Семинар-практикум для педагогов-наставников
учебно-методический материал на тему
Предварительный просмотр:
семинар-практикум
Старший воспитатель – Губайдуллина Р.М.
2014 год
План проведения семинара-практикума
- Выступление руководителя творческой группы – Губайдуллины Р.М. с сообщением на тему «Сопровождение деятельности начинающего педагога»
- Обсуждение Положения о наставничестве и принятия его за основу.
- Практическая работа: разработка индивидуального плана работы с молодым педагогом с учетом тех трудностей, которые он испытывает.
- Беседа по ПАМЯТКЕ «Правила общения и поведения педагога в ДОУ»
- Подведение итогов семинара-практикума.
- Домашнее задание для членов творческой группы.
Цель семинара-практикума:
- Обсудить различные точки зрения, которые позволят в итоге выработать единую позицию по вопросам ведения документации педагогов-наставников.
Задачи семинара-практикума:
- Проанализировать уже имеющиеся документы педагогов-наставников, которые ведут работу в данный момент в дошкольных образовательных учреждениях.
- Принять за основу основные пункты проекта ПОЛОЖЕНИЯ о наставничестве в ДОУ.
- Разработать единый пакет документов, который должен быть у педагога-наставника.
Используемая литература.
- Стеркина Р. «Проблемы межпрофессионального общения в современном детском саду» - Дошкольное воспитание №8 – 2002 год.
- Афонькина Ю. «Как рождается профессиональное мастерство?» - Дошкольное воспитание №12 – 2002 год
- Шмонина Л.В., Зайцева О.И. «Инновационные технологии в методической работе ДОУ» , 2011 год
- Белая К.Ю. «Методическая деятельность в дошкольной организации», 2013 год
- «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения».
Семинар-практикум для педагогов-наставников
«СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
НАЧИНАЮЩЕГО ПЕДАГОГА»
Губайдуллина Р.М.
2014 г
Плохой хозяин растит сорняк,
Хороший выращивает рис.
Умный культивирует почву,
Дальновидный воспитывает работника.
И. Иманцуми
Актуальность проблемы подготовки высококвалифицированного, свободно мыслящего, активно действующего педагога на современном этапе в связи с возрождающимся подходом к человеку как самоценности очевидна для всех.
В последние годы появление в дошкольном учреждении молодого специалиста большая радость и головная боль, прежде всего для руководителя. Поэтому основная задача и руководителя и педагогического коллектива помочь в адаптации к непростым условиям труда, и вопрос наставничества сейчас как никогда актуален.
Основной задачей работы с начинающими педагогами (молодыми специалистами) — повышение качества и эффективности образовательного процесса в ДОУ и стимулирование роста уровня профессионально-педагогической компетентности начинающих педагогов.
Многолетний опыт педагогического коллектива позволяет наметить следующие направления деятельности по введению молодого специалиста в профессию педагога:
- Индивидуальные и групповые беседы администрации, педагогов - наставников о цели, назначении, принципах и содержании деятельности данного ОУ, о психолого-педагогических особенностях воспитанников, о личностной позиции и педагогической миссии воспитателя детского сада.
- Создание в учреждении условий для личностных проявлений начинающего педагога, для его самореализации.
- Организация систематического, грамотного, увлекательного психолого-педагогического просвещения начинающих педагогов в различных формах.
- Создание условий для повышения квалификации, профессионально-педагогической переподготовки воспитателей (если они пришли из других сфер деятельности).
- Вовлечение молодых педагогов в научно-методическую и экспериментальную работу.
- Деятельность всевозможных клубов, вечеров, интересных встреч, дискуссий, неформального общения профессиональной направленности.
- Диагностика и мониторинг образовательного процесса, роста профессионального мастерства начинающего педагога.
- Проведение и психолого-педагогический анализ мероприятий, организованных начинающими педагогами.
- Контроль, учёт и оказание методической помощи воспитателям.
- Обеспечение или предложения педагогам самостоятельно изучить необходимую литературу с рекомендациями по организации образовательного процесса, взаимодействию с родителями воспитанников, повышению профессиональной компетентности.
- Научение педагогов правильному и рациональному ведению документации.
- Организация индивидуального наставничества (распределение наставников; оформление документации по наставничеству: положение, приемлемые и наиболее рациональные формы, рекомендации начинающим педагогам и их наставникам, индивидуально-личностная программа повышения профессиональной компетентности начинающего педагога-воспитателя; создание методической копилки начинающего педагога-воспитателя).
- Своевременное решение конфликтных ситуаций.
Разнообразные формы работы с молодыми специалистами способствуют развитию познавательного интереса к профессии, активному освоению приемов работы с детьми и их родителями, оказывает положительное влияние на совершенствование профессиональной деятельности.
В работе старшего воспитателя можно выделить такое направление, как сопровождение деятельности начинающего воспитателя. Статистические данные свидетельствуют о том, что большое количество молодых специалистов, окончивших колледжи и получивших специальность «воспитатель ДОУ», не стремятся посвятить свою трудовую деятельность этой профессии. Причин ухода начинающих педагогов из сферы дошкольного образования несколько:
- слабая мотивация труда и дальнейшего профессионального роста;
- неумение применять на практике теоретические знания полученные в ходе обучения;
- недостаточный или отсутствующий опыт работы с детьми.
К перечисленным причинам можно отнести и невысокий статус профессии в обществе, а так же низкую оплату труда при психологической и социальной напряженности.
В этих условиях очень важны грамотная поддержка и сопровождение молодых специалистов сотрудниками ДОУ и в первую очередь старшим воспитателем.
Иной раз задаешься вопросом: «Почему в отдельных дошкольных организациях начинающие специалисты не задерживаются и уходят, а где-то руководитель с гордостью сообщает о том, что пополняет кадры только молодыми специалистами?»
Действительно, каждый руководитель по-своему решает кадровые вопросы, однако работа с молодыми специалистами требует профессионального подхода.
Известно, что профессионализм складывается на протяжении всего зрелого периода жизни. Темп и скорость, с которыми развивается мастерство педагогов, в разные периоды различны. Особенно быстро оно развивается в первые 5-8 лет – это период становления молодого специалиста.
Начальный этап вхождения начинающего педагога в педагогическую среду, его адаптация в коллективе будут успешны, если четко продумана и спланирована методическая поддержка на основе изучения затруднений и творческого потенциала специалиста, его профессиональных знаний. Старший воспитатель должен постараться создать такую систему сопровождения молодых специалистов. Которая помогла бы им не только адаптироваться, но и развить умение на практике применить знания, полученные в учебном заведении, сформировать педагогические навыки взаимодействия с детьми и их родителями.
В практике работы ДОУ довольно распространены такие формы, как взаимопосещение и наблюдение педагогического процесса у опытных педагогов, консультации, семинары, практикумы, методические объединения, наставничество.
И вот, именно наставничество, считается наиболее одним из эффективных способов передачи знаний и навыков молодым сотрудникам в процессе их адаптации в новом коллективе.
Наставничество можно рассматривать как постоянное обучение непосредственно на рабочем месте под руководством опытного специалиста – наставника. Руководитель ДОУ, определяет наставником одного из педагога, обязательно учитывает его личностные и профессиональные заслуги и знания. Наставник назначается приказом заведующего.
К задаче наставника относится не только оказывать поддержку молодому специалисту, но и показывать своим примером качественный подход к работе с детьми. Наставничество уже доказало свою эффективность. За ним уже стоит опыт многих поколений.
Хочется напомнить, что в методическом сопровождении деятельности начинающих педагогов важны не разрозненные мероприятия, а система, направленная на совершенствование профессиональной подготовки путем освоения целостной работы воспитателя дошкольной образовательной организации.
Вывод: такая система планируется и своевременно конкретизируется в зависимости от ожиданий и предпочтений педагога. Эта система согласуется с годовыми задачами и спецификой ДОУ, поэтому она не может разрабатываться единой для всей системы дошкольного образования. Поэтому сегодня мы и обсудим как пример планы работы с молодыми специалистами. Потому что в понятия «профессионализм», «педагогическое мастерство» воспитателя вкладывают довольно большой объем содержания. Это прежде всего умения:
- решать педагогические задачи, не теряться в трудных и неожиданных моментах;
- привлечь внимание детей, заинтересовать их;
- учитывать возрастные, психологические и индивидуальные особенности;
- в совершенстве владеть своим «орудием труда» - речью, словом;
- иметь свою гражданскую позицию и отстаивать ее;
- строить свои взаимоотношения с коллегами, родителями воспитанников, детьми.
Профессионализм приходит не просто с опытом, он зависит от личных способностей, интереса к делу и системе обучения.
Педагогическое мастерство предполагает наличие способностей, общую культуру, компетентность, широкую образованность, психологическую грамотность и методическую подготовленность.
Все эти компоненты мастерства проявляются в действиях и поступках, в умении решать возникающие педагогические задачи, в способности организовывать педагогический процесс.
Рекомендации
ОСНОВНЫЕ ПУНКТЫ, КОТОРЫЕ НЕОБХОДИМО УЧИТЫВАТЬ ПРИ РАЗРАБОТКЕ ПОЛОЖЕНИЯ
- Общее положение
- Цели и задачи
- Организация
- Права
- Обязанности
- Взаимосвязь
- Ответственность
- Делопроизводство
- Заключительное положение
Старший воспитатель – Губайдуллина Р.М.
Рекомендации
ОФОРМЛЕНИЕ ПРОТОКОЛА
Протокол № ____
заседания группы педагогов-наставников
муниципального дошкольного образовательного учреждения
___________________________________
От ____________ 20__ г.
Присутствовало ________ человек.
Отсутствовало _________ человек (причина)
ФИО, должность
- ___________________________________________
- ___________________________________________
- ___________________________________________
Повестка дня
- ____________________________________________
- ____________________________________________
- ____________________________________________
- ____________________________________________
Выполнение решений предыдущего заседания.
По первому вопросу слушали _________________________________
Голосовали: «за» _____ «против» _____
Решили _____
По второму вопросу слушали ________________________________
Голосовали: «за» _____ «против» _____
Решили _____
По третьему вопросу слушали _______________________________
Голосовали: «за» _____ «против» _____
Решили _____
По четвертому вопросу слушали _____________________________
Голосовали: «за» _____ «против» _____
Решили _____
Решение:
№ | Содержание | Сроки | Ответственные |
1 | |||
2 | |||
3 | |||
4 |
С решением ознакомлены: (подписываются все присутствующие), кто отсутствует так же знакомятся с рекомендациями и подписываются под ними, только другим числом.
Председатель __________/ ФИО
Секретарь __________/ ФИО
Старший воспитатель – Губайдуллина Р.М.
Члены творческой группы.
Рекомендации
ПЛАНИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЫМ ПЕДАГОГОМ
на ____________________ учебный год
Молодой педагог ______________________________________________________________
Наставник ____________________________________________________________________
Посещение НОД и режимных моментов | Профессиональные умения и навыки, которые необходимо совершенствовать | План мероприятий, необходимый для решения выявленных проблем | Тема для само-образовательной работы |
СЕНТЯБРЬ | |||
Знакомство с начинающим педагогом. Выявление его интересов и потребностей для составления индивидуального плана работы (план работы в течение года может корректироваться). Консультации по планированию воспитательно-образовательной работы в группе, по ведению другой необходимой документации. | |||
ОКТЯБРЬ | |||
Посещение утреннего приема детей (общение с детьми и родителями, организация индивидуальной работы, игровой деятельности и т.д.) | - умение распределять деятельность детей; - умение выявлять интересы и склонности детей; - знание разных видов игр для детей данного возраста; - умение общаться с родителями. | Индивидуальная консультация «Организация воспитательно-образовательной работы с детьми (данной группы) в утренние часы». | Изучить необходимую методическую литературу по организации игровой деятельности. (Можно указать конкретно – какую). Подобрать перечень разных видов игр, используемых в работе с детьми данного возраста. |
Посещение утренней гимнастики | - умение правильно подбирать комплексы упражнений; - умение грамотно использовать приемы объяснения и показа. | Консультация «Организация утренней гимнастики (в данной группе)». | Изучить методические рекомендации по организации утренней гимнастики в ДОУ. Подобрать комплексы упражнений для утренней гимнастики (с мячом). |
НОЯБРЬ | |||
Посещение НОД по ОО «Коммуникация» (развитие речи). | - умение грамотно подготовить НОД; - умение сопоставлять задачи и содержание НОД; - умение использовать разные методы и приемы для решения поставленных задач; - умение подвести итог НОД. | Индивидуальная консультация «Подготовка и проведение НОД по развитию речи» | Изучить необходимую методическую литературу по развитию речи детей (данной группы). (Можно указать конкретно – какую). |
Посещение НОД по ОО «Познание» (ФЭМП). | Индивидуальная консультация «Подготовка и проведение НОД по ФЭМП». Мастер-класс (показ НОД педагогом-наставником). | Изучить необходимую методическую литературу по развитию речи детей (данной группы). (Можно указать конкретно – какую). | |
ДЕКАБРЬ | |||
Анализ организации деятельности во второй половине дня (подъем детей, гимнастика пробуждения, организация индивидуальной работы, игровой и самостоятельной деятельности, общение с детьми и родителями и т.д.). | - умение грамотно организовывать деятельность детей; - умение управлять самостоятельной деятельностью детей; - организация индивидуальной работы с детьми. | Консультация «Организация воспитательно-образовательной работы с детьми (данной группы) в вечерние часы». | Изучить методические рекомендации по организации и руководству самостоятельной деятельности детей. |
Повторное посещение утреннего приема и утренней гимнастики. | - выполнение данных ранее рекомендаций; - применение на практике полученных знаний. | ||
ЯНВАРЬ | |||
Посещение НОД по ОО «Художественное творчество» (рисование) и ОО «Познание» (конструирование). | - умение грамотно подготовить НОД; - умение сопоставлять задачи и содержание НОД; - умение использовать разные методы и приемы для решения поставленных задач; - умение дать оценку техническим навыкам детей; - умение подвести итог НОД. | Индивидуальная консультация «Подготовка и проведение НОД по рисованию». Мастер-класс (показ НОД педагогом-наставником). Индивидуальная консультация «Подготовка и проведение НОД по конструированию». Мастер-класс (показ НОД педагогом-наставником). | Изучить методические рекомендации по развитию изобразительных навыков детей (данной группы), особенностей организации изобразительной деятельности (рисование). Изучить методические рекомендации по развитию конструктивных навыков детей (данной группы), особенностей организации данной деятельности детей. |
ФЕВРАЛЬ | |||
Посещение НОД по ОО «Художественное творчество» (лепка, аппликация). | - умение грамотно подготовить НОД; - умение сопоставлять задачи и содержание НОД; - умение использовать разные методы и приемы для решения поставленных задач; - умение дать оценку техническим навыкам детей; - умение подвести итог НОД. | Индивидуальная консультация «Подготовка и проведение НОД по лепке». Мастер-класс (показ НОД педагогом-наставником). Индивидуальная консультация «Подготовка и проведение НОД по аппликации». Мастер-класс (показ НОД педагогом-наставником). | Изучить методические рекомендации по развитию изобразительных навыков детей (данной группы), особенностей организации изобразительной деятельности (лепка, аппликация). |
МАРТ | |||
Посещение НОД по ОО «Познание» (ребенок и окружающий мир – природное окружение). | - умение грамотно подготовить НОД; - умение сопоставлять задачи и содержание НОД; - умение использовать разные методы и приемы для решения поставленных задач; - умение дать оценку деятельности детей; - умение подвести итог НОД. | Индивидуальная консультация «Подготовка и проведение НОД по окружающему миру». Мастер-класс (показ НОД педагогом-наставником). | Изучить методические рекомендации по организации НОД по ознакомлению детей с природным окружением. Познакомиться с методической литературой (указать конкретно – с какой). |
АПРЕЛЬ | |||
Посещение прогулки. | - умение грамотно подготовиться к прогулке; - умение сопоставлять задачи и содержание прогулки; - умение использовать разные методы и приемы для привлечения внимания детей; - умение организовать и провести подвижную игру на прогулке с учетом погодных условий, сезонности, места проведения и т.д. | Индивидуальная консультация «Подготовка и проведение прогулки». Наблюдения за проведением прогулки у воспитанников другой группы (указать конкретно). | Изучить методические рекомендации по организации прогулки с детьми данного возраста. Познакомиться с методической литературой (указать конкретно – с какой). |
МАЙ | |||
Повторное посещение НОД или режимных моментов (указать каких). | - умение применять полученные умения и навыки на практике | Планирование необходимой индивидуальной работы на следующий учебный год (если в этом есть необходимость). | Выявление новых интересов и потребностей молодого педагога на следующий учебный год. |
Старший воспитатель – Губайдуллина Р.М.
Рекомендации
АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-НАСТАВНИКА
КАК ПРИМЕР | |
Какие навыки и умения совершенствовались в течение года? | - умение грамотно и содержательно организовывать воспитательно-образовательную работу с детьми в утренние и вечерние часы; - умение грамотно и содержательно организовывать прогулку с детьми; - умение методически грамотно проводить подготовку и организацию разных видов НОД; - умение грамотно и своевременно использовать разнообразные методы и приемы в работе с детьми. |
Результаты совершенствования. | - изучены необходимые методическое рекомендации (указать какие именно с указанием литературы); - повысился уровень организации воспитательно-образовательной работы в утренние и вечерние часы, на прогулке; - повысился уровень подготовки и организации НОД (можно указать в сравнении: что было – что стало). |
Выявленные проблемы. | - недостаточно использует в работе сюжетно-ролевые игры, театрализованную и досуговую деятельность; - опыт работы с родителями ограничен; - недостаточен объем знаний о развивающей среде, ее содержании и значении. (Если проблем нет – то строку не заполняем). |
Задачи на следующий учебный год. | - повысить уровень владения методикой сюжетно-ролевых игр, театрализованной и досуговой деятельности; - познакомить с разными формами работы с родителями; - совершенствовать уровень знаний о развивающей среде (данной группы) и ее содержании; - продолжать в течение года посещать НОД. (При необходимости) |
Старший воспитатель: Губайдуллина Р.М.
Рекомендации
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
- Микляева Н.В. «К проблеме формирования традиции наставничества в ДОУ» - Ребенок в детском саду – 2005 год, №1
- Сильченко М. Размышления на тему «Почему я выбрала профессию воспитателя» - Дошкольное воспитание – 2000 год, №5
- Афонькина Ю. «Как рождается профессиональное мастерство» - Дошкольное воспитание – 2002 год, №12
- Стеркина Р. «Проблемы межпрофессионального общения в современном детском саду» - Дошкольное воспитание – 2002 год, №8
- «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения»
- Шмонина Л.В., Зайцева О.И. «Инновационные технологии в методической работе ДОУ» - Волгоград «Учитель» – 2011 год
- К.Ю.Белая «Методическая деятельность в дошкольной организации» - Библиотека журнала «Управление ДОУ» - Сфера, 2013 год
Старший воспитатель: Губайдуллина Р.М.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум для педагогов-наставников
Данный материал будет полезен для педагогов-наставников , которые работают в дошкольных образовательных учреждениях....
Семинар-практикум для педагогов-наставников
Семинар-практикум для педагогов-наставников...
Семинар-практикум для педагогов-наставников
Семинар-практикум для педагогов-наставников...
Семинар-практикум на тему: «Воспитатель и родитель: диалог или монолог» (семинар-практикум для воспитателей ДОУ)
В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которая предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно также направлено на повы...
"Мыслить как наставник: лайфхаки для педагогов -наставников»
Лайфхаки для работы педагогов наставников в ДОУ....
Консультация для родителей старшей группы к году Педагога-наставника «Роль наставника в жизни ребенка»
,«…Я не хочу, чтобы наставник один всё решал и только один говорил;я хочу, чтоб он тоже слушал своего питомца».Мишель де Монтель...
Консультация для педагогов-наставников "Этапы работы педагога-наставника с молодым специалистом в ДОУ"
Наставничество подразумевает передачу знаний и навыков опытных педагогов дошкольной организации молодым специалистам. Исходя из этого, наставником может быть только тот, чьи знания и навыки представля...