Консультация для воспитателей «Перспективно-календарное планирование режимных моментов»
консультация на тему
Помощь воспитателям в организации работы в режимных моментах для решения задач образовательной программы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 95 КБ |
Предварительный просмотр:
В дошкольном образовании происходят большие перемены. В целях совершенствования воспитания и образования дошкольников были введены ФГТ к структуре ООП и условиям ее реализации а сейчас рассматривается проект Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утверждены новые СанПиН к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях, с 1 сентября 2013г. вступает в силу новый закон «Об образовании в РФ». Главная цель политики в сфере дошкольного образования – качественное образование дошкольников. В свете новых требований предъявляемых к дошкольного образованию наша задача – оптимизировать педагогический процесс.
Образовательный процесс в дошкольном учреждении должен идти
непрерывно, в течение всего дня, а не только в периодах непосредственной
образовательной деятельности. Во всех режимных моментах (кроме времени, отведенного на сон) мы обязаны создавать условия для решения задачи всех образовательных областей. Обеспечить последовательное осуществление воспитательно-образовательной работы с указанием используемых средств, форм и методов помогает планирование.
Перспективное планирование – позволяет учитывать взаимосвязь между различными разделами работы с детьми, обеспечивает систематичность и последовательность в работе, единство работы воспитателей.
Перспективно-календарное планирование обеспечивает:
1. Взаимосвязь основных видов деятельности детей (познавательно-исследовательскую, коммуникативную, игровую, двигательную, восприятие художественной литературы, и др).
2. Реализацию принципов последовательности и систематичности в решении воспитательных и образовательных задач на месяц.
3. Реализацию принципа интеграции.
Сегодня мы подробно рассмотрим вопросы планирования совместной деятельности в режимных моментах.
В режимных процессах у детей формируются навыки личной и общественной гигиены, правильного поведения в быту, в общественных местах, соблюдение общественных норм и этикета. Т.Богина, Л. Ионова, Н Терехова выделяют следующие виды культурно-гигиенических навыков: умывание, чистка зубов, причёсывание, одевание, чистка и мытьё обуви, уход за верхней одеждой, уборка постели, приём пищи, питьё, в туалете (пользование туалетной бумагой, мытьё рук после туалета), перемена одежды с учётом погоды, содержание личных вещей в порядке.
Планирование образовательной работы, режимных моментов в течение дня поможет обеспечить рациональное распределение разнообразных форм работы по дням недели и распределить материал для формирования и закрепления знаний, умений и навыков дошкольников. По мере роста навыков и знаний дошкольников необходимо предусмотреть постепенное усложнение как содержания, так и методов воспитания, обучения, форм организации деятельности дошкольников с учетом их развития.
Учитывая требования современные требования СанПиН, мы, конечно, исключим из планирования чистку и мытьё обуви, уборку постели. Но вполне можно планировать работу по обучению детей умению вытирать обувь о коврик или решётку, обметать обувь от снега веником в зимнее время, аккуратному складыванию пижамы после сна. Так как в нашем детском саду в данное время не практикуется чистка зубов, то мы можем планировать работу по выработке правильного навыка полоскания рта после еды.
Многие формы и методы работы, используемые в режимных моментах, повторяются ежедневно, поэтому предлагаю планировать их сразу на месяц, т. е. перспективно, указывая форму работы, цель. В календарный план вписывать только название формы работы, а в перспективном плане отмечая дату проведения.
Режимный процесс | Форма работы, цель | Образовательная область | Даты проведения |
умывание | |||
Одевание, раздевание | |||
закаливание | |||
Приём пищи | |||
Дежурство по столовой |
Рассмотрим содержание работы в ходе режимных моментов по образовательной области «Здоровье».
Умывание:
- правила поведения в умывальной комнате (не толкаться, мыть руки по очереди, подходить к раковине по двое и т. п.)
- последовательность действий при мытье рук (закатывание рукавов при необходимости, правильное намыливание, смывание пены, отжимание рук);
- вытирание лица, рук и последовательность действий;
- правильное пользование полотенцем;
- кратность мытья рук;
- пользование расческой;
- содержание носа в чистоте;
- пользование носовым платком.
В процессе одевания и раздевания необходимо отрабатывать:
- правильную последовательность одевания и раздевания (предложить воспитателям воспроизвести последовательность);
- умение аккуратно складывать одежду (предложить воспитателям рассказать о способах складывания, продемонстрировать);
- правильное размещение её в шкафу, на стульчике (уточнить что где храним);
- хранение физкультурной формы (уточнить);
- способы ухода за одеждой: расправлять, выворачивать, просушивать;
- Умение застёгивать и расстегивать разнообразные виды застёжек;
- Умение обращаться с просьбой и благодарить за оказанную услугу;
При проведении закаливающих процедур:
- ценность здоровья;
- необходимость закаливания,
- правильная осанка;
- бережное отношение к своему телу;
- функциональное назначение частей тела и органов чувств;
- Знакомить с основами техники безопасности и правилами поведения во время закаливания.
Во время приёма пищи:
- знакомство с правилами поведения во время еды, столовым этикетом;
- пользование столовыми приборами;
- пользование салфеткой;
- культурой еды: жевать с закрытым ртом, наклоняться над тарелкой, отламывать кусочки котлеты, запеканки, есть ягоды из компота ложкой, после того как выпит компот и т.д. (предложить воспитателям продолжить);
- полоскание рта после еды (уточнить, как правильно это нужно делать);
- польза разнообразных продуктов;
- функциональное назначение частей тела и органов чувств;
- правилами выхода из-за стола;
- переноса посуды (чашка, блюдце).
В режимных моментах можно планировать деятельность дежурных по столовой (о.о. «Труд»):
- подготовка к дежурству (последовательность действий);
- последовательность сервировки стола (уточнить с воспитателями);
Теперь предлагаю рассмотреть какие формы работы можно планировать в процессе этих режимных моментов.
Образовательный процесс должен строиться на адекватных возрасту формах работы с детьми. Мы с вами помним, что основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра. Важно особенно в младшем дошкольном возрасте использовать игровые приёмы.
Планируя работу по формированию культурно-гигиенических навыков необходимо знать программные задачи своей возрастной группы. В связи с этим в планировании должно просматриваться усложнение задач, т.е. сначала планируются обучающие, формирующие задачи, затем развивающие, закрепляющие умения, далее совершенствование умения, навыка. Таким образом, в планировании будет соблюдён принцип последовательности в работе с детьми. Для реализации принципа интеграции необходимо просмотреть задачи всех образовательных областей, которые будут решаться в течение месяца, и постараться подобрать соответствующие формы работы.
Можно использовать следующие формы работы:
- Чтение потешек, коротких стихов, загадок;
- Внесение игровых, сказочных персонажей;
- Игровое упражнение;
- Дидактические игры ( «Часы», «Гусеница»);
- Рассматривание иллюстраций, картин схем с последовательностью выполнения действий (мытьё рук, умывание, полоскания рта, причёсывание, одевание, раздевание и т.п.);
- Ситуативный разговор (о правилах этикета, правилах поведения за столом, в спальне, о пользе продуктов, об одежде по сезону, погоде; о пользе закаливания и т.п.) ;
- Показ способа действия взрослым или ребёнком (например, как правильно вытирать руки полотенцем);
- Пословицы, поговорки (старший дошкол. возр.);
- Словесные игры;
- Знакомство с правилами.
- Дежурство: по спальне, умывальной комнате, раздевалке (старший дошкол. возр.);
- Проблемные ситуации.
Цели у этих форм работы могут быть самые разнообразные:
- Формирование культурно-гигиенических навыков во время умывания, приёма пищи, одевания.
- Развитие умения планировать свою деятельность.
- Закрепления правил поведения за столом, в спальне и т.д.
- Знакомство с правилами безопасного поведения.
- Воспитание культуры еды, общения.
- Знакомство с правилами этикета.
- Воспитание бережного отношения к вещам.
- Развитие представлений о здоровой и полезной пище.
- Развитие представлений о пользе закаливания.
- Расширение и активизация словаря детей.
- Отработка грамматических категорий, т.е. умение согласовывать прилагательные и числительные с существительными, образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами и т.д.
- Упражнять в умении правильно использовать в речи предлоги.
- Знакомство детей со свойствами и качествами материалов (например, какой бывает вода? Какое полотенце на ощупь? и т.п.)
- Упражнения в использовании вежливых слов и другие.
Планируя воспитательно-образовательную работу в процессе режимных моментов, мы можем решать задачи большинства образовательных областей, например таких как: «Коммуникация», «Познание», «Безопасность», «Здоровье», «Труд», «Социализация». А так же способствовать и развитию интегративных качеств: «Любознательный и активный», «Овладевший средствами общения», «Физически развитый», «Способный управлять своим поведением».
Таким образом, можно сделать вывод, что планирование данного раздела, важный момент в планировании воспитательно-образовательной работы с детьми.
При выборе форм работы с детьми в режимных моментах вы можете использовать следующие методические пособия:
- И.Н. Курочкина «Современный этикет и воспитание культуры поведения у дошкольников»
- В.А.Зебзеева «Организация режимных процессов в ДОУ»
- В.Г. Алямовская, К.Ю. Белая и др. « Ребёнок за столом»
Приведу примеры некоторых форм работы с названиями:
«Как правильно пользоваться вилкой», «Как каша помогает расти», конкур «Самый аккуратный стол», «Самая чистая тарелка», словесная игра «Комплимент», поговорка «Кто опрятен - тот приятен». Упражнения: «Надо, надо умываться…», «Подружка расческа, а где же причёска», «Съедим кусочек хлеба», «Моя помощница – салфетка», «Благодарим за обед».
Стихотворение :
Хлеб очень рад, когда его едят.
И обижается и плачет,
Когда он ничего не значит
Для легкомысленных ребят.
Рассмотрим конкретно, на примере лексической темы «Овощи» в средней группе для детей с ОНР, какие формы работы можно планировать.
Режимный процесс | Форма работы, цель | Образ. Обл. | Даты |
умывание | 1. Чтение потешки. Чисто умываемся! Другу улыбаемся! Ты всегда перед едой Руки чисто с мылом мой! Цель: Закреплять знания детей о том, что перед едой необходимо обязательно мыть руки. Продолжать знакомить с малыми фольклорными формами. Учить проговаривать слова потешки с воспитателем. 2. Игровое упражнение «Покажем Мишке как мы умеем умываться» Цель: Развивать умение детей при умывании наклоняться над раковиной, складывать руки «лодочкой», не разбрызгивать воду, понимать опасность мокрого пола. 3. Словесная игра «Что больше?» Цель: Развивать умение сравнивать предметы по величине (кусочки мыла, полотенца), результаты сравнения отражать в речи «большой - маленький», «длинный короткий»» | З, ЧХЛ, К З, Б
П, К | |
Одевание, раздевание | 1. Знакомство с правилом «Каждой вещи своё место» Цель: Продолжать учить детей складывать вещи в шкаф в определённой последовательности. Закреплять название предметов одежды и их частей. 2. Игровое упражнение «Научим Буратино говорить вежливые слова» Цель: Воспитывать у детей умение культуру общения. Закреплять умение вежливо выражать просьбу о помощи, благодарить за оказанную услугу. 3. Показ способа складывания кофты Цель: Учить детей аккуратно складывать кофты, футболки. Развивать мелкую моторику рук, умение отвечать на вопросы «Какой по цвету, длине …?» | Т, К С, К Т, Ф.К., К | |
закаливание | 1. Проблемная ситуация «Миша торопит Дашу» Цель: Подводить детей к пониманию, что не соблюдение правил поведения может привести к травме. 2. Игровое упражнение «Держим спину прямой» Цель: Упражнять детей в умении сохранять прямую спину при ходьбе по массажным дорожка. 3. Рассказ воспитателя «Если хочешь быть здоров закаляйся» Цель: Формировать представления детей о пользе закаливания для организма человека. 4. Упражнение «Мы считаем» Цель: Закреплять навыки счёта | Б. Ф.К. З. П. | |
Укладыва- ние на сон, подъём | 1.Знакомство с правилом «Спальня любит тишину» Цель: Приучать детей соблюдать установленные в коллективе правила поведения. 2. Слушание музыки Цель: Развивать умение воспринимать спокойную музыку. Формировать представление о пользе сна для здоровья. | С. М., З | |
Приём пищи | 1. Ситуативный разговор «Из каких овощей приготовили обед» Цель: Активизировать в речи названия овощей и обобщающего понятия. 2. Рассказ воспитателя «Овощи – полезные продукты» Цель: Дать представления детям о том, что в овощах много витаминов, какие витамины в каких овощах содержаться. 3. Проблемная ситуация «Незнайка отказывается обедать» Цель: Дать детям понятие, что такое режим питания и почему его важно соблюдать. Развивать умение оформлять простые речевые высказывания. 4. Рассматривание иллюстрации Цель: Формировать у детей понимание, что овощи перед употреблением в пищу необходимо мыть. Учить устанавливать простейшие причинно-следственные связи. 5. Игровое упражнение «Научи Зайчишку пользоваться салфеткой». Цель: Совершенствовать умение правильно пользоваться салфеткой после еды. | К. З. З., К З, П. З. | |
Дежурство по столовой | Показ схемы «Накрываем на стол» Цель: Учить детей умению в правильной последовательности сервировать стол, договариваться с помощью воспитателя о распределении коллективной работы. | Т, К |
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад компенсирующего вида № 44 « Родничок»
Консультация для воспитателей
«Перспективно-календарное планирование режимных моментов»
Подготовила и провела
старший воспитатель
Тянгаева Е.В.
г. Саров – 2013г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование режимных моментов во 2 мл. группе
Разработка примерного плана разных видов деятельности в первую и вторую половину дня для детей младшего дошкольного возраста с учетом ФГТ....
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/11/picture-293173-1378888434.jpg)
планирование режимных моментов в подготовительной группе на декабрь
планирование режимных моментов в подготовительной группе на декабрь по темам: 1-ая неделя "Зима.Деревья, лес". 2-ая неделя "В мире сказок". 3-я неделя "Вот пришли морозы". 4 -ая неделя "Новый год у во...
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/14/picture-296286-1379164849.jpg)
планирование режимных моментов в средней группе на январь
Исходя из общих основных принципов планирования и опираясь на методические рекомендации, основой планирования работы в группах является реализуемая комплексная программа, в которой задачи и содержание...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/27/picture-716498-1448607333.jpg)
Консультация на тему: "Организация и планирование режимных моментов в детском саду"
Цель: Познакомить педагогов (молодых специалистов) с методическими рекомендациями по организации и планированию режимных моментов; их значимостью для развития интеллектуальных, физических качеств; пре...
![](/sites/default/files/pictures/2021/03/28/picture-1325267-1616955211.jpg)
Консультация для родителей средней группы по планированию режимных моментов выходного дня.
Весь день в детском саду дети живут, соблюдая определённый распорядок дня: завтрак, занятия, прогулки, обед, сон и т. д. Постарайтесь сохранять этот распорядок в выходные и праздничные дни. Отступлени...
Консультация для родителей по планированию режимных моментов в выходной день.
Консультация для родителей страшей группы( 5-6 лет) по планированию режимных моментов для детей...
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/29/picture-1087520-1543475211.jpg)
Консультация для педагогов "Организация и планирование режимных моментов в детском саду"
quot;Организация и планирование режимных моментов в детском саду"...