Модель социального взаимодействий с семьей воспитанников ДОУ
статья на тему

Современная модель социального партнерства ДОУ и семей воспитанников понимается как процесс межличностного общения, результатом которого является формирование у родителей осознанного отношения к собственным взглядам и установкам в воспитании ребенка.

.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ориентирует педагогов на тесное взаимодействие с семьями воспитанников как важнейшее условие реализации образовательной программы, в том числе непосредственное вовлечение родителей в образовательную деятельность на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи, а также психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сообщение на тему:

«Современная модель социального партнерства ДОУ и семей воспитанников в физической культуре и культуре здоровья».

Подготовил инструктор ФК

МБДОУ№ 23 г.Арзамас

Матвеева Ольга Игоревна

Современная модель социального партнерства ДОУ и семей воспитанников понимается как процесс межличностного общения, результатом которого является формирование у родителей осознанного отношения к собственным взглядам и установкам в воспитании ребенка.

.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ориентирует педагогов на тесное взаимодействие с семьями воспитанников как важнейшее условие реализации образовательной программы, в том числе непосредственное вовлечение родителей в образовательную деятельность на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи, а также психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. При этом предполагается, что взаимодействие детского сада и семьи осуществляется в рамках социального партнерства.

Социальное партнерство и вовлечение родителей в образовательную деятельность дошкольного учреждения — далеко не одно и то же. Важнейшими признаками социального партнерства являются общие интересы и равенство сторон, в детском саду — равенство родителей с администрацией и педагогическим коллективом.

Семья, как никогда раньше, остро нуждается в помощи педагогов. Но и педагоги не могут решить свои профессиональные задачи без поддержки семьи, так как именно семья в первую очередь формирует мировоззрение ребёнка, его жизненную позицию, правила, по которым он действует. Поэтому важно определиться в том, каким образом педагоги выстраивают свое взаимодействие с семьёй, делая родителей своими союзниками, партнёрами и единомышленниками. 
Социальное партнерство семьи и детского сада при формировании у детей основ физической культуры и культуры здоровья рассматривается как целенаправленное, организованное взаимо- 
действие родителей и педагогов, гармонически сочетающее в себе получение фундаментальных знаний из области физической культуры и здоровья, развитие мотивационно- потребностной сферы, овладение адекватными методами организации воспитательно-образовательного пространства "родители – дети – педагоги". 

Построение модели взаимодействия родителей и педагогов в образовательном процессе дошкольного учреждения предполагает решение следующих задач:

  1. активизировать воспитательные возможности родителей;
  2. привлечь  родителей к участию  в образовательном процессе дошкольного учреждения;
  3. -использовать опыт семейного воспитания для реализации образовательных программ;
  4. - способствовать личностному обогащению всех участников взаимодействия посредством деятельности,  ее преобразования и изменения.

Основу социального партнерства составляет модель взаимодействия детского сада и семьи, которая включает следующие компоненты

  • мотивационная готовность – осознанное отношение родителей, детей и педагогов к вопросам формирования основ физической культуры  и культуры здоровья;
  • физическая готовность – повышение уровня физической подготовленности родителей, детей и педагогов мотивирует к активной двигательной  деятельности;
  • педагогическая готовность – создание воспитательно-образовательного пространства "родители – дети – педагоги" на основе знаний закономерностей психофизического развития ребенка;
  • социальная готовность – создание атмосферы сотрудничества, взаимопонимания и доверия между родителями, детьми и педагогами.

Все эти компоненты взаимосвязаны и могут функционировать как единое целое.

Социальное партнерство детского сада и семьи может обеспечить эффективное формирование основ физической культуры и здоровья детей при наличии условий, способствующих включению родителей в единое воспитательно-образовательное пространство. К таким условиям относятся:

  • создание доброжелательной атмосферы в общении администрации, педагогов и родителей ДОУ (ориентирование на потребности семьи и запросы родителей по укреплению здоровья детей и формированию физической культуры);
  •  включение родителей в совместный процесс физического воспитания детей в условиях ДОУ в качестве активных его участников;
  •  повышение уровня знаний родителей в области здоровья и физической культуры благодаря транслирующей функции педагогов, специалистов и медицинских работников ДОУ (формирование целостного представления о единстве целей и задач физического воспитания ребенка в условиях детского сада и семьи;
  •  повышение уровня знаний о возрастных особенностях психофизического развития детей, способах и методах укрепления их здоровья и т. д.);
  •  предоставление родителям выбора форм взаимодействия с педагогами ДОУ по вопросам формирования основ физической культуры и здоровья (Клуб здоровья, консультации и беседы, совместные спортивные развлечения и праздники, дни открытых дверей, наглядно-информационные методы: сайт ДОУ, стенды, памятки, буклеты и др.);
  •  внедрение здоровьесберегающих технологий в родительскую среду (рекомендации специалистов, подбор соответствующей литературы, видеоматериалов, проведение деловых игр, тренингов; заочная школа для родителей и т. д.);
  •  приобретение родителями опыта, социальной активности, реализация совместных проектов, участие в круглых столах и семинарах, конференциях.

Несмотря на заинтересованность родителей в сохранении здоровья ребёнка, им не всегда удаётся грамотно решить многие вопросы и возникшие проблемы, тем более, что многие дети большую часть времени находятся в детском саду. Поэтому ДОУ должно оказать существенную помощь семье в сохранении и укреплении физического и психологического здоровья ребёнка.

Существуют разнообразные формы работы с родителями: коллективные, индивидуальные, наглядно-информационные. Желателен творческий неформальный подход педагогов к вопросу организации взаимодействия с родителями. Важно помнить, что родителям необходима не только теоретическая информация, но, что главное, практические навыки. Поэтому целесообразно организовывать различные практикумы для родителей, где они могут приобрести определённый педагогический опыт.

К нетрадиционным формам работы с родителями можно отнести следующие:

Коллективные:

Школа для родителей или Семейный клуб (с приглашением интересных и известных людей)

Форма проведения:

Круглый стол;

Родительские конференции;

Вечера вопросов и ответов;

Это коммуникативные игры;

Устные справочники.

Это могут быть индивидуальные консультации по вопросам здоровья, «Почтовый ящик» - специальный банк вопросов о проблемах физического развития, телефон доверия, беседы по вопросам здорового образа жизни, консультации по здоровьесбережению, поручения родителям и др.
Индивидуальной, нетрадиционной формой взаимодействия является приобщение родителей к жизни детского сада: дни открытых дверей, участие родителей в продуктивных видах деятельности в процессе НОД, совместно с детьми.
Использование видеозаписи – имеется в виду распространение видеоматериалов педагогической копилки воспитателей среди родителей. Воспитатели отдают видеоматериал и те в свободное и удобное для этого время в домашних условиях просматривают материал.
Привлечение родителей к участию в педагогических советах и семинарах ДОУ – родители имеют полное право участвовать в жизни детского сада, вносить свои предложения, планировать совместную работу.
Совместное оформление альбомов, игр, пособий.
Наглядно информационные
К наглядно – информационным формам работы относятся: сайт ДОУ, информационные проспекты для родителей; организация открытых просмотров НОД и других видов деятельности; выпуск газет, организация мини - библиотек по данной теме и др.
Эти формы организации взаимодействия педагогов и родителей решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами физического развития детей в условиях ДОУ. Они позволяют правильнее оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы воспитания культуры здоровья в семье, объективнее увидеть деятельность воспитателя в данном направлении.

Семья и детский сад – это два воспитательных феномена, каждый из которых дает ребенку свой социальный опыт, но только при непосредственном взаимодействии они создают оптимальные условия для физического развития и развития культуры здоровья ребенка. Такое взаимодействие редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд. Для достижения успехов в воспитании здорового образа жизни необходимо тесное сотрудничество семьи и ДОУ. Проведение совместных мероприятий помогает развивать искреннюю заинтересованность в них, поднимает авторитет семьи, сплачивает детей, родителей, педагогов. 
Таким образом, целенаправленная система социального партнерства детского сада и семьи позволит сформировать основы физической культуры и культуры 
здоровья, подготовить к школьной жизни не только детей, но и родителей, будет способствовать созданию условий для самореализации родительского потенциала.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Агавелян М.Г., Данилова Е.Ю., Чечулина О.Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями. – М., 2009.
2. Давыдова О.И., Богославец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический подход. – М., 2010.
3. Доронова Т. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. // Дошкольное воспитание.- 2004. - №1. 
4. Рылеева Е. Учимся сотрудничать с родителями // Дошкольное воспитание. - 2004. - №11.
5. Евдокимова Е.С., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А. «Детский сад и семья: Методика работы с родителями». Пособие для педагогов и родителей - М.: Мозаика - Синтез, 2012.
6. Лебедева С.С., Маневцева Л.М. «Проблемы управления инновационным дошкольным учреждением в условиях социального партнерства». - СПб.: "Детство - Пресс", 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

модель взаимодействия с семьями воспитанников

Формирование активной социально-педагогической позиции родителей через привлечение к активной деятельности....

Программа социального взаимодействия с семьями воспитанников группы 4-5 лет.

Цель: Вовлечение родителей воспитанников в единое образовательное пространство; оказание помощи современной семье в вопросах воспитания и обучения детей, установление доверительных...

Модель взаимодействия с семьями воспитанников

Модель взаимодействия с семьями воспитанников демонстрирует способы обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах разви...

Модель взаимодействия с семьями воспитанников

Данной моделью представлена система работы по взаимодействию с семьями воспитанников...

«Современные модели и формы взаимодействия с семьями воспитанников на основе партнерских отношений в ДОУ и семьи».

В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а педагоги призваны помочь, поддержать, направить, допо...

Программа социального взаимодействия с семьями воспитанников воспитателя старшей группы

Цель: формирование сотрудничества между семьей и педагогами дошкольного образования, создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности, не ущемляя, интересов друг друга и объед...