«Технология подготовки и проведения дебатов»
консультация по теме

Одной из организационных форм методической работы, обеспечивающей развитие творческой активности и личностных качеств педагогов, повышение их квалификации и профессионализма, являются дебаты. Целесообразно применять данную форму при проведении педагогических советов и семинаров.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1._debaty.docx23.66 КБ
Office presentation icon 1._debaty.ppt789.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №22 «Аленький цветочек»

г.Волжск, РМЭ

Выступление

на МО старших воспитателей

«Технология подготовки и проведения дебатов»

Подготовила и провела:

старший воспитатель

МДОУ №22

Германова Ю.А.

Волжск

2013

Одной из организационных форм методической работы, обеспечивающей развитие творческой активности и личностных качеств педагогов, повышение их квалификации и профессионализма, являются дебаты. Целесообразно применять данную форму при проведении педагогических советов и семинаров.

Дебаты – технология (форма), предложенная известным американским социологом Карлом Поппером. Первоначально она создавалась как программа для учащихся, позволяющая обучить умению рассуждать, критически мыслить, продуктивно организовывать процесс дискуссии. Ряд исследователей (Е.О. Галицких, С.А. Пуйман, В.В. Чечет и др.) предлагают использовать дебаты при подготовке педагогов к профессиональной деятельности.

По мнению Е.О. Галицких, дебаты – форма обучения общению, способ организации воспитательной работы школьников, имеющий целью тренировать навыки самостоятельной работы с литературой и источниками, отрабатывать умения ведения дискуссии и отстаивания собственной точки зрения с учетом того, что и противоположная позиция тоже имеет право на существование. С.А. Пуйман, В.В. Чечет определяют дебаты как прения, обмен мнениями на каком-либо собрании, заседании.

С нашей точки зрения, дебаты – организационная форма проведения методической работы в ДОУ, в рамках которой осуществляется формализованный обмен информацией, отражающей полярные точки зрения по одной и той же проблеме, с целью углубления или получения новых знаний, развития аналитико-синтетических и коммуникативных умений, культуры ведения коллективного диалога. Особую привлекательность дебатам придает возможность рассматривать одно и то же явление или факт, с противоположных позиций, анализировать бесспорные, на первый взгляд, истины и усомниться в их правильности, на основе чего самостоятельно, осознанно вырабатывать жизненную позицию. Это качество позволяет использовать дебаты как в процессе организации методической и экспериментальной работы непосредственно в ДОУ, так и в учреждениях повышения квалификации работников образования.

Формализованность обмена информацией, заложенная в самих дебатах, позволяет:

  • вовлечь в диалог всех педагогов;
  • концентрировать внимание участников и зрителей на содержании проблемы;
  • избежать стихийности и спонтанности хода обсуждения, отступления от обсуждения главной проблемы, ради второстепенной;
  • исключить излишнюю эмоциональность, порой неизбежную при применении активных форм работы с педагогами.

В основе дебатов, лежит спорный тезис-утверждение, который является темой игры и определяет позиции двух соревнующихся команд. Например, в качестве такого тезиса для дебатов могут выступать утверждения "Участие в разных формах методической работы обязательно для педагогов", "Педагогам необходимо проходить аттестацию", "Группы кратковременного пребывания детей должны быть в каждом детском саду". Важно, чтобы простым добавлением частицы "не", тема могла быть превращена в свой антипод, например, "Участие в разных формах методической работы не обязательно для педагогов", "Педагогам не нужно проходить аттестацию", "Группы кратковременного пребывания детей не должны быть в каждом детском саду". Мы считаем, что в качестве темы дебатов может выдвигаться не только спорный тезис-утверждение, но и вариативное высказывание, объединяющее две точки зрения, например, "Собственная образовательная программа ДОУ: за и против", «Вариативная программа по экологическому образованию детей: "Юный эколог" С.Н. Николаевой или "Наш дом – природа" Н.А. Рыжовой» и др.

Тема дебатов должна соответствовать нескольким условиям:

  • четкость и конкретность формулировки;
  • однозначность понимания;
  • перспективность для обсуждения;
  • значимость для педагогов.

Кроме того, следует обратить внимание на недопустимость очень широкой формулировки темы из-за невозможности ее раскрытия и обсуждения в коротких временных рамках

 Организация дебатов включает в себя три этапа: подготовку, проведение и обсуждение.

Сложность дебатов как организационной формы методической работы заключается не столько в их проведении, сколько в огромной предварительной работе. Именно поэтому, а также в связи с большими психологическими и эмоциональными нагрузками, как в процессе подготовки, так и при проведении дебатов нецелесообразно чрезмерно увлекаться данной формой работы.

Правила организации дебатов

  1. В дебатах участвуют все (часть педагогов принимает на себя роли спикеров, председателя, секретаря и экспертов и действует в соответствии с ними, остальные – "зрители" – подбирают аргументы "за" и "против", формулируют вопросы);
  2. В процессе выступлений все соблюдают регламент, в противном случае председатель имеет право прервать выступающего;
  3. Каждый участник команды имеет право выступить только один раз;
  4. В случае затруднений при ответах на вопросы каждый спикер, кроме подводящего итоги, имеет право взять один таймаут длительностью до 2 мин;
  5. Спикер имеет право не отвечать на вопрос без объяснения причин;
  6. К концу игры каждый определяет свою позицию и аргументирует ее;
  7. Эксперты оценивают аргументы, но не участников.

Подготовка дебатов включает в себя следующие шаги:

  • знакомство участников с сущностью, особенностями, правилами организации и проведения дебатов;
  • определение исходного тезиса дебатов;
  • подбор, изучение и анализ основной литературы;
  • распределение ролей;
  • разработка кейса понятий, аргументов, контраргументов;
  • разработка экспертами критериев оценки;
  • индивидуальный инструктаж о процедуре дебатов.

В первую очередь заведующий или старший воспитатель знакомит педагогов с сущностью и особенностями проведения дебатов, а также с правилами их организации.

Следующим шагом предварительной работы является определение исходного тезиса дебатов. Руководитель ДОУ может предложить несколько тем для проведения дебатов, однако лучше, если тезис сформулируют сами педагоги. Для работы над формулировкой тезиса можно создать несколько групп, которые выберут тему методом "мозгового штурма". После определения нескольких тезисов все вместе выбирают (голосованием или по рейтингу) один по­нравившийся тезис для предстоящих дебатов.

После определения темы дебатов перед педагогами ставится задача подобрать, изучить и проанализировать основную литературу по теме.

В процессе изучения и анализа информации педагоги определяют свою позицию, делают выписки, обосновывающие обе точки зрения.

Следующий важный этап – распределение ролей. Непосредственно в игре участвуют председатель, секретарь и две команды – "Утверждения" ("У") и "Отрицания" ("О") – по четыре человека, которых традиционно называют спикерами. Это основные участники игры. Кроме того, необходимо выбрать трех экспертов, которые в последующем будут оценивать деятельность спикеров в процессе самих дебатов. Остальные педагоги играют роль зрителей.

После определения ролей спикеры команд ведут разработку кейса на основе ранее проделанной работы, а также подбора, изучения и анализа дополнительной литературы и фактических материалов.

Кейс – это система понятий, аспектов, аргументов, поддержек и контраргументов, которые используются командой для доказательства правильности и наилучшей обоснованности своей позиции.

Тема формулируется в виде тезиса-утверждения или антитезиса-отрицания. Исходя из темы, подбираются понятия, которые будут использоваться в процессе выступлений, даются их определения и устанавливается логическая взаимосвязь между ними.

Аспект – категория, ограничивающая рассмотрение проблемы рамками определенной науки, теории, отдельной стороны проблемы. Как правило, аспекты формулируются 1–2 прилагательными. Например, "педагогический", "методический", "социальный", "психологический", "экономический", "кадровый" и другие аспекты. Кейс должен включать в себя несколько различных аспектов (от 3 до 6).

   Аспекты характеризуются посредством аргументов, которые формулируются 1–3 предложениями и должны быть подтверждены поддержками. В каждом аспекте может быть несколько аргументов (от 1 до 3).

Поддержки – цитаты, факты, статистические данные, объективно подтверждающие конкретный аргумент заявленного аспекта. Поддержка должна быть объективной, т. е. содержать высказывания специалистов в той сфере, области, которая рассматривается в данный момент, иметь ссылку на конкретный источник (монографию, статью, исследование), отражать известные и реальные факты. Следует обратить внимание педагогов на целесообразность подготовки схем, графиков, диаграмм, подбор афоризмов, цитат, пословиц, которые иллюстрируют доказательность тезиса или антитезиса.

В кейс входят также контраргументы, которые выдвигаются исходя из предполагаемых аргументов противоположной команды. Они, так же как и аргументы, формулируются несколькими предложениями и обосновываются поддержками.

В качестве завершающего элемента кейса выступает заключение, которое формулируется на основании всех предыдущих элементов.

К разработке кейса спикеры могут привлекать и тех педагогов, которые не определились с позицией.

Параллельно с подготовкой спикерами кейса эксперты разрабатывают критерии оценки их действий, взяв за основу следующие показатели: содержательность выступлений и ответов на вопросы, структурированность, формулировка вопросов, культура общения.

Последним шагом подготовительной работы является индивидуальный инструктаж о процедуре дебатов, который проводится отдельно с председателем, секретарем, спикерами каждой команды и экспертами.

Качество проделанной на подготовительном этапе работы проявляется в процессе проведения дебатов.

Дебаты организует и проводит председатель. Он не имеет права участвовать в самой дискуссии, поскольку является незаинтересованным лицом. Председателю помогает секретарь, который информирует ораторов о времени, отведенном на выступление, а также ведет документацию дебатов.

Перед дебатами участники занимают места в следующем порядке:

  • в начале аудитории по центру – председатель и секретарь;
  • справа от председателя – 4 человека команды "Утверждения" – "У" (защитники тезиса);
  • слева от председателя – 4 человека команды "Отрицания" – "О" (противники тезиса);
  • напротив председателя – эксперты;
  • в конце аудитории посередине – педагоги, не имеющие определенной точки зрения, – "зрители"

Оратор (спикер, зритель или секретарь) должен начинать свое выступление обращением к ведущему дискуссию "Уважаемый председатель...". Участники дебатов обращаются один к другому, употребляя форму "Уважаемый (Уважаемая)…" или любую другую подобную форму.

В дебатах выступают поочередно защитники и противники тезиса Вначале участники команд представляют (презентуют) друг друга, называя лучшие черты личности каждого.

Начинает выступление первый спикер команды "Утверждения", который формулирует тезис, называет ключевые понятия и аспекты. После него выступает главный оратор от оппозиции "Отрицания", который формулирует антитезис, а также понятия и аспекты. Дальше действия распределяются следующим образом:

  • вторые номера обеих сторон по очереди приводят аргументы и поддержки в пользу своего тезиса (антитезиса);
  • третьи номера формулируют контраргументы и поддержки;
  • четвертые номера подытоживают то, что было сказано обеими сторонами во время дебатов. Последним выступает четвертый номер команды, который защищает антитезис.

Спикер должен придерживаться времени, выделенного на выступление: для первых номеров – 5 мин, вторых–четвертых – 3–4 мин, участники дебатов – по 2 мин. Время, которое остается до конца выступления, показывает секретарь. Председатель имеет право прервать выступление в случае нарушения процедуры. В приложении 2 более подробно отражены действия всех участников дебатов.

Зрители по ходу выступлений спикеров письменно фиксируют заявленные понятия, аспекты, аргументы обеих сторон. При этом они могут воспользоваться своими записями, сделанными в процессе подготовки к дебатам. Участники на протяжении всего времени дебатов имеют право задавать вопросы и давать информацию. Для этого необходимо встать с места, поднять вверх руку и сказать: "Вопрос" или "Информация". Выступающий имеет право удовлетворить или отклонить желание участника словами "Пожалуйста" или "Нет, спасибо". Желательно, чтобы вопросы и информация со стороны участников не превышали 2–3 предложений. Выступающий и председательствующий могут в любой момент остановить человека, который задает вопрос или сообщает информацию. Если выступающий не дал согласия на вопрос или информацию с места, то желающий выступить должен молча сесть.

Раунд вопросов проводится после выступления первых, вторых и третьих спикеров. Каждый спикер работает с вопросами индивидуально, т. е. не имеет возможности обратиться за помощью к другим участникам команды. Умение отвечать на вопросы быстро, четко, по существу – еще одно умение, которое формируется в игре. Отвечая на вопросы зрителей, спикер должен помнить, что это тоже оценивается экспертами в общем протоколе игры. Ответ на вопрос должен быть точным, конкретным, достаточно обоснованным.

Спикер имеет право обратиться к задавшему вопрос с просьбой повторить его, если вопрос прозвучал невнятно или слишком витиевато, или взять тайм-аут, если не знает точного ответа на вопрос. Каждая команда имеет право получить не более 6 мин для консультаций друг с другом. Один тайм-аут не может превышать 2 мин.

После дебатов проводится голосование, в котором все высказываются в пользу выбранной позиции. При голосовании должен оцениваться не тезис, а аргументы, представленные сторонами.

Лица, которые не имели определенной позиции, присоединяются к защитникам или противникам тезиса, занимая соответствующие места рядом с ними и высказывая свои аргументы в пользу выбранной позиции.

После выступлений экспертов проводится заключительный этап дебатов – их обсуждение, на котором подводятся итоги, анализируется, насколько успешно осуществили свою деятельность председатель, секретарь, эксперты и зрители. Кроме того, спикеры могут поделиться впечатлениями относительно того, как они сами справились с порученной им ролью.

Литература:

Журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» №5 2008г.

Л.Н. Вахрушева, С.В.Савинова

«Технология подготовки и проведения дебатов»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Технология подготовки и проведения дебатов Подготовила старший воспитатель МДОУ №22 Германова Ю.А.

Слайд 2

определение Дебаты - прения, обсуждение вопроса (словарь русского языка С.И.Ожегова) Дебаты – технологи (форма), предложенная известным американским социологом Карлом Поппером. Первоначально она создавалась как программа для учащихся, позволяющая обучить умению рассуждать, критически мыслить, продуктивно организовывать процесс дискуссии

Слайд 3

определение Дебаты – организационная форма проведения методической работы в ДОУ, в рамках которой осуществляется формализованный обмен информацией, отражающей полярные точки зрения по одной и той же проблеме, с целью углубления или получения новых знаний, развития аналитико-синтетических и коммуникативных умений, культуры ведения коллективного диалога.

Слайд 4

Формализованность обмена информацией, заложенная в самих дебатах, позволяет: Вовлечь в диалог всех педагогов; Концентрировать внимание участников и зрителей на содержании проблемы; Избежать стихийности и спонтанности хода обсуждения главной проблемы ради второстепенной; Исключить излишнюю эмоциональность, порой неизбежную при применении активных форм работы с педагогами.

Слайд 5

Темы дебатов «Участие в разных формах методической работы (не) обязательно для всех педагогов». «Педагогам (не) нужно проходить аттестацию. «Группы кратковременного пребывания детей (не) должны быть в каждом детском саду»

Слайд 6

«За» и «Против» «Собственная программа ДОУ». «Вариативная программа по экологическому образованию детей: «Юный эколог». «Инклюзивное воспитание».

Слайд 7

Тема дебатов должна соответствовать условиям: Четкость и конкретность формулировки; Однозначность понимания; Перспективность для обсуждения; Значимость для педагогов

Слайд 8

Подготовка дебатов Знакомство участников с сущностью, особенностями, правилами организации и проведения дебатов; Определение исходного тезиса дебатов; Подбор, изучение и анализ основной литературы; Распределение ролей; Разработка кейса понятий, аргументов, контраргументов.

Слайд 9

Правила проведения дебатов В дебатах участвуют все; В процессе выступлений все соблюдают регламент; Каждый участник команды имеет право выступить один раз; В случае затруднений при ответах на вопросы, каждый спикер, кроме подводящего итоги, имеет право взять один тайм-аут длительностью до 2 мин.; Спикер имеет право не отвечать на вопрос без объяснения причин; К концу игры каждый определяет свою позицию и аргументируют ее; Эксперты оценивают аргументы, но не участников.

Слайд 10

Определение исходного тезиса дебатов Предлагает руководитель. Метод «мозгового штурма»

Слайд 11

Подбор, изучение и анализ основной литературы Подбор осуществляет непосредственно заведующий и старший воспитатель; Педагоги самостоятельно подбирают необходимые источники информации; Список формируется совместно руководителем и педагогами.

Слайд 12

Распределение ролей Председатель; Секретарь; Команда «Утверждения» («У»); Команда «Отрицания» («О»); Эксперты; Зрители.

Слайд 13

Кейс Система аспектов, понятий, аргументов, поддержек и контраргументов, которые используются командой для доказательства правильности и наилучшей обоснованности своей позиции.

Слайд 14

Кейс тема понятия аспекты заключение Аргументы + поддержка Контраргументы + поддержка

Слайд 15

Размещение участников дебатов Председатель Секретарь У4 У3 У2 У1 Спикеры У О1 О2 О3 О4 Спикеры О Эксперты Зрители

Слайд 16

Взаимодействие участников дебатов У1 У3 У2 У4 О1 О2 О4 О3

Слайд 17

Взаимодействие участников дебатов У1 У2 Информация, вопросы У4 О1 О2 О4 Информация, вопросы У3 О3

Слайд 18

Заключительный этап Обсуждение; Анализ; Обмен впечатлениями

Слайд 19

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая технология развития певческих умений детей старшего дошкольного возраста в процессе подготовки и проведения конкурса "Звонкий голосок"

Педагогическая технология развития певческих умений детей старшего дошкольного возраста  в процессе подготовки и проведения конкурса "Звонкий голосок".  В работе описаны этапы педагогической...

Технология подготовки и проведения мастер-класса

Мастер-класс - одна из эффективных форм диссеминации собственного педагогического опыта, семинар для отработки практических навыков по различным методикам и  технологиям с целью повышения професс...

памятка для воспитателей "ТЕХНОЛОГИЯ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ МАСТЕР-КЛАССА"

Мастер-класс — активная форма творческой самореализа­ции педагога, когда педагог-мастер передает свой опыт слуша­телям путем прямого и коммен­тированного показа приемов работы. Педагог-мастер, как пра...

«Технология подготовки и проведения родительских собраний»

laquo;Технология подготовки и проведенияродительских собраний»...

Использование ИКТ технологий при подготовке и проведении конкурсных мероприятий с детьми

Муниципальный уровень, Расширение представлений дошкольников о безопасном поведении через интеграцию образовательных областей,22.10.2019 МБДОУ детский сад №62 комбинированного вида...