Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ
статья на тему
В современных условиях все ускоряющегося темпа жизни и возрастания напряженности социальных отношений здоровье становится одним из основных условий успешности любого человека. Здоровье и развитие тесно взаимосвязаны, именно поэтому возрастает роль детского сада во всестороннем развитии детей. Физкультурно-оздоровительную работу коллектив начал с попытки определить понятие «здоровьесберегающие образовательные технологии». Если образовательные технологии отвечают на вопрос "как учить?", то логическим оказывается ответ: так, чтобы не наносить вред здоровью субъектов образовательного процесса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fizkulturno-ozdorovitelnaya_rabota_v_dou.docx | 23.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ
(материалы из опыта работы)
В современных условиях все ускоряющегося темпа жизни и возрастания напряженности социальных отношений здоровье становится одним из основных условий успешности любого человека. Здоровье и развитие тесно взаимосвязаны, именно поэтому возрастает роль детского сада во всестороннем развитии детей. Физкультурно-оздоровительную работу коллектив начал с попытки определить понятие «здоровьесберегающие образовательные технологии». Если образовательные технологии отвечают на вопрос "как учить?", то логическим оказывается ответ: так, чтобы не наносить вред здоровью субъектов образовательного процесса.
Постановку задачи здоровье сбережения в образовательном процессе коллектив ДОУ рассматривал в двух вариантах – задачи-минимум и задачи-оптимум.
Задача-минимум отвечает фундаментальному принципу медицины и педагогики: "Nonocere" ("не навреди") и заключается в обеспечении таких условий обучения, воспитания и развития, которые не оказывают негативного воздействия на здоровье субъектов образовательного процесса.
Задача-оптимум: обеспечить выпускнику ДОУ высокий уровень реального здоровья, сформировать культуру здоровья, тогда учеба в школе будет успешной и доставлять ребенку радость.
Главные тезисы физического развития дошкольника:
- Формирование представлений о здоровом образе жизни.
- Внедрение здоровьесберегающих технологий.
- Совершенствование двигательных навыков дошкольников.
- Воспитание потребности в физическом самосовершенствовании.
- Воспитание потребности в движении на основе «мышечной радости».
- Формирование представления о своем теле.
- Формирование умения адекватно реагировать на изменения окружающей среды, оберегать здоровье, избегать опасности.
- Использование разнообразных средств повышения двигательной активности детей на занятиях по физической культуре и самостоятельной деятельности.
Комплекс мероприятий по физкультурно-оздоровительной работе
№п/п | Содержание | Группа | Периодичность | Ответствен. | Время |
1 | Оптимизация режима | ||||
1.1 | Организация жизни детей в адаптационный период и создание комфортного режима | 1-4 | Ежедневно | Ст.воспитатель, воспитатели | В течение года |
1.2 | Определение оптимальной нагрузки на ребенка с учетом возрастных и индивидуальных особенностей (Карты индивидуальных нагрузок по возрастам) | 1-4 | Однократно | Ст.медсестра, воспитатели | В начале года |
2 | Организация двигательного режима | ||||
2.1 | Физкультурные занятия | 1-4 | 2 раза в неделю | Воспитатели | В течение года |
2.2 | Гимнастика пробуждения | 1-4 | Ежедневно | Воспитатели | В течение года |
2.3 | Спортпрогулки с включением подвижных игровых упражнений | 1-4 | 3 раза в неделю | Воспитатели | В течение года |
2.4 | Музыкально-ритмические занятия (по плану муз.руководителя) | 1-4 | 2 раза в неделю | Муз.работник, воспитатели | В течение года |
2.5 | Спортивный досуг | 1-4 | 1 раз в квартал | Воспитатели | В течение года |
2.6 | Оздоровительный бег | 3-4 | Ежедневно во время прогулок | Воспитатели, ст. медсестра | С апреля по ноябрь |
2.7 | Пальчиковая гимнастика | 1-4 | 3-4 раза в день | Воспитатели, логопед | В течение года |
2.8 | Физкультминутки | 1-4 | Ежедневно во время статичных занятий | Воспитатели | В течение года |
3 | Профилактика заболеваемости | ||||
3.1 | Дыхательная гимнастика в игровой форме | 1-4 | 3 раза в день: на зарядке, на прогулке, после сна | Воспитатели | В течение года |
3.2 | Прием витаминов «Ревит» | 1-4 | По 1 таб. в день в течение 10 дней (10 дней перерыв) | Ст. медсестра | Октябрь- апрель |
3.3 | Чесночно-луковые закуски | 1-4 | Ежедневно в обед | Ст.медсестра, воспитатели | Октябрь-апрель |
4 | Закаливание с учетом состояния здоровья ребенка | ||||
4.1 | Воздушные ванны (облегченная одежда в группе, одежда соответствует сезону и погоде на прогулке) | 1-4 | Ежедневно | Воспитатели | В течение года |
4.2 | Прогулки на воздухе | 1-4 | Ежедневно | Воспитатели, ст.медсестра, ст.воспитатель | В течение года |
4.3 | Хождение босиком по «дорожке здоровья», игры с водой | 1-4 | Ежедневно | Воспитатели | Июнь-август |
4.4 | Умывание прохладной водой | 1-4 | Ежедневно | Воспитатели | В течение года |
4.5 | Водный душ | 1-4 | Ежедневно перед обедом | Воспитатели | Июнь-август |
Система закаливающих мероприятий в ДОУ
Содержание | Возрастные группы | |||||||
2-ямладшая | средняя | старшая | подготовительная | |||||
1.Элементы повседневного закаливания Воздушно –температурный режим: | В холодное время года допускаются колебания температуры воздуха в присутствии детей | |||||||
От +210 до +190С | От +200 до +180С | От +200 до +180С | От +200 до +180С | |||||
Обеспечивается рациональное сочетание температуры воздуха и одежды детей | ||||||||
Одностороннее проветривание (в присутствии детей) | В холодное время года –кратковременно – 5-10мин Допускается снижение температуры до 1-20С | |||||||
Сквозное проветривание (в отсутствии детей) | В холодное время года –кратковременно – 5-10мин Критерием прекращения проветривания помещения является температура, сниженная на 2-30С | |||||||
Утром перед приходом детей | К моменту прихода детей температура воздуха восстанавливается донормальной. | |||||||
Перед возвращением детей с дневной прогулки | В теплое время года проводится в течение всего периода отсутствия детей в помещении | |||||||
+210С | +200С | +200С | +200С | |||||
Во время дневного сна | +19 0С | +19 0С | +19 0С | +19 0С | ||||
2. Воздушные ванны Прием детей на воздухе | Не ниже 0оС | Не ниже 0оС | Не ниже 0оС | Не ниже 0оС | ||||
Утренняя гимнастика | В холодное время года проводится ежедневно в группе, одежда облегченная - +18 0С В теплое время года - на участке детского сада | |||||||
НОД в физкультурном зале | +180С | +180С | +180С | +180С | ||||
НОД в физкультурном зале (два). Форма спортивная. НОД на воздухе. Одежда облегченная. | ||||||||
Прогулка | Одежда и обувь соответствует метеорологическим условиям в холодное время года | |||||||
-5 0С | -5 0С | -10 0С | -10 0С | |||||
Хождение босиком | Ежедневно в теплое время года при температуре воздуха от +200С и выше В холодное время года в помещении на физкультурном занятии при соблюдении нормативных температур, но не менее +180С | |||||||
Дневной сон | Обеспечивается состояние теплового комфорта, соответствие одежды; Температура воздуха в помещении не менее +180С | |||||||
После дневного сна | В помещении группы температура на 1-2 0С ниже нормы | |||||||
Гигиенические процедуры | Умывание, мытье рук до локтя водой комнатной температуры | Умывание, обтирание шеи, мытье рук до локтя водой комнатной температуры | ||||||
3.Специальные закаливающие воздействия | Закаливание проводится на фоне теплового комфорта для организма ребенка, что достигается рациональным сочетанием метеорологических факторов среды, теплозащитных свойств одежды детей и уровня их двигательной активности. Учитываются индивидуальные особенности состояния ребенка и его эмоциональный настрой. | |||||||
Водный душ | Ежедневно перед обедом в летне-оздоровительный период | |||||||
Игры с водой | Во время прогулки в летне-оздоровительный период | Во время прогулки в летне-оздоровительный период | ||||||
Дыхательная гимнастика в игровой форме | 3 раза в день: на зарядке, на прогулке, после сна | 3 раза в день: на зарядке, на прогулке, после сна |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Интеграция и реализация физкультурно-оздоровительной и музыкально- оздоровительной работы в дошкольных организациях ФГОС»
Федеральный государственный образовательный стандарт к структуре основной образовательной программы дошкольного образования определяют как одну из важнейших задач: охрану и укрепление здоровья воспита...
Система физкультурно-оздоровительной (здоровьесберегающей) работы
В современном обществе, где увеличиваются факторы негативного воздействия на физическое и психическое здоровье людей, большое внимание необходимо уделять сохранению здоровья детей. Поэтому использован...
Система физкультурно-оздоровительной (здоровьесберегающей) работы
В современном обществе, где увеличиваются факторы негативного воздействия на физическое и психическое здоровье людей, большое внимание необходимо уделять сохранению здоровья детей. Поэтому использован...
СООБЩЕНИЕ "Физкультурные минутки как одна из форм физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками" из опыта работы Бралиевой Яны Тулегеновны
Физкультурные минутки проводятся на занятиях как необходимый кратковременный отдых, который снимает застойные явления, вызываемые продолжительным сидением за партой. Перерыв в работе необходим д...
Опыт работы на тему "Повышение эффективности физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ через использование здоровьесберегающих технологий с применением нетрадиционного физкультурного оборудования"
Опыт работы на тему"Повышение эффективности физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ через использование здоровьесберегающих технологий с применением нетрадиционного физкультурного оборудования...
Использование массажных ковриков и дорожек в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста.сажных ковриков и дорожек в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста.
Ходьба по массажным дорожкам – это прекрасное средство тренировки мышц стопы. Ребенок ставит ножку по-разному, при этом по-разному работают различные мышцы, а нервные окончания по...
Физкультурно-оздоровительная технология Работа над артикуляционным аппаратом.
Применение упражнении «Веселый язычок »на развитие мышц языка, губ,челюсти (формируется верхний подъём языка), укрепления круговой мышцы рта и активизаций верхней губы, в ...