Оптимизация работы ДОУ по инклюзивному образованию
статья на тему
Оптимизация работы ДОУ по инклюзивному образованию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
optimizatsiya_raboty_doupo_inklyuzii.docx | 25.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Оптимизация работы ДОУ по инклюзивному образованию
Сепетая Н.Н.,
заведующий МБДОУ
«ЦРР – Детский сад № 51»
Образовательный процесс детского сада предусматривает как уход и заботу о детях, так и процессы воспитания и обучения знаниям, важным жизненным навыкам, развитие личностных качеств и способностей детей, коррекцию их дефицитов в развитии. Включение детей с особыми образовательными потребностями в образовательный процесс ДОУ изменяет, прежде всего, установки взрослых на детей –у всех детей есть особенности, особые образовательные потребности не только у «особых». До сих пор мы в педагогической практике привыкли нивелировать эти особенности, ведь управлять похожими детьми проще, чем разными. Особенности особых детей нивелировать невозможно приходится изменять педагогическую практику, чтобы профессионально решать проблемы образования таких детей вместе с другими.
Возникает ряд вопросов:
как соединить в педагогической деятельности требования дошкольной программы и особенности разных детей, которые должны ее освоить?
как учитывать эти особенности при построении индивидуального плана развития ребенка, при планировании работы в группе? как сделать качественным образование и социальное взаимодействие детей с учетом их индивидуальных различий?
При таком подходе меняется педагогика в целом, она становится включающей, инклюзивной, не только в том смысле, что особые дети должны быть включены в уже отстроенный процесс трансляции знаний, умений и навыков нормально развивающимся детям, а в том, что образование с учетом индивидуальных различий детей требует создания новых форм и способов организации образовательного процесса.
«Интегративное» образование предполагает создание коррекционных классов в массовых школах и групп в детских садах.
Инклюзия – это процесс признания и реагирования на разнообразие потребностей всех учащихся
Инклюзия – это процесс увеличения степени участия всех граждан в социуме, и в первую очередь, имеющих трудности в физического развитии
Инклюзия – это принадлежность к сообществу (группе друзей,
школе, тому месту, где живем)
Инклюзия – это возможность для всех учащихся в полном объеме участвовать в жизни коллектива детского сада, школы, института,
в дошкольной и школьной жизни.
Цель такой (инклюзивной) школы –
дать всем учащимся возможность наиболее полноценной социальной
жизни, самого активного участия в коллективе, местном сообществе,
тем самым, обеспечивая наиболее полное взаимодействие и заботу друг о друге, как членах сообщества.
Таким образом, инклюзивное образование является следующим шагом в развитии образования не только детей с ОВЗ, но и всей образовательной системы.
Инклюзивное образование строится на следующих принципах:
Принцип индивидуального подхода предполагает выбор форм, методов и средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных образовательных потребностей каждого из детей группы. Индивидуальные программы развития ребенка построены на диагностике функционального состояния ребенка и предполагают выработку индивидуальной стратегии развития конкретного ребенка. Индивидуальный подход предполагает не только внешнее внимание к нуждам ребенка, но предоставляет самому ребенку возможности реализовывать свою индивидуальность.
Принцип поддержки самостоятельной активности ребенка.
Важным условием успешности инклюзивного образования является обеспечение условий для самостоятельной активности ребенка. Реализация этого принципа решает задачу формирования социально активной личности. Личности, которая является субъектом своего развития и социально значимой деятельности. Когда активность находится целиком на стороне взрослых, которые заботятся о ребенке, считая, что его особенности не позволяют ему реализовывать свои возможности, формируется «выученная беспомощность», феномен, когда ребенок ожидает внешней инициативы, сам оставаясь пассивным.
Принцип активного включения в образовательный процесс всех его участников предполагает создание условий для понимания и принятия друг друга с целью достижения плодотворного взаимодействия на гуманистической основе. Инклюзия – это активное включение детей, родителей и специалистов в области образования в совместную деятельность: совместное планирование, проведение общих мероприятий, семинаров, праздников для создания инклюзивного сообщества как модели реального социума.
Принцип междисциплинарного подхода. Разнообразие индивидуальных характеристик детей требует комплексного, междисциплинарного подхода к определению и разработке методов и средств
воспитания и обучения. Специалисты (воспитатель, инструктор по физкультуре, музыкальный руководитель, педагоги дополнительного образования, при участии старшего воспитателя), работающие в группе, регулярно проводят наблюдение за детьми ив процессе обсуждения составляют образовательный план действий,направленный как на конкретного ребенка, так и на группу в целом.
Принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания. Включение в инклюзивную группу детей с различными особенностями в развитии предполагает наличие вариативной развивающей среды, т.е. необходимых развивающих и дидактических пособий, средств обучения, безбарьерной среды, вариативной методической базы обучения и воспитания.
Принцип партнерского взаимодействия с семьей. Усилия педагогов будут эффективными, только если они поддержаны родителями, понятны им и соответствуют потребностям семьи. Задача специалиста – установить доверительные партнерские отношения с родителями или близкими ребенка, внимательно относиться к запросу родителей, к тому, что, на их взгляд, важно и нужно в данный момент для их ребенка, договориться о совместных действиях, направленных на поддержку ребенка.
Принцип динамического развития образовательной модели детского сада. Модель детского сада может изменяться, включая новые структурные подразделения, специалистов, развивающие методы и средства.(Формулировки принципов опубликованы в сборнике «Инклюзивный детский сад». – М., 2009. Прочухаева М.М., Бородин М.В. с. 12).
Детские сады, где есть по 2–3 ребенка с ОВЗ, которые по составу не могут открыть инклюзивные группы, могут воспользоваться услугами специалистов городского ПМПК, консультационных пунктов, организованных при дошкольных учреждениях по микрорайонам, специалистов АГАО, БПК которые могут обеспечить консультирование этих ДОУ по вопросам диагностики и составления образовательных планов для детей с ОВЗ.
При принятии решения о разворачивании инклюзивной практики в образовательном учреждении должны быть учтены следующие условия:
- Наличие семей с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), готовых прийти в детские сады.
- Психологическая готовность руководителя и коллектива ОУ (либо части его) к инклюзии, включающая в себя знакомство с основными ценностями, целями и методиками организации инклюзивной практики и согласие с ними.
- Наличие специальных условий обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе безбарьерной среды.
- Возможность повышения квалификации педагогов.
Когда решение принято, происходит разворачивание инновационной педагогической деятельности. Основная цель образовательного учреждения при разворачивании инклюзивной практики – обеспечение условий для совместного воспитания и образования детей с разными психофизическими особенностями развития.
Задачи инклюзивного сада:
– создание уютного, комфортного пространства для всех
– создание среды, способствующей гармоничному развитию личности
– формирование толерантного сообщества детей, родителей, персонала и социального окружения
– создание в ДОУ педагогической системы, центрированной на потребностях ребёнка и его семьи. Не ребёнок «вписывается» в существующую систему образования, а сама система образования гибко учитывает приоритеты и возможности разных детей, организуя их в единое сообщество
– формирование междисциплинарной команды специалистов, организующих образовательный процесс.
Деятельность разбивается на этапы в соответствии с решаемыми задачами.
Наш детский сад наряду с обычными детьми посещают несколько детей с ограниченными возможностями здоровья: с нарушением слуха, зрения, речи. Взяв за основу, что инклюзия – это процесс признания и реагирования на разнообразие потребностей воспитанников коллектив детского сада обеспечивает благоприятные условия для адресной поддержки детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями, которые есть у всех детей и детей с ОВЗ, для их позитивной социализации, личностного развития.
В конце 2014 Учреждение стало победителем краевого конкурса программ дошкольного образования по инклюзии, выиграв грант на реализацию проекта «Окно в мир», направленного на социализацию дошкольников с ОВЗ через организацию игровой деятельности. Были выстроены индивидуальные маршруты развития и социализации дошкольников.
Успешность данного проекта обеспечена эффективным взаимодействием с социумом. Наше учреждение сотрудничает с АГАО Им.В.М. Шукшина и педагогическим колледжем, коррекционными детскими садами города с целью получения консультаций по организации деятельности с детьми с ОВЗ, пользуемся услугами специалистов этих учреждений, приглашая на методические мероприятия. Педагоги регулярно проходят курсы повышения квалификации по психолого-педагогическому сопровождению дошкольников с особыми образовательными потребностями, так в 2015 году прошли курсы повышения 4 педагога (30%)., за 2 последних года прошли курсы 6 педагогов (46%). Совместные мероприятия с Детской художественной школой, эколого-биологическим центром, детской библиотекой, детскими центрами творчества расширяют возможности для дальнейшего индивидуального развития ребенка и его социализации.
Таким образом, инклюзивное образование требует постоянного творческого вклада от каждого, в творческий процесс образования включаются все его участники – педагоги, родители, дети, администрация.
Наше учреждение делает первые шаги в данном направлении, предусматривая каждый шаг, анализируя условия и подбирая средства для реализации инклюзивной практики.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Публикация статьи в сборнике материалов IV Международной научно-практической конференции "Инклюзивное образование: преемственность инклюзивной культуры и практики"
Представляю вашему вниманию статью, написанную в соовторстве с учителем дефектологм Ивановой Е.В., опубликованную в сборнике материалов IV Международной научно-практической конференции "Инклюзивн...
Публикация статьи в сборнике материалов IV Международной научно-практической конференции "Инклюзивное образование: преемственность инклюзивной культуры и практики"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14564423","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"339","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14564431","...
Презентация опыта работы в третьем этапе Краевого фестиваля лучших инклюзивных практик по теме: « Модель инклюзивного образования в ДОУ» г.Красноярск
Цель - создание целостной, эффективно действующей системы, обеспечивающей оптимальные условия для воспитания и развития детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья и детей-ивалидов, напр...
Итоговое задание по курсу «Инклюзивное образование детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС». Проект инклюзивной среды в ДОУ
При инклюзивном подходе каждый ребенок с ОВЗ включен в повседневную жизнь группы, ведь целью инклюзии является организация пространства группы для успешной реализации индивидуальной образовательной пр...
Статьи. Общество. 26 марта 2021, Воронеж. «Раствориться в коллективе». В Воронеже обсудили проблемы инклюзивного образования По инклюзивной модели в регионе обучается более 6 тыс детей.
Инклюзивное образование – это не отдельное специализированное образовательное учреждение, в котором учится ученик с инвалидностью, а широкое социально-культурное пространство – с...
"Инклюзивное образование как современная модель образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. Реализация инклюзивного образования в ДОУ"
Информация посвящена процессу внедрения инклюзивного образования в ДОУ.Раскрыты основные моменты при организации работы с детьми с ОВЗ. Раскрыты основные понятия инклюзивного образования, содержание, ...
Программа повышения профессиональной компетентности педагогов ДОУ по вопросам инклюзивного образования "Инклюзивное образование: равные возможности для каждого"
Программа повышения профессиональной компетентности педагогов ДОУ по вопросам инклюзивного образования "Инклюзивное образование: равные возможности для каждого"...