Организация чтения художественной литературы
консультация на тему

Реализация развивающего потенциала художественной литературы зависит как от подбора текстов, так  и то правильной организации как совместной партнерской деятельности взрослого с детьми. В связи с этим целесообразным определит некоторые общие методические требования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_chteniya_hudozhetvennoy_literatury.docx15.2 КБ

Предварительный просмотр:

Организация чтения художественной литературы

Реализация развивающего потенциала художественной литературы зависит как от подбора текстов, так  и то правильной организации как совместной партнерской деятельности взрослого с детьми. В связи с этим целесообразным определит некоторые общие методические требования.

  • Чтение художественных текстов должно быть ежедневным, чтобы войти в привычку, создать ритуал жизни группы.
  • Время для чтения (всегда одно и то же) должно быть определено в распорядке дня. Продолжительность чтения составляет примерно 15-20 в старшей группе и 20-25 минут в подготовительной.
  • Чтение должно проходить в непринужденной обстановке (дети располагаются в близи взрослого как им удобно); каждый ребенок добровольно присоединяется к читающим, это не вменяется ему в обязанность. Не желающие в данный момент слушать чтение обязательно соблюдают правило: занимаются своими делами тихо, не мешая остальным.
  • Читая книгу, воспитатель выступает как партнер детей по восприятию ее содержания (проявляет соответствующие эмоции- удивление, изумление, сострадание и пр.); монотонное механическое (отчужденное) чтение может отбить у детей охоту слушать даже самую интересную книгу.
  • Воспитатель сам подбирает подходящие для детей его группы художественные тексты, сам определяет последовательность их чтения, руководствуясь принципам чередования: большие литературные формы для длительного (продолжительного) чтения, малые литературные формы для непродолжительного; целесообразно также чередовать стихотворные и прозаические произведения. В зависимости от интереса и пожеланий детей можно возвращаться к ранее прочитанным текстам.
  • Большие художественные произведения следует читать несколько дней подряд (в зависимости от объема текста это может занять от 10-12 дней), так как дети должны иметь возможность «удержать» последовательность сюжетных событий, «вжиться» в воображаемый мир книги. Все это становится затруднительным, если тексты накладываются друг на друга или один и тот же текст читается с большим перерывом. Ежемесячно воспитатель прочитывает детям 1- 2 больших произведений.
  • В период между чтением двух больших художественных текстов используются короткие произведения. Это фольклорные и авторские сказки, реалистические рассказы, короткие фольклорные и авторские тексты. Здесь возможны сочетания нескольких коротких текстов по жанрам или тематической направленности.
  • Воспитатель не должен стремиться к обязательному обсуждению с детьми художественного текста непосредственно после чтения, а тем более принуждать их к «препарированию» поэтических произведений и многократному пересказу прозы. Обсуждения должны носить непринужденный характер. Они уместны сразу после чтения, если у детей возникают вопросы и суждения относительно прочитанного, если воспитатель намерен использовать текст как смысловой фон, стимул для непосредственно следующий за чтением деятельности или видит необходимость сравнить коллизии художественного текста с реальными событиями. Педагог может через некоторое время вспомнить с детьми прочитанные тексты, обсудить их при развертывании других видов деятельности, поскольку обращение к книге помогает стимулировать активность детей- осмыслить и прояснить какие- либо факты, события и т.п.
  • Художественные тесты для длительного чтения и их последовательность воспитатель может наметить на 2-3 месяца вперед, осуществив сбалансированный выбор из разных разделов рекомендательного списка с учетом интересов большей части детей группы (в начале года необходимо выяснить, какие книги из списка уже прочитаны дома большинством). Этот предварительный план корректируется по мере необходимости.
  • В каждой группе всегда должно быть несколько сборников художественных текстов из рекомендательного списка (стихи, фольклорные и авторские сказки, рассказы детских писателей), из которых воспитатель, реагируя на актуальную ситуацию, может в любой момент выбрать подходящее произведение. Дополнительно педагог может пользоваться и хрестоматией для детей, но она не должна быть единственным или основным источником художественных текстов.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Художественная литература для реализации образовательной области "Чтение художественной литературы" по программе "От рождения до школы". Примерный список для заучивания наизусть. Для чтения в лицах.

В материале представлены тексты художественных произведений для детей подготовительной группы по разделам: Примерный список для заучивания наизусть", ""Для чтения в лицах"....

Консультация для родителей. «Организация чтения художественной литературы».

Читая книгу, родитель  выступает как партнер детей по восприятию ее содержания; монотонное механическое чтение может отбить у детей охоту слушать даже самую интересную книгу....

Папка-передвижка "Организация чтения художественной литературы"

Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. В связи с этим очень важно формировать у детей понимание того, что книги ...

Консультация: Организация чтения художественной литературы как форма совместной деятельности взрослых и детей»

2 Оптимальное время для чтения художественной литературы в режимных моментах: для детей от 3 до 4 лет: перед завтраком(5-7 минут); во время подготовки к дневному сну (15 минут); после полдн...

Консультация для родителей «Организация чтения художественной литературы»

В настоящее время книга проигрывает неравную схватку с техническими средствами: телевизором и компьютером. Современные дети все чаще проводят свободное время за компьютерными играми, просмотром телепе...