Разработка проекта "Защитим детство" для детей с ЗПР
проект по окружающему миру на тему
Материалы на участие в конкурсе на лучший сценарий занятия (игры) с детьми дошкольного возраста по теме, способствующей правовому воспитанию "Через игру - к правовому воспитанию"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 209.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида «Алёнка»
пгт Кикнур Кировской области
Материалы на участие в конкурсе на лучший сценарий
занятия (игры) с детьми
дошкольного возраста по теме, способствующей правовому воспитанию:
«Через игру – к правовому воспитанию»
Золотарева Елена Анатольевна
Педагог - дефектолог
МКДОУ детский сад
комбинированного вида «Алёнка»
пгт Кикнур,2011
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида «Алёнка»
пгт Кикнур Кировской области
Презентация проекта
группы компенсирующей направленности
для детей с задержкой психического развития
Золотарева Елена Анатольевна
Педагог - дефектолог
МКДОУ детский сад
комбинированного вида «Алёнка»
пгт Кикнур,2011
Разработка проекта для детей с задержкой психического развития группы компенсирующей направленности
«Защитим детство»
Название проекта: «Защитим детство»
Участники: Дефектолог: Золотарева Елена Анатольевна
Воспитатели: Дорогая Августа Кузьминична
Никифорова Татьяна Вячеславовна
Родители и дети группы компенсирующей направленности
Проблема: увеличилось количество детей больных и оставшихся без попечительства родителей, не посещающих детский сад в связи с тяжелым материальным положением в семье и т.д. Нарушается одно из основных прав ребенка – право на полноценное детство. Это происходит из-за незнания прав, как взрослыми, так и самими детьми.
Цель: Способствовать формированию у детей дошкольного возраста общей культуры, гражданской принадлежности, первоначальных представлений о Конвенции ООН о правах ребёнка.
Задачи:
- Сформировать представления о правах ребёнка;
- Познакомить детей с собственными правами: на отдых, на образование, на здоровье, на семью;
- Развивать правовое мировоззрение и нравственные представления;
- Воспитывать в детях чувство самоуважения, доброту, внимание к другим людям.
Предварительная работа:
- Рассказ о «Конвенции о правах ребёнка»
- Чтение художественной литературы;
- Рассматривание плакатов о правах детей;
- Создание проблемных ситуаций и поиск выхода из них;
- Организация выставки рисунков о правах детей»;
- «Изготовление буклета для родителей о правах детей».
Классификация проекта: краткосрочный (1 неделя)
По методу: информационно – познавательный
По характеру контакта: личностный (внутри ДОУ)
По составу: групповой
План проекта
Содержание практической деятельности | участники |
1 | 2 |
Диагностический | |
Проведение диагностики знаний детей и родителей о правах | дефектолог, воспитатели, воспитанники родители |
Подготовительный | |
Рассматривание плакатов «Защита прав детей». Подбор материала к выставке: «Семейное древо». Чтение сказок «Жихарка», «Гуси – лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Красная Шапочка», «Три поросёнка», «Кот, петух и лиса» и др. Подбор стихов о детстве. Знакомство родителей с буклетом «Я – ребёнок, я имею право». | дефектолог, воспитатель, воспитанники |
Поисково – исполнительный этап | |
Консультация для родителей «Защитим наших детей»; «Права детей в семье» Беседа с детьми «Знаешь ли ты свои права?» Из Рисование « Мама, папа, я – очень дружная семья», «Папа, мама ве ведут ребёнка в детский сад», «Свой любимый детский сад кА каждый день я видеть рад» Аппликация «Ворона и лисица»; «Высокий дом» Конструирование из природного материала «Ожидание», «Нежность», «Едем, гудим, с пути уйди»» Лепка «Дружная семейка» Подвижные игры: «Ловишки», «Хитрая лиса», «Вокруг домика хожу», «Третий лишний», «Белка и дупло»; соревнование «Веселые старты» Дидактические игры: «Можно и нельзя – культура поведения», «Кому, что нужно для работы», «Что нужно ученику», «Кукла заболела», «Кто где живет», «Семья собирается на прогулку», «Витаминки и её друзья», «Моя комната» Кукольные театры: «Заюшкина избушка», Волк и семеро козлят» Фланелеграф: «Гуси – лебеди» | дефектолог, воспитатель, родители, дети |
Обобщающий этап | |
Сюжетно – ролевые игры: «Семья», «Детский сад», «Школа»; Организация выставок: поделки из природного материала; плакаты о правах детей; рисунки «Счастливое детство»; «Семейное древо» | дефектолог, воспитатель, родители, дети |
Презентация проекта | |
Игра с родителями «Счастливый случай» | дефектолог, воспитатель, родители, дети |
Рефлексионный этап | |
Беседа с детьми о том, что интересного запомнилось на неделе о правах детей | дефектолог, воспитатель, дети |
Поисково – исполнительный этап
Беседа с детьми о правах ребёнка
Задачи: Познакомить детей с их правами. Воспитывать в детях чувство самоуважения, доброты, внимания к своей семье и другим людям.
Оборудование: Картинка солнышка с лучиками, макет семейного древа, иллюстрации к сказкам.
Предварительная работа: чтение сказок, рассматривание плакатов о правах детей.
Воспитатель: Люди появились на Земле тысячи лет назад. Тогда же появились Главные вопросы: что могут люди делать, а что не могут? Что они обязаны делать, а что не обязаны? На что имеют права и на что не имеют?
Со временем люди решили искать ответы на вопросы путем переговоров. В результате появилась книга «Всеобщая декларация прав человека», в которой записано все, что люди должны делать, чтобы жить в мире и согласии. Но эту книгу взрослые написали для себя, а заботясь о детях, написали другую книгу: «Конвенцию о правах ребенка». Чтобы стать полноправным членом общества, нужно знать свои права.
У русского народа символом света и тепла всегда было солнце, один солнечный лучик может принести человеку счастье. Вот такое солнышко заглянуло в окно детского сада.
На одном из лучей солнца написано: «Важнейшее право, которое имеют все дети на свете, – право на жизнь». Скажите, пожалуйста, благодаря кому вы появились на свет? (благодаря родителям). Отгадайте загадки:
Висит пальто, а рядом шляпа –
Пришел домой с работы … (папа)
Она лучше всех на свете, Есть она у Кати, Пети
Без неё прожить нельзя. И конечно у меня (мама)
Воспитатель: Скажите, пожалуйста, с кем вы живете? (с родителями) А как одним словом назвать вас и ваших родителей? (семья).
На втором лучике написано: «Каждый ребенок имеет право проживать в семье со своими родителями, имеет право на любовь и понимание со стороны родителей, семьи». Расскажите о своей семье? (Дети вносят плакаты с семейным древом и рассказывают о своих родных).
Воспитатель: давайте вспомним пословицы и поговорки о семье, доме, Родине, маме.
- Если дружба велика, будет Родина крепка.
- С соседями жить – дружбу водить
- В гостях хорошо, а дома лучше.
- Всякой матери свое дите мило.
- Нет друга нежней матери.
На третьем лучике написано: «Ребенок имеет право на гражданство». После рождения вы получили первый в своей жизни документ – «Свидетельство о рождении». Попросите своих родителей показать вам ваше «Свидетельство о рождении». Мамы и папы подарили вам красивые имена, давайте назовем их. Обращаться друг к другу надо вежливо, ласково, по имени. Нельзя называть человека грубыми словами, давать ему кличку – это нарушение его права на имя.
Ребенок приносит следующий лучик: «Дети имеют право на образование». Скоро вы пойдете в школу и там многому научитесь. Вы имеете право развиваться духовно и физически, заниматься творчеством и искусством.
Предлагаю достать следующий лучик: «Дети имеют право на защиту от пыток или другого жестокого, бесчеловечного обращения».
(Предлагаю детям подойти к доске, на которой иллюстрации к различным сказкам). Посмотрите на иллюстрации и скажите, пожалуйста, в каких сказках нарушены права героев? Какие права? («Гуси – лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Волки семеро козлят», «Три поросёнка», «Золушка», «Жихарка», «Красная Шапочка», «Мойдодыр», «Тараканище», «Теремок»). Воспитатель: Сегодня солнышко познакомило вас с вашими правами. Каждый человек имеет не только права, но и обязанности перед обществом Дети читают стихи:
Мы на свет родились, Пусть дети живут, смеются звонко,
Чтобы радостно жить, Подрастают с каждым днём,
Чтобы вместе играть, Пусть у каждого ребёнка
Чтобы крепко дружить, Будет теплый, светлый дом.
Чтоб улыбки друг другу
Дарить и цветы, Детство только раз бывает
Чтоб исполнились в жизни У ребят любой страны
Все наши мечты. Пусть никто из них не знает
Горя черного – войны.
Буклет для родителей « Я ребёнок, я имею право» (защита прав и достоинств
ребенка в законодательных актах)
Презентация проекта.
Игра с родителями «Счастливый случай»
Ход игры
Цель: Повышение родительской компетентности в вопросах соблюдения прав человека.
Задачи:
Расширить представления родителей о правах человека.
Развивать коммуникативные навыки.
Воспитывать уважение к достоинству и личным правам другого человека, формировать основы толерантности.
Ведущий. Уважаемые родители! Гости! Мы рады приветствовать вас за круглым столом. Сегодня мы с вами собрались, чтобы поговорить на важную, актуальную тему. В современном мире каждый человек должен знать свои права, права ребенка, соблюдать их и защищать от посягательств. Наша встреча будет проходить в виде игры "Счастливый случай". Тема игры "Нравственно-правовое воспитание дошкольников».
В игре участвуют две команды: "Солнышко" и "Звездочка" Команды в сборе, необходимо выбрать независимую группу экспертов, которая будет оценивать вашу работу. (Предлагаю гостям быть экспертами)
Гейм. “Разминка”
Начнём нашу игру. Задания для вас. Назовите литературное произведение, автора и сказочного героя, который мог бы разместить в газете следующие объявления. (За каждый правильный ответ один балл).
1. Предлагаю новое корыто, избу, столбовое дворянство в обмен на стиральную машину. (Старуха, “Сказка о рыбаке и рыбке” А.С.Пушкина)
2. Несу золотые яйца. Дорого. (Курочка ряба. Русская народная сказка).
3. Потерян ключ из драгоценного металла. (Буратино. “Золотой ключик или приключения Буратино” А.Н.Толстой).
4. Ветеринарные услуги с выездом в любую часть света. (Айболит, «Доктор Айболит» К.И.Чуковский).
5. Отмою всё! (Мойдодыр. К.И.Чуковский).
6. Туристическая фирма организует воздушное путешествие вдоль молочной реки с кисельными берегами. (Русская народная сказка “Гуси - лебеди”).
7. С помощью этого предмета главный герой сказки нашёл счастье мудрую жену которая была заколдована (стрела).
8. С помощью этого предмета можно смастерить самые замечательные вещи, а можно убить страшного героя русской народной сказки (игла).
Гейм. “ Заморочки из мешочка”
В этом гейме уточним или узнаем что-то новое о правах человека.
В современном мире каждый человек должен знать свои права, права ребенка, по возможности соблюдать их. Я буду вытаскивать бочонки с номером вопроса: желтые - для команды “Солнышко”, а зеленые - для команды “Звездочка”.
1. Воспитание ребёнка является правом или обязанностью родителей? (И правом и обязанностью)
2. С какого возраста ребенок способен принимать самостоятельные решения? (с 3-х лет)
3. Кто несёт ответственность за воспитание ребенка в случае развода? (Оба родителя)
4. На какие виды делятся права ребёнка? (защита от жестокого обращения, право на охрану и здоровье ребёнка, образование, игру, на индивидуальность).
5. Какое право нарушила ведьма в сказке “Сестрица Алёнушка и братец Иванушка”. (Право на жизнь)
6. Почему обитатели двора в сказке Г.Х.Андерсена “Гадкий утенок” обижали утенка, какое право они этим нарушили? (Он не был таким как все, нарушено право на сохранение индивидуальности).
7. Какое право было нарушено в сказке “Заюшкина избушка”. (Право на собственность)
Музыкальная пауза (песня «Детство»)
Гейм “Гонка за лидером”
А мы продолжаем. Работа по информационным карточкам. Перед вами карточки с вопросами и несколькими вариантами ответов. Зачитываете вопрос и находите на ваш взгляд правильный ответ. За каждый правильный ответ вы получаете жетон.
Карточка №1.
Какие права ребенка обязуются уважать и обеспечивать государство и
участники Конвенции о правах ребенка.
а) Право на жизнь, на гражданство, на образование;
б) Право на жизнь, на семейные связи, на образование;
в) право на жизнь, свободное выражение мысли, на отдых и досуг;
г) весь комплекс гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав.
Карточка №2.Кто несёт ответственность за обеспечение условий жизни, необходимых для развития ребёнка:
а) органы управления Российской Федерации;
б) органы местного самоуправления;
в) образовательное учреждение;
г) родители и другие лица, воспитывающие ребенка.
Карточка №3.
Кто должен участвовать в принятии решений затрагивающих настоящее и будущее ребёнка;
а) родители или другие лица замещающие родителей несущие ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту;
б) ребенок и родители или лица замещающие родителей;
в) родители или другие лица замещающие родителей;
г) родители и органы местного самоуправления.
Карточка №4.
Кто несёт ответственность за нарушение прав и свобод детей обучающихся в образовательных учреждениях;
а) лица, совершившие или допустившие нарушение;
б) органы местного самоуправления;
в) местный орган управления образования;
г) образовательное учреждение.
Карточка №5.
Кто несёт ответственность за создание необходимых условий для обучения детей в образовательном учреждении:
а) учредитель;
б) органы управления образовательного учреждения;
в) должностные лица образовательного учреждения;
г) органы управления образовательным учреждением.
Карточка №6.
Всем стало известно, что соседи по подъезду жестоко обращаются со своим ребенком. Какие действия вы предпримите:
а) побеседовать с родителями ребенка и указать на неправильность их действий;
б) сообщить в Образовательное учреждение, где находится ребенок;
в) позвонить в органы опеки и попечительства и сообщить координаты семьи, где нарушены права ребенка.
Вы отлично справились с заданиями и самое время отдохнуть. Прошу всех встать. Сейчас вы, передавая, друг другу игрушку будете называть слова, которые выражают похвалу ребенку, ласковые и добрые слова.
Игра - тренинг для родителей.
«Кто больше скажет ласковых слов своему ребенку»
Не одного дня без похвалы и ласковых слов для наших малышей. Это надо взять за правило.
Закончилась игра. Сейчас мы узнаем результаты и объявим победителей!
Вот и подошла к завершению наша встреча. До новых встреч!
Литература
- Доронова, Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. – М.: 2002. – С 13 – 20.
- Доронова, Т.Н. Дошкольные учреждения и семья. – М.: Линка-Пресс, 2001. – С 93 – 103.
- Доронова, Т.Н. Защита прав и достоинства маленького ребенка . – М.: Провинция, 2003. – С 61 – 107.
- Дошкольное воспитание. – 2001. – № 8. – С 6 – 11.
- Дошкольное воспитание. – 2004. – № 6. – С 110 – 114.
- Дошкольная педагогика. – 2007. – № 6. – С 14 – 20.
- Евдокимова, Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника– М.: Творческий центр, 2008. – С 68 – 74.
- Копытова, Н.Н. Правовое образование в ДОУ. – М.: Творческий центр, 2007.
- Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. / Т.Г. Казакова. – М.: Просвещение, 1985
- Краснощекова Н.В. Сюжетно – ролевые игры для детей дошкольного возраста. / Н.В. Краснощекова. – Ростов на Дону: Феникс, 2008
- Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. /И.А. Лыкова. – М.: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2009
- Ребенок в детском саду. – 2005. – № 6. – С 23 – 29.
- Ребенок в детском саду. – 2007. – № 3. – С 34 – 38.
- Управление в ДОУ. – 2005. – № 6. – С 83 – 100.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/02/picture-763939-1456937168.jpg)
Методические разработки подвижных игр детей на прогулке. Игры-эстафеты для детей 5-7 лет.
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад комбинированного вида № 117 Выборгского районаГ. Санкт-Петербург Методические разработки подвижных игр детей на прогулке...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/30/picture-394580-1391084739.jpg)
Методическая разработка совместной деятельности детей и педагога НОД по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" для детей среднего дошкольного возраста. Тема:"Поможем птицам"
Методическая разработка совместной деятельности детей и педагога НОД по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» для детей среднего дошкольного возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/01/picture-377433-1601566704.jpg)
Методическая разработка по обучению детей родному языку для детей дошкольного возраста в подготовительной к школе группе с использованием метода «Синквейн».
Методическая разработка по комплекту «Без инде хәзер зурлар, мәктәпкә илтә юллар» предназначена для родителей, детей, воспитателей, воспитателей по обучению татарскому языку дошкольных образоват...
![](/sites/default/files/pictures/2017/05/20/picture-926143-1495289780.jpg)
Методическая разработка по интеграции детей-инвалидов в группу здоровых сверстников. Совместное развлечение детей с ОВЗ и родителей воспитанников "Вместе с мамой, вместе с папой в гостях у Петрушки".
развлечение в веселыми конкурсами, аттракционами...
![](/sites/default/files/pictures/2022/06/01/picture-1002674-1654108596.jpg)
Разработка занятия для детей дошкольной группы по теме "Безопасность детей в быту"
Пояснительная запискаОпределить, правильно или неправильно ведет себя человек в тех или иных обстоятельствах, очень сложно. Тем не менее, необходимо выделить такие правила поведения, которые дети долж...
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/09/picture-1055579-1536495121.jpg)
Разработка мероприятия для детей 6-7 лет: «ПАСХА ДЛЯ ДЕТЕЙ».
В России Святая Пасха всегда занимала особое место в духовной жизни людей, поскольку с ней были связаны представления о вечном обновлении жизни, о возрождении и очищении человеческой души. Праздники, ...