Роль ситуации успеха в развитии активности дошкольника
статья на тему
Сообщение для педагогов о создании ситуации успеха для дошкольников
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДСОВ № 47»
ГОРОДА БРАТСКА
Сообщение на педсовет
«Роль ситуации успеха в развитии активности дошкольника»
Подготовил:
воспитатель
I кв. категории
Т.М. Зимагулова
Город Братск
«Роль ситуации успеха в развитии активности дошкольника»
Развитие современного общества носит динамичный характер, имеющий тенденцию к постоянному ускорению, усложнению и видоизменению. Успешность и благополучие того или иного члена общества зависит от его личностных качеств, умения приспосабливаться к окружающей действительности, его познавательной и творческой активности, а также активности общения.
Отечественный психолог А.А. Люблинская говорила о том, что «быть активным — значит находиться в состоянии действования». А так же, «что благодаря своей активности ребенок вступает в практические, действенные отношения с окружающими предметами и в общение с людьми».
Постепенно меняющееся содержание, формы и побуждения к активности ребёнка становятся условием дальнейшего формирования личности дошкольника. Поскольку действия ребенка все чаще направляются на получение ожидаемого и желаемого результата, они приобретают известную системность, целенаправленность и организованность. Благодаря произвольному подражанию и растущей способности к научению активность дошкольника все чаще принимает форму различных видов деятельности: игры, выполнения отдельных трудовых, физкультурных или учебных действий.
Для того чтобы сформировать и воспитать по настоящему творческую, любознательную, активную личность, мы – значимые взрослые, должны соблюдать ряд определенных условий для создания ситуации успеха каждому ребёнку.
Необходимость создания ситуации успеха каждому ребенку давно осознана педагогической общественностью. К. Д. Ушинский в педагогическом сочинении «Труд в его психическом и воспитательном значении» пришел к выводу, что только успех поддерживает интерес ребенка к обучению. А интерес появляется только тогда, продолжает он, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха в овладении знаниями.
Известный американский ученый, психолог, психотерапевт и педагог У. Глассер также убежден, что если ребенку удается добиться успеха в познавательной деятельности, то у него есть все шансы на успех в жизни. А вот если ребенка лишить веры в себя, трудно будет надеяться на его «светлое будущее», убеждает нас доктор педагогических наук А. С. Белкин. «Одно неосторожное слово, один непродуманный шаг педагога могут надломить ребенка так, что потом не помогут никакие воспитательные ухищрения», – утверждает ученый. В работах отечественного ученого В. А. Сластёнина определяется главный смысл деятельности педагога – создание каждому воспитаннику ситуации успеха.
Как бы вторя этому, специалисты дошкольного образования уверяют, что они всегда стремятся создать детям ситуацию успеха. Её достижение в массовой практике ДОУ связывается с организацией и проведением различных интерактивных мероприятий интеллектуально-творческого характера (конкурсы, выступления, экспозиции авторских работ, ярмарки проектов, праздники, брифинги, олимпиады, КВНы и пр.).
Данные формы работы чаще реализуются педагогами согласно двум сценариям. Первый заключается в том, что ребёнок находится в ситуации сравнения его «достижений» с другими. Во втором варианте в сравнительную «борьбу за победу» вовлекаются команды (группы) детей.
В первом случае на успех изначально обрекается незначительное количество избранных победителей, а для остальных закрепляется неблагоприятная для развития «ситуация неуспеха», а в дальнейшем и «ситуация избегания неудач». Очевидно, что при таком подходе никогда не решится задача – создание ситуации успеха каждому ребенку. А ведь в этом сценарии самодостаточным был бы прием подбора номинаций для каждого ребенка, согласно его персональным особенностям, к примеру, «Звонкий голосочек», «Человек-идея», «Маленький гений», Мистер Шутка», «Любимец жюри», «Самый находчивый» и т. д.
Второй же вариант направлен на формирование, в конечном итоге, начал коллективизма, взаимопомощи и сотрудничества. Это сценарий достижения общей радости и общей победы (с гуманных позиций), так называемый синдром обезличенной общей победы, разделенной с другими, иначе – радость на всех. Хотя и в рамках данного сценария вполне уместно номинирование меры индивидуально-личностного вклада каждого ребёнка в общую победу, к примеру, «Самый быстрый участник команды», «Лучик знаний», «Супернаходчивость!», «Тише едешь – верно мыслишь!» и т. д. Однако подбор этих номинаций по мере хода мероприятия, а не по сценарию, достаточно серьезный шаг для ряда педагогов, слабо владеющих навыками «быстрого реагирования». Но ведь именно в этом и заключаются профессионализм, творчество и гуманность педагога!
Педагог должен отыскать и поддерживать источник внутренних сил каждого ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желание познания окружающего мира (не в этом ли заключается интеллектуальная социализация?). Педагог должен создать такие условия, в которых ребенок испытывал бы уверенность в себе и ощущал внутреннее удовлетворение, а это не что иное, как создание ситуации успеха.
Что же такое ситуация успеха? Здесь стоит разделить понятия «ситуация успеха» и собственно «успех», хотя связь этих понятий несомненна и органична. Так, «ситуация» – сочетание условий, обеспечивающих успех, а «успех» – собственно, результат подобной ситуации.
С педагогической точки зрения ситуация успеха – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности, это результат продуманной тактики педагога на получение запрограммированных результатов.
Создание ситуации успеха каждому ребенку должно рассматриваться как результат спроектированной стратегии, предполагающей:
1) создание комфортных психолого-педагогических условий каждому ребенку, в обязательный перечень которых входят:
мотивация благополучия через создание ситуаций успеха в целях самоутверждения ребенка и высвобождения скрытых, потенциальных возможностей;
положительная оценка достижений ребенка (не сравнивая его с другими детьми), подкрепляемая публичными поощрениями;
недопущение отрицательной оценки интеллектуальной деятельности ребенка, индивидуальное обсуждение неудач и недочетов;
уважение к идеям и мыслям ребенка;
обеспечение терпеливой поддержки и внимания и т. д.;
2) выработку индивидуальных эталонов или относительных норм, по которым педагог оценивает достижения в интеллектуальном развитии и информирует о них детей;
3) индивидуализацию степени трудности заданий посредством предоставления детям возможности их выбора;
4) включение внутренних активизаторов ребенка;
5) осуществление оценки деятельности с точки зрения внутренних изменчивых факторов – усилий;
6) обеспечение внешнего подкрепления на основе индивидуальных относительных норм.
Такая организация развивающего процесса может оказывать длительное воздействие на развитие мотивов, т. е. создается ситуация, когда интеллектуальная деятельность для дошкольника становится желанной, любимой, приносящей радость от познания нового. На базе этого состояния формируются устойчивые чувства удовлетворения, меняется уровень самооценки, самоуважения ребенка, иными словами, активизируется его внутренний потенциал.
Педагог должен помнить, что любая интеллектуально-познавательная деятельность детей должна быть связана с получением радости и удовольствия. А поскольку радость – это социальное свойство, ребёнок, как правило, несет свою радость другим. Очень важно, чтобы именно его успех или радость были замечены и публично одобрены. Поощрение вселяет уверенность, повышает статус личности, чувство собственного достоинства.
Педагогам необходимо помнить, что:
успех открытия надо долго и терпеливо готовить, открывая ребёнку возможные связи, отношения между тем, что он достиг, и тем, что ему пока достичь не удается;
ребёнку следует постоянно внушать, что он может достичь недоступного, что в нем хватит сил, желания и ума;
ребёнок должен быть убежден, что успехом он обязан прежде всего самому себе.
Без ощущения успеха у ребёнка пропадает интерес к познанию и обучению, но достижение успеха затруднено рядом обстоятельств, среди которых можно назвать недостаток знаний и навыков, психофизиологические особенности развития и слабую саморегуляцию ребёнка. В связи с чем педагогически оправданным считается организация для ребёнка ситуации успеха самостоятельно выполненной деятельности с помощью ряда операций в эмоционально доброжелательной атмосфере радости и одобрения, создаваемых как вербальными (подбадривающие слова и мягкие интонации), так и невербальными (мимико-пластическими: открытая поза, доброжелательная мимика, определенные жесты) средствами и приёмами.
Здесь педагогам помогут такие технологические операции создания ситуации успеха, как:
снятие страха (выраженное в словах: «Не бывает ошибок только у тех, кто ничего не делает…», «Люди учатся на своих ошибках и находят разные способы решения проблемы…» и др.);
внесение мотива («Без тебя и твоей помощи мне (или твоим друзьям) не справиться…» и др.);
авансирование успешного результата («Ты справишься с этим…», «У тебя это обязательно получится, и я нисколько в этом не сомневаюсь…»);
латентное (скрытое) инструктирование ребенка в способах выполнения («Наверное, лучше всего начать с … а затем …», «Ты конечно же не забудешь о …» и др.);
персональная исключительность («Только на тебя я и могу положиться», «Только ты и сможешь предположить…» и др.);
мобилизация активности, педагогическое внушение («Нам так не терпится узнать, что ты думаешь по этому поводу….», «Не терпится узнать, что же у тебя получится», «Ты делаешь так необычно, аккуратно…» и др.);
высокая оценка определенной детали («Здорово придумал…», «Тебе особенно удалось…», «Самое замечательное в твоем ответе…», «Так чудно…», «Мне интересно твое предположение…», «Это выглядит здорово!», «Это что-то особенное!» и др.).
Какие же мы применяем вербальные способы выражения положительной реакции на ответы, действия и деятельность детей, способствующие их эмоциональной поддержке? Абсолютно верно, диапазон односложных высказываний типа: «Правильно!», «Молодец!», «Умница!», «Хорошо!», «Отлично!», «Замечательно!» – весьма скромен и настолько знаком детям, что порой уже особо не впечатляет и не «зажигает» детей на дальнейшие достижения.
Зарубежный исследователь Мойра Питерси предлагает расширить этот диапазон следующими фразами:
«Прекрасно!»;
«Удивительно!»;
«Превосходно!»;
«Восхитительно!»;
«Очень неплохо!»;
«Ну, просто изумительно!»;
«Ах, вы только посмотрите!»;
«Это что-то особенное!»;
«Это выглядит здорово!»;
«Именно так!»;
«Браво!»;
«Так чудно!»;
«Об этом обязательно нужно рассказать…»;
«Ты сделал это!»;
«Замечательно задумано!»;
«Я просто в восторге!»;
«Я просто обожаю…» и пр.
Созданные условия дают реальную возможность для каждого ребенка пережить замечательное чувство успеха, преодолеть робость и смущение, самоутвердиться в собственных глазах, глазах сверстников и взрослых – педагогов, родителей, окружающих.
Сотрудничество педагогов и родителей для создания ситуаций успеха должно носить обоюдный и плодотворный характер. Без взаимодействия и взаимопонимания ДОУ и семьи развитие активности дошкольника не будет до конца эффективным и результативным. Задача педагога сделать так, чтобы родители стали его активными помощниками и единомышленниками. Несогласованность позиций взрослых недопустима, они вместе должны создавать условия для развития познавательной, творческой и других видов активности. Поэтому перед педагогом стоит особая задача – заинтересовать родителей перспективами для их ребенка, вовлечь их в жизнь детского сада, сделать союзниками в своей работе.
Резюмировать всё вышесказанное можно словами Уильяма Артура Уорда «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет». Вдохновляйте своих воспитанников на открытия, получение знаний, умений, опыта, делайте их успешными, и помните, успех – это путь, а не место назначения (Бен Свитленд).
Литература
- Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать: [кн. для учителя] / А.С. Белкин - М.: Просвещение, 1991. - 176 с.
- Бех И.Д. Педагогика успеха: воспитательные потери и их преодоления /И.Д. Бех//Педагогика и психология. - 2004. - № 4. - С. 5-15.
- Билюк Е.Г., Круглова Н.С. СОЗДАНИЕ СИТУАЦИИ УСПЕХА ДЛЯ КАЖДОГО УЧЕНИКА // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 7 – С. 67-68
- Гришина Н. Ю. Ситуация успеха в действии //Одаренный ребенок. 2005. № 1. С.66-76.
- Дичковская И.М. Инновационные педагогические технологии. - К.: Академвидав, 2004. - 127с.
- Ткачук Л. Педагогические технологии создания ситуации успеха в обучении младших школьников /Лариса Ткачук//Школа. - 2006. - № 6. - С.37-39 .
- Люблинская А. А. "Детская психология". Учебное пособие для студентов педагогических ин-тов. М., «Просвещение», 1971 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательные ситуации, направленные на развитие у дошкольников познавательной активности в двигательной деятельности и формировании позиции субъекта здоровья сбережения.
Данные образовательные ситуации помогут воспитателям разнообразить двигательную активность , наполнить её познавательным материалом....
Роль ситуации успеха на развитие активности дошкольника
Какова роль ситуации успеха дошкольника в развитии активности дошкольника, как это влияет на познавательную активность и на успех ребенка в будущем....
Консультация "Роль ситуации успеха в развитии активности детей дошкольного возраста"
Уважаемые педагоги! В консультации представлены Вашему вниманию условия и приёмы создания ситуации успеха, а так же даны рекомендации ""Успешного воспитания!"...
Буклет «Роль ситуации успеха в развитии активности дошкольника»
laquo;Ситуация» – сочетание условий, обеспечивающих успех. «Успех» – собственно, результат подобной ситуации....
Мастер-класс «Создание ситуации успеха в работе с дошкольниками»
Мастер-класс «Создание ситуации успеха в работе с дошкольниками»...
"Роль музыкального воспитания в развитии активной речи дошкольников"
Консультация для родителей...
Выступление на педсовете по теме "Роль ситуации успеха в развитии активности и инициативности дошкольников"
Консультация для педагогов...