Проект Корпоративная культура педагогов ДОУ
проект на тему
Предварительный просмотр:
СОДЕРЖАНИЕ
I. Анализ ситуации ……………………………………………………………….2
1.1. Анализ внешней образовательной среды …………………..……………...2
1.2. Анализ внутренней образовательной среды ………………………..……..5
II. Основная часть ………………………………………………………………..8
2.1. Концептуализация проекта ………………………………………………....8
2.2. Целеполагание ………………………………… …………………………..10
2.3. Реализация проекта …………………………...……………………………11
2.4. Мониторинг проекта ……………………………………………………….13
III. Заключение …………………………………………………………………..14
Список литературы ………………………………………………………….15
Приложения ………………………………………………………………....16
I. АНАЛИЗ СИТУАЦИИ
1.1. Анализ внешней образовательной среды
В новом тысячелетии особенно ощутим огромный разрыв между научно-техническим прогрессом, достижениями человека в освоении Земли и Космоса и состоянием духовного развития, внутренней культуры людей, уровнем их социальной и нравственной зрелости. Путь выхода из глобального кризиса ученые, философы, педагоги разных стран видят в изменении отношения к отдельной личности, в изменении самого человека, его духовного потенциала, в повышении его роли и ответственности за судьбы всего человечества, в гуманизации всех сфер жизни и деятельности людей. Поэтому проблемы гуманизации и приобрели сейчас такую актуальность.
Новая политическая концепция общества усилила социальную значимость образования и вызвала необходимость в его качественном обновлении. Никогда еще необходимость воспитания высоконравственной личности, по-новому мыслящей и ответственной за судьбы мира, уважающей равные права и ценность другого человека, не ставилась в прямую связь с дальнейшими судьбами всего человечества, с проблемой его выживания. Всеми осознаваемое в настоящее время кризисное состояние общества порождено многими причинами, одна из которых заключается в том, что человек все еще остается не субъектом, а объектом воздействия государства, социальной среды, школы. Закономерным результатом этого явилось отчуждение человека, работника, гражданина от морали, экономики, - политики, культуры. Гуманистические тенденции изменили и модель образования, интегрируя в него ценности культуры, диалоговый характер отношений участников педагогического процесса, обеспечивая целостное развитие личности каждого ребенка и педагога, создавая условия для саморазвития, самопознания, объединяя субъектов образования на совместное достижение целей. Исследования по проблеме гуманизации образования позволяют определить значимость коллективных и личностных ценностей в развитии модернизации системы образования.
В отечественной педагогике накоплен богатейший практический опыт проведения идей гуманизации в образование, которое обеспечивало не только подготовку специалистов, но и воспитание людей. Идеи гуманизации развивались, обобщались, трансформировались под воздействием экономики, культуры, социально-психологического климата в обществе, традиций, их отношения к системе образования на разных исторических этапах развития общества.
На современном этапе развития общества развитие гуманистического образования усиливает ценностный его контекст, определяет гуманистический статус человека в социуме, инициирует перемены в социокультурной среде. Исследования позволяют выявить основные направления в развитии гуманистического образования по культуросообразному типу: интеграции человека в культуру; диалога культур как средства развития личности; сущности человека культуры, как духовной личности; механизм влияния культуры на развитие личности; культура как среда взращивания духовного потенциала личности. В основе концепций лежит понятие культуры как синтеза отношений человека к обществу, природе, самому себе, как системы норм и требований общества к деятельности человека, как аспекта самой деятельности.
Принципиально важной представляется идея о тесной связи между философией и педагогикой, культурой и образованием, что позволяет говорить о переходе от человека образованного к человеку культуры, что требует пересмотра процесса управления образовательным учреждением и развития личности в нем.
В последнее время гуманистические идеи определили и новый взгляд в развитии управленческой науки. Вопросы управления образованием изучались по различным направлениям: теоретические основы и методы управления; технологии управления и их эффективность; социально-экономические методы управления персоналом; управление учебным процессом в системе повышения квалификации педагогов; управление качеством образования; инновационные подходы в системе управления.
Проблемы управления образованием в контексте культуры актуализируются и обостряются в системе дошкольного образования, решение которых обеспечивает качество образования и оптимальные условия для творческого развития личности ребенка и собственного профессионального развития. Проблема управления системой дошкольного образования рассматривалась с точки зрения системного подхода, изучались функции управленческой деятельности, качество деятельности учреждения по его результату, механизмы управления качеством образования, научные подходы и планирование деятельности, развитие культуры управленческой деятельности и др.
Начало нового столетия характеризуется невиданными темпами, с которыми происходят изменения в политике и экономике мира и каждой отдельной страны. В этих условиях основными факторами успеха организаций являются, наряду с конкурентоспособностью и рентабельностью, гибкость, адаптивность и способность к постоянному развитию. Системы управления, ориентированные на периоды длительного стабильного существования и регламентацию деятельности, должны уступить место менее «зарегулируемым», более динамичным и неформальным системам управления. Успех любой организации, тем более, дошкольного образовательного учреждения - это результат коллективных усилий ее членов, результат высокого качества сотрудников. Развитие образования в контексте культуры позволяет и обуславливает необходимость модернизации системы управления. Культура, понимаемая как «особое общественное явление, оперирующее символами» (Л.Уайт), «..созданное и накопленное человечеством богатство (материальное и духовное), которое служит дальнейшему развитию, приумножению созидательных, творческих возможностей, способностей общества и личности» (Г.Н.Волков), «средство организации социума, способ производства человеком самого себя как духовного существа, способ развития сущностных сил человека» (Ю.Б.Борев), «..содержательный аспект общественных отношений, представленный в процессе производства: предметами, знаниями, символическими системами, набором ценностей, способов деятельности и взаимодействий индивидов» (Э.А.Орлова) создает предпосылки для разработки корпоративного подхода к системе управления.
Исследования в области управления дошкольным образованием позволяют прийти к выводу о том, что коллективное взаимодействие педагогов обеспечивает максимум творчества в профессиональной деятельности, если в коллективе имеется взаимопонимание, единство целей, доверие друг к другу, при этом цели каждого члена коллектива, связанные с его трудовой деятельностью, совпадают с целями ДОУ в целом. Коллектив единомышленников, готовых интегрировать свои усилия в направлении достижения целей ДОУ, обладает единым видением будущего, пониманием настоящего, осознанием необходимости изменений и наличием сформированной корпоративной культуры.
В педагогических, социологических исследования корпоративная культура определяется как составляющая общей культуры человека и зависит от способности руководителя управлять процессом ее развития. Анализ работ позволяет высветить задачи управления, которые состоят в определении роли и места руководителя в этом процессе; ценностных ориентации личной и корпоративной культуры, обуславливающих достижение целей ДОУ. В исследованиях отмечается, что наличие корпоративной культуры обеспечивает грамотное выявление специфики культуры организации, путей ее формирования и корректировки, поддержания на оптимальном" уровне развития личности и коллектива. Способность современного руководителя предвидеть последствия своих решений, диагностировать причины неудач и успехов определяет характер корпоративной культуры. Проблема управления развитием корпоративной культуры в современном дошкольном образовательном учреждении является фактически не разработанной, требуют исследования ее элементы и признаки, относительно педагогов дошкольного образования, закономерности влияния управления на ее развитие.
Анализ состояния практики управления дошкольным образованием позволяет констатировать факт, что сегодня дошкольные учреждения перешли на научные основы проектирования, но, к сожалению, вопросу развития корпоративной культуры уделено в меньшей степени внимания, чем вопросам планирования, структурирования. Несмотря на все многообразие исследований в системе управления общеобразовательными школами, развития корпоративной культуры на предприятиях и фирмах, вопрос управления развитием корпоративной культуры педагогов дошкольного образовательного учреждения еще не нашел полного освящения в науке и в практике. Главными причинами этого являются: рассмотрение путей становления дошкольного учреждения вне контекста общей проблемы управления; определение этих путей на уровне социальной регуляции; игнорирование потребностей конкретных образовательных учреждений - субъектов собственных преобразований при постановке задач развития образовательных систем; отсутствие общих подходов к определению путей обновления деятельности и системы управления дошкольным образовательным учреждением.
Анализ научных исследований и педагогической практики позволил выявить ряд противоречий:
- между уровнем развития теории управления и практическими подходами к системе управления образованием;
- между научными требованиями к организации системы управленческой деятельности и реальным состоянием системы управления в практике функционирования дошкольного учреждения;
- между требованием времени к развитию корпоративной культуры педагогов образовательного учреждения и реальной системой управления в дошкольном образовании;
- между управлением, обеспечивающим качество деятельности дошкольного учреждения, и состоянием корпоративной культуры педагогов дошкольного учреждения, направленной на достижение целей деятельности.
PEST – анализ внешней среды
-переход дошкольных учреждений на научные основы проектирования; - многообразие исследований в системе управления общеобразовательными школами; - наличие научных требований к организации системы управленческой деятельности; - высокие требования времени к развитию корпоративной культуры педагогов образовательного учреждения; - признание эффективности системы управления, обеспечивающей высокое качество деятельности дошкольного учреждения; | - вопрос управления развитием корпоративной культуры педагогов дошкольного образовательного учреждения еще не нашел полного освящения в науке и в практике; - рассмотрение путей становления дошкольного учреждения вне контекста общей проблемы управления и определение их на уровне социальной регуляции; - отсутствие общих подходов к определению путей обновления деятельности и системы управления дошкольным образовательным учреждением; |
- высокое качество образования; - оптимальные условия для профессионального развития педагога; - успех дошкольного учреждения; - высокое качество сотрудничества педагогов - максимум творчества в профессиональной деятельности педагогов; - единство целей ДОУ; - наличие сформированной корпоративной культуры; | - отсутствие взаимопонимания, единства целей, доверия друг к другу; - несовпадение целей каждого члена коллектива с целями ДОУ; - отсутствие единого видения будущего, понимания настоящего; - отсутствие осознания необходимости изменений; |
2.2. Анализ внутренней образовательной среды
Я, Исаева Татьяна Петровна, работаю в муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад №18» города Канаш Чувашской Республики.
Оно основано в 1974 году, здание находится в частном секторе. Микроструктура: детский социальный приют, жилой микрорайон.
Адрес: г. Канаш, ул. Кирова, дом 49/а.
Дошкольное образовательное учреждение зарегистрировано и функционирует в соответствии с нормативными документами в сфере образования Российской Федерации.
Цель деятельности детского сада: создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства с целью формирования творческой личности, готовой успешно адаптироваться к школьной жизни.
Всего педагогических работников – 10 (заведующий - 1, ст. воспитатель - 1, муз. руководитель - 1, воспитатели -9).
Структура и механизм управления дошкольным образовательным учреждением определяет его стабильное функционирование.
Образовательный процесс строится с учетом требований санитарно – гигиенического режима в ДОУ, его характерными качествами являются рациональность организационной структуры, развивающее разнообразие форм обучения, взаимосвязь между организационными формами.
Кадровое обеспечение – 100%, количество аттестованных педагогов – 7, с высшим профессиональным образованием – 6, со среднеспециальным – 4; стаж педагогической работы 5-10 лет – 4, свыше 10 лет – 6.
ДОУ укомплектовано сотрудниками полностью, уровень квалификации педагогов достаточен. Воспитатели работают над проектами, в свободное время активно пользуются Интернетом. Накоплен богатый методический материал, который хранится на СД дисках.
Состояние здания и территории соответствует санитарно - гигиеническим и противопожарным требованиям. Условия труда и жизнедеятельности детей созданы в соответствии с требованиями охраны труда. Образовательный процесс наглядными пособиями обеспечен на 100%, спортивным инвентарем – на 80%, наличие компьютерной техники – 2 шт., выход в Интернет, эл. почта, сайт д/с.
Приоритетными направлениями как деятельности ДОУ, так и его развития являются:
- программы, реализуемые ДОУ;
- управление и организация образовательного процесса;
- деятельность ДОУ по реализации и совершенствованию приоритетных направлений.
Образовательная система включает три компонента: федеральный, национально – региональный компоненты и компонент дошкольного образовательного учреждения.
Содержание образовательного процесса определяется программами с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей. Деятельность воспитанников устанавливается исходя из условий детского сада и учебным планом.
Детский сад реализует «Программу развития и совершенствования воспитательно-образовательной работы МДОУ «Детский сад №18» на 2010-2014 г.г. Программа предназначена для перевода образовательной работы на многофункциональный уровень: учебный, воспитательный, досуговый, методический, информационный, профилактический, оздоровительный, хозяйственный, где посредством реализации разных видов программ созданы условия для самореализации и личностного развития, укрепления здоровья и интереса, профессионального самоопределения.
В детском саду в образовательный процесс внедряются информационно-коммуникативные технологии как средство оптимизации учебного процесса в условиях развития детского сада.
Педагогический коллектив постоянно повышает свое мастерство. В 2007 году заведующий детским садом ездила на Форум в Москву «Инновационному обществу - инновационное образование», в 2008 году принимала участие в видео - интернет конференции добровольческих инициатив «Объединенные идеей служения»,
Воспитатели имеют творческие планы самообразования, изучают новинки методической литературы, принимают активное участие в мероприятиях, проводимых в рамках нашего города и республики.
За последние 3 года повысился имидж учреждения, оно стало конкурентоспособным благодаря системности внутреннего контроля, мониторинговых исследований.
Имеются образовательная программа «Школа без неудачников», Концепция и Программа «Гармоничное развитие – результат преемственности дошкольного учреждения и начальной школы».
Детский сад является культурным центром микрорайона, здесь регулярно проводятся мероприятия с участием родителей.
Воспитанники и педагоги детского сада участвуют в различных муниципальных, республиканских конкурсах.
Среди достижений детского сада:
2007 год: грамота Госсовета ЧР воспитателю Амуновой О.С.; Грант Президента ЧР Н.В.Федорова - 200 000руб; 3 место «За здоровьем - в детский сад» - «Лучший детский сад»; 1 место в велогонке занял Введенский Валерий, 2 место Хусаинов Мансур;
2008 год: Амунова О.С. – воспитатель, участник в конкурсе грантов; Почетная грамота в конкурсе «Хрустальная туфелька»; Почетная грамота театральной группе «Малышок»; 2 место в конкурсе «Мисс-малышка»; 1 место в конкурсе рисунков на противопожарную тематику за коллективную работу; 1 место в конкурсе рисунков на противопожарную тематику (инд.); 1 место в конкурсе поделок на противопожарную тематику (семья);
2009 год: 2 диплома участника общероссийского конкурса детских творческих проектов в области Энергетики «Энергия детства»; 2 место в городском смотре-конкурсе «Светофорик» в номинации «Лучший детский сад»; лауреат II республиканского конкурса проектов по благоустройству территорий ДОУ.
2010год: участие в исследовательской деятельности в рамках фестиваля «Маленький Всезнамус» на уровне Детского сада – 7, на уровне города – 3, на республиканском уровне – 1; «Лучшая мужская роль» в городском конкурсе театральных коллективов.
Анализ работы детского сада выявил проблемы:
- Работу дошкольного учреждения необходимо направить на активизацию образовательной работы для достижения результатов соответствующих требованиям времени и постоянно изменяющимися запросами общества.
- Усилия педагогического коллектива направить на создание условий для развития ребенка, как личности, творческой личности.
- Исходя из целей модернизации образования, разработать образовательные программы детского сада на новом этапе ее развития.
- Целенаправленно проводить работу по внедрению и разработке новых педагогических технологий.
Приоритетными направлениями работы детского сада являются:
- Совершенствование системы работы с родителями, направленной на укрепление здоровья воспитанников.
- Реализация Программы развития учреждения в соответствии с приоритетными направлениями развития образовательной системы.
- Мониторинг реализации Программы развития и определения основных направлений дальнейшего развития детского сада.
Выводы по результатам анализа:
- Функционирование детского сада характеризуется стабильностью режима работы.
- Педагогический, родительский коллективы удачно внедряют и реализуют лучшие аспекты развития образования в рамках Программы развития школы.
- Детский сад внедряет в учебный процесс педагогические и здоровьесберегающие технологии.
Широко используется проектная деятельность в воспитательно-образовательном процессе.
Общественность микрорайона отмечает высокий профессионализм педагогов детского сада.
Результатом успешного внедрения инновационных технологий в образовательный процесс явилась победа в конкурсе инновационных образовательных учреждений на грант Президента Чувашской Республики в 200 тысяч рублей.
Я работаю в детском саду №18 с сентября 2009 года, в должности воспитателя – с ноября 2009 года, старшего воспитателя – с марта 2010 года. Имею высшее педагогическое образование по специальности «Педагогика и методика начального образования», профессиональную переподготовку с дополнительной квалификацией менеджера в образовании, свидетельство оператора ПЭВМ. Имею опыт педагогической работы, 9 лет работала в профессиональном училище преподавателем.
Анализ деятельности педагогов показывает, что предоставление образовательных услуг осуществляется на высоком уровне, в работе используются инновационные технологии обучения, создаются комфортные бытовые условия и высокий уровень обслуживания, педагогически целесообразное отношение к воспитанникам, установление добрых человеческих отношений с родителями.
Анкетирование позволило выявить наличие лишь частичного коллективного взаимодействия педагогов, в коллективе не всегда имеется взаимопонимание, единств целей, доверие друг к другу. Цели каждого отдельного педагога, связанные с его трудовой деятельностью, не всегда и не полностью совпадают с целями ДОУ в целом. Нет единого коллектива единомышленников, готовых интегрировать свои усилия в направлении достижения целей ДОУ. У отдельно взятого педагога нет четко выраженного стиля деятельности.
Педагоги отмечают, что традиции детского сада с течением времени перестают сохраняться в полной мере.
SWOT - анализ внутренней среды
- стабильность функционирования ДОУ; - хороший потенциал педагогических кадров; - наличие программы развития ДОУ; - наличие собственных образовательных программ; - внедрение ИКТ в педпроцесс; - достижения и награды ДОУ, педагогов; - налажена система работы с родителями; - социальная активность ДОУ; | - сложность выстраивания отношений между членами коллектива; - отсутствие сплоченного коллектива единомышленников; - отсутствие взаимопонимания между некоторыми членами коллектива; - несовпадение целей отдельного педагога с целями ДОУ; - отсутствие целостного стиля деятельности; |
- возможность принятия новых образовательных программ; - мотивация членов коллектива на перемены; - повышение уровня квалификации кадров; - сохранение положительного имиджа ДОУ; - возможность реализации данного проекта с опорой на все ресурсы ДОУ; | - угасание интереса к данной теме; - нежелание некоторых педагогов участвовать в проекте; |
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
2.1. Концептуализация проекта
Постоянно подвергаясь влиянию со стороны внешней среды приспосабливаясь к изменениям, современное дошкольное образовательное учреждение должно иметь способность формировать и накапливать потенциал, который может обеспечить не только своевременную и адекватную реакцию на воздействия внешней среды, но и даст возможность активно изменять окружающую действительность, эффективно управлять ее функционированием и развитием.
Этот потенциал деятельности во многом обеспечивается благодаря корпоративной культуре: того, ради чего люди стали членами учреждения; того, как строятся отношения между ними, какие принципы и методы выполнения работ используются в деятельности ДОУ. Это обуславливает не только различие между ДОУ, но и определяет успех ее функционирования и выживания в конкурентной борьбе. В любой организации существует диалог между людьми, носителями организационной культуры, с одной стороны, и культуры, оказывающей влияние на поведение человека, с другой.
ДОУ формирует собственный облик, в основе которого лежит специфическое качество оказываемых услуг, правила поведения и нравственные принципы работников, репутация в деловом мире и т.п. Это - система общепринятых в ДОУ представлений и подходов к постановке дела, к формам отношений и к достижению результатов деятельности, которые отличают данное ДОУ от всех других.
Основная цель корпоративной культуры, как явления, – помочь людям более продуктивно исполнять свои обязанности в организациях и получать от этого большее удовлетворение. А это в свою очередь приведет к улучшению показателей эффективности образовательной деятельности ДОУ в целом. Ведь сплоченный, движимый единой целью, работающий, как отлаженный часовой механизм, коллектив, принесет гораздо больше пользы, чем «сообщество рядов разброда и шатания», к примеру. Очевидно, что влияние на нее корпоративной культуры учреждения, огромно.
Способность к изменениям является в настоящее время решающим фактором развития, обеспечивающим конкурентоспособность того или иного образовательного учреждения.
Однако любые значительные изменения в организации должны сопровождаться целенаправленной работой по изменению ее корпоративной культуры.
Под корпоративной культурой мы понимаем устойчивый, сложившийся в процессе жизнедеятельности образовательного учреждения, стиль работы его сотрудников, принципы организации внутренних процессов учреждения и стратегии деятельности, в результате формируется внешний и внутренний имидж учреждения и правила взаимодействия как внутри образовательного учреждения, так и с внешними потребителями предоставляемых образовательных услуг.
Таким образом, для нас корпоративная культура должна стать как:
- то, что организация имеет стиль поведения, символы, ритуалы, мифы, ценности, понимаемые и разделяемые членами организации;
- то, чем организация является (какова миссия организации и как она реализуется организацией внутри и вне самой себя);
- идеи, взгляды, основополагающие ценности, которые разделяются всеми педагогами и которые являются отличительной чертой одной организации от другой.
Чем сильнее и активнее корпоративная культура образовательного учреждения, тем эффективнее и результативнее образовательный процесс.
Корпоративную культуру, ориентированную, прежде всего на готовность к изменениям, необходимо принять всем сотрудникам ДОУ и начинать следует с педагогов.
В связи с этим и возникла необходимость создания проекта «Вместе мы – сила!».
Проблема заключается в том, что отсутствует единый подход к развитию педагогического коллектива; нет явных лидеров; нет группы инициаторов, способной воплощать новые идеи.
2.2. Целеполагание
Цель: создание условий для профессионального роста педагогов через разработку
Кодекса корпоративной культуры.
Задачи:
- Организовать систему повышения профессиональной компетентности педагогов по вопросам корпоративной культуры.
- Сформировать единое информационное пространство.
- Определить миссию ДОУ.
- Формулировать основные ценности ДОУ.
- Разработать фирменный стиль ДОУ.
- Разработать Кодекс корпоративной этики ДОУ.
Ожидаемые результаты:
1. Высокая степень профессиональной компетентности педагогов по вопросам корпоративной культуры.
2. Наличие корпоративного СМИ.
3. Разработка фирменного стиля ДОУ.
4. Разработка Кодекса корпоративной культуры педагогов ДОУ.
5. Ориентация педагогов на поиск, разработку, выбор и воплощение наиболее оптимальных способов осуществления своей деятельности.
2.3. Реализация проекта
Этапы | Действия | Сроки | Планируемые результаты |
I этап мониторинг корпоративной культуры | - анкетный опрос педагогов (знание миссии ДОУ, выявление основных ценностей в настоящее время); - интервью с ключевыми персонами (лидерами мнений); - групповые дискуссии по важным для ДОУ темам (отношение к руководству, информированность о целях и задачах учреждения, коммуникации между педагогами и т.п.); -изучение межличностных отношений в педагогическом коллективе. | Сентябрь – ноябрь 2010 г. | Аналитическая справка |
II этап формирование единого информационного пространства | - Педагогический совет «Определение миссии ДОУ»; | Декабрь 2010 г. | Сформулирована миссия ДОУ |
- Групповая дискуссия на тему «Основные ценности ДОУ». | Декабрь 2010 г. | Сформулированы ценности ДОУ | |
- мозговой штурм «Модель выпускника»; | Январь 2011 г. | Определена модель выпускника | |
- Работа творческой группы «Создание корпоративного СМИ (Интернет – сайта, стенда)». | Январь – февраль 2011 г. | Интернет-сайт, корпоративный информационный стенд | |
- Работа творческой группы «Фирменный стиль ДОУ» | Февраль – март 2011 г. | Определены логотип, фирменный цвет, девиз, сайт, символ | |
III этап создание корпоративных правил и стандартов (корпоративного кодекса) | - Семинар «Проработка противоречий между «реальными» и «идеальными» корпоративными ценностями»; | Март 2010 г. | Уточнены ценности ДОУ |
- Функционирование проблемной группы «Корпоративный кодекс педагогов МДОУ «Детский сад № 18»; | Апрель - май 2011 г. | Корпоративный кодекс (КК) | |
- Издание «Корпоративного кодекса»; | Май 2010 г. | 13 экземпляров КК | |
- Привнесение корпоративного кодекса в жизнь ДОУ. | Июнь 2011 г. | Презентация КК | |
IV этап мониторинг корпоративной культуры и выработка новых задач | - анкетный опрос сотрудников (знание миссии ДОУ, выявление основных ценностей в настоящее время); - интервью с ключевыми персонами (лидерами мнений); - групповые дискуссии по важным для ДОУ темам (отношение к руководству, информированность о целях и задачах учреждения, коммуникации между педагогами и т.п.); -изучение межличностных отношений в педагогическом коллективе. | Июнь 2011г. | Управленческое решение, аналитическая справка. |
Стратегия реализации предполагается в 5 этапов:
I этап - мониторинг корпоративной культуры предполагает оценку сложившейся корпоративной культуры.
Необходимо ответить на вопрос: информированы ли педагоги о стратегии развития ДОУ; с чего начать формирование педагогического коллектива единомышленников, как сформировать потребность у сотрудников в таком коллективе.
II этап - формирование единого информационного пространства.
На этом этапе необходимо сформулировать миссию, выявить основные ценности ДОУ в настоящем, определить основные ценности в будущем. Необходимо сформулировать модель выпускника.
Параллельно необходимо сформировать творческую группу по созданию корпоративного СМИ (Интернет – сайта, стенда), назначить руководителя.
Также надо организовать работу творческой группы «Фирменный стиль ДОУ», назначить руководителя.
III этап - создание корпоративных правил и стандартов (корпоративного кодекса).
Проработка противоречий и разрывов между «реальными» и «идеальными» корпоративными ценностями. Описание целей, к которым стремимся, и правил, по которым движемся к ним в виде корпоративного кодекса. Издание кодекса.
IV Этап - мониторинг корпоративной культуры и выработка новых задач.
Мониторинг корпоративной культуры и отношений внутри коллектива. Оценка предпринятых действий и сопоставление с поставленными задачами. Выработка задач для нового цикла.
2.4. Мониторинг проекта
Критерии оценки эффективности:
Качественные:
- восприятие педагога себя как субъекта, чья профессионально – трудовая деятельность влияет на общую результативность деятельности ДОУ и определяет стратегию его развития;
- осознанное принятие личной ответственности за общий продукт совместной деятельности, добросовестное отношение к своим обязанностям как норме поведения педагога ДОУ;
- ориентация педагога на поиск, разработку, выбор и воплощение наиболее оптимальных способов осуществления своей деятельности;
- повышение эффективности делового взаимодействия, что является условием установления доброжелательных межличностных отношений в коллективе.
Количественные:
- миссию и основные ценности ДОУ приняли 100% педагогов;
- улучшение межличностных отношений в коллективе не менее чем на 80%;
- увеличение степени удовлетворенности руководством не менее чем на 50%;
- форменный стиль ДОУ приняли 100% педагогов;
- назначены ответственные за обновление сайта и корпоративного стенда.
Дальнейшее развитие проекта
Необходима дальнейшая работа по формированию делового общения педагогов, поддержки инициативы, творчества, оптимизма. Также необходимо уточнить миссию, основные ценности ДОУ, внести коррективы в информационное пространство.
III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Корпоративная культура педагогов дошкольного образования - это коллективная ценность, определяющая характер взаимоотношений, коммуникаций, обеспечивающая качество деятельности дошкольного учреждения, индивидуальный стиль деятельности педагога и общий корпоративный имидж образовательного учреждения.
Разработка и внедрение корпоративного кодекса позволит создать индивидуальность коллектива педагогов в целом и каждого педагога в отдельности, а также детского сада, отличающую ее от других.
Знание педагогами системы ценностей и умение определить их место и роль в учреждении позволит объединить идеи каждого члена коллектива в русле деятельности организации.
Высокий уровень самоконтроля педагогов позволит руководителю делегировать полномочия и быть полностью уверенным в качественном и своевременном выполнении поручений. Взаимопомощь объединит и сплотит педагогов детского сада и вызовет чувство сопричастности к общему делу.
Знание деловой этики определит уважительные, тактичные взаимоотношения внутри коллектива. Важной ценностью должен стать реальный учет заслуг каждого члена коллектива в общее дело. Этот факт побудит сотрудников детского сада к качественной, ответственной работе.
В результате установившегося стиля деятельности эти специфические ценности должны крепко закрепиться среди коллектива и передаваться новым сотрудникам.
Создание корпоративного кодекса и правильный выбор стиля руководства создают у сотрудников чувство принадлежности к детскому саду, чувство гордости за него. Из разрозненных людей сотрудники превращаются в единый коллектив - команду.
Таким образом, наличие корпоративной культуры в ДОУ необходимо, так как она создает имидж организации, делает из коллектива единую команду. Взаимодействие всех элементов корпоративной культуры повышает качество работы детского сада, делает дошкольное учреждение конкурентоспособным на рынке образовательных услуг.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Музыченко В.В. Управление персоналом М., «Академия», 2003.
2. Рудинская Е.В., Яромич С.А. Корпоративный менеджмент: Уч. пособие. – К.: КНТ, Эльга – Н. – 2008.
3. Румизен М.К. Управление знаниями. М., «АСТ», «Астрель», 2004.
4. Спивак В.А. Корпоративная культура: теория и практика. — С-Пб.: Питер, 2001 –13 с.1995.
5. Программа «Корпоративная культура студента ЧГПУ им. И.Я.Яковлева»/сост.: Плотникова О.А. и др.-Чебоксары:Чуваш.гос.пед.ун-т,2007.- 20с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление-презентация "Модель корпоративной культуры ДОУ"
Наш детский сад участвовал в конкурсе "Детский сад года". Конкурс проходил по теме "Корпоративная культура ДОУ" Это выступление -презентация нашей модели корпоративной культуры детского сада "Педагоги...
Корпоративная культура современного ДОУ, его имидж. Корпоративная культура современного ДОУ, его имидж.
На небольшой промежуток времени обращения к этому феномену еще не накоплено достаточной информации о содержании и специфике корпоративной культуры предприятий, а тем более корпоративной культуры в обр...
Влияние руководителя на развитие корпоративной культуры ДОУ
Большую роль в определении корпоративной культуры ДОУ играет заведующий, который должен достаточно ясно представлять, что такое культура вообще, и отдельно - корпоративная культура. Его задача -...
Проект «Развитие корпоративной культуры»
В данном разделе представлен проект "Развитие корпоративной культуры в ДОУ". ...
Проект: "Корпоративная культура детского сада"
Проект : "Корпоративная культура детского сада" был осуществлен с марта по май 2020 года, с помощью родителей (законных представителей), воспитателя и музыкального работника. Целью...
Педагог «Детского сада «Тополек» — участник Форума молодых педагогов и преподавателей Ростовской области «Корпоративная культура и персональный бренд педагога» в п. Шепси Краснодарского края
Форума молодых педагогов и преподавателей Ростовской области «Корпоративная культура и персональный бренд педагога» в п. Шепси Краснодарского края...
Всемирный День охраны труда под девизом «Культура безопасности труда как ключевой элемент корпоративной культуры»
Детский сад №5 п.Первомайский, поддержал призыв Коркинской районной организации профсоюза работников образования, организовать мероприятие, посвященные Всемирному Дню охраны труда под девизом «К...