Разработка проекта "Защитим детство" для детей с ЗПР
проект по окружающему миру на тему
Материалы на участие в конкурсе на лучший сценарий занятия (игры) с детьми дошкольного возраста по теме, способствующей правовому воспитанию "Через игру - к правовому воспитанию"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Разработка проекта "Защитим детство" | 209.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида «Алёнка»
пгт Кикнур Кировской области
Материалы на участие в конкурсе на лучший сценарий
занятия (игры) с детьми
дошкольного возраста по теме, способствующей правовому воспитанию:
«Через игру – к правовому воспитанию»
Золотарева Елена Анатольевна
Педагог - дефектолог
МКДОУ детский сад
комбинированного вида «Алёнка»
пгт Кикнур,2011
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида «Алёнка»
пгт Кикнур Кировской области
Презентация проекта
группы компенсирующей направленности
для детей с задержкой психического развития
Золотарева Елена Анатольевна
Педагог - дефектолог
МКДОУ детский сад
комбинированного вида «Алёнка»
пгт Кикнур,2011
Разработка проекта для детей с задержкой психического развития группы компенсирующей направленности
«Защитим детство»
Название проекта: «Защитим детство»
Участники: Дефектолог: Золотарева Елена Анатольевна
Воспитатели: Дорогая Августа Кузьминична
Никифорова Татьяна Вячеславовна
Родители и дети группы компенсирующей направленности
Проблема: увеличилось количество детей больных и оставшихся без попечительства родителей, не посещающих детский сад в связи с тяжелым материальным положением в семье и т.д. Нарушается одно из основных прав ребенка – право на полноценное детство. Это происходит из-за незнания прав, как взрослыми, так и самими детьми.
Цель: Способствовать формированию у детей дошкольного возраста общей культуры, гражданской принадлежности, первоначальных представлений о Конвенции ООН о правах ребёнка.
Задачи:
- Сформировать представления о правах ребёнка;
- Познакомить детей с собственными правами: на отдых, на образование, на здоровье, на семью;
- Развивать правовое мировоззрение и нравственные представления;
- Воспитывать в детях чувство самоуважения, доброту, внимание к другим людям.
Предварительная работа:
- Рассказ о «Конвенции о правах ребёнка»
- Чтение художественной литературы;
- Рассматривание плакатов о правах детей;
- Создание проблемных ситуаций и поиск выхода из них;
- Организация выставки рисунков о правах детей»;
- «Изготовление буклета для родителей о правах детей».
Классификация проекта: краткосрочный (1 неделя)
По методу: информационно – познавательный
По характеру контакта: личностный (внутри ДОУ)
По составу: групповой
План проекта
Содержание практической деятельности | участники |
1 | 2 |
Диагностический | |
Проведение диагностики знаний детей и родителей о правах | дефектолог, воспитатели, воспитанники родители |
Подготовительный | |
Рассматривание плакатов «Защита прав детей». Подбор материала к выставке: «Семейное древо». Чтение сказок «Жихарка», «Гуси – лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Красная Шапочка», «Три поросёнка», «Кот, петух и лиса» и др. Подбор стихов о детстве. Знакомство родителей с буклетом «Я – ребёнок, я имею право». | дефектолог, воспитатель, воспитанники |
Поисково – исполнительный этап | |
Консультация для родителей «Защитим наших детей»; «Права детей в семье» Беседа с детьми «Знаешь ли ты свои права?» Из Рисование « Мама, папа, я – очень дружная семья», «Папа, мама ве ведут ребёнка в детский сад», «Свой любимый детский сад кА каждый день я видеть рад» Аппликация «Ворона и лисица»; «Высокий дом» Конструирование из природного материала «Ожидание», «Нежность», «Едем, гудим, с пути уйди»» Лепка «Дружная семейка» Подвижные игры: «Ловишки», «Хитрая лиса», «Вокруг домика хожу», «Третий лишний», «Белка и дупло»; соревнование «Веселые старты» Дидактические игры: «Можно и нельзя – культура поведения», «Кому, что нужно для работы», «Что нужно ученику», «Кукла заболела», «Кто где живет», «Семья собирается на прогулку», «Витаминки и её друзья», «Моя комната» Кукольные театры: «Заюшкина избушка», Волк и семеро козлят» Фланелеграф: «Гуси – лебеди» | дефектолог, воспитатель, родители, дети |
Обобщающий этап | |
Сюжетно – ролевые игры: «Семья», «Детский сад», «Школа»; Организация выставок: поделки из природного материала; плакаты о правах детей; рисунки «Счастливое детство»; «Семейное древо» | дефектолог, воспитатель, родители, дети |
Презентация проекта | |
Игра с родителями «Счастливый случай» | дефектолог, воспитатель, родители, дети |
Рефлексионный этап | |
Беседа с детьми о том, что интересного запомнилось на неделе о правах детей | дефектолог, воспитатель, дети |
Поисково – исполнительный этап
Беседа с детьми о правах ребёнка
Задачи: Познакомить детей с их правами. Воспитывать в детях чувство самоуважения, доброты, внимания к своей семье и другим людям.
Оборудование: Картинка солнышка с лучиками, макет семейного древа, иллюстрации к сказкам.
Предварительная работа: чтение сказок, рассматривание плакатов о правах детей.
Воспитатель: Люди появились на Земле тысячи лет назад. Тогда же появились Главные вопросы: что могут люди делать, а что не могут? Что они обязаны делать, а что не обязаны? На что имеют права и на что не имеют?
Со временем люди решили искать ответы на вопросы путем переговоров. В результате появилась книга «Всеобщая декларация прав человека», в которой записано все, что люди должны делать, чтобы жить в мире и согласии. Но эту книгу взрослые написали для себя, а заботясь о детях, написали другую книгу: «Конвенцию о правах ребенка». Чтобы стать полноправным членом общества, нужно знать свои права.
У русского народа символом света и тепла всегда было солнце, один солнечный лучик может принести человеку счастье. Вот такое солнышко заглянуло в окно детского сада.
На одном из лучей солнца написано: «Важнейшее право, которое имеют все дети на свете, – право на жизнь». Скажите, пожалуйста, благодаря кому вы появились на свет? (благодаря родителям). Отгадайте загадки:
Висит пальто, а рядом шляпа –
Пришел домой с работы … (папа)
Она лучше всех на свете, Есть она у Кати, Пети
Без неё прожить нельзя. И конечно у меня (мама)
Воспитатель: Скажите, пожалуйста, с кем вы живете? (с родителями) А как одним словом назвать вас и ваших родителей? (семья).
На втором лучике написано: «Каждый ребенок имеет право проживать в семье со своими родителями, имеет право на любовь и понимание со стороны родителей, семьи». Расскажите о своей семье? (Дети вносят плакаты с семейным древом и рассказывают о своих родных).
Воспитатель: давайте вспомним пословицы и поговорки о семье, доме, Родине, маме.
- Если дружба велика, будет Родина крепка.
- С соседями жить – дружбу водить
- В гостях хорошо, а дома лучше.
- Всякой матери свое дите мило.
- Нет друга нежней матери.
На третьем лучике написано: «Ребенок имеет право на гражданство». После рождения вы получили первый в своей жизни документ – «Свидетельство о рождении». Попросите своих родителей показать вам ваше «Свидетельство о рождении». Мамы и папы подарили вам красивые имена, давайте назовем их. Обращаться друг к другу надо вежливо, ласково, по имени. Нельзя называть человека грубыми словами, давать ему кличку – это нарушение его права на имя.
Ребенок приносит следующий лучик: «Дети имеют право на образование». Скоро вы пойдете в школу и там многому научитесь. Вы имеете право развиваться духовно и физически, заниматься творчеством и искусством.
Предлагаю достать следующий лучик: «Дети имеют право на защиту от пыток или другого жестокого, бесчеловечного обращения».
(Предлагаю детям подойти к доске, на которой иллюстрации к различным сказкам). Посмотрите на иллюстрации и скажите, пожалуйста, в каких сказках нарушены права героев? Какие права? («Гуси – лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Волки семеро козлят», «Три поросёнка», «Золушка», «Жихарка», «Красная Шапочка», «Мойдодыр», «Тараканище», «Теремок»). Воспитатель: Сегодня солнышко познакомило вас с вашими правами. Каждый человек имеет не только права, но и обязанности перед обществом Дети читают стихи:
Мы на свет родились, Пусть дети живут, смеются звонко,
Чтобы радостно жить, Подрастают с каждым днём,
Чтобы вместе играть, Пусть у каждого ребёнка
Чтобы крепко дружить, Будет теплый, светлый дом.
Чтоб улыбки друг другу
Дарить и цветы, Детство только раз бывает
Чтоб исполнились в жизни У ребят любой страны
Все наши мечты. Пусть никто из них не знает
Горя черного – войны.
Буклет для родителей « Я ребёнок, я имею право» (защита прав и достоинств
ребенка в законодательных актах)
Презентация проекта.
Игра с родителями «Счастливый случай»
Ход игры
Цель: Повышение родительской компетентности в вопросах соблюдения прав человека.
Задачи:
Расширить представления родителей о правах человека.
Развивать коммуникативные навыки.
Воспитывать уважение к достоинству и личным правам другого человека, формировать основы толерантности.
Ведущий. Уважаемые родители! Гости! Мы рады приветствовать вас за круглым столом. Сегодня мы с вами собрались, чтобы поговорить на важную, актуальную тему. В современном мире каждый человек должен знать свои права, права ребенка, соблюдать их и защищать от посягательств. Наша встреча будет проходить в виде игры "Счастливый случай". Тема игры "Нравственно-правовое воспитание дошкольников».
В игре участвуют две команды: "Солнышко" и "Звездочка" Команды в сборе, необходимо выбрать независимую группу экспертов, которая будет оценивать вашу работу. (Предлагаю гостям быть экспертами)
Гейм. “Разминка”
Начнём нашу игру. Задания для вас. Назовите литературное произведение, автора и сказочного героя, который мог бы разместить в газете следующие объявления. (За каждый правильный ответ один балл).
1. Предлагаю новое корыто, избу, столбовое дворянство в обмен на стиральную машину. (Старуха, “Сказка о рыбаке и рыбке” А.С.Пушкина)
2. Несу золотые яйца. Дорого. (Курочка ряба. Русская народная сказка).
3. Потерян ключ из драгоценного металла. (Буратино. “Золотой ключик или приключения Буратино” А.Н.Толстой).
4. Ветеринарные услуги с выездом в любую часть света. (Айболит, «Доктор Айболит» К.И.Чуковский).
5. Отмою всё! (Мойдодыр. К.И.Чуковский).
6. Туристическая фирма организует воздушное путешествие вдоль молочной реки с кисельными берегами. (Русская народная сказка “Гуси - лебеди”).
7. С помощью этого предмета главный герой сказки нашёл счастье мудрую жену которая была заколдована (стрела).
8. С помощью этого предмета можно смастерить самые замечательные вещи, а можно убить страшного героя русской народной сказки (игла).
Гейм. “ Заморочки из мешочка”
В этом гейме уточним или узнаем что-то новое о правах человека.
В современном мире каждый человек должен знать свои права, права ребенка, по возможности соблюдать их. Я буду вытаскивать бочонки с номером вопроса: желтые - для команды “Солнышко”, а зеленые - для команды “Звездочка”.
1. Воспитание ребёнка является правом или обязанностью родителей? (И правом и обязанностью)
2. С какого возраста ребенок способен принимать самостоятельные решения? (с 3-х лет)
3. Кто несёт ответственность за воспитание ребенка в случае развода? (Оба родителя)
4. На какие виды делятся права ребёнка? (защита от жестокого обращения, право на охрану и здоровье ребёнка, образование, игру, на индивидуальность).
5. Какое право нарушила ведьма в сказке “Сестрица Алёнушка и братец Иванушка”. (Право на жизнь)
6. Почему обитатели двора в сказке Г.Х.Андерсена “Гадкий утенок” обижали утенка, какое право они этим нарушили? (Он не был таким как все, нарушено право на сохранение индивидуальности).
7. Какое право было нарушено в сказке “Заюшкина избушка”. (Право на собственность)
Музыкальная пауза (песня «Детство»)
Гейм “Гонка за лидером”
А мы продолжаем. Работа по информационным карточкам. Перед вами карточки с вопросами и несколькими вариантами ответов. Зачитываете вопрос и находите на ваш взгляд правильный ответ. За каждый правильный ответ вы получаете жетон.
Карточка №1.
Какие права ребенка обязуются уважать и обеспечивать государство и
участники Конвенции о правах ребенка.
а) Право на жизнь, на гражданство, на образование;
б) Право на жизнь, на семейные связи, на образование;
в) право на жизнь, свободное выражение мысли, на отдых и досуг;
г) весь комплекс гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав.
Карточка №2.Кто несёт ответственность за обеспечение условий жизни, необходимых для развития ребёнка:
а) органы управления Российской Федерации;
б) органы местного самоуправления;
в) образовательное учреждение;
г) родители и другие лица, воспитывающие ребенка.
Карточка №3.
Кто должен участвовать в принятии решений затрагивающих настоящее и будущее ребёнка;
а) родители или другие лица замещающие родителей несущие ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту;
б) ребенок и родители или лица замещающие родителей;
в) родители или другие лица замещающие родителей;
г) родители и органы местного самоуправления.
Карточка №4.
Кто несёт ответственность за нарушение прав и свобод детей обучающихся в образовательных учреждениях;
а) лица, совершившие или допустившие нарушение;
б) органы местного самоуправления;
в) местный орган управления образования;
г) образовательное учреждение.
Карточка №5.
Кто несёт ответственность за создание необходимых условий для обучения детей в образовательном учреждении:
а) учредитель;
б) органы управления образовательного учреждения;
в) должностные лица образовательного учреждения;
г) органы управления образовательным учреждением.
Карточка №6.
Всем стало известно, что соседи по подъезду жестоко обращаются со своим ребенком. Какие действия вы предпримите:
а) побеседовать с родителями ребенка и указать на неправильность их действий;
б) сообщить в Образовательное учреждение, где находится ребенок;
в) позвонить в органы опеки и попечительства и сообщить координаты семьи, где нарушены права ребенка.
Вы отлично справились с заданиями и самое время отдохнуть. Прошу всех встать. Сейчас вы, передавая, друг другу игрушку будете называть слова, которые выражают похвалу ребенку, ласковые и добрые слова.
Игра - тренинг для родителей.
«Кто больше скажет ласковых слов своему ребенку»
Не одного дня без похвалы и ласковых слов для наших малышей. Это надо взять за правило.
Закончилась игра. Сейчас мы узнаем результаты и объявим победителей!
Вот и подошла к завершению наша встреча. До новых встреч!
Литература
- Доронова, Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. – М.: 2002. – С 13 – 20.
- Доронова, Т.Н. Дошкольные учреждения и семья. – М.: Линка-Пресс, 2001. – С 93 – 103.
- Доронова, Т.Н. Защита прав и достоинства маленького ребенка . – М.: Провинция, 2003. – С 61 – 107.
- Дошкольное воспитание. – 2001. – № 8. – С 6 – 11.
- Дошкольное воспитание. – 2004. – № 6. – С 110 – 114.
- Дошкольная педагогика. – 2007. – № 6. – С 14 – 20.
- Евдокимова, Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника– М.: Творческий центр, 2008. – С 68 – 74.
- Копытова, Н.Н. Правовое образование в ДОУ. – М.: Творческий центр, 2007.
- Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. / Т.Г. Казакова. – М.: Просвещение, 1985
- Краснощекова Н.В. Сюжетно – ролевые игры для детей дошкольного возраста. / Н.В. Краснощекова. – Ростов на Дону: Феникс, 2008
- Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. /И.А. Лыкова. – М.: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2009
- Ребенок в детском саду. – 2005. – № 6. – С 23 – 29.
- Ребенок в детском саду. – 2007. – № 3. – С 34 – 38.
- Управление в ДОУ. – 2005. – № 6. – С 83 – 100.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические разработки подвижных игр детей на прогулке. Игры-эстафеты для детей 5-7 лет.
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад комбинированного вида № 117 Выборгского районаГ. Санкт-Петербург Методические разработки подвижных игр детей на прогулке...
Методическая разработка совместной деятельности детей и педагога НОД по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" для детей среднего дошкольного возраста. Тема:"Поможем птицам"
Методическая разработка совместной деятельности детей и педагога НОД по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» для детей среднего дошкольного возраста....
Методическая разработка по обучению детей родному языку для детей дошкольного возраста в подготовительной к школе группе с использованием метода «Синквейн».
Методическая разработка по комплекту «Без инде хәзер зурлар, мәктәпкә илтә юллар» предназначена для родителей, детей, воспитателей, воспитателей по обучению татарскому языку дошкольных образоват...
Методическая разработка по интеграции детей-инвалидов в группу здоровых сверстников. Совместное развлечение детей с ОВЗ и родителей воспитанников "Вместе с мамой, вместе с папой в гостях у Петрушки".
развлечение в веселыми конкурсами, аттракционами...
Разработка занятия для детей дошкольной группы по теме "Безопасность детей в быту"
Пояснительная запискаОпределить, правильно или неправильно ведет себя человек в тех или иных обстоятельствах, очень сложно. Тем не менее, необходимо выделить такие правила поведения, которые дети долж...
Разработка мероприятия для детей 6-7 лет: «ПАСХА ДЛЯ ДЕТЕЙ».
В России Святая Пасха всегда занимала особое место в духовной жизни людей, поскольку с ней были связаны представления о вечном обновлении жизни, о возрождении и очищении человеческой души. Праздники, ...