Проблемно- исследовательская деятельность в ДОУ
опыты и эксперименты по теме
Материалы содержат опыт работы творческой группы по проведению проблемно- исследовательской деятельности по повышению ИКТ- компетенции педагогов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 114.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Исследовательская (экспериментальная) деятельность в ДОУ
«Повышение ИКТ –
компетентности педагогов ДОУ»
МБДОУ «Центр развития ребенка –
детский сад № 8 «Огонек»
Старший воспитатель
А.Г. Фунтова
Воспитатели О.А.Рубе, Т.А.Филатова
г.Вязники, 2013
Срок реализации:01.09.2012-31.05.2015.
Актуальность. За последние годы произошло коренное изменение роли и места персональных компьютеров и информационных технологий в жизни общества. Человек, умело и эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникающих проблем, организации своей деятельности.
Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить современную школу. Имеющийся в настоящее время отечественный и зарубежный опыт информатизации среды образования свидетельствует о том, что она позволяет повысить эффективность образовательного процесса. Однако действующая система дошкольного образования существенно отстает от процессов, происходящих в школе и обществе в целом, где наиболее важным значительным товаром становится информация, способы ее хранения и использования.
Компьютер, мультимедийные формы, как инструменты для обработки информации должны стать мощным техническим средством обучения, коммуникации, необходимыми для совместной деятельности педагогов, родителей и дошкольников.
Проблема: Решение проблем формирования профессиональной компетенции педагога в условиях модернизации и информатизации современного образования требует изменения содержания существующей подготовки педагогических кадров и создания благоприятных организационно-педагогических условий для внедрения современных компьютерных и информационных технологий в методическую деятельность и в воспитательно-образовательный процесс. Однако профессионально-личностные особенности педагогов могут затруднять формирование у них информационно-компьютерной компетентности. Педагоги испытывают затруднения в использовании компьютера при организации образовательной деятельности вследствие того, что имеют низкий уровень информационно-компьютерной компетентности
Цель проекта. Повышение компьютерной грамотности педагогов, освоение работы с программными образовательными комплексами, ресурсами глобальной компьютерной сети Интернет для того, чтобы в перспективе каждый из них мог использовать современные компьютерные технологии в методической деятельности, для подготовки и проведения занятий с детьми на качественно новом уровне.
Объект: ИКТ – компетентность педагогов ДОУ.
Предмет проекта: повышение ИКТ – компетентности педагогов ДОУ.
Гипотеза: Повышение компьютерной грамотности педагогов, освоение ими работы с программными образовательными комплексами, ресурсами глобальной компьютерной сети Интернет позволит каждому из них использовать современные компьютерные технологии в образовательной деятельности с детьми на качественно новом уровне.
Задачи проекта:
1.Формировать информационную культуру и ИКТ-компетентность педагогов ДОУ (умение создавать графические и текстовые документы (программы: Microsoft Office Word, Microsoft Office Excel), владение навыками поиска информации в Интернете, владение программой Power Point для создания мультимедийных презентаций);
2.Использовать информационные технологии во всех сферах образовательной деятельности (умение разрабатывать занятия с использованием информационных технологий, умение применять электронные дидактические и педагогические программные средства, владение способами и методами применения компьютерных технологий в работе с детьми и родителями);
3.Создать мини-сайты педагогов ДОУ;
4.Создать сайт ДОУ;
5. Совершенствовать техническое оснащение ДОУ.
Ресурсы проекта на начало эксперимента:
1. Нормативно-правовые:
- устав ДОУ
- лицензия на право ведения образовательной деятельности,
- закон «Об образовании в РФ»;
- Сан ПиН
- новые локальные акты, регламентирующие деятельность ДОУ (приказы, положения, правила).
2. Кадровые. ДОУ полностью укомплектовано педагогическими кадрами. Педагогический коллектив ДОУ:
По образованию | Высшее-1 Среднее педагогическое - 7 Без специального образования -4 |
По уровню квалификации | Высшая кв.категория -1 1 кв.категория -3 2 кв.категория-4 Не аттестованы-4 |
3. Материально-технические:
- подключение к сети Интернет (модем)
- 2 компьютера, ксерокс;
- ноутбук.
Этапы проекта.
1.Подготовительный (мотивационно-организационный).
2.Основной (внедренческий).
3.Заключительный (обобщающий).
1. Подготовительный.
Задачи | Мероприятия | Сроки | Ожидаемый результат | Ответственныые |
1.Изучить состояние проблемы в научно-методической литературе и передовой педагогический опыт других ДОУ. 2.Изучить уровень ИКТ- компетентности педагогов. | Создание творческой группы. Заседание творческой группы. | Сентябрь 2012г. | Положение о работе творческой группы. План работы творческой группы. | Старший воспитатель, Фунтова А.Г. |
Анкетирование педагогов с целью выявления уровня владения ИКТ, мотивации применения ИКТ в воспитательно-образовательном процессе. | октябрь | Результаты анкетирования. | Старший воспитатель А.Г.Фунтова | |
Круглый стол «Обзор литературы по теме «Использование информационно-компьютерных технологий для повышения качества образования в ДОУ». | Октябрь 2012г. | Отбор материала, анализ литературы. | Старший воспитатель, педагоги ДОУ. | |
Консультация «Информатизация образования – комплексный, многоплановый, ресурсоемкий процесс». | Ноябрь 2012г. | Теоретический материал. | Старший воспитатель. | |
Изучить и проанализировать состояние материальной базы ДОУ, собственных условий педагогов для освоения ИКТ- технологии | Анализ МТБ | Ноябрь 2012 | Выводы по анализу | Заведующий Щурова О.И. Воспитатель Тришина С.В. |
2.Основной.
Задачи | Мероприятия | Сроки | Ожидаемый результат | Ответственныые | |
1.Формировать информационную культуру и ИКТ-компетентность педагогов ДОУ: -умение создавать графические и текстовые документы (программы: Microsoft Office Word, Microsoft Office Excel); -владение навыками поиска информации в Интернете; -владение программой Power Point для создания мультимедийных презентаций. | Семинар-практикум «Microsoft Word». | Январь 2013г. | 1.Шрифт, размер. 2.Создание и редактирование текстового документа. 3.Набор и редактирование текстового документа. 4.Абзацные отступы и интервалы. 5.Создание и форматирование таблиц. 6.Вставка рисунка. 7.Нумерация страниц. 8.Печать готового документа. | Старший воспитатель, | |
Семинар-практикум «Microsoft Power Point – средство создания презентаций». | март 2013г. | 1.Знакомство с Power Point. 2.Создание слайда с диаграммой и таблицей. 3.Вставка в слайд рисунков и анимации при демонстрации. 4.Создание управляющих кнопок. 5.Сохранение и подготовка презентации к демонстрации. | Старший воспитатель, | ||
Семинар – практикум «Знакомьтесь,Microsoft Publisher» | Октябрь 2013 | Знакомство с программой «Microsoft Publisher» 1.Создание открытки. Сохранение открытки 2.Создание буклета. Формирование тематического буклета . Сохранение документа. Печать. | Старший воспитатель | ||
Семинар-практикум «Знакомьтесь – Интернет». | Ноябрь 2013 | 1.Поиск в сети Интернет. 2.Электронная почта. | Старший воспитатель. | ||
2.Создать мини-сайт педагога. | Семинар-практикум «Создание мини-сайта в сети Интернет». | Март-апрель 2014г. | Подбор материала для учетной записи (пароль, E-mail адрес, загрузка фотографии (аватара), создание слайд-шоу на главной странице мини-сайта). Подбор данных для мини-сайта. | Старший воспитатель, | |
3.Создать Сайт ДОУ. | Создание рабочей группы по созданию Сайта ДОУ. Издание приказа о создании сайта. Разработка и утверждение положения о Сайте ДОУ. | май 2014г. | Разработка и функционирование Сайта ДОУ. | Старший воспитатель, педагоги. | |
4.Разработать технологию мультимедийного сопровождения образовательного процесса. 5.Разработать мультимедийные презентации по методической работе. 3.Подготовить медиатеку наглядных, демонстрационных электронных материалов к занятиям. | Сентябрь 2014г. - октябрь 2014. | Создан банк компьютерных обучающих программ, дидактических и методических материалов по использованию информационных технологий в работе ДОУ. | Старший воспитатель, воспитатель С.В.Тришина |
3. Заключительный.
Задачи | Мероприятия | Сроки | Ожидаемый результат | Ответственныые | |
Сбор и обобщение материалов эксперимента | Мультимедийные презентации педагогических проектов. | 2012г.-2014г. | Публикации в сети Интернет (мини-сайты педагогов, сайт ДОУ). | Старший воспитатель, педагоги ДОУ. | |
Участие педагогов в профессиональных конкурсах. | В течение 2013-2014 г.г. | Педагоги ДОУ. | |||
Отчет о результатах исследования на методическом совете ДОУ | Сентябрь 2014 | Анализ методической работы по формированию ИКТ- компетенций педагогов | |||
Сбор и обобщение опыта методической работы по формированию ИКТ- компетенций педагогов | Сентябрь-ноябрь 2014 | ||||
РМО для старших воспитателей ДОО | Ноябрь 2014 | Подготовка материалов по теме для РМО. Представление опыта методической работы ДОО по формированию ИКТ- компетенций педагогов е опыта | |||
Фестиваль ИКТ- технологий в ДОУ | Май 2015г. | Повысилась ИКТ-компетентность педагогов на 80%. Современные компьютерные технологии используются в методической деятельности, для подготовки и проведения занятий с детьми на качественно новом уровне. | Старший воспитатель, педагоги ДОУ. |
Конечный продукт.
Разработанная система повышения информационной компетентности педагогических работников даст свои результаты, а именно - педагоги:
- научатся создавать графические и текстовые документы (самостоятельно оформлять групповую документацию, диагностику и т. д.);
- научатся применять электронные дидактические и педагогические программные средства;
- будут активно использовать информационные технологии в образовательном процессе;
- овладеют навыками поиска информации в Интернете; навыками обмена опытом, знакомства с периодикой, наработками и идеями других педагогов России;
- овладеют программой Power Point для создания мультимедийных презентаций;
- научатся разрабатывать занятия с использованием информационных технологий;
- овладеют способами и методами применения компьютерных технологий в работе с детьми и родителями;
- в ДОУ будет разработана технология мультимедийного сопровождения образовательного процесса, система организации консультативной методической поддержки в области повышения информационной компетентности педагогов;
- будет создана медиатека наглядных, демонстрационных электронных материалов к занятиям с использованием информационных технологий;
- будет создан банк компьютерных обучающих программ, дидактических и методических материалов по использованию информационных технологий в работе ДОУ, электронный банк данных, воспитанников, педагогов, родителей;
- педагоги будут иметь свой интернет-сайт (60-70%);
- будет создан сайт ДОУ.
18. Прогноз возможных негативных последствий:
Неукомплектованность ДОУ компьютерами, невозможность обеспечения условий для освоения ИКТ в домашних условиях.
19. Способы коррекции, компенсации негативных последствий:
- Используется система морального и материального стимулирования.
- Изыскиваются возможности финансирования идей эксперимента в полном объёме.
20. Тип эксперимента: практико-ориентированный.
21. Продукт эксперимента:
Разработанная система повышения информационной компетентности педагогических работников даст свои результаты,
а именно:
педагоги:
- научатся создавать графические и текстовые документы (самостоятельно оформлять групповую документацию, диагностику и т. д.);
- научатся применять электронные дидактические и педагогические программные средства;
- будут активно использовать информационные технологии в образовательном процессе;
- овладеют навыками поиска информации в Интернете; навыками обмена опытом, знакомства с периодикой, наработками и идеями других педагогов России;
- овладеют программой Power Point для создания мультимедийных презентаций;
- научатся разрабатывать занятия с использованием информационных технологий;
- овладеют способами и методами применения компьютерных технологий в работе с детьми и родителями;
- педагоги будут иметь свой интернет-сайт (60-70%);
- в ДОУ:
будет разработана технология мультимедийного сопровождения образовательного процесса, система организации консультативной методической поддержки в области повышения информационной компетентности педагогов;
- будет создана медиатека наглядных, демонстрационных электронных материалов к занятиям с использованием информационных технологий;
- будет создан банк компьютерных обучающих программ, дидактических и методических материалов по использованию информационных технологий в работе ДОУ, электронный банк данных, воспитанников, педагогов, родителей;
- будет создан сайт ДОУ.
22. Форма представления результатов эксперимента для массовой практики:
- Издание материалов экспериментальной деятельности ДОУ в периодических изданиях образовательного учреждения, на сайте ДОУ.
- Размещение информации об экспериментальной деятельности на сайте учреждения.
- Участие членов педагогического коллектива в РМО по теме эксперимента.
- Выпуск информационных бюллетеней для родителей
- Выпуск информационных бюллетеней для коллег с разъяснениями правил освоения ИКТ- технологий.
- Обобщение опыта методической работы по формированию ИКТ- компетенций педагогов на уровне ДОУ.
23. Практическая значимость:
- Выбор форм и содержания по формированию ИКТ- компетенций педагогов
- Разработка и апробация системы методической деятельности по формированию ИКТ- компетенций педагогов ДОУ
- Внедрение диагностического инструментария по оценке уровня ИКТ- компетенции педагогов.
- Повышение ИКТ -компетенции педагогов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблемное обучение старших дошкольников в ходе познавательно-исследовательской деятельности
Проблемное обучение активизирует мысль детей, придает ей критичность, приучает к самостоятельности в процессе познания. Организация проблемного обучения происходит по законам проведе...
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/29/picture-741901-1522343412.jpg)
Поиск и анализ проблемно – игровых технологий по активизации познавательно – исследовательской деятельности детей старшей группы
Научно-практический прогресс постоянно расширяет использование природных ресурсов, а также способствует вовлечению все больших территорий в хозяйственную деятельность человека. Результатом этого проце...
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/10/picture-891267-1486706977.jpg)
«Особенности создания проблемной ситуации в процессе детского экспериментирования и исследовательской деятельности»
При проведении занятий по экспериментированию очень важното, как преподносится учебный материал. Для того,чтобы лучше заинтересовать детей , мы создаем проблемные ситуациию...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/25/picture-1057028-1571975693.jpg)
Презентация "Проблемная ситуация в познавательно-исследовательской деятельности"
Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества, так как представлены учетом актуального развития дошкольников. Кроме...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/29/picture-858872-1480411519.jpg)
«Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в лаборатории «Наураша в стране Наурандии» на основе технологии проблемного обучения»
Мастер-класс для педагогов по реализации лаборатории "Наураша с стране Наурандия". Вместе с мальчиком Наурашей дети попадают в удивительный мир «Наурандию», где с помощью датчика...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/19/picture-1194161-1579429453.jpg)
Проблемно-игровые методы логико-математического развития. Метод: исследовательская деятельность и экспериментирование.
О проблемно-игровых методах логико-математического развития детей дошкольного возраста с использованием разнообразных средств. ...
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/15/picture-1289611-1605445154.jpg)
НОД на игровой основе по исследованию объектов живой и неживой природы для детей подготовительного возраста. Квест-игра «Приключение в зимнем лесу» с использованием здоровьесберегающих, проблемно-игровых и технологий исследовательской деятельности
Конспект занятия по экологии для детей подготовительного возраста.Квест-игра "Приключение в зимнем лесу"...