Семинар-практикум для педагогов Тема: "Развитие и обогащение словаря ребёнка"
учебно-методический материал по развитию речи (младшая группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Семинар-практикум для педагогов Тема: "Развитие и обогащение словаря ребёнка" | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение 2
Семинар-практикум для педагогов
Тема: "Развитие и обогащение словаря ребёнка"
Цель: Познакомить педагогов с различными способами закрепления речевых навыков у детей.
План:
- Сообщение темы.
- Информационная часть.
- Практическая часть.
- Обучение практическим умениям педагогов: Игра «Шаги»
- Обучение практическим умениям педагогов: Игра «Волшебный мешочек»
- Педагогический диктант: «Ассоциации»
- Педагогические ситуации в упражнениях: «Придумай рассказ»
- Заключение.
Ход занятия
Теоретическая часть семинара
Одной из ПРОБЛЕМ по развитию детей - бедность активного и пассивного словаря. Речь у наших детей настолько слабо развита, что значительно затрудняет общение с окружающими людьми.
Дети имеют ограниченный словарный запас даже на бытовом уровне и способны называть некоторые предметы из близкого окружения и некоторые действия. Они используют только простые предложения из 2-3 слов. Допускают грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций, испытывают трудности в использовании предлогов. У них отсутствует или грубо недоразвита связная речь (1-2 предложения вместо пересказа).
Например, при составлении рассказа по плану по теме «Одежда» (название, цвет, из каких частей состоит, для чего предназначена) дети расскажут о рубашке примерно так: «рубашка синяя, ее можно носить», вместо: «Это рубашка. Она синего цвета. У рубашки есть воротник, пуговицы, рукава и карманы. Рубашку носят мальчики, как торжественную одежду ». ЧАСТО ПРИ выполнении заданий совместно с ребенком встречаются ТАКИЕ Же однословные Ответы по пунктам плана, вместо связного небольшого рассказа.
Поэтому обогащение словаря ребёнка, развитие у него грамматически правильной фразовой и связной речи - это задача, которую педагоги и родители могут и должны решать совместными усилиями.
Не упускайте малейшего повода что-то обсудить с детьми. Именно обсудить. Одностороннее «говорение», без диалога - малополезно. Неважно, кто при этом молчит: ребёнок или взрослый. В первом случае у детей не развивается активная речь, во втором - пассивная (умение слушать, слышать, понимать речь; своевременно и правильно выполнять речевую инструкцию; вступать в партнёрские отношения; сопереживать услышанное).
Итак, вы посмотрели перед собой и увидели, например, ... яблоко.
Прекрасно, считайте, что у вас в руках готовый методический материал для развития речи ребёнка, причём любого возраста. Для начала устройте соревнование «Подбери словечко» (Яблоко какое - сладкое, сочное, круглое, большое, блестящее, спелое, душистое, жёлтое, тяжёлое, вымытое, и т.д.). Игра пройдёт интереснее, если вы пригласите всех детей. Так же, его можно срисовать и заштриховать цветным карандашом. . ЭТО полезно ДЛЯ Развития моторики пальчиков А КОГДА в руках несколько яблок, самое время их рассмотреть повнимательней и сравнить между собой - игра с союзом «А» - «Сравни два яблока» (первое яблоко жёлтое, А втрое - красное; одно сладкое, А другое с кислинкой; у первого коричневые семечки, А у второго - белые и т.д.)
Аналогичным образом любой предмет, ситуация, впечатление могут послужить материалом и поводом для развития детской речи. Рассмотрим ещё несколько ситуаций, подходящих для речевых занятий. На прогулке вы можете прививать ребёнку знания и закреплять у него речевые навыки по темам «Одежда», «Обувь», «Осень», «Зима», «Весна», «Лето», «Игрушки», «Село», «Транспорт» , «Птицы» и другие. Полезно проводить разнообразные наблюдения за погодой, сезонными изменениями в природе, растениями, птицами, животными, людьми, транспортом. Всё это обязательно нужно комментировать, обсуждать, оформлять в форме беседы. Новые, незнакомые детям слова следует объяснить, повторить несколько раз. Полезно вслушиваться в звуки улицы: шелест листьев, шум шагов, гудение машин, голоса птиц, звуки ветра, дождя, снега, града и т.д. Это развивает слуховое внимания. Ребёнку будут интересны игры:. «? О чём рассказала улица», «Помолчи и расскажи, что услышал», «Внимательные ушки», «? Кто позвал»
Рассматривание сезонной одежды людей поможет обогатить и активизировать словарь по темам «Одежда» и «Обувь ». Большой интерес вызывают у детей сюжетно-ролевые игры: «Автобус», «Найдём клад», «Магазин», «Строительство песочного городка», которые помогут лучше овладеть фразовой речью и навыками речевой коммуникации. Ваша задача помочь детям организовать такую игру, подсказать сюжет, показать игровые действия.
В Групповой комнате появляется возможность развивать словарь, грамматику, фразовую речь ребёнка по следующим темам «Семья», «Овощи», «Фрукты», «Посуда», «Продукты питания», «Бытовая техника» и др. Старайтесь, чтобы дети запоминали и повторяли их за вами. Называйте свойства (цвет, форму, размер, вкус), продуктов (горячий, остывший, сладкий, острый, свежий, чёрствый и т.д.). Задавайте ребёнку соответствующие вопросы? (При работе с родителями можете рекомендовать им такие упражнения «Попробуй, какой получился салат?», «Что мы ещё забыли положить в суп?», «Какую морковку выберем?» и др.).
Практически на любом наглядном материале окружающем нас могут быть проведены такие речевые игры как «Четвёртый лишний», «Чего не стало?», «Что поменялось местами?», «Что изменилось?», «Подбери пару», «Кому что подходит?» , «Назови ласково», «Преврати в огромное», «Угадай, о чём я говорю», «Скажи наоборот» и т.д.
Итак, мы развиваем словарь детей для того, чтобы ребенок мог активно использовать фразовую речь, распространенные предложения и пользоваться связной речью.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
Обучение практическим умениям: Игра "Шаги»
Цель: Обучение педагогов приемами Расширения словарного запаса детей.
С помощью этой нехитрой игры с элементами соревнования можно заниматься с детьми расширяя их словарный запаса слов, и развивать речь в целом.
Темы:
- "Все горячее" (плита, огонь, чайник, солнце, батарея, горячая вода, кастрюля, чай),
- "Все мокрое" (зонт, руки, ноги, плащ, волосы, бельё, пол, дорога, трава),
- «Все тяжелое» (гиря, кирпич, камень, сумка, ведро с водой, доска, колесо, медведь, кит),
- "Ласковые слова" (киска, рыбка, куколка, машинка, ягодка, ручка, зимушка, деревце, цветочек ...).
- "Вежливые слова" (пожалуйста, спасибо, благодарю, простите, извините, подскажите, будьте любезны, доброе утро, добрый день, добрый вечер, спокойной ночи) и т.д.
- «Слова утешения», «Слова радости», «все что едет», «всё красное» и т.д.
Обучение практическим умениям: Игра «Волшебный мешочек».
Цель: Практическое обучение педагогов приемами активизация словаря.
Ход
Достать из мешочка предмет, и описать его как можно подробнее. Например: лимон-это фрукт. Желтого цвета, овальной формы, сочный и кислый на вкус. Предметы в мешочке: виноград, апельсин, банан, арбуз, зайчик, лошадка, лягушка и т.д.
Карточки для самостоятельной работы: «Ассоциации»
Цель: Познакомить педагогов со способами активизация словаря.
Ход:
Педагогам предлагаются карточки с изображением какого-либо предмета. Игроки должны придумать как можно больше ассоциаций к изображенному на карточке предмету и записать их. Когда все игроки справятся с заданием, разбираем его в форме диалога.
∙ Машина (большая, зеленая, руль, стекло, дверцы, багажник, капот, фары, колеса, сидения, дворники, сигналит, едет, стоит, заводится, останавливается, глохнет, возит, работает, моют, протирают, ремонтируют, ставят ...) .
∙ Куртка (замок, карманы, капюшон, рукава, манжеты, коричневая, осенняя, теплая, мягкая, красивая, стирают, чистят, сушат, гладят, носят, одевают, снимают, вешают ...).
∙ Лук (овощ, полезный, зеленый, желтый, перьевой, репчатый, горький, полезный, растет на грядке, вытаскивают, сушат, чистят, режут, варят, жарят, едят ...).
∙ Сапоги (замок, нос, пятка, подошва, мех, кожа, коричневые, теплые, зимние, красивые, мягкие, чистят, сушат, моют, ходят, обувают, снимают, ставят ...)
∙ Кастрюля (большая, зеленая, железная, крышка, ручки, дно, стенки, варят, кипятят, греют, готовят, ставят, разогревают, моют, чистят, сушат ...).
Педагогические ситуации в упражнениях: «Придумай рассказ»
Цель: Знакомство со способами активизация словаря, распространения предложений с помощью вопросов, составление рассказа.
Ход
Игрокам предлагается сюжетная картинка «Художник рисует пейзаж», «Повар готовит обед». С помощью вопросов педагога игроки распространяют предложения и составляют рассказ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Я предлагаю вам принять во внимание продемонстрированные игры, активно их применять в работе с детьми. Принимать активное участие в любых играх с детьми. Устраивать экскурсии по интересам детей, что так же поможет расширению и обогащению словаря и кругозора детей.
Обсуждение с педагогами плана составления рассказа по теме «Одежда»
Объяснение материала для развития речи детей, игра «Подбери словечко»
Игра «Шаги» цель: обучение педагогов приемами расширения словарного запаса детей.
Самостоятельная работа по карточкам: «Ассоциация»
цель: познакомить педагогов со способом активизации словаря
Игра «Волшебный мешочек» цель: практическое обучение педагогов приемами активизации словаря.
Педагогическая ситуация «Придумай рассказ» цель: знакомство со способами активизации словаря, распространение предложений с помощью вопросов, составление рассказа.
Итоги: семинар-практикум «Развитие и обогащение словаря ребёнка», прошел на должном уровне, педагоги ознакомлены со способами закрепления речевых навыков у детей.
Предлагаю активно использовать продемонстрированные игры в работе с детьми и предлагаю педагогам рекомендовать родителям использовать игры в домашних условиях ТАКИЕ КАК: «Подбери словечко», «? О чём рассказала улица »,« Внимательные ушки »,« Попробуй какой получился салат », «Что мы ещё забыли положить в суп? »,« Какую морковку выберем? » и другие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЛАН Семинара-практикума для воспитателей по теме: «Развитие творческого воображения и фантазии»
Семинар расчитан на 4,5 часа. Включает в себя теоретическую и практическую часть. Практическая часть дает возможность познакомиться с приемами развития фантазии и воображения....
Семинар-практикум для родителей на тему: "Развитие и обогащение словаря ребёнка"
Семинар-практикум для родителей на тему: "Развитие и обогащение словаря ребёнка"...
Семинар-практикум для родителей "Как правильно развивать и обогащать словарь ребёнка".
Обогащение пассивного и активного словаря ребёнка и развитие у него грамматически правильной фразовой и связной речи – это задача, которую родители и педагоги могут и должны решать ежедневно. В ...
Семинар-практикум для воспитателей на тему: «Развитие художественного творчества в условиях внедрения парциальных программ И.А. Лыковой «Цветные ладошки» и «Художественный труд»»
Приоритетным направлением моей педагогической деятельности является развитие у детей дошкольного возраста творческих способностей. Главное в ребенке развивать и преумножать, на всем протяжении дошколь...
Семинар-практикум для родителей на тему:«Развитие фонематического восприятия у детей с нарушением интеллекта посредством применения компьютерных игр»
Цель: Повысить уровень компетентности родителей в вопросах развития фонематического восприятия у детей....
Семинар - практикум для воспитателей на тему: «Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста через игры и игровые упражнения»
Цель семинара – практикума: Формирование мотивации у воспитателей по овладению практическими знаниями и умениями по развитию фонематического восприятия через использование игр, игров...
Семинар-практикум для родителей по теме: "Развитие и обогащение словаря ребенка".
Цель: Познакомить родителей с различными способами закрепления речевых навыков у детей в домашних условиях....