Модернизация методической работы в рамках введения ФГОС
консультация на тему

Отчёт для совещания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл modernizatsiya_metodicheskoy_raboty.docx38.57 КБ

Предварительный просмотр:

Модернизация  методической работы

Целью методической деятельности на современном этапе, по нашему убеждению, является непрерывное общее профессиональное развитие современного педагога, обогащение его творческого потенциала, совершенствование и удовлетворение актуальных профессиональных потребностей.

Что же изменилось в методической работе нашего детского сада, с тех пор, как был утвержден ФГОС ДО?

Нами были поставлены следующие задачи:

-создание условий для организации и осуществления повышения квалификации педагогических кадров ДОУ;

-оказание  учебно-методической поддержки всем участникам образовательного процесса;

-оказание информационно-методической поддержки педагогам в освоении,  введении в действие ФГОС;

-способствовать удовлетворению информационных, учебно-методических, образовательных потребностей педагогических работников ДОУ.

Для себя мы определили  три основных направления

  1. организационно-методическое
  2. информационно-методическое
  3. мониторинговое

  1. организационно - методическое, целью которого является: внедрение и реализация  инновационных  технологий  образования  дошкольников.  

Первое, что было сделано в ДОУ – создали правовые условия, которые позволили педагогам однозначно трактовать приоритеты в организации инновационной деятельности и повышения квалификации. В пакет документов были включены не только документы федерального, регионального и муниципального уровней, но и документы, разработанные ДОУ, это локальные акты: Устав, Лицензия на образовательную деятельность, Программа развития, основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Кроме того, были разработаны положения: положение о творческой (рабочей) группе по разработке основной общеобразовательной программы ДО, Положение о комплексно-тематическом планировании.

С января 2015 года по приказу №845-о от 31.12.2014 года Комитета по образованию  Администрации городского округа-город Камышин, наш детский сад был определен в качестве муниципальной подпилотной площадки по введению ФГОС ДО и прикреплен к Дс №7.

В связи с этим, нами были внесены коррективы в годовой план работы ДОУ, общеобразовательную программу ДОУ, разработана «Дорожная карта»,  план методической работы, а также разработано и принято на педагогическом совете положение о сетевом взаимодействии по введению ФГОС ДО.

В общей образовательной программе ДОУ были внесены изменения:
1. В каждом тематическом блоке материал представлен по возрастным группам.

Сделаны акценты:

- на личностное развитие ребенка,

- на развитие в детях познавательного интереса, стремления к получению знаний, положительной мотивации к дальнейшему обучению, понимание того, что всем людям необходимо получать образование;

- большое внимание уделяется воспитанию в детях патриотических чувств, любви к Родине, гордости за ее достижения,

- сохранению и укреплению здоровья детей, формирование у них элементарных представлений о здоровом образе жизни, воспитание полезных привычек, в том числе привычки к здоровому питанию, потребности в двигательной активности.

2. Введены новые разделы «Кадровые условия реализации Программы», «Примерное комплексно-тематическое планирование».

В настоящее время идет работа по двум разделам: инклюзивному и коррекционному образованию: «Инклюзивный образовательный маршрут» и «Коррекционная работа в ДОО (по образовательным областям)».

3. Идет работа по разработке системы мер для обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей, в том числе: разработка пособий для родителей и для организации дошкольного образования в домашних условиях; разработка методических рекомендаций педагогическим работникам по эффективному взаимодействию с семьями воспитанников; организация образовательных консультаций для родителей.

4. Все примерные перечни игр, произведений и пр., а также комплексно-тематическое планирование вынесены в отдельное Приложение. Это существенно облегчает восприятие ООП. Кроме того, такое построение Программы позволяет видеть, как содержание примерных перечней изменяется в зависимости от возраста детей. Например, теперь легко увидеть и проанализировать, что рекомендуется для чтения детям в каждой из возрастных групп.

5. Идет работа по созданию тематических, содержательных материалов, которые необходимы каждому воспитателю: конспекты занятий, презентаций, перечни игр, художественных произведений, тестов, позволяющих провести педагогическую диагностику, проанализировать результаты, шаблоны документов, соответствующих требованиям ФГОС.

На  сайте ФИРО мы познакомились с методическими рекомендациями по вопросам введения ФГОС ДО.

На пед часах рассматривали  различные вопросы, связанные с введением ФГОС. Для этого использую разные формы работы: семинары, семинары-практикумы, мастер-классы, игры-тренинги, консультации, презентации проектов, круглые столы, выставки,  презентация опыта, просмотры образовательной деятельности, буклеты[1].

На педагогическом совете по созданию условий, организации и руководству игровой деятельностью в рамках введения ФГОС ДО рассмотрели такие вопросы, как «Моделирование инновационных игровых форм работы в режиме дня», «Организация и проведение театрально-игровой деятельности», «Проектная деятельность, как форма организации игровой деятельности детей», «Картотечное планирование».

На педсовете, посвященном развитию речи и речевому общению детей дошкольного возраста, были подняты вопросы, связанные с формированием речевой активности средствами устного народного творчества,  а также посредством произведений художественной литературы с использованием мнемотаблиц и мнемокарт.

Творческой группой Детского сада была разработана структура, на основании которой воспитателями написаны Рабочие программы, в соответствии с каждым возрастом.

Не обошли мы стороной и вопросы, связанные с написанием календарно-тематических планов. В Дс созданы возможности для свободного выбора педагогами вариативной части учебной программы, творчества, самостоятельного решения педагогических проблем.

При планировании воспитатели используют технологическую карту Скоролуповой и картотечное планирование.

На сегодняшний день все воспитатели перешли на печатный вариант написания плана, убедившись, что это удобнее, быстрее и практичнее.

Большую роль в методической работе и повышении качества профессиональной компетентности педагогов играют информационно-коммуникативные технологии. Ведь педагог, который ведет занятия с использованием мультимедийного проектора, компьютера, имеет выход в Интернет, обладает качественным преимуществом перед коллегой, действующим в рамках традиционных технологий. В нашем детском саду для педагогов выделены 3 компьютера для общего пользования с выходом в Интернет, и мультимедийный проектор.

Мною организована  методическая поддержка применения компьютерных технологий в образовательном процессе ДОУ: проводились групповые и  индивидуальные консультации для педагогов.  2 педагога прошли в этом учебном году обучение на компьютерных курсах.

Заметно повысился уровень представления опыта работы педагогами. Публикация на образовательных сайтах. Чаще стали использовать презентации, слайд-шоу, видеоролики; педагоги стали участвовать  в вебинарах; налажена работа по обмену информацией через электронную почту.

Работа в данном направлении продолжается.  Сейчас перед нами стоит задача открыть личные сайты или блоги в сети интернет на Учебно-методическом портале. Что позволит шире взаимодействовать с  педагогической общественностью.

2. информационно-методическое направление, цель которого - обеспечение профессиональной  деятельности  педагогов  по  внедрению  и  реализации ФГОС.

Методическая поддержка педагогических работников ДОУ к введению ФГОС.

  Для реализации данного направления мы в первую очередь поставили себе задачу:  повышение профмастерства педагогов и разработка плана Методической работы ДОУ по введению ФГОС. 

Провели мониторинг профессионально-личностных способностей педагогов, Дифференцировали педагогов по степени профессионального мастерства;

среди педагогов мы выделили начинающего (1 чел.), педагогов-практиков (8) педагогов-мастеров (1 чел.).

Определили формы методической работы:

  • индивидуальные (наставничество, обобщение опыты работы, моделирование индивидуальных вариантов методической работы для каждого педагога),
  • групповые (проблемные консультации, творческие группы, творческие мастерские, мастер-классы),
  • фронтальные (методические недели, ярмарки педагогических идей, смотры-конкурсы, педагогические советы).

Методическое сопровождение и подготовка педагогических работников к реализации ФГОС осуществляется через разнообразные формы работы: семинары-практикумы, мастер-классы, игры-тренинги, консультации, презентации проектов, круглые столы, выставки,  презентация опыта, просмотры образовательной деятельности, через работу городских  методических объединений.

рассматривались актуальные вопросы, связанные с обновлением воспитательно-образовательного процесса и развивающей среды  с учетом требований ФГОС.

В ходе  данного  направления  нами был разработан план повышения квалификации,  участие педагогов ДОУ в различных городских и внутрисадовых мероприятиях (методические объединения воспитателей, школьные методические объединения, открытые показы образовательной деятельности и досуговых мероприятий внутри ДОУ).

  На сегодняшний день все педагоги нашего детского сада прошли курсовую подготовку по ФГОС ДО, как на базе центра повышения квалификации г.Камышина, так и дистанционные курсы С-Петербурга.

С сентября 2013 года мы выбрали в качестве приоритетного - направление по развитию творческого потенциала педагогов, для реализации которого планируем и проводим мастер-классы в течение каждого учебного года, организуем выставки творческих работ совместно с родителями. Наши воспитатели являются активными участниками мероприятий разного уровня (региональные, городские, интернет-конкурсы).

В марте 2015 года на базе нашего детского сада прошел обучающий семинар в форме творческого отчета по теме «Развитие творческого потенциала и повышение профессионального уровня педагогов по обновлению образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО», на котором была представлена работа коллектива и воспитанников: оформлены выставки «Наши увлечения», открытые просмотры образовательной деятельности в подготовительной и средней группах «Весенняя сказка» и «Ярмарка ремесел». На суд зрителей был вынесен ток-шоу «Модный приговор», целью которого было показать нетрадиционный подход к организации и проведению праздников и развлечений. А закончился семинар мастер-классом по изготовлению шляпки-игольницы.

На фестивале методических служб образовательных учреждений образовательного кластера Волгоградского региона, который проходил в марте прошлого учебного года, старший воспитатель Кошелева Т.Н. и педагоги представляли детский сад с темой «Мастер-класс, как форма развития творческих способностей педагога». Также наш детский сад принял участие в методической выставке, в которой нами были представлена ретроспектива картин, выполненных нашими педагогами совместно с родителями воспитанников и посвященных Году литературы, а также весь необходимый сопроводительный материал: методические рекомендации по работе с картинами, конспекты различных мероприятий, художественно-речевой материал

Результатом данного фестиваля было то, что педагоги ДОУ получили определенный опыт, увидели, чем «дышат» и как работают другие детские сады. А также за участие в фестивале были награждены Дипломами и сертификаты

Методическая деятельность отражена  в плане работы по сетевому взаимодействию таким образом, чтобы каждое дошкольное учреждение, каждый педагог были включены в активную методическую работу.

С целью информационно-методической поддержки педагогов на 2015-2016 год  запланирован цикл обучающих семинаров по введению ФГОС дошкольного образования.

Перед мероприятием проходит заседание старших воспитателей и руководителей, где рассматривается конкретно тот или иной вопрос, представляется и анализируется опыт работы своего участника с целью показа и внедрения в практическую деятельность.

Так, 27 октября 2015 года в рамках сетевого взаимодействия в ДОУ №7 был проведен обучающий семинар для педагогов ДОУ №7, 22, 26 по теме «Сенсорное развитие детей раннего возраста в условиях ФГОС ДО», целью которого было повышение качества дошкольного образования, стимулирование потребности в обмене опытом работы, знаниями разных по уровню образования и квалификации педагогов.

В ходе данного мероприятия  были просмотрены  видео-отрывки из образовательной деятельности с детьми раннего возраста, воспитателем Дс № 7 _____________был представлен проект ______________________________

а воспитатель нашего Дс Михайлова М.Н. презентовала дидактические игры и пособия по сенсорному развитию детей.

Старший воспитатель Кошелева Т.Н. рассказала о методе матрешки в работе с детьми, Вандышева И.Л. (старший воспитатель Дс №22) уделила внимание социально-эмоциональному развитию детей данного возраста.

   11 ноября на базе нашего Детского сада был также проведен обучающий семинар для педагогов вышеупомянутых садов по теме «Проектная деятельность в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста в условиях введения ФГОС ДО», целью которого было повышение компетенции по основным направлениям ФГОС, знакомство с моделированием тематических недель. Педагоги садов поделились опытом работы по планированию и результатах проектной деятельности, например, воспитатели ДОУ №7 рассказали об оформлении групповых газет для родителей, педагоги ДОУ №22 презентовали такое новое направление работы, как изготовление и использование лэпбуков в работе с детьми и родителями, продемонстрировали наглядно-дидактическое пособие «Мнемо-часы» по развитию речи детей. Педагогом нашего сада Объедковой Е.Д. был проведен мастер-класс по оформлению иллюстраций для книги «Мягкие и пушистые».

Работа в  этом направлении будет продолжена и далее.

Считаю, что такой обмен опытом позволяет воспитателям посмотреть на свою работу с другой стороны, и  дает старт для новых творческих идей и их воплощений.

В Дс налажена работа по преемственности со школой проводятся экскурсии, мастер-классы, совместные заседания ШМО, мероприятия для детей подготовительной группы и первоклассников.

(в начале ноября этого года воспитатель Дегтярева Т.Г. провела мастер-класс для учителей начальных классов СОШ №14 «Лилия из фольги».)

Также в рамках сетевого взаимодействия, нашими партнерами являются городская детская библиотека, Художественная галерея и Центр туризма и краеведения, которые проводят мероприятия как с детьми, так и с педагогами (с детьми: соревнования «Юные туристята», познавательное интерактивные занятия «Какого цвета море?», «Дружба», «Конфетный клоун», с педагогами мастер - класс по правополушарному рисованию "Создай свой шедевр!").

  Одной из важнейших задач повышения качества дошкольного образования является участие родителей в жизни образовательного учреждения и их отношение к дошкольному образованию. Взаимодействие педагогов с семьей является одним из приоритетных направлений деятельности дошкольных учреждений района. Стали традиционными мероприятия, проводимые для улучшения качества взаимодействия дошкольных образовательных учреждений с семьями воспитанников.

Начиная с марта 2015 года являемся участниками консультаций, научно-практических семинаров, семинары- совещаний при участии научных руководителей Волгоградской государственной академии последипломного образования М.В. Казарской, Н.Л. Кореньковой, Ю.В. Розка.

3.Третьим направлением нашей работы является мониторинговое, цель которого -  обеспечение  текущего  и промежуточного контроля с целью отслеживания состояния и результативности образовательного процесса.

Два раза мы проводили мониторинг по введению ФГОС ДО на сайте ФИРО.

Нами также проведены самоанализ и оценка условий предметно-пространственной среды ДОУ, результат которых зафиксирован в карте самоанализа готовности к введению ФГОС ДО и карте оценки насыщенности, трансформируемости, полифункциональности, вариативности, доступности и безопасности ППРС в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Был сделан вывод о том, что группы детского сада, да и ДОУ в целом  частично отвечают требованиям ФГОС.

   Второй год подряд  проводим самообследование результатов деятельности ДОУ в конце учебного года. Это позволяет нам увидеть существующие  проблемы и выстроить дальнейшую работу, как с педагогами, так и по оснащению ППРС и материально-технической базы ДОУ.

С целью  выявления  затруднений  в  работе  и  определения  дальнейшихперспектив,  в  конце  учебного  года  педагоги  проводят  анализ  своей профессиональной деятельности, который является одним из критериев стимулирующий выплаты к заработной плате. Педагоги учатся грамотно анализировать свою деятельность исходя из поставленных целей и задач.

Таким образом, методическая служба является важнейшим компонентом образовательной инфраструктуры.  

Представленные  формы методической работы  позволяют создать картину  по реализации ФГОС ДО  в  ДС №26.

Введение ФГОС в детском саду в условиях модернизации образования требует поиска новых форм обеспечения качества дошкольного образования.  Работа в этом направлении начата, и в перспективе мы планируем  повышение уровня материально-технического  оснащения что является составной частью работы перехода  ДОУ на новый образовательные стандарты.


[1] «Занятие - занимательное дело или обучение по ФГОС», «Воспитателям о ФГОС (вы спрашивали – мы отвечаем)»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование воспитательно-образовательного процесса в рамках введения ФГОС ДО

 Проблема планирования является актуальной, но вместе с тем одной из сложных задач, стоящих перед дошкольными учреждениями, открывающими на своей базе новые формы дошкольного образования: ...

"Волшебные превращения" Совместная познавательно-исследовательская деятельность педагогов с детьми с использованием , игровых технологий, моделирования и ИКТ в рамках введения ФГОС.

« Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность» Б. Шоу. Деятельностный подход:•Основной результат – развитие личности ребенка. •В основе развития лежит не пассивное созерцание окру...

Концепция и программа экспериментальной работы «Технологии нравственно-патриотического воспитания дошкольников в рамках введения ФГОС»

За последнее время вследствие продолжающихся кризисных явлений в социально – экономической, политической, культурной и прочих сферах общественной жизни произошел резкий спад в воспитании подрастающего...

«Модернизация системы методической работы в рамках реализации здоровьесберегающей деятельности ДОУ в условиях ФГОС». (из опыта работы)

Одной из базовых задач нашего сада на протяжении нескольких лет является здоровьесбережение. Реализация приоритетного направления в развитии ДОУ во многом зависит от качественного методического сопров...