"Использование проектной деятельности по экологическому воспитанию как средство внедрения ФГОС ДО".
методическая разработка на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mto_aprel2015.pptx | 2.89 МБ |
proekt_po_ekologii.docx | 25.59 КБ |
perspektivnyy_plan_ekologiya.docx | 23.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностей ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к “ рукотворному миру”, к себе и к окружающим людям. Основным содержанием экологического воспитания является формирования у ребенка осознано–правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми, он знакомится в дошкольном детстве. Полученные в детстве впечатления от родной природы, очень яркие, запоминающиеся на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе. Актуальность
Цель проекта становление у детей научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически - деятельносного отношения к окружающей среде и к своему здоровью .
Формирование элементарных экологических знаний, доступных пониманию ребенка. Формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями. Воспитание гуманного, бережного, заботливого отношения к миру природы, и окружающему миру в целом, развитию чувства эмпатии к объектам природы. Способствовать повышению познавательной активности воспитанников, общей культуры и компетентности по теме проекта. Стимулировать развитие мышления, внимания, памяти, наблюдательности. Развивать у детей креативность в процессе выполнения творческих заданий, способность к целеполаганию , мотивации своей деятельности. Задачи проекта
Методы работы с детьми Наглядные методы: * экскурсии, целевые прогулки; * наблюдения; * показа сказок (педагогом, детьми); * рассматривание книжных иллюстраций, репродукций; * проведение дидактических игр;
Методы работы с детьми Словесные методы: * чтение литературных произведений; * беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.
Методы работы с детьми Игровые методы: * проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических, игр - драматизаций и др.); * загадывание загадок; * проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров.
Методы работы с детьми Практические методы * организация продуктивной деятельности детей; * оформление гербария растений, плодов; * постановка сказок, отрывков литературных произведений; * изготовление с детьми наглядных пособий.
Предполагаемый результат: Содержание программы позволяет ребенку помочь становлению экологической культуры, его познавательных, эстетических, эмоционально-нравственных отношений с окружающей природной средой. Будет сформирована единая система становления нравственных качеств личности дошкольника посредством экологического воспитания на основе принципа преемственности всех звеньев образовательной цепи.
Предполагаемый результат: Организована развивающая среда, способствующая нравственно – экологическому развитию детей. Будет разработан дидактический комплекс (конспекты непосредственно образовательной деятельности, праздников, развлечений, образовательные проекты, рекомендации, консультации, дидактические игры, пособия). Повысится уровень экологической культуры родителей. Сформированы первоначальные основы экологической культуры у детей;
Предполагаемый результат: Дети учатся практическим действиям по охране природы; Развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы; У детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.
Наше творчество.
Наше творчество.
Наши успехи.
1. Бобылева Л., Дупленко О. О программе экологического воспитания старших дошкольников // Дошкольное воспитание. 1998. N 7. С. 36-42. 2. Игра дошкольника. / Под редакцией кандидата психологических наук С.Л. Новоселовой , М.: Просвещение, 1989. – 188 с. 3. Кондрашова М.А. Экологическое воспитание дошкольников на занятиях и в повседневной жизни. Методические разработки. Оренбург, 2005. – 116 с. 4. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студентов высших пед . учеб. заведений. - М.: Академия, 2002. – 336с. 5. Николаева С.Н., Комарова И.А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа и литературными персонажами: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.: Гном и Д, 2005. – 128 с. 6. Павлова Л. Игры как средство эколого-эстетического воспитания // Дошкольное воспитание. 2002. N 10. С. 40-49. 7. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. – М.: Изд. Дом «Карапуз», 2001. – 432с. 8. Смирнова Е.О. Психология ребенка: Учебник для педагогических училищ и вузов. М.: Школа-Пресс, 1997. – 384 с.: ил. 9. Тарабарина Т.И., Соколова Е.И. И учеба и игра: Природоведение. Ярославль: Академия развития, 1997. – 164 с. http://s1.pic4you.ru/allimage/y2012/10-18/12216/2569513.png Красные бабочки для фона: http://static.playcast.ru/uploads/2013/11/28/6684998.png Источники
Предварительный просмотр:
ГБОУ СОШ с.Воскресенка структурное подразделение детский сад «Рябинка» м.р.Волжский Самарской области
Проект для детей разновозрастной группы
Тема: «Я за мир вокруг».
Выполнила: воспитатель Родина Е.В.
с.Воскресенка
Актуальность:
Экологическое воспитание в настоящее время расценивается как приоритетное направление дошкольного воспитания. В теоретических основах экологического воспитания дошкольников, указывается на необходимость максимально использовать данный период времени, воспитывая у детей осознанно правильного отношения к природе, которое рассматривается не только как совокупность экологических знаний, но и эффективная деятельность с их участием. Активная позиция детей — показатель степени экологической воспитанности и культуры подрастающего поколения.
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностей ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к “ рукотворному миру”, к себе и к окружающим людям. Основным содержанием экологического воспитания является формирования у ребенка осознано–правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми, он знакомится в дошкольном детстве.
Полученные в детстве впечатления от родной природы, очень яркие, запоминающиеся на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе.
Цель проекта – становление у детей научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически - деятельностного отношения к окружающей среде и к своему здоровью.
Задачи:
- Формирование элементарных экологических знаний, доступных пониманию ребенка.
- Формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями.
- Воспитание гуманного, бережного, заботливого отношения к миру природы, и окружающему миру в целом, развитию чувства эмпатии к объектам природы.
- Способствовать повышению познавательной активности воспитанников, общей культуры и компетентности по теме проекта.
- Стимулировать развитие мышления, внимания, памяти, наблюдательности.
- Развивать у детей креативность в процессе выполнения творческих заданий, способность к целеполаганию, мотивации своей деятельности.
Этапы работы над проектом:
Предварительный этап (сентябрь), форма работы – внеучебная:
изучение литературы, сбор информации по теме проекта;
диагностирование детей;
проведение родительского собрания, анкетирование родителей.
Формы и методы реализации проекта:
Формы работы с детьми:
- тематические, музыкальные, интегрированные занятия;
- экскурсии, целевые прогулки, тематические выставки в ДОУ;
- праздники, утренники, тематические встречи, конкурсы, викторины;
- с/ролевые игры.
Формы работы с родителями:
- собрания;
- консультации;
- праздники;
- совместные досуговые мероприятия.
Методы работы с детьми:
Наглядные методы:
* экскурсии, целевые прогулки;
* наблюдения;
* показа сказок (педагогом, детьми);
* рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;
* проведение дидактических игр;
· Словесные методы:
* чтение литературных произведений;
* беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.
· Игровые методы:
* проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических, игр - драматизаций и др.);
* загадывание загадок;
* проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров.
· Практические методы
* организация продуктивной деятельности детей;
* оформление гербария растений, плодов;
* постановка сказок, отрывков литературных произведений;
* изготовление с детьми наглядных пособий.
Методы исследования:
педагогическое наблюдение;
анкетирование;
опрос;
диагностирование.
Предполагаемый результат:
- Содержание программы позволяет ребенку помочь становлению экологической культуры, его познавательных, эстетических, эмоционально-нравственных отношений с окружающей природной средой.
- Будет сформирована единая система становления нравственных
качеств личности дошкольника посредством экологического
воспитания на основе принципа преемственности всех звеньев
образовательной цепи.
- Организована развивающая среда, способствующая
нравственно – экологическому развитию детей.
- Будет разработан дидактический комплекс (конспекты
непосредственно образовательной деятельности, праздников,
развлечений, образовательные проекты, рекомендации,
консультации, дидактические игры, пособия).
- Повысится уровень экологической культуры родителей.
- Сформированы первоначальные основы экологической культуры у детей;
- Дети учатся практическим действиям по охране природы;
- Развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;
- У детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.
Перспективный план
Месяц | Тема | Цели |
Июнь | «Путешествие в кладовую родного края. Лес» | Знакомство с видами лесов и деревьями в лесу; привитие любви к природе, природе родного края и воспитание бережного отношения к ней, расширение кругозора, развитие памяти, внимания, речи детей. |
«Во саду ли, в огороде» | Систематизировать представления детей об овощах и фруктах. Упражнять детей в составлении описательных рассказов об овощах и фруктах. Познакомить с технологией приготовления блюд из овощей и фруктов. | |
Июнь | Экологическая игра «Придумай загадку». | Уточнить знания детей о приспособлении животных к среде обитания. Формировать умение придумывать и отгадывать загадки. |
Июнь | «Край родной - заповедные места Самарской области». | Познакомить детей с заповедниками, памятниками природы своей местности; показать. какие ценные, охраняемые виды растений и животных произрастают и живут в нашем крае; воспитывать чувство гордости и сопричастности к природным достопримечательностям Самарской области, пробуждать желание побывать в этих местах. |
Июнь | «Лечебные растения. Зеленые помощники» | Расширять и систематизировать знания детей о комнатных растениях; об их пользе, которую они нам приносят; закреплять знания о строении растений, об уходе за ними, о вредителях комнатных растений. |
Июль | Создание стенгазеты: «Берегите лес!»(коллективная работа) | Формировать желание заботиться о природе и животном мире. Воспитывать у детей умение любоваться осенней природой, чувствовать ее красоту. |
Июль | «Экскурсия на луг». | Формировать представления детей о поле как сообществе растений и животных, обитающих на одной территории. |
Июль | «Клуб знатоков ».Викторина | Формировать у детей умение применять на практике знания о приспособлениях животных и растений к условиям жизни. Развивать умение выделять и сравнивать существенные признаки, понимать причинно-следственные связи. Развивать доказательную речь. |
Июль | Создание книжки раскладушки: «Насекомые» | Формировать умение использовать знания в практическтике. |
Август | «Что такое огонь? Он- наш друг или враг?» | Познакомить детей с огнем как явлением неживой природы. Показать необходимость огня как условия жизни людей на Земле. |
Август | « Муравьи - санитары леса» | Углубить знания детей о муравьях, сформировать представления об их роли в жизни леса. |
Август | « Красная книга – сигнал опасности» | Дать детям представление о том, что люди, плохо зная природу, губят много растений и животных. |
Август | «В гости к осени» развлечение | Дать детям представление о леснике – человеке, который заботится о лесе; продолжать способствовать формированию у детей навыков разумного поведения в лесу, воспитывать желание беречь природу родного края. |
Предварительный просмотр:
Перспективный план
Месяц | Тема | Цели |
Сентябрь | Диагностика | Выявить уровень представлений ребенка о живой и неживой природе в начале изучения темы. |
Сентябрь | «Путешествие колоска» | Закрепить знания детей о злаковых культурах. Из которых, выпекают белый и черный хлеб. Формировать умение различать растения по характерным признакам (строение колоска, цвет, количество зерен). Познакомить с современной технологией изготовления хлеба и сравнивать с тем, как его изготовляли раньше. |
Сентябрь | «Путешествие в кладовую родного края. Лес» | Знакомство с видами лесов и деревьями в лесу; привитие любви к природе, природе родного края и воспитание бережного отношения к ней, расширение кругозора, развитие памяти, внимания, речи детей. |
Сентябрь | «Во саду ли, в огороде» | Систематизировать представления детей об овощах и фруктах. Упражнять детей в составлении описательных рассказов об овощах и фруктах. Познакомить с технологией приготовления блюд из овощей и фруктов. |
Октябрь | Экологическая игра «Придумай загадку». | Уточнить знания детей о приспособлении животных к среде обитания. Формировать умение придумывать и отгадывать загадки. |
Октябрь | Фольклор «Легкий хлеб» белорусская народная сказка. | Расширить представления, знания детей о том, как растет хлеб, о значении хлеба. Воспитывать интерес к труду взрослых и бережное отношение к хлебу. |
Октябрь | Как растения готовятся к зиме (экскурсия в парк). | Формировать у детей точные представления о состоянии растений осенью, о плодах и семенах определенных деревьев, кустов, травянистых растений. Показать способы приспособления семян к распространению. Развивать у детей умение устанавливать связи между состоянием растений и условиями среды; выявлять причины происходящих изменений. Познакомить детей с трудом взрослых осенью в парке по уходу за растениями. |
Октябрь | «Край родной - заповедные места Самарской области». | Познакомить детей с заповедниками, памятниками природы своей местности; показать. какие ценные, охраняемые виды растений и животных произрастают и живут в нашем крае; воспитывать чувство гордости и сопричастности к природным достопримечательностям Самарской области, пробуждать желание побывать в этих местах. |
Ноябрь | «Грибное царство». | Показать детям многообразие растительного и животного мира, научить их наблюдать за жизнью природы; помочь детям почувствовать красоту и многообразие природы; развивать творческое воображение, фантазию; с помощью игровых имитаций дать почувствовать сопричастность всему живому и прекрасному. |
Ноябрь | «Комнатные растения. Зеленые помощники» | Расширять и систематизировать знания детей о комнатных растениях; об их пользе, которую они нам приносят; закреплять знания о строении растений, об уходе за ними, о вредителях комнатных растений. |
Ноябрь | Создание стенгазеты: «Берегите лес!»(коллективная работа) | Формировать желание заботиться о природе и животном мире. Воспитывать у детей умение любоваться осенней природой, чувствовать ее красоту. |
Ноябрь | «Пернатые друзья» | Уточнить представления детей о знакомых птицах. О птицах, которые проживают в нашей области, об условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих и домашних птиц; учить узнавать птицу по повадкам, внешнему виду, песням; дать детям элементарные знания о том, чем кормят птиц зимой. |
Декабрь | «Сравнение диких и домашних животных». | Рассказать детям о диких животных , живущих в лесах нашей области; уточнить с детьми признаки домашних животных; показать, что они отличаются от диких; упражнять умственные способности детей; развивать воображение и творчество. |
Декабрь | «Покормите птиц зимой……» | Обобщить знания детей, полученные при наблюдении за птицами; установить связи между формой клюва и питанием птиц; отметить взаимоотношения птиц во время зимовки; вызвать желание помочь нашим крылатым друзьям в зимнюю бескормицу. |
Декабрь | «Экскурсия в зимний лес». | Формировать представления детей о парке как сообществе растений и животных, обитающих на одной территории. Показать многоярусность парка (деревья, кусты, травы). Сравнить экосистемы «парк» и «лес» (что общего, чем отличаются). Воспитывать у детей познавательный интерес к природе, развивать чуткость к восприятию зимнего пейзажа. |
Декабрь | «Клуб знатоков леса». | Формировать у детей умение применять на практике знания о приспособлениях животных и растений к условиям жизни. Развивать умение выделять и сравнивать существенные признаки, понимать причинно-следственные связи. Развивать доказательную речь. |
Январь | Создание книжки раскладушки: «Дикие и домашние животные». | |
Январь | «Север – царство льда и снега». | Формировать представления детей о климатических условиях Крайнего Севера и тундры. Показать детям как приспосабливаются растения и животные к условиям северного климата. Развивать доказательную речь, умение сравнивать. |
Январь | «Экологические цепочки» | Формировать у детей представление о взаимосвязи обитателей леса – растений и животных, их пищевой зависимости друг от друга. |
Февраль | «Что такое огонь? Он- наш друг или враг?» | Познакомить детей с огнем как явлением неживой природы. Показать необходимость огня как условия жизни людей на Земле. |
Февраль | Опыт. «Почему не тонут корабли?» | Подвести детей к выводу, почему не тонут корабли. Содержание: в емкость с водой опустить металлические предметы, наблюдая за тем как они тонут. Опустить в воду жестяную банку, постепенно нагружая ее металлическими предметами. Дети убедятся, что банка останется на плаву. |
Февраль | Дидактические игры: «Где чей хвост?», «Найди хозяина», «Где чье гнездо?» | |
Февраль | «Речка – реченька» | Расширить представление об окружающем мире: реки и их характерные особенности. |
Март | « Муравьи - санитары леса» | Углубить знания детей о муравьях, сформировать представления об их роли в жизни леса. |
Март | «Планета Земля в опасности» | Дать детям представление о том, что планета Земля –это огромный шар. |
Март | «Вода вокруг нас». | Сформировать знания детей о значение воды в нашей жизни. Познакомить детей с некоторыми свойствами воды. |
Март | « Красная книга – сигнал опасности» | Дать детям представление о том, что люди, плохо зная природу, губят много растений и животных. |
Апрель | «Хозяин леса!» | Дать детям представление о леснике – человеке, который заботится о лесе; продолжать способствовать формированию у детей навыков разумного поведения в лесу, воспитывать желание беречь природу родного края. |
Апрель | «Наша Вселенная» | Уточнять и расширять представления детей о космосе, работе космонавтов; подчеркнуть уникальность планеты Земля. Ответственность людей за её будущее; вызвать познавательный интерес к космосу, развивать фантазию, воображение; воспитывать уважение к труду космонавтов. |
Апрель | «Загадки природы». | Обобщить представления детей о типичных экосистемах. Развивать умение самостоятельно устанавливать взаимосвязи в экосистеме. Воспитывать умение правильно вести себя в экосистеме. |
Апрель | «Почему земля кормит?» | Познакомить детей с компонентами. Которые входят в состав почвы. Воспитывать познавательный интерес и навыки исследовательской деятельности. |
Май | Первоцветы. «Весенний лес» | Вызвать у детей интерес к природе родного края и всему тому, что нас окружает . Формировать желание стать другом природы, беречь и охранять её; расширить представления и знания детей о весенних лесных первоцветах, об их значении в нашей жизни; развивать речь детей, активизировать внимание и память. |
Май | «Насекомые». | Систематизировать представления детей о многообразии насекомых. Учить составлять группы по разным основаниям: особенностям внешнего строения (жуки, бабочки, стрекозы, пчёлы), местам обитания (наземные, водные), способу передвижения (летающие, прыгающие, ползающие, плавающие). Закрепить знания об общих признаках насекомых, учить устанавливать связи между особенностями внешнего строения и способом передвижения, между внешним видом и способом защиты от врагов, между способами передвижения и средой обитания. Воспитывать интерес к насекомым, бережное отношение к ним. |
Май | «Зеленая аптека». | Познакомить детей с основными лекарственными растениями. Формировать познавательный интерес к лекарственным растениям и их роли в жизни человека. |
Май | Диагностика | Выявить уровень представлений ребенка о живой и неживой природе в заключении темы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование проектной деятельности по экологическому воспитанию дошкольников по теме "Поле"
Становление у детей научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически - деятельного отношения к окружающей среде и к своему здоровью....
Использование проектной деятельности в экологическом воспитании дошкольников
Консультация для педагогов ДОУ....
Консультация для педагогов ДОУ «Использование проектной деятельности в экологическом воспитании дошкольников»
Консультация для педагогов ДОУ «Использование проектной деятельности в экологическом воспитании дошкольников»...
Консультация «Использование проектной деятельности в экологическом воспитании дошкольников»
Методика работы с детьми в рамках экологического проекта разрабатывается на основе интегрированного подхода. В ходе работы по проекту дети ведут наблюдения, экспериментируют, рисуют, лепят, играют, сл...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ. Слайд 1 «К тому, кто был глух к природе с детства, кто в детские год...
Использование проектной деятельности в экологическом воспитании дошкольников. Из опыта работы
В данной презинтации предсавлен фотоотчет о моей работе по данной теме с 2017 года по 2020 год....
Презентация для педагогов ДОУ "Использование проектной деятельности в экологическом воспитании дошкольников"
quot;Береги природу!"...