Модель социального взаимодействий с семьей воспитанников ДОУ
статья на тему
Современная модель социального партнерства ДОУ и семей воспитанников понимается как процесс межличностного общения, результатом которого является формирование у родителей осознанного отношения к собственным взглядам и установкам в воспитании ребенка.
.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ориентирует педагогов на тесное взаимодействие с семьями воспитанников как важнейшее условие реализации образовательной программы, в том числе непосредственное вовлечение родителей в образовательную деятельность на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи, а также психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotsialnoe_partnerstvo_vzaimodeystviya_dou_i_semi_obshchaya.docx | 20.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Сообщение на тему:
«Современная модель социального партнерства ДОУ и семей воспитанников в физической культуре и культуре здоровья».
Подготовил инструктор ФК
МБДОУ№ 23 г.Арзамас
Матвеева Ольга Игоревна
Современная модель социального партнерства ДОУ и семей воспитанников понимается как процесс межличностного общения, результатом которого является формирование у родителей осознанного отношения к собственным взглядам и установкам в воспитании ребенка.
.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ориентирует педагогов на тесное взаимодействие с семьями воспитанников как важнейшее условие реализации образовательной программы, в том числе непосредственное вовлечение родителей в образовательную деятельность на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи, а также психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. При этом предполагается, что взаимодействие детского сада и семьи осуществляется в рамках социального партнерства.
Социальное партнерство и вовлечение родителей в образовательную деятельность дошкольного учреждения — далеко не одно и то же. Важнейшими признаками социального партнерства являются общие интересы и равенство сторон, в детском саду — равенство родителей с администрацией и педагогическим коллективом.
Семья, как никогда раньше, остро нуждается в помощи педагогов. Но и педагоги не могут решить свои профессиональные задачи без поддержки семьи, так как именно семья в первую очередь формирует мировоззрение ребёнка, его жизненную позицию, правила, по которым он действует. Поэтому важно определиться в том, каким образом педагоги выстраивают свое взаимодействие с семьёй, делая родителей своими союзниками, партнёрами и единомышленниками.
Социальное партнерство семьи и детского сада при формировании у детей основ физической культуры и культуры здоровья рассматривается как целенаправленное, организованное взаимо-
действие родителей и педагогов, гармонически сочетающее в себе получение фундаментальных знаний из области физической культуры и здоровья, развитие мотивационно- потребностной сферы, овладение адекватными методами организации воспитательно-образовательного пространства "родители – дети – педагоги".
Построение модели взаимодействия родителей и педагогов в образовательном процессе дошкольного учреждения предполагает решение следующих задач:
- активизировать воспитательные возможности родителей;
- привлечь родителей к участию в образовательном процессе дошкольного учреждения;
- -использовать опыт семейного воспитания для реализации образовательных программ;
- - способствовать личностному обогащению всех участников взаимодействия посредством деятельности, ее преобразования и изменения.
Основу социального партнерства составляет модель взаимодействия детского сада и семьи, которая включает следующие компоненты:
- мотивационная готовность – осознанное отношение родителей, детей и педагогов к вопросам формирования основ физической культуры и культуры здоровья;
- физическая готовность – повышение уровня физической подготовленности родителей, детей и педагогов мотивирует к активной двигательной деятельности;
- педагогическая готовность – создание воспитательно-образовательного пространства "родители – дети – педагоги" на основе знаний закономерностей психофизического развития ребенка;
- социальная готовность – создание атмосферы сотрудничества, взаимопонимания и доверия между родителями, детьми и педагогами.
Все эти компоненты взаимосвязаны и могут функционировать как единое целое.
Социальное партнерство детского сада и семьи может обеспечить эффективное формирование основ физической культуры и здоровья детей при наличии условий, способствующих включению родителей в единое воспитательно-образовательное пространство. К таким условиям относятся:
- создание доброжелательной атмосферы в общении администрации, педагогов и родителей ДОУ (ориентирование на потребности семьи и запросы родителей по укреплению здоровья детей и формированию физической культуры);
- включение родителей в совместный процесс физического воспитания детей в условиях ДОУ в качестве активных его участников;
- повышение уровня знаний родителей в области здоровья и физической культуры благодаря транслирующей функции педагогов, специалистов и медицинских работников ДОУ (формирование целостного представления о единстве целей и задач физического воспитания ребенка в условиях детского сада и семьи;
- повышение уровня знаний о возрастных особенностях психофизического развития детей, способах и методах укрепления их здоровья и т. д.);
- предоставление родителям выбора форм взаимодействия с педагогами ДОУ по вопросам формирования основ физической культуры и здоровья (Клуб здоровья, консультации и беседы, совместные спортивные развлечения и праздники, дни открытых дверей, наглядно-информационные методы: сайт ДОУ, стенды, памятки, буклеты и др.);
- внедрение здоровьесберегающих технологий в родительскую среду (рекомендации специалистов, подбор соответствующей литературы, видеоматериалов, проведение деловых игр, тренингов; заочная школа для родителей и т. д.);
- приобретение родителями опыта, социальной активности, реализация совместных проектов, участие в круглых столах и семинарах, конференциях.
Несмотря на заинтересованность родителей в сохранении здоровья ребёнка, им не всегда удаётся грамотно решить многие вопросы и возникшие проблемы, тем более, что многие дети большую часть времени находятся в детском саду. Поэтому ДОУ должно оказать существенную помощь семье в сохранении и укреплении физического и психологического здоровья ребёнка.
Существуют разнообразные формы работы с родителями: коллективные, индивидуальные, наглядно-информационные. Желателен творческий неформальный подход педагогов к вопросу организации взаимодействия с родителями. Важно помнить, что родителям необходима не только теоретическая информация, но, что главное, практические навыки. Поэтому целесообразно организовывать различные практикумы для родителей, где они могут приобрести определённый педагогический опыт.
К нетрадиционным формам работы с родителями можно отнести следующие:
Коллективные:
Школа для родителей или Семейный клуб (с приглашением интересных и известных людей)
Форма проведения:
Круглый стол;
Родительские конференции;
Вечера вопросов и ответов;
Это коммуникативные игры;
Устные справочники.
Это могут быть индивидуальные консультации по вопросам здоровья, «Почтовый ящик» - специальный банк вопросов о проблемах физического развития, телефон доверия, беседы по вопросам здорового образа жизни, консультации по здоровьесбережению, поручения родителям и др.
Индивидуальной, нетрадиционной формой взаимодействия является приобщение родителей к жизни детского сада: дни открытых дверей, участие родителей в продуктивных видах деятельности в процессе НОД, совместно с детьми.
Использование видеозаписи – имеется в виду распространение видеоматериалов педагогической копилки воспитателей среди родителей. Воспитатели отдают видеоматериал и те в свободное и удобное для этого время в домашних условиях просматривают материал.
Привлечение родителей к участию в педагогических советах и семинарах ДОУ – родители имеют полное право участвовать в жизни детского сада, вносить свои предложения, планировать совместную работу.
Совместное оформление альбомов, игр, пособий.
Наглядно информационные
К наглядно – информационным формам работы относятся: сайт ДОУ, информационные проспекты для родителей; организация открытых просмотров НОД и других видов деятельности; выпуск газет, организация мини - библиотек по данной теме и др.
Эти формы организации взаимодействия педагогов и родителей решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами физического развития детей в условиях ДОУ. Они позволяют правильнее оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы воспитания культуры здоровья в семье, объективнее увидеть деятельность воспитателя в данном направлении.
Семья и детский сад – это два воспитательных феномена, каждый из которых дает ребенку свой социальный опыт, но только при непосредственном взаимодействии они создают оптимальные условия для физического развития и развития культуры здоровья ребенка. Такое взаимодействие редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд. Для достижения успехов в воспитании здорового образа жизни необходимо тесное сотрудничество семьи и ДОУ. Проведение совместных мероприятий помогает развивать искреннюю заинтересованность в них, поднимает авторитет семьи, сплачивает детей, родителей, педагогов.
Таким образом, целенаправленная система социального партнерства детского сада и семьи позволит сформировать основы физической культуры и культуры
здоровья, подготовить к школьной жизни не только детей, но и родителей, будет способствовать созданию условий для самореализации родительского потенциала.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Агавелян М.Г., Данилова Е.Ю., Чечулина О.Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями. – М., 2009.
2. Давыдова О.И., Богославец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический подход. – М., 2010.
3. Доронова Т. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. // Дошкольное воспитание.- 2004. - №1.
4. Рылеева Е. Учимся сотрудничать с родителями // Дошкольное воспитание. - 2004. - №11.
5. Евдокимова Е.С., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А. «Детский сад и семья: Методика работы с родителями». Пособие для педагогов и родителей - М.: Мозаика - Синтез, 2012.
6. Лебедева С.С., Маневцева Л.М. «Проблемы управления инновационным дошкольным учреждением в условиях социального партнерства». - СПб.: "Детство - Пресс", 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
модель взаимодействия с семьями воспитанников
Формирование активной социально-педагогической позиции родителей через привлечение к активной деятельности....
Программа социального взаимодействия с семьями воспитанников группы 4-5 лет.
Цель: Вовлечение родителей воспитанников в единое образовательное пространство; оказание помощи современной семье в вопросах воспитания и обучения детей, установление доверительных...
Модель взаимодействия с семьями воспитанников
Модель взаимодействия с семьями воспитанников демонстрирует способы обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах разви...
Модель взаимодействия с семьями воспитанников
Данной моделью представлена система работы по взаимодействию с семьями воспитанников...
«Современные модели и формы взаимодействия с семьями воспитанников на основе партнерских отношений в ДОУ и семьи».
В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а педагоги призваны помочь, поддержать, направить, допо...
Программа социального взаимодействия с семьями воспитанников воспитателя старшей группы
Цель: формирование сотрудничества между семьей и педагогами дошкольного образования, создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности, не ущемляя, интересов друг друга и объед...
«Современные модели и формы взаимодействия с семьями воспитанников на основе партнерских отношений в ДОУ и семьи».
сделать родителей активными участниками педагогического процесса...