Консультация для молодых специалистов ДОУ «Проектная деятельность в познавательном развитии детей старшего дошкольного возраста»
консультация по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Крикленко Ольга Валерьевна

Консультация познакомит молодых специалистов дошкольного образования со значением, преемуществом использования проектной технологии в познавательном развитии детей старшего дошкольного возраста. На примере конкретного педагогического проекта показана его разработка и реализация. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektn.deyat_.docx27.86 КБ
Файл proekt.deyat_.pptx2.51 МБ

Предварительный просмотр:

Консультация для молодых специалистов ДОУ

«Проектная деятельность в познавательном развитии детей старшего дошкольного возраста»

Знание только тогда знание,

когда оно приобретено усилием мысли, а не памятью.

Л.Н. Толстой

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Всем хорошо известно, что пятилетних детей называют «почемучками», так как в этом возрасте познавательная активность очень высокая: каждый ответ на вопрос рождает новые вопросы.

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) подчёркивает, что процессы обучения и воспитания не сами по себе развивают ребёнка, а лишь тогда, когда они протекают в его  личной осмысленной деятельности. Но самостоятельно ребёнок дошкольного возраста не всегда может найти ответы на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги. В дошкольных учреждениях воспитатели широко используют метод проблемного обучения: вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно-исследовательская деятельность, решение кроссвордов, шарад, головоломок и т.д. Но также не надо забывать и о проектной деятельности.

Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершённая работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для её решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.

Метод проектов  – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты. Суть "метода проектов” в образовании состоит в такой организации образовательного процесса, при которой обучающиеся приобретают знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий, проектов, имеющих не только познавательную, но и практическую ценность. Знания, приобретаемые детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта. "Всё, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить” – вот основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими  знаниями (т.е. познаниями в конкретной научной области) и прагматическими (т.е. деловыми, практичными) умениями. Как следствие, проектная деятельность даёт возможность воспитывать “деятеля”, а не “исполнителя”, развивать волевые качества личности, навыки партнёрского взаимодействия.

Известная и популярная среди педагогов китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – я запомню, дай попробовать –  и я пойму!». Из этого следует, что усваивается всё крепко и надолго, когда ребёнок не только услышит и увидит, но сделает сам. Вот на этом и должно быть основано активное внедрение проектов в практику работы дошкольных учреждений.

Метод проектирования подразумевает интеграцию различных видов деятельности на основе единого тематического проекта. Кроме того, открываются большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности дошкольников, педагогов и родителей. Решая в ходе проектирования различные познавательно-практические задачи вместе с взрослыми и сверстниками, дети обогащают и активизируют свой словарный запас, учатся публично выступать (декламировать стихи, рассказывать о новых фактах), адекватно общаться с окружающими. Поэтому педагогам ДОО следует:
1) донести до родителей основную задачу проектной деятельности – поддержать и развивать в ребёнке интерес к исследованиям, открытиям.
2) создать в саду условия для проектной деятельности детей, где ребёнок чувствует себя исследователем, а взрослый является равноправным партнёром, соучастником деятельности, что позволяет ребёнку проявлять собственную исследовательскую (познавательную) активность.

Преимущества проектного метода:

• является одним из методов развивающего обучения, т.к. в его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве;

• повышает качество образовательного процесса;

• служит развитию критического и творческого мышления;

• способствует повышению компетентности педагогов.

Таким образом, правильно организованная проектная деятельность даёт возможность удовлетворить потребность детей в новых знаниях, впечатлениях, способствует воспитанию любознательного, самостоятельного, успешного ребенка. Детям необходим определенный период для осмысления полученной информации, усвоив ее, они сделают более сложный виток в познании окружающего мира.

Хочу поподробнее остановиться на проекте «Имя у тебя одно», который был разработан  и реализован в логопедической подготовительной к школе группе.

Вид проекта: информационно-практико-ориентированный. Тип проекта: краткосрочный (2 недели). Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста логопедической группы, родители, воспитатели, учитель-логопед.

Цель данного проекта: познакомить детей со значением и происхождением имён, их разнообразием.

С самого раннего детства и на протяжении всей жизни мы ни одно слово не слышим так часто, как собственное имя. Осознание человеком своей индивидуальности и уникальности начинается с имени. Роль имени в жизни человека всегда волновало, и будет волновать людей.  Каждый из нас, получая имя при рождении, несёт его через всю свою жизнь. Есть имена, значения которых у людей на слуху или всем известны и понятны: Виктория – «победа», Владимир – «владеющий миром», Вера, Надежда и Любовь – одноимённые нарицательные существительные. Но чаще о  происхождении, значении и истории имени не знают даже взрослые, не говоря уже о детях. Иногда родители дают имена своим детям, совсем не задумываясь об их значении. А ведь в имени таится столько тайн и загадок, влияющих на характер человека, выбор профессии и даже судьбу.

Каждый год дети отмечают свои дни рождения, а многие ещё и именины. Наши дети, дети с речевыми нарушениями, часто не могут назвать своё имя, путают его с фамилией и отчеством. Они затрудняются подбирать имена для персонажей при составлении рассказов, не знают имена близких родственников, плохо запоминают имена людей при знакомстве, имена известных людей (писателей, художников, музыкантов), потому что у них не сформировано понятие об имени, не развит интерес к своему собственному имени и именам окружающих.

Случается, что родители по каким-то причинам начинают называть ребёнка другим именем. К примеру, Лену могут называть Алёной, Оксану – Ксюшей. При этом два имени не всегда одно и то же, значение или форма имён разные. А бывает, что родители не принимают детскую форму имени, запрещают окружающим называть, например, Ярослава Яриком, а Василису Васей. Или начинают называть ребёнка именем, которое совпадает с иностранной формой его имени: Максима – Максом, Дениса – Деном. Чем вызваны такие ситуации? Вероятно, родители не совсем ответственно подошли к выбору имени или самому ребёнку не очень нравится данное ему имя, и он невольно его отвергает. Поэтому родителям надо более серьёзно относиться к выбору имени для своего сына или дочери и помнить, что оно на всю жизнь и не должно быть проблемой для самого ребёнка. И, конечно, важно, чтоб дети знали, почему их так назвали мамы и папы, и прониклись гордостью и уважением к своему имени.

Детям нашей группы в будущем предстоит идти в школу, где их будут называть и полной формой имени. Часто такое имя вызывает у детей насмешку, удивление. Чтобы этого не произошло, нужно заранее познакомить детей с их полным именем, с его значением, научить бережному отношению к имени. Как мы будем относиться к своему имени, так и люди будут относиться к нам. Чтобы подтолкнуть процесс самостоятельного освоения мира и развития своих речевых возможностей, необходимо помочь ребёнку  получить необходимые знания, умения и навыки и сформировать положительное отношение к своему имени и именам других людей.

        Задачи проекта

Образовательные задачи:

  1. привлечь родителей к участию в педагогическом процессе в условиях логопедической группы ДОО, обозначить перед ними проблему, связанную с несформированностью у детей понятия об имени;
  2. уточнить, обобщить и расширить знания детей об именах, о многообразии мужских и женских, иностранных имён, познакомить с понятием «тёзка».

Развивающие задачи:

  1. развивать память, мышление, восприятие, языковое чутьё;
  2. активизировать познавательную активность, коммуникативные навыки, связную речь и словарь детей;
  3. совершенствовать фонематический слух, звукослоговой анализ и синтез слов;
  4. повысить самооценку детей и уверенность в себе;
  5. развивать творческие способности детей;
  6. развивать мелкую и общую моторику.

Воспитательные задачи:

  1.  прививать интерес и любовь детей и родителей к устному народному творчеству, литературе, русским и советским мультфильмам;
  2.  воспитать интерес и уважение к именам других людей, формировать позитивное отношение к своему имени и друг к другу.

Создание условий для реализации проекта в детском саду

  • Разработать анкету для детей и родителей.
  • Разработать консультацию и памятку для родителей по теме «Как оформить книгу «Моё имя лучшее!».
  • Подготовить план беседы («Такие разные имена», «Зачем нам нужны дразнилки?»)
  • Подготовить каталог упражнений и игр.
  • Подобрать тексты художественной литературы к проекту.
  • Создать презентации («Пословица недаром молвится», «Имя сказочного персонажа»).
  • Скачать из интернета мультипликационный фильм «Шесть Иванов, шесть капитанов».

Создание условий для реализации проекта в семье

  • Подобрать материал для оформления книги об имени детей.
  • Подготовить мультфильмы по теме проекта для совместного просмотра с детьми.

Содержание, направления и формы работы по реализации проекта

Подготовительный этап

  1. формулирование целей и задач, разработка плана реализации проекта;
  2. подбор литературных произведений к проекту (стихи, загадки, пословицы и т.д.);
  3. анкетирование детей «Моё имя» и родителей «Имя моего ребёнка»;
  4. беседа с детьми «Такие разные имена»;
  5. знакомство детей со свидетельством о рождении;
  6. просмотр мультфильма «Шесть Иванов, шесть капитанов» и беседа по нему;
  7. консультация для родителей «Как оформить книгу «Моё имя лучшее!»;
  8. знакомство с результатами анкетирования детей и родителей.

Основной этап

  1. упражнения и игры с детьми (дидактические, речевые, с мячом –«Отгадай загадку и назови имя», «Кто позвал?», «Угадай имя по первому звуку», «Имя перепуталось», «Доскажи имя», «Ходит имя по кругу», «Назови себя по-взрослому»,  «Лишнее имя», «Запомни ряд имён», «Я знаю 5 имён мальчиков/девочек», игра-инсценировка «Где детей вы видели?»
  2. викторина для детей по презентации «Имя сказочного персонажа»;
  3. беседа «Зачем нам нужны дразнилки?»; 
  4. чтение художественной литературы (рассказов Бориса Житкова «Как меня называли» и «Чудесное имя», стихотворения Агнии Барто «Имя и фамилия»);
  5. заучивание стихотворения с детьми Романа Сефа «Имя у тебя одно…»;
  6. совместная деятельность детей и воспитателя по оформлению стенгазеты «Поляна имён»;
  7. просмотр детьми презентации «Пословица недаром молвится»;
  8. рисование автопортретов для итоговой ООД;
  9. домашний просмотр детьми мультфильмов, где нужно объяснить этимологию (происхождение) имён мультипликационных героев: «Приключение Незнайки и его друзей», «Мойдодыр», «Снегурочка», «Винни Пух», «Доктор Айболит», сериал о Лунтике, «Умка», «Дюймовочка»;
  10. сотворчество детей и родителей по оформлению книги «Моё имя лучшее!».

 На страницах этой книги рассказано, что обозначает имя ребёнка, как по-разному по имени можно его называть, почему его так назвали, почему имя нравится или не нравится, есть информация о знаменитых тёзках (артистах, музыкантах, писателях и т.д.) и различные художественные произведения (стихи, загадки, дразнилки, потешки, считалки, короткие рассказы) с упоминанием данного конкретного имени. Была дана свобода для творчества, и некоторые родители вместе с детьми придумали собственное сочинение.

Заключительный этап

  1. итоговая интегрированная организованная образовательная деятельность «Тайна имени»;
  2. организация выставки книг детей «Моё имя лучшее!»;
  3. анализ, обобщение результатов проекта.

 

Полученные результаты

При реализации инновационного проекта «Имя у тебя одно»  получили следующие результаты:

- дети знают своё полное имя и различные его формы, значение и происхождение имени, получили представление о многообразии имён;

- умеют собирать информацию о значении и происхождении имён самостоятельно и при помощи взрослых, правильно употребляют формы имени, согласно правилам этикета;

- у детей появился познавательный интерес к себе и своему имени;

- усовершенствовались речевые возможности детей.

Была решена проблема установления взаимосвязи по созданию совместных проектов с родителями, что способствовало улучшению качества реализации образовательного процесса ДОО. Родители преодолели возникающие определенные трудности в организации взаимодействия со своим ребёнком. Осознанное включение родителей в совместный с педагогами коррекционный процесс позволило значительно повысить эффективность совместной работы. У них возникло понимание того, что создание единого познавательно-речевого пространства развития ребёнка возможно при  условии тесного сотрудничества детского сада и семьи.

Итак, проектная деятельность – это дидактическое средство активизации познавательного и творческого развития ребёнка и одновременно формирование личностных качеств ребёнка. Используя проект, как форму совместной развивающей деятельности детей и взрослых, педагоги организуют воспитательно-образовательную деятельность интересно, творчески, продуктивно.

Использование проекта в дошкольной образовательной практике имеет право рассматриваться как педагогическая инновация, так как в основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагогов, родителей и детей над определённой практической проблемой или темой.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Консультация для молодых специалистов ДОУ «Проектная деятельность в познавательном развитии детей» старшего дошкольного» возраста МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 39 «АИСТЁНОК» МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ АБИНСКИЙ РАЙОН

Слайд 2

Д онести до родителей основную задачу проектной деятельности – поддержать и развивать в ребёнке интерес к исследованиям, открытиям. С оздать в саду условия для проектной деятельности детей, что позволяет ребёнку проявлять собственную исследовательскую активность. Проект – это самостоятельная и коллективная творческая завершённая работа, имеющая социально значимый результат.

Слайд 3

Преимущества проектного метода: является одним из методов развивающего обучения повышает качество образовательного процесса служит развитию критического и творческого мышления способствует повышению компетентности педагогов

Слайд 4

Проект «Имя у тебя одно» Вид проекта : информационно-практико-ориентированный . Тип проекта : краткосрочный. Участники проекта : дети старшего дошкольного возраста логопедической группы, родители , воспитатели, учитель-логопед. Цель проекта : познакомить детей со значением и происхождением имён, их разнообразием.

Слайд 5

НЕ ЗНАЮТ своё имя ЗАТРУДНЯЮТСЯ подбирать имена для персонажей ПЛОХО ЗАПОМИНАЮТ имена людей при знакомстве ПУТАЮТ имя с фамилией и отчеством НЕ ЗНАЮТ имена близких родственников ПЛОХО ЗАПОМИНАЮТ имена известных людей

Слайд 6

привлечь родителей к участию в педагогическом процессе в условиях логопедической группы ДОО, обозначить перед ними проблему, связанную с несформированностью у детей понятия об имени ; Образовательные задачи проекта: уточнить , обобщить и расширить знания детей об именах, о многообразии мужских и женских, иностранных имён, познакомить с понятием «тёзка».

Слайд 7

6 ) развивать мелкую и общую моторику. Развивающие задачи проекта: 1) развивать память, мышление, восприятие, языковое чутьё; активизировать познавательную активность, коммуникативные навыки, связную речь и словарь детей; 3) совершенствовать фонематический слух, звукослоговой анализ и синтез слов; 4) повысить самооценку детей и уверенность в себе; 5) развивать творческие способности детей;

Слайд 8

1) прививать интерес и любовь детей и родителей к устному народному творчеству, литературе, русским и советским мультфильмам; Воспитательные задачи проекта: 2) воспитать интерес и уважение к именам других людей, формировать позитивное отношение к своему имени и друг к другу.

Слайд 9

Разработать анкету для детей и родителей. Разработать консультацию и памятку для родителей по теме «Как оформить книгу «Моё имя лучшее!». Подготовить план беседы («Такие разные имена», «Зачем нам нужны дразнилки ?»). Создание условий для реализации проекта в детском саду

Слайд 10

Подобрать тексты художественной литературы. Создать презентации («Пословица недаром молвится», «Имя сказочного персонажа»). Подготовить каталог упражнений и игр . Скачать из интернета мультипликационный фильм «Шесть Иванов, шесть капитанов».

Слайд 11

Подобрать материал для оформления книги об имени детей. Подготовить мультфильмы по теме проекта для совместного просмотра с детьми. Создание условий для реализации проекта в семье

Слайд 12

беседа с детьми « Такие разные имена »; Содержание , направления и формы работы п одготовительного этапа 1) формулирование целей и задач, разработка плана реализации проекта; 2) подбор литературных произведений к проекту (стихи, загадки, пословицы и т.д.); 3) анкетирование детей « Моё имя» и родителей «Имя моего ребёнка»;

Слайд 13

8) знакомство с результатами анкетирования детей и родителей. 5) знакомство детей со свидетельством о рождении; 6) просмотр мультфильма «Шесть Иванов, шесть капитанов»; 7) консультация для родителей «Как оформить книгу «Моё имя лучшее!»;

Слайд 14

чтение художественной литературы ; Содержание , направления и формы работы основного этапа 1) упражнения и игры с детьми (дидактические, речевые, с мячом); 2 ) викторина для детей по презентации «Имя сказочного персонажа»; 3) беседа «Зачем нам нужны дразнилки ?»; 5) заучивание стихотворения с детьми Р. Сефа « Имя у тебя одно…»;

Слайд 15

10) сотворчество детей и родителей по оформлению книги «Моё имя лучшее!». 6) совместная деятельность детей и воспитателя по оформлению стенгазеты «Поляна имён»; 7) просмотр презентации «Пословица недаром молвится»; 8) рисование автопортретов для итоговой ООД; 9) домашний просмотр детьми мультфильма;

Слайд 16

Содержание , направления и формы работы заключительного этапа 1) итоговая интегрированная организованная образовательная деятельность «Тайна имени »; 3) анализ, обобщение результатов проекта. 2) организация выставки книг детей «Моё имя лучшее!»;

Слайд 17

решена проблема установления взаимосвязи по созданию совместных проектов с родителями. Полученные результаты дети знают своё полное имя и различные его формы, значение и происхождение имени, получили представление о многообразии имён; умеют собирать информацию о значении и происхождении имён самостоятельно и при помощи взрослых, правильно употребляют формы имени, согласно правилам этикета; у детей появился познавательный интерес к себе и своему имени; усовершенствовались речевые возможности детей;

Слайд 19

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста на тему: «Весна»

Цель: Уточнить знания детей о весне, пробуждении природы ото сна, жизни животного и растительного мира в весенний период.Интеграция образовательных областей:Познание: Обобщить и систематизироват...

Образовательная деятельность по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста "Загадки осени".

Образовательная деятельность по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста "Загадки осени"Цель: Закрепить полученные ранее знания и умения детей.Задачи:- формировать понимание отноше...

Консультация для молодых специалистов "Роль проектной деятельности в речевом развитии детей"

Подходы к организации работы по познавательно-речевому развитию дошкольников, которые обогащают содержание деятельности по развитию речи детей, позволяют развивать личностные субъективные качества реб...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста Тема: «Необычное расследование»

Образовательная область: «Познавательное развитие»Виды деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивна.Цель: создать условия для развития  у дет...

Консультация для молодых специалистов "Руководство дидактическими играми математического содержания у детей старшего дошкольного возраста"

С помощью дидактической игры ребёнок может приобретать и новые знания: общаясь с воспитателем, со своими сверстниками, в процессе наблюдения за играющими, их высказываниями, действиями, выступая в рол...