Семинар-практикум: «Формирование социально-коммуникативной компетентности дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО»
учебно-методический материал на тему

Деркачёва Юлия Викторовна

Семинар-практикум "Формирование социально-коммуникативной компетентности дошкольников в соответствии с требованиями  ФГОС ДО"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_-_praktikum.docx26.24 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №22 «Лужок» с.Ждановка

Краснокутского района Саратовской области

Семинар-практикум:

на тему  «Формирование социально-коммуникативной компетентности дошкольников в соответствии

с требованиями ФГОС ДО»

Составила: старший воспитатель

Деркачёва Ю.В.

2015 год

Данный семинар предназначен:

- для молодых специалистов: изучение содержания социально-коммуникативного развития дошкольников как одной из образовательных областей согласно ФГОС ДО;

- для педагогов-стажистов: повторение и закрепление содержания работы по данному направлению.

Цель: Повышение психолого-педагогической компетентности воспитателей в вопросах  реализации образовательной области  «Социально-коммуникативное развитие»

     Задачи: 

    -  развивать аналитические, конструктивные и  коммуникативные умения педагогов;

    -  способствовать благоприятной адаптации  молодых педагогов, созданию и сохранению в коллективе атмосферы  творчества.

Методы и приемы: беседа, обсуждение, показ слайдов, практические задания,

Ход:

Чтобы психологически настроится на нашу работу, проведем

с вами упражнение «Ассоциация».

Цель:

настроить педагогов на работу, снять психологическое напряжение.

Я начну фразу, а вы, поймав мяч, продолжите эту фразу.

Если педагог –это цвет, то какой?

Если педагог –это геометрическая фигура, то какая?

Если педагог –это настроение, то какое?

Если представить, что педагог –это сказочный герой, то кто?

Если педагог – время года, то какое?

Если педагог –это вид спорта, то какой?

Если педагог –это цветок, то это...

Если педагог –это драгоценный камень, то какой?

Если педагог –игра, то какая?

Если педагог –это планета?

Презентация: «Формирование социально-коммуникативной компетентности дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО»

(старший воспитатель Деркачёва Ю.В.)

- 2 слайд  Все мы знаем, что личность формируется и функционирует в постоянном взаимодействии с другими людьми. В качестве одного из механизмов этого взаимодействия выступает общение или коммуникация.        

-- 3  слайд  Понимание личности как коммуникативной, рассмотрение самого процесса общения как взаимодействия, а именно, субъект-субъектных отношений содержится в работах учёных разных поколений. На основе некоторых теоретических положений Л. С. Выгодского, М. И. Лисиной, Е. Е. Кравцовой, Р. Б. Стеркиной, В. А. Маралова выстроена наша система работы по развитию коммуникативной компетентности.

Презентация: «Социально коммуникативное развитие в игровой деятельности в подготовительной группе»  Токарева Т.В., Шагиева Э.С.

Практические задания.

Вопросы - ответы

1.В каких областях знаний должен быть компетентен педагог  для полноценной работы  по реализации  образовательной  области «Социально-коммуникативной   развитие» ?

(медицина, педиатрия, физиология, психология, педагогика, риторика)

2.Необходимо определить  основные направления  по задачам, реализуемых в образовательной области «Социально- коммуникативное развитие»  

 Развитие игровой деятельности;

Патриотическое воспитание;

Формирование основ  безопасного поведения в быту, социуме, природе;

Трудовое воспитание 

3.Какие  игры, на ваш взгляд, позволяют реализовать  данную  образовательную область?  

 Сюжетно-ролевые; Подвижные, Дидактические ; Игры- драматизации; Словесные; Строительные ; Игры-забавы; Настольно-печатные; Театрализованные,  режиссерские

4.Какие задачи патриотического воспитания решаются в каждой возрастной группе: младшей, средней, старшей, подготовительной

Воспитывать у ребенка любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

Формировать бережное отношение к природе и всему живому;

Воспитывать уважение к труду;

Развивать интерес к  традициям и промыслам;

Формировать элементарные знания о правах человека;

Расширять представления о городах России;

Знакомить детей с символами государства, родного края (герб, флаг, гимн);

Развивать чувство ответственности и гордости за достижения страны;  

Формировать толерантность, чувство уважения к другим народам, их традициям.

5.На ком, по Вашему мнению, лежит основная нагрузка и ответственность в нравственном воспитании, детей на воспитателе, который вводит элементы нравственного  воспитания во все виды деятельности детей или родителях? Докажите свою точку зрения .

6.Назовите формы работы с детьми, позволяющие  решать задачи по трудовому  воспитанию.

Дежурство: по столовой;

По подготовке к занятиям;

 по уголку природы.

Поручения: Индивидуальные; Коллективные.

Коллективный труд:

7.Назовите методы и приёмы руководства трудового воспитания

 объяснение и показ, игровые ситуации, игровые приемы, поощрение, использование поэтических текстов, песен, потешек, поговорок,  положительный пример сверстника, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, показ инсценировок с помощью игрушек  «Кукла Катя умывается»; решение проблемных ситуаций ,  личный пример, рассказы на этические темы, поощрение успехов, взаимопомощь, привлечение детей к анализу результатов труда, объяснение и показ объективная оценка труда детей контроль за действиями детьми

8. Какие  виды труда  вы используете  в работе с детьми?

 Самообслуживание;

Хозяйственно-бытовой труд;

Труд в природе;

Ручной труд

9. Какие формы работы с детьми по формированию основ  безопасного поведения в быту, социуме, природе используете в работе с детьми?

 Непосредственно организованная  деятельность детей,  совместная деятельность взрослых и детей,  свободная  самостоятельная   деятельность детей .

10.Назовите формы работы с детьми, направленные на формирование у детей коммуникативных качеств и эмоциональной отзывчивости?

 НОД,  сюжетно-ролевые игры, игры на развитие  коммуникативных качеств, дидактические игры на развитие эмоциональной сферы, драматизация сказок, беседы воспитателя и ребенка, наблюдения, труд, чтение художественной литературы,   пословицы, поговорки, игры подвижные, игры - драматизации; словесные; строительные ;  игры  настольно-печатные; театрализованные,  режиссерские,  …

11.Какие   виды деятельности позволяют реализовать   процесс социально-коммуникативного  развития дошкольников?

Игровая деятельность – дает ребенку почувствовать себя равноправным членом человеческого общества.

Изобразительная - позволяет ребенку с помощью работы, фантазии вжиться в мир взрослых, познать его и принять в нем участие.

Предметная – удовлетворяет познавательные интересы ребенка в определенный период, помогает ориентировать в окружающем мире.

Наблюдение – обогащает опыт ребенка, стимулирует развитие познавательных интересов,  закрепляет социальные чувства.

Коммуникативная – объединяет взрослого и ребенка, удовлетворяет разнообразные потребности ребенка в эмоциональной близости с взрослым.

Проектная – активизирует самостоятельную деятельность ребенка, обеспечивает объединение и интеграцию разных видов деятельности.

Конструктивная – дает возможность формировать сложные мыслительные действия, творческое воображение, механизмы управления собственным поведением.  

12.Назовите формы работы с семьей по данному направлению. Приведите  примеры из практики:

собрания, анкетирование, консультации, беседы, деловые игры, тренинги, день открытых дверей, родительская почта, оформление стендов, выпуск семейных стенгазет, фотовыставок,   проведение совместных праздников, досугов с приглашением родителей, участие родителей в акциях…

Разбери ситуацию   «Дай ответ »  разделится на две команды.

Уважаемые педагоги, решите педагогические ситуации, Обоснуйте свой ответ в каждой ситуации.

1 часть ситуации. (1команда)

«Воспитательница детского сада во время экскурсии по зоопарку знакомила ребят с различными животными — с их повадками, образом жизни, внешним видом и т.д. По возвращении в группу она внесла в комнату игрушки зверей, с которыми знакомились дети, ожидая, что они начнут играть “в зоопарк”. Но дети ни в тот, ни в последующие дни “в зоопарк” не играли.  Почему?

2  часть ситуации -  « Воспитательница повторила экскурсию и познакомила детей не только с животными, но и с работой людей в зоопарке: кассир продает билеты, контролер их проверяет и пропускает посетителей,  уборщики убирают клетки с животными, повара готовят пищу и кормят зверей, врач лечит заболевших животных, экскурсовод рассказывает посетителям о животных и т.д. Через некоторое время после этой повторной экскурсии дети самостоятельно начали игру “в зоопарк”, в которой были представлены кассир, контролер, мамы и папы с детьми, экскурсовод, “звериная кухня” с поваром, “звериная больница” с врачом и т.п. Все эти персонажи вводились в игру постепенно, игра продолжалась несколько дней, все время обогащаясь и усложняя. Что послужило  развитию  игры?

1 часть ситуации: (2 команда)

«Во время поездки на дачу дети получили много ярких впечатлений о железной дороге: они первый раз видели поезд, сами садились в вагоны, слышали по радио объявления об отправлении поезда и т.п. Впечатление от поездки было довольно сильным: дети увлеченно рассказывали о поездке, рисовали поезда, но игра не возникала.  Почему?»

2 часть ситуации:  

Тогда с детьми была проведена еще одна, дополнительная экскурсия на железнодорожный вокзал. Во время этой экскурсии детей познакомили с тем, как начальник станции встречает каждый прибывший поезд, как происходит разгрузка поезда от багажа, как машинист и помощник осматривают исправность поезда, как проводники убирают вагоны и обслуживают пассажиров и т.д. После этой экскурсии у детей сразу же возникла игра “в железную дорогу”, в которой участвовали знакомые им персонажи. Что послужило  развитию  игры?

Игра «Тренируем эмоции»

Задание для воспитателей 1 команды.

 Попросите ребенка нахмуриться - как:

  - осенняя туча

-   злая волшебница.

улыбнуться, как:

-   кот на солнце,

-   как хитрая лиса,

-   как радостный ребенок,

-  как будто ты увидел чудо.                                   

позлись, как:

-  ребенок, у которого отняли мороженое,

-  два барана на мосту,

задание воспитателей 2 команды

испугайся, как:

-         ребенок, потерявшийся в лесу,

-         заяц, увидевший волка,

-         котенок, на которого лает собака.

устань, как:

-         папа после работы,

-         муравей, поднявший тяжелый груз,

отдохни, как:

-         турист, снявший тяжелый рюкзак,

-         ребенок, который много потрудился, но помог маме,

-         как уставший воин после победы.

Упражнение «Дружественная ладошка». 

 Участникам раздаются листки бумаги.

-  Обведите контур своей ладони тем цветом, на который похоже ваше настроение сейчас и напишите на ней свое имя. Затем передайте листок с контуром ладошки вашим коллегам по группе, и пусть каждый оставит свои пожелания или комплимент на одном из  пальцев ладошки. Послание должно иметь позитивное содержание, личностную обращенность, любым образом упоминать сильные стороны конкретного человека. И я с удовольствием присоединюсь к вам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для педагогов "Повышение коммуникативной компетентности педагога, в условиях внедрения ФГОС. Профилактика и позитивное урегулирование конфликтов"

Повышение коммуникативной компетентности педагога, в условиях  внедрения ФГОС. Профилактика и позитивное урегулирование конфликтов....

Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Речевое развитие дошкольников в соответствии с ФГОС ДО"

Семинар-практикум для педагогов ДОУ, раскрывающая основные направления работы по речевому развитию в соответствии с ФГОС ДО. Сделан обзор и раскрыты 7 компонентов речевого развития....

Организация игровых ситуаций, как условие формирования социально-коммуникативного развития младших дошкольников ( сюжетно-ролевая игра)

Представляю выступление из опыта работы по теме "Организация игровых ситуаций, как условие формирования социально-коммуникативного развития младших дошкольников (сюжетно-ролевая игра)....

Семинар - практикум для воспитателей "Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС".

Повышение психолого-педагогической компетентности воспитателей в вопросах  реализации образовательной области  «Социально-коммуникативное развитие»....

Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота». Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года

Актуальность проекта.Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП дете...

Консультация для педагогов: "Современные подходы к организации речевого развития дошкольников в соответствиис требованиями ФГОС ДО"

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т. к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Большинство детей, п...

Педагогический совет "Формирование социально-коммуникативных компетенций у дошкольников при взаимодействии со сверстниками и взрослыми через использование образовательных технологий в условиях реализации ФГОС ДО"

Развитие коммуникативной компетенции детей дошкольного возраста неразрывно связано с современными тенденциями обновления образования и требованиями ФГОС ДО. Современные дети, да и их родители всё...