Организация игровых ситуаций, как условие формирования социально-коммуникативного развития младших дошкольников ( сюжетно-ролевая игра)
методическая разработка (младшая группа) на тему

Криворученко Татьяна Васильевна

Представляю выступление из опыта работы по теме "Организация игровых ситуаций, как условие формирования социально-коммуникативного развития младших дошкольников (сюжетно-ролевая игра).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация игровых ситуаций, как условие социально-коммуникативного развития младших дошкольников

 (сюжетная игра)

ФГОС ДО раскрывает основные задачи социально-коммуникативного развития дошкольников, которые связаны с:

  усвоением норм и ценностей, принятых в обществе;

-развитием общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками;

-становлением самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

-развитием социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых;

-формированием позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Социально-коммуникативное развитие тесно связано с игрой воспитанников, в частности с сюжетной игрой, в которой происходит моделирование различных житейских ситуаций и происходит непосредственное взаимодействие между сверстниками. В сюжетной игре всегда присутствует воображаемая ситуация, которая складывается из сюжета и ролевого поведения, которое в свою очередь предполагает специфические действия с предметами и ролевую речь.            

 Таким образом, сюжет – это модель области социальных отношений, а роли, которые примеряют на себя воспитанники, являются моделями бытовых или сказочных персонажей, между которыми возникает взаимодействие.

 В младшем возрасте у воспитанников может возникнуть спонтанная игра на основе имеющегося опыта. Тем не менее, роль воспитателя в развитии игрового сюжета велика. Руководство сюжетной игрой осуществляю не только через создание условий, но и через моделирование игровых ситуаций. В младшем возрасте выделила для себя следующие требования к игровой ситуации:

  1. Моделируемая ситуация детям знакома и понятна;
  2. Игровая ситуация привлекает воспитанника (основана на интересе детей);
  3. Ролевое взаимодействие осуществляется преимущественно на парных ролях или как последовательность взаимодействия основного персонажа с другими однотипными персонажами.

Вопрос к присутствующим: -Уважаемые коллеги. Приведите, пожалуйста, примеры парных ролей, и с последовательного взаимодействия.

       Для целостного восприятия моделирую простые, отражающие знакомые детям явления окружающей жизни сюжеты - приготовление пищи, уборку, стирку, лечение, поездку на транспорте.

               Примерная тематика игровых ситуаций.

  • Игры с куклами (в семью). (Кукла заболела.  У куклы день рождения, Новая кукла. Куклы отдыхают. )
  • Игры в животных и с игрушечными животными (Я - собачка, лиса. Выступления зверей. Поможем зайке) 
  • Игры с машинами и другими транспортными средствами (Легковая машина везет гостя. Самолет летит. Самосвал выгружает кирпичи)
  • Игры в магазин (Магазин посуды. Магазин игрушек)
  • Игры в больницу (Прием в кабинете врача. Вызов врача на дом).
  • Игры в мастерскую (Ремонт машин и механизмов).
  • Игры в парикмахерскую (Стрижка волос. Прически).

   Для удобства в работе я создала картотеку сюжетных ситуаций по темам для младших дошкольников, которую поместила в фотоальбом, разделив темы цветом.

    Для того, чтобы игровая ситуация возникла и получила развитие использую разнообразные методы и приемы.

  1. Внесение новых предметов или игрушек, атрибутов.  (Появилась красивая ваза в кукольном уголке – у куклы день рождения). Не стоит часто использовать этот прием, так как может возникнуть ситуация, когда дети будут реагировать только на новый предмет. Добавляя новый атрибут, обязательно демонстрирую воспитанникам несколько способов действия с ним. 
  2. Введение нового персонажа. Используется для развития и обогащения сюжета. (Бабушка приехала. Папа - хороший хозяин)
  3. Приглашение (в гости, в зоопарк…);
  4. Демонстрация действий и ролевого поведения.  Этот прием напоминает   загадки-движения, известные по программе «Радуга». Воспитатель сначала производит какие-либо действия, описывая их вслух. (Я раскладываю инструменты, это больница. Буду лечить всех). Педагог принимает на себя роль, осуществляет ролевой диалог с игрушкой, а затем постепенно вовлекает в диалог заинтересовавшихся детей. По мере развития игры воспитатель «передает» свою роль воспитаннику.
  5. Игра воспитателя с игрушкой. Данный прием созвучен с предыдущим, но в данном случае главная задача педагога - не демонстрация ролевого поведения, а предложение новых способов действия с игрушкой (зайку можно не только кормить, но и купать/лечить). Игра воспитателя с игрушкой может разнообразить уже существующую игру, поддержать интерес воспитанников, если дети начинают терять к ней интерес.
  6.  Предложение новых действий. Порой для того, чтобы игра получила новое развитие достаточно просто предложить воспитанникам один или несколько вариантов действия в рамках игры (А можно еще и прическу сделать перед днем рождения, рассказать сказку или спеть колыбельную для куклы).
  7. Противоположное поведение игрушек. Прием способствует развитию сюжета. (Кукла «послушная» и «непослушная»). Поведение персонажей стимулирует воспитанников на ответные речевые реакции и действия.
  8. Проблемно-игровые ситуации. (Кукла испачкала платье. Обезьянка ждет гостей)
  9.  Изменение (трансформация) игровой среды. Для того чтобы создать модель какой-нибудь ситуации порой достаточно изменить пространство. Для трансформации пространства использую ширмы и модули, а также игровой модуль, имитирующий то или иное пространство. (Игровой модуль «Корабль»).

  В центр сюжетной игры помимо игрушек, внесла неоформленные материалы и материалы, замещающие реальные предметы (веревочки, палочки, колесики, мячики разных цветов и размеров). Предметы-заместители положила в отдельную коробку с ячейками, чтобы они были хорошо видны и легко доставались.  Большую помощь для создания развивающей среды в группе нам оказывают родители воспитанников.

  Игровая ситуация обязательно сопровождается ролевым диалогом. Провожу целенаправленную работу по формированию коммуникативных навыков, способствующих развитию ролевого диалога. Для формирования коммуникации в рамках выбранной роли использую следующие приемы:

  • Личный пример педагога (педагог сам разыгрывает диалог и постепенно привлекает к нему воспитанников)
  • Вопросы педагога к детям, направленные на активизацию диалога (Ты сейчас кто? Что говорит врач больному?)
  • Побуждение к высказыванию (Спроси у дочки она не голодная? Что советует доктор?)
  • Поощрения
  • Использование речевого оборота «Сначала - потом».

«Давай выкупаем куклу. Только у нас нет ванночки. Сначала нужно сделать ее из кубиков, чтобы потом купать куклу» (фиксируем завершение одного действия и переход к другому). В дальнейшем прямая подсказка ребенку игровых действий сменяется косвенной: «Сначала покормим куклу, а потом что будем делать?» Этот прием обеспечивает переход от одного игрового действия к другому. Вскоре дети начинают сами проговаривать, что они сделают сначала, а что потом.

  • Игры по мотивам сказок, персонажи которых выполняют однотипные действия. («Репка», «Теремок», «Колобок») (с небольшой подгруппой воспитанников). Этот прием способствует развитию у детей умений называть свою роль, обращаться к партнеру в соответствии с его ролью, развертывать простой ролевой диалог.  В таких играх беру на себя роль первого появляющегося в сказке или основного персонажа (например, мышки-норушки, колобка, волка) и последовательно вовлекаю детей в игру, развертывая ролевое взаимодействие поочередно с каждым. Игры по сказочным сюжетам чаще провожу на прогулке. Пространство «теремка» может быть обозначено чертой на земле, скамейками. Для таких игр не использую атрибуты, обозначаю роли словесно. Действия персонажей по смыслу сюжетов обычно ограничиваются речевой и двигательной активностью. (например, разговаривать с волком, убегать от него и прятаться в домике и т. п.).
  • Игра «Телефон без абонента»

Практическая часть

 А сейчас, уважаемые коллеги, давайте попробуем практически отработать один из приемов формирования ролевого диалога. А именно игру «Телефон без абонента». Для этого предлагаю разделиться на 3 группы (по месту). Возьмите, пожалуйста, задания. Прошу не забывать, что мы имеем дело с младшими дошкольниками, следовательно, взрослому принадлежит основная роль. Можете в игре пользоваться предметами-заместителями. На подготовку дается 2 минуты.

Задания:

1.Разверните ролевой диалог по мотиву стихотворения К. Чуковского «Телефон» поочередно с несколькими персонажами.

2. Организуйте игру в телефон на основе какого-нибудь известного сюжета с парными ролями (Магазин, Больница, Дочки-матери).

3.Организуйте игру в телефон таким образом, чтобы взрослый развернул ролевой диалог не только с каждым участником поочередно, но и стимулировал диалог детей друг с другом. (Мама - члены семьи).

Выводы после практического упражнения:

    Значение такой совместной игры со взрослым заключается в том, что теперь в свободной самостоятельной игре детей действия с игрушками будут в большей степени сопровождаться ролевыми диалогами, появится называние своей роли партнеру-сверстнику и ролевое обращение к нему: дети будут более свободно вступать в игровые контакты и развертывать ролевое взаимодействие друг с другом. А это как раз и будет соответствовать промежуточным планируемым результатам умений и навыков детей 3-4 лет в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие», а именно:

  • может принимать на себя роль, непродолжительно взаимодействовать со сверстниками в игре от имени героя;
  • умеет объединять несколько игровых действий в единую сюжетную линию, отражать в игре действия с предметами и взаимоотношения людей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Педагогические условия формирования социально-коммуникативной компетенции детей дошкольного возраста в условиях ДОО»

Следуя ФГОС ДО, одним из основных  условий гармоничного развития ребёнка дошкольного возраста является развивающая предметно-пространственная среда. Предметно-пространственная развивающая среда в...

План – конспект проведения социально-коммуникативной и исследовательской деятельности в сюжетно-ролевой игре « Строители» в подготовительной группе.

Цель: учить строить по схеме, определять какие детали более подходят для постройки, как их целесообразнее скомбинировать ; развивать умение планировать процесс возведения постройки....

Проект программы организации игровой деятельности в подготовительной к школе группе детского сада. Макет сюжетно-ролевой игры "Стройка"

Презентация долгосрочного проекта  организации игровой деятельности в группе старшего дошкольного возраста...

Социо-игровая технология как средство формирования социально-коммуникативных функций общения у детей с тяжелыми нарушениями речи.

Выступление на конкурсе "Педагогический дебют". Публичная лекция из опыта работы на 7 минут - "Социо-игровая технология как средство формирования социально-коммуникативных функций общен...

Тема по самообразованию: «"Сюжетно-ролевая игра как средство формирования социально-коммуникативных навыков детей младшего дошкольного возраста"

Изучить способы, методы и приёмы формирования социально-коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности. создание  условий, позволяющих развертывать ...