Выступление на педсовете по теме "Роль ситуации успеха в развитии активности и инициативности дошкольников"
консультация по психологии
Предварительный просмотр:
Роль ситуации успеха в развитии активности и инициативности дошкольников
Прежде, чем окунуться в поток информации предлагаю вам выполнить упражнение «Убираем НЕТки». Я вам говорю фразу с отрицанием, а вы должны подумать и переделать ее без этого отрицания.
Примеры:
- Не крутись на стуле
- Не мешай Саше
- Неужели ты не знаешь?
Ну и еще2 давайте придумаем сами.
В новых социальных условиях, с изменением социального статуса дошкольного детства, успешная социализация зависит от взрослых, в стенах детского сада, где дети получают первый опыт широкого эмоционального и практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками, способствующий раскрытию детской индивидуальности, развитию социальных, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности, успешной подготовке к обучению к школе, а в дальнейшем и ко взрослой жизни.
Обеспечению эмоционального благополучия и успешной социализации дошкольников способствуют создание ситуаций успеха.
Что же такое, с научной точки зрения, ситуация успеха?
Психологи разделили эти два понятия, и вот что получилось:
СИТУАЦИЯ - это сочетание условий, которые обеспечивают успех;
УСПЕХ - это результат подобной ситуации;
УСПЕХ с психологической точки зрения – это переживание состояния радости, удовлетворение от того, что результат, к которому стремилась личность в своей деятельности, либо совпал с ее ожиданиями, надеждами, либо превзошел их.
Ситуации успеха можно создавать везде, во всех видах деятельности ребенка. И в театральной деятельности, драматизациях, игровых ситуациях педагог должен стремиться довести до сознания каждого ребенка, что он личность, не похожая на других! Он может многое сделать, многое узнать.
У детей при этом формируется уверенность и вера в себя, в свои силы. Дети при этом не боятся оказаться у всех на виду и делают это адекватно ситуации, в которой находятся.
Каждый ребенок должен знать, что, хотя ему многое пока не удается и его возможности ограничены, но они совершенствуются, развиваются, и завтра он обязательно сделает то, чего не смог сегодня. Поэтому необходимо постоянно поддерживать каждого ребенка в различных ситуациях и помогать ему поверить в свои силы.
Для обеспечения каждому ребенку спокойных и дружеских отношений со сверстниками, создания в группе миролюбивых, доброжелательных отношений между всеми детьми и уверенности в искреннем, личном расположении друг к другу в группе можно создать свой стиль жизни. Традиционными могут быть: «Утренние встречи», с использованием коммуникативных игр, групповые праздники, подведение итогов дня, коллективное обсуждение проблем.
Участие в конкурсах, групповые праздники, Дни здоровья, спортивные олимпиады, выставки, встречи с интересными людьми развивают не только эмоциональную сферу дошкольников, но и формируют уверенность в своих возможностях, углубляют позитивное отношение к миру и принятие других, самостоятельность, автономность, способствуют самосовершенствованию.
Деятельность воспитателей для создания ситуации успеха строится на основе следующих принципов:
• Комфортность: атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, создание для каждого ситуации успеха.
• Погружение каждого ребенка в творческий процесс: реализация творческих задач достигается путем использования в работе активных методов и форм обучения.
• Опора на внутреннюю мотивацию: с учетом опыта ребенка создание эмоциональной вовлеченности его в творческий процесс, что обеспечивает естественное повышение работоспособности.
• Постепенность: переход от совместных действий взрослого и ребенка, ребенка и сверстников к самостоятельным; от самого простого до заключительного, максимально сложного задания; «открытие новых знаний».
• Вариативность: создание условий для самостоятельного выбора ребенком способов работы, типов творческих заданий, материалов, техники и др.
• Индивидуальный подход: создание в творческом процессе раскованной, стимулирующей творческую активность ребенка атмосферы. Учитываются индивидуальные психофизиологические особенности каждого ребенка и группы в целом. В основе лежит комплексное развитие всех психических процессов и свойств личности в процессе совместной (дети - дети, дети - родители, дети - педагог) продуктивно-творческой деятельности, в результате которой ребенок учится вариативно мыслить, запоминать, придумывать новое, решать нестандартные задачи, общаться с разными людьми и многое другое.
• Принцип взаимного сотрудничества и доброжелательности: общение с ребенком строится на доброжелательной и доверительной основе.
• Принцип интеграции: интегративный характер всех аспектов развития личности ребёнка дошкольного возраста: общекультурных, социально-нравственных, интеллектуальных.
Создание ситуации успеха каждому ребенку должно рассматриваться как результат спроектированной стратегии, предполагающей:
1) создание комфортных психолого-педагогических условий каждому ребенку, в обязательный перечень которых входят:
мотивация благополучия через создание ситуаций успеха в целях самоутверждения ребенка и высвобождения скрытых, потенциальных возможностей;
положительная оценка достижений ребенка (не сравнивая его с другими детьми), подкрепляемая публичными поощрениями;
недопущение отрицательной оценки интеллектуальной деятельности ребенка, индивидуальное обсуждение неудач и недочетов;
уважение к идеям и мыслям ребенка;
обеспечение терпеливой поддержки и внимания и т. д.;
2) выработку индивидуальных эталонов или относительных норм, по которым педагог оценивает достижения в интеллектуальном развитии и информирует о них детей;
3) индивидуализацию степени трудности заданий посредством предоставления детям возможности их выбора;
4) осуществление оценки деятельности с точки зрения внутренних изменчивых факторов – усилий.
Такая организация развивающего процесса может оказывать длительное воздействие на развитие мотивов, т. е. создается ситуация, когда интеллектуальная деятельность для дошкольника становится желанной, любимой, приносящей радость от познания нового. На базе этого состояния формируются устойчивые чувства удовлетворения, меняется уровень самооценки, самоуважения ребенка, иными словами, активизируется его внутренний потенциал.
Педагогам необходимо помнить, что:
- успех открытия надо долго и терпеливо готовить, открывая ребёнку возможные связи, отношения между тем, что он достиг, и тем, что ему пока достичь не удается;
- ребёнку следует постоянно внушать, что он может достичь недоступного, что в нем хватит сил, желания и ума;
- ребёнок должен быть убежден, что успехом он обязан прежде всего самому себе.
Без ощущения успеха у ребёнка пропадает интерес к познанию и обучению, но достижение успеха затруднено рядом обстоятельств, среди которых можно назвать недостаток знаний и навыков, психофизиологические особенности развития и слабую саморегуляцию ребёнка. В связи с чем педагогически оправданным считается организация для ребёнка ситуации успеха самостоятельно выполненной деятельности с помощью ряда операций в эмоционально доброжелательной атмосфере радости и одобрения, создаваемых как вербальными (подбадривающие слова и мягкие интонации), так и невербальными (мимико-пластическими: открытая поза, доброжелательная мимика, определенные жесты) средствами и приёмами.
Здесь педагогам помогут такие технологические операции создания ситуации успеха, как:
- снятие страха (выраженное в словах: «Не бывает ошибок только у тех, кто ничего не делает…», «Люди учатся на своих ошибках и находят разные способы решения проблемы…» и др.);
- внесение мотива («Без тебя и твоей помощи мне (или твоим друзьям) не справиться…» и др.);
- авансирование успешного результата («Ты справишься с этим…», «У тебя это обязательно получится, и я нисколько в этом не сомневаюсь…»);
- латентное (скрытое) инструктирование ребенка в способах выполнения («Наверное, лучше всего начать с … а затем …», «Ты конечно же не забудешь о …» и др.);
- персональная исключительность («Только на тебя я и могу положиться», «Только ты и сможешь предположить…» и др.);
- мобилизация активности, педагогическое внушение («Нам так не терпится узнать, что ты думаешь по этому поводу….», «Не терпится узнать, что же у тебя получится», «Ты делаешь так необычно, аккуратно…» и др.);
- высокая оценка определенной детали («Здорово придумал…», «Тебе особенно удалось…», «Самое замечательное в твоем ответе…», «Так чудно…», «Мне интересно твое предположение…», «Это выглядит здорово!», «Это что-то особенное!» и др.).
Какие же мы применяем вербальные способы выражения положительной реакции на ответы, действия и деятельность детей, способствующие их эмоциональной поддержке? Абсолютно верно, диапазон односложных высказываний типа: «Правильно!», «Молодец!», «Умница!», «Хорошо!», «Отлично!», «Замечательно!» – весьма скромен и настолько знаком детям, что порой уже особо не впечатляет и не «зажигает» детей на дальнейшие достижения.
Созданные условия дают реальную возможность для каждого ребенка пережить замечательное чувство успеха, преодолеть робость и смущение, самоутвердиться в собственных глазах, глазах сверстников и взрослых – педагогов, родителей, окружающих.
Предлагаю от теории перейти к практике! Перед началом консультации я раздала вам жетоны. Поделитесь на команды соответственно цвету жетона. Задача команды: обыграть ситуацию успеха в ДОУ. Выбрать роли, выбрать приём создания ситуации успеха (из памяток), придумать ситуацию, и продемонстрировать её окружающим. А задача окружающих распознать приём создания ситуации успеха.
Сотрудничество педагогов и родителей для создания ситуаций успеха должно носить обоюдный и плодотворный характер. Без взаимодействия и взаимопонимания ДОУ и семьи развитие активности дошкольника не будет до конца эффективным и результативным. Задача педагога сделать так, чтобы родители стали его активными помощниками и единомышленниками. Несогласованность позиций взрослых недопустима, они вместе должны создавать условия для развития познавательной, творческой и других видов активности. Поэтому перед педагогом стоит особая задача – заинтересовать родителей перспективами для их ребенка, вовлечь их в жизнь детского сада, сделать союзниками в своей работе.
Технология создания ситуации успеха (памятка):
1. Задачи должны быть для учащихся посильными и не требовать приложения сверхусилий.
2. Деятельность должна представлять воспитаннику возможности для выбора, быть интересной и соответствовать уровню притязаний.
3. Нужно, чтобы в работе присутствовали задачи разной степени сложности.
4. В задачах должна присутствовать степень новизны.
5. Слабомотивированные дети должны иметь возможность использовать повторы для поднятия у них уверенности в собственных силах.
ОПЕРАЦИЯ | НАЗНАЧЕНИЕ | РЕЧЕВАЯ ПАРАДИГМА |
1. Снятие страха | Помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих. | «Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться». «Люди учатся на своих ошибках и находят другие способы решения». «Контрольная работа довольно легкая, этот материал мы с вами проходили». |
2. Авансирование успешного результата | Помогает учителю выразить свою твердую убежденность в том, что его ученик обязательно справиться с поставленной задачей. Это, в свою очередь, внушает ребенку уверенность в свои силы и возможности. | «У вас обязательно получится...» «Я даже не сомневаюсь в успешном результате». |
3. Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельности | Помогает ребенку избежать поражения. Достигается путем намека, пожелания. | «Возможно, лучше всего начать с…» «Выполняя работу, не забудьте о...» |
4. Внесение мотива | Показывает ребенку ради чего, ради кого совершается эта деятельность, кому будет хорошо после выполнения. | «Без твоей помощи твоим товарищам не справиться…» |
5. Персональная исключительность. | Обозначает важность усилий ребенка в предстоящей или совершаемой деятельности. | «Только ты и мог бы.» «Только тебе я и могу доверить…» «Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой…» |
6. Мобилизация активности или педагогическое внушение. | Побуждает к выполнению конкретных действий. | «Нам уже не терпится начать работу…» «Так хочется поскорее увидеть…» |
7. Высокая оценка детали. | Помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали. | «Тебе особенно удалось то объяснение». «Больше всего мне в твоей работе понравилось…» «Наивысшей похвалы заслуживает эта часть твоей работы». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль ситуации успеха в развитии активности дошкольника
Сообщение для педагогов о создании ситуации успеха для дошкольников...
Роль ситуации успеха на развитие активности дошкольника
Какова роль ситуации успеха дошкольника в развитии активности дошкольника, как это влияет на познавательную активность и на успех ребенка в будущем....
Консультация "Роль ситуации успеха в развитии активности детей дошкольного возраста"
Уважаемые педагоги! В консультации представлены Вашему вниманию условия и приёмы создания ситуации успеха, а так же даны рекомендации ""Успешного воспитания!"...
Выступление на педсовете.Тема: "Роль физкультурных занятий в развитии и воспитании ребенка-дошкольника"
Выступление на педсовете....
Буклет «Роль ситуации успеха в развитии активности дошкольника»
laquo;Ситуация» – сочетание условий, обеспечивающих успех. «Успех» – собственно, результат подобной ситуации....
Формы взаимодействия педагога с родителями по развитию активности и инициативности дошкольников.
Формы взаимодействия педагога с родителями по развитию активности и инициативности дошкольников....
Педагогический совет «Детское экспериментирование как условие развития познавательной активности, любознательности, инициативности дошкольников»
Материал содержит ход и содержание тематического едагогического совета «Детское экспериментирование как условие развития познавательной активности, любознательности, инициативности дошкольн...