Выступление на семинаре-практикуме «Организация образовательного процесса в соответствии с ФГОС»
материал на тему
Сообщение для педагогов «Знакомим детей с частями суток»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chasti_sutok.doc | 32 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на семинаре-практикуме «Организация образовательного процесса в соответствии с ФГОС»
«Знакомим детей с частями суток»
Аннотация: с проблемой времени человек сталкивается ежедневно, глядя в календарь, ежеминутно, глядя на часы. У детей ещё не развита ориентировка во времени. Они знакомятся
с окружающим миром, в котором все события протекают во времени. Временные характеристики реальных явлений, их длительность, порядок следования друг за другом, скорость протекания, частоту повторений и ритм необходимо показывать и объяснять детям ещё до школы.
Для измерения времени приняты регулярно повторяющиеся явления: смена дня и ночи, смена времён года.
В обыденной жизни вместо слова «сутки» часто мы говорим «день», хотя точнее день –
это продолжительность времени от восхода солнца до его заката.
Сутки принято делить на четыре части: утро, день, вечер, ночь. Продолжительность каждой части суток бывает различной, поэтому их смена принята условно.
При обучении детей распознаванию частей суток достаточно ограничиться соотнесением правильного обозначения каждой из частей суток (утро, день, вечер, ночь) с соответствующим промежутком времени и научить определять этот промежуток по характерной для него деятельности и внешним признакам.
Время воспринимается ребёнком опосредованно, по каким-либо признакам.
Но эти конкретные признаки («Утро – когда светло и дети идут в детский сад», «Ночь – когда темно, дети и взрослые спят») нестабильны, они зависят от времени года, от географического положения того или иного места.
Конкретным определителем времени для детей является в первую очередь их собственная деятельность. Поэтому, обучая детей, надо насыщать части суток конкретными существенными признаками детской деятельности, называя соответствующее время.
Среди разнообразных видов деятельности, которые ежедневно повторяются в режиме дня ребёнка, есть постоянные, имеющие место только в определённое время: это приход в детский сад, зарядка, завтрак, обед, послеобеденный сон и т.п. Есть и вариативные виды деятельности, повторяющиеся несколько раз в течение дня, в разные части суток: игра, умывание, одевание
и раздевание, прогулка и т.п. Постоянные виды деятельности в первую очередь могут быть использованы в качестве показателей времени частей суток. Показать эти виды деятельности
и связать время их протекания с определённым названием частей суток можно, разговаривая
с детьми об этой деятельности и времени или показывая деятельность на картинках.
Когда дети отчётливо усвоят представления о всех частях суток, научатся определять
по характерной деятельности и объективным показателям и правильно называть каждую из них, приступаем к уточнению знаний о последовательности частей суток. Поэтому, учим детей устанавливать последовательность частей суток с разных точек отсчёта. Например, после выяснения, что бывает днём, спрашиваем: «Что наступит после дня? Что делают люди вечером? Кончился вечер. Что наступит после вечера?»
Для закрепления умений различать части суток по характерной деятельности можно в работе с детьми использовать компьютер. На экране могут демонстрироваться фрагменты изображения
в цвете характерных объективных данных: положение солнца, наличие луны, звёзд на небосклоне и соответствующей цветовой освещённости земной поверхности; или деятельности, характерной для каждой части суток. Ребёнок, распознав часть суток, должен нажать соответствующую клавишу. Правильность действия ребёнка может быть оценена на экране в виде различных символов.
Таким образом, использование компьютера и соответствующего набора программ позволит
в доступной для ребёнка игровой форме, самостоятельно, без помощи взрослого решать поставленные задачи и применять имеющиеся знания в повседневной жизни.
Литература:
Рихтерман Т.Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста.
М.: Просвещение. 1991.
Веракса Н. Формирование единых временно-пространственных представлений. Дошкольное воспитание. 1976, № 5.
Мусейибова Т. Развитие ориентировки во времени у детей дошкольного возраста. Дошкольное воспитание. 1972, № 2.
Милюкова Оксана Ивановна, учитель-дефектолог МАДОУ д/с №50 «Умка»,
г.о. Домодедово, Московская область
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум для воспитателей «Разработка тематических проектов по организации образовательной деятельности в соответствие с ФГОС ДО»
создание мотивации педагогов ДОУ к использованию метода проектов в работе с воспитанниками....
Современные технологии организации образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС
Выступление "Применение игровых технологий в образовательном процессе во 2 мл. группе"...
Организация образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО
В презентации представлены принципы построения НОД в соответствии с ФГОС ДО...
Семинар – практикум Особенности организации образовательной деятельности ДОУ в соответствии с ФГОС ДО
В связи с введением с 1 сентября 2013 года в действие нового «Закона об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование становится первым уровнем общего образования. В свя...
Семинар-практикум «Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе в соответствии с ФГОС в ДОУ»
Закаливание организма - одно из лучших средств укрепления здоровья...
Организация образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО
Организация образовательного процесса в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования строится с учетом контингента воспитанников, их индивидуальных и в...
Статья на тему "Моделирование образовательного процессе в соответствии с ФГОС и образовательной программой организации"
В статье рассматриваются особенности организации работы с дошкольниками. Педагог должен уметь интегрировать содержание образовательных областей в целостный педагогический процесс, охватывающий все вид...