Сравнительная таблица ФГТ и ФГОС.
консультация на тему
ФГТ и ФГОС к структуре основной образовательной программе дошкольного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fgt_i_fgos.docx | 47.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Сравнительная таблица ФГТ к структуре ООПДО (основная образовательная программа дошкольного образования)
и ФГОС дошкольного образования
Элементы сравнения | ФГТ к структуре ООПДО | Раздел и пункты ФГТ | Проект ФГОС дошкольного образования | Раздел и пункты проекта ФГОС |
Структура документа |
| 1.Общие положения 2.Требования к структуре ООПДО 3.Требования к условиям реализации ООПДО 4.Требования к результатам освоения ООПДО | 1.10.Общие положения | |
Учет разнообразных потребностей детей | Учтены особенности для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). | 1.2. | Учтены особые образовательные потребности детей (ОВЗ, одаренные, мигранты и др.) | 1.2. Общие положения |
Механизм разработки и утверждения ООПДО | ООПДО разрабатывается, утверждается и реализуется в ОУ на основе примерных ООПДО, разработка которых обеспечивается уполномоченным Федеральным государственным органом на основе Федеральных требований | 2.1. | Программа утверждается Организацией самостоятельно в соответствии с настоящим Стандартом и с учётом Примерных программ. Организация может разрабатывать и реализовывать различные Программы для дошкольных образовательных групп | 1.8 Общие положения |
Направленность ООП ДО | ООПДО определяет содержание и организацию образовательного процесса, направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей | 2.2 | Программа направлена на создание условий социальной ситуации развития дошкольников, открывающей возможности позитивной социализации ребёнка, его всестороннего личностного морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности | 1.7. Общие положения |
Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса на уровне дошкольного образования | 2.1Требования к структуре ООПДО | |||
Цели документа | - | - | ● обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования; ● обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам их освоения; ● сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования | I.4. Общие положения |
Задачи документа | - | - | ● охрана и укрепление физического и психического здоровья детей (в том числе их эмоционального благополучия); ● сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка, развития индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой; ● формирование общей культуры воспитанников, развитие их нравственных,интеллектуальных, физических, эстетических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, формирование предпосылок учебной деятельности; ● обеспечение вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм уровня дошкольного образования, возможности формирования образовательных программ различных уровней сложности и направленности с учётом образовательных потребностей и способностей воспитанников; ● формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям детей; ● обеспечение равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья); ● обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования; ● определение направлений для систематического межведомственного взаимодействия, а также взаимодействия педагогических и общественных объединений (в том числе сетевого) | I.5 Общие положения |
Документ является основой для.. |
| 1.3., 1.4. | ● разработки и реализации Программы; ● разработки примерных образовательных программ дошкольного образования; ● разработки нормативов финансового обеспечения реализации Программы; ● формирования учредителем государственного (муниципального) задания в отношении Организаций; ● объективной оценки соответствия образовательной деятельности Организации требованиям Стандарта к условиям реализации и структуре Программы; ● подготовки, профессиональной переподготовки, повышения квалификации и аттестации педагогических работников, административно-управленческого персонала | 1.6. Общие положения |
Принципы |
| 2.4. | ● поддержкиразнообразия детства; ● сохранения уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека; ● полноценного проживания ребёнком всех этапов дошкольного детства, амплификации (обогащения) детского развития; ● создания благоприятной социальной ситуации развития каждого ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями; ● содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром; ● приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; ● формирования познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через его включение в различные виды деятельности; ● учёта этнокультурной и социальной ситуации развития детей | I.3 Общие положения |
Структура ООПДО | обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательного процесса | 2.5. | обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений | 2.5.Требования к структуре ООПДО |
Время реализации ООПДО | от 65% до 80% времени пребывания детей | 2.8. | в течение всего времени пребывания воспитанников в Организации за исключением групп, ежедневная продолжительность пребывания воспитанников в которых превышает 14 часов | 1.8 Общие положения |
Объем ООПДО | Обязательная часть – не менее 80% времени, необходимого для реализации ООПДО Часть, формируемая участниками образовательного процесса - не более 20% общего объема, необходимого для реализации ООПДО | 2.9. | Обязательная часть – не менее 60% от её общего объёма. Часть, формируемая участниками образовательных отношений – не более 40% | 2.6.Требования к структуре ООПДО |
Часть, формируемая участниками… | отражает:
| 2.7. | Выбранные и/или разработанные самостоятельно участниками образовательных отношений парциальные программы, методики, формы организации образовательной работы | 2.5.Требования к структуре ООПДО |
может быть ориентирована на: – специфику национальных, социокультурных, экономических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс; – поддержку интересов педагогических работников Организации, реализация которых соответствует целям и задачам Программы; – сложившиеся традиции Организации (группы). Эта часть может включать иные характеристики, наиболее существенные с точки зрения авторов Программы. | 2.7.Требования к структуре ООПДО | |||
Модель образовательного процесса | образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности, в ходе режимных моментов, самостоятельная деятельность детей, взаимодействие с семьями, формы организации образовательного процесса | 2.11. | - | - |
Вариативность программ в организации | ООПДО реализуется в ОУ на основе примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования | 2.1. | Группы в одной Организации могут действовать на основе различных Программ. | 2.2.Требования к структуре ООПДО |
Структура обязательной части/содержательного раздела ООПДО | Включает в себя шесть разделов: Пояснительная записка. Организация режима пребывания детей. Содержание психолого-педагогической работы по освоению десяти образовательных областей. Содержание коррекционной работы. Планируемые результаты освоения ООПДО. Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения | 3.1.-3.6. | Включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений | 2.7.Требования к структуре ООПДО |
Пояснительная записка |
| 3.1. | Пояснительная записка должна раскрывать: – цели и задачи реализации основной образовательной программы; – значимые характеристики, в том числе психолого-возрастные и индивидуальные особенности воспитанников, их образовательные потребности, приоритетные направления деятельности, специфику условий (региональных, национальных, этнокультурных и др.) осуществления образовательного процесса и др.; – принципы и подходы к формированию ООП | 2.7.Требования к структуре ООПДО (Целевой раздел) |
Организация режима пребывания детей | ежедневная организация жизни и деятельности детей, проектирование воспитательно-образовательного процесса | 3.2. | характеристика жизнедеятельности детей в группах, включая распорядок и/или режим дня, а также особенности традиционных событий, праздников, мероприятий | 2.7. Требования к структуре ООПДО (Организационный раздел) |
Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательных областей/Содержание образовательной работы | Отражено в целях и задачах десяти образовательных областей | 3.3. | Обязательная часть направлена на решение задач становления первичной ценностной ориентации и социализации: – формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой и большой родине; – формирование основ собственной безопасности и безопасности окружающего мира (в быту, социуме, природе); – овладение элементарными общепринятыми нормами и правилами поведения в социуме на основе первичных ценностно-моральных представлений о том, «что такое хорошо и что такое плохо»; – овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.); – развитие эмоционально-ценностного восприятия произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы | 2.7. Требования к структуре ООПДО (Содержательный раздел) |
Содержательный раздел должен включать: – цели и задачи образовательной работы с учётом психолого-возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей; – содержание образовательной работы по видам деятельности детей с учётом используемых примерных ООПДО и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания; – описание основных технологий реализации Программы (форм, методов, приёмов, средств образования) | 2.7. Требования к структуре ООПДО (Содержательный раздел) | |||
Содержание должно обеспечивать развитие первичных представлений: – о себе, других людях, социальных нормах и культурных традициях общения, объектах окружающего мира (предметах, явлениях, отношениях); – о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.); – о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии культур стран и народов мира | 2.7. Требования к разделам (Содержательный раздел) | |||
Направления развития детей | Четыре направления развития: ● социально-личностное развитие; ● познавательно-речевое развитие; ● художественно-эстетическое развитие; ● физическое развитие | 2.3. | - | - |
Образовательные области |
| 3.3. |
| 2.3. Требования к структуре ООПДО |
Виды детской деятельности | игровая, коммуникативная, трудовая, познавательно-исследовательская, продуктивная, музыкально-художественная, чтение | 2.11. | двигательная; игровая; коммуникативная; познавательно-исследовательская; восприятие художественной литературы и фольклора; элементарная трудовая деятельность; конструирование из различных материалов; изобразительная; музыкальная | 2.7. Требования к структуре ООПДО (Содержательный раздел) |
Содержание коррекционной работы | разрабатывается при воспитании в образовательном учреждении детей дошкольного возраста с ОВЗ. Включает в себя перечень, содержание и план реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий | 3.4. | Содержание коррекционной работы и/или инклюзивного образования включается в Программу, если планируется её освоение детьми с ОВЗ, включая детей-инвалидов. Вид - одна или несколько адаптированных образовательных программ (должно быть предусмотрено описание специальных условий обучения и воспитания детей с ОВЗ и детей-инвалидов). В случае организации инклюзивного образования по основаниям, не связанным с ограниченными возможностями здоровья воспитанников, выделение данного раздела не является обязательным | 2.7. Требования к структуре ООПДО (Содержательный раздел) |
Социальная ситуация развития ребенка | - | - | ● предметно-пространственная развивающая образовательная среда; ● характер взаимодействия со взрослыми; ● характер взаимодействия с другими детьми; ● система отношений ребёнка к миру, к другим людям, к себе самому | 2.4. Требования к структуре ООПДО |
Взаимодействие с семьей | Обязательная часть включает время, отведенное на взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования | 2.11. | Отражаются особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников | 2.7. Требования к структуре ООПДО (Организационный раздел) |
Дополнительный раздел ООП | - | - | Краткая презентация ООП, где должны быть указаны: ● возрастные и иные категории детей, которые могут получать дошкольное образование в данной Организации, в том числе категории детей с ОВЗ, если возможность их образования предусматривается; ● реализуемые Примерные программы в том случае, если дошкольные группы используют их обязательную часть; ● характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников; ● иные характеристики, наиболее существенные с точки зрения авторов | 2.9. Требования к структуре ООПДО(Дополнительный раздел) |
Организационный раздел | - | - | Включает: - характеристику жизнедеятельности детей в группах, включая распорядок и/или режим дня, а также особенности традиционных событий, праздников, мероприятий; – особенности работы в четырёх основных образовательных областях в разных видах деятельности и/или культурных практиках; – особенности организации предметно-пространственной развивающей среды; – характеристику основных принципов, методов и/или технологий реализации Программы, в том числе связанных с обеспечением адаптации детей в Организации (группе); – способы и направления поддержки детской инициативы; – особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников | 2.7. Требования к структуре ООПДО (Организационный раздел) |
Планируемые результаты освоения ООПДО/Требования к результатам | Итоговые и промежуточные результаты освоения ООПДО в виде интегративных качеств ребенка (9) | 3.5. | Требования к результатам представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социальные и психологические характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования | 4.1. 4.6.Требования к результатам освоения ООПДО |
Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения | В процессе мониторинга исследуются физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка путем наблюдений, бесед, экспертных оценок, критериально-ориентированных методик нетестового типа, критериально-ориентированного тестирования, скрининг-тестов и др. | 3.6. | Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей | 4.3. Требования к результатам освоения ООПДО |
Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников | 4.3., 4.9. Требования к результатам освоения ООПДО | |||
Целевые ориентиры не могут служить … для оценки как итогового, так и промежуточного уровня развития воспитанников, в том числе в рамках мониторинга (в форме тестирования, с использованием методов, основанных на наблюдении, или иных методов измерения результативности детей) | 4.5. Требования к результатам освоения ООПДО | |||
В организации может проводиться оценка развития детей, его динамики, в том числе измерение их личностных образовательных результатов совместно с педагогом-психологом и с согласия его родителей | 3.4. Требования к условиям реализации ООПДО |
Сравнительная таблица ФГТ к условиям реализации ООПДО
и проекта ФГОС дошкольного образования
Элементы сравнения | ФГТ к условиям реализации ООПДО | Раздел и пункты ФГТ | Проект ФГОС дошкольного образования | Раздел и пункты проекта ФГОС |
Результат реализации требований к условиям | Создание развивающей образовательной среды | Создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды | 3. Требования к условиям реализации ООПДО | |
Требования к кадровому обеспечению/Требования к кадровым условиям | Укомплектованность квалифицированными кадрами. Уровень квалификации должен соответствовать квалификационным характеристикам по соответствующей должности. Освоение программ профессиональной переподготовки или повышения квалификации (в объеме не менее 72 часов), не реже чем каждые пять лет. Непрерывность профессионального развития обеспечивается деятельностью методических служб разных уровней | 1.1.-1.3. | У педагогического работника, реализующего Программу, должны быть сформированы основные компетенции, необходимые для создания социальной ситуации развития воспитанников | 3.6. Требования к психолого-педагогическим условиям |
должны быть созданы условия для повышения квалификации педагогических и руководящих работников | 3.7. Требования к психолого-педагогическим условиям | |||
Организация должна быть укомплектована квалифицированными кадрами | 3.14. Требования к кадровым условиям | |||
Требования к материально-техническому обеспечению/ Требования к материально-техническим условиям | к зданию (помещению) и участку; к водоснабжению и канализации, отоплению и вентиляции; к набору и площадям образовательных помещений, их отделке и оборудованию; к искусственному и естественному освещению; к санитарному состоянию и содержанию помещений; требованиям пожарной безопасности; охраны жизни и здоровья воспитанников и работников; беспрепятственного доступа детей с ОВЗ | 2.1.-2.8. | к зданиям (помещениям) и участкам; к водоснабжению, канализации, отоплению и вентиляции; к набору и площадям образовательных помещений, их отделке и оборудованию; к искусственному и естественному освещению; к санитарному состоянию и содержанию помещений; к оснащению помещений для качественного питания; требования пожарной безопасности; оснащённость помещений для работы медицинского персонала | 3.18. Требования к материально-техническим условиям |
Требования к учебно-материальному обеспечению/Требования к развивающей предметно-пространственной среде | к предметно-развивающей среде; к играм, игрушкам, дидактическому материалу, издательской продукции; к оснащению и оборудованию кабинетов; к ТСО | 3.1.-3.4. | Требования к развивающей предметно-пространственной среде | 3.10-3.13. Требования к развивающей предметно-пространственной среде |
Требования к медико-социальному обеспечению | к медицинскому обслуживанию; к формированию и наполняемости дошкольных групп; к прохождению профилактических осмотров персонала; к организации питания; к организации оздоровления | 4.1.-4.5. | Организация создаёт условия для медицинского сопровождения детей | 3.8. Требования к психолого-педагогическим условиям |
Требования к информационно-методическому обеспечению | информационноеобеспечение; методическое обеспечение | 5.1.-5.2. | должны быть созданы условия для консультативной поддержки, организационно-методического сопровождения | 3.7. Требования к психолого-педагогическим условиям |
Требования к психолого-педагогическому обеспечению/ Требования к психолого-педагогическим условиям | Профессиональное взаимодействие педагогов с детьми; мониторинг детского развития, организацию развивающих занятий с детьми; обеспечение единства воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач; учет гендерной специфики развития детей; обеспечение преемственности с начальной школой; построение взаимодействия с семьями. Создание системы организационно-методического сопровождения | 6.1.-6.8. | уважение педагогов к человеческому достоинству воспитанников; использование форм и методов работы с детьми, соответствующих психолого-возрастным и индивидуальным особенностям детей; построение образовательного процесса на основе взаимодействия взрослых с детьми; поддержка педагогами положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу; поддержка инициативы и самостоятельности; возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения; защита детей от всех форм физического и психического насилия; построение взаимодействия с семьями; создаются необходимые условия для диагностики и коррекции нарушений развития и социальной адаптации | 3.1.Требования к психолого-педагогическим условиям |
может проводиться оценка развития детей, его динамики, в том числе измерение их личностных образовательных результатов совместно с педагогом-психологом и с согласия его родителей | 3.4. Требования к психолого-педагогическим условиям | |||
Требования к финансовому обеспечению/ Требования к финансовым условиям | - | - | Финансовые условия должны обеспечивать реализацию обязательной части Программы и части, формируемой участниками образовательного процесса, учитывая вариативность индивидуальных траекторий развития воспитанников | 3.19. Требования к финансовым условиям |
Государственное (муниципальное) заданиедолжно обеспечивать соответствие показателей объемов и качества предоставляемых образовательными учреждениями данных услуг размерам направляемых на эти цели средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации | 7. | Объём финансового обеспечения определяется с учётом направленности Программы, категории воспитанников, вида Организации, форм обучения и иных особенностейобразовательного процесса и должен быть достаточным и необходимым | 3.20. Требования к финансовым условиям | |
Требования обеспечивают государственные гарантии прав граждан, возможность выполнения ФГТ в соответствии с гос./мун. заданием/сметой на основе нормативов финансирования образовательных услуг | 7. | Финансовое обеспечение осуществляется на основе нормативов финансирования образовательных услуг, обеспечивающих реализацию Программы в соответствии со Стандартом | 3.21. Требования к финансовым условиям | |
Гос. (мун.) задание …должно обеспечивать соответствие показателей объемов и качества … данных услуг размерам направляемых на эти цели средств соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ | 7 | Финансовое обеспечение осуществляется с учётом распределения полномочий между региональными и местными уровнями власти. Местным бюджетам предоставляются субвенции на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образованияв муниципальных дошкольных образовательных организациях | 3.22. Требования к финансовым условиям 3.24. Требования к финансовым условиям |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сравнительная таблица образования Россия - Канада
Сравнительная таблица образования Россия - Канада...
Сравнительная таблица по японской и американской моделям менеджмента
В данном файле представлена сравнительная таблица по японской и американской моделям менеджмента по следующим критериям:· философия фирмы;· цели фирмы;· организационная структура управл...
Сравнительная таблица требований к устному и стендовому докладу.
Сравнительная таблица требований к устному и стендовому докладу. (Главу 7 «Устный и стендовый доклад» из пособия В.В. Богатова «Организация научно-исследовательских работ» С.18...
Сравнительная таблица по основным формам умственной отсталости
Сравнительная таблица по основным формам умственной отсталости...
Диагностика уровня повышения двигательной активности дошкольников на занятиях плаванием, сравнительная таблица 2018-2020 год.
Диагностика уровня повышения двигательной активности дошкольников на занятиях плаванием, сравнительная таблица 2018-2020 год. Задачи обучения.Продолжать учить, не бояться воды, безбоязненно играт...
Сравнительная таблица сводных результатов освоения программы "Психодиагностика в детском саду" в подготовительной группе 2019-2020у.г., 2020-2021у.г.
Сравнительная таблица результатов освоения программы "Психодиагностика в детском саду" в подготовительной группе...
Сравнительная таблица "Величина и способы ее измерения"
Данный материал может быть полезен воспитателям....