Предметно-игровая среда. Организация сюжетно-ролевой игры
учебно-методический материал (старшая группа) на тему

Шипунова Татьяна Владимировна

Организация сюжетно-ролевой игры.

Создание  предметно-игровой среды и её влияние на развитие игровых умений  у детей старшего дошкольного возраста.

 

 

 

 Развивающая среда – это условие,  процесс и результат творческого саморазвития личности (по определению А.Н. Леонтьева).

Предметно-развивающая среда – составная часть развивающей среды дошкольного детства (по определению А.С. Выготского).

Игра – основной вид деятельности ребёнка-дошкольника. Она является потребностью растущего организма.

Игра  - источник развития, она определяет развитие ребёнка, развитие его психических процессов: диалогическая речь, мышление, воображение, восприятие, память и др.

Особенности предметно-игровой среды определяются общими принципами и требованиями к её организации и содержанию.

  Предметно- игровая среда организуется таким образом, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься любимым делом. Оборудование размещается по принципу нежёсткого центрирования (размещение ширм, модулей), что позволяло бы детям объединяться подгруппами по общности интересов.

  При организации предметно-игровой среды должно учитываться проявление интереса у детей к проблемам, выходящим за рамки их личного опыта. Для многих сюжетно-ролевых игр вносится оборудование и игрушки, расширяющие личный опыт детей. Созданная игровая среда будит познавательную активность, самостоятельность, ответственность и инициативу.

   Сюжетно-ролевые игры носят отражательный характер, в них ребёнок творчески воссоздаёт заинтересовавшие его стороны действительности, отношения между людьми, события.

     Моделирование проблемных ситуаций, включение их в сюжеты игр - занятия способствует развитию мышления, воображения, связной речи, обогащение словаря.

    Атрибутика для сюжетно-ролевых игр должна быть детализирована, ведь дети особенно воспринимают окружающую действительность. Всё комплектуется по коробкам и делается надпись. Игры, выбранные детьми, остаются в группе, пока к ним проявляется детский интерес.

   Большое внимание необходимо уделять безопасности развивающей

 среды:

  • Применяемое в игровой зоне оборудование должно быть устойчиво и прочно закреплено.
  • На игровом месте не должно быт захламлённости, избытка игрушек и материалов.
  • Игрушки и материалы, размещённые на открытых местах должны создавать приятную для глаз цветовую гамму без избытка ярких, «кричащих» тонов.

                        Игра как средство социализации ребёнка.

  Сюжетно-ролевая игра способствует усвоению социального опыта. 

 В сюжете ролевой игры у детей формируются нравственные качества:

  • Соблюдение правил игры.
  • Умение самостоятельно создать обстановку для игры.
  • Умение распределять роли и выполнять их.
  • Умение подчиняться установленным правилам.
  • Умение разрешать конфликтные ситуации.
  • Умение согласовывать свои действия друг с другом.

 

Требования к созданию предметно-игровой среды:

  • Учёт возрастных особенностей детей.
  • Соответствие возможностям детей.
  • Создание условий для исследования, для развития психических процессов.

Таким образом, должна быть разнообразной, насыщенной, нестандартной, изменчивой.

Принципы и подходы к организации  предметно-развивающей среды:

  • обогащённость оборудования
  • наукоёмкость
  • использование социокультурных средств
  • принцип обеспечения разнообразия деятельности ребёнка
  • принцип предоставления детям условий для творческого и духовного развития.

Принципы и подходы к организации предметно-игровой среды:

  • Право ребёнка на игру.

В последнее время в ДОУ закономерностью становится тенденция увеличение времени на обучение, а время на игру сокращается. Необходимо реализовать это право ребёнка, увеличив количество игрушек, выбрать и подготовить место и время для организации различных видов игр.

  • Универсальность предметно-игровой среды, то есть изменение игровой среды, трансформация её в соответствии с замыслом.
  • Сомаштабность и целостность всех элементов игровой среды.

Предметно-игровая среда не должна быть перенасыщена, а её пополнение зависит от приоритетности игр детей в соответствии с возрастом и от развивающей сущности игры.

  

  

Примерный перечень организации с/ролевой игры с учётом изменений в окружающем мире:

  • «Ателье»  «Дом мод»

Цели игры:

Формировать умение детей делиться на подгруппы в соответствии с сюжетом игры и по окончании заданного игрового действия снова объединяться в единый коллектив. Воспитывать уважение к труду швеи, модельера, закройщика. Расширять представление о том, что их труд коллективный, что от добросовестной работы одного человека зависит качество труда другого. Развивать умения применять в игре знания о способах измерения.

  • «ГИБДД»

Цель:

Воспитывать уважение к работе инспекции безопасности движения. Закреплять представления об их значении для жизни города. Познакомить детей с условиями труда и взаимоотношениями «инспектор-водитель»; «инспектор-пешеход».

 

 

 

 

 

   Используемая литература.

 

Методическое пособие.

Серия: Дошкольное воспитание и развитие.

Н.А. Виноградова, Н.В. Позднякова. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников. Практическое пособие. М.-2008.  128 с.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon organizatsiya_predmetno-igrovoy_sredy.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Организация сюжетно-ролевой игры.

Создание  предметно-игровой среды и её влияние на развитие игровых умений  у детей старшего дошкольного возраста.

 Развивающая среда – это условие,  процесс и результат творческого саморазвития личности (по определению А.Н. Леонтьева).

Предметно-развивающая среда – составная часть развивающей среды дошкольного детства (по определению А.С. Выготского).

Игра – основной вид деятельности ребёнка-дошкольника. Она является потребностью растущего организма.

Игра  - источник развития, она определяет развитие ребёнка, развитие его психических процессов: диалогическая речь, мышление, воображение, восприятие, память и др.

Особенности предметно-игровой среды определяются общими принципами и требованиями к её организации и содержанию.

  Предметно- игровая среда организуется таким образом, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься любимым делом. Оборудование размещается по принципу нежёсткого центрирования (размещение ширм, модулей), что позволяло бы детям объединяться подгруппами по общности интересов.

  При организации предметно-игровой среды должно учитываться проявление интереса у детей к проблемам, выходящим за рамки их личного опыта. Для многих сюжетно-ролевых игр вносится оборудование и игрушки, расширяющие личный опыт детей. Созданная игровая среда будит познавательную активность, самостоятельность, ответственность и инициативу.

   Сюжетно-ролевые игры носят отражательный характер, в них ребёнок творчески воссоздаёт заинтересовавшие его стороны действительности, отношения между людьми, события.

     Моделирование проблемных ситуаций, включение их в сюжеты игр - занятия способствует развитию мышления, воображения, связной речи, обогащение словаря.

    Атрибутика для сюжетно-ролевых игр должна быть детализирована, ведь дети особенно воспринимают окружающую действительность. Всё комплектуется по коробкам и делается надпись. Игры, выбранные детьми, остаются в группе, пока к ним проявляется детский интерес.

   Большое внимание необходимо уделять безопасности развивающей

 среды:

  • Применяемое в игровой зоне оборудование должно быть устойчиво и прочно закреплено.
  • На игровом месте не должно быт захламлённости, избытка игрушек и материалов.
  • Игрушки и материалы, размещённые на открытых местах должны создавать приятную для глаз цветовую гамму без избытка ярких, «кричащих» тонов.

                        Игра как средство социализации ребёнка.

  Сюжетно-ролевая игра способствует усвоению социального опыта.  

 В сюжете ролевой игры у детей формируются нравственные качества:

  • Соблюдение правил игры.
  • Умение самостоятельно создать обстановку для игры.
  • Умение распределять роли и выполнять их.
  • Умение подчиняться установленным правилам.
  • Умение разрешать конфликтные ситуации.
  • Умение согласовывать свои действия друг с другом.

Требования к созданию предметно-игровой среды:

  • Учёт возрастных особенностей детей.
  • Соответствие возможностям детей.
  • Создание условий для исследования, для развития психических процессов.

Таким образом, должна быть разнообразной, насыщенной, нестандартной, изменчивой.

Принципы и подходы к организации  предметно-развивающей среды:

  • обогащённость оборудования
  • наукоёмкость
  • использование социокультурных средств
  • принцип обеспечения разнообразия деятельности ребёнка
  • принцип предоставления детям условий для творческого и духовного развития.

Принципы и подходы к организации предметно-игровой среды:

  • Право ребёнка на игру.

В последнее время в ДОУ закономерностью становится тенденция увеличение времени на обучение, а время на игру сокращается. Необходимо реализовать это право ребёнка, увеличив количество игрушек, выбрать и подготовить место и время для организации различных видов игр.

  • Универсальность предметно-игровой среды, то есть изменение игровой среды, трансформация её в соответствии с замыслом.
  • Сомаштабность и целостность всех элементов игровой среды.

Предметно-игровая среда не должна быть перенасыщена, а её пополнение зависит от приоритетности игр детей в соответствии с возрастом и от развивающей сущности игры.

   

   

Примерный перечень организации с/ролевой игры с учётом изменений в окружающем мире:

  • «Ателье»  «Дом мод»

Цели игры:

Формировать умение детей делиться на подгруппы в соответствии с сюжетом игры и по окончании заданного игрового действия снова объединяться в единый коллектив. Воспитывать уважение к труду швеи, модельера, закройщика. Расширять представление о том, что их труд коллективный, что от добросовестной работы одного человека зависит качество труда другого. Развивать умения применять в игре знания о способах измерения.

  • «ГИБДД»

Цель:

Воспитывать уважение к работе инспекции безопасности движения. Закреплять представления об их значении для жизни города. Познакомить детей с условиями труда и взаимоотношениями «инспектор-водитель»; «инспектор-пешеход».

 

   Используемая литература.

Методическое пособие.

Серия: Дошкольное воспитание и развитие.

Н.А. Виноградова, Н.В. Позднякова. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников. Практическое пособие. М.-2008.  128 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание развивающей среды в ДОУ.Тематический уголок для организации сюжетно-ролевой игры "Кафе"

Коллективная работа с детьми (лепка пирожных,мороженого,изготовление и украшение пончиков и торта)...

Полифункциональный конструктор для организации сюжетно -ролевой игры и развивающей среды детского сада

Ирговое пособие для организации сюжетно- ролевой игры и обогащения развивающего пространства группы дошкольного учреждения....

Опыт работы «Организация сюжетно-ролевой творческой игры дошкольников, реализующей программу Н.М. Крыловой «Детский сад-дом радости».

Данный материал содержит описание методики организации и развития сюжетно-ролевой творческой игры дошкольников....

Конспект организации сюжетно-ролевой игры для воспитанников старшей группы Тема: сюжетно-ролевая игра «Ветеринарная клиника»

Цель:Формирование  у детей представлений о труде работников ветеринарной клиники с помощью организации сюжетно-ролевой игрыЗадачи:1. Формирование у детей умения самостоятельно развивать сюжет игр...

Методические рекомендации по проектированию предметно-развивающей среды для организации сюжетно-ролевой игры старших дошкольников

В соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом Дошкольного Образования групповая комната в детском саду представлена тремя основными зонами:1) рабочая зона (обучающая);2) акти...

«Организация сюжетно-ролевой игры детей в процессе обыгрывания предметно-игровой среды группы»

Сюжетно-ролевая игра — это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. Игра есть наиболее спонтанное проявление ребенка и вместе с тем она строится на взаимодействии ребенка со взрослыми. Ей...