Семинар для педагогов ДОУ "Моделирование образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО и ООП ДО"
методическая разработка на тему
Цель: повышение уровня профессиональной грамотности педагогов ДОУ в вопросах реализации ФГОС ДО
Скачать:
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Республики Алтай
Филиал № 1 «Чебурашка» МДОУ детский сад «Родничок»
Турочакского района с. Турочак
Семинар
«Моделирование образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО и ООП ДО»
Старший воспитатель
Скареднова И.С
Турочак, 2015
План
- Модели организации образовательного процесса в условиях ФГОС ДО.
- Взаимодействие воспитателя с детьми как основное условие развития в дошкольном возрасте.
- Интеграция – один из путей достижения качества ДО.
- Метод проектной деятельности – один из способов организации образовательного процесса в работе с дошкольниками.
- Организация прогулки. Тематические прогулки с дошкольниками.
Моделирование образовательного процесса в соответствии с ФГОС и образовательной программой организации
Основными задачами, стоящими перед каждым воспитателем, являются:
-наполнить жизнь ребенка интересным содержанием;
-проявить творческий подход к отбору содержания на основе интеграции образовательных областей и использование разнообразных методов и приемов;
-включить в образовательный процесс больше разнообразных игр, игровых приемов и игровых ситуации;
-применять принцип вариативности в отборе тем, форм, средств, методов, ориентируясь на разнообразие и новизну;
-исключить формализм, шаблонность, излишний дидактизм;
-внимательно, тактично относиться к ребенку, учитывать его возможности и склонности.
Содержание программы обеспечивает разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям:
- физическому;
-социально-коммуникативному;
-познавательному;
-речевому;
-художественно-эстетическому.
Какой же должна быть модель организации образовательного процесса в этих условиях?
В концепции «Дошкольное образование как ступень системы общего образования» представлены три наиболее часто встречающиеся модели организации образовательного процесса: учебная, комплексно-тематическая и предметно-средовая модели.
Учебная модель. Организация учебного процесса в ДОО строится по принципу разделенных учебных методик, каждая из которых имеет свою логику построения. В этой модели позиция взрослого – учительская; инициатива и направление деятельности принадлежит взрослому. Модель рассчитана на жесткое программирование образовательной среды в виде методик. Образовательный процесс осуществляется в школьно-урочной форме. Предметная среда обслуживает занятие или методику и приобретает вид «учебных пособий». Привлекательность этой модели для практиков определяется ее высокой технологичностью, доступностью профессионально обученному педагогу.
Комплексно-тематическая модель. В основу организации образовательных содержаний ставится тема, которая выступает как сообщаемое знание и представляется в эмоционально-образной форме. Реализация темы в разных видах детской деятельности («проживание» ее ребенком) вынуждает взрослого к выбору боле свободной позиции, приближая ее к партнерской. Менее жесткой в этой модели становится организация предметной среды. Набор тем придает систематичность образовательному процессу. Однако, в целом образовательный процесс направлен, скорее, на расширение осведомленности ребенка об окружающем. Модель предъявляет высокие требования к общей культуре и творческому потенциалу взрослого.
Предметно-средовая модель. В этой модели содержание проецируется непосредственно на предметную среду. Взрослый выступает как организатор предметных сред, подбирает развивающий материал, провоцирует пробы и фиксирует ошибки ребенка. Классический вариант этой модели – система М. Мантессори. Ограничение образовательной среды только предметным материалом, ставка на саморазвитие ребенка в этой модели приводит к утрате систематичности образовательного процесса и резко сужает культурные горизонты ребенка-дошкольника. Как и учебная, данная модель технологична и не требует творческих усилий от взрослого.
Итак, в связи с требованиями ФГОС ДО, оптимальным возможно использование положительных сторон комплексно-тематической и предметно-средовой моделей.
Модель организации образовательного процесса | Принципы организации образовательного процесса | Позиция взрослого | Организация предметной среды | Сильные и слабые стороны модели |
Учебная модель | Разделенные учебные методики. Школьно-урочная форма обучения | Ученик-учитель. Инициатива принадлежит взрослому | Предметная среда выступает как учебное пособие. Жесткое программирование предметной среды. | Высоко-технологичность, доступность для педагога |
Комплексно-тематическая | Реализация темы в разных видах детской деятельности. Эмоционально-образная форма обучения, в основе которой лежит тема | Ребенок-взрослый. Свободная позиция взрослого- позиция партнерская. | Организация среды менее жесткая | Систематичность, расширение знаний ребенка об окружающем мире, высокие требования к общей культуре и творческому потенциалу педагога |
Предметно-средовая | Содержание проецируется на предметную среду | Взрослый-организатор предметной среды. | Ограничение среды предметным материалом | Утрата систематичности образовательного процесса, Низкий уровень культуры дошкольников, технологичность, не требуется творческих усилий от педагога |
Взаимодействие воспитателя с детьми как основное условие развития в дошкольном возрасте
ФГОС ДО предусматривает последовательное «проживание» ребенком содержания образовательного процесса в разных видах детской деятельности (общении, игре, познавательско-исследовательской и др. деятельности). Следует оценивать не только модель организации образовательного процесса, но и тип взаимодействия взрослого с детьми как основное условие развития в дошкольном возрасте.
В настоящее время в образовательном процессе выделяют два основных блока:
- совместная партнерская деятельность взрослого с детьми;
-свободная самостоятельная деятельность детей.
В процессе взаимодействия взрослого с детьми у ребенка происходит развитие способов (средств) действий, развивается познавательная мотивация и увлеченность, развиваются и транслируются культурные нормы – в т.ч. нормы взаимодействия с другими людьми. В данном случае важное значение приобретают средства развития (методы, формы, материал), которые подбирает воспитатель для организации взаимодействия с детьми.
Сформулированы четыре ключевые позиции (Н.А.Короткова), раскрывающих особенность организации партнерской деятельности взрослого с детьми:
- включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми;
- добровольное присоединение детей к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения);
- свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при четко продуманной организации рабочего пространства для детей);
- открытый временной конец занятия (каждый работает в своем темпе).
Интеграция – один из путей достижения качества дошкольного образования
Учитывая особенности организации работы с дошкольниками, воспитатель должен уметь интегрировать содержание образовательных областей в целостный педагогический процесс, охватывающий все виды детской деятельности.
Интеграция понимается как глубокая форма взаимосвязи, взаимопроникновения разного содержания, охватывающая все виды деятельности.
Цель интеграции – способствовать всестороннему развитию ребенка, который познает объект с разных сторон. Интеграция легко организуется при комплексно-тематическом планировании (тематический день, неделя).
Идея интеграции подразумевает, что:
-для развития ребенка необходимо организовывать разнообразные виды детской деятельности;
-в этой деятельности должны развиваться все виды восприятия (зрительное, слуховое, тактильное, вкусовое, кинестетическое, обонятельное).
Только это может обеспечить полноту и глубину впечатлений и складывающихся на этой основе у дошкольника представлений, образов.
Если определяется тема дня, например, «День космонавтики», то следует продумать, о чем воспитатель расскажет детям, какие иллюстрации им покажет, что прочитает, какие игры организует (по данной тематике),что предложит рисовать, лепить, моделировать и т.д. это и есть комплексно-тематический образовательный процесс, где естественным образом интегрируется содержание образовательных областей, которое проживается ребенком в разнообразных видах детской деятельности.
Воспитатель должен знать, в каких формах может быть организован тот или иной вид детской деятельности (игровая, двигательная, продуктивная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, трудовая, музыкальная, художественная, восприятие детской художественной литературы и фольклора).
Если воспитатель использует разнообразные формы организации детской деятельности, то это делает образовательный процесс интересным и запоминающимся для детей.
Метод проектной деятельности – один из способов организации образовательного процесса в работе с дошкольниками
По словам Л.Свирской, «под проектом мы подразумеваем отрезок времени группы, в процессе которого и дети, и взрослые совершают увлекательную поисково-познавательную творческую работу, а не просто участие детей под руководством воспитателя в серии связанной одной темой занятий и игр».
В основе проектного обучения лежат следующие принципы:
- В центре внимания – ребенок.
- Образовательный процесс строится в логике деятельности, имеющей смысл для ребенка.
- Индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ребенка на свой уровень развития.
- Глубоко осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается на счет универсального их использования в разных ситуациях.
Что дает проектная деятельность участникам образовательного процесса?
Детям:
- На основе высокой познавательной мотивации изменяется позиция ребенка: из пассивного участника и потребителя знаний он становится исследователем, открывателем, творцом.
- Развивается самоконтроль, рефлексия, произвольность и другие волевые процессы.
- Формируются нравственные качества личности ребенка: партнерство, умение принять позиции другого, взаимопомощь, дружелюбие.
Родителям:
- Родители становятся неформальными участниками образовательного процесса.
- Формируется позитивная активная родительская позиция и доверительное отношение к образовательному учреждению.
- На основе родительской рефлексии развивается родительская компетентность.
- Создаются условия для обмена опытом семейного воспитания в неформальной обстановке.
Педагогам:
- Педагоги переходят от позиции «Делай как я» к позиции «Делаем вместе с ребенком»
- На основе профессиональной рефлексии повышается уверенность и компетентность педагогов.
- Создаются условия для активного самовыражения и творчества.
При использовании проектной деятельности можно выделить следующие индикаторы эффективности:
- в проектной деятельности расширяется социально-познавательное пространство детей;
- развивается познавательная и творческая активность;
- формируется познавательная мотивация.
Организация прогулки. Тематические прогулки с дошкольниками
В образовательном процессе важным элементом в режиме дня являются прогулки с детьми.
Основная задача воспитателя при проведении прогулок состоит в обеспечении активной, содержательной, разнообразной и интересной для детей деятельности.
Современные требования к обновлению образовательного процесса предполагают сделать прогулки максимально разнообразными по содержанию и организации.
В методической литературе и отдельных нормативных документах можно найти подтверждение о том, что помимо традиционной, сложившейся годами структуры прогулки с детьми, могут проводиться тематические прогулки, выстроенные по принципу доминирования вида детской деятельности или являющиеся продолжением темы дня в образовательном процессе.
Авторы пособия «Тематические прогулки в детском саду» (авторы К.Ю.Белая, Е.А. Каралашвили, Л.И.Павлова) предлагают пять видов тематических прогулок:
- прогулки-походы;
-развлекательные прогулки с персонажами;
-прогулки-события;
-спортивные прогулки;
-прогулки-трудовые акции.
Так, например, прогулки-события посвящаются определенной теме или событию, произошедшему в детском саду. Прогулка-событие (тематическая прогулка) помогает воспитателю еще раз обратить внимание детей на важное событие, уточнить их знания и восприятие определенной темы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект семинара для педагогов «Предметно-развивающая среда в соответствии с ФГОС ДО»
Цель: Выявить и обобщить знания воспитателей и специалистов по данной теме.План семинара:1. Доклад и презентация на тему: «Предметно – развивающая среда в соответствии с ФГОС ДОУ»2. Командная игра «Чт...
Выступление на семинаре-практикуме «Организация образовательного процесса в соответствии с ФГОС»
Сообщение для педагогов «Знакомим детей с частями суток»...
Семинар-практикум «Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе в соответствии с ФГОС в ДОУ»
Закаливание организма - одно из лучших средств укрепления здоровья...
Использование современных технологий в образовательном процессе в соответствии с ФГОС ДО по образовательной области "Познавательное развитие" в подготовительной к школе группе "Экскурсия по городу здоровья"
Познавательное развитие в подготовительной к школе группе "Экскурсия по городу Здоровья"...
Городсткой семинар "Построение воспитательно-образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО, для полноценного проживания дошкольного детства воспитанниками с ОВЗ"
Семинар -практикуп...
Городсткой семинар "Построение воспитательно-образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО, для полноценного проживания дошкольного детства воспитанниками с ОВЗ"
Памятка городского семинара 2016г с темами выступлений...
Консультация для педагогов "Планирование образовательного процесса в соответствии ФГОС ДО с учетом методических рекомендаций«
Цель: Организация целостного, непрерывного, содержательного педагогического процесса черезпланирование.Итак, что такое план или планирование?План – это рабочий документ, назначение которого &nda...