анализ работы ДОУ 2013-2014Г.
материал на тему
В ализе работы прописан весь объем работы выполненный в детсом саду за 2013 - 2014 учебный год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
анализ работы МАДОУ № 314 2013-2014 УЧ.Г. | 200 КБ |
Предварительный просмотр:
АНАЛИЗ РАБОТЫ
МАДОУ «Детский сад № 314 комбинированного вида» Московского района г. Казани
за 2013 – 2014 учебный год
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 314 комбинированного вида» отдела образования Московского района города Казани, расположен по адресу: Ш.Усманова, 27-а, тел: 555 -12-52, второй категории. Дошкольное учреждение типового проекта введено в эксплуатацию в августе 1973 года.
Заведующая МАДОУ № 314 – М.В.Шишова.
Старший воспитатель – Л.М.Харитонова.
В МАДОУ № 314 функционирует 10 групп: 2 группы – раннего возраста (с 1,5 лет до 3-х лет), 8 групп – дошкольного возраста (с 3-х до 7 лет), 2 группы – татарские, 1 группа – где обучение идет на 2-х государственных языках в равных объемах; 3 группы – логопедические, для детей с нарушением речи (2 группы для детей 6 - 7 лет и 1 группа для детей 5 – 6 лет); 2 группы с двенадцатичасовым пребыванием и 8 групп, с пребыванием детей - 10,5 часов. Комплектование групп проводится по возрастному и языковому принципам.
Списочный состав на конец учебного года составляет 224 детей: раннего возраста – 35; дошкольного возраста – 189, из них детей - логопатов – 67.
Численный состав педагогов, работающих в детском саду (кроме педагогов, находящихся в декретном отпуске), составляет – 25 человек.
Возраст год | 20-30 лет | 30-40 лет | 40-50 лет | 50-60 лет | Свыше 60 лет |
2013-2014г. | 3 | 9 | 9 | 2 | 2 |
Образовательный уровень работающих педагогов, в том числе заведующая д/с, имеют:
Образование | Высшее | Учатся в вузе | Среднее специальное | Неоконченное среднее специальное | ||||
Учатся в пед. колледже | ||||||||
Года | 2012 2013 | 2013 2014 | 2012 2013 | 2013 2014 | 2012 2013 | 2013 2014 | 2012 2013 | 2013 2014 |
количество | 13 | 16 | 5 | 2 | 11 | 10 | 1 | 0 |
1 | 0 |
Два воспитателя с высшим не профильным образованием прошли профессиональную переподготовку на базе КФУ в объеме 680 часов и с декабря 2013 года имеют высшее профильное дошкольное образование, 1 воспитатель и 1 специалист продолжают учиться в ВУЗе, где получают высшее профильное образование. Проходит профессиональную переподготовку на базе КФУ инструктор по физической культуре, предполагаемый срок окончания февраль 2015 года
Квалификационный уровень педагогов, в том числе заведующей д/с:
Категория | 2011 г. | 2012 г. | 2013 г. | 2014 г. |
Молодые специалисты | - | - | -- | 1 |
На СЗД | 3 | 3 | 3 | |
II | 4 | 4 | 4 | 1 |
I | 5 | 5 | 4 | 9 |
Высшая | 9 | 7 | 7 | 6 |
Старший воспитатель Пантелеева Т.А. – высшая квалификационная категория ушла на пенсию
Владеют татарским языком – 10 педагогов, из них - 6 воспитателей и 4 специалиста (2 музыкальных руководителя, учитель – логопед и воспитатель – татарского языка)
Прошли обучение по практике татарского языка в рамках внедрения новых УМК по обучению двум государственным языкам РТ в ДОУ – 9 воспитателей, 1 – воспитатель имеет базовый курс татарского языка в педагогическом институте, год окончания 2013.
Количество педагогов, прошедших аттестацию:
года | Всего | На СЗД | На II кат | На I кат | На высшую | |||||
Спец. | Восп. | Спец. | Восп. | Спец. | Восп. | Спец. | Восп. | Спец. | Восп. | |
2012 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | |||||
1 | 1 | |||||||||
2013 | 8 | 0 | 0 | 5 | 3 | |||||
3 | 5 | 1 | 4 | 2 | 1 |
Курсы повышения квалификации прошли:
Года | 2011 -2012 | 2012 -2013 | 2013 -2014 |
Количество педагогов | 6 | 4 | 5 |
В 2013-2014 учебном году коллектив детского сада под руководством заведующей М.В. Шишовой работал по благоустройству здания детского сада и территории, над повышением качества воспитательно-образовательной работы. Значительно были улучшены условия пребывания детей в детском саду. В течение года были проведены работы:
- текущий ремонт на пищеблоке – демонтаж и установка вытяжки;
- текущий ремонт в группе № 4 – в туалетной комнате, ремонт потолка, замена кафеля и сантехники, установка пластикового окна;
- косметический ремонт в группе № 5 – покраска стен, потолка, оконных рам, батарей, замена линолеума;
- косметический ремонт в группе № 4 – покраска стен, потолка, батарей, замена линолеума;
- косметический ремонт в кабинете татарского языка – покраска стен, потолка, оконных рам, батарей, замена электрической проводки;
- косметический ремонт в кабинете ПДД – смена линолеума, покраска стен, потолка, батарей;
- установка пластиковых окон в спортивном зале, 4 окна в группе № 9, лестничных пролетах и коридоре;
- покраска оконных рам и батарей во всех группах детского сада.
- благоустройство территории детского сада, покраска детского уличного оборудования на групповых участках, бордюров, сбор и вывоз старой листвы, обрезка сухостоя и высадка цветов на клумбах ДОУ.
- проведена опрессовка тепловой системы ДОУ.
Установлено новое спортивное оборудование на территории физкультурной площадки ДОУ - футбольные ворота, баскетбольные щиты, мишень, лабиринт, дуги, гимнастическое бревно и руль на территории площадки группы № 4.
Оснащен новым современным обучающим игровым оборудованием и дидактическим материалом кабинет ПДД (оборудование подарено отделом ГИБДД Московского района города Казани, в качестве поощрения ДОУ за активное участие в пропаганде ПДД и профилактике ДДТТ).
Приобретено оборудование для кухни – двухсекционная моечная ванная, холодильник. Для уборки в группах приобретен пылесос. Приобретена мебель в групповые комнаты – детские регулируемые столы (3, 8, 12 группы), детские регулируемые стулья (8, 9, 12 группы), детские стенки (9, 5, 10, 7 группы), в группу № 5 приобретен уголок магазин детский, в группу № 10 уголок природы, в группу № 9 логопедический стол, в группу № 11 игральный уголок-парикмахерская. Для музыкального зала приобретен современный музыкальный центр Panasonic – SA-VKX20, в физкультурный зал ковер.
Получен мягкий инвентарь (матрасы, подушки, одеяла, постельные комплекты, полотенца).
В рамках новых ФГОС ДО детскому саду выдано 10 ноутбуков и 2 проектора с планшетами.
Пополняется учебно-методический комплект «Говорим по-татарски» новыми печатными, демонстрационными, аудио и видео материалами, согласно программе внедрения УМК в ДОУ РТ. Весь материал активно используется, для большей практичности он был ламинирован или помещен в файлы.
Улучшилась материально-техническая база для физкультурно-образовательной и оздоровительно-профилактической работы с детьми. Инструктором по физической культуре было создано нестандартное оборудование по физическому воспитанию: зрительные лабиринты и зрительный тренажер, игра - моталочка для развития моторики рук «Паучок», «Волшебные диски» - для дыхательных упражнений, игра на развитие ловкости и глазомера «Накинь кольцо», игра «Рыбки» для развития мышц, формирующих стопу, «Волшебные классики» - для укрепления связного мышечного аппарата. Приобретены диски: «Музыкальная игровая зарядка» - автор Ю.Кудинов; «Лучшие песни для детей" – композитор А.Варламов; «Гимнастика для детей от 2-х до 5-ти лет».
На физкультурной площадке, благодаря администрации нашего района, было установлено новое современное спортивное оборудование - футбольные ворота, баскетбольные щиты, мишень, лабиринт, дуги, гимнастическое бревно. Для полноценного функционирования спортивной площадки и плодотворной работы по физическому развитию детей на свежем воздухе в теплое время года еще необходимы: 12 футбольных мячей, 15 мячей большого и малого диаметра; 10 обручей, 2 баскетбольных кольца с сетками, волейбольная сетка; 2 сетки для футбольных ворот.
Для физического и эмоционального комфорта детей был разработан режим дня применительно к условиям дошкольного учреждения и с учетом требований СанПин. Все виды деятельности детей организовывались согласно режиму дня, соблюдались санитарно-гигиенические требования.
В целях легкой адаптации детей и снижения у них негативных проявлений при поступлении в детский сад, организованно четкое медико-педагогическое обслуживание с учетом возраста детей, состояния здоровья, индивидуальных особенностей. Для поддержания положительного эмоционального состояния детей педагоги осуществляют личностный подход к детям. При организации различных видов деятельности учитывают интересы и желания детей, рекомендации специалистов и пожелания родителей.
В 2013-2014 учебном году педагогический коллектив в детском саду, согласно годовому плану, решал следующие задачи:
1.Совершенствовать нравственно-эстетическое воспитание детей средствами сказко-терапии и театрализованной деятельности.
2.Формировать коммуникативно-речевые навыки русского и татарского языка, используя учебно-методический комплект «Говорим по-татарски», приемы современной дидактики развития монологической речи.
3.Продолжать инновационное обновление воспитательно-образовательной работы с детьми, с учетом ФГОС ДО, внедряя комплексно-тематический, интегрированный принцип планирования, опытно-экспериментальную деятельность детей, циклограмму физкультурно-оздоровительной работы.
Выполнение первой задачи осуществлялось по следующим направлениям:
- повышение профессионального уровня педагогов в решении задач развития нравственно эстетических норм и воображения детей, используя театрализованную деятельность, ТРИЗ, изотворчество, сказко-терапию;
- осуществление комплексно-тематического и интегративного подхода в развитии нравственно эстетических норм и воображения детей;
- сотрудничество воспитателей со специалистами: музыкальным руководителем, инструктором по физкультуре, воспитателем по обучению татарскому языку и д.р., интеграция театрализованной деятельности и нравственно-эстетического воспитания во все виды деятельности детей, учитывая предпочтения и возрастные особенности детей.
- обновление и пополнение уголков театрализованной деятельности практическим, игровым, развивающим материалом;
- повышение педагогической культуры родителей по нравственно-эстетическому воспитанию детей и толерантности средствами наглядности, мастер классов по сказко-терапии, проведения открытых совместных мероприятий детей с родителями, консультаций и «круглых столов» на родительских собраниях;
- вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс по нравственно-эстетическому воспитанию детей при тесном сотрудничестве с педагогами, непосредственно через проектную деятельность.
С целью осуществления успешной работы коллектива по вышеуказанным направлениям и создания теоретической и практической базы для повышения качества воспитания и развития, повышения методического уровня и мастерства воспитателей в ноябре был проведен педсовет № 2 на тему «Совершенствование нравственно-эстетического воспитания детей средствами театрализованной деятельности и изобразительного творчества». На педагогическом совете заведующая М.В. Шишова осветила актуальность данной проблемы в свете решения задач введения ФГОС ДО. Воспитатели Е.Ю.Платова и Р.Х.Мухаметгалиева подготовили консультацию для воспитателей «Виды театрализованной деятельности и ее организация с детьми в образовательном процессе и режиме дня с учетом темы воспитательно-образовательных задач». Воспитатели группы № 10 показали мастер-класс «Театрализованные этюды – важное средство развития творческого воображения у детей дошкольного возраста и форма работы в реализации образовательных задач проектной деятельности». Связали развитие нравственно-эстетических чувств с влиянием творчества художников иллюстраторов воспитатель М.Е. Михайлова на семинаре-практикуме на тему «Нравственно-эстетическое воспитание дошкольников средствами изобразительного творчества художников», Т.Г. Давыдова и Н.Н. Адиатуллина провели консультацию «Роль ознакомления с творчеством художников иллюстраторов в развитии нравственно эстетических чувств детей».
В рамках данной темы, для повышения педагогического мастерства воспитателей педагог-психолог в декабре провела семинары-практикумы «Развитие нравственности дошкольников средствами сказкотерапии», а в феврале 2014 года «Развитие толерантности детей на основе сказок народов мира». На которых показала, психологические и педагогические приемы использования персонажей сказок и других вымышленных героев, для решения разных нестандартных ситуаций, из жизни детей. Так же показала, как на основе сказок можно учить детей выделять нравственный облик героя, учить оценивать поступок с точки зрения морали.
Для стимуляции обновления и пополнения уголков театрализованной деятельности дидактическим, методическим, игровым материалом, т.е. для создания развивающей образовательной игровой среды, в декабре был проведен конкурс среди групп ДОУ «Лучший уголок по художественно-театрализованной деятельности». Подведение итогов конкурса в январе показало следующие результаты: воспитатели уделяют достаточное внимание созданию художественно-эстетической и театрализованной развивающей среды. Театрализованные уголки в группах значительно пополнились разнообразными видами театров, репертуар соответствует возрастным диапазонам групп. Уголки имеют эстетически привлекательный вид и активно используются как воспитателями в различных видах деятельности, так и детьми в самостоятельных сюжетно ролевых играх и играх драматизациях. Первое место заняла группа № 7, расширился репертуар, и разнообразие театров. С помощью родителей, в группе сделаны новая многофункциональная ширма, костюмы для детей, появились новые персонажи кукольных, настольных, пальчиковых и других видов театра. Второе место поделили группы № 5 и № 9, театрализованные уголки в этих группах эстетически привлекательны, театры разнообразны, активно используются детьми и воспитателями. Третье место группы № 8 и № 11 - значительно обновили уголки театрализованной деятельности, расширили репертуар, для более высокой оценки необходимо обновить ширмы для кукольного театра. Воспитателям гр. № 1, №4, №3, №10, №12 необходимо продумать гибкое зонирование театрализованного уголка и его полифункциональность.
В ДОУ созданы условия для художественно-эстетического развития детей. Имеется специально оборудованное помещение изостудии для занятий художественной деятельностью. Эстетическое оформление групповых помещений способствует художественному развитию детей (экспозиции картин, гравюр, произведений народного творчества; выставки авторских работ сотрудников ДОУ, детей, родителей; цветы и пр.). В группах в свободном доступе для детей имеются необходимые материалы для рисования, лепки и аппликации, художественного труда (бумага разных видов, форматов и цветов, пластилин, краски, кисти, карандаши, цветные мелки, природный и бросовый материал, др.). Детская и обучающая литература имеют яркие и красочные иллюстрации, это привлекает внимание детей, развивает познавательный интерес. Каждый проект в группах, заканчивается выставкой детских работ, родители являются активными ее участниками, что способствует не только художественно-эстетическому развитию детей, но и укреплению детско-родительских отношений. Воспитанники нашего ДОУ активные участники выставок как внутри детского сада, так и в различных районных и городских конкурсах детских рисунков, где занимали лидерские места и были награждены грамотами и дипломами. У воспитателей М.Е.Михайловой и Л.Р.Зиятдиновой методические темы самообразования непосредственно касаются темы изотворчества и эстетического развития детей, они активно делятся своими наработками из личного опыта, как с нашими педагогами в рамках педсоветов, так и с педагогами города, публикуясь в электронных СМИ и журнале Магариф. М.Е.Михайлова неоднократно выставляла коллективные работы своей группы на конкурсах города и на выставках детского сада и группы.
В ДОУ созданы условия для развития театрализованной деятельности детей. Музыкальные руководители А.М. Гарипова и А.Р. Магсумова вместе с детьми делают различные инсценировки в рамках праздничных мероприятий, где главные роли в основном играют дети. Для этого в детском саду имеется костюмерная, в которой собран большой ассортимент сценических костюмов для детей и взрослых. В каждой группе имеются разнообразные виды театров (би-ба-бо, теневой, настольный и пр.), разнообразное оснащение для разыгрывания сценок и спектаклей (набор кукол, ширмы для кукольного театра, костюмы, маски, театральные атрибуты и пр.) которые активно используются как в игровой, так и в непосредственно-образовательной деятельности детей. В группах имеются атрибуты, элементы костюмов для сюжетно-ролевых, режиссерских игр, игр-драматизаций, а также материал для их изготовления. Имеются музыкально-дидактические игры и пособия (в том числе, альбомы, открытки, презентации и др.)
Способствует художественно-эстетическому развитию и музыкальная среда в ДОУ. Музыка сопровождает игровую и непосредственно образовательную деятельность для эмоциональной окраски и для создания непринужденной игровой атмосферы. Так же она присутствует в некоторых режимных моментах, например, звучат произведения классической музыки и звуки природы для снятия психо-эмоционального и физического напряжения, в виде релаксации и перед сном, для создания благоприятного расслабляющего фона.
Тематическая проверка: «Организация художественно-театрализованной деятельности с детьми младшего и среднего дошкольного возраста» показала, что воспитателями часто используется театрализованная деятельность, как в непосредственно-образовательной, так и в других видах деятельности, атрибутика уголков театрализованной деятельности доступна и всегда используется детьми. Образовательный процесс с использованием театрализованной деятельности, носит игровой характер, что соответствует ФГОС ДО, материал, полученный детьми лучше запоминается, так как имеет яркий отпечаток в памяти, снимается напряжение, дети охотней отвечают сказочным персонажам, чем просто воспитателю. В самостоятельной игровой деятельности у детей развивается воображение, они решают конфликтные ситуации посредствам сказочных героев.
Использование театрализованной деятельности и сказко-терапии в различных видах деятельности детей, способствует развитию их нравственно-эстетической сферы и воображения. Эмоционально окрашивает весь процесс непосредственно-образовательной деятельности, придавая ему игровой характер, что соответствует ФГОС ДО. Поэтому в следующем году необходимо продолжать работу по использованию театрализованной деятельности во всех видах деятельности детей. По итогам тематической проверки «Организация художественно-театрализованной деятельности с детьми младшего и среднего дошкольного возраста» и конкурса уголков театрализованной деятельности мы можем сделать следующие выводы: коллектив с поставленной задачей в основном справился, некоторые аспекты еще требуют незначительных доработок. В следующем году необходимо продолжать обогащение предметно развивающей среды театрализованной направленности - приобрести ширмы для групп 8, 11, 12, 3 10, 12 и пополнить театрализованные уголки в группах новым современным материалом.
В этом году наш детский сад продолжал работу по профилактике ДДТТ (Детского дорожно-транспортного травматизма). Был сделан ремонт и оборудован кабинет ПДД, современное оборудование для кабинета было подарено детскому саду отделом ГИБДД Московского района г.Казани, так же был приобретен новый дидактический и анимационный материал, детская художественная и учебная литература по данной проблеме для детей дошкольного возраста. Обновлены стенды и панно в детском саду и на его территории, уголки по ПДД в группах и материал для родителей в раздевальных комнатах. Мы приняли участие в районном конкурсе по ПДД «Зеленый огонек», в рамках детского сада проходила выставка детских рисунков «Примерный пешеход», в рамках проекта «Транспорт» в каждой группе были проведены выставки совместных работ детей и родителей по проблеме обучения детей правилам безопасного поведения на дорогах. Музыкальный руководитель совместно с воспитателями и детьми подготовительных к школе групп в феврале провели КВН «Азбука улиц», в виде музыкально-познавательной игры, в качестве зрителей и болельщиков присутствовали дети старших и средних групп детского сада. Педагогами нашего ДОУ было создано и опубликовано методическое пособие по обучению детей правилам безопасного поведения на дорогах «Дорога не тропинка», где собран практический и дидактический материал из опыта работы по профилактике ДДТТ нашего ДОУ. Так же педагоги нашего учреждения активно делились своим опытом работы по данному направлению на международных интернет сайтах. Для лучшего усвоения и закрепления тема безопасного поведения на дорогах прослеживается в разных образовательных областях, во всех видах деятельности детей и в тесном взаимодействии воспитателей и специалистов детского сада.
По итогам проделанной педагогами нашего ДОУ воспитательно-образовательной работы, мы можем сделать следующие выводы. Педагогический коллектив плодотворно и активно работает в данном направлении, случаев ДДТТ с воспитанниками нашего ДОУ нет. Поэтому и в следующем году мы планируем продолжать работу по профилактике ДДТТ, так как это направление всегда актуально и является одним из ведущих направлений нашего ДОУ.
23 мая был проведен День защиты детей, на котором одной из тем так же была тема обучения детей правилам безопасного поведения на дорогах. Так как в летний период вероятность ДДТТ резко возрастает, были затронуты и другие не менее важные темы из основ безопасности жизнедеятельности детей. Воспитатели средних, старших и подготовительных к школе групп провели открытые интегрированные мероприятия по темам: «Один дома», «Меры безопасности в быту», «Противопожарная безопасность», «Правила поведения и соблюдение мер безопасности на улице и на природе», «Незнакомцы». Обновлены плакаты по ОБЖ в группах для детей, материал в родительских уголках и стенды в коридорах детского сада. Инструктор по физической культуре Н.В.Анисимова и музыкальный руководитель А.Р.Магсумова провели спортивно-игровые эстафеты, с интеграцией основ противопожарной безопасности, на тему: «Мы юные – пожарные», между детьми старших групп № 7 и № 10. На нем в качестве зрителей и болельщиков присутствовали дети средних и подготовительных к школе групп. Совместно с детьми подготовительных к школе групп № 5 и № 9 музыкальный руководитель А.М.Гарипова провела музыкально-театрализованное развлечение на тему: «В царстве государстве» с целью формирования основ безопасного поведения детей в быту, социуме, природе, осветили работу сотрудников МЧС, повторили телефоны экстренных служб, с учетом внесенных изменений, перед номерами добавилась единица, и теперь пожарная служба 101, милиция 102, скорая помощь 103, газовая служба 104. В группах были проведены выставки рисунков на тему «Спички не игрушки». Для детей ДОУ в течение месяца показывали мультипликационный материал «По дороге со Смешариками», серию мультфильмов «Аркадий Паровозов». Проведена учебная эвакуация детей по пожарной тревоге, тревогу объявили без предупреждения персонала ДОУ, однако все сотрудники сработали слажено и в кратчайшее время, без паники все воспитатели с детьми и табелями посещаемости покинули здание детского сада. Инспектор противопожарной безопасности совместно с администрацией детского сада и завхозом О.Р.Ахметзяновой провели инструктаж работников ДОУ.
Основной задачей проведенного «Дня защиты детей» являлось формирование у воспитанников основ безопасного поведения в быту, социуме, природе, порядок действия в условиях ЧС. Подведение итогов ДЗД показало, что коллектив ДОУ с данной задачей справился, дети получили необходимые знания по ОБЖ, но в рамках закрепления материала и с целью профилактики ЧС необходимо проводить данное мероприятие в таком масштабе систематически. А воспитателям продолжать интеграцию основ безопасности жизнедеятельности детей в различные виды деятельности детей в течение всего года.
В течение учебного года педагогический коллектив работал над задачей формирование коммуникативно-речевых навыков русского и татарского языка, используя учебно-методический комплект «Говорим по-татарски», приемы современной дидактики развития монологической речи.
Для реализации этой задачи педагоги детского сада работали по следующим направлениям:
- повышение методического уровня педагогов в формировании у детей коммуникативно-речевых навыков:
- использование УМК «Говорим по-татарски», методики работы с ним;
- использование наглядно-демонстрационного и раздаточного материала учебно-методического комплекта «Говорим по-татарски» в непосредственно – образовательной, игровой и индивидуальной работе с детьми, а так же в режимных моментах;
- взаимодействие воспитателей и воспитателя татарского языка, музыкального руководителя и других специалистов в использовании УМК «Говорим по-татарски». Повышение профессионального мастерства воспитателей в обучении детей рассказыванию;
- рассматривание вопроса толерантности, как важного компонента нравственно-этического воспитания детей дошкольного возраста;
- контроль над реализацией регионального компонента в воспитательно-образовательной работе с детьми младшего дошкольного возраста;
- анализ воспитателями использования системы ТРИЗ в коммуникативно-речевом развитии детей;
- педагогическое просвещение родителей по теме формирование коммуникативно-речевых навыков у детей дошкольного возраста;
- информирование родителей о задачах и формах работы, сотрудничество с ними в реализации проектов, решении задач коммуникативно-речевого развития детей, участие их в совместных мероприятиях с детьми.
Для успешной реализации УМК «Говорим по-татарски» детский сад обеспечен всем необходимым: мультимедийной установкой, ноутбуком, аудио и видеодисками, демонстрационным и раздаточным материалом, соответствующей литературой. Для эффективного использования наглядного, дидактического материала учебно-методического комплекта З.М.Зариповой в работе с детьми разного возраста материал в кабинете татарского языка был оформлен в файлы и систематизирован по тематическому и возрастному принципам, создана тематическая образовательная среда, приобретены тематические игрушки. В методическом кабинете для педагогов ДОУ была организована выставка методических материалов по УМК «Говорим по-татарски» с аннотацией на них. Данный материал фактически затрагивает все темы проектов, он ярок и методически грамотно разработан, и может использоваться воспитателями не только в рамках УМК «Говорим по-татарски», но и в других видах непосредственно образовательной деятельности. Воспитатели часто его использовали для формирования целостной картины мира и для развития коммуникационно-социальной сферы детей.
Семь русскоязычных воспитателей прошли обучение по практике татарского языка в рамках внедрения новых учебно-методических комплектов по обучению двум государственным языкам Республики Татарстан в дошкольных образовательных учреждениях. И теперь все русскоязычные воспитатели ДОУ владеют татарским языком на уровне минимума слов, предусмотренного для усвоения детьми дошкольного возраста в работе с детьми. В следующем году необходимо повысить уровень знаний татарского языка у русскоязычных воспитателей в рамках проекта онлайн-школа АНА-ТЕЛЕ.
Для повышения методического мастерства воспитателей в формировании коммуникативно-речевых навыков воспитатель татарского языка Камалеева Г.З. на педсоветах провела консультации и мастер-классы для воспитателей на темы: «Взаимодействие воспитателя татарского языка и воспитателей групп в использовании УМК, как эффективного средства обучения татарскому языку, детей старшего дошкольного возраста», «Совместная работа воспитателя татарского языка и воспитателей в работе по УМК с детьми младшего дошкольного возраста», «Формирование коммуникативно-речевых навыков детей средствами учебно-методического комплекта «Говорим по-татарски» из опыта работы воспитателя татарского языка». Для воспитателей групп среднего возраста, где УМК «Говорим по-татарски» вводилось в первые, провела индивидуальные консультации на тему: «Демонстрационный и раздаточный материал по УМК и методика его использования воспитателями в разных возрастных группах, в разных формах работы».
В течение всего учебного года постоянно действовал семинар-практикум для воспитателей по использованию УМК «Говорим по-татарски», согласно тематическому плану обучения детей. На нем воспитатель по обучению татарскому языку Г.З.Камалеева выступала в роли воспитателя, а русскоязычные воспитатели в роли детей. На семинаре-практикуме воспитатели участвуют в диалогах, играют в игры на татарском языке, это повышает методический уровень воспитателей и закрепляет знания татарского языка, и является мониторингом знаний воспитателями татарского языка в рамках темы. Так же с этой же целью, один раз в неделю, непосредственно-образовательная деятельность по обучению детей татарскому языку в рамках УМК «Говорим по-татарски» проходит не по подгруппам, а совместно, воспитатели групп обязательно на ней присутствуют и принимают непосредственное участие. Это необходимо для последующего закрепления в группе полученного детьми тематического материала с воспитателем.
Тематическая проверка по проблеме: «Работа воспитателей старших и подготовительных к школе групп по использованию методических пособий, наглядного материала, аудио, видеозаписей УМК в воспитательно-образовательном процессе», показала, что воспитатели регулярно используют данный материал, в разнообразных видах деятельности. В основном это аудиоматериал и демонстрационный, мультфильмы на татарском языке в группах дети смотрят редко, так как проекторов в детском саду мало, а смотреть по ноутбуку неудобно и неприемлемо с точки зрения сохранности здоровья детей.
Результаты мониторинга, который Г.З.Камалеева провела в виде наблюдений за речью детей во время непосредственно-образовательной деятельности по изучению детьми татарского языка в рамках УМК «Говорим по-татарски», по пяти группам следующие:
Высокий уровень - 35,4 % (35детей)
Средний уровень - 58,6 % (58 детей)
Ниже среднего уровня - 6 % (6детей)
Дети, показавшие уровень ниже среднего, изучают татарский язык в рамках УМК «Говорим по-татарски» первый год, дети прошедшие второй и третий год обучения, имеют хорошие показатели знаний татарского языка, необходимых для их возраста. Что говорит о том, что учебно-методический комплект «Говорим по-татарски» был применен методически грамотно и в тесном сотрудничестве всех участников педагогического процесса, а именно воспитателем по татарскому языку, воспитателями групп и родителями детей. С детьми, которые затруднялись усвоить программный материал по татарскому языку, воспитатели занимались индивидуально в игровой форме, исключительно по желанию детей.
В следующем учебном году необходимо продолжать работу по учебно-методическому комплекту «Говорим по-татарски», совершенствовать его интеграцию в воспитательно-образовательный процесс детского сада, режимные моменты и игровую деятельность детей, так как данное направление является приоритетным в рамках региональной программы «Биллингвальный детский сад».
Параллельно была проведена работа по развитию монологической русской речи в татарских группах № 4, 11, и в группах логопедической направленности. Использовались приемы современной дидактики развития монологической речи, а именно аудирование, мультимедийные инструменты, активно использовался демонстрационный материал «Изучаем русский язык».
Учителя - логопеды активно используют в развитии связной речи и коммуникативных навыков детей инновационные технологии и методики: Н.В. Нищевой «Играйка», «Развивающие сказки»; Н.С.Жуковой «Обучение дошкольников правильному чтению»; Т.А.Ткаченко «Логопедические занятия с детьми, имеющими ОНР»; Н.В.Новотворцева «Учимся читать: обучение грамоте в детском саду». Логопедические группы работают по Программе, которой предусмотрены все условия для удовлетворения образовательных потребностей детей с такими нарушениями. Она соответствует ФГОС ДО, учитывает индивидуальные и возрастные особенности детей и основана на специальных психолого-педагогических подходах, наиболее подходящих для этих детей. Учителя-логопеды проводят профессиональную коррекцию речевых нарушений детей, ее результатами удовлетворены все участники педагогического процесса, очень много положительных отзывов от родителей воспитанников. Наши логопеды активно делятся своими наработками с коллегами и студентами района, города, республики и страны.
Для повышения квалификации учителя – логопеды Е.А.Ахметзянова, Т.А.Свилина, Э.Р.Шайлуллина помимо курсов повышения квалификации при ИРО, прошли краткосрочное обучение в НОУ ДПО «Институт дефектологии и медицинской психологии по программе «Заикание. Логоневроз». Там же, но на базе «Центра патологии речи и нейрореабилитации» г. Москва Е.А.Ахметзянова и Т.А.Свилина приняли участие в семинаре: «Комплексный подход к нейрореабилитации детей с патологией речи и других ВПФ». Все логопеды участвовали в обучающем семинаре: «Кохлеарная имплантация – как современное средство реабилитации детей и взрослых с нарушенным слухом» и прошли повышение квалификации по темам: «Универсальная система логопедической работы с не говорящими детьми», «Система формирования и развития связной речи у детей» на авторских курсах Т.А.Ткаченко. Е.А.Ахметзянова и Т.А.Свилина приняли участие во II всероссийском конкурсе «Лучшая идея 2013 – 2014 уч. года в области образования лиц с ОВС», представляли пособие по диагностике «Уровень сформированности фонетико-фонологической компетенции» и заняли первое место в номинации «Лучшее учебное пособие». В связи с введением ФГОС ДО, такие знания могут быть очень полезными, так как в массовые дошкольные учреждения идет все больше детей с ограниченными возможностями здоровья.
Проведенные учителями – логопедами консультации, семинары – практикумы, открытые виды непосредственно - образовательной деятельности для воспитателей и родителей, повысили методический уровень педагогов ДОУ, дали возможность родителям увидеть коррекционно-образовательный процесс, его значение для развития речи детей.
За отработанный период у детей отмечены следующие результаты:
Всего из логопедических групп, в массовую школу, выпущено 41 ребенок, из них, с чистой речью -38 детей (92,7 %), со значительным улучшением– 3 ребенка (7,3 %).
По результатам наблюдений за монологической русской речью детей, можем сделать следующие выводы: наблюдается значительный прогресс в развитии монологической речи, словарный запас детей обогатился, речь стала более связная, предложения развернутые, грамматически правильные. Что является результатом онтогенеза и эффективной и слаженной работы всего педагогического коллектива в данном направлении.
В рамках решения задачи регионального компонента и развития нравственно-патриотической сферы, воспитатели дополнили уголки «Мой родной край» наглядным и дидактическим материалом, иллюстрации и игрушки подобрали с учетом возрастных особенностей детей. Так же приобрели материалы по символике РТ, РФ, о достопримечательностях г. Казани, народов Поволжья и России. В старших и в подготовительных к школе группах воспитатели оформили красочные папки: «Народы Поволжья». Данный материал позволяет им знакомить дошкольников с символикой, национальными костюмами, промыслами, обычаями, праздниками, обрядами народов Поволжья: марийцев, чуваш, удмуртов, мордвы, татар, башкир, русских. А также с их сказками, поговорками, пословицами. Представлены конспекты работы с детьми. В группах составлены паспорта уголков «Мой родной край». Так же уголки «Родной край» были дополнены видео и аудиоматериалом из УМК «Говорим по-татарски» - это игры, песни и танцы народов Поволжья.
В решении задачи регионального компонента, слаженно работает весь педагогический коллектив ДОУ. Музыкальные руководители в непосредственно образовательной деятельности знакомят детей с творчеством татарских композиторов. Осуществляется взаимодействие музыкального руководителя и воспитателей в календарно-тематическом планировании проектной деятельности. Воспитанию у детей интереса и любви к русскому и татарскому языкам, формированию у них русской и татарской связной речи способствовало широкое использование художественного слова, русского и татарского фольклора, организация с детьми театрализованной деятельности, как специалистами, так и воспитателями, работа татарского кружка: «Как певуч татарский язык». Под руководством музыкальных руководителей А.М.Гариповой и А.Р.Магсумовой дети на всех праздниках, утренниках поют татарские песни, исполняют национальные танцы, читают стихи на татарском языке, разученные под руководством воспитателя татарского языка. Дети знают народные татарские и русские игры, песни, стихи, пословицы, поговорки. С интересом слушают и смотрят театрализованные представления на татарском языке, с удовольствием играют в народные, хороводные и подвижные игры.
Эффективным средством развития эстетического восприятия, художественного вкуса, творческих способностей детей стали фольклорные и национальные праздники «Карга боткасы» в группах старшего возраста, «Науруз» в подготовительных к школе группах, где в качестве зрителей были дети второй младшей и средних групп. Так же прошли праздники «Сабантуй» и «Масленица», на которых дети знакомились с обычаями, традициями татарского и русского народов.
В течение учебного года проводилась работа с родителями. Было проведено общее родительское собрание, на котором воспитатель татарского языка Камалеева Г.З. познакомила родителей, чьи дети должны были изучать татарский язык первый год, с учебно-методическим комплектом «Говорим по-татарски» З.М.Зариповой. В родительских уголках оформлены книжки-ширмы, в которых регулярно помещалась информация для ознакомления родителей с программными задачами по обучению детей татарскому языку, лексическими дозами в рамках темы.
Активное участие родители приняли в организации выставки детских рисунков на тему: «Мой любимый герой», по просмотренным детьми мультфильмам УМК «Говорим по-татарски». Совместные работы детей и родителей были яркими, красочными, что говорит о том, что просмотр уже знакомых с детства мультфильмов, но на татарском языке очень понравился детям.
Наряду с решением задачи регионального компонента должное внимание коллектив детского сада уделял нравственно-патриотическому воспитанию, развитию у детей чувства гордости за свой родной город, край, страну. Под руководством музыкального руководителя были проведены праздники: ко дню Защитника Отечества «Буду Родине служить!», ко дню Победы – «Пришла весна – пришла Победа!», «Богата Русь талантами своими», посвященному дню России. Организованы выставки детских рисунков на темы «Мой любимый город - Казань», «Защитники отечества», «Мы наследники Победы!». Приняли активное участие в городском конкурсе детских рисунков, организатором выступил городской профсоюз, на тематику «День Победы!». Инструктор по физическому воспитанию Н.В.Анисимова, провела спортивный досуг для детей «Аты – баты шли солдаты», в сентябре беседы и презентации на тему прошедшей летом в Казани Универсиады: «Объекты Универсиады 2014», в феврале и марте на темы - «Зимние виды спорта», «Олимпийское движение. Олимпиада 2014». Были созданы плакаты о спортсменах Татарстана, участвовавших в Универсиаде - 2013 и в Олимпиаде - 2014. Также тема олимпийского движения активно была освещена всем педагогическим коллективом, этому был посвящен один из проектов ДОУ. Данная тематика была широко интегрирована во все образовательные области, в завершении проекта, в каждой группе прошли выставки детских рисунков на данную тему. Коллектив детского сада принял участие в конкурсе «кричалок», в поддержку наших спортсменов, проводимым 1 каналом ОРТ. Инструктор по физической культуре, сделала для воспитателей подборку физминуток, по теме: «Олимпийские виды спорта». Совместно с родителями группы № 5 проведен спортивный праздник «Малые семейные Олимпийские игры: «Состязания на Олимпе», где зрителями и болельщиками были дети старших групп.
Старший воспитатель Л.М.Харитонова продолжала расширять знания воспитателей по использованию принципов ТРИЗ в обучении детей рассказыванию и внедрение данных приемов в работу. Для молодых воспитателей сделала подборку игр по ТРИЗ, которые соответствуют возрастному и тематическому принципам работы ДОУ. Так как система ТРИЗ способствует развитию познавательного интереса и соответствует принципам ФГОС ДО, в следующем учебном году необходимо продолжить изучение, и внедрение системы ТРИЗ в воспитательно-образовательный процесс ДОУ, а также и другие эффективные формы работы.
В соответствии Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" разработан и утвержден Федеральный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155, зарегистрирован Минюстом России 14 ноября 2013 г. № 30384). Для обеспечения введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования заведующей ДОУ М.В.Шишовой и старшим воспитателем Л.М.Харитоновой проведены ряд мероприятий. Разработана дорожная карта введения Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования МАДОУ «Детский сад №314 комбинированного вида» на 2013-2014 учебный год, которая включала следующие мероприятия:
- Изучение Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования; - Изучение инструктивно – методических писем по переходу на Федеральный Государственный образовательного стандарта дошкольного образования;
- Разработка плана сопровождения введения Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования в дошкольных образовательных учреждениях;
- Координация педагогического коллектива по подготовке введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования;
- Организация курсовой подготовки по проблеме введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования;
- Мониторинг уровня знаний требований ФГОС ДО педагогов ДОУ;
- Организация участия различных категорий педагогических работников в муниципальных семинарах и других формах работы по вопросам введения ФГОС ДО;
- Разработка и утверждение примерной основной образовательной программы ДОУ;
- Проведение семинара «Введение ФГОС дошкольного образования: проблемы и перспективы»;
- Разработка методических рекомендаций к организации развивающей среды в соответствии ФГОС ДО;
- Создание материально-технического обеспечения внедрения ФГОС дошкольного образования;
- Информирование общественности посредствам официального сайта ДОУ о подготовке к введению и порядке перехода на ФГОС ДО.
В соответствии с дорожной картой заведующая М.В.Шишова и старший воспитатель Л.М.Харитонова разработали план сопровождения введения ФГОС ДО МАДОУ № 314 на 2013 -2014 учебный год. Который включал в себя постоянно действующий теоретический семинар «Изучаем ФГОС ДО», Консультации для педагогов: «Что такое ФГОС дошкольного образования», «ФГОС Общие положения», «ФГОС Требования к основной структуре основной образовательной программы дошкольного образования», «Требования к развивающей предметно – пространственной среде», «ФГОС Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования». Разработана и скорректирована образовательная программы ДОУ с целью приведения ее в соответствие с ФГОС дошкольного образования (на основе методических рекомендаций Министерства образования и науки РФ, Министерства образования МО). Несколько педагогов прошли обучение на курсах по проблемам внедрения и реализации ФГОС дошкольного образования, получили подтверждающие сертификаты. Участвовали в городских методических объединениях по вопросам введения ФГОС ДО. ФГОС ДО был распечатан во все группы детского сада, так же воспитатели получили памятку с образовательными областями в соответствии с новыми требованиями, для помощи в написании календарных планов и проектов в соответствии с ФГОС ДО. Старшим воспитателем проводился мониторинг уровня знаний педагогов требований ФГОС ДО. Проведены родительские собрания и консультации с родителями по проблемам введения ФГОС ДО. Проходило информирование общественности, родителей (законных представителей) о ходе внедрения ФГОС дошкольного образования в ДОУ № 314 на официальном сайте учреждения.
Подведение итогов работы дорожной карты и выявление результативности изучения ФГОС ДО в ходе педагогического пробега на итоговом педсовете, показало, что нормативное правовое обеспечение внедрения ФГОС дошкольного образования, организационно – управленческое обеспечение внедрения ФГОС дошкольного образования и организационно-информационное обеспечение внедрения ФГОС ДО в детском саду выполнены. Остаются нерешенными некоторые вопросы по материально-техническому обеспечению внедрения ФГОС дошкольного образования, нет открытого контролируемого доступа участников образовательного процесса к информационным образовательным ресурсам в сети Интернет. Интернет в ДОУ есть только в виде электронной почты в кабинете заведующей. Так же необходимо улучшить развивающую среду и обеспечить укомплектованность методического кабинета ДОУ печатными и электронными образовательными ресурсами по всем разделам ООП ДОУ.
С целью инновационного обновления воспитательно-образовательной работы с детьми с учетом ФГОС ДО, педагоги продолжали изучать и внедрять дидактические основы, новые принципы обучения и содержание образовательных областей ООП ДО ДОУ. Обеспечивалось методическое сопровождение, предоставлялись и изучались педагогами информация по организации воспитательно-образовательного процесса для реализации дидактических принципов ФГОС ДО. В течение учебного года на разных методических мероприятиях рассматривались актуальные вопросы педагогической работы по освоению образовательных областей ООП ДО ДОУ, обсуждалось комплексно-тематическое планирование, интеграция образовательных областей.
Старшим воспитателем Пантелеевой Т.А. и творческой группой был разработан план проектной деятельности МАДОУ на 2013 – 2014 учебный год в форме комплексно-тематического планирования воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста. А после введения в январе 2014 года ФГОС ДО, в течение года он был скорректирован старшим воспитателем Л.М.Харитоновой, с учетом новых требований и запросов участников образовательного процесса. План позволил охватить проектной деятельностью все основные темы образовательной программы, определить сроки реализации проектов, предложить воспитателям тематику итоговых мероприятий. Была внедрена новая структура календарного планирования воспитательно-образовательной работы с детьми, которая отвечает требованиям ФГОС ДО, включает не только непосредственно-образовательную деятельность, но и работу в режимных моментах, индивидуальную работу с детьми, создание развивающей среды, работу с родителями и содержит интеграцию образовательных областей, отвечает требованиям комплексно-тематического планирования средствами разных видов деятельности. При планировании учитывался принцип сезонности, календарные даты.
В следующем учебном году педагогам необходимо повысить качество планирования проектной деятельности: продумывать разнообразные формы работы и виды деятельности всех образовательных областей, согласно теме проекта, шире отражать принцип интеграции и комплексно-тематический принцип планирования в решении образовательных задач.
В течение года педагоги ДОУ использовали разнообразные формы физкультурно-образовательной и оздоровительно-профилактической работы, согласно циклограммам организации двигательной деятельности и оздоровления детей, разработанных в прошлом учебном году. Для реализации комплексно-тематической деятельности ДОУ, интеграции образовательных областей в физкультурно-оздоровительную работу подобран и систематизирован музыкальный аудиоматериал: «Пой, играй, танцуй» Л.Хисматуленной, «Праздники народов мира в детском саду» М.Ю.Картушиной, «Музыкальная игровая зарядка от 3 до 7 лет» Ю.Кудинова. Комплексное использование современной ритмичной музыки, наглядности, физкультурного оборудования, а также различных форм физкультурно-профилактической работы способствовало не только успешному физическому развитию и оздоровлению детей, но и интеллектуальному, нравственному и эстетическому воспитанию. Было проведено много спортивных праздников, досугов и состязаний, как для детей, так и совместно с родителями «День здоровья», «Снеговик в гостях у ребят», «Зимние забавы», «Зов джунглей», урок здоровья: «Здоровые дети в здоровой семье» и др.
Коллектив ДОУ постоянно уделяет внимание созданию эмоционально-положительного климата в детском саду. С этой целью воспитатели проводят непосредственно-образовательную деятельность в игровой форме, с использованием театрализованной деятельности и сюрпризных моментов. Проводят разные виды игр на развитие коммуникативных навыков и эмпатии. В работе с деструктивным поведением детей используются психогимнастика, игры на развитие эмоциональной сферы, другие методы саморегуляции под руководством педагога-психолога Т.Д.Уразаевой.
Для повышения методического уровня профессиональной деятельности педагогов в организации и проведении физкультурно-оздоровительной работы с детьми были проведены: семинар-практикум для педагогов, в рамках педсовета на тему: «Оздоровительно профилактическая работа по сохранению и укреплению зрения у детей дошкольного возраста» с показом гимнастики для глаз, направленной на функциональную тренировку глазных мышц, с использованием ИКТ. Инструктор по физической культуре Н.В.Анисимова провела консультации «Взаимодействие инструктора по физической культуре с педагогами в реализации комплексно-тематических принципов планирования с учетом циклограммы в организации оздоровительно-профилактической работы в детском саду» и «Антистрессовая гимнастика для дошкольников», подготовила консультации для родителей и воспитателей «Роль татарских народных праздников и игр в физическом воспитании», «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ», на тему «Ритмическая гимнастика – универсальное средство целостности развития личности ребенка» выступала на семинаре-практикуме программы повышения квалификации в ФГАОУ ВПО КФУ.
Учитель-логопед Э.Р.Шайдуллина провела мастер-класс: «Здоровье сберегающие технологии на занятиях по развитию речи».
Изучение и внедрение инновационных технологий физкультурно-оздоровительной работы позволило осуществлять её как в традиционной, так и в нетрадиционной форме. Регулярно проводилась гимнастика в старших и подготовительных к школе группах в форме музыкально-ритмических комплексов под фонограмму. В течение года в физическом воспитании использовались занятия «Игропластики»: «Сказочный игро-тренинг» для детей 3-4 лет, «Звероробики» для детей 3-4 лет. Занятия проводились на основе сказочного сюжета и носили комплексный характер, включали дыхательные упражнения, элементарный самомассаж (поглаживающий), пальчиковые игры, динамические паузы, тексты для релаксации, логоритмические, танцевальные упражнения, импровизацию. Такая двигательная деятельность выполняется детьми с удовольствием, что позволяет обеспечить не только активность детей в движениях, но и повысить их эмоционально-положительный тонус, настроение, интерес к движениям, к физической культуре.
Физкультурно-образовательная и оздоровительная работа в детском саду строилась с учетом ФГОС ДО, с использованием инновационных технологий: «Физическая культура в дошкольном детстве» Н.В.Полтавцевой, Н.А.Гордовой; «Развивающей педагогики оздоровления» В.Т.Кудрявцевой; форм оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении по Г.А Широковой; методики С. и Е. Железновых.
С целью повышения качества физкультурно-оздоровительной работы средствами внедрения инновационных физкультурно-оздоровительных технологий, эффективных форм работы в педагогический процесс, обеспечения достаточной двигательной активности детей, работа строилась на основе циклограмм организации двигательного режима в детском саду. В циклограмму включены разнообразные формы физкультурно-оздоровительной и профилактической работы: физкультурные и динамические паузы, логоритмические упражнения, музыкальные и пальчиковые игры, элементарный самомассаж, дыхательные упражнения, гимнастика для глаз, коррегирующая гимнастика, релаксация, коммуникативные, подвижные игры и др.
Для становления ценностей здорового образа жизни и овладения его элементарными нормами и правилами в правильном питании и формировании полезных привычек, старшими и подготовительными к школе группами использовались рабочие тетради «Разговор о правильном питании» М.Безруких, Т.Филипоовой. Воспитатели с детьми проводили беседы, дидактические игры, разгадывали кроссворды в рамках данной темы. Так же в группах размещены плакаты о здоровом питании. Детям эта программа очень нравится, они с удовольствием и с живым интересом играют в тетрадях «Разговор о правильном питании».
Об эффективности работы говорит анализ заболеваемости. Вот уже второй год он держится на отметке 6,0 дней пропущенных одним ребенком по болезни, что является ниже районного значения.
В этом учебном году была проведена комплексная проверка в группах № 3 и № 12. Цель проверки - состояние воспитательно-образовательного процесса в группе № 3 - воспитатели: Е.Р.Исмагилова, Е.Ю.Платова и группе № 12 – воспитатели Е.В.Ушакова, Э.И.Мурычева. Наблюдение воспитательно-образовательной работы, изучение документации и продуктивной деятельности детей, беседы с детьми и воспитателями, анализ творческой лаборатории и предметно-развивающей среды показал, что педагоги осуществляют обучение и воспитание детей, согласно программе возрастной группы с учетом регионального компонента. Основной необходимый материал для педагогического процесса имеется. Наблюдения непосредственно образовательной деятельности и анализ документации показали, что в целом Программа детьми усвоена. Анализ предметно-развивающей среды в группах № 3 и № 12 показал, что воспитателям необходимо улучшить состояние театрализованных уголков, организовывать театрализованную деятельность чаще, особенно в группе № 3, так к5ак возрастной диапазон группы дети от 3 – 4 лет. В программных содержаниях непосредственно образовательной деятельности необходимо четко формулировать воспитательные и образовательные задачи.
По итогам комплексных проверок группы № 3 и № 12 составлены планы-графики выполнения рекомендаций для повышения качества воспитательно-образовательной работы.
Наблюдение воспитательно-образовательного процесса в подготовительных к школе группах в течение всего учебного года показал – что воспитательно-образовательную работу с детьми педагогический коллектив строит на принципах развивающего обучения, с учетом личностно – ориентированного подхода к детям и зоны ближайшего развития. Это способствует формированию у детей предпосылок к учебной деятельности.
В рамках семинара-практикума для учителей начальных классов, методистов и воспитателей ДОУ Московского района города Казани по теме: «Проблема преемственности в условиях личностно-развивающего образования» старший воспитатель, воспитатели и специалисты ДОУ посетили урок математики в 1 – А и 1 –Ж, и внеклассное мероприятие «По дорогам сказок» в 1 – В и 1 – Г гимназии № 102, а учителя посещали непосредственно-образовательную деятельность детей в детском саду. Совместный анализ уроков и образовательной деятельности позволяет осуществлять преемственность в формах и методах обучения и воспитания детей. Инструктор по физической культуре в рамках преемственности организовала и провела спортивный досуг для третьеклассников гимназии № 102 «Аты – баты, мы солдаты!».
Воспитатели приняли к сведению пожелания учителей о формировании у детей школьно-значимых функций, об использовании приемов, способствующих поддержанию темпа организации учебной деятельности детей, а также методы активизации познавательной деятельности, ручной умелости. Учителя отметили инновационный характер и нетрадиционную форму организации непосредственно-образовательной деятельности, интересные мотивации, интегрированный комплексно-тематический подход к содержанию образовательной работы с детьми, использование проблемных ситуаций, развивающий характер обучения. На консультации для воспитателей учитель начальных классов рассказала о причинах дезадаптации детей в 1 классе, о проблемах первоклассников при поступлении в 1 класс. На групповых родительских собраниях в подготовительных к школе группах преподаватели гимназии № 102 и школы № 65 познакомили родителей с требованиями современной школы, раскрыли вопросы готовности детей к школе, дали советы по подготовке детей к первому классу.
Беседы с завучем гимназии № 102 об успеваемости за 1 класс выпускников детского сада, показали, что наши бывшие воспитанники с успехом освоили программу 1 класса, это говорит о преемственности целевых ориентиров Программы нашего ДОУ и программы Гимназии № 102, и о сформированности у наших выпускников предпосылок к учебной деятельности.
Из 41 выпускника 2014 года 75,6 % - (31 ребенок) поступил в спецшколы с углубленным изучением английского языка и гимназии, а 24,4% - (10 детей) в средние общеобразовательные школы. Данная статистика свидетельствует не только о приоритетном выборе родителей, но и о том, что наши выпускники без проблем поступают и впоследствии успешно учатся в гимназиях района.
Для оценки эффективности педагогических действий, и дальнейшего планирования педагогического процесса, воспитателями была проведена педагогическая диагностика оценки индивидуального развития детей. Проходила она в виде наблюдений за детьми в разных видах деятельности. И использовалась она исключительно для построения образовательной траектории ребенка, учитывая его особые образовательные потребности и оптимизации работы с группой. В целом дети ДОУ освоили Программу ДОУ. С согласия и по запросу родителей специалистами нашего ДОУ проводилась и психологическая диагностика, которая использовалась исключительно в рамках ПМПК. В присутствии родителей на базе детского сада прошла ПМПК, для выявления детей с речевыми нарушениями, чтобы впоследствии их зачислить в логопедические группы. В которых предусмотрены все условия для удовлетворения образовательных потребностей детей с такими нарушениями, учителя-логопеды проводят их профессиональную коррекцию. Логопедические группы работают по Программе, которая соответствует ФГОС ДО, учитывает индивидуальные и возрастные особенности детей и основана на специальных психолого-педагогических подходах, наиболее подходящих для этих детей. Для оптимизации и эффективности воспитательно-образовательного процесса в следующем году планируем завести листы наблюдения для каждого ребенка.
Достижению хороших результатов в воспитательно-образовательной работе, в успешной реализации проектной деятельности стало возможным благодаря сотрудничеству с родителями. С целью активизации родителей в совместной с детьми проектной деятельности, воспитатели по теме каждого проекта информировали семьи воспитанников об основных воспитательно-образовательных задачах. Для обогащения представлений и знаний детей, родителям предлагали различные формы мероприятий: посещение музеев, достопримечательностей, чтение детской художественной литературы.
Чтобы осуществить преемственность в вопросах обучения и воспитания детей в рамках взаимодействия родителей и воспитателей, в родительских уголках постоянно действовали рубрики: «Чем мы сегодня занимались в детском саду?», «Что мы узнали нового?», «Что нас интересует?», «О чем мы мечтаем?». Педагогическое просвещение родителей осуществлялось, в первую очередь, согласно задачам годового плана, а также с учетом возрастной группы, основным вопросам воспитания детей. Были оформлены советы, папки – ширмы, панно на темы: «Дети нашей группы», «О правилах безопасного поведения на дорогах», «Спортивные сооружения в городе Казани», лексическая доза УМК «Говорим по-татарски», материал по ФГОС ДО. В течение года для родителей проводились открытые мероприятия, разные виды познавательно-игровой деятельности детей. На которых они могли видеть навыки и умения своих детей по разным образовательным областям. Были проведены совместные детско-родительские мероприятия: спортивные состязания, музыкально-дидактические досуги, утренники. Активное участие принимали родители групп № 5 и № 9 (подготовительных к школе группы) в оформлении зала, групповой комнаты к выпускному вечеру. Также родители воспитанников детского сада помогали в улучшении материально-технической базы и развитии игровой среды, участвовали в весеннем субботнике, в изготовлении пособий, участвовали в совместной с детьми продуктивной деятельности: в выставках рисунков, плакатов и т.д. Наиболее активным родителям были вручены почетные грамоты и благодарственные письма на выпускных вечерах подготовительных к школе групп.
С родителями вновь поступающих детей заключались договора. Два раза проводилось анкетирование в группах. Первое ориентировано на интересы и возможности каждого ребенка, учитывая социальную ситуацию его развития. Целью второго было определить рейтинг работы детского сада и коллектива МАДОУ среди родителей. Итоги последнего анкетирования от 1.04.14 - 7.04.14г. из 200 анкет заполнено 165:
Полностью удовлетворены работой детского сада | частично удовлетворены работой детского сада | Не удовлетворены |
88,5% (146 чел.) | 11,5% (19 чел.) | 0% |
В целом родители удовлетворены работой ДОУ. Некоторые родители, в основном групп раннего возраста хотят, чтобы больше внимания было уделено оздоровлению детей, а именно профилактике гриппа и ОРВИ.
Также родители могли высказать свои пожелания и предложения на официальном сайте ДОУ, на котором регулярно обновлялся новостной блок и все желающие могли ознакомиться с работой нашего детского сада, нашими успехами и достижениями.
Активизации родителей в воспитательно-образовательном процессе будет продолжаться на следующий год. Её необходимо полнее отражать при планировании.
Внеплановая проверка Роспожнадзора прошла без замечаний, предписание 2013 года выполнено. Выполнены предписания 2013 года и Рособрнадзора. Но необходимость капитального ремонта детского сада остается актуальной. Затруднения в работе педагогов вызывает и график работы воспитателей: 3 воспитателя на 2 группы. Так как в период сессий и больничных листов, не хватает педагогов на группы и воспитателям гораздо сложнее работать с детским коллективом двух групп.
Все запланированные в годовом плане методические мероприятия были проведены.
Исходя из анализа воспитательно-образовательной работы детского сада, выше перечисленных проблем, следует выделить задачи на следующий учебный год:
1. Совершенствовать нравственно-патриотическое воспитание детей средствами художественного слова, изобразительного искусства и его интеграции в образовательные области и развивающую среду дошкольников.
2.Формировать коммуникативно-речевые навыки русского и татарского языка, используя учебно-методический комплект «Говорим по-татарски».
3. Продолжать инновационное обновление воспитательно-образовательной работы с детьми, по ФГОС ДО, используя комплексно-тематический интегрированный принцип планирования, опытно-экспериментальную деятельность детей, циклограмму физкультурно-оздоровительной работы.
Заведующая МАДОУ № 314 ____________________М.В.Шишова
Ст. воспитатель ____________________ Л.М.Харитонова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование тематических развлечений и праздников на 2013-2014г.
Буду рада,если представленный материал будет для кого-то полезен....
Перспективный план работы с родителями 2013-2014г. 1группа младший возраст
Перспективный план работы с родителями 2013-2014г. 1группа младший возраст...
Перспективное планирование по ОБЖ на 2013-2014г II младшая группа
Образовательная область "Безопасность". Перспективное планирование по ОБЖ 2 младшая группа...
Презентация "Годовой отчет" первой младшей группы за 2013-2014г.г.
Воспитательно-образовательная работа по взоимодействию с детьми и родителями за год....
Листая педагогический альбом 2013-2014г.г.
В данной презентации отражена вся педагогичекая работа в рамках реализации 2013-2014 учебного года. Была представлена на итоговом педагогическом совете в мае 2014г. в МБДОУ №90 "Незабудка"....
Аналитическая справка по итогам работы с детьми за 2013-2014г.
Усвоение знаний детей в образовательных областях за 2013-2014г....
Циклограмма работы социального педагога на 2013-2014г.г.
Данная циклограмма позволит коллегам правильно распределить своё время и виды деятельности...