Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Рекомендации для педагогов.
учебно-методический материал (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Рекомендации для педагогов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nravstvenno_-_patrioticheskoe_vospitanie_detey_rekomendatsii_pedagogam.docx | 17.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Нравственно – патриотическое воспитание детей
дошкольного возраста.
Рекомендации для педагогов.
В проекте «Национальная доктрина образования в Российской Федерации» подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и региональную терпимость ». От 4.10.2000г № 751
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры помогает в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Таким образом, нравственно - патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Исходя из этого, работа педагога включает целый комплекс задач:
-Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
- Формирование бережного отношения к природе и всему живому;
- Воспитания уважения к труду;
- Развития интереса к русским традициям и промыслам;
- Формирование элементарных знаний о правах человека;
- Расширение представления о городах России;
- Знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
- Развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
- Формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: в НОД, в играх, в труде, в быту - так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Система и последовательность работы по нравственно - патриотическому воспитанию детей может быть представлена следующим образом: семья - детский сад - родная улица, район - родной город - страна, ее столица, символика - права и обязанности (конституция).
Какие сведения и понятия о родном городе способны усвоить дети?
*Четырехлетний ребенок должен знать название своей улицы и той, на которой находится детский сад.
*Внимание детей постарше нужно привлечь к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, кинотеатр, почта, аптека и т.д., рассказать об их назначении, подчеркнуть, что все это создано для удобства людей.
*Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников, расширяется - это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняют, в честь кого они воздвигнуты. Старший дошкольник должен знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы. Ему объясняют, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живет. Для этого необходимы экскурсия по городу, на природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребенок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. И здесь большое значение приобретает знакомство детей с народными промыслами края, народными умельцами.
Средства патриотического воспитания:
- предметно-развивающая среда;
- художественная литература и искусство;
- фольклор;
- практическая деятельность.
Методы патриотического воспитания:
- повышение познавательной активности;
- эмоциональное восприятие дошкольников.
Формы патриотического воспитания:
- непосредственно образовательная деятельность;
- игры;
- беседы;
- экскурсии;
- праздники и развлечения.
Условия патриотического воспитания:
* Создание, благоприятного психологического климата в коллективе.
Каждый день ребенка в детском саду должен быть наполнен радостью,
улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми. Ведь с воспитания
чувства привязанности к род6ному детскому саду, родной улице,
родной семье начинается формирование того фундамента, на котором
будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему
Отечеству;
* Интеграция содержания образования (проектирование такого содержания образования, которое бы способствовало усвоению ребенком культурных и других традиций своего народа, с традициями других народов) - тематический блок, тема;
Интеграция условий реализации содержания образования:
а) технологии по патриотическому воспитанию;
б) формы организации патриотического воспитания старших дошкольников;
в) интегративные средства, методы (вопросы, задания, ситуации) и приемы;
г) предметно-пространственное окружение, учебно-наглядные пособия и материалы;
* Результат:
а) интеллектуальные, личностные, физические качества;
б) универсальные предпосылки учебной деятельности;
в) формирование у воспитанников общечеловеческих и гражданских ценностей; сознания, построенного на приоритете национально-государственных ценностей;
Предметно-развивающая среда, созданная с учётом интересов и потребностей ребёнка, предоставляет возможность ребёнку продвигаться в своём развитии.
Обогащение предметно-развивающей среды, обладающей разносторонним потенциалом активизации, способствует ненасильственному включению ребёнка в образовательный процесс и переводу игры в учебную деятельность с целью формирования познавательной, социальной мотивации ребёнка к развитию и самореализации.
В качестве примерных вопросов для беседы с детьми, предлагаю использовать следующие:
- Что это? (Герб России, флаг России).
- Назови цвета флага нашей страны. (Белый, синий, красный).
- Что означают цвета Российского флага? (Добро и красоту; белый цвет – снег, облака, синий – небо, реки и моря, красный – огонь).
- Что изображено на гербе России? (Двуглавый орел, всадник, побеждающий змея).
- Что означает изображение двуглавого орла? (Солнце).
- Что означает изображение всадника? (Победу добра над злом).
- Где можно увидеть изображение герба России? (На монетах, документах).
- Зачем нужно изображение герба на монетах, а изображение флага на автомобилях и самолетах? (Чтобы можно было отличить их от монет, автомобилей и самолетов других стран).
- Зачем стране нужны герб и флаг? (Объединять людей, живущих в нашей стране, быть отличительным знаком).
Загадки:
У него названий много:
Триколор, трёхцветный стяг -
С ветром гонит прочь тревоги
Бело-сине-красный ... (ФЛАГ)
Есть главная песня у нашей страны.
Услышав её, мы вставать все должны.
Единству народа поётся в ней слава,
И восхваляется наша держава. (Гимн)
Он дополняет гимн и флаг,
Любой страны то главный знак.
У России он особый,
Ты назвать его попробуй. (ГЕРБ)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации для родителей и педагогов на тему: "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников"
Рекомендации для родителей и педагогов на тему: "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников"...
Картотека игр по нравственно-патриотическому воспитанию (старший возраст)
Дидактическая игра позволяет шире приобщить детей к текущей жизни в доступных им формах нравственных переживаний. Дидактическая игра по нравственно-патриотическому воспитанию позволяет открыть комплек...
Методические рекомендации для педагогов на тему: «Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников в условиях ФГОС ДО»
Взаимодействие с педагогами ДОО...
Краткосрочный проект по нравственно – патриотическому воспитанию (младший возраст) «Мой папа самый лучший!»
Цель: создание условий для воспитания у детей младшего дошкольного возраста начал патриотизма и гражданственности в соответствии с их возрастными возможностями....
План по самообразованию «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольного возраста в условиях ФГОС»
Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному дому, к род...
План самообразования на тему «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольного возраста в условиях ФГОС» Подготовительная группа
Задачи:1. Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы, самообразование; ознакомиться с инновационными методиками 2. Проанализировать условия, созданные в детском саду для...
План по самообразованию ТЕМА: «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольного возраста в условиях ФГОС»
laquo;План по самообразованию» ТЕМА: «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольного возраста в условиях ФГОС»Сентябрь – Май 2022-2023гг.Подготовительная груп...