Консультация для молодых специалистов ДОУ «Проектная деятельность в познавательном развитии детей старшего дошкольного возраста»
консультация по логопедии (старшая, подготовительная группа)
Консультация познакомит молодых специалистов дошкольного образования со значением, преемуществом использования проектной технологии в познавательном развитии детей старшего дошкольного возраста. На примере конкретного педагогического проекта показана его разработка и реализация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 27.86 КБ |
![]() | 2.51 МБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для молодых специалистов ДОУ
«Проектная деятельность в познавательном развитии детей старшего дошкольного возраста»
Знание только тогда знание,
когда оно приобретено усилием мысли, а не памятью.
Л.Н. Толстой
С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Всем хорошо известно, что пятилетних детей называют «почемучками», так как в этом возрасте познавательная активность очень высокая: каждый ответ на вопрос рождает новые вопросы.
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) подчёркивает, что процессы обучения и воспитания не сами по себе развивают ребёнка, а лишь тогда, когда они протекают в его личной осмысленной деятельности. Но самостоятельно ребёнок дошкольного возраста не всегда может найти ответы на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги. В дошкольных учреждениях воспитатели широко используют метод проблемного обучения: вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно-исследовательская деятельность, решение кроссвордов, шарад, головоломок и т.д. Но также не надо забывать и о проектной деятельности.
Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершённая работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для её решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.
Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты. Суть "метода проектов” в образовании состоит в такой организации образовательного процесса, при которой обучающиеся приобретают знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий, проектов, имеющих не только познавательную, но и практическую ценность. Знания, приобретаемые детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта. "Всё, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить” – вот основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями (т.е. познаниями в конкретной научной области) и прагматическими (т.е. деловыми, практичными) умениями. Как следствие, проектная деятельность даёт возможность воспитывать “деятеля”, а не “исполнителя”, развивать волевые качества личности, навыки партнёрского взаимодействия.
Известная и популярная среди педагогов китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – я запомню, дай попробовать – и я пойму!». Из этого следует, что усваивается всё крепко и надолго, когда ребёнок не только услышит и увидит, но сделает сам. Вот на этом и должно быть основано активное внедрение проектов в практику работы дошкольных учреждений.
Метод проектирования подразумевает интеграцию различных видов деятельности на основе единого тематического проекта. Кроме того, открываются большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности дошкольников, педагогов и родителей. Решая в ходе проектирования различные познавательно-практические задачи вместе с взрослыми и сверстниками, дети обогащают и активизируют свой словарный запас, учатся публично выступать (декламировать стихи, рассказывать о новых фактах), адекватно общаться с окружающими. Поэтому педагогам ДОО следует:
1) донести до родителей основную задачу проектной деятельности – поддержать и развивать в ребёнке интерес к исследованиям, открытиям.
2) создать в саду условия для проектной деятельности детей, где ребёнок чувствует себя исследователем, а взрослый является равноправным партнёром, соучастником деятельности, что позволяет ребёнку проявлять собственную исследовательскую (познавательную) активность.
Преимущества проектного метода:
• является одним из методов развивающего обучения, т.к. в его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве;
• повышает качество образовательного процесса;
• служит развитию критического и творческого мышления;
• способствует повышению компетентности педагогов.
Таким образом, правильно организованная проектная деятельность даёт возможность удовлетворить потребность детей в новых знаниях, впечатлениях, способствует воспитанию любознательного, самостоятельного, успешного ребенка. Детям необходим определенный период для осмысления полученной информации, усвоив ее, они сделают более сложный виток в познании окружающего мира.
Хочу поподробнее остановиться на проекте «Имя у тебя одно», который был разработан и реализован в логопедической подготовительной к школе группе.
Вид проекта: информационно-практико-ориентированный. Тип проекта: краткосрочный (2 недели). Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста логопедической группы, родители, воспитатели, учитель-логопед.
Цель данного проекта: познакомить детей со значением и происхождением имён, их разнообразием.
С самого раннего детства и на протяжении всей жизни мы ни одно слово не слышим так часто, как собственное имя. Осознание человеком своей индивидуальности и уникальности начинается с имени. Роль имени в жизни человека всегда волновало, и будет волновать людей. Каждый из нас, получая имя при рождении, несёт его через всю свою жизнь. Есть имена, значения которых у людей на слуху или всем известны и понятны: Виктория – «победа», Владимир – «владеющий миром», Вера, Надежда и Любовь – одноимённые нарицательные существительные. Но чаще о происхождении, значении и истории имени не знают даже взрослые, не говоря уже о детях. Иногда родители дают имена своим детям, совсем не задумываясь об их значении. А ведь в имени таится столько тайн и загадок, влияющих на характер человека, выбор профессии и даже судьбу.
Каждый год дети отмечают свои дни рождения, а многие ещё и именины. Наши дети, дети с речевыми нарушениями, часто не могут назвать своё имя, путают его с фамилией и отчеством. Они затрудняются подбирать имена для персонажей при составлении рассказов, не знают имена близких родственников, плохо запоминают имена людей при знакомстве, имена известных людей (писателей, художников, музыкантов), потому что у них не сформировано понятие об имени, не развит интерес к своему собственному имени и именам окружающих.
Случается, что родители по каким-то причинам начинают называть ребёнка другим именем. К примеру, Лену могут называть Алёной, Оксану – Ксюшей. При этом два имени не всегда одно и то же, значение или форма имён разные. А бывает, что родители не принимают детскую форму имени, запрещают окружающим называть, например, Ярослава Яриком, а Василису Васей. Или начинают называть ребёнка именем, которое совпадает с иностранной формой его имени: Максима – Максом, Дениса – Деном. Чем вызваны такие ситуации? Вероятно, родители не совсем ответственно подошли к выбору имени или самому ребёнку не очень нравится данное ему имя, и он невольно его отвергает. Поэтому родителям надо более серьёзно относиться к выбору имени для своего сына или дочери и помнить, что оно на всю жизнь и не должно быть проблемой для самого ребёнка. И, конечно, важно, чтоб дети знали, почему их так назвали мамы и папы, и прониклись гордостью и уважением к своему имени.
Детям нашей группы в будущем предстоит идти в школу, где их будут называть и полной формой имени. Часто такое имя вызывает у детей насмешку, удивление. Чтобы этого не произошло, нужно заранее познакомить детей с их полным именем, с его значением, научить бережному отношению к имени. Как мы будем относиться к своему имени, так и люди будут относиться к нам. Чтобы подтолкнуть процесс самостоятельного освоения мира и развития своих речевых возможностей, необходимо помочь ребёнку получить необходимые знания, умения и навыки и сформировать положительное отношение к своему имени и именам других людей.
Задачи проекта
Образовательные задачи:
- привлечь родителей к участию в педагогическом процессе в условиях логопедической группы ДОО, обозначить перед ними проблему, связанную с несформированностью у детей понятия об имени;
- уточнить, обобщить и расширить знания детей об именах, о многообразии мужских и женских, иностранных имён, познакомить с понятием «тёзка».
Развивающие задачи:
- развивать память, мышление, восприятие, языковое чутьё;
- активизировать познавательную активность, коммуникативные навыки, связную речь и словарь детей;
- совершенствовать фонематический слух, звукослоговой анализ и синтез слов;
- повысить самооценку детей и уверенность в себе;
- развивать творческие способности детей;
- развивать мелкую и общую моторику.
Воспитательные задачи:
- прививать интерес и любовь детей и родителей к устному народному творчеству, литературе, русским и советским мультфильмам;
- воспитать интерес и уважение к именам других людей, формировать позитивное отношение к своему имени и друг к другу.
Создание условий для реализации проекта в детском саду
- Разработать анкету для детей и родителей.
- Разработать консультацию и памятку для родителей по теме «Как оформить книгу «Моё имя лучшее!».
- Подготовить план беседы («Такие разные имена», «Зачем нам нужны дразнилки?»)
- Подготовить каталог упражнений и игр.
- Подобрать тексты художественной литературы к проекту.
- Создать презентации («Пословица недаром молвится», «Имя сказочного персонажа»).
- Скачать из интернета мультипликационный фильм «Шесть Иванов, шесть капитанов».
Создание условий для реализации проекта в семье
- Подобрать материал для оформления книги об имени детей.
- Подготовить мультфильмы по теме проекта для совместного просмотра с детьми.
Содержание, направления и формы работы по реализации проекта
Подготовительный этап
- формулирование целей и задач, разработка плана реализации проекта;
- подбор литературных произведений к проекту (стихи, загадки, пословицы и т.д.);
- анкетирование детей «Моё имя» и родителей «Имя моего ребёнка»;
- беседа с детьми «Такие разные имена»;
- знакомство детей со свидетельством о рождении;
- просмотр мультфильма «Шесть Иванов, шесть капитанов» и беседа по нему;
- консультация для родителей «Как оформить книгу «Моё имя лучшее!»;
- знакомство с результатами анкетирования детей и родителей.
Основной этап
- упражнения и игры с детьми (дидактические, речевые, с мячом –«Отгадай загадку и назови имя», «Кто позвал?», «Угадай имя по первому звуку», «Имя перепуталось», «Доскажи имя», «Ходит имя по кругу», «Назови себя по-взрослому», «Лишнее имя», «Запомни ряд имён», «Я знаю 5 имён мальчиков/девочек», игра-инсценировка «Где детей вы видели?»
- викторина для детей по презентации «Имя сказочного персонажа»;
- беседа «Зачем нам нужны дразнилки?»;
- чтение художественной литературы (рассказов Бориса Житкова «Как меня называли» и «Чудесное имя», стихотворения Агнии Барто «Имя и фамилия»);
- заучивание стихотворения с детьми Романа Сефа «Имя у тебя одно…»;
- совместная деятельность детей и воспитателя по оформлению стенгазеты «Поляна имён»;
- просмотр детьми презентации «Пословица недаром молвится»;
- рисование автопортретов для итоговой ООД;
- домашний просмотр детьми мультфильмов, где нужно объяснить этимологию (происхождение) имён мультипликационных героев: «Приключение Незнайки и его друзей», «Мойдодыр», «Снегурочка», «Винни Пух», «Доктор Айболит», сериал о Лунтике, «Умка», «Дюймовочка»;
- сотворчество детей и родителей по оформлению книги «Моё имя лучшее!».
На страницах этой книги рассказано, что обозначает имя ребёнка, как по-разному по имени можно его называть, почему его так назвали, почему имя нравится или не нравится, есть информация о знаменитых тёзках (артистах, музыкантах, писателях и т.д.) и различные художественные произведения (стихи, загадки, дразнилки, потешки, считалки, короткие рассказы) с упоминанием данного конкретного имени. Была дана свобода для творчества, и некоторые родители вместе с детьми придумали собственное сочинение.
Заключительный этап
- итоговая интегрированная организованная образовательная деятельность «Тайна имени»;
- организация выставки книг детей «Моё имя лучшее!»;
- анализ, обобщение результатов проекта.
Полученные результаты
При реализации инновационного проекта «Имя у тебя одно» получили следующие результаты:
- дети знают своё полное имя и различные его формы, значение и происхождение имени, получили представление о многообразии имён;
- умеют собирать информацию о значении и происхождении имён самостоятельно и при помощи взрослых, правильно употребляют формы имени, согласно правилам этикета;
- у детей появился познавательный интерес к себе и своему имени;
- усовершенствовались речевые возможности детей.
Была решена проблема установления взаимосвязи по созданию совместных проектов с родителями, что способствовало улучшению качества реализации образовательного процесса ДОО. Родители преодолели возникающие определенные трудности в организации взаимодействия со своим ребёнком. Осознанное включение родителей в совместный с педагогами коррекционный процесс позволило значительно повысить эффективность совместной работы. У них возникло понимание того, что создание единого познавательно-речевого пространства развития ребёнка возможно при условии тесного сотрудничества детского сада и семьи.
Итак, проектная деятельность – это дидактическое средство активизации познавательного и творческого развития ребёнка и одновременно формирование личностных качеств ребёнка. Используя проект, как форму совместной развивающей деятельности детей и взрослых, педагоги организуют воспитательно-образовательную деятельность интересно, творчески, продуктивно.
Использование проекта в дошкольной образовательной практике имеет право рассматриваться как педагогическая инновация, так как в основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагогов, родителей и детей над определённой практической проблемой или темой.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Д онести до родителей основную задачу проектной деятельности – поддержать и развивать в ребёнке интерес к исследованиям, открытиям. С оздать в саду условия для проектной деятельности детей, что позволяет ребёнку проявлять собственную исследовательскую активность. Проект – это самостоятельная и коллективная творческая завершённая работа, имеющая социально значимый результат.
Преимущества проектного метода: является одним из методов развивающего обучения повышает качество образовательного процесса служит развитию критического и творческого мышления способствует повышению компетентности педагогов
Проект «Имя у тебя одно» Вид проекта : информационно-практико-ориентированный . Тип проекта : краткосрочный. Участники проекта : дети старшего дошкольного возраста логопедической группы, родители , воспитатели, учитель-логопед. Цель проекта : познакомить детей со значением и происхождением имён, их разнообразием.
НЕ ЗНАЮТ своё имя ЗАТРУДНЯЮТСЯ подбирать имена для персонажей ПЛОХО ЗАПОМИНАЮТ имена людей при знакомстве ПУТАЮТ имя с фамилией и отчеством НЕ ЗНАЮТ имена близких родственников ПЛОХО ЗАПОМИНАЮТ имена известных людей
привлечь родителей к участию в педагогическом процессе в условиях логопедической группы ДОО, обозначить перед ними проблему, связанную с несформированностью у детей понятия об имени ; Образовательные задачи проекта: уточнить , обобщить и расширить знания детей об именах, о многообразии мужских и женских, иностранных имён, познакомить с понятием «тёзка».
6 ) развивать мелкую и общую моторику. Развивающие задачи проекта: 1) развивать память, мышление, восприятие, языковое чутьё; активизировать познавательную активность, коммуникативные навыки, связную речь и словарь детей; 3) совершенствовать фонематический слух, звукослоговой анализ и синтез слов; 4) повысить самооценку детей и уверенность в себе; 5) развивать творческие способности детей;
1) прививать интерес и любовь детей и родителей к устному народному творчеству, литературе, русским и советским мультфильмам; Воспитательные задачи проекта: 2) воспитать интерес и уважение к именам других людей, формировать позитивное отношение к своему имени и друг к другу.
Разработать анкету для детей и родителей. Разработать консультацию и памятку для родителей по теме «Как оформить книгу «Моё имя лучшее!». Подготовить план беседы («Такие разные имена», «Зачем нам нужны дразнилки ?»). Создание условий для реализации проекта в детском саду
Подобрать тексты художественной литературы. Создать презентации («Пословица недаром молвится», «Имя сказочного персонажа»). Подготовить каталог упражнений и игр . Скачать из интернета мультипликационный фильм «Шесть Иванов, шесть капитанов».
Подобрать материал для оформления книги об имени детей. Подготовить мультфильмы по теме проекта для совместного просмотра с детьми. Создание условий для реализации проекта в семье
беседа с детьми « Такие разные имена »; Содержание , направления и формы работы п одготовительного этапа 1) формулирование целей и задач, разработка плана реализации проекта; 2) подбор литературных произведений к проекту (стихи, загадки, пословицы и т.д.); 3) анкетирование детей « Моё имя» и родителей «Имя моего ребёнка»;
8) знакомство с результатами анкетирования детей и родителей. 5) знакомство детей со свидетельством о рождении; 6) просмотр мультфильма «Шесть Иванов, шесть капитанов»; 7) консультация для родителей «Как оформить книгу «Моё имя лучшее!»;
чтение художественной литературы ; Содержание , направления и формы работы основного этапа 1) упражнения и игры с детьми (дидактические, речевые, с мячом); 2 ) викторина для детей по презентации «Имя сказочного персонажа»; 3) беседа «Зачем нам нужны дразнилки ?»; 5) заучивание стихотворения с детьми Р. Сефа « Имя у тебя одно…»;
10) сотворчество детей и родителей по оформлению книги «Моё имя лучшее!». 6) совместная деятельность детей и воспитателя по оформлению стенгазеты «Поляна имён»; 7) просмотр презентации «Пословица недаром молвится»; 8) рисование автопортретов для итоговой ООД; 9) домашний просмотр детьми мультфильма;
Содержание , направления и формы работы заключительного этапа 1) итоговая интегрированная организованная образовательная деятельность «Тайна имени »; 3) анализ, обобщение результатов проекта. 2) организация выставки книг детей «Моё имя лучшее!»;
решена проблема установления взаимосвязи по созданию совместных проектов с родителями. Полученные результаты дети знают своё полное имя и различные его формы, значение и происхождение имени, получили представление о многообразии имён; умеют собирать информацию о значении и происхождении имён самостоятельно и при помощи взрослых, правильно употребляют формы имени, согласно правилам этикета; у детей появился познавательный интерес к себе и своему имени; усовершенствовались речевые возможности детей;
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста на тему: «Весна»
Цель: Уточнить знания детей о весне, пробуждении природы ото сна, жизни животного и растительного мира в весенний период.Интеграция образовательных областей:Познание: Обобщить и систематизироват...
Обмен опытом «Влияние опытно - экспериментальной деятельности на познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста»
Способствовать развитию познавательных процессов...

Образовательная деятельность по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста "Загадки осени".
Образовательная деятельность по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста "Загадки осени"Цель: Закрепить полученные ранее знания и умения детей.Задачи:- формировать понимание отноше...
«Проектная деятельность в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста в условиях введения ФГОС ДО»
сценарий обучающего семинара...

Консультация для молодых специалистов "Роль проектной деятельности в речевом развитии детей"
Подходы к организации работы по познавательно-речевому развитию дошкольников, которые обогащают содержание деятельности по развитию речи детей, позволяют развивать личностные субъективные качества реб...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста Тема: «Необычное расследование»
Образовательная область: «Познавательное развитие»Виды деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивна.Цель: создать условия для развития у дет...

Консультация для молодых специалистов "Руководство дидактическими играми математического содержания у детей старшего дошкольного возраста"
С помощью дидактической игры ребёнок может приобретать и новые знания: общаясь с воспитателем, со своими сверстниками, в процессе наблюдения за играющими, их высказываниями, действиями, выступая в рол...