Семинар-практикум для родителей "Телевидение в жизни семьи и ребёнка"
методическая разработка по теме
В ходе этого семинара-практикума педагоги вместе с родителями разбираются с вопросом: Телевидение в жизни ребенка-хорошо или плохо?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doc.docx | 22.04 КБ |
Предварительный просмотр:
«Телевидение в жизни семьи и ребенка». |
Цель: Формирование у родителей потребности в анализе воздействия телевидения на развитие личности ребенка.
Задачи:
- Обратить внимание родителей на достоинства и недостатки общения ребенка с телевизором;
- повышать педагогическую компетенцию родителей по вопросу грамотного подхода к просмотру телепередач детьми;
- проводить профилактику телевизионной зависимости детей и взрослых;
- показать влияние телевизионных просмотров на физическое и психическое состояние детей.
Форма проведения: семинар-практикум.
Подготовительный этап:
1.Оформление приглашения на родительское собрания, рисование на тему:
«Мой любимый мультфильм».
2.Анкетирование родителей «Телевидение в жизни семьи и ребенка», подготовка консультации «Что делать, если ребёнка не оторвать от телевизора»
План проведения:
1. Вступительная часть. Актуальность выбранной темы
2. Игра – дискуссия «Телевизионный ринг»
3. Факты и комментарии (результаты анкетирования)
4. Просмотр видеоролика.
5. Выступление медсестры «Требования к просмотру детьми телепередач».
6. Тест на обнаружение телевизионной зависимости.
7. Комментарий психолога «Влияние телевидения на детей».
8.Заключительная часть.
Ход мероприятия:
1.Вступительная часть.
Ведущий: Уважаемые родители! Сегодня мы собрались на семинар-практикум, чтобы обсудить тему «Телевидение в жизни семьи и ребенка». Отличительная черта времени, в котором мы живем, - стремительное проникновение телевидения и информационных технологий во все сферы жизни человека. На тему «Дети и телевизор» написано огромное количество статей, проведены исследования, высказаны мнения, но проблема как была, так и осталась. По мнению многих родителей, как только ребенок переступает порог дома, телевизор становится его полноправным хозяином. Дети смотрят телевизор, а родители смотрят на детей и начинают переживать по этому поводу. А есть ли на то причины? Давайте постараемся вместе разобраться в вопросах:
- Телевидение в жизни ребенка-это хорошо или плохо?
-Сколько и что должны смотреть дети?
-Должны ли взрослые контролировать просмотр телепередач детьми?
2. Игра –дискуссия «Телевизионный ринг»
Телевизор:
-Полностью захватывает сознание ребенка?
-Развивает творческие способности, воображение ребенка?
-Отрицательно влияет на физическое развитие ребенка?
- Провоцирует проявление детской агрессии, жестокости?
-Позволяет развивать кругозор ребенка?
-Повышает состояние тревожности, нервозности, страха?
- Воспитывает наблюдательность, внимательность, сосредоточенность?
-Позволяет получать новые знания?
-Ухудшает зрение ребенка?
-Развивает элементы наглядно-образного и логического мышления?
Вывод:
Просмотр телепередач дает возможность:
-расслабиться, забыть проблемы, уйти от страхов и переживаний;
-находить ответы на вопросы, на которые не отвечают взрослые из-за своей занятости;
-понять что такое хорошо и что такое плохо;
-узнавать о различных явлениях в разных областях знаний;
-развить воображение, фантазию, эмоциональную среду;
-занять свободное время.
В то же время длительный просмотр телевизионных передач отрицательно влияет на здоровье детей:
-ухудшается зрение, сон, аппетит, перегружается нервная система ребенка;
-опасными для еще не сформировавшейся детской психики являются сцены агрессии, жестокости, насилия;
-у детей возникает настоящая зависимость, страсть к телевидению.
3.Факты и комментарии.
Ведущий (имитирует включение телевизора). А сейчас пришло время узнать о проблеме телезависимости
ОКНО - очень короткие новости из области статистики:
- 2/3 наших детей в возрасте от 5до12 лет смотрят телевизор ежедневно.
-Время ежедневного просмотра телепередач ребенком составляет в среднем более двух часов.
-50% детей смотрят телепередачи безо всякого выбора и исключений.
-25% детей в возрасте от 5до 10 лет смотрят одни и те же передачи от 5 до 40 раз подряд.
-38% ребят в возрасте от 5 до12 лет, отвечая на вопрос о том, как они предпочитают проводить свободное время, на первое место поставили телевизор, исключив при этом занятия спортом, прогулки на свежем воздухе и общение с семьей.
Ведущий: Возможно, вы подумаете, что эта статистика не относится к нашим детям? Напрасно. Я хочу познакомить вас с результатами опроса детей нашего детского сада
А теперь несколько слов о результатах анкетирования родителей (педагог-психолог приводит данные анализа анкетирования родителей)
4. Просмотр видеоролика. Обсуждение родителей.
5. Выступление медсестры «Требование к просмотру детьми телепередач».
В последнее время общественность и ученые все больше отмечают усиление отрицательного влияния на детей средств массовой информации (в первую очередь Интернета и телевидения). Особенно мощное влияние на молодежь и детей осуществляет телевидение. Телевизор становится для детей основным источником информации. Телевизор рассказывает и показывает детям больше «сообщений », чем родители и довольно часто дети доверяют этим сообщениям не меньше, а иногда и больше чем родителям. Дети стараются подражать героям фильмов или мультфильмов. Уже было сказано о положительных и отрицательных качествах телевидения, к сожалению отрицательных качеств от просмотра телепередач больше: дети не умеют общаться со сверстниками и взрослыми, становятся вялыми и малоподвижными, нервными и капризными. Не стоит забывать, что просмотр телепередач для ребенка - большая зрительная нагрузка. Зрительная нагрузка связана с напряжением аккомодации глаза, и ее необходимо регламентировать следующим образом. В дни посещения ДОУ просмотр телепередач для детей следует ограничить до 15 минут, а в выходные до получаса. Более длительные просмотры перегружают нервную систему ребенка, мешают ему заснуть. Большое значение имеют также условия просмотра. Дети нередко любят располагаться близко к экрану. Оптимальное расстояние для зрения 2,0-5,6м от экрана. Детям следует сидеть не сбоку, а прямо перед экраном. Освещение при этом может быть как естественным, так и искусственным. Однако свет не должен попадать в глаза, а источники света не должны отражаться на экране телевизора. Желательно, постараться побольше привлекать ребенка к совместным занятиям: посильная помощь по дому, игры, прогулка, чтение художественной литературы и у ребенка будет меньше желание проводить свободное время у телевизора.
6. Тест на обнаружение телевизионной зависимости.
Представьте, что у Вас сломался телевизор и не работает уже три дня. Поставьте знак «+», если Вы согласны с утверждением.
1. У Вас появилась слабость, неуверенность, чувство потерянности и неприкаянности, а также отмечается снижение трудоспособности.
2. Вы испытываете чувство неудовлетворенности, и Вас начинает раздражать каждая мелочь, падает настроение, а при первой же возможности «доступа к телевизору» Вы успокаиваетесь и забываете обо всех тревогах.
3. Вы теряете самообладание: отвечаете с раздражением, гневом, злостью или высказываете свое недовольство по любому поводу.
4. У Вас появляется чувство, что Вам чего – то не хватает и при этом на Вас наваливается ощущение пустоты или Вы чувствуете себя не в своей тарелке.
5. У Вас возникают дискомфорт, неприятное состояние, неудовлетворенность чем-либо, или Вы испытываете апатию, безразличие, отстраненность, сожаление, грусть, печаль, тоску.
6.Вы испытываете чувство вины, унижения, обиды на кого-либо, страдание, боль.
И вот телевизор заработал! Поставьте знак «+», если согласны с утверждением.
У Вас запущена квартира, на кухне гора немытой посуды, и Вам стыдно кого-либо пригласить в гости.
У Ваших детей появились проблемы, а в отношениях с супругом или супругой появился холодок отчуждения.
Ваши былые увлечения, хобби забыты, и Вы не помните, когда в последний раз читали книгу, были в кинотеатре или на концерте.
Все проблемы и неудачи телегероев Вы воспринимаете как свои, а в разговорах со знакомыми и сослуживцами Вам не о чем поговорить, как только на тему увиденного по телевизору.
Вы каждый вечер проводите у телевизора не менее 4-5 часов.
Обработка результатов. Если Вы обнаружили у себя хотя бы три критерия, проконсультируйтесь у специалиста. Необходимо принять меры, чтобы эти признаки не переросли в серьезную зависимость.
Если Вы обнаружили у себя половину эту признаков - необходима помощь профессионала, без психологической помощи не обойтись.
Если Вы обнаружили у себя более пяти признаков, это уровень сформировавшийся зависимости, угроза здоровью, социальному положению, семейному благополучию, это при знак того, что помимо телевизионной зависимости у Вас сформировались депрессия или комплекс зависимостей.
7. Комментарий психолога «Влияние телевидения на детей».
Какие опасности таит в себе просмотр телевизионных передач?
1. ПЕРЕУТОМЛЕНИЕ. Телевизионная программа – калейдоскоп звуков и образов. Пытаясь уследить и разобраться в них, ребенок тратит много сил. Для сравнения просмотр полуторачасового фильма равнозначен полуторачасовому приему гостей: огромному количеству рассказов о делах, политике, выяснению отношений. При этом телевизионные передачи вызывают не просто усталость, а перевозбуждение.
2. ЗАВИСИМОСТЬ. Если вы частенько включаете телевизор для того, чтобы занять ребенка, отвлечь его, пока занимаетесь своими делами, он рискует привязаться к нему как к другу. Ведь телевизор может и утешить и отвлечь от неприятных мыслей. При этом он ни о чем не просит и не обижается – чем не настоящий друг?
Старайтесь не превращать телевизор в участника семейных ритуалов: обедов и ужинов, разговоров перед сном. Задумайтесь о роли телевидения в своей жизни. Если оно давно вытеснило друзей, интересные поездки и стало вашим хобби, наивно предполагать, что ребенок избежит той же участи. В этом случае, затевая борьбу с экраном, прежде всего, начните с самих себя.
3. ПАССИВНОСТЬ. Во взаимодействии человека и телевизора активную роль играет именно телевизор. В любом другом виде развлечений вам неизбежно приходится делать что-то самим. В шахматах - думать, при прочтении книги мозг совершает огромную работу по превращению букв в слова, слов в образы, а воображение трудится, оживляя людей, события, пейзажи. Для общения с гостями вам нужно уметь поддерживать беседу. К тому же, чем бы вы ни занимались, вас обязательно будет интересовать результат действий: кто выиграет, чем закончится книга, как сложится вечер. А в ситуации «общения» с телевизором вы всегда остаетесь ни причем, так как ни на что не можете повлиять. Ваша задача заключается лишь в выборе программы. Долгое сидение у телевизора наносит огромный вред нравственному и психическому здоровью детей. Самое, пожалуй, страшное - воспитанная телевизором привычка воспринимать информацию бездумно, как готовую жвачку. Мелькающие на экране картинки, бесконечный поток сведений не оставляет времени для осмысления. Телевизор давно стал частью нашей жизни, и даже при самом дозированном просмотре многие детишки становятся его заложниками. Современные дети все чаще идентифицируют себя с выдуманными персонажами и все реже - с реальными людьми. Их воображение в большей степени захвачено миром телевизионных историй. Встает вопрос о том, насколько успешно они смогут приспосабливаться к жизненным ситуациям, воспринимать роли матери и отца, их взаимоотношения с друзьями и межличностные связи вообще.
8.Заключительная часть.
Вывод: Телевидение способно стать эффективным средством развития ребенка. Но при этом очень важно, какие программы смотрят наши дети и сколько. Главное, чтобы мы – родители и наши дети – не попали в зависимость от телевизора, не заболели телеманией, а ценили, живое, эмоциональное человеческое общение и стремились к нему.
Решения:
Придерживаться к определенным правилам к выбору для просмотра телепередач для детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Телевидение в жизни семьи и ребёнка
Консультация для родителей...
Консультация для родителей "Телевидение в жизни семьи и ребенка".
Для обсуждения с родителями не существует второстепенных тем. Они хотят получить ответ на вопрос: «Как поступить в том или ином случае?»....
13.12.2021 Семинар – практикум для педагогов «Формирование здорового образа жизни в условиях детского сада и семьи»
Семинар – практикум для педагогов«Формирование здорового образа жизни в условиях детского сада и семьи»...
Семинар-практикум для педагогов "Формирование здорового образа жизни дошкольников в условиях детского сада и семьи"
В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, формируются необходимые привычки, приобретаются физические качества, без которых невозможен здоровый образ жизни....
Телевидение в жизни семьи и ребёнка
Телевидение способно стать эффективным средством развития ребёнка....
Семинар-практикум для педагогов "«Формы взаимодействия ОУ и семьи по формированию у детей здорового образа жизни»
Семинар-практикум для педагогов...
Консультация для родителей «Телевидение в жизни семьи и ребенка»
Вопрос, о том, стоит ли маленьким детям смотреть телевизионные передачи, является актуальным. Не секрет, что большинство родителей сажают ребенка перед телевизором чуть ли не с года,...