Компетентностно-ориентированные технологии профессионального развития педагогов
консультация по теме

Мокрецова Наталья Алексеевна

Технологии для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologii_dlya_vospitateley.docx18.42 КБ

Предварительный просмотр:

Компетентностно-ориентированные технологии профессионального развития педагогов

        В настоящее время наш педагогический коллектив интенсивно старается внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности. Современные педагогические технологии, рекомендуемые к применению в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных образовательных стандартов дошкольного образования. До педагогов ДОУ было доведено, что принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе и что взрослый в общении с детьми должен придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Цель такого взаимодействия - это содействовать становлению ребенка как личности.

       В методической работе с педагогами для их профессионального развития стараемся использовать современные педагогические технологии, которые включают в себя совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств.

      Атмосфера современного детского сада должна быть насыщена разнообразными ситуациями, побуждающими детей к творческой самостоятельности, к проявлению фантазии, чтобы каждый ребенок в соответствии со своими склонностями и интересами приобрел опыт успешной творческой деятельности.

      Самостоятельно дошкольник еще не может справиться со всеми этими проблемами, в этом ему поможет педагог, владеющий новыми педагогическими технологиями.

       Педагоги в своей работе используют методы проблемного и развивающего обучения: вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно-исследовательская деятельность, решение кроссвордов и т.д. Однако такой подход носит фрагментарный характер. А хотелось бы, чтобы такая работа была постоянной. И решить эту проблему сможет интегрированный подход к обучению, который направлен на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей.

     В частности, мы выбрали метод проектов, который актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, связан с развивающим обучением и может широко использоваться в любой группе детского сада. Метод проектов позволяет развивать у воспитанников умение наблюдать, общаться, уважать чужое мнение, действовать совместно с другими детьми, быть занятыми общим делом. Но для этого необходимо обучить педагогов технологии проектирования, методикам развития творческих способностей детей. Умению привлечь на свою сторону родителей и узких специалистов. С этой целью в ДОУ был проведен семинар-практикум, целью которого стало: создание условий для повышения профессиональной компетентности педагогов средствами технологии проектирования.

        С момента открытия детского сада в работе с педагогами и детьми мы стали изучать, а потом и апробировать кейс-технологии. Универсальность данной технологии состоит в том, что используются описания конкретных ситуаций или случая. Обучающиеся должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблемы, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Кейсы основаны на реальном фактическом материале или же приближены к реальной ситуации. Кейс-технология основана на реальных или вымышленных ситуаций, и направленна не столько на освоение знаний, сколько на формирование у педагогов и воспитанников новых качеств и умений. Главное ее предназначение – развивать способность анализировать различные проблемы и находить их решение, а также умение работать с информацией. Преимуществом кейсов является возможность оптимально сочетать теорию и практику, что представляется достаточно важным при подготовке специалиста.

      С педагогами ДОУ было проведено несколько консультаций по методике применения кейс-технологии, с помощью которых активизируется образовательный процесс. Были проработаны все методы, относящиеся к ней, это:

- метод ситуационного анализа (метод анализа конкретных ситуаций,

- ситуационные задачи и упражнения;

- метод инцидента;

- метод ситуационно-ролевых игр;

- метод разбора деловой корреспонденции;

- игровое проектирование;

- метод дискуссии.

В практике дошкольного образования мы используем кейс-иллюстрации, кейс-фото.

Кейс-иллюстрация - это иллюстрация, которая используется для рассмотрения проблемной ситуации. Целью работы с ней является разбор сути проблемы, анализ возможных решений и выбор лучшего из них.

Кейс-иллюстрация отличается от наглядности тем, что предполагает знакомство детей с реальной или предполагаемой проблемой и выработку дошкольниками своего взгляда на ее решение. Рассматривая иллюстрации, дети обсуждают полученную информацию, рассуждают, принимают решение, могут предполагать и строить на основе этого прогноз.

Кейс-иллюстрации активизируют мысль детей, развивают воображение, потребность в общении с другими людьми, воспитывают чувства. А иллюстрация с продолжением мотивирует интерес детей. Данные технологии помогают повысить интерес детей к изучаемому предмету, развивают у них такие качества, как социальная активность, коммуникабельность, умение слушать и грамотно излагать свои мысли.

В коллективе педагогов вызвала особый интерес диалоговая технология. Она проста и понятна воспитателям, потому что роль педагога заключается в организации коммуникативной развивающей среды и в умении вести диалог. И тогда структура соответствует беседе и позволяет сочетать элементы учения и диалога. Технологии диалогового обучения присущи следующие особенности:

- развивающая форма деятельности (специально созданная диалогическая среда, свобода и спонтанность);

- эмоционально-чувственная сфера взаимодействия;

- вплетение в диалог словесной игры, музыкальности, художественного образа, театрализации.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование компетентностно-ориентированных технологий профессионального развития педагога в соответствии с ФГОС ДО в МБДОУ детский сад № 29 «Светлячок»

Использование компетентностно-ориентированных технологий профессионального развития педагога в соответствии с ФГОС ДО в МБДОУ детский сад № 29 «Светлячок»...

Аналитический отчёт «Компетентностно-ориентированные технологии профессионального развития педагогов"

Использование в педагогической практике образовательных технологий стало неотъемлемой частью образовательного процесса.Для формирования профессиональной компетентности педагогов ДОУ используются...

Программа профессионального развития педагога "Игровые технологии в развитии логического мышления младших дошкольников" на 2021-2022 учебный год

Эффективность развития логического мышления дошкольников возрастает, если в качестве средств обучения выступают наглядные модели, знакомство с которыми следует начинать уже в младшей и средней группах...

Индивидуальный план профессионального развития педагога Гусейновой О.С. по теме «Развитие системно - логического мышления дошкольников через ТРИЗ технологии»

Цель:     развитие системно - логического мышления детей  для раскрытия их творческого потенциала с дальнейшим применением полученных знаний.Задачи:1.Педагогические:-  создать...

План профессионального развития педагога«Развитие речи детей дошкольного возраста через игровые технологии»

План профессионального развития педагога«Развитие речи детей дошкольного возраста через игровые технологии».Материал на 3 года, с2025  по 2028 год.Развитие речи с детьми 4-7 лет....


 

Комментарии

Смирнова Ирина Ивановна

Очень интересная и важная информация! спасибо!!

Алексеева Валентина Анатольевна

Спасибо за новую технологию! Обязательно опробую в нашем детском саду!