Методические рекомендации по внедрению ФГОС ДО
методическая разработка ( группа) на тему

Котова Людмила Ивановна

Целесообразно при введении федеральных образовательных стандартов дошкольного образования (ФГОС ДО) выстроить проектную модель, определяющую последовательность и содержание действий по введению нового стандарта дошкольного образования, а также цели и ожидаемые результаты. Проектная модель может предусматривать пять этапов для успешной организации процесса внедрения в образовательном учреждении ФГОС ДО. При внедрении ФГОС ДО целесообразно создать в образовательном учреждении Совет (методический совет), обеспечивающий координацию действий всего педагогического коллектива, осуществляющий информационное и научно-методическое сопровождение инновационного процесса. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Омска

 «Детский сад №148»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВНЕДРЕНИЮ ФЕДЕРАЛЬНЫХ

ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ

ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

Омск - 2015г.

Целесообразно при введении федеральных образовательных стандартов дошкольного образования (ФГОС ДО) выстроить проектную модель, определяющую последовательность и содержание действий по введению нового стандарта дошкольного образования, а также цели и ожидаемые результаты. Проектная модель может предусматривать пять этапов для успешной организации процесса внедрения в образовательном учреждении ФГОС ДО.

Этап 1. Создание совета и формирование рабочей группы по внедрению ФГОС ДО

При внедрении ФГОС ДО целесообразно создать в образовательном учреждении Совет (методический совет), обеспечивающий координацию действий всего педагогического коллектива, осуществляющий информационное и научно-методическое сопровождение инновационного процесса. Деятельность этого совета предлагается регламентировать специальным Положением о совете. Совет может формировать рабочую группу по разработке проекта модернизированной образовательной системы по внедрению ФГОС ДО.

Задачи этапа. При формировании рабочей группы по разработке проекта модернизированной образовательной системы необходимо.

  • определить состав рабочей группы;
  • назначить руководителя рабочей группы;
  • определить порядок ее работы;
  • поставить перед группой общую задачу и задачу следующего этапа.

Содержание работы. Рабочая группа создается для разработки и реализации проекта модернизации образовательной системы  в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения. В состав рабочей группы необходимо включить в педагогов всех возрастных групп, чтобы сохранить преемственность ступеней. Руководство деятельностью рабочей группы целесообразно поручить старшему воспитателю. Состав рабочей группы и порядок ее работы утверждается приказом заведующего образовательного учреждения.

Участники рабочей группы должны быть достаточно информированы о концепции, содержании и условиях реализации ФГОС. Педагоги также должны иметь представление об особенностях проектной деятельности (целях, этапах, требованиях к промежуточным и окончательным результатам, их оформлению и т.д.). Необходимо, чтобы руководитель группы обладал навыками групповой работы (организации групповой дискуссии, круглого стола, мозгового штурма и др.).

Участники рабочей группы должны быть обеспечены необходимыми для работы инструктивно-методическими материалами и рекомендациями по разработке образовательной программы  в соответствии с ФГОС нового поколения.

           После издания приказа о создании рабочей группы необходимо провести ее собрание, на котором перед участниками проекта ставятся конкретные цели его разработки и реализации, определяются задачи группы. Кроме того, в начале работы группы должен быть определен и принят всеми участниками порядок ее работы. Наиболее рационально строить работу в групповой и индивидуальной формах. Групповая форма работы осуществляется на совместных заседаниях, периодичность которых определяется на первом заседании, посредством совместных обсуждений определенных вопросов. В промежутке между заседаниями участники рабочей группы индивидуально или в микрогруппах (2 - 3 человека) решают порученные задачи.

             Результаты этапа. На первом этапе сформирована рабочая группа по разработке проекта внедрения ФГОС НОО:

  • назначен руководитель рабочей группы;
  • определен список участников рабочей группы;
  • обеспечена подготовка рабочей группы, определены задачи членов рабочей группы.

Этап 2. Определение изменений в существующей образовательной системе, необходимых для приведения ее в соответствие с требованиями ФГОС

Задачи этапа. Определить какие изменения в существующей образовательной системе необходимо произвести, чтобы привести ее в соответствие с нормативной моделью, определяемой ФГОС:

  • в образовательных целях;
  • в учебном плане;
  • в содержании ООП;
  • в образовательных технологиях;
  • в условиях реализации образовательных программ;
  • в способах и организационных механизмах контроля образовательного процесса и оценки его результатов.

        Содержание этапа. Основной принцип действий на этом этапе состоит в сравнении предложенной новыми стандартами обобщенной модели образовательной системы с существующей в ДОУ и определении того:

  • какие элементы существующей образовательной системы полностью отвечают требованиям новых ФГОС и могут быть без изменений перенесены в желаемую систему;
  • какие элементы существующей системы частично отвечают требованиям новых ФГОС и нуждаются в переработке для переноса в желаемую систему;
  • какие элементы существующей системы не отвечают требованиям новых ФГОС и не могут быть перенесены в желаемую систему;
  • какие необходимые для желаемой системы  элементы, определяемые новыми ФГОС, отсутствуют в существующей системе и должны быть найдены или разработаны.

В результате этих действий будет формироваться перечень необходимых и достаточных изменений в элементах образовательной системы образовательного учреждения.

Этап 3.  Разработка проекта модернизированной образовательной системы.

Задачи этапа. Спроектировать образовательную модель, соответствующую нормативной модели, определяемой новыми стандартами.

Содержание этапа. Содержанием этапа является конкретизация образовательной модели ДОУ, представленной в ФГОС, применительно к данному дошкольному учреждению. Совет обеспечивает полноту и связанность всех единичных проектов, разработанных в микрогруппах.

Результаты этапа. Результатом проектирования является образовательная модель учреждения, соответствующая новым ФГОС, включающая:

  • состав образовательных программ  или их частей, подлежащих самостоятельной разработке;
  • состав программ, найденных вовне и подлежащих освоению;
  • состав новых образовательных технологий, которые нужно освоить;
  • перечень учебных программ повышения квалификации педагогических кадров, которые нужно реализовать, чтобы обеспечить введение новых образовательных программ и технологий;
  • перечень новых методов контроля, которые нужно ввести;
  • перечень новых механизмов контроля, которые нужно разработать и ввести.

Этап 4. Разработка плана-графика модернизации образовательной системы.

План-график модернизации образовательной системы ДОУ – это временная модель, определяющая процесс перехода от существующей образовательной системы к желаемой.

Задачи этапа. При разработке плана-графика модернизации образовательной системы необходимо определить:

  • полный состав действий, необходимых для реализации единичных проектов;
  • планы-графики реализации единичных проектов;
  • согласовать по срокам связи между единичными проектами, обеспечив их скоординированность;
  • распределить все единичные проекты во времени.

Содержание этапа. Чтобы реализовать свое назначение план должен содержать все необходимые и достаточные действия для осуществления желаемых изменений, скоординированные между собой в пространстве и времени и обеспеченные ресурсами. План должен быть полным и реалистичным. Он должен определять промежуточные результаты, чтобы обеспечивать возможность своевременного выявления возможных сбоев в процессе введения ФГОС.

Проект и план-график введения ФГОС нового поколения образовательного учреждения принимается Советом по введению новых ФГОС и утверждается Приказом заведующего.

Результаты этапа. Результаты разработки плана внедрения комплексного новшества включают:

  • состав единичных проектов, необходимых и достаточных для достижения поставленных целей их введения (что должно быть сделано);
  • ожидаемые результаты единичных проектов (что будет получено в результате их реализации);
  • сроки начала и окончания реализации единичных проектов и сроки реализации действий в рамках каждого из них (когда должны быть выполнены действия);
  • ответственных за реализацию единичных проектов (кто исполнитель).

Этап 5. Реализация запланированных изменений в образовательной системе образовательного учреждения

Для эффективной реализации программы модернизации образовательной системы  (внедрения ФГОС ДО) необходимо создать систему организационных механизмов управления его реализацией, способную контролировать соответствие фактического хода работ запланированному и вырабатывать решения по корректировке в случае возникновения несоответствия между ними.

Для своевременного обнаружения необходимости выработки решений должны осуществляться сбор информации о состоянии работ по проекту, ее обработка и анализ. Кроме этого, система управления реализацией проекта должна обеспечивать информирование о состоянии работ ее участников, Совет по введению новых ФГОС, Педагогический совет и администрацию ДОУ.

Задачи этапа. Для реализации запланированных изменений необходимо разработать и ввести в действие организационный механизм управления реализацией единичных проектов, включающий:

  • организационный механизм контроля хода разработки и реализации системы единичных проектов;
  • организационный механизм анализа состояния работ по комплексному проекту;
  • организационный механизм выработки решений по корректировке планов.

Содержание этапа. Должен быть построен организационный механизм контроля.

До начала реализации проекта руководителю рабочей группы (самостоятельно или с привлечением ответственных за реализацию единичных проектов) необходимо определить показатели и способы контроля качества осуществления всех изменений в образовательной системе и довести их до сведения исполнителей.

Поскольку общий проект введения ФГОС нового поколения разрабатывался рабочей группой, то логично поручить контроль этого процесса ее руководителю.

Для проведения контроля необходимо также определить, каким способом будет получаться необходимая информация: посредством изучения документации, в процессе собеседования с исполнителями, с помощью наблюдения за деятельностью, из отчетного доклада педагогов. Необходимо разработать и утвердить на заседании рабочей группы определенную форму отчета исполнителей о ходе реализации инновационных проектов, в которой должны быть отражены: отчетный период, мероприятия, запланированные на этот период, отметки о проведении, причины сбоев, ожидаемые сроки окончания работ при запаздывании, потребность в ресурсах, предложения по совершенствованию плана и др.

Эффективный контроль должен поддерживать у педагогов желание достигать необходимых результатов в реализации проектов нововведений. Для этого:

  • контроль не должен быть неожиданным. Неожиданный контроль может использоваться как средство выражения недоверия сотруднику.
  • контроль должен быть объективным. Требования и критерии оценки должны быть четко определены и известны контролируемым.
  • результаты контроля должны сообщаться контролируемым и обсуждаться с ними.
  • исполнители должны знать, что нужно делать, чтобы исправить недостатки, выявленные в процессе контроля, и не сомневаться в возможности этого.

Вместе с тем основой разработки методических рекомендаций может стать перечень основных направлений работы образовательного учреждения  представленный ниже.

План сопровождения  введения Федерального Государственного образовательного стандарта

дошкольного образования на учебный год.

Мероприятия

Сроки

Ответственные

1.Организационно - методическое обеспечение внедрения ФГОС дошкольного образования.

1.1.Включение в годовой план работы ДОУ на 2014 – 2015   постоянно действующий теоретический семинар «Изучаем ФГОС ДО».

периодически постоянно в течение 2014 – 2015 учебного года.

Старший воспитатель

1.2.Назначение координатора  по подготовке  и введению ФГОС ДО  в практику работы ДОУ.

Май,2014г.

Заведующий ДОУ

1.3  Консультации для педагогов:

  • «Что такое ФГОС дошкольного образования»
  •  «ФГОС Общие положения»
  • «ФГОС Требования к основной структуре основной образовательной программы дошкольного образования»
  • «Требования к разделам основной образовательной программы».
  • «Организационный раздел основной образовательной программы»
  • «Требования к развивающей предметно – пространственной  среде»
  •  «ФГОС Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования»
  • «Требования к материально – техническим

      условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования».

сентябрь 2014г.

октябрь 2014г.

ноябрь 2014г.

декабрь 2013г.

январь-февраль 2015г.

январь-февраль 2015г.

февраль 2015г.

февраль-март 2015г.

Старший воспитатель

1.4 Разработка и корректировка основной образовательной программы ДОУ с целью приведения ее в  соответствие с ФГОС дошкольного образования  (на основе методических рекомендаций Министерства образования и науки РФ, Министерства образования МО).         

в течение 2014 – 2015 учебного года

Старший воспитатель

1.5 Рассмотрение на итоговом заседании педагогического коллектива Положения о создании рабочей группы и выбор членов рабочей группы по разработке проекта основной образовательной программы дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО.

 май 2014г.

Старший воспитатель

1.6 Подведение итогов работы дорожной карты и выявление результативности изучения ФГОС ДО в ходе педагогического пробега на итоговом заседании педагогического коллектива.

май 2015г.

Старший воспитатель

1.7 Оформление пакета документов по внедрению ФГОС в систему работы ДОУ на 2015 – 2016 год.         

в течение 2014 – 2015 учебного года, май 2015

Старший воспитатель

2. Обеспечение профессиональной деятельности педагогов ДОУ по апробации, внедрению и реализации ФГОС дошкольного образования.

2.1 Обучение педагогов ДОУ на курсах по проблемам внедрения и реализации ФГОС дошкольного образования.

в течение 2014 – 2015 учебного года

Старший воспитатель

2.2 Участие в городских методических объединениях по вопросам  введения ФГОС ДО.

 

в течение 2014 – 2015 учебного года

Старший воспитатель

2.3 Проведение семинаров и консультаций по проблемам внедрения и реализации ФГОС дошкольного образования.

в течение 2014 – 2015 учебного года

Старший воспитатель

2.4 Мониторинг уровня знаний педагогов  требований ФГОС ДО.

периодически,  в течение 2014 – 2015 учебного года.

Старший воспитатель

3.Информационное сопровождение внедрения ФГОС дошкольного образования.

3.1. Информирование общественности, родителей (законных представителей) о ходе внедрения ФГОС дошкольного образования  в ДОУ на официальном сайте учреждения.        

периодически, в течение 2014 – 2015 учебного года        

Заведующий

3.2.Проведение родительских собраний и консультаций с родителями  по проблемам введения ФГОС ДО.

периодически, в течение 2014 – 2015 учебного года        

Заведующий

3.3 Подготовка публичной отчетности ДОУ о ходе и результатах введения ФГОС ДО (Включение в публичный доклад заведующей ДОУ  раздела, отражающего ход введения ФГОС ДО).

март-май 2015г.

Заведующий


Дорожная карта введения Федерального Государственного образовательного стандарта

 дошкольного образования на ______ учебный год.

№ п/п

Наименование мероприятий

Срок исполнения

Результат

Формы отчетных документов

Ответственные

исполнители

1

2

3

4

5

6

1. Нормативное правовое обеспечение внедрения ФГОС дошкольного образования

1.1.

Изучение Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования

Май-июнь, 2014г.

Изучение документа

Заведующий ДОУ

1.2.

Изучение инструктивно – методических писем по переходу на Федеральный Государственный образовательного стандарта дошкольного образования

Май-июнь, 2014г.

Изучение документа

Заведующий ДОУ

 

1.3.

Разработка плана сопровождения введения Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования в дошкольных образовательных учреждениях

Май-июнь, 2014г.

Система мероприятий, обеспечивающих внедрение

ФГОС ДО

План сопровождения приказ

Заведующий ДОУ

 

Старший воспитатель

2. Организационно – управленческое обеспечение внедрения ФГОС дошкольного образования

2.1.

Координация педагогического коллектива  по подготовке введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

май 2014г.

Создание и определение функционала рабочей группы

Приказ о назначении координатора  по подготовке  и введения ФГОС ДО

Заведующий ДОУ

 

2.2.

Организация курсовой подготовки по проблеме введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

В течение 2014 – 2015 учебного года

Поэтапная подготовка педагогических и управленческих кадров к введению ФГОС

Утверждение плана графика повышения квалификации, плана курсовой подготовки

Заведующий ДОУ

 

2.3

Проведение семинара  «Введение ФГОС дошкольного образования: проблемы и перспективы»

Активное профессиональное взаимодействие по обмену опытом, обсуждению проблем и поиску их решения

Материалы семинарв

Заведующий ДОУ

 

Старший воспитатель

2.4.

Предварительный анализ ресурсного обеспечения в соответствии с требованиями ФГОС ДО

Июль, 2014 г.

Получение объективной информации о готовности ОУ к переходу на ФГОС ДО

мониторинг

Заведующий ДОУ

 

2.5.

Организация участия различных категорий педагогических работников в муниципальных  семинарах и других формах работы по вопросам введения ФГОС ДО

В течение 2014 – 2015 учебного года

Обеспечение научно-методического сопровождения перехода и внедрения ФГОС ДО

Материалы семинаров

Заведующий ДОУ

 

Старший воспитатель

2.6.

Разработка и утверждение примерной основной образовательной программы ДОУ с учетом ФГОС

В течение 2014 – 2015 учебного года

Создание ООП ДОУ

Протоколы творческой группы, педагогических советов

Заведующий ДОУ

 

Старший воспитатель

2.8.

Внесение изменений в локальные акты деятельности ДОУ

В течение 2014 – 2015 учебного года

Дополнения в документы, регламентирующие воспитательно – образовательную деятельность ДОУ по внедрению ФГОС ДО

Изменённые локальные акты, приказы

Заведующий ДОУ

 

Старший воспитатель

2.9.

Мониторинг введения ФГОС ДО

30.10. 2014г.

01.04.2015г.

Диагностические материалы

План контроля

Заведующий ДОУ

 

Старший воспитатель

2.10.

Внесение изменений в  систему оценки качества дошкольного образования  в соответствии ФГОС ДО

март, 2015г.

Обеспечение инструментариев качества дошкольного образования в соответствии ФГОС ДО

Методические материалы

Заведующий ДОУ

 Р.А.Сагдеева,

Старший воспитатель Л.И.Котова

2.11.

Разработка методических рекомендаций к организации развивающей среды в соответствии ФГОС ДО

март, 2015г.

Методические рекомендации

Методические материалы

Заведующий ДОУ

 

Старший воспитатель

2.12.

3. Создание материально-технического обеспечения внедрения ФГОС дошкольного образования

3.1.

Обеспечение оснащённости развивающей среды в соответствии с требованиями ФГОСДО в соответствии возрастных групп

В течение 2014 – 2015 учебного года

Определение необходимых изменений в оснащенности ДОУ с учетом требований ФГОС ДО

Заведующий ДОУ

 

Старший воспитатель

3.2.

Обеспечение соответствия материально-технической базы реализации ООП ДОУ

В течение 2014 – 2015 учебного года

Приведение в соответствие материально-технической базы реализации ООП ДОУ с требованиями ФГОС ДО

- Департамент образования

- Рабочая группа

- Руководители ДОУ

3.3.

Обеспечение укомплектованности методического кабинета ДОУ печатными и электронными образовательными ресурсами по всем разделам ООП ДОУ

В течение 2014 – 2015 учебного года

Обеспечение укомплектованности методического кабинета ДОУ справочными материалами, методической литературой

- Департамент образования

- Рабочая группа

- Руководители ДОУ

3.4.

Обеспечение контролируемого доступа участников образовательного процесса к информационным образовательным ресурсам в сети Интернет.

В течение 2014 – 2015 учебного года

Расширение возможностей доступа пользователей к банку актуальной педагогической информации и обеспечение возможности дистанционной поддержки участников образовательного процесса

Создание банка полезных ссылок, наличие на сайте ДОУ  «ФГОС ДО»

Заведующий ДОУ

 

4. Создание организационно-информационного обеспечения внедрения ФГОС ДО

4.1.

Обеспечение публичной отчетности ДОУ о ходе и результатах введения ФГОС ДО (Включение в публичный доклад заведующей ДОУ  раздела, отражающего ход введения ФГОС ДО).

Май, 2015г.

Информирование общественности о ходе и результатах внедрения ФГОС

Размещение публичного доклада на официальном сайте ДОУ

Заведующий ДОУ

 

4.2.

Информирование общественности посредствам официального сайта ДОУ о подготовке к введению и порядке перехода  на ФГОС ДО

В течение 2014 – 2015 учебного года

Обеспечение условий открытости в реализации ФГОС всех субъектов образования

Размещение на информации на официальном сайте ДОУ

Заведующий ДОУ

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль муниципальной методической службы во внедрении ФГОС ДО в практику дошкольного образования

В статье рассматриваются  основные направления работы методической службы во внедрении ФГОС ДО в практику работы ДОУ...

Презентация "Роль муниципальной методической службы во внедрении ФГОС в практику дошкольного образования".

Презентация к статье "Роль муниципальной методической службы во внедрении ФГОС ДО в практику дошкольного образования"...

Методические рекомендации по реализации ФГОС ДО для воспитателей

Даны рекомендации по раелизации ФГОС  ДО в работе с дошкольниками...

Методические рекомендации по внедрению музыкотерапии в повседневную жизнь дошкольников

   Музыкотерапия - одно из перспективных направлений в жизни дошкольного образовательного учреждения. Она способствует коррекции психофизического здоровья детей в процессе их жизнедея...

Методические рекомендации для воспитателей ДОУ "Нетрадиционные формы работы с родителями, в условиях внедрения ФГОС"

Непонимание ложится на ребенка. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по причине выбора формы взаимодействия. Работа с родителями на сегодняшний день является...

Методические и практические рекомендации по проведению образовательной деятельности по художественно эстетическому развитию в условиях внедрения ФГОС ДО "А в лесу чудесном-просто красота!2

Цель работы: разработка и внедрение целостной модели по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста посредствам использования нетрадиционных техник аппликации....

Методические рекомендации по внедрению ФАОП (от 31.08.2023)

Методические рекомендации по внедрению ФАОП (от 31.08.2023)...