиль эффективности педагогических воздействий) используются воспитателями нашего детского сада в работе с родителями, для того, чтобы родитель не сравнивал своего ребенка с другими детьми, а видел его собственные успехи и проблемы. Данный профиль вкладывается в дневник индивидуального сопровождения воспитанника.

Еще одно преимущество этой карты в том, что она позволяет легко перейти от анализа успехов и достижений конкретного ребенка к оценке эффективности педагогической деятельности в данной возрастной группе. Получив таким образом объективную оценку освоения программы.

В нашем ДОУ реализуется программа Э.П.Костиной «Камертон», поэтому раздел Музыка диагностируется в рамках данной программы. Диагностика осуществляется музыкальным руководителем. На каждой возрастной группе ведется журнал взаимодействия музыкального руководителя и воспитателей, где выявлены уровни овладения детьми данным разделом программы и включены рекомендации воспитателям по работе с воспитанниками.

Аналитический этап:

Анализ показателей освоения программы по образовательным областям необходим нам для корректировки образовательной программы дошкольной организации и при планировании образовательной работы в группах.

Обобщенные формализованные данные  используются нами в оценке освоения детьми образовательной программы, т.е. в оценке качества образования.

Данные из сводных диагностических карт уровня эффективности педагогических воздействий переносятся нами в индивидуальный профиль эффективности педагогических воздействий.

Данные педагогического мониторинга в нашем ДОУ хранятся и обрабатываются в форме дневника индивидуального педагогического сопровождения развития ребенка. Выбранная форма работы с данными для нас удобна и позволяет анализировать не только единовременное состояние развития ребенка, но и динамику его развития на протяжении дошкольного детства.

Для того, чтобы педагогиче6ский мониторинг был более эффективен, мы предложили нашим педагогам по завершении учебного года  выполнить ряд аналитических процедур:

1 - составить аналитическую справку о совершенствовании собственной профессиональной деятельности за учебный год (повышение квалификации, самообразование, собственные профессиональные достижения);

2 - проанализировать степень участия родителей воспитанников в образовательном процессе (их участие в мероприятиях с детьми, родительские инициативы).

Пока такая работа в стадии эксперимента, но педагоги детского сада положительно отнеслись к этому предложению, и мы надеемся, что эта процедура войдет в систему работы дошкольного учреждения по внутренней оценке качества образования.

В заключение отмечу, что все представленные здесь материалы закреплены в нормативно - правовых документах дошкольной организации: рассмотрены на заседаниях Совета педагогов, утверждены приказом руководителя как приложение к Положению о внутренней системе оценки качества образования.

Информационный этап

Результативность мониторинга предоставляется нами в нескольких формах подачи информации:

- Закрытая форма – данная информация доступна только для родителей (законных представителей) воспитанников, педагогов, специалистов ДОУ.

- Открытая форма предоставления информации Результативность мониторинга представлена нами в форме Публичного отчета на сайте ДОУ и в результатах самообследования, в годовом плане.

8 слайд

Использование мониторинга в образовательной организации позволило

  • Определить оценку успешности и результативности ООП ДО
  •  Способствовало повышению аналитической профессиональной компетенции педагогов,  обеспечивающую индивидуализацию образовательного процесса
  • Позволило внести коррективы в образовательный процесс ДОУ
  •  Позволило осуществить объективную оценку освоения образовательной программы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проектирование системы мониторинга качества освоения воспитанниками ООП ДОУ (в условиях реализации ФГОС ДО) ГМО для старших воспитателей 2016 г. г. Дзержинск Подготовила: Лапкина Юлия Владимировна Старший воспитатель МБДОУ «Детский сад № 50»

Слайд 2

Основа для организации системы мониторинга в ДОУ: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации ( Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва « Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» Примерная основная образовательная программа Проблемы в оценке результатов освоения ООП ДО В ФГОС ДО не предусмотрены требования к уровню развития детей. Не разработаны единые критерии оценки психофизического и личностного развития дошкольников. Отсутствует единый механизм сбора психолого-педагогической информации о достижении результатов освоения ООП

Слайд 3

Мониторинг - форма организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающая непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозирование развития . Педагогическая диагностика – это основа для осуществления педагогического мониторинга, который является обязательным условием развития образовательной деятельности. Мониторинг освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования (ООП ДО) является системой работы и имеет определенные этапы реализации: сбор, обработка, распространение и хранение информации об уровне освоения детьми ООП ДО в контексте оценки качества дошкольного образования. Алгоритм мониторинга Определения мониторинга: Определение цели, задач, предмета мониторинга. Сбор мониторинговых данных с помощью методов, адекватных целей и задачам мониторинга. Анализ и обсуждение полученных данных, их интерпретация и описание. Принятие управленческих и методических решений по регуляции образовательной деятельности и развитию образовательной системы.

Слайд 4

Цель педагогического мониторинга в ДОУ – выявление динамики развития физических, личностных, интеллектуальных качеств дошкольников Задача педагогической диагностики: получить наиболее полную информацию об индивидуальных особенностях развития детей, на основании которой могут быть разработаны рекомендации по совершенствованию образовательной деятельности

Слайд 5

Формы педагогического мониторинга Педагогическое наблюдение, Опрос, а нкетирование участников образовательного процесса, Визуальная оценка, Сбор, формализация, группировка, обработка и анализ данных, в том числе данных педагогической диагностики. Результат мониторинга ФГОС ДО Целевые ориентиры Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, склонен наблюдать, экспериментировать

Слайд 6

Направления мониторинга освоения ООП ДО участниками образовательного процесса Отслеживание динамики активности родителей в образовании детей (Анализ участия родителей) Обеспечение профессионального роста педагогов ДОУ (Самоанализ достижений педагога)

Слайд 7

Этапы педагогического мониторинга Определение формата проведения мониторинга Определение объекта исследования Определение содержания мониторинга Обеспечение профессиональной готовности к осуществлению системы педагогического мониторинга Проведение педагогического наблюдения педагогами (специалистами) ДОУ Оформление результатов педагогического наблюдения педагогами Оформление результатов педагогического мониторинга Педагогический анализ результатов мониторинга Коллегиальное обсуждение результатов мониторинга воспитателями и специалистами ДОУ Разработка индивидуальных образовательных маршрутов освоения детьми ООП Оформление и хранение результатов мониторинга Составление аналитической справки по результатам мониторинга Публичный доклад на сайте ДОУ Результаты самообследования Годовой план

Слайд 8

Выводы Использование мониторинга в образовательной организации позволило: Определить оценку успешности и результативности ООП ДО Способствовало повышению аналитической профессиональной компетенции педагогов , обеспечивающую индивидуализацию образовательного процесса Позволило внести коррективы в образовательный процесс ДОУ Позволило осуществить объективную оценку освоения образовательной программы .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игр с песком как условие повышения качества образования детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС.

использование игр с песком в логопедической работе, позволяет заинтересовать детей с ОВЗ, а значить повысить эффективность коррекционной работы и в конечном счете качество образования....

Доклад«Современные подходы к организации воспитательного процесса как условие повышения качества образования детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО» Тема: «ИЗО творчество как форма коррекционно – воспитательной работы для детей с нарушением интеллекта

В соответствии с законом РФ «Об образовании», с требованиями повышения качества образования детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО, в настоящее время возникает острая необходимость в новых современ...

Статья Современные подходы к организации воспитательного процесса как условие повышения качества образования детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДОУ.

        Данная статья посвящена проблеме развития художественно – творческих способностей старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (нарушением интел...

Презентация опыта работы по теме "Разработка и реализация системы мониторинга качества освоения ООП ДО в ДОУ"

Презентация опыта  на совещании управленческих команд г.Канска в рамках августовского педагогического совета...

Проектирование образовательного процесса по физической культуре в ДОУ в условиях реализации ФГОС

Методическая разработка (в помощь инструктору по физической культуре)...