Брошюра "ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА"
методическая разработка на тему

Дембендер Наталья Геннадьевна

В раннем возрасте ведущей является предметная деятельность, то есть деятельность, направленная на овладение различными способами действий с предметами. Предметная деятельность является ведущей по тому, что именно она оказывает решающее влияние на развитие всех психических процессов. 

Представленный перспективный план разработан на основе игр и упражнений, способствующих овладению детьми раннего возраста, действию с предметами.

План содержит 58 занятий, которые распределены по месяцам (сентябрь - август). В планировании описано программное содержание и используемый дидактический материал.

 Перспективный план составлен грамотно, материал подобран с возрастающей сложностью, авторы учли психологические особенности детей раннего возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon broshyura_-_sensorika.doc672.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад №6 муниципального образования

Щербиновский район ст. Старощербиновская

ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ

В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА

        

              2014 год

Авторы проекта:

Сюсюкало Светлана Анатольевна – заместитель заведующей по научно-методической работе МДОУ ЦРР – детский сад №6 МОЩР.

Дембендер Наталья Геннадьевна – воспитатель высшей квалификационной категории МДОУ ЦРР – детский сад №6 МОЩР

Рецензенты: 

Калабухова Надежда Александровна – директор МУ «МК МОЩР»        

Степаненко Наталья Михайловна –   методист  МУ «МК МОЩР»

         В раннем возрасте ведущей является предметная деятельность, то есть деятельность, направленная на овладение различными способами действий с предметами. Предметная деятельность является ведущей по тому, что именно она оказывает решающее влияние на развитие всех психических процессов.  

Представленный перспективный план разработан на основе игр и упражнений, способствующих овладению детьми раннего возраста, действию с предметами.

План содержит 58 занятий, которые распределены по месяцам (сентябрь - август). В планировании описано программное содержание и используемый дидактический материал.

 Перспективный план составлен грамотно, материал подобран с возрастающей сложностью, авторы учли психологические особенности детей раннего возраста.

Перспективный план предметной деятельности для детей раннего возраста авторов Сюсюкало С.А и Дембендер Н.Г может использоваться для работы в

группах раннего возраста

         

Адрес: 353620, станица Старощербиновская, ул. Советов 134, телефон 4-49-51

                           

                         

 

МЕСЯЦ

ДИДАКТИЧЕС

КАЯ
ИГРА

ПРОГРАМНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

ОБОРУДОВАНИЕ

Август

1. Угадай, на чем играю

Развивать устойчивое слуховое внимание, умение различать инструменты на слух по их звучанию.

Барабан, бубен, дудочка и др.

2. Кораблик

Вырабатывать длительное, направленное, плавное ротового выдоха. Активизировать мышцы губ.

Таз с водой и бумажные кораблики.

3. Пирамида любви

Учить детей находить, показывать и, по-возможности, произносить имена сверстников и сотрудников группы, воспитывать дружелюбие и желание играть друг с другом. Развивать общительность и хорошие взаимоотношения с окружающими людьми. Вызвать положительные эмоции.

4. Дети кормят курицу и цыплят

5. Дети на прогулке в детском саду

Научить детей понимать жизненно близкий сюжет, изображенной на картинке; развивать умение слушать пояснения, короткий рассказ воспитателя, расширять словарь, учить рассказывать об изображенном на картинке.

Сюжетная картинка

6.На птичьем дворе

Закреплять произношение звуков по подражанию.

Картинки с изображением уточек, гусей, индюка, голубей, курочек, петушка.

7. Кто чем питается?

Закрепить правильное употребление существительных в творительном падеже.

Картинки или игрушки, изображающие зайца, медведя, кошку, собаку; картинки с изображением морковки, ягоды, молока, косточки или настоящие продукты.

8. Один – много

Формировать у детей умение и навык образования множественного числа существительных.

Картинки с изображением одного и нескольких одинаковых предметов одной серии. Это могут быть животные, игрушки, посуда, мебель, одежда.  

9. Во дворе

Развивать речевой слух и способность к звукоподражанию.

Игрушечные петух, курица, кошка, собака, корова.

32

Формирование предметной деятельности и познавательных способностей у детей раннего возраста.

Ранний возраст - важнейший период в жизни ребенка. Личный опыт познания в первые 3 г. жизни являются ключом к развитию умственных способностей детей. Такие зрелые способности как мышление, творчество, чувства развиваются после 3 лет, но используют они базу знаний, сформировавшуюся к этому возрасту.

        В раннем возрасте ведущей является предметная деятельность. Именно в ней происходит приобщение ребенка к культуре, в ней формируются главные психологические новообразования этого периода: речь, наглядно-действенное и образное мышление, познавательная активность, целенаправленность. 

        В рамках предметной деятельности можно выделить несколько направлений, каждое из которых является самостоятельной задачей.

        Во-первых, это развитие культурно-нормативных, специфических и орудийных действий Маленький ребенок должен научиться пользоваться окружающими предметами «по-человечески»: правильно есть ложкой, рисовать карандашом, копать совочком, причесываться расческой, застегивать пуговицы. Это задача не только развитие движения руки и общей моторики. Все эти действия требуют преодоления спонтанной, импульсивной активности, а значит овладения своим поведением. Ребенок должен понять смысл этих простых действий, увидеть их результат, почувствовать свою умелость. Все это дает ему чувство своей компетентности, самостоятельности и уверенности в себе. Для решения этой задачи необходимо, начиная с года, приучать детей к самообслуживанию. В нашей группе мы уделяем этому большое значение.

-Учим снимать и надевать колготки, штанишки, юбки.

-Расстегивать и застегивать одежду  (молнии, липучки.)

-Перед сном складывать одежду на стульчике.

-Самостоятельно мыть руки с мылом.

-Вешать полотенце на крючок. 

-Правильно пользоваться столовыми

1

приборами (есть пищу ложкой, пить из чашки).

-Складывать на место игрушки.

        Другой задачей предметной деятельности является развитие наглядно-действенного мышления и познавательной активности ребенка. Исследуя новые предметы и игрушки, экспериментируя с водой, песком, краской, пытаясь открыть коробочку с секретом, малыши решают самые настоящие мыслительные задачи, решение которых требует значительных умственных усилий, а также настойчивости и целеустремленности.

Известно, что деятельность ребенка до 2 лет имеет процессуальный характер: малыш получает удовольствие от самого процесса действий, их результат еще не имеет какого-либо самостоятельного значения. К 3 годам у ребенка складывается определенное представление о результате того, что он хочет сделать. Ребенок действует уже не просто так, а с целью получения определенного результата: правильно сложить пирамидку, сделать постройку в соответствии с образцом и т. д 

Предметная деятельность имеет важное значение и для сенсорного развития ребенка. Собирая пирамидку, складывая картинку из деталей, играя с разнообразными вкладышами, малыши учатся учитывать свойства предметов, различать и соотносить их по цвету, форме, величине. При этом они не только действуют, но и думают.

Все виды предметных действий предполагают индивидуальную работу ребенка. Маленькие дети еще не умеют действовать совместно, предметы и все действия с ними всецело поглощают интересы малышей, они не могут при этом ориентироваться на действия партнера, учитывать чужие желания. У каждого ребенка должна быть в руках своя игрушка и свои способы действия с ней. Такая индивидуальная деятельность с предметами, вызывает сосредоточенность и концентрацию на предмете, своеобразную «завороженность» своими действиями. Это очень важное и ценное состояние Монтессори  видела в концентрации на действиях с предметами начало воли ребенка. Поэтому нужно всячески поддерживать индивидуальную работу ребенка с предметами и создать для нее всевозможные условия. Это в свою очередь требует достаточного количества пособий и особой организации развивающей среды.

Для развития предметной деятельности и сенсорных способностей необходимо обеспечить детей игрушками и пособиями, различными по цвету, форме, материалу из которого сделаны. Поэтому мы большое внимание уделили организации предметно-развивающей среды в группе.

 

2

МЕСЯЦ

ДИДАКТИЧЕС

КАЯ
ИГРА

ПРОГРАМНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

ОБОРУДОВАНИЕ

Июль

1. Где позвонили?

Развивать направленность слухового внимания, умение определять направление звука, ориентироваться в пространстве.

Колокольчик.

2. Пузырь

Развивать речевое дыхание и звукового аппарата.

3. Кто где живет?

Учить детей группировать животных на дикие и домашние, активизировать словарь по теме.

Игрушки диких и домашних животных, домик и дерево.

4. Бабочка, лети!

Вырабатывать длительный непрерывный ротовой выдох.

2 – 3 бумажные ярко окрашенные бабочки (к каждой бабочке привязывают нитку длиной 50см и прикрепляют их к шнуру на расстоянии 30см друг от друга. Шнур натягивают между двумя стойками так, чтобы бабочки весели на уровне лица ребенка.)

5. Коза ест траву

6. Дети гуляют в парке

Научить детей понимать жизненно близкий сюжет, изображенной на картинке; развивать умение слушать пояснения, короткий рассказ воспитателя, расширять словарь, учить рассказывать об изображенном на картинке.

Сюжетная картинка

7. Гав-гав

Закреплять произношение звуков по подражанию.

Картинки с изображением щенка, коня, теленка, цыпленка, козленка.

8. Где зайчик

Учить детей понимать предложные конструкции.

Игрушечные деревья, избушка, пенек, зайчик.

9. Кто что ест?

Закрепить правильное употребление существительных в винительном падеже, активизировать в речи ребенка глаголы «ест», «грызет», «лакает».

Картинки или игрушки, изображающие зайца, медведя, кошку, собаку; картинки с изображением морковки, ягоды, молока, косточки или настоящие продукты.

31

МЕСЯЦ

ДИДАКТИЧЕС

КАЯ
ИГРА

ПРОГРАМНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

ОБОРУДОВАНИЕ

Июнь

1. Солнце или дождик?

Развивать умение переключать слуховое внимание, выполнять действия согласно различному звучанию бубна.

Бубен, картинки с изображением прогулки детей при ярком солнце и убегающих от дождя.

2. Одуванчик

Развивать умение длительно и плавно выдыхать воздух через рот, активизировать мышцы губ.

3. Иголочка и ниточка

Учить детей находить, показывать и, по-возможности, произносить имена сверстников и сотрудников группы, воспитывать дружелюбие и желание играть друг с другом. Развивать общительность и хорошие взаимоотношения с окружающими людьми. Вызвать положительные эмоции.

4. Поворята

Учить группировать овощи и фрукты, закрепить их названия.

Фланелеграф или магнитная доска с изображениями банки из-под компота и кастрюли, плоскостные фигурки яблока, апельсина, груши, картофеля, капусты, лук или других.

5. Кто так  кричит?

Научить детей узнавать животных по звукоподражанию, закрепить и активизировать словарь по теме.

Игрушки или картинки домашних животных.

6. Мишка спит в кроватке

7. Кукла сидит в ванне

Научить детей понимать жизненно близкий сюжет, изображенной на картинке; развивать умение слушать пояснения, короткий рассказ воспитателя, расширять словарь, учить рассказывать об изображенном на картинке.

Сюжетная картинка

8. Песня – песенка

Закреплять правильное звукопроизношение. Развивать речевой слух и речевую активность, умение произносить звуки и звукосочетания по подражанию.

Большая кукла, петух, кошка, утка, медведь, лягушка.

9. Где машина?

Учить детей понимать предложные конструкции.

Сюжетные картинки с изображением машины в разных местах.

30

Дидактический стол в группе расположен так, чтобы к нему можно было подходить с двух сторон. Стол наполнен дидактическим и игровым материалом: объемные геометрические фигуры, предметы вкладыши, стержни для нанизывания колец, различного цвета и величины, желобки для прокатывания шариков, коробочки для проталкивания фигур различной формы. За дидактическим столом одновременно, не мешая друг другу могут играть 2-3 ребенка.

Мы приобрели различные игры вкладыши (деревянные) -«Большие и маленькие»

-«Собери фрукты» -«Одень Антошку»

-«Вкладыши - флексика»- различные по форме, цвету, величина ( яблоки, домики, геометрические фигуры, ежи, слоники, петушок, курочка и цыпленок).

Эти игры нравятся нашим детям, и они с удовольствием в них играют.

-«Магнитная рыбалка» (жуки и бабочки) – эти игры способствуют развитию моторики, координации действия рук, восприятию цвета, способствуют развитию положительных эмоций.

-Игры для конструирования – различные по форме и величине конструкторы «Лего», строительные наборы (деревянные и пластмассовые), которые также способствуют развитию действий с предметами, а вместе с тем – развитию мышления, целеустремленности, восприятия, общей моторики.

-Любят дети нанизывать игрушки. Для этого мы подобрали различные по цвету, форме, величине предметы с отверстиями.

-В группе много пирамид, различных по цвету, величине, пирамиды-конструкторы.

-Наборы разрезных картинок. 

-Мячи, разные по величине, цвету, материалу.

-Наборы игрушек для игр с водой, песком.

-Разного вида каталки.

-Сюжетные игрушки – куклы, посуда, утюги, машины.

-«Чудесный мешочек»

Но для правильного развития ребенка этого все равно мало. Чтобы маленькие дети овладели необходимыми умениями их этому надо учить.

В раннем возрасте наиболее эффективен индивидуальный контакт с ребенком. Малыш лучше воспринимает предложения, вопросы, объяснения воспитателя, адресованные лично ему, чем обращения к группе в целом. При этом ребенку легче понять и принять предложения взрослого, когда они высказываются доброжелательным тоном, сопровождаются ласковым прикосновением, взглядом в глаза. Необходимо учитывать, что вербальные методы

3

МЕСЯЦ

ДИДАКТИЧЕС

КАЯ
ИГРА

ПРОГРАМНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

ОБОРУДОВАНИЕ

Май

1. Тук-тук

Развивать голосовой аппарат, обучать громкому и тихому, быстрому и медленному произношению. Закрепить правильное произношение звуков «т» и «к». Развивать чувство ритма.

Игрушечный молоточек.

2. Один – много

Формировать у детей умение и навык образования множественного числа существительных.

Картинки с изображением одного и нескольких одинаковых предметов одной серии. Это могут быть животные, игрушки, посуда, мебель, одежда и т.д.

3. Дай что скажу

Закрепить название транспорта, активизировать словарь.

Игрушечные автобус, грузовик, легковая машина, самолет, кораблик.        

4. Давай познакомимся

Уточнять и расширять словарь ребенка по теме.

Игрушки, изображающие дикие или домашние животные в мешке.

5. Кто что ест?

Закрепить правильное употребление существительных в винительном падеже, активизировать в речи ребенка глаголы «ест», «грызет», «лакает».

Картинки или игрушки, изображающие зайца, медведя, кошку, собаку; картинки с изображением морковки, ягоды, молока, косточки или настоящие продукты.

6. Во саду ли, в огороде?

Учить группировать овощи и фрукты, закрепить их названия.

Фланелеграф или магнитная доска с изображениями дерева и грядки, плоскостные фигурки яблока, апельсина, груши, картофеля, капусты, лук или других.

7. Комната для куклы

Учить узнавать, показывать и называть предметы мебели, изображенные на картинках и обозначать их словами.

Предметны картинки из серии «Мебель», кукла.

8. Голубь летит

Научить детей понимать жизненно близкий сюжет, изображенной на картинке; развивать умение слушать пояснения, короткий рассказ воспитателя, расширять словарь, учить рассказывать об изображенном на картинке.

Сюжетная картинка

9. Автобус везет людей

Сюжетная картинка

воспитания в раннем возрасте имеют низкую эффективность, потому что малышам еще трудно регулировать свое поведение с помощью слова. Слово воспитателя должно иметь яркую окраску, сопровождаться соответствующими жестами и движениями.

Многому можно научить ребенка в процессе повседневного общения с ним в быту, во время режимных процессов, а так же на прогулках в играх. Но наиболее активной формой обучающего воздействия являются специально организованные воспитателем дидактически направленные занятия, игры и упражнения. На них мы имеем возможность систематически, постепенно усложняя материал, развивать восприятие детей, формировать умения и некоторые важные качества.

Совместно со С.А. Сюсюкало – зам. зав. заведующей по инновационной работе мы разработали перспективный план дидактических игр и упражнений для развития предметной деятельности и сенсорики, а так  же  перспективный план игр и упражнений по развитию речи и ознакомлению с окружающим. При составлении плана мы постарались учесть все направления развития предметной деятельности, используя различные пособия и дидактические игрушки.

Для наиболее эффективного развития предметной деятельности и познавательных способностей у детей мы стараемся сочетать самостоятельные и совместные со взрослыми действия малышей. Предлагаем интересные занятия, подключаемся к игре ребенка, обязательно откликаемся на просьбы о помощи, помогаем преодолевать затруднения, поощряем, хвалим детей: «Какая умница Машенька, все шарики правильно разложила по коробочкам!», «Молодец, Дима, какую ровную башню построил!» 

Для развития познавательной активности стараемся обогащать жизнь детей новыми впечатлениями, создаем условия для экспериментирования (игры с водой, песком, тестом, окрашивание воды, рисование красками). Очень важно поддерживать природное любопытство детей, поощрять любое проявление интереса к окружающему миру.

4

29

МЕСЯЦ

ДИДАКТИЧЕС

КАЯ
ИГРА

ПРОГРАМНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

ОБОРУДОВАНИЕ

Май

1. Тук-тук

Развивать голосовой аппарат, обучать громкому и тихому, быстрому и медленному произношению. Закрепить правильное произношение звуков «т» и «к». Развивать чувство ритма.

Игрушечный молоточек.

2. Один – много

Формировать у детей умение и навык образования множественного числа существительных.

Картинки с изображением одного и нескольких одинаковых предметов одной серии. Это могут быть животные, игрушки, посуда, мебель, одежда и т.д.

3. Дай что скажу

Закрепить название транспорта, активизировать словарь.

Игрушечные автобус, грузовик, легковая машина, самолет, кораблик.        

4. Давай познакомимся

Уточнять и расширять словарь ребенка по теме.

Игрушки, изображающие дикие или домашние животные в мешке.

5. Кто что ест?

Закрепить правильное употребление существительных в винительном падеже, активизировать в речи ребенка глаголы «ест», «грызет», «лакает».

Картинки или игрушки, изображающие зайца, медведя, кошку, собаку; картинки с изображением морковки, ягоды, молока, косточки или настоящие продукты.

6. Во саду ли, в огороде?

Учить группировать овощи и фрукты, закрепить их названия.

Фланелеграф или магнитная доска с изображениями дерева и грядки, плоскостные фигурки яблока, апельсина, груши, картофеля, капусты, лук или других.

7. Комната для куклы

Учить узнавать, показывать и называть предметы мебели, изображенные на картинках и обозначать их словами.

Предметны картинки из серии «Мебель», кукла.

8. Голубь летит

Научить детей понимать жизненно близкий сюжет, изображенной на картинке; развивать умение слушать пояснения, короткий рассказ воспитателя, расширять словарь, учить рассказывать об изображенном на картинке.

Сюжетная картинка

9. Автобус везет людей

Сюжетная картинка

28

Конспект игры-занятия по формированию у детей предметной деятельности и познавательных способностей.

Программные задачи:

-упражнять в различении и назывании цвета предметов;

-учить различать и называть форму – шарик, кубик;

-величину – большой, маленький;

-развивать мелкую моторику, координацию движения кисти руки;

-развивать познавательные способности – тяжелые предметы тонут, а легкие – плавают; тесто мягкое, из него можно лепить;

-развивать речь детей.

Ход занятия.

Воспитатель: предлагает детям пройти по дорожке:

                -Ножками затопали,

                зашагали по полу.

                Раз – два, раз, два, три,

                По дорожке мы пошли.

-Дети, мне кажется, что кто-то плачет. Давайте прислушаемся. Да это же мишка.

                -Мишка бурый! Мишка бурый!

                Отчего такой, ты, хмурый?

                -Я по лесу гулял, свои бусы потерял.

Воспитатель: - Не плачь, мишка. Наши малыши умеют собирать красивые бусы.

        -Детки, поможем мишке собрать для него бусы?

( Дети садятся за столы и нанизывают бусинки определенного цвета - заданного воспитателем.)

Воспитатель: Какого цвета бусы получились у Олеси, Саши, Камилы? (Хвалит детей. Дети вешают бусы на медведя. Медведь благодарит детей.)

В – ль предлагает поехать в гости к бабушке на « машине».

                -Машина, машина, ты нас покатай!

                -Машина, машина быстрей поезжай!

                -Машина, машина вези нас домой!

                -Машина, машина приехали, стой!

Кукла-бабушка предлагает помочь налепить пирожков. Раздает детям комочки теста.

                -Лепим, лепим пирожок

                И кладем начинку.

                В пирожок положим мы

                Ягодку-малинку.

                Испечем мы пирожок

                Для любимой мамы

5

Вот какой пирожок

                Испекли мы сами.

Дети складывают «пирожки» на сковородку и оставляют бабушке.

Воспитатель:  предлагает детям пойти погулять.

                -Мы шагаем, мы шагаем,

                Выше ножки поднимаем.

                Через камушки и кочки,

                Через ямки и пенечки,

                Раз-два, три-четыре,

                Три-четыре, раз-два!

                Сели – спрятались! Ку – ку!

                Встали – снова на верху.

                Встали – сели, снова встали,

                Вот как зайкой мы играли!

Воспитатель:  предлагает детям съехать с горки.

- Дети, куда же мы с вами попали?

                -Вот водичка перед нами,

                В ней игрушечки лежат.

                Как игрушки нам достать?

                Кто поможет из ребят?

Дети вылавливают сачками игрушки.

 Воспитатель: уточняет, что это за игрушка. Какой она величины, цвета. Обратить внимание на то, что одни игрушки плавают, а другие – тонут. Почему?

Воспитатель:  хвалит детей.

В конце занятия мишка угощает детей конфетами.

   

        

6

МЕСЯЦ

ДИДАКТИЧЕС

КАЯ
ИГРА

ПРОГРАМНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

ОБОРУДОВАНИЕ

Март

1. На птичьем

 дворе

Закреплять произношение звуков по подражанию.

Картинки с изображением уточек, гусей, индюка, голубей, курочек, петушка.

2. Где зайчик?

Учить детей понимать предложные конструкции.

Игрушечные деревья, избушка, пенек, зайчик.

3. Автомобиль

Формировать правильное и отчетливое произношение звука «б» (бь), развивать умение произносить отдельные звукоподражания громко и тихо; ориентироваться в пространстве.

Картонные рули (по количеству детей), большая и маленькая машинки.

4. Назови ласково

Учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Картинки с изображением предметов из какой-либо серии (посуда, мебель, животные, транспорт и др.), в зависимости от того, существительные какой темы необходимо закрепить.

5. Помоем посуду

Расширять словарь по теме, активизировать словарь.

Таз с водой или игрушечная мойка, кукольная посуда.

6. У куклы дома

Закрепить название предметов мебели, ее величины.

Две куклы, два стула и две кроватки, резко контрастные по величине.

7. Узнай и назови

Закрепить название овощей и фруктов, их цвета и формы.

Натуральные овощи или муляжи в мешочке.

8.На чем мы ездим?

Учить детей узнавать знакомые транспортные средства, обозначать их словами.

Предметные картинки «Транспорт».

9. Мама купает ребенка

Упражнять детей в названии слов: купаться, ванна, полотенце, поливать, вытирать.

Картинка с изображением ванной, в которой сидит маленький мальчик, а мать мочалкой трет ему спину. Мальчик тянется к утке, плавающей в ванне. Лицо у мальчика веселое. Недалеко стоит стул, на спинке которого висит большое полотенце.

27

МЕСЯЦ

ДИДАКТИЧЕС

КАЯ
ИГРА

ПРОГРАМНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

ОБОРУДОВАНИЕ

Февраль

1. Чья птичка дальше улетит?

Вырабатывать длительное, направленное, плавное ротового выдоха. Активизировать мышцы губ.

Фигурки птиц, вырезанных из тонкой бумаги и ярко окрашенных.

2. Гав-гав

Закреплять произношение звуков по подражанию.

Картинки с изображением щенка, коня, теленка, цыпленка, козленка.

3. Лошадка

Обучение отчетливому произношению звука «и».

Игрушечная лошадка.

4. Где машина?

Учить детей понимать предложные конструкции.

Сюжетные картинки с изображением машины в разных местах.

5. Угостим медведей чаем

Закрепить название предметов посуды, ее величины.

Три набора посуды разной величины, картинка из сказки «Три медведя» или три игрушечных медведя, резко контрастных по величине.

6. Пригласим мишутку в гости

Уточнять название предметов мебели, ее назначение.

Игрушечная мебель, медвежонок.

7. Узнай игрушку

Уточнить и активизировать словарь по теме

Любимые игрушки детей в мешочке.

8. Что в саду растет?

Продолжать знакомить детей с названиями фруктов, учить соотносить и сравнивать предметы с их изображениями на картинках.

Набор предметных картинок из серии «Фрукты», натуральные фрукты

или их муляжи.

9. Мальчик играет с собакой

Упражнять детей в названии слов: собака, цветы, сидит, смотрит, дает, играет.

Картинка с изображением зеленой лужайки. На лужайке растут цветы. Мальчик показывает собаке сахар. Собака сидит на задних лапах. Маленькая девочка с интересом смотрит на мальчика и собаку. Около девочки лежит игрушечная собака.

26

«Веселый поезд»

(комплексное занятие по ознакомлению детей с окружающим миром)

Программное содержание.

• Развитие внимания и наглядно-действенного мышления.

• Закрепление в речи детей названий животных и их признаков (использование игрушек и картинок).

• Расширение активного словаря за счет введения новых слов («пушистый», «мягкий», «теплый», «мохнатый»).

• Обучение ориентированию в пространстве.

• Знакомство детей с загадками.

• Развитие мелкой моторики кистей рук.

• Воспитание коммуникативных способностей.

Материал: панно «паровоз» (это монтаж из крупных рисунков вагонов поезда; в окошках видны фигуры сидящих в вагонах взрослых животных); карточки с изображением детенышей животных (медвежонок, лисенок, зайчонок, бельчонок, ежонок, волчонок); игрушки - заяц, медведь и медвежонок, теремок; бумажные белые салфетки.

Ход занятия.

Дети с воспитателем входят в зал. Воспитатель. Ребята, куда это мы с вами попали? Да здесь рельсы и светофор, все как на настоящей железной дороге. Не хватает только машиниста, который поведет поезд. Можно я буду машинистом? Дети. Да, да!

Воспитатель (читает стихотворение).

Паровоз, паровоз, новенький, блестящий,

Он вагоны повез, словно настоящий.

Кто же едет в поезде? - Плюшевые мишки,

Зайчики пушистые, белки да детишки.

(Под музыку воспитатель с детьми едут •паровозиком».)

Воспитатель. Вот мы и приехали. Да тут, оказывается, и теремок спрятался.

Стоит в поле теремок, теремок,

Он не низок, не высок, не высок.

(Воспитатель стучит в дверцу теремка.)

Кто в теремочке живет?

Прыгает ловко,

Любит морковку.

Кто это? (Достает из корзинки зайца.)

Дети. Зайчик.

Воспитатель. Да! Посмотрите, какой он? (Даетдетям потрогать игрушку.)

Дети. Мягкий, теплый. (С каждым проговариваются слова.)

Воспитатель. Посмотрите, какие у него длинные уши. А хвостик маленький, круглый, пушистый. (Обращается к зайцу.) Зайчик, зайчик, а какая твоя любимая игра?

Зайчик. Я люблю играть в снежки. (Заяц и дети берут салфетки, сминают их в «снежки», подкидывают вверх.)

Воспитатель. Да, весело ты играешь, снежки белые и круглые получились. Зайчик, а почему ты не в белой шубке, все зайцы на зиму меняют мех с серого на белый. Ну-ка, беги в свой домик - меняй шубку. А мы, ребята, давайте соберем снежки в ведерко. (Дети собирают с пола салфетки.)

Кто же еще в теремочке живет? (Достает из корзинки медведя и медвежонка.)

7

МЕСЯЦ

ДИДАКТИЧЕС

КАЯ
ИГРА

ПРОГРАМНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

ОБОРУДОВАНИЕ

Январь

1. Положи на место

Продолжать развивать понимаемую речь, учить выполнять несложные и двух-трех сложные инструкции, ориентироваться в пространстве.

2. Курочка и цыплята

Развивать звукоподражание, ориентировку в пространстве.

Шапочки курочки и цыплят (по количеству детей)

3. Часы тикают

Развивать звукопроизношение, голосовой аппарат. Закреплять правильное произношение звуков «к», «т», «ть». Вырабатывать умеренный темп речи, умение произносить слова быстро и медленно, громко и тихо.

Большие и маленькие часы.

4. Кто, где спрятался?

Сформировать понимание некоторых предлогов, активизировать речь.

Игрушечная кошечка или собачка.

5. К кукле пришли гости

Познакомить детей с названием посуды, ее цветом, формой, назначением.

Кукольная посудка, стол, кукла, Машка и зайка.

6. В гостях у куклы

Уточнять название предметов мебели, ее назначение.

Кукольная мебель, кукла.

7. Чудесный мешочек

Уточнить и активизировать словарь по теме.

Игрушечные автобус, грузовик, легковая машина, самолет, кораблик в мешочке.

8. Кого мы встретили в лесу?

Учить узнавать, показывать и называть животных, изображенных на картинках.

Предметны картинки из серии «Дикие животные».

9. Дети играют в группе

Научить детей понимать жизненно близкий сюжет, изображенной на картинке; развивать умение слушать пояснения, короткий рассказ воспитателя, расширять словарь, учить рассказывать об изображенном на картинке.

Сюжетная картинка

В лесу - мохнатый здоровяк,

А дома - плюшевый добряк.

Кто это?

Дети. Медведи.

Воспитатель (показывает большого медведя). Этот медведь какой?

Дети. Большой.

Воспитатель. А этот какой? (Показывает медвежонка.)

Дети. Маленький

Воспитатель. Правильно, большой медведь -мама-медведица, а маленький - ее сынок-медвежонок. А как рычит большая медведица?

Дети. РЫ-РЫ-РЫ!

Воспитатель. А медвежонок?

Дети. Ры-ры-ры...

Воспитатель. Да, правильно. Мишки, а почему вы не спите? Все медведи зимой спят и сосут лапу. Ну-ка, ступайте в свою берлогу да спать ложитесь! А нам пора размяться.

Выходите на зарядку:

Нам лениться не годится,

Помните, ребята,

Даже звери, даже птицы

Делают зарядку.

(Звучит музыка.)

• Заячья зарядка. Дети выполняют соответ-

Птичкина зарядка. ствующие упражнения, ими-

Лисичкина зарядка, тирующие движения лес-

Медвежья зарядка, ных обитателей.

Воспитатель. Смотрите, пока мы делали зарядку, большой сугроб намело. Поезд остановился, а в нем звери лесные сидят. Их детишки в лесу заблудились, а без них мамочки не могут отправиться в дорогу. Давайте поищем детенышей!

Да вот они! (Раздает детям карточки с изображением детенышей лесных зверей.) А теперь нужно каждого детеныша посадить в вагон к его маме.

По ходу выполнения задания педагог спрашивает малышей, кто у кого нарисован на карточке и к кому надо этого детеныша посадить.

- Какие вы молодцы, как помогли зверюшкам! Но и нам пора домой.

Магнитофонная запись: Внимание, внимание! Поезд отправляется со станции «Лесная поляна». Просьба всем занять свои места!

Звучит музыка, воспитатель и дети уезжают «паровозиком».

8

25

МЕСЯЦ

ДИДАКТИЧЕС

КАЯ
ИГРА

ПРОГРАМНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

ОБОРУДОВАНИЕ

Декабрь

1. Дует ветер

Развивать умение в зависимости от ситуации пользоваться громким или тихим голосом.

2 картинки, на одной из которых изображен легкий ветерок, качающий траку, цветы, а на другой – сильный ветер, качающий деревья.

2. Снежинки

Развивать речевое дыхание, формировать умение делать плавный и длительный выдох (не добирая воздуха).

Несколько рыхлых кусочков ваты.

3. Поручения

Продолжать развивать понимаемую речь, учить выполнять несложные и двух-трех сложные инструкции, ориентироваться в пространстве.

4. Песня – песенка

Закреплять правильное звукопроизношение. Развивать речевой слух и речевую активность, умение произносить звуки и звукосочетания по подражанию.

Большая кукла, петух, кошка, утка, медведь, лягушка.

5. Спрячь мячик

Формировать у детей навыки понимания предложных конструкций.

Мяч.

6. Нарядим куклу

Активизировать словарь по теме.

Картонная кукла, набор бумажной одежды

7. гостим кукол чаем

Закрепить название предметов посуды, ее величины.

Два набора кукольной посуды и две куклы, резко контрастных по величине.

8. Что купили на базаре?

Продолжать знакомить детей с названиями овощей, учить соотносить и сравнивать предметы с их изображениями на картинках.

Набор предметных картинок из серии «Овощи», натуральные овощи или их муляжи.  

9. Праздник елки в детском саду

Научить детей понимать жизненно близкий сюжет, изображенной на картинке; развивать умение слушать пояснения, короткий рассказ воспитателя, расширять словарь, учить рассказывать об изображенном на картинке.

Сюжетная картинка

24

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ИГР И ИГР-ЗАНЯТИЙ.

В раннем возрасте ведущей является предметная деятельность, то есть деятельность, направленная на овладение различными способами действий с предметами. Предметная деятельность является ведущей потому, что именно она оказывает решающее влияние на развитие всех сторон психики и личности ребенка. В рамках этой деятельности возникают и развиваются основные психологические новообразования раннего возраста. 

    Восприятие, внимание, память и мышление ребенка функционируют и формируются главным образом в процессе предметных действий. Мышление в раннем возрасте имеет преимущественно наглядно-действенный характер. Наряду с этим видом мышления развиваются такие его формы, как наглядно-образное и символическое мышление, которые также опираются на опыт практических действий малыша.

Речь ребенка возникает и развивается также в контексте совместной со взрослым предметной деятельности. На основе предметной деятельности зарождается процессуальная игра. Благодаря развитию предметных действий и речи в игре ребенка появляются игровые замещения. Становление игровых замещений дает начало сюжетно-ролевой игре, которая становится ведущей на следующем этапе развития ребенка.

    В рамках предметной деятельности создаются условия для развития таких личностных качеств ребенка, как самостоятельность и целенаправленность. У малыша формируется стремление к достижению правильного результата своей деятельности. Достижения в предметной деятельности и признание их со стороны взрослых становятся для ребенка  способом утверждения собственного достоинства, мерой своего Я.

 Таким образом, предметная деятельность определяет развитие практически всех психических процессов и личности ребенка в целом.

9

Примерное перспективное планирование предметной деятельности с учетом игр и упражнений для сенсорного развития детей раннего возраста.

 

МЕСЯЦ

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА

ПРОГРАМНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

ОБОРУДОВАНИЕ

СЕНТЯБРЬ

1. Молоточек с цветными колышками

Развивать координацию движения рук и мелкую моторику пальцев

Деревянный брусок с цветными колышками и деревянный молоточек

2. Жучок

Подушка в виде жука, вделанные в нее горлышками от пластиковых бутылок, пробки

3. Осьминожка

Подушка в виде осьминога с разнообразными застежками на ней

4. Сложи пирамидку

Развивать у детей координацию рук и мелкую моторику пальцев, способствовать закреплению качеств предметов (величина, форма, цвет).

Пирамидка, состоящая из любых колец

Октябрь

1.Солнышко

Развивать координацию движения рук и мелкую моторику пальцев

Картонный силуэт солнца, прищепки

2.Цветочки

Подушка, вделанные в нее горлышки от пластиковых бутылок в виде цветков, пробки

3.Накормим птичку

Игрушечная птица, ее кормушка, пшено

4. Какой мяч больше?

Учить различать предметы по величине и выбирать их по словесному указанию.

Большие и маленькие мячи, произвольно перемешанные.

10

МЕСЯЦ

ДИДАКТИЧЕС

КАЯ
ИГРА

ПРОГРАМНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

ОБОРУДОВАНИЕ

Ноябрь

1. Кто внимательный?

Развивать остроту слуха, умение правильно воспринимать словесную инструкцию независимо от силы голоса, которым ее произносят.

Кукла, игрушечный мишка, машинка.

2. Не разбуди куклу

Развивать умение пользоваться тихим голосом.

Кукла с закрывающимися глазами, кроватка с постельными принадлежностями, мелкие игрушки (кубик, мячик, машинка и др.), коробка для игрушек.

3. Найди и принеси

Продолжать развивать понимаемую речь, учить выполнять несложные и двух-трех сложные инструкции, ориентироваться в пространстве.

Игрушки и предметы, находящиеся на своих местах в групповой комнате.

4. Во дворе

Развивать речевой слух и способность к звукоподражанию.

Игрушечные петух, курица, кошка, собака, корова.

5. Олины помощники

Учить образовывать формы множественного числа глаголов, уменьшительно-ласкательные формы существительных.

Кукла.

6. Уложим куклу спать

Познакомить детей с предметами одежды и ее деталями.

Кукла с комплектом одежды, кукольная кроватка.

7.Кукла проснулась

Уточнить названия кукольной одежды, ее деталей, цвета.

Кукла на кроватке, комплект ее одежды.

8.Посуда для куклы

Учить детей находить знакомые предметы посуды на картинках по словесному указанию, дать представление об их использовании, активизировать словарь.

Набор предметных картинок из серии «Посуда», кукла.

9. Мальчик с дудочкой

Научить детей понимать жизненно близкий сюжет, изображенной на картинке; развивать умение слушать пояснения, короткий рассказ воспитателя, расширять словарь, учить рассказывать об изображенном на картинке.

Сюжетная картинка

23

МЕСЯЦ

ДИДАКТИЧЕС

КАЯ
ИГРА

ПРОГРАМНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

ОБОРУДОВАНИЕ

Октябрь

1. Кружок

2. Паровозик

3. Мы хорошие

4. Снежинки

Учить детей находить, показывать и, по-возможности, произносить имена сверстников и сотрудников группы, воспитывать дружелюбие и желание играть друг с другом. Развивать общительность и хорошие взаимоотношения с окружающими людьми. Вызвать положительные эмоции.

5. Угадай, что делать

Развивать умение переключать слуховое внимание. Развивать координацию движений, умение соотносить свои действия со звучанием бубна.

Бубен, два флажка.

6. Идемте с нами играть

Вырабатывать умение пользоваться громким голосом.

Игрушечные мишка, зайчик, лиса или другие звери.

7.Принеси игрушку

Продолжать развивать понимаемую речь, учить выполнять несложные и двух-трех сложные инструкции, ориентироваться в пространстве.

4-5 игрушек (машина, мяч, пирамидка, кукла, книжка и т.п.).

8.Парные картинки

Учить детей находить две идентичные картинки среди множества (10-15) предложенных, активизировать словарь.

Наборы предметных картинок: «Одежда», «Посуда», «Мебель», «Транспорт», «Игрушки» и т.д. (по две штуки), две куклы.

9.Дети обедают

Упражнять детей в названии слов: тарелка, чашка, блюдце, ложечка, салфетка, ест, вытирает, держит.

Картинка с изображенными на ней троих детей, сидящих за столом: мальчик наклонился над тарелкой, и ест второе; девочка ест маленькой ложкой компот из чашки, стоящей на блюдце; второй мальчик закончил еду и вытирает рот салфеткой; на столе стоит стакан с бумажными салфетками.

22

МЕСЯЦ

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА

ПРОГРАМНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

ОБОРУДОВАНИЕ

Ноябрь

1. Блинчики

Развивать координацию движения рук и мелкую моторику пальцев

Учить детей различать и называть игрушки, а также выделять их размер; развивать слуховое восприятие, совершенствовать понимание речи.

Соленое тесто

2. Волшебный коврик

Коврик с разнообразными застежками на нем

3.Поручения

Большие и маленькие собачки, машинки, коробочки, мячи, чашки, кубики, матрешка.

Игрушечный заяц, большое и маленькое ведерко, по пять больших и маленьких муляжей морковок на подносе.

Мисочки разной величины

4. Башенка из мисочек

Учить детей группировать предметы по величине.

5.Собери пирамидку

Учить детей нанизывать на стержень шары и кубики, обращать внимание на форму предметов

Пирамидки, состоящие из шаров и кубиков

11

МЕСЯЦ

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА

ПРОГРАМНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

ОБОРУДОВАНИЕ

Декабрь

1. Тонущие и плавающие предметы

Учить детей определять  предметы тяжелые и легкие, тонет – не тонет

Мелкие игрушки – деревянные, резиновые, металлические и др.

2. Большие и маленькие

Научить ребенка чередовать предметы по величине

По четыре больших и маленьких бусины (приблизительно 2 и 1см) одинакового цвета. Шнур или мягкая проволока, кукла и корзиночка.

3.Волшебная коробочка

Учить детей проталкивать геометрические формы в соответствующие отверстия.

Коробки с отверстиями круглой и квадратной формы и соответствующие им по размеру кубики и шарики.

4.Заштопай штанишки

Учить детей вставлять предметы данной формы в соответствующие отверстия.

Картонное изображение волка (матрешки, куклы и т.п.) с отверстиями круглой, квадратной и треугольной формы на штанишках и соответственно им круги, квадраты и треугольники, такого же цвета, как и штанишки.

5.Сложи матрешку

Развивать у детей координацию рук и мелкую моторику пальцев, способствовать закреплению величины  предметов

Матрешка, которая вмещает несколько вложенных друг в друга кукол меньшего размера.

12

Примерное перспективное планирование игр и упражнений

для развития речи и ознакомления с окружающим

для детей раннего возраста

МЕСЯЦ

ДИДАКТИЧЕС

КАЯ
ИГРА

ПРОГРАМНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

ОБОРУДОВАНИЕ

Сентябрь

1. Покажи, кого назову

2. Кто это?

3.Сделай, как я

4. Давайте познакомим

Учить детей находить, показывать и, по-возможности, произносить имена сверстников и сотрудников группы, воспитывать дружелюбие и желание играть друг с другом. Развивать общительность и хорошие взаимоотношения с окружающими людьми. Вызвать положительные эмоции.

5. Кто что услышит?

Развивать слуховое внимание, пополнять активный словарь, развивать фразовую речь.

Ширма, колокольчик, бубен, молоточек, «шумелка», барабан и т.п.

6. Громко – тихо

Развивать умение менять силу голоса: говорить то громко, то тихо.

Большая и маленькая собачки или другие игрушки.

7. Листопад

Учить плавному, свободному выдоху.

Вырезанные из тонкой бумаги желтые и красные листья.

8. Кто с нами рядом живет

Учить узнавать, показывать и называть животных и птиц, изображенных на картинках.

Набор предметных картинок из серии «Домашние животные и птицы».

21

МЕСЯЦ

ДИДАКТИЧЕСКАЯ

 ИГРА

ПРОГРАМНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

ОБОРУДОВАНИЕ

Август

1.Посади птичек в свои гнезда

Учить детей соотносить предметы по величине

Нарисованные большие и маленькие гнезда, вырезанные из бумаги большие и маленькие птицы

2.Варежки

Учить детей соотносить предметы по цвету.

Вырезанные из картона несколько пар разноцветных варежек, куклы.

3.Волшебный кубик

Учить детей проталкивать геометрические формы в соответствующие отверстия.

Куб с отверстиями различной формы, соответствующие вкладыши

4.Завяжи рубашку

Развивать координацию движения рук и мелкую моторику пальцев

Вырезанные из плотного картона силуэт рубашек с проделанными в них отверстиями, шнурок

5.Помоги Золушке

Развивать координацию движения рук и мелкую моторику пальцев

Две тарелочки, фасоль и горох

20

МЕСЯЦ

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА

ПРОГРАМНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

ОБОРУДОВАНИЕ

Январь

1. Нанизываем бусы

Научить ребенка чередовать предметы по форме

По четыре круглых и квадратных  бусины одинакового цвета (диаметр 2см). Шнур или мягкая проволока, кукла и корзиночка.

2. Найди половинку

Учить группировать предметы по форме.

Предметные картинки, разрезанные на 2, 3 части

3. Помоги матрешке найти свои игрушки

Закрепить у детей умение группировать однородные и соотносить разнородные предметы по цвету.

Рисунок с матрешками, бусины и палочки разных цветов.

4. Перевоплощение воды

Обратить внимание ребенка на то, что цвет является признаком разных предметов и может служить для их обозначения.

Вода, краски, кисть.

5. Солнечные лучики

Развивать у детей координацию рук и мелкую моторику пальцев, способствовать закреплению величины  предметов

Пирамидка, состоящая из 4-5 колец, убывающих по величине.

13

МЕСЯЦ

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА

ПРОГРАМНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

ОБОРУДОВАНИЕ

Февраль

1.Веселые человечки

Учить детей группировать предметы по форме

Вырезанные из картона круг, квадрат, треугольник, прямоугольник – домики и эти же геометрические формы маленького размера – человечки.

2.Елочки и грибочки

Научить ребенка чередовать предметы по цвету.

Коробка с мозаикой, где помещены по десять элементов зеленого и красного цвета.

3.Угостим медведя ягодой

Учить детей выбирать предметы данного цвета из нескольких предложенных, развивать координацию рук и мелкую моторику пальцев.

Коробка с мозаикой, где помещены десять элементов красного цвета и по пять элементов желтого и зеленого цвета.

4.Помоги кукле собрать кубики

Учить детей группировать предметы по величине.

Кукла, большая и маленькая коробка, большие и маленькие кубики

5. Волшебный мешочек

Развивать у детей координацию рук и мелкую моторику пальцев, способствовать закреплению величины  предметов

Яркий мешочек с набором цветных шариков и кубиков

14

МЕСЯЦ

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА

ПРОГРАМНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

ОБОРУДОВАНИЕ

Июль

1.Собери цветы

Учить детей группировать предметы по величине.

Большая и маленькая корзинка, большие и маленькие цветы, вырезанные из картона

2. Наливаем - выливаем

Игры с водой. Развивать координацию рук.

Надувной бассейн с водой, воронки, ведерки, лейки

3.С какого дерева листик

Учить детей соотносить предметы по величине

Нарисованные большое и маленькое дерево без листвы, вырезанные из бумаги большие и маленькие листья

4.Закрой окошко

Учить детей вставлять предметы данной формы в соответствующие отверстия.

Вкладыши различной формы

5.Пришей пуговицу

Развивать координацию движения рук и мелкую моторику пальцев

Плотный картон с отверстиями, вырезанные из картона или настоящие пуговицы, шнурок

19

МЕСЯЦ

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА

ПРОГРАМНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

ОБОРУДОВАНИЕ

Июнь

1. Угости собачек косточкой

Учить детей группировать предметы по величине.

Большая и маленькая собачка, большая и маленькая косточка

2. Подбери колечки по цвету

Учить детей выбирать предметы данного цвета из нескольких предложенных, развивать координацию рук и мелкую моторику пальцев.

Пирамидки с колечками разного цвета

3. Подбери чашки к блюдцам

Учить детей соотносить предметы по цвету.

Вырезанные из картона чашки и блюдца разных цветов.

4.Волшебная коробочка

Учить детей проталкивать геометрические формы в соответствующие отверстия.

Коробки с отверстиями круглой, треугольной и квадратной формы и соответствующие им по размеру кубики, шарики и призмы

5. Застегни сапожки

Развивать координацию движения рук и мелкую моторику пальцев

Вырезанные из плотного картона силуэты сапожек с проделанными в них отверстиями, шнурок

18

МЕСЯЦ

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА

ПРОГРАМНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

ОБОРУДОВАНИЕ

Март

1. Поймай рыбку

 Развивать у детей координацию рук и ловкость, учить называть цвет предмета

Небольшой бассейн с водой набор разноцветных рыбок, сачки

2. Найди солнышко

Учить детей выбирать предметы данного цвета из нескольких предложенных, развивать координацию рук и мелкую моторику пальцев.

Коробка с мозаикой, где помещены десять элементов желтого цвета и по пять элементов синего и зеленого цвета.

3. Достань игрушку

 Развивать у детей координацию рук, мышление и любознательность

Яркие трубочки с игрушкой внутри и палочка для проталкивания

4. Положи шарики и кубики в машину  

Учить детей группировать предметы по форме.

  Корзинка с набором шариков и кубиков и две машины

5. Собери бусы

Развивать у детей координацию рук и мелкую моторику пальцев, способствовать закреплению формы  предметов

Шары и кубики с отверстиями для нанизывания различной величины и цвета, шнур или мягкая проволока.

15

МЕСЯЦ

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА

ПРОГРАМНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

ОБОРУДОВАНИЕ

Апрель

1.Поставь машины в гараж

Учить детей группировать предметы по величине.

Большая и маленькая коробка, по пять больших и маленьких машин

2. Найди окошко для фигурки

Учить детей вставлять предметы данной формы в соответствующие отверстия.

Деревянный домик с окошками-отверстиями разной формы и набор фигурок для проталкивания

3. Домики и флажки

Научить ребенка чередовать предметы по цвету.

Коробка с мозаикой, где помещены элементы белого и красного цвета

4.Разноцветные бусы

Научить ребенка чередовать предметы по цвету.

По четыре белых и красных бусины (могут использоваться и другие цвета) в коробке, шнур или мягкая проволока.

5.Сложи стаканчики

Развивать у детей координацию рук и мелкую моторику пальцев, способствовать закреплению величины  предметов

Разноцветные складные стаканчики

16

МЕСЯЦ

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА

ПРОГРАМНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

ОБОРУДОВАНИЕ

Май

1.Покатаем мишек на машинах

Учить детей группировать предметы по величине.

Несколько больших и маленьких мишек, большие и маленькие машины.

2. Приходите на лужок

Учить детей выбирать предметы данного цвета из нескольких предложенных, развивать координацию рук и мелкую моторику пальцев.

Коробка с мозаикой, где помещены десять элементов зеленого цвета и по пять элементов желтого и красного цвета.

3.Разноцветные шары

Учить детей соотносить предметы по цвету.

Карточка с вертикально наклеенными на ней разноцветными полосками – «ниточками» параллельно и на некотором расстоянии друг от друга, Вырезанные из картона шары тех же цветов.

4.На каком цветке сидят бабочки?

Учить детей соотносить предметы по величине

Большие и маленькие цветы и бабочки, вырезанные из картона

5.Собери пирамиду

Учить детей нанизывать на стержень шары и кубики, обращать внимание на форму предметов

Пирамидки, состоящие из шаров и кубиков

17


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация развивающей среды группы раннего возраста.

Окружающая среда рассматривается как возможность наиболее эффективного развития индивидуальности ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности. Переступив порог нашей группы, вы окаже...

Буклет "Предметно - развивающая среда группы раннего возраста"

Буклет "Предметно - развивающая среда группы раннего возраста"...

Презентация "Предметно-развивающая среда группы раннего возраста"

Описание предметно-развивающей среды ясельной группы в фотографиях с коментариями...

Предметно-развивающая среда группы раннего возраста « Ладушки»

Очень важным периодом в жизни ребенка является ранний возраст, в котором во многом определяется будущее маленького человека: его характер, склонности, способности, отношение к окру...

Организация предметно- развивающей среды группы раннего возраста в соответствии с ФГОС и ООПДО.

Вопрос создания развивающей предметно-пространственной среды на сегодняшний день стоит особо  актуально.Это связано с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольног...

Модель центра предметно-развивающей среды группы раннего возраста

Краткое описание центров предметно-развивающей среды в группах пребывания детей раннего возраста...

Презентация предметно развивающей среды группы раннего возраста «НЕПОСЕДЫ»

Презентация предметно развивающей среды группы раннего возраста           «НЕПОСЕДЫ»...