Консультация для педагогов "Организация и планирование режимных моментов в детском саду"
консультация

Гуляева Ирина Васильевна

"Организация и планирование режимных моментов в детском саду"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx23.86 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: Познакомить педагогов с методическими рекомендациями по организации режимных моментов; их значимостью для развития интеллектуальных, физических качеств; предпосылок учебной деятельности, на формирования общей культуры и развития личностных качеств ребенка дошкольного возраста.

Рабочий день воспитателя. В чем заключаются основные обязанности воспитателя детского сада?

В первую очередь, воспитатель – это человек, который постоянно находится рядом с детьми: в группе, на прогулке, во время обеда и сна. Каждую минуту и секунду он должен неукоснительно следить за их благополучием и безопасностью. Но на этом не ограничиваются его обязанности. Кроме этого, воспитатель проводит развивающие занятия с детьми, читает и рассказывает им сказки, следит за порядком и дисциплиной в группе, ведет различную групповую документацию, принимает активное участие в организации и проведении утренников.

Чтобы стало более понятно, рассмотрим рабочий день, начиная с утра и заканчивая вечером.

Каждый день в дошкольном учреждении проходит в соответствии с режимом дня, которого придерживается детский сад.

    Режим дня предусматривает организацию совместной с педагогом и самостоятельной деятельности детей, как в режимные моменты, так и между ними.

    Варианты организации различных видов деятельности в различные режимные моменты очень разнообразны и зависят от возраста детей, их интересов, сезонности и событий.

Большое значение для здоровья и благополучного развития ребенка имеет правильная организация режимных моментов.

К режимным моментам относятся:

1. Прием детей, осмотр, игры, утренняя гимнастика.

2. Подготовка к завтраку, завтрак.

3. Игры и детские виды деятельности.

4. Непосредственная образовательная деятельность.

5. Подготовка к  прогулке, прогулка.

6. Возвращение с прогулки, подготовка к обеду, обед.

7. Подготовка ко сну, дневной сон.

8. Подъём после сна, водные процедуры, закаливающие мероприятия.

9. Подготовка к полднику, полдник.

10. Игры, самостоятельная деятельность детей.

11. Подготовка к ужину, ужин.

12. Игры, прогулка, уход детей домой.

Приём детей, осмотр, игры, утренняя гимнастика

Приём детей может проходить как на воздухе, так и в помещении. Воспитатель имеет возможность занять и заинтересовать всех детей, пообщаться с родителями, определить состояние и настроение воспитанников.  Главное - это создать хорошее настроение, как ребенку, так и его родителям. Это обеспечивает позитивный настрой на предстоящий день и является залогом взаимопонимания и взаимодействия детского сада и семьи воспитанника.

Перед приёмом воспитатель проветривает группу. Во время утреннего приёма необходимо обращать внимание на внешний вид детей. Пришедшие дети должны здороваться с воспитателем и другими детьми группы, включаться в игры, разговаривать при этом негромко, не кричать.

Воспитатель обеспечивает интересную, содержательную деятельность детей.

В утренний отрезок времени осуществляется следующая образовательная деятельность:

- наблюдения: в уголке природы, за деятельностью взрослых (сервировка стола к завтраку),

- индивидуальные игры и игры с подгруппами детей (дидактические, сюжетные, малоподвижные и др.,

- трудовые поручения,

- беседы и разговоры с детьми по интересам,

- рассматривание дидактических картинок, иллюстраций.

Утренняя гимнастика

Воспитатель проводит гимнастику с детьми. При этом воспитатель занимается вместе с детьми и, при необходимости, поправляет, корректирует выполнение упражнений детьми.

Подготовка к завтраку, завтрак

Для обеспечения преемственности питания в детском саду, родителей информируют об ассортименте питания ребенка, вывешивая ежедневное меню. Организация умывания перед приемом пищи проводится постепенно, небольшими группами детей. Следует напомнить детям правила поведения в умывальной комнате - дети не должны разбрызгивать воду, отжимать воду с рук над раковиной, после мытья рук сразу же закрывать воду и ни в коем случае не оставлять краны открытыми.

Необходимо обратить внимание и на действия детей — они должны закатать рукава, намыливать руки и выполнять прочие процедуры над раковиной. Дети должны знать, что пользоваться можно только своим полотенцем, а после процедуры умывания нужно аккуратно вешать его на свое место.

В организации питания, начиная со средней группы, принимают участие дежурные воспитанники группы. Учитывается и уровень самостоятельности детей. Огромное значение в работе с детьми имеет пример взрослого. В зависимости от меню можно уточнить названия некоторых блюд. Важно отметить заботу няни и поваров о детях, в нескольких словах обозначить важность и необходимость данных профессий.

В процессе еды воспитатель постоянно контролирует осанку детей, мотивирует, чтобы съели всю предложенную еду. Однако, если аппетита у ребёнка нет, и он отказывается от еды, то лучше не заставлять. Насильственный приём пищи ничего хорошего не даст ни для физического, ни для психологического здоровья ребёнка. Также, во время завтрака решаются задачи воспитания культурно-гигиенических навыков приёма пищи.

Игры и детские виды деятельности

В группе воспитатель создаёт условия для организации детьми разных видов деятельности, а в плане отражает, для каких видов деятельности создана предметно-развивающая среда с указанием названия и цели деятельности. При индивидуальной работе с детьми необходимо указать и тему, и цель с уточняющими подробностями.

Непосредственная образовательная деятельность

НОД проводится согласно календарному плану, в котором указаны программное содержание и цели.

Подготовка к прогулке, прогулка

Прежде чем отправиться на прогулку, необходимо навести порядок в группе: собрать игрушки и расставить их по местам, убрать пособия и материалы, которые использовались в НОД.

Перед одеванием воспитатель напоминает детям правила поведения в раздевальной комнате.

В данном режимном моменте воспитатель формирует у детей навыки одевания и культуры поведения при одевании, решает широкий кругобразовательных задач: название одежды и ее назначение, название деталей одежды и активизация словаря на тему «Одежда». Воспитатель обращает внимание детей на последовательность одевания, а перед выходом на прогулку на внешний вид детей. Если в процессе одевания у кого-либо проявляются очевидные ошибки, воспитатель устраняет их вместе с другими детьми группы, вызывая при этом у детей желание помочь друг другу и пресекая насмешки со стороны сверстников. Не следует при этом забывать о соблюдении последовательности и постепенности, а также – индивидуальном подходе к детям.

Организация прогулки

Ежедневная продолжительность прогулки детей в ДОУ составляет около 4- 4,5 часов. Прогулку организуют 2 раза в день: в первую половину дня до обеда и во вторую половину дня после дневного сна и (или) перед уходом детей домой. При температуре воздуха ниже 15°С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки сокращается. Прогулка не проводится при температуре воздуха ниже - 15°С и скорости ветра более 15 м/с для детей до 4 лет, а для детей 5-7 лет - при температуре воздуха ниже - 20°С и скорости ветра более 15 м/с.

Прогулка состоит из следующих частей:

- наблюдение,

- подвижные игры,

- индивидуальная работа с детьми по развитию физических качеств,

- труд на участке,

- самостоятельная деятельность детей.

В процессе прогулки воспитатель способствует организации детьми интересной и разнообразной деятельности. Для этого в наличии должны быть игрушки и вспомогательный инвентарь, правилам обращения с которым воспитатель обучает детей на прогулке или предварительно в группе.

Во время прогулки у воспитателя есть возможность понаблюдать за содержанием игр и взаимоотношениями детей и скорректировать их при необходимости.

Перед уходом с прогулки дети приводят участок в порядок, собирают выносной материал.

Перед входом в детский сад ребята вытирают ноги и приучаются заходить спокойно, не толкаясь, не споря, не мешая друг другу, мальчики пропускают девочек вперед.

В раздевалке воспитатель следит за процессом переодевания и прививает детям бережное отношение к вещам и навыки аккуратности.

Подготовка ко сну, дневной сон

Спальню перед сном проветривают со снижением температуры воздуха в помещении на 3—5 градусов, при этом дверь из спальни в группу должна быть закрыта.

 Перед тем, как детям зайти в спальню окна в спальне необходимо закрыть.

Лучше, чтобы период подготовки ко сну был спокойным, уравновешенным. Детям не рекомендуется отвлекаться шумными играми, эмоциональными разговорами.

При раздевании воспитатель формирует бережное отношение к вещам, аккуратность.

Обстановка в спальне должна быть спокойной и расслабляющей. Во время сна детей педагог должен находиться в спальне.

Подъем после сна, водные процедуры, закаливающие мероприятия

Подъем проводится постепенно, по мере пробуждения детей, еще в кроватках проводится бодрящая гимнастика (7 – 15 минут). Во время её проведения целесообразно музыкальное сопровождение.

После подъема организуются закаливающие процедуры.

После сна дети закрепляют навыки самостоятельного одевания, а воспитатель помогает им при необходимости.

Продолжается работа по воспитанию аккуратности, самостоятельности. Дети приводят в порядок прически. Девочкам с длинными волосами помогает воспитатель.

Подготовка к полднику, полдник

Организуется аналогично пункту «Подготовка к завтраку, завтрак»

Игры, самостоятельная деятельность детей

Организуется аналогично пункту «Игры и детские виды деятельности»

Подготовка к ужину, ужин

Организуется аналогично пункту «Подготовка к завтраку, завтрак»

Игры, прогулка, уход детей домой

Организуется аналогично пунктам «Подготовка к прогулкам», «Игры»

На вечерней прогулке, в присутствии ребенка воспитатель может проинформировать родителей о его достижениях в развитии, успехах в группе.

Кроме того, воспитатель информирует родителей о проблемах, возникших у ребенка и способах их решения, дает консультации по интересующим родителей вопросам.  

     Важно! Порядок именно такой: сначала – положительное, потом- отрицательное, тактично, ненавязчиво, грамотно, но настойчиво.

Обязательно индивидуальный подход к каждой семье: кому, как и что можно сказать, а что нельзя.

Отдельно стоит обратить внимание на уход ребенка из детского сада. Ребенок должен не забыть о правилах хорошего тона, а именно попрощаться с воспитателем и детьми группы

Воспитателю необходимо формировать положительное отношение ребенка к детскому саду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Организация режимных моментов в детском саду"

Под режимом принято понимать научно обоснованный распорядок жизни, предусматривающий рациональное распределение во времени и последовательность различных видов деятельности и отдыха....

Конспект для воспитателей о режимных моментах. Тема: «Режимный момент в детском саду: подъем после сна»

Правильный режим дня-это рациональная продолжительность и разумное, чередование различных видов деятельности и отдыха детей в течении суток,непременного условия, здорового образа жизни и успешного раз...

Консультация на тему: "Организация и планирование режимных моментов в детском саду"

Цель: Познакомить педагогов (молодых специалистов) с методическими рекомендациями по организации и планированию режимных моментов; их значимостью для развития интеллектуальных, физических качеств; пре...

Консультация “Организация режимных моментов в детском саду”

Консультация “Организация режимных моментов в детском саду&rdquo...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «ОРГАНИЗАЦИЯ РЕЖИМНЫХ МОМЕНТОВ В ДЕТСКОМ САДУ»

Цель: Познакомить педагогов с методическими рекомендациями по организации режимных моментов; их значимостью для развития интеллектуальных, физических качеств; предпосылок учебной деятельности, на...

Консультация для родителей «Организация режимных моментов в детском саду»

Консультация для родителей«Организация режимных моментов в детском саду»...