Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ
статья на тему

Яковлева Валентина Александровна

В современных условиях все ускоряющегося темпа жизни и возрастания напряженности социальных отношений здоровье становится одним из основных условий успешности любого человека. Здоровье и развитие тесно взаимосвязаны, именно поэтому возрастает роль детского сада во всестороннем развитии детей. Физкультурно-оздоровительную работу коллектив начал с попытки определить понятие «здоровьесберегающие образовательные технологии». Если образовательные технологии отвечают на вопрос "как учить?", то логическим оказывается ответ: так, чтобы не наносить вред здоровью субъектов образовательного процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fizkulturno-ozdorovitelnaya_rabota_v_dou.docx23.55 КБ

Предварительный просмотр:

Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ

(материалы из опыта работы)

В современных условиях все ускоряющегося темпа жизни и возрастания напряженности социальных отношений здоровье становится одним из основных условий успешности любого человека. Здоровье и развитие тесно взаимосвязаны, именно поэтому возрастает роль детского сада во всестороннем развитии детей. Физкультурно-оздоровительную работу коллектив начал с попытки определить понятие «здоровьесберегающие образовательные технологии». Если образовательные технологии отвечают на вопрос "как учить?", то логическим оказывается ответ: так, чтобы не наносить вред здоровью субъектов образовательного процесса.

        Постановку задачи здоровье сбережения в образовательном процессе коллектив ДОУ рассматривал в двух вариантах – задачи-минимум и задачи-оптимум.

Задача-минимум отвечает фундаментальному принципу медицины и педагогики: "Nonocere" ("не навреди") и заключается в обеспечении таких условий обучения, воспитания и развития, которые не оказывают негативного воздействия на здоровье субъектов образовательного процесса.

Задача-оптимум: обеспечить выпускнику ДОУ высокий уровень реального здоровья, сформировать культуру здоровья, тогда учеба в школе будет успешной и доставлять ребенку радость.

Главные тезисы физического развития дошкольника:

  • Формирование представлений о здоровом образе жизни.
  • Внедрение здоровьесберегающих технологий.
  • Совершенствование двигательных навыков дошкольников.
  • Воспитание потребности в физическом самосовершенствовании.
  • Воспитание потребности в движении на основе «мышечной радости».
  • Формирование  представления о своем теле.
  • Формирование умения адекватно реагировать на изменения окружающей среды, оберегать здоровье, избегать опасности.
  • Использование разнообразных средств повышения двигательной активности детей на занятиях по физической культуре и самостоятельной деятельности.

Комплекс мероприятий по физкультурно-оздоровительной работе  

№п/п

Содержание

Группа

Периодичность

Ответствен.

Время

1

Оптимизация режима

1.1

Организация жизни детей в адаптационный период и создание комфортного режима

1-4

Ежедневно

Ст.воспитатель, воспитатели

В течение года

1.2

Определение  оптимальной нагрузки на ребенка с учетом возрастных и индивидуальных особенностей

(Карты индивидуальных нагрузок по возрастам)

1-4

Однократно

Ст.медсестра,

воспитатели

В начале

года

2

Организация двигательного режима

2.1

Физкультурные занятия

1-4

2 раза в неделю

Воспитатели

В течение года

2.2

Гимнастика пробуждения

1-4

Ежедневно

Воспитатели

В течение года

2.3

Спортпрогулки с включением подвижных игровых упражнений

1-4

3 раза в неделю

Воспитатели

В течение года

2.4

Музыкально-ритмические занятия

(по плану муз.руководителя)

1-4

2 раза в неделю

Муз.работник,

воспитатели

В течение года

2.5

Спортивный досуг

1-4

1 раз в квартал

Воспитатели

В течение года

2.6

Оздоровительный бег

3-4

Ежедневно во время прогулок

Воспитатели,

ст. медсестра

С апреля по ноябрь

2.7

Пальчиковая гимнастика

1-4

3-4 раза в день

Воспитатели,

логопед

В течение года

2.8

Физкультминутки

1-4

Ежедневно во время

статичных занятий

Воспитатели

В течение года

3

Профилактика заболеваемости

3.1

Дыхательная гимнастика в игровой форме

1-4

3 раза в день: на зарядке, на прогулке, после сна

Воспитатели

В течение года

3.2

Прием витаминов «Ревит»

          1-4

По 1 таб. в день в течение 10 дней (10 дней перерыв)

Ст. медсестра

 Октябрь-

апрель

3.3

Чесночно-луковые  закуски

1-4

Ежедневно в обед

Ст.медсестра,

воспитатели

Октябрь-апрель

4

Закаливание с учетом  состояния здоровья  ребенка

4.1

Воздушные ванны (облегченная одежда в группе, одежда соответствует сезону и погоде на прогулке)

1-4

Ежедневно

Воспитатели

В течение года

4.2

Прогулки на воздухе

1-4

Ежедневно

Воспитатели,

ст.медсестра,

ст.воспитатель

В течение года

4.3

Хождение босиком по «дорожке здоровья», игры с водой

1-4

Ежедневно

Воспитатели

Июнь-август

4.4

Умывание прохладной водой

1-4

Ежедневно

Воспитатели

В течение года

4.5

Водный душ

1-4

Ежедневно перед обедом

Воспитатели

Июнь-август

                        

Система закаливающих мероприятий в ДОУ

Содержание

Возрастные группы

2-ямладшая

средняя

старшая

подготовительная

1.Элементы повседневного закаливания

Воздушно –температурный режим:

В холодное время года допускаются колебания температуры воздуха в присутствии детей

От +210 до +190С

От +200 до +180С

От +200 до +180С

От +200 до +180С

Обеспечивается рациональное сочетание температуры воздуха и одежды детей

Одностороннее проветривание

  (в присутствии детей)

В холодное время года –кратковременно – 5-10мин

Допускается снижение температуры до 1-20С

Сквозное проветривание

  (в отсутствии детей)

В холодное время года –кратковременно – 5-10мин

Критерием прекращения проветривания помещения является температура, сниженная на 2-30С

Утром перед приходом детей

К моменту прихода детей температура воздуха восстанавливается донормальной.

Перед возвращением детей с дневной прогулки

В теплое время года проводится в течение всего периода отсутствия детей в помещении

+210С

+200С

+200С

+200С

Во время дневного сна

+19 0С

+19 0С

+19 0С

+19 0С

2. Воздушные ванны

Прием детей на воздухе

Не ниже 0оС

Не ниже 0оС

Не ниже 0оС

Не ниже 0оС

Утренняя гимнастика

В холодное время года проводится ежедневно в группе, одежда облегченная   -    +18 0С

В теплое время года  -   на участке детского сада

НОД в физкультурном зале

+180С

+180С

+180С

+180С                

НОД в физкультурном зале (два). Форма спортивная.

НОД  на воздухе.  Одежда облегченная.

Прогулка

Одежда и обувь соответствует метеорологическим условиям в холодное время года

-5 0С

-5 0С

-10 0С

-10 0С

Хождение босиком

Ежедневно в теплое время года при температуре воздуха от +200С  и выше

В холодное время года в помещении на физкультурном занятии при соблюдении нормативных температур, но не менее  +180С

Дневной сон

Обеспечивается состояние теплового комфорта, соответствие одежды;

Температура воздуха  в помещении не менее +180С

После дневного сна

В помещении группы температура на 1-2 0С  ниже нормы

Гигиенические процедуры

Умывание, мытье рук до локтя водой комнатной температуры

Умывание, обтирание шеи, мытье рук до локтя водой комнатной температуры

3.Специальные закаливающие

воздействия

Закаливание проводится на фоне теплового комфорта для организма ребенка, что достигается рациональным сочетанием метеорологических факторов среды, теплозащитных свойств одежды детей и уровня их двигательной активности. Учитываются индивидуальные особенности состояния ребенка и его эмоциональный настрой.

Водный душ

Ежедневно перед обедом в летне-оздоровительный период

Игры с водой

Во время прогулки в летне-оздоровительный период

Во время прогулки в летне-оздоровительный период

Дыхательная гимнастика в игровой форме

3 раза в день: на зарядке, на прогулке, после сна

3 раза в день: на зарядке, на прогулке, после сна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Интеграция и реализация физкультурно-оздоровительной и музыкально- оздоровительной работы в дошкольных организациях ФГОС»

Федеральный государственный образовательный стандарт к структуре основной образовательной программы дошкольного образования определяют как одну из важнейших задач: охрану и укрепление здоровья воспита...

Система физкультурно-оздоровительной (здоровьесберегающей) работы

В современном обществе, где увеличиваются факторы негативного воздействия на физическое и психическое здоровье людей, большое внимание необходимо уделять сохранению здоровья детей. Поэтому использован...

Система физкультурно-оздоровительной (здоровьесберегающей) работы

В современном обществе, где увеличиваются факторы негативного воздействия на физическое и психическое здоровье людей, большое внимание необходимо уделять сохранению здоровья детей. Поэтому использован...

СООБЩЕНИЕ "Физкультурные минутки как одна из форм физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками" из опыта работы Бралиевой Яны Тулегеновны

Физкультурные минутки  проводятся на занятиях как необходимый кратковременный отдых, который снимает застойные явления, вызываемые продолжительным сидением за партой. Перерыв в работе необходим д...

Опыт работы на тему "Повышение эффективности физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ через использование здоровьесберегающих технологий с применением нетрадиционного физкультурного оборудования"

Опыт работы на тему"Повышение эффективности физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ через использование здоровьесберегающих технологий с применением нетрадиционного физкультурного оборудования...

Использование массажных ковриков и дорожек в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста.сажных ковриков и дорожек в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста.

Ходьба по массажным дорожкам – это прекрасное средство тренировки мышц стопы. Ребенок ставит ножку по-разному, при этом по-разному работают различные мышцы, а нервные окончания по...

Физкультурно-оздоровительная технология Работа над артикуляционным аппаратом.

Применение упражнении «Веселый язычок »на развитие мышц языка, губ,челюсти  (формируется  верхний подъём языка), укрепления круговой мышцы рта и активизаций верхней губы, в ...