Мастер-класс «Детское экспериментирование – основа поисково-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» (Программа «Step by Step», технология программы «Сообщество»)
презентация к уроку по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)
В основе философии программы лежит убеждение, что дети развиваются наилучшим образом при самостоятельности и увлечении процессом обучения, когда обучение становится осмысленно актуальным и необходимым самому ребенку, ему дают возможность познавать окружающий мир целостно, а не предлагают каждый день отрывочную информацию разного рода. Цель – подготовить детей к жизни в современном стремительно меняющемся мире.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_detskoe_eksperimentirovanie.pptx | 1.44 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Международная программа « Step by Step » создана в 1994 г. специалистами Джорджтаунского университета (Вашингтон, США). В настоящее время программа реализуется более чем в 25 странах мира. Страны-участницы международного проекта получили «матричную» или «рамочную» программу. Дальнейшая задача каждой страны, детского сада и педагога состоит в наполнении программы содержанием (национальным, местным, соответствующим потребностям и интересам конкретных детей). В России программа с 1998 года, знакома педагогам как технология «Сообщество» (Князева О.Л.)
« Step by Step », «Сообщество» – это не образовательные программы, а скорее подход к обучению, технология В основе философии программы лежит убеждение, что дети развиваются наилучшим образом при самостоятельности и увлечении процессом обучения, когда обучение становится осмысленно актуальным и необходимым самому ребенку, ему дают возможность познавать окружающий мир целостно, а не предлагают каждый день отрывочную информацию разного рода.
Цель – подготовить детей к жизни в современном стремительно меняющемся мире, развивать такие качества и способности, как: готовность принимать перемены и активно в них участвовать устойчивое стремление учиться способность критически и творчески мыслить способность ставить и решать проблемы умение делать самостоятельный и осознанный выбор умение уважать себя и окружающих людей правильное восприятие социальных норм и правил поведения
Воспитатели выступают в роли помощников и «носителей культуры»: организуют первоначальное пространство организуют общение , совместное планирование (утренний сбор) оказывают непосредственную помощь и поддержку в случае затруднения вовлекают в жизнь группы других взрослых (членов семей, представителей социального окружения ) На этом фоне ребенок сам (вместе с другими детьми и взрослыми) инициирует и принимает решение о том, какая образовательная тема будет принята в группе, выбирает способы познания, виды деятельности.
Основным средством развития детей является особая организация развивающей среды, которая базируется на создании центров детской активности («Искусство», «Наука и природа», «Песок и вода», «Литература», «Драматизация», «Строительство», «Кулинария») Наличие в раздевальной комнате уголка «Здравствуйте, я пришёл» Фотография, имя ребенка на шкафчике Счастьяграммы Семейные газеты Правила группы Место для детских работ
Каждый центр активности – это маленькая творческая лаборатория, в которой подготовленные материалы стимулируют самостоятельное познание сложных явлений, закономерностей и просто веселых и полезных действий . Центры активности – место работы детей, поэтому в них всегда много материалов, изготовленных или находящихся в стадии изготовления, демонстрирующих успехи и достижения воспитанников. Нельзя давать прямые установки, указания, необходимо заинтересовать детей, чтобы у них во время рассказа загорелись глаза и родились собственные планы.
Философия программы основывается на признании ценности семейного воспитания для роста и развития ребенка вне зависимости от социального, культурного уклада, религиозных и национальных традиций семьи. Члены семей могут быть включены в жизнь группы: в качестве добровольного помощника в группе (ассистента воспитателя) на 1,5–2 часа в день для помощи в центрах активности; помощника в создании развивающей среды; инициатора и участника планирования тематического проекта; организатора праздников и других событий; участника родительской взаимопомощи (обмен информацией, игрушками, детскими вещами, профессиональная помощь друг другу и т.п .)
А сейчас я хотела бы познакомить вас с применением некоторых элементов технологии « Step by Step » на примере занятия познавательного вида в работе с детьми 6-7 лет
Тема занятия : «Вода. Свойства воды» Тип занятия : закрепление знаний и умений Цели Формирование представлений детей о воде и её свойствах Развитие умения применять знания в практической деятельности Создание условий для формирования навыков работы в группах и самостоятельно Задачи Конкретизировать основные понятия по теме «Вода»: пар, лёд, текучесть, прозрачность Формировать умения проводить опыты, наблюдать, анализировать полученные результаты и делать выводы Формировать умение пользоваться маршрутным листом и вести учётн ые записи
Тема занятия : «Вода. Свойства воды» Тип занятия : закрепление знаний и умений Структура занятия Организационный момент Активизация знаний по теме Определение темы занятия Закрепление (работа в центрах) Итог
Организационный момент С помощью игрового тренинга способствуем созданию положительного эмоционального настроя, снятию напряжения воспитанников. Дети встают в круг, воспитатель среди детей в кругу. - Доброе утро, мои замечательные ребята. Чтобы все почувствовали утреннюю радость, передадим друг другу по кругу: «Доброе утро!». - Доброе утро, Арина! (Дети говорят друг другу, глядя в глаза, обращаясь по имени, « Доброе утро, … !»)
Активизация знаний по теме 1) Посмотрите на компьютер. Назовите, что изображено на фото и догадайтесь, что должно быть далее. Дайте общее название всем фотографиям (На картинках изображён снегопад, дождь, град. Я думаю, что дальше будет туман) (Все картинки можно назвать «осадки», потому что о них говорят в прогнозе) погоды
Активизация знаний по теме 2) Посмотрите на компьютер. Назовите, что изображено на фото и догадайтесь, что должно быть далее. На фото мы видим океан, море, озеро. Я думаю, что дальше будет река. Всё это называется водоёмы, места, где скапливается вода. Самый большой из них – океан. 3) Установление связи между осадками и водоёмами. Подумайте и определите, что общее есть в понятиях «осадки» и «водоёмы». Что их объединяет? (Осадки состоят из воды. В водоёмах находится вода. Поэтому общее – вода)
Активизация знаний по теме 4) Вода бывает в 3-х состояниях. Назовите их. (Вода может быть жидкой, газообразной, твёрдой. Жидкое состояние – это вода, газообразное – пар, твёрдое – лёд).
Активизация знаний по теме 5) Посмотрите на модель земного шара. Какого цвета больше? Почему? На картинке больше голубого (синего) цвета, потому что это вода. А воды на планете (Земля) больше, чем суши . А теперь еще раз посмотрите на компьютер, проанализируйте, о чём мы говорили. Сформулируйте тему занятия. Мы говорили о воде. Тема – вода .
В части занятия «Активизация знаний» (упражнение «Логические цепочки», «Повторение») был использован метод интерактивной беседы, в процессе которой у детей формировалась способность критически и творчески мыслить (право высказывать собственное мнение, слышать своих товарищей). Использование элементов ИКТ позволило сделать процесс обучения более интересным, наглядным для дошкольников. Участие детей в общем обсуждении создавало атмосферу доброжелательности и сотрудничества. В процессе повторения и расширения знаний по теме «Вода, свойства воды» дети были подведены к самостоятельному определению темы занятия исходя из собственного предшествующего опыта и познавательного материала предыдущей части.
Наибольший интерес у детей вызвала часть занятия «Закрепление», в которой проводилась основная самостоятельная работа в двух исследовательских центрах: «Почемучки» и «Знайки». Ребята находили центр, с которого они начнут работу по соответствию меткам в маршрутных листах и в названиях центров. Ребятам был предоставлен выбор места расположения в центрах.
Работа в центрах (закрепление) Центр «Почемучки» Центр «Знайки»
В центре «Почемучки» дети работали небольшой группой. Они самостоятельно проводили опыты с водой, учились ставить и решать проблемы (как доказать, что вода прозрачная, может течь, не имеет формы). В центе «Почемучки» детям была предоставлена возможность самостоятельно исследовать среду. В процессе исследования я старалась поддерживать в детях умение уважать себя и окружающих, партнерство и взаимопомощь (особенно когда работаешь в команде).
В отличие от центра «Почемучки», в центре «Знайки» группа ребят играла с каплями воды индивидуально, которые получали с помощью пипетки. Детям был дан алгоритм пользования пипеткой для получения капель, было предоставлено право исследовать водную среду через игру с ней. В процессе игр с водой («Лабиринт», «Стрелок», «Кто больше?») развивались познавательные способности, самостоятельность и ответственность, мелкая мускулатура рук, глазомер, формировались навыки аккуратности. В центрах поддерживалась рабочая атмосфера, ребятам была предоставлена возможность негромко общаться, советоваться, обсуждать, просить помощи у партнеров. В ходе исследования группы менялись местами, переходили из центра в центр.
Работа в центрах (закрепление)
Работа в центрах (закрепление)
В заключительной части «Итог» были подведены итоги работы в центрах. С помощью блиц-вопросов была активизирована мыслительная активность детей. Игра «плюс и минус» способствовала формированию волевых усилий, выполнению правил, развитию способности сопереживать неудачам и радоваться успехам других.
В заключение хочу сказать, что деятельность на занятиях с использованием технологии « Step by Step » в форме экспериментальной лаборатории эффективно проводить с детьми 6-7 лет общеразвивающих групп, умеющих читать и работать с наглядными инструкциями. Занятия проводить небольшими подгруппами (4-6) человек. Дети получают возможность ставить проблемы и сами их решать, становятся более самостоятельными. Повышается познавательная активность, чувство удовлетворения от общения в группе, уверенность в себе, самооценка и ответственность за проделанную работу.
Библиография О.Л. Князева Учебно-методическое пособие по реализации программы «Сообщество» в российских детских садах. М., 1999 К.Хансен, Р.Кауфманн, К. Уолш. Организация программы, ориентированной на ребенка. М., 1999 Т.М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми 6-7 лет», Воронеж 2007, ТЦ «Учитель» О.В. Дыбина «Неизведанное рядом» Москва 2010, ОН «Просветитель» М.А. Яковлева «Веселые научные опыты для детей и взрослых, Москва 2012, КИ «Библиотека» Е.В. Вологдина, Н.Н. Малофеева, И.В. Травина «Живая природа» ЗАО «Росмэн-Пресс», 2010
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
мастер-класс "Детское экспериментирование-основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников"
мастер-класс...
Мастер- класс «Детское экспериментирование – основа поисково – исследовательской деятельности дошкольников»
представление опыта работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию познавательной активности через поисково– исследовательскую деятельность. ...
Мастер – класс «Детское экспериментирование – основа поисково– исследовательской деятельности дошкольников»
представление опыта работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию познавательной активности через поисково– исследовательскую деятельность....
Мастер – класс «Детское экспериментирование – основа поисково– исследовательской деятельности дошкольников»
Детское экспериментирование с детьми старшего дошкольного возраста...
Мастер-класс «Детское экспериментирование – основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников».
Мастер-класс по экспериментированию для педагогов...
Мастер-класс Детское экспериментирование – основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников
Цель моего мастер - класс - это повышение профессионального мастерства педагогов в процессе активного педагогического общения по усвоению опыта работы по проведению экспериментирования с детьми ...
Мастер- класс для педагогов "Детское экспериментирование- основа поисково- исследовательской деятельности детей дошкольного возраста"
Развитие познавательной активности у детей вопрос актуальный на сегодняшний день. Николай Николаевич Поддьяков выделяет экспериментирование как основной вид познавательно - исследовательской (поисково...