Семинар — практикум «Знаете ли вы законодательные акты, определяющие права ребёнка»
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Повышение правовой культуры педагогов ДОУ. Расширить знания педагогов о содержании документов, регулирующих права ребенка.
Повысить позитивное взаимодействие с детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_-_praktikum_1_zanyatie.doc | 118 КБ |
seminar-praktikum_1_zanyatie.ppt | 389.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар — практикум
«Знаете ли вы законодательные акты, определяющие права ребёнка» Составила: Бритова Е.В. ст. воспитатель МБДОУ «ДСКВ №45», Братск 2015
Цель: Повышение правовой культуры педагогов ДОУ.
Задачи:
1. Расширить знания педагогов о содержании документов, регулирующих права ребенка.
2. Повысить позитивное взаимодействие с детьми.
Предварительная работа:
- Изучение литературы по теме.
Изучение законодательных актов определяющих права ребенка:
- Декларация прав ребенка
- Конве́нция ООН о правах ребёнка,
- Федеральный закон от 29.12.2012г № 273 — ФЗ «Об образовании в РФ», Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (2 декабря 2013 г. N 328-ФЗ, Семейный кодекс РФ
- Создание мультимедийной презентации
I часть теоретическая
- Актуальность выдвинутой темы.
- История принятия Конвенции о правах ребенка.
- Ознакомление с нормативно - правовой документацией по защите прав детства.
II часть практическая
- Выполнение педагогами практических заданий.
Ход семинара:
I часть теоретическая
1. Эмоционально — психологический настрой участников семинара.
Ведущий:
Спокойно матери уйдут
В день, полный дел, хлопот, забот,
С надеждою в глаза взглянут,
С тобой, прощаясь у ворот.
Надежду ту не обмани,
С малышками не будь ты строгой,
И сердца нежного ростки
Рукою жесткою не трогай.
Доверчивы глаза детей,
И ангелы хранят их души,
Пусть безмятежный тот покой
Ничто вовеки не нарушит.
И пусть не катится слеза
Ни от обид, ни от печали,
И словно солнышко, всегда
Улыбка на лице сияет.
Чуткому детскому сердцу
Сердце свое открой,
И ощущение чуда
Будет всегда с тобой.
2. Сообщение темы семинара.
Ведущий: Тема нашего семинара — «Знаете ли вы законодательные акты, определяющие права ребёнка»
Я надеюсь, что выбранная тема будет интересна, и вы станете активными участниками обсуждения. О том, какие законодательные акты, определяют права ребенка, вы сможете вспомнить и узнать в ходе проведения семинара.
3. Актуальность выдвинутой темы.
Актуальность проблемы прав человека, а особенно ребенка не вызывает сомнений. Право на жизнь, на достоинство, неприкосновенность личности, свободу совести, мнений, убеждений — это необходимые условия гармоничного существования современного человека.
С наступлением XXI века во всем мире эта проблема стоит особенно остро и объединяется рядом причин: социально — экономическая ситуация современного мира отображается, прежде всего на детях. Трудно пройти мимо беспризорного, голодного ребенка. Помня о том, что дети — самое дорогое, что есть в любом обществе, вне зависимости от политического строя и религиозного вероисповедания, взрослые стоят перед решением важнейшей проблемы: как защитить права ребенка? Большую роль в этом процессе играет система образования, как один из важнейших институтов социализации.
4. Рассказ об истории принятия Конвенции о правах ребенка.
Одним из первых шагов Генеральной Ассамблеи ООН по защите прав детей было образование в 1946 году Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ). Через два года, в 1948 году Генеральной Ассамблеей была принята Всеобщая декларация прав человека. В её положениях и положениях Международных пактов 1966 года, касающихся прав человека, признается, что дети являются объектом особой защиты.
Но первым актом ООН, касающимся прав детей, стала принятая Генеральной Ассамблеей в 1959 году Декларация прав ребёнка, в которой были сформулированы десять принципов, определяющих действия всех, кто отвечает за осуществление всей полноты прав детей, и которая имела целью обеспечить им «счастливое детство». Декларация провозгласила, что «человечество обязано давать ребёнку лучшее, что оно имеет», гарантировать детям пользование всеми правами и свободами на их благо и благо общества.
К 20-летию принятия Декларации прав ребёнка, ООН провозгласила 1979 год Международным годом ребёнка. В ознаменование этого был выдвинут ряд правовых инициатив, в числе которых было предложение, сделанное в 1978 году Польшей, рассмотреть в Комиссии по правам человека ООН проект Конвенции о правах ребёнка. Автором первоначального проекта был польский профессор-международник А. Лопатка. Работа над текстом проекта Конвенции велась десять лет и завершилась в 1989 году, ровно через тридцать лет после принятия Декларации прав ребёнка.
Во время работы над Конвенцией и после её принятия Генеральной Ассамблеей были организованы совещания, в которых участвовали организации, органы и специализированные учреждения ООН с целью привлечь внимание и распространить информацию о Конвенции, имеющей глобальное значение для осуществления прав человека — прав детей. Конвенция принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 года, 26 января 1990 года началось подписание Конвенции. Конвенция вступила в силу 2 сентября 1990 года после ратификации (лат. ratificatio от ratus — решённый, утверждённый + facere — делать) — процесс придания юридической силы документу (например, договору) путём утверждения его соответствующим органом каждой из сторон. До ратификации такой документ, как правило, не имеет юридической силы и не обязателен для не ратифицировавшей стороны) её двадцатью государствами. На Венской конференции по правам человека в 1993 году было принято решение добиться того, чтобы к 1995 году Конвенция стала универсальной для всех государств.
В 1995 году в пункт 2 статьи 43 Конвенции была внесена поправка, вступившая в силу в 2002 году.
В 1996 году по инициативе Франции, день принятия Генеральной Ассамблеей ООН текста Конвенции, было решено ежегодно 20 ноября, отмечать, как День прав ребёнка.
В 2000 году приняты и в 2002 году вступили в силу два факультативных протокола к конвенции - об участии детей в вооружённых конфликтах (158 стран-участниц на ноябрь 2014 года) и о торговле детьми, детской проституции и детской порнографии (169 стран-участников на ноябрь 2014 года).
В декабре 2011 года Генеральная Ассамблея ООН (учреждённый в 1945 году в соответствии с Уставом ООН главный совещательный, директивный и представительный орган Организации Объединённых Наций. Ассамблея состоит из 193 членов Организации Объединённых Наций и служит форумом для многостороннего обсуждения всего спектра международных вопросов, отражённых в Уставе. Ассамблея собирается на очередную ежегодную сессию в период с сентября по декабрь и в последующий период по мере необходимости) приняла третий факультативный протокол, который был открыт для подписания в 2012 году и вступил в силу в 2014 году, при достижении числа в десять стран-участниц. Протокол предусматривает возможность рассмотрения Комитетом по правам ребёнка жалоб на нарушения Конвенции против стран-участниц протокола. На ноябрь 2014 года в третьем протоколе участвуют 14 стран.
5. Ознакомление с нормативно - правовой документацией по защите прав детства.
Существует целый ряд нормативно — правовых и организационных материалов по правам ребенка.
1. Декларация прав ребенка (приложение 1)
Первым актом ООН, касающимся прав детей, стала принятая Генеральной Ассамблеей в 1959 году Декларация прав ребёнка, которая устанавливает следующие принципы:
1. Ребёнку должны принадлежать все указанные в настоящей Декларации права. Эти права должны признаваться за всеми детьми без всяких исключений и без различия или дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства, касающегося самого ребёнка или его семьи.
2. Ребёнку законом и другими средствами должна быть обеспечена специальная защита и предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволяли бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным путём и в условиях свободы и достоинства. При издании с этой целью законов главным соображением должно быть наилучшее обеспечение интересов ребёнка.
3. Ребёнку должно принадлежать с его рождения право на имя и гражданство.
4. Ребёнок должен пользоваться благами социального обеспечения. Ему должно принадлежать право на здоровый рост и развитие; с этой целью специальные уход и охрана должны быть обеспечены как ему, так и его матери, включая дородовый и послеродовый уход. Ребёнку должно принадлежать право на надлежащее питание, жилище, развлечения и медицинское обслуживание.
5. Ребёнку, который является неполноценным в физическом, психическом или социальном отношении, должны обеспечиваться специальные режим, образование и заботы, необходимые ввиду его особого состояния.
6. Ребёнок для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании. Он должен, когда это, возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей и во всяком случае в атмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности; малолетний ребёнок не должен, кроме тех случаев, когда имеются исключительные обстоятельства, быть разлучаем со своей матерью. На обществе и на органах публичной власти должна лежать обязанность осуществлять особую заботу о детях, не имеющих семьи, и о детях, не имеющих достаточных средств к существованию. Желательно, чтобы многодетным семьям предоставлялись государственные или иные пособия на содержание детей.
7. Ребёнок имеет право на получение образования, которое должно быть бесплатным и обязательным, по крайней мере, на начальных стадиях. Ему должно даваться образование, которое способствовало бы его общему культурному развитию и благодаря которому он мог бы, на основе равенства возможностей, развить свои способности и личное суждение, а также сознание моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества. Наилучшее обеспечение интересов ребёнка должно быть руководящим принципом для тех, на ком лежит ответственность за его образование и обучение; эта ответственность лежит, прежде всего, на его родителях. Ребёнку должна быть обеспечена полная возможность игр и развлечений, которые были бы направлены на цели, преследуемые образованием; общество и органы публичной власти должны прилагать усилия к тому, чтобы способствовать осуществлению указанного права.
8. Ребёнок должен при всех обстоятельствах быть среди тех, кто первым получает защиту и помощь.
Ребёнок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации. Он не должен быть объектом торговли в какой бы то ни было форме.
9. Ребёнок не должен приниматься на работу до достижения надлежащего возрастного минимума; ему ни в коем случае не должны поручаться или разрешаться работа или занятие, которые были бы вредны для его здоровья или образования или препятствовали его физическому, умственному или нравственному развитию.
10. Ребёнок должен ограждаться от практики, которая может поощрять расовую, религиозную или какую-либо иную форму дискриминации. Он должен воспитываться в духе взаимопонимания, терпимости, дружбы между народами, мира и всеобщего братства, а также в полном сознании, что его энергия и способности должны посвящаться служению на пользу других людей.
2. Конве́нция (лат. conventio – договор, соглашение) — разновидность международного договора) ООН о правах ребёнка — международный правовой документ, определяющий права детей в государствах-участниках. Конвенция о правах ребёнка является первым и основным международно-правовым документом обязательного характера, посвящённым широкому спектру прав ребёнка. Документ состоит из 54 статей, детализирующих индивидуальные права лиц в возрасте от рождения до 18 лет (если согласно применимым законам совершеннолетие не наступает ранее) на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений. Участниками Конвенции о правах ребёнка являются Святой Престол и все страны-члены ООН, кроме США, Южного Судана и Сомали. (Приложение 2)
Основные положения
Первая часть
- Статьи 1-4 определяют понятие «ребенок», утверждают приоритетность интересов детей и обязательство государств-участников принимать меры для свободного от дискриминации осуществления прав, закреплённых в Конвенции.
- Статьи 5-11 определяют перечень прав на жизнь, имя, гражданство, право знать своих родителей, право на заботу родителей и на не разлучение, права и обязанности родителей по отношению к детям.
- Статьи 12-17 излагают права детей на выражение своих взглядов, своего мнения, на свободу мысли, совести и религии, ассоциаций и мирных собраний, доступ ребёнка к распространению информации.
- Статьи 18-27 определяют обязанности государства помогать родителям и законным опекунам, а также защищать детей от жестокого обращения со стороны лиц, заботящихся о них, права детей, лишённых семейного окружения или усыновляемых, неполноценных в умственном или физическом отношении, беженцев, права детей на здравоохранение, социальное обеспечение и уровень жизни, необходимый для их развития.
- Статьи 28-31 закрепляют права детей на образование, пользование родным языком и культурой, исповедование своей религии, отдых и досуг.
- Статьи 32-36 устанавливают ответственность государства в защите прав детей от эксплуатации, от незаконного употребления наркотиков, совращения, похищения и торговли детьми.
- Статьи 37-41 запрещают применять смертную казнь и пожизненное тюремное заключение без возможности освобождения за преступления, совершённые до возраста 18 лет, запрещают пытки и унизительные наказания детей, определяют права ребёнка при его обвинении в преступных деяниях или лишении свободы, а также права детей на защиту во время вооружённых конфликтов и войн. Государства обязуются принимать меры к реабилитации и социальной реинтеграции детей-жертв пренебрежения, эксплуатации или злоупотребления, и сохраняют за собой право защищать права ребёнка в более высокой степени, чем предусмотрено Конвенцией.
Вторая часть
- Статьи 42-45 рассказывают о Комитете по правам ребёнка, о его структуре, функциях, правах и обязанностях, а также обязывают государства информировать детей и взрослых о принципах и положениях Конвенции.
Третья часть
- Статьи 46-54 указывают решение процедурно-правовых проблем соблюдения государствами положений Конвенции. В отличие от многих конвенций ООН, Конвенция о правах ребёнка открыта для подписания всеми государствами, поэтому её участником смог стать и не являющийся членом ООН Святой Престол.
Новаторство Конвенции заключается прежде всего в том объёме прав, определённых для ребёнка.
Некоторые из прав впервые были зафиксированы именно в Конвенции.
О праве на образование
Конвенция в ст. 28 гарантирует детям бесплатное и обязательное начальное образование и требует от государств-членов ООН поощрение развития различных форм среднего образования, как общего, так и профессионального, обеспечение его доступности для всех детей и принятия необходимых мер, как введение бесплатного образования.
О воспитании детей
Неотъемлемую часть образования составляет воспитание. Так среди задач семейного воспитания Конвенция (ст.18) требует, чтобы «предпринимались все возможные усилия к тому, чтобы обеспечить признание принципа общей и одинаковой ответственности обоих родителей за воспитание и развитие ребёнка. Родители или в соответствующих случаях законные опекуны несут основную ответственность за воспитание и развитие ребёнка. Наилучшие интересы ребёнка являются предметом их основной заботы».
- Ст.20 определяет задачи общественного воспитания детей (ухода за
ними), лишившихся родителей. «Такой уход может включать, в частности, передачу на воспитание, усыновление или, в случае необходимости, помещение в соответствующие учреждения по уходу за детьми. При рассмотрении вариантов замены необходимо должным образом учитывать желательность преемственности воспитания ребёнка и его этническое происхождение, религиозную и культурную принадлежность и родной язык».
- Ст.21 Конвенции определяет права ребёнка при усыновлении в другой \
стране: «усыновление в другой стране может рассматриваться в качестве альтернативного способа ухода за ребёнком, если ребёнок не может быть передан на воспитание или помещен в семью, которая могла бы обеспечить его воспитание или усыновление, и если обеспечение какого-либо подходящего ухода в стране происхождения ребёнка является невозможным».
- Принципиальной в обеспечении прав детей на воспитание является ст.
29 этого документа. Практически в ней регламентируются для стран-участниц приоритеты цели общественного воспитания:
a) развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребёнка в их самом полном объёме;
b) воспитание уважения к правам человека и основным свободам, а также принципам, провозглашенным в Уставе Организации Объединённых Наций; c) воспитание уважения к родителям ребёнка, его культурной самобытности, языку и ценностям, к национальным ценностям страны, в которой ребёнок проживает, страны его происхождения и к цивилизациям, отличным от его собственной;
d) подготовку ребёнка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы между всеми народами, этническими, национальными и религиозными группами, а также лицами из числа коренного населения;
e) воспитание уважения к окружающей природе.
3. Федеральный закон от 29.12.2012г № 273 — ФЗ «Об образовании в РФ (приложение 3) Новый Закон об образовании - комплексный базовый акт, интегрирующий в себе как общие положения, так и нормы, регулирующие отношения в отдельных подсистемах образования. В том числе дошкольного.
Глава 3. Лица, осуществляющие образовательную деятельность
Глава 4. Обучающиеся и их родители (законные представители)
Глава 6. Основания возникновения, изменения и прекращения образовательных отношений
Глава 8. Профессиональное образование
Глава 9. Профессиональное обучение
Глава 10. Дополнительное образование
Глава 13. Экономическая деятельность и финансовое обеспечение в сфере образования
Глава 14. Международное сотрудничество в сфере образования
Глава 15. Заключительные положения
4. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (2 декабря 2013 г. N 328-ФЗ в статью 1 настоящего Федерального закона внесены изменения)
Данный закон устанавливает цели государственной политики в интересах детей. К ним отнесены: осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией РФ, недопущение их дискриминации, а также восстановление их прав в случаях нарушений; формирование правовых основ гарантий прав ребенка; содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности.
Определен круг полномочий органов государственной власти РФ на осуществление гарантий прав ребенка.
Установлены основные направления обеспечения прав ребенка, а также организационные основы гарантий прав ребенка. (Приложение 4)
5. "Семейный кодекс российской федерации" (СК РФ) От 29.12.1995 N 223-ФЗ (принят ГД ФС РФ 08.12.1995)
II часть практическая
Выполнение педагогами практических заданий.
Ведущий. Уважаемые коллеги! Уча других, учись и сам! Трудно опровергнуть данное высказывание. Каждый человек в современном мире, а тем более педагог, воспитатель, должен знать свои права, соблюдать и защищать их от посягательств. В противном случае чему мы можем научить других, не обладая знаниями сами?
Уважаемые коллеги! Перед вами на слайде перечислено ряд прав, на которые дети имеют право, ваша задача выделить права, которыми пользуются дети в соответствии с российским законодательством.
1. Право на образование.
2. Право на охрану здоровья, право на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья.
3. Право на отдых и досуг.
4. Право на создание семьи.
5. Право ребенка участвовать в играх и развлекательных мероприятиях соответственно возрасту, свободно участвовать в культурной и творческой жизни и заниматься искусством.
6. Право свободно выражать свое мнение, включая право свободно искать, получать и передавать информацию и идею любого рода.
7. Право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления.
8. Право на свободу мысли, совести, религии.
9. Право на свободу ассоциации и свободу мирных собраний.
10. Право на личную жизнь.
11. Право пользования, благами социального обеспечения, включая социальное страхование.
12. Право на защиту от всех форм физического или психического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальные злоупотребления.
ФИЗМИНУТКА
3. Игра «Счастливый случай»
Ведущий. Я предлагаю вашему вниманию небольшую игру, в ходе которой необходимо ответить на вопросы; к каждому из вопросов будет предложено 3 варианта ответа. Вы должны выбрать правильный и поднять карточку с нужной буквой (А, Б, В)
1. Сколько статей в Конвенции о правах ребенка?
А. 45;
Б. 37;
В. 54;
2. Какие права ребенка обязуются уважать и обеспечивать государства — участники Конвенции ООН о правах ребенка?
А. Весь комплекс гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав.
Б. Право на жизнь, на семейные связи, на образование.
В. Право на жизнь, свободно выражать свои мысли, на отдых и досуг.
3. Кто несет ответственность за обеспечение условий жизни, необходимых для развития ребенка?
А. Органы управления РФ.
Б. Органы местного самоуправления.
В.Родители и другие лица, воспитывающие ребенка.
4. Кто должен участвовать в принятии решений, затрагивающих настоящее и будущее ребенка?
А. Родители или другие лица, несущие ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту.
Б. Ребенок и родители или другие лица, заменяющие родителей.
В. Родители или другие лица, заменяющие родителей, и образовательное учреждение.
5. Имеет ли ребенок право на доходы, полученные им?
А. Нет, ребенок не должен работать.
Б. Да, если они получены не в результате правонарушения.
В. Нет, имуществом ребенка должны распоряжаться родителями.
6. Кто несёт ответственность за создание необходимых условий для обучения детей в образовательном учреждении?
А.Учредитель
Б.Органы управления образовательным учреждением.
В. Должностные лица образовательного учреждения.
7. Кто будет вызван в суд в качестве ответчика, если в образовательном учреждении нарушены права и свободы детей и дело дойдет до судебного разбирательства?
А. Заведующий как представитель образовательного учреждения.
Б. Заведующий как должностное лицо этого учреждения.
В. Работник образовательного учреждения, допустивший нарушение.
8. Каким образом должна соблюдаться в образовательном учреждении охрана здоровья воспитанников?
А.Педагогические работники образовательного учреждения обязаны регулярно проходить бесплатное медицинское обследование.
Б. Правильно организованный режим питания, занятий воспитанников.
В. Создание условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья воспитанников.
Ведущий: Конечно, у детей много прав и каждое право порождает обязанность.
- Ребенок обязан уважать своих родителей и воспитателей, так же как и они обязаны уважать своих детей.
- Ребенок обязан помогать своим нуждающимся в помощи родителям, бабушкам и дедушкам, братьям и сестрам и воспитателям.
- Беречь культурные ценности и среду обитания;
- Придерживаться норм достойного поведения и соблюдать правила, принятые в быту, на рабочем месте и в учебном заведении.
- Ребенок обязан уважительно относиться к соотечественникам.
- При использовании своих прав ребенок не имеет права нарушать законные права и интересы других детей и взрослых.
- Посильная и добровольная работа служит важным условием нормального развития ребенка. Ребенок обслуживает себя, участвует в совместной деятельности и работах своей семьи.
- Дети подлежат всеобщему обязательному обучению в соответствии с Законом «Об образовании в РФ».
- Каждый ребенок обязан беречь свое здоровье и не подрывать его.
- Ребенок обязан соблюдать общественный порядок
Итог:
Каждый ребенок должен знать не только свои права, но и обязанности, быть юридически грамотным гражданином. Родители, воспитатели, весь педагогический коллектив детского сада являются основными участниками правового воспитания детей.
Рефлексия содержания материала. (Анкета самоанализа)
- Я узнал (а) сегодня, что у каждого ребенка есть…….
_____________________________________________________________________
- Все права и обязанности ребенка прописаны в документах, которые называются…..
_____________________________________________________________________
- Мне было интересно на семинаре….
_____________________________________________________________________
- Я запомнил (а)….
_____________________________________________________________________
- Я никогда не знал (а), а сегодня узнал (а), что…
_____________________________________________________________________
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель: Повышение правовой культуры педагогов ДОУ. Задачи: 1. Расширить знания педагогов о содержании документов, регулирующих права ребенка. 2. Повысить позитивное взаимодействие с детьми.
Актуальность выдвинутой темы Право на жизнь, на достоинство, неприкосновенность личности, свободу совести, мнений, убеждений — это необходимые условия гармоничного существования современного человека.
История принятия Конвенции о правах ребенка. 1959 год, принята Декларация прав ребёнка . ООН провозгласила 1979 год Международным годом ребёнка. Конвенция принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 года 26 января 1990 года началось подписание Конвенции. Конвенция вступила в силу 2 сентября 1990 года после ратификации
Нормативно - правовая документация по защите прав детства Декларация прав ребенка Конве́нция ООН о правах ребёнка , Федеральный закон от 29.12.2012г № 273 — ФЗ «Об образовании в РФ », Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (2 декабря 2013 г. N 328-ФЗ Семейный кодекс РФ
Декларация прав ребенка Принципы: 1. Ребёнку должны принадлежать все указанные в настоящей Декларации права. Эти права должны признаваться за всеми детьми без всяких исключений и без различия или дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства, касающегося самого ребёнка или его семьи.
2. Ребёнку законом и другими средствами должна быть обеспечена специальная защита и предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволяли бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным путём и в условиях свободы и достоинства. При издании с этой целью законов главным соображением должно быть наилучшее обеспечение интересов ребёнка.
3. Ребёнку должно принадлежать с его рождения право на имя и гражданство. 4. Ребёнок должен пользоваться благами социального обеспечения. Ему должно принадлежать право на здоровый рост и развитие; с этой целью специальные уход и охрана должны быть обеспечены как ему, так и его матери, включая дородовый и послеродовый уход. Ребёнку должно принадлежать право на надлежащее питание, жилище, развлечения и медицинское обслуживание.
5. Ребёнку, который является неполноценным в физическом, психическом или социальном отношении, должны обеспечиваться специальные режим, образование и заботы, необходимые ввиду его особого состояния.
6. Ребёнок для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании. Он должен, когда это, возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей и во всяком случае в атмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности; малолетний ребёнок не должен, кроме тех случаев, когда имеются исключительные обстоятельства, быть разлучаем со своей матерью. На обществе и на органах публичной власти должна лежать обязанность осуществлять особую заботу о детях, не имеющих семьи, и о детях, не имеющих достаточных средств к существованию. Желательно, чтобы многодетным семьям предоставлялись государственные или иные пособия на содержание детей.
7. Ребёнок имеет право на получение образования, которое должно быть бесплатным и обязательным, по крайней мере, на начальных стадиях. Ему должно даваться образование, которое способствовало бы его общему культурному развитию и благодаря которому он мог бы, на основе равенства возможностей, развить свои способности и личное суждение, а также сознание моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества. Наилучшее обеспечение интересов ребёнка должно быть руководящим принципом для тех, на ком лежит ответственность за его образование и обучение; эта ответственность лежит, прежде всего, на его родителях. Ребёнку должна быть обеспечена полная возможность игр и развлечений, которые были бы направлены на цели, преследуемые образованием; общество и органы публичной власти должны прилагать усилия к тому, чтобы способствовать осуществлению указанного права.
8. Ребёнок должен при всех обстоятельствах быть среди тех, кто первым получает защиту и помощь. Ребёнок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации. Он не должен быть объектом торговли в какой бы то ни было форме.
9. Ребёнок не должен приниматься на работу до достижения надлежащего возрастного минимума; ему ни в коем случае не должны поручаться или разрешаться работа или занятие, которые были бы вредны для его здоровья или образования или препятствовали его физическому, умственному или нравственному развитию.
10. Ребёнок должен ограждаться от практики, которая может поощрять расовую, религиозную или какую-либо иную форму дискриминации. Он должен воспитываться в духе взаимопонимания, терпимости, дружбы между народами, мира и всеобщего братства, а также в полном сознании, что его энергия и способности должны посвящаться служению на пользу других людей.
Конве́нция ООН о правах ребёнка Первая часть Статьи 1-4 определяют понятие « ребенок », утверждают приоритетность интересов детей и обязательство государств-участников принимать меры для свободного от дискриминации осуществления прав, закреплённых в Конвенции.
Статьи 5-11 определяют перечень прав на жизнь, имя, гражданство, право знать своих родителей, право на заботу родителей и на не разлучение, права и обязанности родителей по отношению к детям. Статьи 12-17 излагают права детей на выражение своих взглядов, своего мнения, на свободу мысли, совести и религии, ассоциаций и мирных собраний, доступ ребёнка к распространению информации.
Статьи 18-27 определяют обязанности государства помогать родителям и законным опекунам, а также защищать детей от жестокого обращения со стороны лиц, заботящихся о них, права детей, лишённых семейного окружения или усыновляемых, неполноценных в умственном или физическом отношении, беженцев, права детей на здравоохранение, социальное обеспечение и уровень жизни, необходимый для их развития. Статьи 28-31 закрепляют права детей на образование, пользование родным языком и культурой, исповедование своей религии, отдых и досуг.
Статьи 32-36 устанавливают ответственность государства в защите прав детей от эксплуатации, от незаконного употребления наркотиков, совращения, похищения и торговли детьми.
Статьи 37-41 запрещают применять смертную казнь и пожизненное тюремное заключение без возможности освобождения за преступления, совершённые до возраста 18 лет, запрещают пытки и унизительные наказания детей, определяют права ребёнка при его обвинении в преступных деяниях или лишении свободы, а также права детей на защиту во время вооружённых конфликтов и войн. Государства обязуются принимать меры к реабилитации и социальной реинтеграции детей-жертв пренебрежения, эксплуатации или злоупотребления, и сохраняют за собой право защищать права ребёнка в более высокой степени, чем предусмотрено Конвенцией.
Вторая часть Статьи 42-45 рассказывают о Комитете по правам ребёнка, о его структуре, функциях, правах и обязанностях, а также обязывают государства информировать детей и взрослых о принципах и положениях Конвенции.
Третья часть Статьи 46-54 указывают решение процедурно-правовых проблем соблюдения государствами положений Конвенции. В отличие от многих конвенций ООН, Конвенция о правах ребёнка открыта для подписания всеми государствами, поэтому её участником смог стать и не являющийся членом ООН Святой Престол.
Права впервые зафиксированные именно в Конвенции. О праве на образование Конвенция в ст. 28 гарантирует детям бесплатное и обязательное начальное образование и требует от государств-членов ООН поощрение развития различных форм среднего образования , как общего, так и профессионального, обеспечение его доступности для всех детей и принятия необходимых мер, как введение бесплатного образования. О воспитании детей Неотъемлемую часть образования составляет воспитание . Так среди задач семейного воспитания Конвенция (ст.18) требует, чтобы «предпринимались все возможные усилия к тому, чтобы обеспечить признание принципа общей и одинаковой ответственности обоих родителей за воспитание и развитие ребёнка. Родители или в соответствующих случаях законные опекуны несут основную ответственность за воспитание и развитие ребёнка. Наилучшие интересы ребёнка являются предметом их основной заботы».
Ст.20 определяет задачи общественного воспитания детей (ухода за ними), лишившихся родителей. «Такой уход может включать, в частности, передачу на воспитание, усыновление или, в случае необходимости, помещение в соответствующие учреждения по уходу за детьми. При рассмотрении вариантов замены необходимо должным образом учитывать желательность преемственности воспитания ребёнка и его этническое происхождение, религиозную и культурную принадлежность и родной язык». Ст.21 Конвенции определяет права ребёнка при усыновлении в другой стране: «усыновление в другой стране может рассматриваться в качестве альтернативного способа ухода за ребёнком, если ребёнок не может быть передан на воспитание или помещен в семью, которая могла бы обеспечить его воспитание или усыновление, и если обеспечение какого-либо подходящего ухода в стране происхождения ребёнка является невозможным».
Принципиальной в обеспечении прав детей на воспитание является ст.29 этого документа. Практически в ней регламентируются для стран-участниц приоритеты цели общественного воспитания: a) развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребёнка в их самом полном объёме; b) воспитание уважения к правам человека и основным свободам, а также принципам, провозглашенным в Уставе Организации Объединённых Наций; c) воспитание уважения к родителям ребёнка, его культурной самобытности, языку и ценностям, к национальным ценностям страны, в которой ребёнок проживает, страны его происхождения и к цивилизациям, отличным от его собственной; d) подготовку ребёнка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы между всеми народами, этническими, национальными и религиозными группами, а также лицами из числа коренного населения; e) воспитание уважения к окружающей природе.
Федеральный закон от 29.12.2012г № 273 — ФЗ «Об образовании в РФ Новый Закон об образовании - комплексный базовый акт, интегрирующий в себе как общие положения, так и нормы, регулирующие отношения в отдельных подсистемах образования. В том числе дошкольного.
Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (2 декабря 2013 г. N 328-ФЗ в статью 1 настоящего Федерального закона внесены изменения) Данный закон устанавливает цели государственной политики в интересах детей. К ним отнесены: осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией РФ, недопущение их дискриминации, а также восстановление их прав в случаях нарушений; формирование правовых основ гарантий прав ребенка; содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности. Определен круг полномочий органов государственной власти РФ на осуществление гарантий прав ребенка. Установлены основные направления обеспечения прав ребенка, а также организационные основы гарантий прав ребенка
"Семейный кодекс российской федерации" (СК РФ) От 29.12.1995 N 223-ФЗ (принят ГД ФС РФ 08.12.1995)
II часть практическая
1. Право на образование. 2. Право на охрану здоровья, право на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья. 3. Право на отдых и досуг. 4. Право на создание семьи. 5. Право ребенка участвовать в играх и развлекательных мероприятиях соответственно возрасту, свободно участвовать в культурной и творческой жизни и заниматься искусством. 6. Право свободно выражать свое мнение, включая право свободно искать, получать и передавать информацию и идею любого рода. 7 . Право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления. 8. Право на свободу мысли, совести, религии. 9. Право на свободу ассоциации и свободу мирных собраний. 10. Право на личную жизнь. 11. Право пользования, благами социального обеспечения, включая социальное страхование. 12. Право на защиту от всех форм физического или психического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальные злоупотребления.
Игра «Счастливый случай» 1 . Сколько статей в Конвенции о правах ребенка? А. 45 Б. 37 В. 54
Какие права ребенка обязуются уважать и обеспечивать государства — участники Конвенции ООН о правах ребенка? А. Весь комплекс гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав. Б. Право на жизнь, на семейные связи, на образование. В. Право на жизнь, свободно выражать свои мысли, на отдых и досуг.
Кто несет ответственность за обеспечение условий жизни, необходимых для развития ребенка? А. Органы управления РФ. Б. Органы местного самоуправления. В.Родители и другие лица, воспитывающие ребенка.
Кто должен участвовать в принятии решений, затрагивающих настоящее и будущее ребенка? А. Ребенок и родители или другие лица, заменяющие родителей. Б. Родители или другие лица, несущие ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту. В. Родители или другие лица, заменяющие родителей, и образовательное учреждение.
Имеет ли ребенок право на доходы, полученные им? А. Нет, ребенок не должен работать. Б. Нет, имуществом ребенка должны распоряжаться родителями. В. Да, если они получены не в результате правонарушения.
Кто несёт ответственность за создание необходимых условий для обучения детей в образовательном учреждении? А.Учредитель Б.Органы управления образовательным учреждением. В. Должностные лица образовательного учреждения.
Каким образом должна соблюдаться в образовательном учреждении охрана здоровья воспитанников? А.Педагогические работники образовательного учреждения обязаны регулярно проходить бесплатное медицинское обследование. Б. Правильно организованный режим питания, занятий воспитанников. В. Создание условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья воспитанников.
Обязанности ребенка Ребенок обязан уважать своих родителей и воспитателей, так же как и они обязаны уважать своих детей. Ребенок обязан помогать своим нуждающимся в помощи родителям, бабушкам и дедушкам, братьям и сестрам и воспитателям. Беречь культурные ценности и среду обитания; Придерживаться норм достойного поведения и соблюдать правила, принятые в быту, на рабочем месте и в учебном заведении. Ребенок обязан уважительно относиться к соотечественникам. При использовании своих прав ребенок не имеет права нарушать законные права и интересы других детей и взрослых. Посильная и добровольная работа служит важным условием нормального развития ребенка. Ребенок обслуживает себя, участвует в совместной деятельности и работах своей семьи. Дети подлежат всеобщему обязательному обучению в соответствии с Законом «Об образовании в РФ». Каждый ребенок обязан беречь свое здоровье и не подрывать его. Ребенок обязан соблюдать общественный порядок
Воспитывать - не значит говорить детям хорошие слова, наставлять и назидать их, а прежде всего самому жить по-человечески. Кто хочет исполнить свой долг относительно детей, тот должен начать вопитание с самого себя. /А. Н. Острогорский, 1840-1917/
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум для родителей "Телевидение в жизни семьи и ребёнка"
В ходе этого семинара-практикума педагоги вместе с родителями разбираются с вопросом: Телевидение в жизни ребенка-хорошо или плохо?...
Семинар-практикум для родителей Тема: «Развитие и обогащение словаря ребёнка. Подготовка детей к школе. Психологическая готовность.»
В статье даны рекомендации по психологической подготовке ребенка к школьному обучению, а также практические советы и игры, которые могут применять родители в повседневной жизни при общении с реб...
Семинар-практикум для родителей на тему: " Способы и правила общения с детьми".
Очень эффективной формой повышения педагогической грамотности родителей являются семинары-практикумы. Такая форма взаимодействия с родителями да...
Семинар-практикум для родителей на тему:"Пути бесконфликтной дисциплине ребёнка"
Материал будет полезен воспитателям, педагогам-психологам и социальным педагогам детских садов как вариант формы взаимодействия с родителями воспитанников (детей 2-7 лет) по одной из важнейших тем вос...
Семинар-практикум с педагогами на тему: «Родительское собрание: «Права и обязанности родителей по воспитанию детей»
Представлены материалы проведения семинара для педагогов и родителей...
Основные законодательные акты, устанавливающие права и обязанности семьи
I.Характеристика семьи как социального института и неотъемлемого элемента социальной структуры общества. II.Основные направления государственной семейной политики. III.Семья в зеркале закон...