"Использование проектной деятельности по экологическому воспитанию как средство внедрения ФГОС ДО".
методическая разработка на тему

Родина Екатерина Валерьевна
•Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностей ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к “ рукотворному миру”, к себе и к окружающим людям. Основным содержанием экологического воспитания является формирования у ребенка осознано–правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми, он знакомится в дошкольном детстве.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mto_aprel2015.pptx2.89 МБ
Файл proekt_po_ekologii.docx25.59 КБ
Файл perspektivnyy_plan_ekologiya.docx23.05 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Использование проектной деятельности по экологическому воспитанию как средство внедрения ФГОС ДО». Автор: воспитатель первой кв.категории Родина Е.В. с/ п д / с «Рябинка» ГБОУ СОШ с.Воскресенка м.р.Волжский

Слайд 2

Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностей ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к “ рукотворному миру”, к себе и к окружающим людям. Основным содержанием экологического воспитания является формирования у ребенка осознано–правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми, он знакомится в дошкольном детстве. Полученные в детстве впечатления от родной природы, очень яркие, запоминающиеся на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе. Актуальность

Слайд 3

Цель проекта становление у детей научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически - деятельносного отношения к окружающей среде и к своему здоровью .

Слайд 4

Формирование элементарных экологических знаний, доступных пониманию ребенка. Формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями. Воспитание гуманного, бережного, заботливого отношения к миру природы, и окружающему миру в целом, развитию чувства эмпатии к объектам природы. Способствовать повышению познавательной активности воспитанников, общей культуры и компетентности по теме проекта. Стимулировать развитие мышления, внимания, памяти, наблюдательности. Развивать у детей креативность в процессе выполнения творческих заданий, способность к целеполаганию , мотивации своей деятельности. Задачи проекта

Слайд 5

Методы работы с детьми Наглядные методы: * экскурсии, целевые прогулки; * наблюдения; * показа сказок (педагогом, детьми); * рассматривание книжных иллюстраций, репродукций; * проведение дидактических игр;

Слайд 6

Методы работы с детьми Словесные методы: * чтение литературных произведений; * беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.

Слайд 7

Методы работы с детьми Игровые методы: * проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических, игр - драматизаций и др.); * загадывание загадок; * проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров.

Слайд 8

Методы работы с детьми Практические методы * организация продуктивной деятельности детей; * оформление гербария растений, плодов; * постановка сказок, отрывков литературных произведений; * изготовление с детьми наглядных пособий.

Слайд 9

Предполагаемый результат: Содержание программы позволяет ребенку помочь становлению экологической культуры, его познавательных, эстетических, эмоционально-нравственных отношений с окружающей природной средой. Будет сформирована единая система становления нравственных качеств личности дошкольника посредством экологического воспитания на основе принципа преемственности всех звеньев образовательной цепи.

Слайд 10

Предполагаемый результат: Организована развивающая среда, способствующая нравственно – экологическому развитию детей. Будет разработан дидактический комплекс (конспекты непосредственно образовательной деятельности, праздников, развлечений, образовательные проекты, рекомендации, консультации, дидактические игры, пособия). Повысится уровень экологической культуры родителей. Сформированы первоначальные основы экологической культуры у детей;

Слайд 11

Предполагаемый результат: Дети учатся практическим действиям по охране природы; Развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы; У детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.

Слайд 12

Наше творчество.

Слайд 13

Наше творчество.

Слайд 14

Наши успехи.

Слайд 15

1. Бобылева Л., Дупленко О. О программе экологического воспитания старших дошкольников // Дошкольное воспитание. 1998. N 7. С. 36-42. 2. Игра дошкольника. / Под редакцией кандидата психологических наук С.Л. Новоселовой , М.: Просвещение, 1989. – 188 с. 3. Кондрашова М.А. Экологическое воспитание дошкольников на занятиях и в повседневной жизни. Методические разработки. Оренбург, 2005. – 116 с. 4. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студентов высших пед . учеб. заведений. - М.: Академия, 2002. – 336с. 5. Николаева С.Н., Комарова И.А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа и литературными персонажами: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.: Гном и Д, 2005. – 128 с. 6. Павлова Л. Игры как средство эколого-эстетического воспитания // Дошкольное воспитание. 2002. N 10. С. 40-49. 7. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. – М.: Изд. Дом «Карапуз», 2001. – 432с. 8. Смирнова Е.О. Психология ребенка: Учебник для педагогических училищ и вузов. М.: Школа-Пресс, 1997. – 384 с.: ил. 9. Тарабарина Т.И., Соколова Е.И. И учеба и игра: Природоведение. Ярославль: Академия развития, 1997. – 164 с. http://s1.pic4you.ru/allimage/y2012/10-18/12216/2569513.png Красные бабочки для фона: http://static.playcast.ru/uploads/2013/11/28/6684998.png Источники



Предварительный просмотр:

ГБОУ СОШ с.Воскресенка структурное подразделение детский сад «Рябинка» м.р.Волжский Самарской области

Проект для детей разновозрастной группы

Тема: «Я за мир вокруг».

                                                            Выполнила: воспитатель Родина Е.В.

с.Воскресенка

Актуальность:

Экологическое воспитание в настоящее время расценивается как приоритетное направление  дошкольного воспитания. В теоретических основах экологического воспитания дошкольников, указывается на необходимость максимально использовать данный период времени,  воспитывая у детей осознанно правильного отношения к природе, которое рассматривается не только как совокупность экологических знаний, но и эффективная деятельность с их участием. Активная позиция детей — показатель степени экологической воспитанности и культуры подрастающего поколения.

Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностей ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к “ рукотворному миру”, к себе и к окружающим людям. Основным содержанием экологического воспитания является формирования у ребенка осознано–правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми, он знакомится в дошкольном детстве.

 Полученные в детстве впечатления от родной природы, очень яркие, запоминающиеся на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе.

 Цель проекта  – становление у детей научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически - деятельностного отношения к окружающей среде и к своему здоровью.

 Задачи:

  • Формирование элементарных экологических знаний, доступных пониманию ребенка.
  • Формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями.
  •  Воспитание гуманного, бережного, заботливого отношения к миру природы, и окружающему миру в целом, развитию чувства эмпатии к объектам природы.
  • Способствовать повышению познавательной активности воспитанников, общей культуры и компетентности по теме проекта.
  • Стимулировать развитие мышления, внимания, памяти, наблюдательности.
  • Развивать у детей креативность в процессе выполнения творческих заданий, способность к целеполаганию, мотивации своей деятельности.

Этапы работы над проектом:

Предварительный этап (сентябрь), форма работы – внеучебная:

изучение литературы, сбор информации по теме проекта;

диагностирование детей;

проведение родительского собрания, анкетирование родителей.

Формы и методы реализации проекта:

Формы работы с детьми:

  • тематические, музыкальные, интегрированные занятия;
  • экскурсии, целевые прогулки, тематические выставки в ДОУ;
  • праздники, утренники, тематические встречи, конкурсы, викторины;
  • с/ролевые игры.

Формы работы с родителями:

  • собрания;
  • консультации;
  • праздники;
  • совместные досуговые мероприятия.

Методы работы с детьми:

Наглядные методы:

*  экскурсии, целевые прогулки;

*  наблюдения;

*  показа сказок (педагогом, детьми);

*  рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;

* проведение дидактических игр;

·  Словесные методы:

*  чтение литературных произведений;

* беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.

·  Игровые методы:

* проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических, игр - драматизаций и др.);

*  загадывание загадок;

*  проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров.

·  Практические методы

*  организация продуктивной деятельности детей;

*  оформление гербария растений, плодов;

*  постановка сказок, отрывков литературных произведений;

*  изготовление с детьми наглядных пособий.

Методы исследования:

педагогическое наблюдение;

анкетирование;

опрос;

диагностирование.

Предполагаемый результат:

  • Содержание программы позволяет ребенку помочь становлению экологической культуры, его познавательных, эстетических, эмоционально-нравственных отношений с окружающей природной средой.
  • Будет сформирована единая система становления нравственных

качеств личности дошкольника посредством экологического

воспитания на основе принципа преемственности всех звеньев

образовательной цепи.

  • Организована развивающая среда, способствующая

нравственно – экологическому развитию детей.

  • Будет разработан дидактический комплекс (конспекты

непосредственно образовательной деятельности, праздников,

развлечений, образовательные проекты, рекомендации,

консультации, дидактические игры, пособия).

  • Повысится уровень экологической культуры родителей.
  • Сформированы первоначальные основы экологической культуры у детей;
  • Дети учатся практическим действиям по охране природы;
  • Развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;
  • У детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.

Перспективный план

Месяц

Тема

Цели

Июнь

«Путешествие в кладовую родного края. Лес»

Знакомство с видами лесов и деревьями в лесу; привитие любви к природе, природе родного края и воспитание бережного отношения к ней, расширение кругозора, развитие памяти, внимания, речи детей.

«Во саду ли, в огороде»

Систематизировать представления детей об овощах и фруктах. Упражнять детей в составлении описательных рассказов об овощах и фруктах. Познакомить с технологией приготовления блюд из овощей и фруктов.

Июнь

Экологическая игра «Придумай загадку».

Уточнить знания детей о приспособлении животных к среде обитания. Формировать умение придумывать и отгадывать загадки.

Июнь

«Край родной - заповедные места Самарской области».

Познакомить детей с заповедниками, памятниками природы своей местности; показать. какие ценные, охраняемые виды растений и животных произрастают и живут в нашем крае; воспитывать чувство гордости и сопричастности к природным достопримечательностям Самарской области, пробуждать желание побывать в этих местах.

Июнь

«Лечебные  растения. Зеленые помощники»

Расширять и систематизировать знания детей о комнатных растениях; об их пользе, которую они нам приносят; закреплять знания о строении растений, об уходе за ними, о вредителях комнатных растений.

Июль

Создание стенгазеты: «Берегите лес!»(коллективная работа)

Формировать желание заботиться о природе и животном мире. Воспитывать у детей умение любоваться осенней природой, чувствовать ее красоту.

Июль

«Экскурсия на луг».

Формировать представления детей о поле как сообществе растений и животных, обитающих на одной территории.

Июль

«Клуб знатоков ».Викторина

Формировать у детей умение применять на практике знания о приспособлениях животных и растений к условиям жизни. Развивать умение выделять и сравнивать существенные признаки, понимать причинно-следственные связи. Развивать доказательную речь.

Июль

Создание книжки раскладушки: «Насекомые»

Формировать умение использовать знания в практическтике.

Август

«Что такое огонь? Он- наш друг или враг?»

 Познакомить детей с огнем как явлением неживой природы. Показать необходимость огня как условия жизни людей на Земле.

Август

« Муравьи - санитары леса»

Углубить знания детей о муравьях, сформировать представления об их роли в жизни леса.

Август

« Красная книга – сигнал опасности»

Дать детям представление о том, что люди, плохо зная природу, губят много растений и животных.

Август

«В гости к осени» развлечение

Дать детям представление о леснике – человеке, который заботится о лесе; продолжать способствовать формированию у детей навыков разумного поведения в лесу, воспитывать желание беречь природу родного края.



Предварительный просмотр:

Перспективный план

Месяц

Тема

Цели

Сентябрь

Диагностика

Выявить уровень представлений ребенка о живой и неживой природе в начале изучения темы.

Сентябрь

«Путешествие колоска»

Закрепить знания детей о злаковых культурах. Из которых,  выпекают белый и черный хлеб. Формировать умение различать растения по характерным признакам (строение колоска, цвет, количество зерен). Познакомить с современной технологией изготовления хлеба и сравнивать с тем, как его изготовляли раньше.

Сентябрь

«Путешествие в кладовую родного края. Лес»

Знакомство с видами лесов и деревьями в лесу; привитие любви к природе, природе родного края и воспитание бережного отношения к ней, расширение кругозора, развитие памяти, внимания, речи детей.

Сентябрь

«Во саду ли, в огороде»

Систематизировать представления детей об овощах и фруктах. Упражнять детей в составлении описательных рассказов об овощах и фруктах. Познакомить с технологией приготовления блюд из овощей и фруктов.

Октябрь

Экологическая игра «Придумай загадку».

Уточнить знания детей о приспособлении животных к среде обитания. Формировать умение придумывать и отгадывать загадки.

Октябрь

Фольклор «Легкий хлеб» белорусская народная сказка.

Расширить представления, знания детей о том, как растет хлеб, о значении хлеба. Воспитывать интерес к труду взрослых и бережное отношение к хлебу. 

Октябрь

Как растения готовятся к зиме (экскурсия в парк).

Формировать у детей точные представления о состоянии растений осенью, о плодах и семенах определенных деревьев, кустов, травянистых растений. Показать способы приспособления семян к распространению. Развивать у детей умение устанавливать  связи между состоянием растений и условиями среды; выявлять причины происходящих изменений. Познакомить детей с трудом взрослых осенью в парке по уходу за растениями.

Октябрь

«Край родной - заповедные места Самарской области».

Познакомить детей с заповедниками, памятниками природы своей местности; показать. какие ценные, охраняемые виды растений и животных произрастают и живут в нашем крае; воспитывать чувство гордости и сопричастности к природным достопримечательностям Самарской области, пробуждать желание побывать в этих местах.

Ноябрь

«Грибное царство».

Показать детям многообразие растительного и животного мира, научить их наблюдать за жизнью природы; помочь детям почувствовать красоту и многообразие природы; развивать творческое воображение, фантазию; с помощью игровых имитаций дать почувствовать сопричастность всему живому и прекрасному.

Ноябрь

«Комнатные растения. Зеленые помощники»

Расширять и систематизировать знания детей о комнатных растениях; об их пользе, которую они нам приносят; закреплять знания о строении растений, об уходе за ними, о вредителях комнатных растений.

Ноябрь

Создание стенгазеты: «Берегите лес!»(коллективная работа)

Формировать желание заботиться о природе и животном мире. Воспитывать у детей умение любоваться осенней природой, чувствовать ее красоту.

Ноябрь

«Пернатые друзья»

Уточнить представления детей о знакомых птицах. О птицах, которые проживают в нашей области, об  условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих и домашних птиц; учить узнавать птицу по повадкам, внешнему виду, песням; дать детям элементарные знания о том, чем кормят птиц зимой.

Декабрь

«Сравнение диких и домашних животных».

Рассказать детям о диких животных , живущих в лесах нашей области; уточнить с детьми признаки домашних животных; показать, что они отличаются от диких; упражнять умственные способности детей; развивать воображение и творчество.

Декабрь

«Покормите птиц зимой……»

Обобщить знания детей, полученные при наблюдении за птицами; установить связи между формой клюва и питанием птиц; отметить взаимоотношения птиц во время зимовки; вызвать желание помочь нашим крылатым друзьям в зимнюю бескормицу.

Декабрь

«Экскурсия в зимний лес».

Формировать представления детей о парке как сообществе растений и животных, обитающих на одной территории. Показать многоярусность парка (деревья, кусты, травы). Сравнить экосистемы «парк» и «лес» (что общего, чем отличаются). Воспитывать у детей познавательный интерес к природе, развивать чуткость к восприятию зимнего пейзажа.

Декабрь

«Клуб знатоков леса».

Формировать у детей умение применять на практике знания о приспособлениях животных и растений к условиям жизни. Развивать умение выделять и сравнивать существенные признаки, понимать причинно-следственные связи. Развивать доказательную речь.

Январь

Создание книжки раскладушки: «Дикие и домашние животные».

Январь

«Север – царство льда и снега».

Формировать представления детей о климатических условиях Крайнего Севера и тундры. Показать детям как приспосабливаются растения и животные к условиям северного климата. Развивать доказательную речь, умение сравнивать.

Январь

«Экологические цепочки»

Формировать у детей представление о взаимосвязи обитателей леса – растений и животных, их пищевой зависимости друг от друга.

Февраль

«Что такое огонь? Он- наш друг или враг?»

 Познакомить детей с огнем как явлением неживой природы. Показать необходимость огня как условия жизни людей на Земле.

Февраль

Опыт«Почему не тонут корабли?»

Подвести детей к выводу, почему не тонут корабли.

Содержание: в емкость с водой опустить металлические предметы, наблюдая за тем как они тонут. Опустить в воду жестяную банку, постепенно нагружая ее металлическими предметами. Дети убедятся, что банка останется на плаву.

Февраль

Дидактические игры«Где чей хвост?», «Найди хозяина», «Где чье гнездо?»

Февраль

«Речка – реченька»

Расширить представление об окружающем мире: реки и их характерные особенности.

Март

« Муравьи - санитары леса»

Углубить знания детей о муравьях, сформировать представления об их роли в жизни леса.

Март

«Планета Земля в опасности»

Дать детям представление о том, что планета Земля –это огромный шар.

Март

«Вода вокруг нас».

Сформировать знания детей о значение воды в нашей жизни. Познакомить детей с некоторыми свойствами воды.

Март

« Красная книга – сигнал опасности»

Дать детям представление о том, что люди, плохо зная природу, губят много растений и животных.

Апрель

«Хозяин леса!»

Дать детям представление о леснике – человеке, который заботится о лесе; продолжать способствовать формированию у детей навыков разумного поведения в лесу, воспитывать желание беречь природу родного края.

Апрель

«Наша Вселенная»

Уточнять и расширять представления детей о космосе, работе космонавтов; подчеркнуть уникальность планеты Земля. Ответственность людей за её будущее; вызвать познавательный интерес к космосу, развивать фантазию, воображение; воспитывать уважение к труду космонавтов.

Апрель

«Загадки природы».

Обобщить представления детей о типичных экосистемах. Развивать умение самостоятельно устанавливать взаимосвязи в экосистеме. Воспитывать умение правильно вести себя в экосистеме.

Апрель

«Почему земля кормит?»

Познакомить детей с компонентами. Которые входят в состав почвы. Воспитывать познавательный интерес и навыки исследовательской деятельности.

Май

Первоцветы. «Весенний лес»

Вызвать у детей интерес к природе родного края и всему тому, что нас окружает . Формировать  желание стать другом природы, беречь и охранять её; расширить представления и знания детей о весенних лесных первоцветах, об их значении в нашей жизни; развивать речь детей, активизировать внимание и память.

        Май

«Насекомые».

Систематизировать представления детей о многообразии насекомых. Учить составлять группы по разным основаниям: особенностям внешнего строения (жуки, бабочки, стрекозы, пчёлы), местам обитания (наземные, водные), способу передвижения (летающие, прыгающие, ползающие, плавающие). Закрепить знания об общих признаках насекомых, учить устанавливать связи между особенностями внешнего строения и способом передвижения, между внешним видом и способом защиты от врагов, между способами передвижения и средой обитания. Воспитывать интерес к насекомым, бережное отношение к ним. 

Май

 «Зеленая аптека».

Познакомить детей с основными лекарственными растениями. Формировать познавательный интерес к лекарственным растениям и их роли в жизни человека.

Май

Диагностика

Выявить уровень представлений ребенка о живой и неживой природе в заключении темы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование проектной деятельности по экологическому воспитанию дошкольников по теме "Поле"

Становление у детей научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически - деятельного отношения к окружающей среде и к своему здоровью....

Консультация для педагогов ДОУ «Использование проектной деятельности в экологическом воспитании дошкольников»

Консультация для педагогов ДОУ «Использование проектной деятельности в экологическом воспитании дошкольников»...

Консультация «Использование проектной деятельности в экологическом воспитании дошкольников»

Методика работы с детьми в рамках экологического проекта разрабатывается на основе интегрированного подхода. В ходе работы по проекту дети ведут наблюдения, экспериментируют, рисуют, лепят, играют, сл...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ. Слайд 1         «К тому, кто был глух к природе с детства, кто в детские год...

Использование проектной деятельности в экологическом воспитании дошкольников. Из опыта работы

В данной презинтации предсавлен фотоотчет о моей работе по данной теме с 2017 года по 2020 год....