Использование игр с песком как условие повышения качества образования детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС.
статья по логопедии ( группа) на тему
Скачать:
Предварительный просмотр:
Использование игр с песком как условие повышения качества образования детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС.
Согласно федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образования коррекционная работа должна быть направлена на разностороннее развитие детей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации. Поэтому, организуя коррекционную работу с использованием песочных игр, я учитывала следующие особенности детей с тяжелыми нарушениями речи.
Дети, имеющие тяжелые нарушения речи затрудняются в выражениях своих переживаний из-за недостаточного развития вербального аппарата, бедности представлений или задержки развития, предлагаемая техника может оказаться весьма полезной. Невербальная экспрессия с использование разнообразных предметов, песка, воды, а также конструктивных и пластических материалов для них наиболее естественна, что становится особенно значимо при наличии у ребенка определённых речевых нарушений.
Игры с песком особенно плодотворны в работе с детьми, которые никак не могут выразить свои переживания. Дети с заниженной самооценкой, повышенной тревожностью и застенчивостью обычно охотно выбирают фигурки людей, животных и переключают на них своё внимание. Дети же с неустойчивым вниманием весьма экспрессивны; игра даёт им богатые кинестетические ощущения.
Работать с песочницей начинаю с первых занятий:
включаю игры на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук. Обычно использую игры,
- поскользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки, санки и т.д.);
- «пройтись» по песку отдельно каждым пальцем правой и левой руки поочередно(рисуя следы животных). Как хорошо вместе пофантазировать, отгадать, чьи они?
Можно «поиграть» на поверхности песка, как на пианино или клавиатуре компьютера. При этом двигаются не только пальцы, но и кисти рук, совершая мягкие движения вверх-вниз. Для сравнения ощущений можно предложить детям проделать те же движения на поверхности стола. Песочницу можно использовать для нахождения определённой буквы (вариация игры «Волшебный мешочек»).
Наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики, я стараюсь научить детей прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это, в свою очередь, способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти.
Очень активно использую песочницу на логопедических занятиях с детьми старшего дошкольного возраста.
На первом этапе логопедической работы при восстановлении пробелов в развитии звуковой стороны речи использую игры на развитие фонематического слуха: выбрать фигурки, в названиях которых есть заданный звук или уже автоматизированный.
Затем задание можно конкретизировать: составить устно предложения, в которых слова с заданным звуком находятся в начале, середине, конце слова. Если обучающиеся все выполняют правильно, они получают ключ в страну принцессы «Эс» или «Ша» и т.д. и поселяют свои фигурки в волшебной стране, а сами становятся Почетными Гостями. Это простая игра помогает нам решить немало логопедических задач:
- закрепить навыки правильного произношения автоматизируемого звука;
- развить умение слышать и вычленять отдельные звуки звукосочетания в слое и т.д.;
- развивать познавательные способности детей.
Очень любят дети лепить буквы из мокрого песка, сгребая его ребром ладоней. Нравится им превращать буквы из одной в другую. Слова пишем сначала пальчиком, потом палочкой, держа ее как ручку.
Песок позволяет сохранять дольше работоспособность ребенка. Ошибки на песке исправить проще, чем на бумаге, где всегда видны следы ошибок. Это - даёт ребёнку возможность ощущать себя успешным.
Нравится детям игра «Мой город», дается задание выбрать фигурки животных, людей, в названиях которых есть заданный звук, и создать волшебный город жителей. Затем составляется рассказ об этом городе .
Опыт работы показал, что использование песочной терапии дает положительные результаты:
- у обучающихся значительно возрастает интерес к логопедическим занятиям
- песочные игры являются источником интеллектуальных способностей детей;
- обучающиеся чувствуют себя наиболее успешными;
- на занятиях нет места монотонности и скуке;
- у вновь принятых детей более легко проходит адаптационный период, напряжение и страх исчезают.
Таким образом, использование игр с песком в логопедической работе, позволяет заинтересовать детей с ОВЗ, а значить повысить эффективность коррекционной работы и в конечном счете качество образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология исследовательской деятельности в ДОУ как условие повышения качества образования современных детей в условиях внедрения ФГОС»
Методическая разработка: педсовет....
Доклад«Современные подходы к организации воспитательного процесса как условие повышения качества образования детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО» Тема: «ИЗО творчество как форма коррекционно – воспитательной работы для детей с нарушением интеллекта
В соответствии с законом РФ «Об образовании», с требованиями повышения качества образования детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО, в настоящее время возникает острая необходимость в новых современ...
Статья Современные подходы к организации воспитательного процесса как условие повышения качества образования детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДОУ.
Данная статья посвящена проблеме развития художественно – творческих способностей старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (нарушением интел...
Технология исследовательской деятельности в ДОУ как условие повышения качества образования в условиях реализации ФГОС
Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования, который относится к познавательно-речевому развитию. Детское эксперимент...
«Технология исследовательской деятельности, как условие повышения качества образования современных детей в условиях реализации ФГОС в ДО»
Современная действительность требует воспитания и развития у подрастающего поколения качеств инициативного, самостоятельного субъекта, способного творчески и активно строить свои отношения с окру...
Развитие профессиональной компетентности педагогов дошкольных групп ГБОУ «Школа № 842» как условие повышения качества образования детей дошкольного возраста.
В настоящее время педагоги дошкольных образовательных учреждений испытывают самые глубокие и стремительные перемены в своей педагогической деятельности за всю свою историю. Новая, современная система ...
Методическая разработка для Педагогов ДОУ «Повышение профессиональной компетентности педагогов в условиях ФГОС ДО через использование информационно - образовательных технологий как средство повышения качества образования в ДОУ»
Представленная методическая разработка рекомендуется в помощь педагогам ДОУ....