«АНАЛИЗ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ»
статья ( группа) на тему

Борисенко Наталья Эдуардовна

 АНАЛИЗ  СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sisiema_upravleniya.docx57.3 КБ

Предварительный просмотр:

 «АНАЛИЗ  СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ»

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ

Управление МАДОУ осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации  и Ханты – Мансийского автономного округа – Югры и строится на принципах единоначалия и самоуправления.

 В ДОУ действуют следующие нормативно-правовые документы и локальные акты, с помощью которых регламентируется  структура  управления  коллективом:  

  • Договор  между МАДОУ  и родителями.
  • Трудовой договор между администрацией и работником.
  • Коллективный  договор  между администрацией и профсоюзным комитетом.

Локальные акты

  • Штатное расписание.
  • Приказы заведующего МАДОУ
  • Должностные инструкции, определяющие обязанности работников ДОУ.
  • Правила внутреннего трудового распорядка ДОУ.
  • Инструкции по организации охраны жизни и здоровья детей в ДОУ.
  • Положение о Родительском Комитете.
  • Положение о Педагогическом совете.
  • Положение о родительском собрании.
  • Положение об оплате труда работников МАДОУ
  • Перспективные и календарные планы работы воспитателей и специалистов.

Создание и обогащение нормативно- информационного обеспечения в ДОУ, способствует осуществлять аналитический анализ управленческой системы и приводит к повышению её эффективности.

Административная  система  управления  МАДОУ:

  • Заведующий МАДОУ «ДС № 77 «Эрудит»;
  • Заместители заведующего по учебно-методической работе;
  • Заместитель заведующего по административно-хозяйственной работе;

Административные обязанности в педагогическом коллективе распределяются следующим образом:

 Заведующий в соответствии с законодательством РФ и уставом МАДОУ «ДС № 77 «Эрудит» осуществляет руководство образовательным учреждением, устанавливает контакты с внешними организациями, осуществляет системный контроль за воспитательно-образовательной, административно-хозяйственной и финансовой деятельностью учреждения.

 Заместители заведующего по учебно-методической работе планируют и организуют методическую работу коллектива. Руководят работой воспитателей, педагогов-специалистов, осуществляет работу с молодыми специалистами, анализирует выполнение программы воспитания и обучения, участвует в разработке перспективных планов и направлений деятельности учреждения, методических объединений.

 Заместитель заведующего по административно-хозяйственной работе организует и обеспечивает безопасное и бесперебойное обслуживание, выполнение предписаний надзорных органов, ремонт.

Управление МАДОУ включает в себя следующие структурные подразделения:

 - Общее собрание трудового коллектива МАДОУ;

- Педагогический Совет МАДОУ;

- Родительский комитет МАДОУ;

- Наблюдательный совет МАДОУ;

- Психолого-медико-педагогический консилиум МАДОУ;

 Непосредственное управление учреждением осуществляет заведующий, который назначается на должность и освобождается от должности Учредителем. Заведующий осуществляет непосредственное руководство детским садом и несет ответственность за деятельность учреждения.

Общее собрание трудового коллектива МАДОУ.

Деятельность общего собрания коллектива МАДОУ регламентирует  «Положение об общем собрании коллектива муниципального автономного дошкольного  образовательного учреждения  города Нижневартовска детский сад № 77 «Эрудит». Настоящее положение разработано в соответствии с ФЗ-273 «Об образовании в РФ», Уставу ДОО.

        Общее собрание коллектива – орган самоуправления, объединяющий всех работников ДОО, осуществляющих свою деятельность на основе трудового договора

 осуществляет полномочия трудового коллектива,  обсуждает проект коллективного договора, рассматривает и обсуждает программу развития МАДОУ, рассматривает и обсуждает проект годового плана работы МАДОУ, обсуждает вопросы состояния трудовой дисциплины в МАДОУ и мероприятия по ее укреплению, рассматривает вопросы охраны и безопасности условий труда работников, охраны труда воспитанников в МАДОУ, рассматривает и принимает Устав МАДОУ, обсуждает дополнения, и изменения, вносимые в Устав МАДОУ.

В период за 2014 – 2015 учебный год в ДОУ было проведено 2 общих собрания коллектива. Рассматриваемые вопросы и результаты запротоколированы.

Педагогический совет МАДОУ 

Деятельность педагогического совета определяется «Положением о педагогическом совете».

        Педагогический совет   действует в соответствии с действующим законодательством и подзаконными актами:

  • Конституцией РФ.
  • Закону РФ от 21.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании».
  • указами и распоряжениями Президента РФ, Правительства РФ.  
  •  нормативными правовыми актами Министерства образования и науки РФ.
  • Министерства образования и молодёжной политики ХМАО – Югры.
  • Уставом МБДОУ ДСКВ № 77 «Эрудит».
  •  настоящим Положением.

    Педагогический совет является постоянно действующим коллегиальным органом управления образовательным учреждением для развития и совершенствования образовательного процесса, повышения профессионального мастерства педагогических работников. В состав Педагогического совета входят: заведующий (председатель педагогического совета), заместитель заведующего по воспитательной и методической работе, старший воспитатель, педагогические работники, в том числе воспитатели, педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре. Каждый педагог, работающий в дошкольном учреждении, является членом педсовета.

Функции педагогического совета: осуществляет управление педагогической деятельностью МАДОУ определяет направления образовательной деятельности МАДОУ, отбирает и утверждает общеобразовательные  программы для использования в МАДОУ, рассматривает проект годового плана работы МАДОУ, заслушивает отчеты заведующего о создании условий для реализации образовательных программ в МАДОУ, обсуждает вопросы содержания, форм и методов образовательного процесса, планирования образовательной деятельности, рассматривает вопросы повышения квалификации и переподготовки кадров, организует выявление, обобщение, распространение, внедрение педагогического опыта среди педагогических работников МАДОУ.

В период за 2014 – 2015 учебный год в ДОУ было проведено 4 педагогического совета. Рассматриваемые вопросы и результаты запротоколированы. На основании решения педагогического совета заведующий дошкольным учреждением издает приказ с указанием ответственных и сроков исполнения.

Родительский комитет МАДОУ 

Деятельность родительского комитета регламентируется «Положением о родительском комитете». Регистрационный №4 от 06.03.2014г.

Деятельность комитета осуществляется в соответствии с

  • Конвенцией ООН о правах ребенка.
  •  Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  • Приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 №1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования».
  • Уставом МБДОУ .
  •  Настоящим положением.

       Родительский комитет может быть избран из числа родителей детей, посещающих ДОО. и возглавляется председателем. Родительский комитет подчиняется и подотчетен родительскому собранию.

Для координации работы Родительского комитета в его состав входит заведующий ДОО или педагогический работник ДОО.

      Родительский комитет выполняет следующие функции, содействует организации совместных мероприятий в МАДОУ, оказывает посильную помощь МАДОУ в укреплении материально-технической базы, благоустройстве его помещений, детских площадок и территории, проводит результативную и консультативную работу среди родителей (законных представителей) воспитанников об их правах и обязанностях, совместно с руководством ДОУ контролирует организацию качественного  питания детей, медицинского обслуживания, принимает участие в организации безопасных условий осуществления  образовательного процесса, выполнения санитарно-гигиенических правил и  норм, взаимодействует с другими органами самоуправления ДОУ по вопросам совершенствования управления, обеспечения образовательного процесса.

      Комитет работает по разработанным и принятым им регламенту работы и плану, которые согласуются с заведующим МАДОУ. Количество собраний родительского комитета в 2014 – 2015 учебном году соответствует положению.

О своей работе комитет отчитывается перед общим родительским собранием не реже двух раз в год.

Комитет ведет протоколы своих заседаний и общих родительских собраний в соответствии с ведением делопроизводства МАДОУ. Протоколы хранятся в канцелярии МАДОУ.

Психолого-медико-педагогический консилиум.

   Деятельность психолого-медико-педагогическго консилиума определяет  «Положение о психолого - медико - педагогическом консилиуме  МАДОУ».

Психолого - медико - педагогический консилиум дошкольного образовательного учреждения создается в соответствии с рекомендациями

  • Министерства образования Российской Федерации № 27/901-Е от 27.03.2000 года «О психолого – медико - педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения».
  •  Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 20 сентября 2013 г. N1082 г. Москва "Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии".

ПМПк образовательного учреждения в своей деятельности руководствуется:

- Конвенцией ООН о правах ребенка,

- Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации» (ст.28 ),

- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 №1014 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования",

- решениями Министерства образования Российской Федерации, соответствующими инструкциями по приему детей в специальные (коррекционные) образовательные учреждения различных видов,

- документами Департамента образования администрации города Нижневартовска по нормативно-методической базе учебно-воспитательного процесса,

- Положением о психолого-медико-педагогической комиссии  города,

- Уставом учреждения.

   Целью ПМПк является обеспечение диагностико – коррекционного психолого – медико – педагогического сопровождения воспитанников с отклонениями в развитии, исходя из реальных возможностей ДОУ и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно – психического здоровья воспитанников. Деятельность ПМПк осуществляется через взаимодействие специалистов детского сада.

Консилиумы  подразделяется на плановые и внеплановые.

Плановые Консилиумы проводятся три раза в год в соответствии с планом заседаний.

Внеплановые Консилиумы собираются по запросам специалистов, ведущих с данным ребенком коррекционную развивающую работу. Так в 2014 – 2015 учебном году в ДОУ было проведено 6  ПМПк , 4 из которых - плановые, и 2 неплановые.

Консилиум проводится под руководством Председателя Консилиума. Рекомендации, по проведению дальнейшей коррекционной или развивающей работы, утвержденные консилиумом, заносятся в протокол и являются обязательными для всех специалистов, работающих с ребенком.

Попечительский совет.

Отношения между дошкольной образовательной организацией и Попечительским советом регламентируются «Положением о Попечительском совете», в котором определяются права и обязанности сторон.

Основой правовых условий организации деятельности Попечительского совета являются:

В состав Попечительского совета могут входить представители государственных органов, органов местного самоуправления и организации различных форм собственности, родители (законные представители) воспитанников, участники образовательного процесса и иные лица, заинтересованные в совершенствовании деятельности и развитии образовательной организации.

         Попечительский совет выполняет следующие функции: содействует привлечению внебюджетных средств для обеспечения деятельности и развития ДОО, улучшению условий труда педагогических и других работников учреждения, организации конкурсов, соревнований и других массовых мероприятий ДОО, совершенствованию материально-технической базы ДОО, благоустройство его помещений и территории, содействует охране прав личности в соответствии с Конвенцией о правах ребенка, осуществление прав детей, предусмотренных  Конституцией Российской Федерации.

         Заседание Попечительского совета проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал. Так за 2014 – 2015 учебный год состоялось 3 заседания попечительского совета.

Заседания и решения Попечительского совета оформляются протоколом и подписываются председателем и секретарем.

Протокол заседания ведется в журнале протоколов заседаний Попечительского совета, с обязательным оформлением его в соответствии с нормами делопроизводства. Журнал заседаний Попечительского совета хранится у заведующего ДОО.

Наблюдательный совет.

Одним из органов управления МАДОУ в соответствии с Федеральным законом РФ «Об автономных учреждениях», является Наблюдательный совет. Деятельность наблюдательного совета регламентируется «Положением о наблюдательном совете  МАДОУ города Нижневартовска ДС №77 «Эрудит».  Регистрационный №95 от 08.09.2014.

     Положение разработано в соответствии с

  • Федеральным законом Российской Федерации от 03.11.2006 года № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» с изменениями;
  •  на основании закона ХМАО-Югры от 16.10.2006 №104-оз «О государственно-общественном управлении в сфере дошкольного, общего, дополнительного, начального и среднего профессионального образования ХМАО-Югры».
  •   приказа директора департамента муниципальной собственности и земельных ресурсов Администрации города Нижневартовска от 28.08.2014 № 1352/36-п «Об утверждении состава наблюдательного совета муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения города Нижневартовска детского сада №77 «Эрудит».
  •  Устава муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения города Нижневартовска детского сада №77 «Эрудит», утвержденного приказом департамента муниципальной собственности и земельных ресурсов администрации города Нижневартовска от 30.07.2014 №1194/36-п.

В состав Наблюдательного совета входят представители учредителя автономного учреждения, представители исполнительных органов государственной власти или представители органов местного самоуправления, на которые возложено управление муниципальным имуществом, и представители общественности, в том числе лица, имеющие заслуги и достижения в соответствующей сфере деятельности, представители работников автономного учреждения.

Наблюдательный совет автономного учреждения рассматривает:

     Предложения Учредителя или заведующего автономным учреждением

- о внесении изменений в устав автономного учреждения.

-о создании и ликвидации филиалов автономного учреждения, об открытии и о закрытии его представительств.

- о реорганизации автономного учреждения или о его ликвидации.

-об изъятии имущества, закрепленного за автономным учреждением на праве оперативного управления.

- об участии автономного учреждения в других юридических лицах, в том числе о внесении денежных средств и иного имущества в уставный (складочный) капитал других юридических лиц, в качестве учредителя или участника.

-  рассматривает проект плана финансово-хозяйственной деятельности автономного учреждения.

-рассматривает предложения, заведующего автономным учреждением о совершении сделок по распоряжению имуществом, которым автономное учреждение не вправе распоряжаться самостоятельно.

- Рассматривает предложения, заведующего автономным учреждением о совершении крупных сделок.

- Рассматривает Предложения заведующего автономным учреждением о выборе кредитных организаций, в которых автономное учреждение может открыть банковские счета.

- Рассматривает Вопросы проведения аудита годовой бухгалтерской отчетности автономного учреждения и утверждения аудиторской организации.

      Вопросы, относящиеся к компетенции Наблюдательного совета, не могут быть переданы на рассмотрение других органов автономного учреждения.

     На учебный год был,  составляется план заседаний Наблюдательного совета на год согласно его компетенции,  количество проведенных заседаний Наблюдательного совета в 2014 – 2015 учебном году соответствует плану.

Перед каждым заседанием разрабатывается повестка дня, которая передается всем членам Наблюдательного совета. Заседания оформляются протоколом, который регистрируется в «Журнале регистрации протоколов заседаний Наблюдательного совета муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения города Нижневартовска детский сад №77 «Эрудит»» и хранится у заведующего автономным учреждением.

Вывод: функциональные звенья управления связаны и последовательны и  образуют единый управленческий цикл, который позволяет оптимизировать управление, включить в пространство управленческой деятельности значительное число педагогов и родителей (законных представителей).

2. Оценка эффективности системы управления содержанием и качеством подготовки ОУ.

      В ДОУ сложилась система контроля, осуществляемого в целях установления соответствия воспитательно-образовательной деятельности  целям и задачам Основной общеобразовательной программы  ДОУ. Контроль осуществляется администрацией ДОУ в соответствии с разработанным на начало учебного года планом – графиком.  В течение года осуществлялся контроль (текущий, предварительный, сравнительный, тематический, итоговый) в соответствии с годовыми задачами, приоритетным направлением, инновационной деятельностью. Для каждого вида контроля составлялся план, разрабатывались критерии, собиралась и анализировалась разнообразная информация, что позволяло сделать систему контроля понятной всем участникам образовательных отношений. По результатам контроля составлялась аналитическая справка, вырабатывались рекомендации, определялись пути исправления недостатков, Исполнение рекомендаций проверялось путем перепроверок. По результатам контроля издавались приказы заведующего. План – график контроля образовательного процесса реализован полностью. В процессе контроля осуществлен анализ всех направлений образовательной деятельности дошкольного учреждения.

          Для осуществления эффективности управления, в ДОУ создана мотивационная среда для каждой категории сотрудников.

- осуществляется оптимальное  распределений функций в дошкольном учреждении для формирования субъектной позиции каждого педагога в управлении учебно-воспитательным процессом;

 - организовано материальное стимулирование педагогов;

- создана система повышения квалификации педагогических кадров;

- проводятся мероприятия по созданию благоприятного психологического климата в коллективе; 

- обеспечение материально-технической базы.

      С целью повышения качества образовательных услуг, уровня реализации Основной общеобразовательной программы ДОУ в течение учебного года коллектив детского сада поддерживал прочные отношения с социальными учреждениями :

  • Центр Детского Творчества.
  • ГИБДД
  • Пожарная часть
  • Городской Драматический театр.
  • Театр кукол «Барабашка»

Дошкольное учреждение осуществляет сотрудничество с СОШ № 29, 40, 26.  Совместно со школой был разработан план мероприятий, предусматривающий тесный контакт воспитателей и учителей начальной школы, воспитанников дошкольного учреждения и учеников первого класса:

  • отслеживалась адаптация выпускников детского сада;
  • психологом ДОУ проводилась диагностика готовности детей к школе;

     Детский сад сотрудничает с детской поликлиникой. Такое взаимодействие помогает выявить и предупредить различные заболевания, оказать своевременную помощь детям.

          Права и обязанности сотрудничества с социальными учреждениями  регулируются договором.

Вывод: 

Основными формами координации деятельности аппарата управления образовательного учреждения являются: анализ результатов, планирование, прогнозирование, тематический и оперативный контроль, мониторинг, коррекция программ и планов.

Таким образом

  • в МАДОУ  создана структура управления в соответствии с целями и содержанием работы учреждения.
  • в ДОУ реализуется возможность участия в управлении детским садом всех участников образовательных отношений.
  • Управление в ДОУ реализуется в режиме развития.

Анализ обеспечения координации деятельности педагогической, медицинской, психологической и социальных служб ДОО.

Содержание работы дошкольного образовательного учреждения  компенсирующего вида направлено на обеспечение коррекции недостатков у детей с нарушениями опорно–двигательного аппарата, речи, задержкой психического развития, умственной отсталостью лёгкой степени и оказание помощи детям этих категории в освоении Программ для успешной подготовки их к обучению в школе.  

Важным условием коррекции и реабилитации детей с проблемами в развитии является тесное взаимодействие специалистов в коррекционно-образовательном пространстве ДОУ, внедрение эффективных педагогических технологий, обеспечивающих широкий выбор оптимальных методов. Поэтому в ДОУ особое значение уделяется организации взаимодействия в работе узких специалистов и воспитателей.

 Координирует работу узких специалистов и воспитателя методист детского сада. Методист принимает активное участие в уточнении должностных обязанностей узких специалистов, определяет формы и методы их взаимодействия друг с другом с учетом возрастных особенностей детей. Таким образом, за исполнителем закрепляются вполне определенные задачи и обязанности, которые находятся на контроле у методической службы.

В нашем дошкольном учреждении разработана система коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.

Воспитатели, учитель-дефектолог, педагог-психолог и другие специалисты, имеющиеся в ДОУ, работают в тесном контакте друг с другом. Они стремятся к тому, чтобы иметь единый подход к воспитанию каждого ребенка и единый стиль работы в целом.

Поскольку с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, эффективность проведения фронтальных занятий очень низкая, вся работа проводится в индивидуальной и подгрупповой форме.

Сетка занятий составлена так, чтобы каждый ребенок ежедневно был охвачен коррекционно-развивающей помощью. Количество занятий в неделю не превышает установленных норм.

В первую половину дня проводятся занятия, как с воспитателями, так и с учителем-дефектологом. Во вторую половину дня проводятся занятия педагогом-психологом, индивидуальная работа по заданию учителя-дефектолога. Учитель-дефектолог является организатором и координатором всей коррекционно-развивающей работы на данной группе.

Учитель-дефектолог проводит занятия по развитию речи, формированию элементарных количественных представлений и также занятия по ознакомлению с окружающим.

Воспитатели проводят занятия по ознакомлению с окружающим, изодеятельность, конструирование и ручной труд. Они закрепляют приобретенные детьми знания, отрабатывают умения до автоматизации навыков, интегрируя коррекционные цели и содержание в повседневную жизнь детей (в игровую и трудовую деятельность), в содержание других занятий (изобразительная деятельность, наблюдения за окружающим), а также в режимные моменты.

Чтобы обеспечить такое единство в работе всех педагогов и специалистов на данной группе (для детей с ограниченными возможностями здоровья), у нас в детском саду была выработана следующая система деятельности:

1. Воспитатели совместно с учителем-дефектологом и педагогом-психологом изучают детей.

Специалисты индивидуально обследуют детей, наблюдают за ними в процессе занятий. Воспитатели изучают детей на занятиях и в повседневной жизни – в процессе проведения режимных моментов, на прогулке, во время свободной деятельности.

Результаты обсуждаются и анализируются всем педагогическим коллективом группы, во главе с методистом дошкольного учреждения. Обсуждаются достижения и недостатки в обучении детей, намечаются пути коррекции.

2. Совместно изучается содержание программы и составляется индивидуальный образовательный маршрут для каждого ребенка  по всем видам деятельности детей и по всем разделам программы (ознакомление с окружающим, продуктивная деятельность, игровая деятельность и т.д.).

Здесь нужно учитывать, что учитель-дефектолог должен знать содержание не только тех разделов программы, по которым он непосредственно проводит занятия, но и тех, которые проводит воспитатель. В свою очередь воспитатели должны знать содержание тех видов работы, которые проводит учитель-дефектолог. При этом надо помнить, что воспитатель, проводя свои виды занятий, ни в коем случае не является «репетитором», не изучает с детьми материал занятий учителя-дефектолога.
Правильное планирование обеспечивает необходимую повторяемость и закрепление материала в разных видах деятельности детей и в различных ситуациях.

3. Совместно готовятся и проводятся праздники, развлечения, тематические и интегрированные занятия.

Данные занятия являются итогом всей коррекционно-педагогической деятельности с детьми за определенный период. Чтобы все возможности детей были раскрыты, реализованы, над их подготовкой должен работать весь педагогический коллектив группы совместно с музыкальным руководителем.

4. Тесно взаимодействуем с родителями.

Основная задача педагогов при организации работы с родителями – помочь им стать заинтересованными, активными и действенными участниками образовательного процесса. Педагоги разъясняют родителям о необходимости ежедневной работы со своим ребенком по заданиям, которые дает учитель-дефектолог и воспитатели, единстве требований педагогов и родителей. Только в таком случае возможны наилучшие результаты.

Вывод: Таким образом, коррекционно-развивающая работа с детьми в специализированных группах МАДОУ  многоаспектна, реализует взаимодействие специалистов и носит комплексный характер, что позволяет говорить о эффективности коррекционной работы в детском саду.

Анализ организации взаимодействия семьи воспитанников  и дошкольной образовательной организации.

 

Взаимодействие педагогов с родителями предполагает взаимопомощь, взаимоуважение и взаимодоверие, знание и учет педагогом условий семейного воспитания, а родителями – условий воспитания в детском саду. Также оно подразумевает обоюдное желание родителей и педагогов поддерживать контакты друг с другом.

      Взаимодействие с родителями коллектив МАДОУ строит на принципе сотрудничества, как межличностного общения педагога с родителями диалогической направленности, а не простому  обмену информации.
     При этом решаются приоритетные задачи:

  • повышение педагогической культуры родителей;
  • приобщение родителей к участию в жизни детского сада;
  • изучение семьи и установление контактов с ее членами для согласования воспитательных воздействий на ребенка.

  Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями реализуется посредством традиционных и нетрадиционных  форм.

Традиционные формы существуют в дошкольных учреждениях (в том числе и в нашем) уже не одно десятилетие, и делятся на следующие группы:

  • коллективные – родительские собрания (проводятся как групповые 3–4 раза в год, так и общие со всеми родителями воспитанников в начале и в конце года).
  •  групповые консультации, конференции.
  • индивидуальные – индивидуальные консультации, беседы;
  • наглядные – папки-передвижки, стенды, ширмы, выставки, фото, дни открытых дверей.

Подробно хочется остановиться на нетрадиционных формах работы с родителями, которые  реализовались  в ДОУ в 2014 – 2015 учебном году. К ним относятся четыре группы:

  • информационно-аналитические;
  • досуговые;
  • познавательные;
  • наглядно-информационные формы.

Информационно-аналитические формы направлены на выявление интересов, запросов родителей, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. Из анкет педагоги узнают особенности дошкольников, что ребенок любит, не любит, его предпочтения, как называть ребенка. Сюда относятся также опрос, тесты, анкетирование, «Почтовый ящик», информационные корзины, куда родители могут помещать волнующие их вопросы.

Досуговые формы – это совместные досуги, праздники, выставки. Они призваны устанавливать теплые неформальные, доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми. Досуги позволяют создать эмоциональный комфорт в группе. Родители становятся более открытыми для общения.

К досуговым формам относятся различные праздники, например, «День Нептуна», «Масленица», «Праздник мам», «Праздник урожая», «Спортивный праздник с родителями», организация «Семейных театров» с участием членов семьи и др. На этих мероприятиях родители являются участниками, а не гостями дошкольного учреждения. Они играют, поют песни, читают стихи, приносят свои коллекции, предметы быта, награды и др.  Положительным является организация совместной деятельности родителей и дошкольников, например, «Любимые кулинарные рецепты моей семьи», «Театральные фестивали», «Творческие мастерские», выставки «Радость созидания» и др.

Суть познавательных форм – ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование у них практических навыков воспитания. Основная роль принадлежит собраниям в нетрадиционной форме, групповым консультациям. Педагоги творчески подходят к их организации и проведению, опираясь часто на популярные телепередачи. Сюда относятся «КВН», «Педагогическое поле чудес», «Театральная пятница», «Педагогический случай», «Что, где когда?», «Круглый стол», и др.  Для формирования у родителей навыков и умений воспитания ребенка также проводятся тренинги, практикумы, дискуссии.

Наглядно-информационные формы условно разделены на две подгруппы:

  • информационно-ознакомительная;
  • информационно-просветительская.

Задача информационно-ознакомительной формы – ознакомление родителей с дошкольным учреждением, особенностями его работы, педагогами, преодоление поверхностных мнений о деятельности ДОУ. Например, это Дни открытых дверей. Примечательно, что сегодня для тех родителей, которые не смогли посетить детский сад, эффективно функционирует сайт дошкольного учреждения, где родители могут ознакомиться с интересующей их информацией, не выходя из дома, задать волнующие вопросы и оставить комментарии. Благодаря применению сайта родители могут чувствовать себя в отношениях с другими комфортнее и безопаснее, так как начинают получать друг от друга обратную связь и эмоциональную поддержку.

Задачи информационно-просветительской формы близки к задачам познавательных форм и направлены на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста. К ним относятся: стенды, выполненные с применением современных технологий, компьютерная презентация текста, рисунков, диаграмм, библиотеки для родителей по основным проблемам семейной педагогики.

В этом году активно использовался метод проектов, когда родители активно подключаются к выполнению определенной части общего задания, например, по ознакомлению дошкольников с вкусной и полезной пищей. Они собирают информацию о полезных и вредных продуктах, о преимуществе здорового питания, узнают новые полезные рецепты, делают презентации, фотографии и др. Затем представляют свои работы на общем мероприятии. Этот метод способствует сближению родителей, детей и педагогов.

Также родители привлекаются к субботникам, участвуют в оформлении территории ДОУ, возят дошкольников на представления и экскурсии.

Вывод: в 2014 – 2015 учебном году в МАДОУ были созданы и реализованы условия для максимального удовлетворения запросов родителей детей дошкольного возраста по их воспитанию и обучению. Работает консультативная служба специалистов: узкие специалисты,  старшей медсестры, воспитателей. Родители могли в полном объеме получать информацию о целях и задачах учреждения, обсуждать различные вопросы пребывания ребенка в ДОУ, участвовать в жизнедеятельности детского сада.

Все это говорит об эффективности взаимодействия семьи и дошкольного учреждения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совершенствование системы управления дошкольной образовательной организацией в условиях введения ФГОС ДО

Развитие современного общества предъявляет новые требования к дошкольным образовательным учреждениям, к  организации и управлению образовательным процессом. В  последние годы дошкольное обра...

Внутренняя система оценки качества образования как условие эффективного управления дошкольной образовательной организацией.

Создание системы внутренней системы оценки качества - обязанность образовательной организации.В докладе рассматривается основные подходы к созданию системы...

статья на тему: «Современные требования к управлению дошкольной образовательной организацией»

В статье представлены современные требования к управлению дошкольной образовательной организацией...

Материалы к номинации "Лучшая модель (практика) управления дошкольной образовательной организацией: развитие образовательных технологий"

Материалы к номинации "Лучшая модель (практика) управления дошкольной образовательной организацией: развитие образовательных технологий" к открытому конкурсу лучших практик, способствующих д...

Материалы к номинации "Лучшая модель (практика) управления дошкольной образовательной организацией: развитие образовательных технологий"

Материалы к номинации "Лучшая модель (практика) управления дошкольной образовательной организацией: развитие образовательных технологий" к открытому конкурсу лучших практик, способствующих д...

«Лучшая модель управления дошкольной образовательной организацией : развитие образовательных технологий.»

Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли родители . Этопредъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену...