счастливое детство
проект на тему
Взаимодействие с родительской общественностью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Взаимодействие с родительской общественностью | 399.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
Краснозерский детский сад № 4
проект
взаимодействия с родительской общественностью в условиях дошкольного образовательного учреждения
р.п. Краснозерское
2014 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ:
1.Пояснительная записка.
2. Цель, направления деятельности, задачи.
3. Ожидаемый результат.
4. Структура программы.
5. Управленческий блок.
6. Просветительский блок.
7. Информационный блок.
8. Досуговый блок.
9. Механизмы оценки качества деятельности.
10. Результаты работы с родителями.
11. Литература.
Пояснительная записка.
Впервые в истории дошкольное детство стало особым самоценным уровнем образования, ставящей главной целью формирование успешной личности. Ключевая установка стандарта - поддержка разнообразия детства через создание условий социальной ситуации содействия взрослых и детей ради развития способностей каждого ребенка.
Концепция модернизации российского образования определяет обеспечение качества образования как главную задачу российской образовательной политики на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. В работах современных авторов (М. В. Рухлет, А. М. Майоров, В. П. Панасюк и др.) качество образования определяется как степень соответствия совокупности свойств и результатов образования детей дошкольного возраста прогнозируемым целям ДОУ на основе норм, требований стандартов, потребностей и ожиданий субъектов образовательного процесса: детей, педагогов, родителей.
Семья играет важную роль в формировании личности ребёнка. Воспитывать своего ребёнка – великое искусство, так как сам процесс воспитания – это непрерывная работа сердца, разума и воли родителей.
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Это может происходить по разным причинам. Семья и детский сад не могут заменить друг друга; у каждого из них свои функции, свои методы воспитания. Им надо научиться взаимодействовать в интересах ребёнка. Мы считаем главным в этом направлении установление доверия между семьёй и детским садом, которое позволит корректировать воспитательные позиции родителей и самих педагогов.
В нашем современном детском саду созданы все условия для организации единого пространства развития и воспитания ребенка. Совместная работа педагогического и медицинского персонала МКДОУ по реализации образовательной программы учреждения обеспечивает педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства, делает родителей действительно равно ответственными участниками образовательного процесса.
Субъективные причины возникают в некоторых случаях, как со стороны воспитателей, так и со стороны родителей. К ним можно отнести неоправданно позитивные или неоправданно негативные ожидания родителей от ДОУ. Первые возникают, когда родители, отдавая ребенка в детский сад, начинают жить в неком мифе, что «детский сад всему научит», и теперь их основная задача – обеспечение материального существования своего чада. Негативное отношение может произрастать из уже полученного ранее негативного опыта взаимодействия с ДОУ родителей или их знакомых, а также из средств массовой информации, периодической печати, интернета, которые содержат не всегда проверенные сведения, нанося тем самым вред системе дошкольного образования в целом. Другая причина конфликтов связана с тем, что педагог порой становится для родителей символом власти, контролером, который оценивает их действия, поучает их. И когда педагог говорит о ребенке, дает какие-то рекомендации, родитель очень часто ошибочно полагает, что оценивают его самого, его состоятельность как человека и родителя. Причем у педагогов возникает похожая ситуация, когда они воспринимают родителей как неких инспекторов, которые ежедневно ходят и проверяют их работу. Многие воспитатели и специалисты высказываются о трудностях работы с родителями. Действительно, все родители разные. И к каждому нужно найти определенный подход. Так некоторые воспитатели признаются, что «тушуются» перед родителями, поскольку не уверены в том, как правильно с ними разговаривать, чтобы не сказать лишнего и подать информацию о ребенке в верном ключе.
Задачи воспитания и развития решаются успешно только в том случае, когда дошкольное учреждение поддерживает связь с семьей и вовлекает ее в свою работу. На протяжении многих лет система дошкольного образования существовала достаточно изолированно от семьи, полностью принимая на себя проблемы образования и развития детей, которые поступали в общественные учреждения. Сотрудничество ДОУ с родителями развивалось преимущественно по пути поиска разнообразных средств пропаганды педагогических знаний, для чего были разработаны достаточно эффективные формы педагогического просвещения. В сложившейся социально-экономической ситуации и модернизации образования этого уже недостаточно.
Исследования убедительно показывают, что осознанное, активное включение родителей в совместный процесс воспитания, преодоление их дистанционно от детского сада позволяют значительно повысить эффективность воспитательно-образовательной работы и подготовить детей к школьному обучению. Для актуализации в сознании молодых родителей и старшего поколения понимания самооценки дошкольного периода детства, как базиса всей последующей жизни человека, создана и успешно внедряется инновационная система работы по организации сотрудничества с родительской общественностью.
Интеграция образовательных задач ДОУ и семьи сохраняет свою актуальность на всем периоде дошкольного детства. К проблемам, негативно влияющим на качество образования и процесс развития личности воспитанников ДОУ, относятся:
- Психотравмирующий характер познавательного общения родителей с ребенком в семье;
- Жесткий контроль взрослыми всех видов детской деятельности;
- Отсутствие у ребенка самостоятельности, инициативности, умения планировать свою деятельность;
- Боязнь ошибок и отрицательных личностных оценок.
- Форсированная целевая специальная подготовка к школе;
- Отсутствие познавательной мотивации к учению.
Возникающие проблемы приводят к следующим негативным факторам:
- Появлению неврозов;
- Угасанию самостоятельности и творческой активности;
- Снижению умственной активности; искажениям в развитии;
- Динамике ухудшения здоровья.
Интеграция образовательных задач ДОУ и семьи означает создание единого образовательного пространства развития ребенка, которое поддерживается как детским садом, так и семьей.
Принципы такой работы:
- Непрерывность и единство общественного и семейного воспитания;
- Системность в работе;
- Плановость;
- Доверие и сотрудничество между педагогами и родителями.
Важные условия интеграции:
- Корректировка воспитательных позиций родителей и педагогов;
- Ориентация на потребности, интересы семьи и ребенка;
- Реализация идеи самоценности дошкольного детства в семье и ДОУ;
- Организация жизни ребенка с позиции всестороннего личностного развития;
- Развитие самостоятельной игры как ведущей деятельности в дошкольном возрасте (в ней ребенок познает разные смыслы человеческих отношений, формируются мотивы других видов деятельности, развивается потребность познания).
Интеграция образовательных задач приводит:
- К развитию познавательных, физических, художественных и коммуникативных способностей, на которых в дальнейшем строится система научных понятий, формируется мировоззрение;
- Полноценному и своевременному развитию специфических дошкольных видов деятельности, которые, как отмечал А.В. Запорожец, позволяют учитывать особенности возраста, в них осваивается познавательное содержание, формируются новые физиологические и психологические функции;
- Нахождению ребенком индивидуального стиля общения со взрослыми и сверстниками, преодолению затруднений, возникающих в процессе общения, стимулированию личностного роста, повышению уверенности в собственных силах и формированию положительного отношения к социальному миру.
Существуют несколько индикаторов эффективной работы детского сада с семьей:
- Появление у родителей интереса к содержанию занятий;
- Возникновение дискуссий по инициативе родителей;
- Увеличение числа вопросов к педагогу, касающихся формирования личности ребенка, его внутреннего мира;
- Размышления родителей о правильности используемых ими методов воспитания;
- Повышение активности родителей при анализе педагогических ситуаций.
Интеграция образовательных задач ДОУ и семьи обеспечивает решение многих проблем адаптации и успешного обучения и социализации выпускников на последующих ступенях образовательной системы. Работа в инновационном режиме предполагает органичное сочетание оперативных мер и мероприятий с перспективным плановым воздействием. Эффективность инновационной деятельности заключается в рациональном сочетании четырех блоков совместной с родителями деятельности: управленческом, информационном, просветительском, досуговом.
Цель работы
Всестороннее развитие детей посредством взаимодействия с родительской общественностью в условиях дошкольного образовательного учреждения
с использованием инновационных форм сотрудничества с семьями воспитанников, профилактика нарушений в детско-родительских отношениях - обеспечение выполнения требований ФГОС ДО.
Направления деятельности
1. Работа с коллективом МКДОУ по организации взаимодействия с семьей, ознакомление педагогов с системой новых форм работы с родителями.
2. Повышение педагогической культуры родителей.
3. Вовлечение родителей в деятельность ДОУ, совместная работа по обмену опытом в ходе воспитания и развития детей.
Задачи
Работа с родителями:
- Диагностика внутрисемейных взаимоотношений между взрослыми и детьми, определение социального статуса семей воспитанников.
- Изучение творческого, интеллектуального, коммуникативного потенциала семей воспитанников.
- Установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника
- Оказание всесторонней консультативной помощи родителям по различным направлениям воспитания и развития детей.
- Просвещение родителей посредством ознакомления с педагогической, нормативно-правовой литературой, информационно-коммуникационными технологиями, тенденциями в системе дошкольного образования муниципалитета и региона.
- Активизация и обогащение воспитательных умений родителей, поддержание их уверенности в собственных педагогических возможностях.
- Создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоционального комфорта.
Работа с педагогами:
- Постоянное повышение квалификации педагогических кадров, обмен опытом с педагогами различных уровней системы образования.
- Создание творческих, инициативных групп по разработке проектов, новых технологий сотрудничества с родительской общественностью.
- Поиск и внедрение новых вариативных форм работы с родителями и детьми.
- Формирование мастерства в вопросах проявления педагогического такта и коммуникативных способностей в различных условиях воспитательно-образовательного процесса дошкольного учреждения.
- Повышение уровня развития профессионально значимых качеств личности воспитателя, развитие творческого потенциала, формирование нового педагогического мышления.
- Повышение престижа профессии педагога, имиджа учреждения.
Работа с детьми:
- Диагностические исследования уровней познавательного,речевого, социально-личностного, физического, художественно-эстетического развития детей.
- Реализация потребностей каждого ребенка в самовыражении с учетом индивидуальных особенностей и уровня личностного развития.
- Определение образовательного маршрута каждого воспитанника.
- Стимуляция личностного развития детей через активизацию общения с родителями и педагогами учреждения.
- Комплексная профилактика различных отклонений в физическом, психическом и социальном развитии.
Работа с административным персоналом:
- Совершенствование механизмов управления качеством предоставления образовательных услуг;
- Обогащение и оснащение предметной среды для удовлетворения образовательных потребностей детей, педагогов, родителей.
- Разработка и совершенствование методов оценки качества предоставления услуг.
- Разработка технологий, методик, рабочих программ по работе с воспитанниками и родительской общественностью.
Ожидаемый результат
в рамках инновационного подхода к работе с родителями в МКДОУ:
– положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей. Родители уверены в том, что ДОУ всегда поможет им в решении педагогических проблем и в то же время не навредит, поскольку будет учитываться мнение семьи и предложения по взаимодействию с ребенком. Педагоги, в свою очередь, заручены пониманием со стороны родителей большинства проблем. А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых и осуществляется данное взаимодействие;
– учет индивидуальности ребенка. Педагог, постоянно поддерживая контакт с семьей, знает особенности, привычки своего воспитанника и учитывает их при работе, что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности педагогического процесса;
– возможность родителям проявить самостоятельность и, выбирая формировать уже в дошкольном возрасте то направление в развитии и воспитании ребенка, которое они считают нужным. Таким образом, родители начинают понимать ответственность, которую они несут за воспитание детей;
– укрепление внутрисемейных связей, что тоже, к сожалению, является проблемным вопросом в педагогике и психологии на протяжении всех времен;
– возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье. Чем лучше налажено общение между семьей и группой детского сада, тем большую поддержку получит ребенок, тем вероятнее, что его жизнь в детском саду будет полна впечатлениями, любовью и доверием к окружению, а первый социальный опыт будет успешным;
- повышение уровня воспитательно-образовательной деятельности родителей, что способствует развитию их творческой инициативы. Проводимая работа позволяет повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах детско-родительских отношений.
- активизация родителей:
- повышение регулярного участия родителей в планировании образовательного процесса – на 7%,
- повышение уровня участия в организации образовательной деятельности – на 5 %,
- участие в оценке результатов педагогической деятельности учреждения – до 100 %.
- посещение родительских собраний, участие в праздниках и развлечениях, проектной деятельности – до 100 %.
- снижение числа родителей – наблюдателей – на 12 %;
- повышение количества родителей – лидеров – на 15 %;
- повышение количества родителей – исполнителей – на 15 %.
СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ
УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ БЛОК
Субъект управления в детском саду – руководитель, как главное звено в управляющей системе, а объект – все структурные компоненты управляемой системы, включая сотрудников, воспитанников и родителей. Комплекс принципов, методов, организационных норм и технологических приемов управления образовательным процессом, направленный на повышение его эффективности невозможен без привлечения в той или иной степени родительской общественности. При определенной подготовке посредством наблюдения элементов педагогического процесса, компонентов деятельности административного персонала выполнение управленческой роли можно доверить родителям. При этом родитель может выступать как субъект управления воспитательно-образовательной деятельностью воспитанников, а на более высоком уровне – как административный персонал или руководитель методической, консультативной службы. Данное направление деятельности требует детальной проработки, уточнения и конкретизации задач при выполнении управленческих функций. Это, на первый взгляд, не характерное направление сотрудничества с родителями позволяет реализовать комплекс мер, связанных с воспитательно-образовательным процессом, разрешить ряд проблем, возникающих в ходе посещения детьми детского сада, соблюдая в полной мере нормативные документы. Работа блока осуществляется в соответствии с соблюдением следующих принципов:
- сочетания демократического, государственно-общественного характера управления, гласности и открытости;
- сочетания единоначалия и коллегиальности;
- научности, законности
- системности, и комплексности;
- объективности и конкретности;
- оптимальности и эффективности;
- социальной направленности.
Качественное управление во многом определяется эффективностью выбранных методов, которые определяют способ достижения цели, реализацию управленческой функции, как совокупность приемов целенаправленного воздействия субъектов управления на его объект. В ходе взаимодействия используются разнообразные методы и приемы управления: административные, организационно-педагогические, социально-психологические.
«День самоуправления» - новая инновационная форма взаимодействия с родителями, позволяющая повысить уровень их просвещенности в вопросах воспитания, обучения и развития своих детей, дающая возможность привлечения родителей к жизни детского сада, способствующая повышению статуса и положительного имиджа дошкольного учреждения, педагогического коллектива.
Положение о проведении Дня самоуправления
«Путешествие в профессию».
- Общее положения
- Настоящее положение разработано в соответствии с Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, Уставом МКДОУ, Образовательной программой МКДОУ и методической темой учреждения, приказом «О проведении Дня самоуправления».
- Положение регулирует деятельность педагогического коллектива и родителей в рамках проведения Дня самоуправления «Путешествие в профессию» в МКДОУ № 4.
- К участию в Дне самоуправления «Путешествие в профессию» допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие соответствующую подготовку, инструктаж по охране труда, медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.
- Цель и задачи
- Цель: использовать активные формы взаимодействия ДОУ и семьи в решении задач познавательно-речевого развития детей.
- Задачи:
- Привлечение родителей к участию в воспитательно-образовательном процессе ДОУ;
- Повышение педагогической культуры родителей;
- Расширение представлений родителей о профессиональной деятельности сотрудников ДОУ;
- Формирование традиций ДОУ;
- Укрепление партнерских отношений между ДОУ и родителями.
- Участники
В проведении Дня самоуправления «Путешествие в профессию» принимают участие педагоги, родители и дети.
- Порядок проведения
День самоуправления проводится в четыре этапа.
- Подготовительный
Обсуждается и принимается решение о проведении Дня самоуправления на общем или групповом родительском собрании, организационно-методическом совещании педагогов.
- Организационный
Подготовка документов для проведения Дня самоуправления.
Распределение ролей между родителями, ознакомление их с функциональными обязанностями сотрудников.
Инструктаж родителей-участников по охране жизни и здоровья детей, ТБ и ППБ.
Определение деятельности педагогов при проведении Дня самоуправления.
- Практический
Проведение Дня самоуправления в соответствии с планом воспитательно-образовательной работы.
- Итоговый
Анализ и подведение итогов Дня самоуправления «Путешествие в профессию» на педсовете с участием родителей.
«Путешествие в профессию»
Тема мероприятия | Содержание работы |
«Развитие познавательно-речевой активности дошкольников в режиме дня». |
|
Примечания:
- К участию в проекте привлекаются родители, которые имеют положительный допуск в медицинской книжке;
- Организация мероприятий осуществляется в группах для детей среднего и старшего дошкольного возраста;
- Во время Дня самоуправления педагоги ДОУ находятся на рабочих местах, но исполняют только роли наблюдателей;
- Замена младшего обслуживающего персонала не проводится в связи со спецификой их работы.
«Создание Совета МКДОУ» - современная форма работы с родителями. Совет МКДОУ является коллегиальным органом самоуправления, постоянно действующим на общественных началах при ДОУ.
Совет МКДОУ состоит из председателя и членов совета. В состав Совета МКДОУ входят родители в количестве 4 человек, общественный инспектор по защите прав детей, 2 работника МКДОУ, избранные на общем собрании. По решению Совета МКДОУ в его состав могут быть приглашены граждане, способствующие развитию Учреждения (не более 4 человек).
Совет МКДОУ содействует:
- привлечению дополнительных ресурсов для обеспечения позитивного уровня функционирования и развития ДОУ, формированию позитивного имиджа учреждения в масштабах муниципалитета и региона;
- организации и улучшению условий жизнедеятельности
детей в дошкольном учреждении с целью обеспечения полноценного личностного развития;
- оптимизации труда педагогического коллектива, направленной на повышение профессионализма и поиск новых вариативных форм взаимодействия с воспитанниками;
- организации совместной деятельности педагогической и родительской общественности.
Работа Совета МКДОУ осуществляется в соответствии нормативными документами учреждения и планом работы. Заседания проводятся не реже 2 раз в год и протоколируются.
«Выбор родительского комитета» - позволяет своевременно и оперативно принимать решения, оказывать помощь по организационным вопросам, связанным с образовательной, досуговой деятельностью детей в детском саду. Предоставление самостоятельности в вопросах инициирования и генерирования творческих идей позволяет повысить ответственность к выполнению общественной нагрузки, четко и своевременно выполнять поставленные задачи, вовлекая в деятельность большее количество родителей. Темы заседаний родительского комитета соответствуют годовым задачам и плану учреждения, для того чтобы делегировать часть полномочий и распределить долю нагрузки на родительскую общественность.
«Создание рабочей группы» - позволило привлечь родителей к разработке образовательной программы учреждения, учесть пожелания, потребности родительской общественности, вынося на обсуждение те или иные разделы образовательных областей. Такое обсуждение позволяет родителям быть в полной мере иформированными процессом воспитания и обучения в условиях учреждения, соблюсти преемственность в работе дома.
Разработка Образовательной программы дошкольного учреждения
Деятельность группы | |
Социально-коммуникативное развитие посредством взаимодействия с социумом | - Обсуждение круга проблем и возможных решений; налаживание контактов со специализированными учреждениями системы образования (музей,картинная галерея, библиотека и др.). - Целевая помощь родителей из профессиональной среды. |
Речевое развитие воспитанников в ходе организации непосредственно образовательной деятельности в старшем дошкольном возрасте. | - Обсуждение программных задач, используемых методов и приемов, инновационных технологий в рамках предложенной темы. - Выполнение практической работы по разработке нестандартных подходов к организации педпроцесса. - Отбор и подготовка дополнительного оборудования и средств для организации образовательной деятельности. |
Познавательное развитие воспитанников в ходе организации непосредственно образовательной деятельности в старшем дошкольном возрасте. | - Обсуждение программных задач, используемых методов и приемов, инновационных технологий в рамках предложенной темы. - Выполнение практической работы по разработке нестандартных подходов к организации педпроцесса. - Отбор и подготовка дополнительного оборудования и средств для организации образовательной деятельности. |
Художественно-эстетическое развитие дошкольников посредством взаимодействия с социумом. | - Поиск новых нестандартных подходов в художественно-эстетическом развитии детей. - Определение требований при организации сотрудничества с социальными партнерами, спектра возможного взаимодействия и его целесообразности. |
Физическое развитие с воспитанниками. | - Обсуждение круга проблем и возможных решений; налаживание контактов со специализированными учреждениями системы здравоохранения и образования. -Поиск новых нестандартных подходов в физическом развитии детей. - Целевая помощь родителей из профессиональной среды. |
Разработка программы развития учреждения
Тематика заседания | Деятельность группы |
Создание и укрепление материально-технической базы учреждения для успешного познавательно-речевого развития воспитанников. | - Изучение потребностей и возможностей учреждения в данном вопросе. - Привлечение родителей, владеющих ИКТ для обогащения материально-технической базы ДОУ через создание и укрепление связей с социумом для распространения передового опыта семейного и педагогического воспитания. |
Создание условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников. | - Сбор информации о передовых технологиях в области здоровьесбережения, налаживание социального партнерства для обмена опытом, укрепления партнерских связей с социальными институтами на перспективу развития. |
Организация службы помощи на общественной основе с неорганизованным населением. | - Сбор и переработка информации о потребностях и возможностях семей детей дошкольного возраста, изучение и мониторинг потенциального контингента. - Работа с родителями в социальных сетях по различным направлениям педагогической деятельности. - Привлечение в качестве консультантов специалистов органов управления образованием. |
ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК
Одной из форм работы оказания помощи семье является использование информационно-коммуникационных технологий. В настоящее время возрастает значимость использования новейших информационных технологий в решении образовательных и воспитательных задач. Цель использования информационно-коммуникационных технологий состоит в создании единого информационного пространства образовательного учреждения, системы, в которой задействованы и связаны на информационном уровне все участники образовательного процесса: администрация, педагоги, дети и их родители. Применение данных технологий позволяет в значительной мере популяризировать деятельность МКДОУ среди населения города, быть открытым для всех категорий населения, в том числе и для контрольно-надзорных органов. Современные компьютерные технологии позволяют более эффективно, быстро и точно взаимодействовать с родителями, выявить уровень их педагогической компетенции, активизировать культурное сознание, расширить круг общения с социумом. Они ускоряют процесс взаимообогащения знаниями, опытом, полезной информацией по воспитанию и обучению детей, создают активно действующую систему поддержки семейного воспитания.
«Сайт в сети Интернет» - предоставляет родителям возможность получения знания методического, правового и информационного характера. Со страниц данного сайта можно получить сведения о методах сбережения здоровья детей, их безопасности. Обновление и дополнение информации осуществляется один раз в квартал или по потребностям, возникающим в процессе функционирования детского сада.
Наименование разделов | Содержание разделов |
Просветительский |
|
Методический |
|
Правовой |
|
«Создание группы «Дошколята» в социальной сети. Эффективность такой работы обеспечивается налаживанием взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьёй. Позволяет осуществлять обмен мнениями по условиям, созданным для развития ребёнка в семье. Для этого необходимо создать систему всеобуча родителей, воспитывающих детей с нормой и проблемами в развитии. Привлечение внимания родителей к интересам и потребностям ребёнка, сплочение групп родителей по интересам, психолого-педагогическая поддержка процесса объединения родителей в группу по возникающим проблемам. На этапе организации группы «Дошколята» в системе Интернет в работе с родителями используются методы: беседы, анкетирование, опросы, интервьюирование. Предполагается использование методов интенсивного обучения родителей: фоторепортажи, дистанционные семинары, тренинги, анализ видеоматериалов, которые обогащают содержание и способствуют эмоциональному насыщению детско-родительского общения, повышают уровень педагогической и психологической культуры родителей.
Объект: Родительская группа «Дошколята» МКДОУ № 4.
Предмет: психолого-педагогические условия реализации индивидуально-ориентированного подхода в обучении родителей.
Ресурсное обеспечение: Образовательное учреждение располагает зданием, достаточно развитой материальной базой, укомплектованным штатом преподавателей и сотрудников.
Условия: В группе «Дошколята» созданы условия для свободного общения родителей друг с другом. Члены группы могут поделиться опытом воспитания детей, получить консультации специалистов ДОУ и поддержку в трудной ситуации, опосредованно стать участниками мероприятий ДОУ через знакомство с фотоколлажами. Взаимодействие в группе рождает надежду на помощь, понимание, взаимообогащение знаниями, опытом, полезной информацией по воспитанию и обучению детей, расширяет круг общения с окружающим миром, социумом, вселяет в родителей убеждение, что они не одни.
В основу совместной деятельности членов группы заложены следующие принципы:
- Родители и педагоги являются партнёрами в воспитании и обучении детей.
- Единое понимание педагогами и родителями целей и задач воспитания и обучения детей.
- Помощь, уважение и доверие к ребёнку, как со стороны педагогов, так и со стороны родителей.
- Знание педагогами и родителями воспитательных возможностей коллектива и семьи, максимальное использование воспитательного потенциала в совместной работе с детьми.
- Постоянный анализ процесса взаимодействия семьи и ДОУ, его промежуточных и конечных результатов.
Этапы реализации
1этап - подготовительный
- Написание модели создания группы «Вариативные формы взаимодействия ДОУ и семьи как условие развития педагогической компетентности родителей».
- Разработка плана совместной деятельности.
- Проведение совещания по организации творческих групп.
- Подготовка презентации группы.
2 этап - внедренческий
- Внедрение системы совместной деятельности ДОУ и семьёй воспитанников.
- Отработка системы психолого-педагогического мониторинга совместной деятельности ДОУ и родителей.
- Организация образовательных семинаров и консультаций, тренингов, индивидуальных консультаций, анкетирования и пр.
3 этап – результативный
Анализ и обобщение опыта работы, качественная и количественная обработка данных.
Тематика виртуального общения внутри группы «Мир детей».
Направление работы | Содержание деятельности |
Образовательная деятельность | Занятия и семинары:
Диалоги и консультирование:
Индивидуальные консультации по запросам. |
Социально – тренинговая деятельность | Тренинги
Опросы
Беседы
Интервьюирование Анкетирование |
Интеграционная деятельность | Фоторепортажи
Анализ видеоматериалов режимных моментов
Презентация коллажей
Планирование выездных мероприятий
|
«Создание медиатеки» является центром педагогической информации, которая создана для формирования ориентации в современном информационном поле интеграции различных средств информации в образовательный процесс. Медиатека создается для оказания помощи родителям по внедрению и пропаганде передового педагогического опыта и инноваций в области образования; создания детских образовательных проектов. В процессе ее функционирования ведется компьютерная каталогизация и обработка информационных средств (книг, видеоматериалов, аудио записей и пр.). Весь материал представлен на цифровых и электронных носителях, систематизирован и занесен в каталог.
Разделы медиатеки
Название раздела | Содержание раздела |
Методический | Методическое описание обучающих программ. Образовательная программа ДОУ. Памятка с полезными сайтами для детей и родителей. |
Практический | Проведение посредством медиатеки: индивидуального тестирования, диагностики. Дистанционное посещение мероприятий, проводимых в учреждении и городе с участием педагогов, родителей, воспитанников. Знакомство с проектными материалами изготовленными детьми, родителями, воспитателями. |
ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ БЛОК
Включает в себя работу, направленную на обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей раннего и дошкольного возраста. Для решения поставленных задач мы используем активные формы и методы работы с родителями, позволяющие решать комплекс задач одновременно. Работа в данном направлении способствует всестороннему развитию личности ребенка, повышает уровень просвещенности не только родителей, но и членов семей старшего поколения. Способствует развитию рефлексии, развивает умение критически оценивать свои способности, возможности, знания.
«Родительские конференции» - организуются ДОУ с участием педагогов и специалистов учреждения, учителей, врачей, других представителей социальной сферы. Они посвящаются вопросам физического, умственного, эстетического, нравственного воспитания детей, а также наиболее актуальным проблемам, которые волнуют родителей. В нашем дошкольном учреждении родительские конференции инициируют сами родители, организаторами выступают родительские комитеты. Конференции проводятся раз в год, но требуют тщательной подготовки, предусматривают активное участие родителей , организацию выставок детских рисунков, книг, концерта детей.
«Родительские собрания-студии» - активная форма сотрудничества с родителями, дающая возможность при непосредственном общении с ними обмениваться информацией о проблемах и перспективах развития и воспитания детей. Собрание-студия – это способ педагогической и психологической поддержки родителей, объединения педагогических усилий, что даёт родителям возможность сравнить собственную позицию с позициями педагогов и других родителей. Студийная форма проведения собрания создаёт условия для активного участия родителей в обсуждении проблем. Они не просто слушают, а включаются в педагогическую деятельность в ходе дискуссии, имитационно-ролевой игры, обсуждения за «круглым столом».
Условия подготовки и проведения:
- Собрания-студии носят неформальный характер.
- Все участники обсуждения (и родители, и педагоги) занимают одинаковое положение и одинаково активны.
- Положительный эмоциональный настрой создаётся за счёт просмотра игр, занятий с детьми в группах, или видеозаписей разных форм работы с дошкольниками в рамках обсуждаемой темы.
- Обязательной является рефлексия совместной деятельности по итогам обсуждения.
Тематика собраний-студий определяется на год.
Тема мероприятия | Содержание работы. |
Ваш ребёнок пришёл в детский сад | - Ознакомительная экскурсия по группе. - Сообщение воспитателя о программах, реализуемых в ДОУ, знакомство с методической литературой. - Игровой тренинг «Игры рано поутру» (адаптационные игры с детьми дома). - «Домашняя библиотечка родителя», из опыта семейного воспитания. - Коммуникативная игра «Давайте познакомимся». - Выдача памяток для родителей «Потешки, игры и журилки для плачущего малыша» и др. |
Игра – средство всестороннего развития и воспитания детей. | - Представление проекта: «Игра- ведущий вид деятельности ребёнка». - «Домашняя игротека», из опыта семейного воспитания. - Интервьюирование: «Как мы играем». - Фотовыставка: «Игра и труд рядом идут». - Видеозапись сюжетно-ролевой игры: «Дочки-матери». |
Влияние развивающих игр на познавательное развитие детей. | - Видеофильм: «Развивающие игры в детском саду». - Выставка развивающих игр. - Сообщение из опыта работы воспитателя - Совместная развивающая игра родителей с детьми «Эксперимент-шоу». - Обсуждение совместной деятельности. |
Правильное питание - залог здоровья. | - Итоги анкетирования родителей. - Выступление врача-педиатора «Меню ребенка-аллергика». - Сообщение воспитателя «Секреты педагогики кормления». - Фотовыставка: «Сервировка стола и аппетит ребёнка». - Буклет «Кушаем с потешкой». - «Вкусные рецепты» - дегустация блюд детской кухни. - Дискуссия: «Режим питания: за и против». |
Поймай свой сон за хвост. | - Презентация «Сон и здоровье малыша». - Обмен семейным опытом укладывания ребенка спать. - Дискуссия: «Насколько важен дневной сон ребёнку дошкольного возраста». - Родители для родителей. «Художественное слово и музыка перед сном». - Выдача памяток для родителей «Правила для обеспечения спокойного сна». - Игровой тренинг «Игры, решающие проблемы бессонницы». |
«Семинары-практикумы» (играем с родителями вместо детей) – позволяют знакомить родителей с современным игровым оборудованием и играми, направленными на развитие и коррекцию детей. Эта форма работы позволяет педагогу наиболее успешно осуществлять работу с родителями по овладению ими педагогическими знаниями. Участвуя в деловых играх, родители учатся анализировать собственные действия, видеть даже в мелочах педагогическое явление, подходить к воспитанию как к серьёзному и целенаправленному процессу.
Цикл семинаров-практикумов «Домашняя игротека» с элементами тренинга.
Цель – убедить родителей, что расширение кругозора и развитие речи ребенка не требуют каких-то специально организованных занятий, предусматривающих особую подготовку, материальные вложения и специально отведенное время. В результате родители освоят современный способ развития ребенка – обучение естественным образом, сделают сам процесс учения практичным, практикоориентированным, помогут ребенку проникнуть в суть самых обычных вещей, явлений и домашних событий.
Тема | Содержание |
Игры в ванной комнате. | Цель – экспериментирование с предметами, которые плавают или тонут в воде: мочалки, губки, мыло, пробки, пустые и наполненные водой флаконы, игрушки, мячики. - Игры с переливанием, закрепляя свойства воды: прозрачная, льется, растекается, нет запаха, формы и т.д. - Пальчиковая гимнастика в воде. - Водный оркестр «Звуки воды». |
Игры в магазине. | Цель - учить понимать суть явлений, устанавливать причинно-следственные связи (почему хлеб продается в упаковке? почему витрины прозрачные?) - Высказывать предположение, искать аргументы: почему конфеты такие дорогие? - Соотносить свойства продуктов: что лучше положить вниз – яйца или макароны? - Закрепить навыки порядкового, количественного счёта: сколько сделали покупок? что купили первым? - Тренировать память. Сравнивать, различать запахи, узнавать свойства и качества. |
Игры в гостиной. | Цель - учить высказывать оценочные суждения «Я считаю, что…». - Развивать умение заботиться о нуждах других людей: как можно помочь маме? где повесить твои рисунки? чем порадуем бабушку? - Понять основы гостеприимства и придерживаться их: что нужно приготовить для гостей? чем будем угощать? |
Игры на кухне. | Цель – учить понимать действия, предстоящих изменений – яйцо бьётся, сахар растворяется, дрожжи поднимаются. - Учиться устанавливать закономерности: тесто увеличивается в объёме? зачем большая кастрюля? - Развивать мелкую моторику, силу кистей рук. - Элементарно планировать свою деятельность (что делать с грязными тарелками? с чего начать мыть посуду?) - Осознавать рациональность действий (что лежит в пакете не заглядывая?) - Усвоить названия предметов посуды: чайная, столовая посуда. - Понимать указания, действовать в соответствии с ними: перебери фасоль, положи справа на полку. Словесные игры на кухне. |
Волшебная расчёска. | - Экспериментирование с расчёской, мелкими кусочками бумаги и воздушными шарами. Наблюдение за явлением электризации. - Извлечение звука из зубчиков расчески. - Рисование извилистых дорожек по зубьям расчески. |
Пуговичная мозаика. | - Развитие мелкой моторики и воображения: подобрать пуговицы разного цвета и размера, выложить узор из пуговиц. Предложить ребёнку выложить свой узор, рисунок. Нанизать пуговицы на проволоку. - Математические навыки: посчитать пуговицы, сложить, отнять. |
Игры по дороге в детский сад. | - Знакомство с геометрическими формами, цветом – назови все круглые (или красные) предметы, которые встретятся по дороге. - Упражнять в количественном счете – считать шаги, ступеньки лестницы, этажи в домах, собак и кошек. - Двигательные навыки – пройти как лисичка, попрыгать как зайка, прошагать как медведь, пробежать как олень. - Обучение грамоте – найти букву среди вывесок, на рекламных щитах. |
«Психолого-педагогическая гостиная» - способствует привлечению родителей к детской игре, дает возможность почувствовать её значимость, освоить способы эффективного игрового взаимодействия.
Структура психолого-педагогической гостиной.
Содержание. | Цель. |
Игры-приветствия. | Создать положительный эмоциональный фон, почувствовать себя безопасно и комфортно. |
Разнообразные игры, в которые играют дети и родители совместно. | Научиться взаимодействовать с ребёнком в игре. |
Продуктивная деятельность (общая деятельность детей и родителей группы). | Создать положительное психологическое настроение, дать почувствовать общность группы, помочь релаксации детей и родителей, познакомить с вариантами домашних занятий с ребёнком. |
Игры – прощание. | Закрепить положительный эмоциональный фон. |
«Клубы для родителей» - одна из наиболее эффективных форм работы с семьёй, которая позволяет реализовать потребность в установлении взаимопонимания между педагогами и родителями в пространстве ДОУ, обмениваться эмоциями, знаниями, опытом так, чтобы воспитатель не навязывал свою точку зрения, а давал возможность каждому родителю принять активное участие в обсуждении актуальных проблем.
Клуб для родителей и детей «Первоклашка».
Цель – оптимизировать процесс подготовки старших дошкольников к школьному обучению, подготовить родителей к поступлению ребенка в первый класс.
Тема. | Содержание работы. |
1.Семья на пороге школьной жизни. | Дискуссия с элементами психологического тренинга. Обсуждаемые вопросы: -Что входит в понятие «Готовность к школьному обучению?»; -В чём вы видите проблему подготовки собственного ребёнка к школе; -Готов ли ваш ребёнок к школьному обучению? |
2.Факторы риска при подготовке ребёнка к школьному обучению. | Знакомство родителей с теми сторонами развития ребёнка, которые важны для обучения в школе в форме заседания с участием психолога, врача, учителя. Факторы риска, которые могут помешать при обучении в школе: -Социальное развитие – умение общаться со взрослыми и сверстниками; -Эффективность работы ребёнка в процессе учебных занятий; -Общее развитие ребёнка; -Развитие внимания и памяти; -Речевое развитие; -Развитие движений и пространственной ориентировки; -Зрительно-пространственное восприятие и зрительно-моторная координация; -Личностное развитие ребёнка; -Здоровье; -Определение ведущей руки. |
3.Проблема адаптации детей к школе и пути её решения | «Круглый стол»: -Рассматривались понятия адаптации, проблемы и пути их решения. -Страх детей перед школьной жизнью; -Школьная дисциплина; -Новая среда общения; -Развитие ответственности. |
4.Интеллектуальная готовность к школе | Семинар-практикум. -Информация об интеллектуальной готовности ребёнка к школе; -Игра «Умники и умницы». -Тест «Хочет ли мой ребёнок учиться, умеет ли заниматься?» |
5.Здоровье и будущий школьник. | Заседание проходило в форме путешествия по страницам телепередач с целью выявления проблем со здоровьем ребёнка и расширения знаний родителей о методах и способах оздоровления детей. - «Доктор советует»; - «Делай как я, делай как мы, делай лучше нас»; -«Очумелые ручки»; - «Зов джунглей». |
Клуб «Родитель - родителю» - заседания клуба происходят заочно и освещаются на страницах клубного журнала «Родитель – родителю», который и является трансформатором, проводником и аккумулятором лучших примеров семейного воспитания. «Донесение» информации происходит посредством взаимодействия педагога с родителями, им же осуществляется отбор лучшего педагогического опыта. Сами родители предоставляют информацию, фотографии и др. практические материалы для размещения на страницах журнала.
Цель – повысить качество общения внутри родительского коллектива, осуществлять обмен опытом семейного воспитания.
Тематика клубных публикаций. | Структура работы. |
Любить ребёнка, как? | 1. Анкета, составленная исходя из тематики мероприятия. 2. Сбор информации о традициях, правилах семейного воспитания, необычных жизненных ситуациях. 3. Оформление лучших родительских советов, интервью и систем семейного воспитания на страницах клубного журнала. 4. Дополнение фотоматериалами и CD. 5. Оформлением журнала занимается редколлегия, выбранная из числа педагогов и родителей. |
Ребёнок и взрослый: играем и развиваемся вместе. | |
Неразлучные друзья – взрослые и дети. | |
Интересные места нашего города. | |
Какие книги мы читаем малышу. | |
Какие игры и игрушки любит ребёнок? | |
Прогулка с ребёнком. | |
Вредным привычкам – нет! | |
Детский день рождения. |
Клуб для родителей детей, страдающих аллергопатологией «Зожик».
Цель – информировать родителей о современных методах сохранения и укрепления здоровье своих детей, обобщения и распространения лучшего опыта семейного воспитания.
Тема заседания | Деятельность детей | Деятельность родителей | Совместная деятельность |
«Организация занятий физкультурой дома и в детском саду» | Интервьюирование, видеозапись занятия физкультурой. | Презентация по организации домашнего спортивного уголка | Практикум с демонстрацией вариантов использования спортивного инвентаря. |
«Что такое здоровье?» | Интервьюирование, видеозапись закаливающих процедур, проводимых в ДОУ | Фотовыставка «Растем здоровыми». «Круглый стол» - проблемы физического развития детей в условиях семьи. | Мастер – класс «Закаляйся, если хочешь быть здоров». |
«Вредным привычкам скажем – нет!» | Интервьюирование, видеозапись подвижных и дидактических игр. | Беседа «Вред детям от курения родителей». | Совместные игры «Вредно – полезно». Массаж и самомассаж. |
«Полярная ночь на Севере» | Анкетирование, рисование на тему «Моя семья на отдыхе зимой». | Консультация «Жизненные биоритмы в период Полярной ночи». | Практикум «Дыхательная гимнастика и вокальный тренинг». |
«Как сохранить правильную осанку» | Видеозапись досуга «Быстрее, выше, Сильнее» | Игра «Чудесный мешочек» (вопросы теории и практики) | Занятие «В паре с мамой» |
«Витамины в жизни больших и маленьких». | Выставка рисунков «Полезная еда», мини-сочинения «Что нужно кушать, чтобы быть здоровым». | «Круглый стол» - современное детское питание дома и в детском саду. | Дидактические игры, загадки, ребусы. |
«Тематические площадки» - функционируют в каникулярные периоды и позволяют организовать активную досуговую, художественную, познавательную деятельность и детское экспериментирование. Работа площадок осуществляется в вечерние часы при подгрупповой организации. Планирование работы осуществляется по итогам предварительного анкетирования, диагностического исследования уровней развития детей.
Направление | Организатор | Содержание деятельности |
Художественно-эстетическое «Солнечная палитра» | Руководитель изостудии. | Создание совместных продуктов в условиях детского сада, закрепление навыков работы с различными изобразительными средствами |
Музыкально-театральная «Домисолька» | Музыкальный руководитель. | Музыкальное развитие детей, обогащение исполнительского опыта, активизация творческих способностей, приобщение к ценностям музыкального наследия. |
Физкультурно-оздоровительная «Богатырская силушка» | Инструктор по физической культуре. | Приобщение к здоровому образу жизни, профилактика вредных привычек в семье. Развитие физических качеств. |
Развивающего обучения «Всезнайка» | Учитель-логопед. | Подготовка детей к школьному обучению, коррекция психических процессов, развитие навыков чтения, письма. |
Социально-личностная «Мой мир» | Педагог-психолог. | Развитие эмоциональной сферы воспитанников, адаптация в детском коллективе, преодоление комплексов в общении. |
«Информационный листок» - дает родителям полную информацию об интересных событиях и занятиях в жизни их детей в детском саду, чтобы они могли поговорить с ребенком об этом дома или по дороге из детского сада; сохранить чувство сопричастности к жизни ребенка, поддерживать эмоциональную связь с сыном или дочерью; при желании продолжить работу над той или иной темой в дальнейшем. Листок может содержать полезную информацию: объявления о собраниях, праздниках и других мероприятиях; просьба оказать различную помощь, благодарности за участие родителей в жизни детского сада, план занятий на месяц и т.д.
Тема | Содержание работы |
"Здравствуйте, а вот и | Размещая утром свою фотографию, ребенок начинает чувствовать себя членом данного коллектива детей и взрослых. |
"Уголок именинника" | Уголок с фотографиями детей и обозначением дня их рождения, дополненный гороскопом, названием сезонов, месяца, числа (с целью познавательного развития), чудесный мешочек для подарков. |
"Звезда дня" | На самом видном месте вывешивается плакат с фотографией дошкольника, избранного "Звездой дня". Плакат оформляют родители совместно с ребенком. В красочной форме представляется рассказ о малыше. Каждый ребенок группы по очереди должен занять это место. Ценность такого компонента в том, что он направлен на формирование положительной "я - концепции", развитие самосознания и самооценки. |
"Мое настроение" | Воспитатель, родители отслеживают эмоциональное состояние каждого ребенка в течение дня, а дети учатся осознавать свое эмоциональное состояние |
«Я умею, я люблю, хочу научиться» | Заполняем со слов ребенка и раскрываем его интересы и возможности |
«Ура, | Информация для родителей о достижениях и успехах ребенка, короткие сообщения о новостях и событиях, происшедших с ним в течение дня в детском саду. |
«Ладошки успеха» | Ежедневное поощрение детей за успехи и достижения в цветовом или схематическом обозначении. |
«Панорама добрых дел» | Накопленные в течение месяца достижения дошкольника служат стимулом к его развитию. Для воспитателей и родителей – метод наблюдения за развитием ребенка, его достижениями. |
«Копилка добрых дел» | Формирование копилки личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов на протяжении дошкольной жизни. |
«Ждем на индивидуальную работу» | Приглашение ребенка в детский сад в определенное время для индивидуальных занятий с воспитателем или педагогом дополнительного образования. |
«Новости дня» | Сообщение темы дня, проекта, информация по теме, написанные воспитателем или под его руководством детьми (6–7 лет) и вывешенные на всеобщее обозрение. |
«Волшебная варежка» | Воспитатель поочередно крепит на стенд «варежку дошкольника» |
«Информационные письма» | Ребёнок – педагог – родитель. Педагог пишет письмо родителям от имени ребёнка. В письме сообщает интересные события, новости из жизни группы. В конце письма высказывает пожелание, просьбу, обращённую к родителям. |
«Стена особого назначения» - оформляется творческими работами воспитателей, родителей и детей. Такая работа предполагает обмен опытом, знаниями, материалами. Творческая работа каждого участника в отдельности предполагает достижение общего результата, объединяет интересы детей, родителей и воспитателей, способствует формированию дружеских взаимоотношений между участниками творческой деятельности, и в то же время стимулирует эффект соревнования. Продукт общей деятельности несёт в себе и творческую, и воспитательную, и познавательную, и коммуникативную функции. Дошкольники с воспитателями определяют тему предстоящей экспозиции. Распределяют задания и намечают план работы. Причем для поддержания интереса материалы стены ежемесячно обновляются. Таким образом, дети каждой группы могут участвовать в деятельности.
Тематика оформления.
Тема экспозиции | Содержание работы. |
«Куклы наших бабушек». | 1.Сбор информации о народной кукле (посещение библиотеки, музея, обмен информацией). Участники - дети, родители, воспитатели. 2.Распределение заданий по согласованию родителей, воспитателей. 3.Изготовление пооперационных карт «Мастерская кукол», подбор материала, взаимопомощь, взаимообмен для достижения общего результата. 4.Изготовление печатной информации об истории кукол, их разновидностях. 5.Выставка народных кукол, изготовленных без помощи иглы (стригушки, закрутки, обереги и т.д.) 6.Выставка самодельных кокошников, вышитых платочков, бус из разных материалов. |
Папа, мама, я – дружная семья. | 1.Подборка высказываний детей о своих семьях «Говорят дети». 2.Изготовление коллажа «Фамильное древо». 3.Создание мини – музея семейных реликвий «Из бабушкиного сундучка». 4.Выставка рисунков: «Моя семья». 5.Стихи, пословицы, поговорки о семье, детях, родителях. 6.Рецепты семейных блюд, традиции семейных праздников. 7.Клуб выходного дня (обмен информацией о том, как провести выходные всей семьей). |
Мой любимый Краснозерск | 1.Общие сведения о нашем районе. (Посещение совместно с родителями музея, библиотеки), сбор информации. 2.Символы и награды района (гимн, герб). 3.Фотовыставка: «История и современность из жизни Краснозерска и области». 4.Коллекция значков и вымпелов. 5.Воспоминания бабушек о прошлом района. 6.Сочинения на тему: «Признание в любви родному поселку». 7.Выставка творческих и хлебобулочных работ: «Подарки ко Дню района», «Хлеб- Краснозёрья». 8. Литературная страничка. |
«Посещение семей воспитанников на дому» - позволяет в непринужденной обстановке обсудить проблемы, вопросы, возникающие у родителей в процессе посещения ребенком детского сада.
Тематика встречи | Содержание практической работы |
Первое посещение детского сада | 1.Анкетирование или опрос. 2. Информация о детском как партнере в вопросах воспитания и развития ребенка. 3. Памятка «Наш детский сад» |
Здоровьесбережение ребенка | 1.Консультация «Как правильно организовать прогулки ребенка в любую погоду». 2. Предложить оформить опыт семейного воспитания в виде презентации или фотоальбома. 3. Памятка «Что нужно хорошей прогулки в детском саду». |
Развиваем речь малышей | 1.Анкетирование или тест. 2. Консультация учителя-логопеда «Играем, развиваемся, общаемся». 3. Оформление опыта семейного воспитания и размещение его на страницах клубной газеты. |
«Педагогические беседы с родителями» - форма установления связи воспитатель-семья сочетается и с другими формами сотрудничества, например с посещениями на дому, родительскими собраниями, консультациями. Педагоги стараются повышать эффективность бесед при их целевом характере (по запросу родителей), с внесением в содержание элементов дискуссии, проблем, творческого замысла.
«Тематические консультации» - позволяют дать родителям квалифицированный совет. Консультирование планируем и организуем в сочетании с обратной связью, а также измерением отсроченного результата, т.е. того, как влияют консультации на решение конкретных проблем. Тематика консультаций формируется с учётом пожеланий родителей, соответственно программным требованиям и актуальности. К подготовке консультаций привлекаем родителей, которые охотно оказывают помощь в подборке материала и делятся своим опытом.
«Консультативный пункт» - позволяет родителям получить квалифицированную помощь не только в вопросах воспитания, развития и обучения детей от педагогов и медицинского персонала, но и проконсультироваться по другим жизненным вопросам. Для этого привлекаются родители, которые обладают юридическими, экономическими, техническими знаниями, работающие в сфере искусства и науки. Это дает возможность укрепить социальные связи, позволяет расширить кругозор родителей, вооружить их практическими советами.
ДОСУГОВЫЙ БЛОК
В современных исследованиях досуг рассматривается как сложное социальное явление, включающее отдых, развлечение, праздник, самообразование и творчество. Любая деятельность в ДОУ с участием родителей способствует более полному развитию ребёнка, его раскрепощению. Совместное участие в конкурсах, эстафетах и заданиях помогает снять излишнюю тревожность, неуверенность в себе, помогает наладить и укрепить эмоциональный контакт в семье. Участие всех членов семьи создаёт у ребёнка ощущение целостности семьи, обогащает опыт семейного общения. Отдыхая и общаясь, участвуя в совместных конкурсах и программах, родители и дети учатся быть ближе друг к другу. Дети проявляют творческую активность и реализуют своё творческое начало.
«Фестиваль талантов «Семь + я» объединяет взрослых и детей одной идеей, сопровождающейся демонстрацией талантов в различных видах песенного, танцевального творчества, игре на музыкальных инструментах, достижений в различных видах искусства.
Тема | Содержание мероприятия |
«У Золушки на балу» | - представление семейных гербов; - таланты в песнопении, стихосложении, танцевальном и театральном изяществе; - знатная выпечка; - чудные изделия. |
«Мамы и папы не лыком шиты» | - представление плакатов «Народная мудрость о семье»; - конкурсы песен, частушек, небылиц. - выставка мастеров и рукодельниц. |
«Пчелиный улей» | - визитная карточка семьи (название, девиз, эмблема); - эстафеты «Пчелиные соты» и «Медовые конфеты»; - презентация «Кулинарное медовое чудо»; - конкурс «Здоровая семья — счастливая семья» - песенная эстафета. |
«Конкурсы, викторины, выставки» дают возможность проявить всем здоровую конкуренцию, объединиться в стремлении к победе, укрепляют взаимопонимание и повышают интерес друг к другу. Цель и основное предназначение этих форм работы - пропаганда достижений дошкольного образования и воспитания, лучшего опыта семейной педагогики. Для повышения результатов работы создаются презентации детских работ, совместных работ детей и родителей, воспитателей и детей. В рамках выставки предоставляется материал о родителях и детях. Площадки для выставок определяются совместно с родителями и детьми. В конкурсном движении складывается творческий портрет коллектива, позитивный имидж ДОУ. Разработка алгоритма «7 эффективных шагов подготовки» позволила повысить качество проведения мероприятий.
Алгоритм «7 эффективных шагов подготовки».
1-й — цель. Определить цель, т. к. она определяет средства.
2-й — идея. После определения цели неплохо придумать оригинальную идею. 3-й — условия. Условия должны быть простые, чёткие, понятные.
4-й — сроки. Сроки должны быть чётко определены. Важно определить не только конкретные даты проведения мероприятия, но и точное время последнего срока приёма работ на конкурс.
5-й — поощрение. В данном случае может помочь привлечение спонсоров или выставление в качестве приза недорогой, но уникальной вещи, как правило, сделанной руками детей или самими участниками конкурса.
6-й — презентация. Цель ясна, идея определена, призы привлекательные — конкурс обещает быть популярным. Для активизации родителей и детей нужно постоянно рассказывать им о мероприятии.
7-й — победитель. Нужно решить, кто будет определять победителя — коллектив ДОУ или компетентное жюри.
Тема | Содержание мероприятия |
Конкурс «Мой любимый детский сад» | - разработать логотип группы; - создать рукотворную книжку-фантазию из жизни детей и родителей группы; - видеоролик с презентацией группы; - дизайнерский проект оформления группы, раздевалки. |
Интеллектуально-развлекательная викторина «Зимний калейдоскоп» | - представление «волшебной» книги, вход персонажа Зимы, разделение участников на две команды (родителей и детей); - загадки о зиме; - интеллектуальные конкурсы: «Остроглаз», «Что не так?», «Звуковые нелепицы», «Зимние забавы», «Занимательные вопросы»; - сладкий сюрприз детям, вручение «Памяток» взрослым. |
Выставки семейных коллекций, реликвий «Из бабушкиного сундучка» | - «Вот так наряд!»; - «Старая новогодняя игрушка»; - «Поделки не безделки»; - «Игрушка из детства мамы и папы». |
«Творческие задания» служат средством отбора интересных идей, образцов для интерьера детского сада, могут быть использованы для обогащения предметной среды детского сада, обогащения базы дидактических пособий, тематического оформления музыкального зала перед неделей праздников:
- «Осенний лист на воздушном шаре»;
- «Этот волшебный снежный ком»;
- «Новогодняя открытка»;
- «Ёлочка - зелёная иголочка»;
- «Дорого яичко к пасхальному дню».
Родителям и детям предлагается воплотить творческий замысел по изготовлению одного и того же предмета или объекта, но с использованием различных материалов. Это дает возможность получить одинаковые и одновременно разные поделки, получить импульс к дальнейшему творчеству детско-родительского коллектива.
Клуб выходного дня «Мама и папа, возьмите меня за руки» даёт родителям понимание самой ценности дошкольного периода детства для вхождения ребёнка в мир искусства. Семейные походы в театры, музеи сопровождаются далее обсуждением постановок спектаклей, комментариями об организации выставок. Родители приносят в детский сад репертуары, буклеты, фотографии. Комментарии родителей-очевидцев к описанным мероприятиям публикуются в периодическом издании газеты детского сада
«Крошка». Это дает возможность проникнуться духом сопричастности к миру искусства тем, кто еще не успел посетить выставку или театральную постановку и вызвать желание сделать это обязательно.
«Добрые праздники» позволяют в пределах одного календарного дня задумать и реализовать творческий замысел по той или иной теме, наполнить обычный день пребывания в детском саду атмосферой праздника, уюта и комфорта. Они выбираются исходя из международного календаря, учитывают традиции учреждения, пожелания детей и родителей. В зависимости от того чему посвящен этот день взрослые и дети выстраивают его ход, наполняют его полезными и интересными делами.
Примерная дата проведения | Название тематического дня |
11 января | «День спасибо» |
17 февраля | «День спонтанного проявления доброты» |
26 марта | «День рождения открытки» |
2 апреля | «День детской книги» |
29 апреля | «Международный день танца» |
24 мая | «День подарков» |
9 июня | «День друзей» |
8 июля | «День семьи, любви верности» |
1 октября | «Международный день пожилых людей» |
7 октября | «Всемирный день улыбки» |
21 ноября | «Всемирный день приветствий» |
4 декабря | «День заказов подарков Деду Морозу» |
Каждый последний день месяца | «День добрых дел» |
«Семейный вернисаж» - одна из форм работы с семьями воспитанников, способствующая формированию коллектива родителей, установлению доброжелательных отношений друг с другом, поиску совместных интересов, увлечений. Семьям воспитанников предлагается представить в наглядной форме семейные ценности, традиции, увлечения. Возможно, представить свою родословную, придумать герб, гимн, осветить достижения членов семьи в различных сферах деятельности. У многих родителей открываются скрытые таланты, о которых они не подозревали, пока не пришлось рисовать, творить, мастерить самим. Все это вызывает много восторгов и удивлений, как у детей, так и у взрослых.
«Добрые дела своими руками» - детско-родительские акции социально-нравственной направленности, позволяющие объединить детей, родителей, педагогов для осуществления общего дела, реализации единой цели.
Название акции | Содержание деятельности |
«Посади дерево» | Посадка деревьев и озеленение территории детского сада. |
«Поздравим район с Днем рождения» | Оформление праздничных открыток, поделок ко Дню района. |
«Мы за чистоту» | Привлечение родителей к уборке территории ДОУ. |
МЕХАНИЗМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Система мониторинга результативности работы с родительской общественностью должна обеспечивать комплексный подход к оценке прогнозируемых, промежуточных и итоговых результатов, позволять осуществлять оценку динамики достижений детей в процессе взаимодействия с семьями воспитанников, тем самым, определяя качество образовательных услуг в ДОУ. Цель и результат исследований – совершенствование качества образовательного процесса в учреждении.
Направления и структура, проводимых исследований
Мониторинг (от лат. – надзирающий) | Диагностика (от греч. – способный распознавать) | Экспертиза (от лат. – опытный) | ||
Цель | ||||
Выявление степени соответствия результатов деятельности ДОУ стандартам и требованиям системы дошкольного образования. | Всестороннее изучение процесса или получение систематической оперативной достоверной информации как средства обратной связи. | Изучение состояния и совершенствование образовательного процесса в ДОУ. | ||
Виды и направления деятельности | ||||
- По областям применения; - По средства проведения; - По способам сбора информации. | - Педагогическая; - Социологическая; - Психологическая. | - Оценочная и безоценочная; - Индивидуальная и коллективная; - Локальная; - Целостная и комплексная. | ||
Этапы | ||||
- Определение критериев и показателей мониторинга; - Выбор соответствующих методов; - Подготовка инструментария, технологических карт; - Сбор информации; - Систематизация и анализ полученных данных; - Соотнесение с предшествующими результатами; - Разработка рекомендаций, коррекция. | - Сравнение; - Анализ; - Прогнозирование; - Интерпретацию; - Информирование о результатах диагностики и контроль за воздействием на объект различных диагностических методов. | - Анализ; - Оценка; - Вынесение экспертного заключения, содержащего разработанный проект развития изучаемого объекта и план его внедрения. | ||
Функции | ||||
Интегративная, диагностическая, экспертная, информационная, прагматическая, обеспечение обратной связи между управляющей и управляемой системами. | Информационная, оценочная, управленческая, ориентационная, коррекционная, обслуживания научных исследований | Поясняющая, защитная, развивающая, оценочная, функция легализации | ||
Принципы | ||||
Непрерывность; сравнимость данных; объективность информации; адекватность; прогностичность; коллегиальность; междисциплинарность; гуманизация. | Целостность; главного звена; объективность; анализа и синтеза. | Экологичность; диалога и сотрудничества; конструктивность; креативность и гибкость; разносторонность и плюрализм; конфиденциальность. | ||
Методы | ||||
- Беседа; анкетирование; анализ продуктов деятельности, опыта работы педагогов; изучение продуктов детской деятельности; собеседование с педагогами, родителями и детьми. | Наблюдение, анкетирование, тестирование, интервьюирование, анализ документации | - Сбор информации об изучаемом объекте; - Обработки мнений экспертов. | ||
Уязвимые стороны | ||||
Мониторинг базируется на стандартах и эталонах, а значит, его эффективность во многом зависит от корректности заданных норм. Одна из основных проблем мониторинга – измеримость его показателей. | В основу диагностики положены специальным образом разработанные технологии, методики, тестовые задания и т.п. Результаты зависят от применяемых методов: степени их разработанности, качества и соответствия изучаемому объекту. | В основе любой экспертизы лежат субъективные мнения экспертов. Эффективность обусловлена компетентностью специалистов, участвующих в проведении | ||
Общая проблема для всех способов – определение оптимальных критериев и показателей. Единого, универсального, абсолютного критерия оценки качества образовательной работы ДОУ не существует |
На определенных этапах мониторинг, диагностика и экспертиза дополняют друг друга. Это дает возможность получить разносторонние сведения о качестве образовательной деятельности в ДОУ, а также отразить динамику развития воспитательно-образовательного процесса в ходе организации сотрудничества с родителями. Рабочие механизмы постоянно меняются, дополняются, корректируются.
Исследования проводятся по темам:
- «Усвоение детьми знаний по образовательным областям»;
- «Соблюдение требований здоровьесбережения к условиям пребывания детей в детском саду»;
- «Предшкольная подготовка»;
- «Современный детский сад: проблемы и перспективы»;
- «Традиции семейного воспитания».
Результаты работы с родителями:
- 28% родителей регулярно участвуют в планировании образовательного процесса,
- 85% семей принимают активное участие в организации образовательной деятельности,
- 100% - в оценке результатов.
- 100% - родителей посещают родительские собрания, активно участвуют в праздниках и развлечениях, проектной деятельности.
- нет родителей - наблюдателей;
- 30% - родителей - лидеров;
- 67% - родителей – исполнителей;
- 80 % из состава родительской инициативной группы приняли участие в разработке и утверждении Образовательной программы учреждения и Программы развития на 2013-2016 годы.
Таким образом, взаимодействие родителей и педагогов в условиях дошкольного учреждения носит ярко выраженный специфический характер сотрудничества, так как постоянно происходят качественные изменения содержания и форм сотрудничества между родителями и работниками дошкольного учреждения. Данные процессы оказывают положительное влияние на развитие системы дошкольного образования целом, так как позволяют представить опыт работы учреждения педагогическому сообществу различных уровней, способствовать внедрению и разработке новых технологий и приемов в работе с семьями воспитанников.
Участие родительской общественности
в педагогическом процессе учреждения
2013 год 2014 год
ПОКАЗАТЕЛИ:
Увеличение числа родителей-лидеров на 15%.
Увеличение числа родителей-исполнителей на 12%.
Уменьшение числа родителей-наблюдателей на 27%
ЛИТЕРАТУРА
1. О.Бухачева «Семейная медиатека», журнал «Обруч» № 1 – 2009г.,
с.8 – 13
2. Ю.Гладкова «Педагог и семья – проблемы взаимодействия», журнал «Дошкольное воспитание» № 4 – 2008г., с.103 – 110.
3. О.Давыдова, А.Майер «Детский сад – семья: инновационный потенциал традиционных форм работы с позиций компетентностного подхода», журнал «Дошкольное воспитание» № 5 – 2011г., с.17 – 22.
4. «Е.С.Евдокимова «Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника» - М.: ТЦ Сфера, 2008.
5. М.Жарикова «Традиция – семья – культура», журнал «Обруч» № 2 – 2009г., с.16 – 18.
6. О.Л.Зверева, Т.В.Кротова «Общение педагога с родителями в ДОУ» - М.: ТЦ Сфера, 2008.
7.О.Л.Зверева, Т.В.Кротова «Родительские собрания в ДОУ: метод.пособие» - 2.е изд. – М.: Айрис-пресс, 2007.
8.О.Н.Митрофанова «Технологии эффективного взаимодействия детского сада и семьи», журнал «Справочник старшего воспитателя»
№ 2 – 2011г., с.62 – 69.
9. В.Панфилова «Клубы для родителей», газета «Дошкольное образование» №12 -2011 г.
10. С.Соловей, Т.Львова, Г.Дубко «Дискуссия как форма работы с родителями», журнал «Дошкольное воспитание» № 2 – 2008г.,
с.113 – 117.
11. П.Сумин «Дошкольное образование – для каждой семьи», журнал «Обруч» № 1 – 2008г., с.8 – 9.
12.П.Сумин «Е.Кравцова, Д.Дурнаво «День открытых дверей в детском саду», газета «Дошкольное образование» № 5,6 – 2011г.
13. Н.Сухобокова «Формирование педагогических установок родителей», журнал «Дошкольное воспитание» № 3 – 2009г., с.101 – 106.
14. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ(ред. от 23.07.2013)"Об образовании в Российской Федерации"
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация группы "Фиалка" на районный смотр - конкурс "Яркая группа - Счастливое детство"
Презентацию своей группы на конкурс я проводила в марте 2010 года. Очень хотелось преподнести что-то необычное. В итоге я приглашаю гостей посетить наш групполайнер под названием "Фиалка" , на котором...
"Счастливое детство в свободном движении"
Здоровьесберегающая деятельность с детьми с органиченными возможностями здоровья в дошколном образовательном учреждении....
Конспект праздника "Счастливое детство"
Праздник посвящен всем детям дошкольных групп детского сада....
"Семья - основа счастливого детства"
Совместное занятие детей и родителей в районной акции - «Неделя психологии в образовательном учреждении».Тема: «Семья - основа счастливого детства» Составлено и проведено совместно с...
Родительское собрание "Тайны счастливого детства"
Все взрослые были когда-то детьми. Все мы — «родом из детства». Детские годы, наверное, самый важный период жизни человека, когда формируются личность, характер, взгляды на жизнь, отношение к себе и к...
Конспект мероприятия для старшей группы ко «Дню защиты детей» Тема «Счастливое детство – безопасное детство!»
Конспект развлечения....
Программа педагогического просвещения родителей по защите прав детства «Счастливое детство в счастливой семье».
Ценность семьи как важнейшего института воспитания и социализации детей никогда не вызывала сомнений. То, что несет в себе семья, невозможно заменить ничем. Истинные духовные ценности, возможно, сохра...