Проект «Территория счастливого детства»
методическая разработка на тему
Реформирование дошкольного образования с целью более полного удовлетворения запросов родителей и интересов детей предъявляет новые требования к ДОО, в том числе и к территории дошкольной образовательной организации. Во Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования (ФГОС ДО) подчеркивается: «Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства организации, группы, а так же территории, прилегающей к организации или находящейся на небольшом удалении, приспособленной для реализации программы». И далее: такая предметная среда должна создавать условия для общения и совместной деятельности детей, и взрослых, она должна быть содержательно насыщенной, доступной и безопасной.
Мы проанализировали существующие условия в учреждении и выявили: присутствует некоторая перенасыщенность в одном из направлений и недостаточность в другом, много внимания уделяется оформлению и недостаточно в практическом применении оборудования, игр, используемых детьми. Таким образом возникает противоречие: в детском саду создана предметно-развивающая среда, но она не отвечает в полной мере требованиям ФГОС ДО. Отсюда вытекает проблема: как создать среду соответствующую требованиям ФГОС ДО.
Проблема создания предметно-развивающей среды является актуальной. В настоящее время педагоги находятся в поиске эффективных форм и инновационных подходов к изменению развивающей среды. Проект «Территория счастливого детства» является продолжением работы по созданию среды. Реализуя проект, мы получаем возможность создать условия, обеспечивающие осуществление детской деятельности и предусматривающие ряд базовых компонентов, необходимых для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального становления личности ребенка, возможность проявить сотрудничество и сотворчество участников образовательных отношений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_territoriya_schastlivogo_detstva.doc | 115 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Колосок» пгт Кильмезь
Кильмезского района Кировской области
ПРОЕКТ
« Территория
счастливого детства»
Составители:
старший воспитатель
Л.В. Благодатских
2013-2014 уч.г.
Дети должны жить в мире красоты, игры,
сказки, музыки, фантазии, творчества.
В.А. Сухомлинский
Девиз: «Подари ребенку радость!».
Актуальность.
Реформирование дошкольного образования с целью более полного удовлетворения запросов родителей и интересов детей предъявляет новые требования к ДОО, в том числе и к территории дошкольной образовательной организации. Во Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования (ФГОС ДО) подчеркивается: «Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства организации, группы, а так же территории, прилегающей к организации или находящейся на небольшом удалении, приспособленной для реализации программы». И далее: такая предметная среда должна создавать условия для общения и совместной деятельности детей, и взрослых, она должна быть содержательно насыщенной, доступной и безопасной.
Мы проанализировали существующие условия в учреждении и выявили: присутствует некоторая перенасыщенность в одном из направлений и недостаточность в другом, много внимания уделяется оформлению и недостаточно в практическом применении оборудования, игр, используемых детьми. Таким образом возникает противоречие: в детском саду создана предметно-развивающая среда, но она не отвечает в полной мере требованиям ФГОС ДО. Отсюда вытекает проблема: как создать среду соответствующую требованиям ФГОС ДО.
Проблема создания предметно-развивающей среды является актуальной. В настоящее время педагоги находятся в поиске эффективных форм и инновационных подходов к изменению развивающей среды. Проект «Территория счастливого детства» является продолжением работы по созданию среды. Реализуя проект, мы получаем возможность создать условия, обеспечивающие осуществление детской деятельности и предусматривающие ряд базовых компонентов, необходимых для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального становления личности ребенка, возможность проявить сотрудничество и сотворчество участников образовательных отношений.
Идея проекта.
Попытка соотнести элементы развивающей среды с целями и задачами новых требований к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования.
При организации среды на участках детского сада мы учитываем:
- Выполнение санитарно-гигиенических норм; требований к комфортности и безопасности оборудования.
- Соответствие развивающей среды образовательной программе, реализуемой в детском саду.
- Учет всех направлений развития ребенка.
- Обеспечение возможности для исследования, поисковой деятельности, экспериментирования и самостоятельной индивидуальной деятельности.
- Создание условий для изменения среды.
Цель проекта:
Создание эмоционально – благоприятных условий пребывания детей в дошкольной организации в соответствии с ФГОС ДО посредством благоустройства территории детского сада и оформления эстетически красивой природной среды.
Задачи:
- Изучить и внедрить в практику новые подходы к организации предметно – развивающей и предметно – игровой среды, обеспечивающих полноценное развитие дошкольников в рамках реализации Основной образовательной программы дошкольного образования МКДОУ д/с «Колосок».
- Создать объекты, обеспечивающие разнообразную деятельность детей и взрослых, в соответствии с ФГОС ДО.
- Внедрить инновационные формы взаимодействия с семьей в рамках ФГОС ДО к условиям реализации ООП ДО. Активизировать инновационный творческий потенциал педагогов, родителей и детей по созданию благоприятных условий для воспитания и обучения детей при благоустройстве территории ДОО.
- Создать условия для использования творческих способностей воспитанников и вовлечению их в процесс дизайнерского преобразования окружающего мира.
- Воспитывать бережное отношение к природе и к окружающему миру.
Руководитель проекта: старший воспитатель МКДОУ д/с «Колосок, Благодатских Л.В.
Участники проекта: Педагоги детского сада, дети и родители.
Тип: Практико-ориентированный
Вид: Творческий
Срок реализации проекта: 2012-2013уч. год – 2013-2014 уч. год ( 2 года)
Ожидаемые результаты:
- Благоустройство территории в соответствии с требованиями нормативных документов ФГОС ДО к ООП ДО.
- Повышение уровня профессионального мастерства педагогов.
- Участие детей в создании современных «экологических пространств» на территории детского сада.
- Формирование «детско-взрослого общества» на основе сотрудничества ДОО и семьи. Родители не только наблюдают за жизнью ребенка в детском саду, но и активно участвуют в благоустройстве территории.
- Повышение уровня экологической культуры педагогов, воспитанников и родителей.
Содержание проектной деятельности
Этапы проекта
2012- 2013 учебный год
I. Подготовительный этап (ознакомительный, диагностический)
Предполагает создание общей установки на совместное решение задач по благоустройству территории детского сада и оформления эстетически красивой природной среды.
Первый этап обеспечил базовые условия сотрудничества педагогов, детей и родителей.
Основное содержание деятельности:
Анализ исходного состояния участков и территории учреждения.
Детальное обследование территории детского сада, определение мест для создания новых экологических точек, определение мест построек, требующие уборки и реставрации.
Изучение методической литературы:
- Журналы «Дошкольное воспитание»
- Журналы «Справочник старшего воспитателя»
- Журналы «Обруч»
- Журналы «1000 советов»
Ресурсное обеспечение проекта
- Кадровый ресурс
- Администрация детского сада: заведующая детским садом – Е.А. Ложкина, старший воспитатель – Л.В. Благодатских, заместитель по административно хозяйственной части – Р.Г. Закирова
- Педагоги детского сада
- Нормативно – правовой ресурс
- ФГОС ДО (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155)
- Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» 2.4.1.3049- 13
- Материально – технический ресурс
№ | Содержание работы | Участники | Срок |
1 | Детальное обследование территории | Заведующая, старший воспитатель, заведующая по административно – хозяйственной части | Сентябрь |
2 | Подготовка земли, перевозка чернозема, песка | Родители | Апрель, май |
3 | Закупка семян. | Сотрудники детского сада | Март, апрель |
4 | Акция «Посади свой цветок». Посадка многолетних цветов | Воспитатели, дети, родители | Май |
5 | Приобретение соответствующего оборудования для реализации проекта ( строительный материал, игровое оборудование, краска). | Родители, сотрудники детского сада | В теч. года |
6 | Сбор материалов, необходимых для строительства, реконструкции и создания новых объектов, | Родители, сотрудники детского сада | В теч. года |
- Информационный ресурс
Мероприятия (педагоги и родители):
- Изучение передового педагогического опыта по созданию развивающей среды в детских садах района, округа и области ( изучение материалов конкурсов « Красивая школа»).
- Педагогический час: разработка проекта «Территория счастливого детства»
- Создание творческих групп для осуществления проекта
- Анкетирование, индивидуальные и групповые беседы, проведение родительских собраний по выявлению и заинтересованности в обустройстве территории ДОО и возможной помощи.
- Составление перспективного плана мероприятий, направленных на благоустройство детского сада.
- Разработка проектов педагогами и семьями воспитанников.
- Разработка макетов, отображающих оформление цветников, участков.
- «Ярмарка идей» - семейная гостиная
- Выпуск информационных листов для родителей.
Мероприятия (дети):
- Познавательная экскурсия с детьми к дизайнерам - любителям поселка.
- Конкурс рисунков для детей старших групп на тему « Мой любимый участок».
2013- 2014 учебный год
II. Основной этап (практический)
Предполагает выработку у субъектов единства подходов для создания развивающей среды, обеспечивающей полноценное развитие дошкольников.
Основа взаимодействия – активное сотрудничество педагогов, родителей и детей.
План график работы проекта
Мы планировали создать объекты на территории детского сада, обеспечивающие разнообразную деятельность по следующим направлениям: оздоровительное, познавательное, эстетическое и игровое. В соответствии с обозначенными направлениями на территории ДОО мы выделили несколько зон:
- Игровые площадки;
- Спортивно – оздоровительная площадка;
- Поляна сказок;
- Цветники, клумбы;
- Зона отдыха;
№ п/п | Тема мероприятия, занятия, направления | Форма проведения | Цель | Ответственный |
1 | Игровые площадки | Мини – проекты «Мой участок» | Создание экологически и эстетически благоприятной среды для развития всех видов детской деятельности. | Воспитатели групп |
2 | Спортивно- оздоровительная площадка | Мини- проект «Здоровей-ка» | Создание условий для оздоровления и развития двигательной активности детей | Инструктор по физической культуре |
3 | Поляна сказок | Мини-проект «В гости к сказкам» | Создание условий для познавательно- речевой активности детей | Воспитатель средней группы Елькина Е.А. |
4 | Эстетическая зона (цветники, клумбы) | Создание условий для экологического, эстетического, трудового воспитания детей | Сотрудники детского сада | |
5 | Зона отдыха | Создание условий для отдыха детей | Сотрудники детского сада |
На данном этапе появились:
- Спортивно-игровая площадка.
- Зона отдыха
- Поляна сказок
- Оснащение детских игровых площадок новыми объектами.
2013- 2014 учебный год
III. Заключительный этап
Данный этап направлен на построение единого игрового образовательного пространства для развития детей.
Мероприятия:
- Презентация зон на территории ДОО.
- Представление опыта реализации проекта на методическом объединении.
- Участие в районном конкурсе «Красивая школа».
Предполагаемый результат проекта:
- Организация и оформление зон творческими группами на территории ДОО по разработанным проектам.
- Эстетическое оформление зон.
- Привлечены 70% родителей к созданию предметно-развивающей среды.
- Повышение профессионального мастерства педагогов по данной теме.
- Возможность приобщить всех детей к активной самостоятельной деятельности.
- Повышение экологической культуры детей.
Конечный результат проекта.
Преобразование территории ДОО в пространстве с наличием зон привлекательных для детей, предоставляющих детям возможность выбора деятельности, реализации своих возможностей.
Перспектива проекта.
- Продолжить работу по благоустройству территории МКДОУ д/с «Колосок в соответствии с требованиями ФГОС ДО: создать экологическую тропу, метеоплощадку.
- Продолжить работу по технологии - метод проекта экологической направленности.
Бюджет проекта
№ п/п | Материалы, необходимые для реализации проекта | Сумма | Источник финансирования |
1 | Семена и рассада растений | 500 руб | внебюджетные |
2 | Строительные материалы для изготовления построек (краска | 15 000 руб | внебюджетные |
3 | Различный природный, бросовый материал | 0 | 0 |
Итого | 15 500 руб |
Приложение 1
Анализ состояния участка детского сада и существующих проблем.
Благоустроить территорию детского сада особенно, важно, так как его посещают маленькие дети. Для дальнейшего личностного становления ребенка важно, что его окружает. Видя ежедневно ухоженные красивые. Всегда цветущие клумбы, воспитанник не только получает положительные эмоции, но и учится оберегать красоту, создавать её своими руками.
Для работы над проектом коллектив детского сада провел анализ исходного состояния участков и территории организации.
Оформление территории детского сада делится на несколько зон: эстетическая зона, спортивно – оздоровительная зона, зона отдыха, детские игровые площадки.
Эстетическая зона: Около здания детского сада разбит большой цветник. На каждом прогулочных участках имеются цветочные клумбы, созданные из автомобильных покрышек. На территории детского сада большое количество деревьев.
Проблема: Для художественно – эстетического оформления территории детского сада необходимо продумать цветочные клумбы у входа детского сада, на прогулочных участках и более интересно оформить дорожку вдоль нового здания и саму территорию у центральных и запасных выходов для повышения интереса детей у посещению детского сада
Спортивно – оздоровительная зона – важная часть территории детского сада. Она представлена спортивным оборудованием на прогулочных площадках и спортивной площадкой.
Проблема: Для удовлетворения потребности детей в движении необходимо дополнить площадки снарядами для лазания и подлезания, разнообразными турниками, бревном для ходьбы и упражнений для равновесия. Элементами игры в футбол, метания мяча в цель. Провести декоративную покраску оборудования на спортивной площадке.
Зона отдыха: На каждом прогулочном участке имеются скамейки для отдыха, лавочки. Столики для детей, теневые навесы, где можно спрятаться от солнца и дождя. На участках групп имеются деревья, где дети могут спрятаться от солнца.
Проблема:
- Не на всех участках групп песочницы имеют крышки, закрывающиеся на ночь.
- На участках групп не достаточно малых форм.
- Необходимо произвести ремонт ограждений на прогулочных участках.
- Требуется ремонт теневых навесов и малых форм.
- Требуется декоративный ремонт оборудования прогулочных участков.
- Построить беседки для отдыха и уединения детей.
Приложение 2
Результаты анкетирования родителей по выявлению заинтересованности в обустройстве территории ДОО и возможной помощи.
1 | Как вы считаете, созданные условия на игровых площадках и территории ДОО способствуют всестороннему развитию детей? | Да | Нет | Не знаю |
39% | 58% | 3% | ||
2 | Вы, хотите принять участие в изменении и улучшении прогулочных площадок групп и территории ДОО? | Да | Нет | Не знаю |
80% | 20% | 0% |
Приложение 3
Показатель эффективности проекта
Показатели эффективности проекта мы будем определять в ходе наблюдений за поведением и деятельностью детей в оборудованных зонах.
Наблюдение за детьми.
Цель: определение степени эффективности использования оборудованных зон на территории ДОУ.
Критерии определения степени эффективности.
- Предпочитаемая зона, частота ее использования.
- Эмоциональность.
- Частота использования оборудования.
- Время пребывания.
Таблица выявления степени эффективности на 1 день.
№ | Имя ребенка | Зона | Эмоциональность | Частота использования оборудования | Время пребывания | |||
Предпочитаемая | Частота использования | Радость | Равнодушие | Негатив | ||||
Таких таблиц будет пять (по дням недели). Экспериментатор будет наблюдать за 10 детьми одного возраста в течение года (поквартально): 5 дней в сентябре, 5 дней в январе, 5 дней в апреле и 5 дней в июле.
Данные будут заноситься в вышеуказанную таблицу.
Полученные данные таблиц будут обрабатываться по формуле определения эффективности использования зон и оборудования.
Формула определения эффективности
использования зон и оборудования
Х% = 100% В
А
где, А – максимальное число использования зоны и оборудования за 5 дней, равное 50
В – выявленное количество использования зоны и оборудования за 5 дней
Полученные результаты будут отражены в диаграммах.
Приложение 4
Перспектива проекта.
Метеорологическая площадка.
Цель – учить детей определять погоду, составлять прогноз, использовать для этого специальные приборы: термометр, осадкомер и флюгер.
Площадка будет расположена рядом с участком выпускной группы. На ней будут установлены два термометра. Один расположен под навесом, защищенный от солнечных лучей, второй на другом столбике без навеса. Таким образом, дети будут определять температуру воздуха на солнце и в тени.
Другой прибор на площадке – осадкомер, представляющий собой ведро с цилиндрическими стенками. Дети, помещая в осадкомер линейку, будут определять, сколько миллиметров осадков выпало за интересующий их период. Выше всех будет установлен флюгер – для определения направления ветра. Мы всегда будем знать, откуда дует ветер.
Для удобства детей на метеоплощадке будет находиться стол и стул.
Птичья столовая.
С целью воспитания заботливого отношения к птицам, развития познавательных способностей детей, нами будет оборудована птичья столовая.
Разместим ее в спокойном месте в стороне от групповых участков. Установим домики для птиц и кормушки.
Таким образом, дети будут иметь возможность наблюдать за прилетающими птицами и заботиться о них
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Дворик детства"
Что послужило основанием для решения проблемы правильной организации среды? Рядом с детским садом нет ни сквера, ни парка, ни водоема. Поэтому мы стараемся оградить детск...
Проект "Радужное детство"
До проектная деятельность.Мотив: У детей недостаточно сформированы представления осенсорных эталонах ( величине, форме, цвете )Модель трех вопрос...
Проект "Мир детства - мир спорта".
Проект "Мир детства - мир спорта"....
Проект "Город детства". Преобразование развивающей предметно- пространственной среды групп в соответствии с ФГОС ДО.
Мой проект о том, как создать эффективную развивающую среду соответствующую ФГОС ДО, стимулирующую развитие дошкольников....
Разработка проекта "Защитим детство" для детей с ЗПР
Материалы на участие в конкурсе на лучший сценарий занятия (игры) с детьми дошкольного возраста по теме, способствующей правовому воспитанию "Через игру - к правовому воспитанию"...
Проект "Здоровое детство"
данный проект разработан с целью формирования осознанного отношения детей к здоровому образу жизни , а так же с целью повышения интереса родителей к участию в оздоровительных мероприятиях...
Проект "Здоровое детство "
Для того , чтобы создать условия для сознательного отношения к здоровому образу жизни, мной был разработан проект "Здоровое детство ".В проекте представлены мероприятия, направленные на о...