Ключевые проблемы и особенности развития экономики образования
статья на тему
В настоящее время образовательные организация выходят на рыночные отношения. Развитие рыночных отношений влияет на управленческие функции руководителя организации, овладев которыми он сможет управлять развитием образовательного урчреждения и сделать его конкурентноспособным на рынке образовательных услуг.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_dlya_konferentsii_molodezh_v_21_veke_-_kopiya.docx | 30.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Ключевые проблемы и особенности развития экономики образования
Н.Г. Палицына (Россия, Талица)
Магистр, ИКРиМ, УрГПУ
В настоящий момент сфера образования в России переживает период реформирования. Трансформация всей экономической системы, переход на рыночные отношения во всех отраслях экономики, повлияли и на сферу образования, привнеся в неё рыночные отношения. Следует отметить, что в развитых индустриальных странах сфера образования, а особенно система высшего образования всегда была, в основном, изолирована от действующих рыночных механизмов. Процесс трансформации системы образования в России совпал с общемировыми и общеевропейскими тенденциями развития рыночных отношений в этой сфере.
Впервые мы встречаем в общем виде подходы к трактовке образования в экономическом разрезе в работах У. Петти, А. Смита, Д. Риккардо и К. Маркса. Именно они стали истоком научного изучения образования с точки зрения экономики. Изучение роли образования на экономический рост и производительность труда изучали такие ученые как Д. Багалей, Д.И. Менделеев, Г.Фальборк, В.Чернолусский, А.И.Чупров, И.И. Янжул и др. В своей работе « Заветные мысли» Д.И.Менделеев выдвинул гипотезу о необходимости всемерного развития образования в России, считая, что только талантливые и способные личности в области экономики могут послужить ускорению экономического развития страны.
Позднее, в 1924 году к экономическим исследованиям в сфере образования обратился академик С.Г. Струмилин в 1924 году предложил рассчитывать приращение национального дохода за счет образовательного фактора и это позволило просчитать эффективность вложений в образование. Его идеи были реализованы и развиты в дальнейшем зарубежными и российскими экономистами.
Образование длительное время являлось предметом педагогической науки. Вопросы экономики образования решались вне самой системы . И только в 60-70-е годы двадцатого века, возникла новая отрасль экономической науки — экономики образования, которая рассматривает специфическое действие экономических законов в сфере образования. Методология экономики образования строилась на основе административно-бюрократической практики. планирования и финансирования. Длительное время существовала официальная точка зрения- функционирование экономических отношений возможно только в отраслях материального производства. Поэтому образование, как отрасль непроизводственной сферы, было исключено из-под воздействия экономики и действия ее законов. Позднее экономисты высказали мнение, что если и существуют экономические отношения в образовании, то они являются производными от экономических отношений в производстве. В настоящее время имеет место быть и мнение ряда ученых о том, что рыночные отношения это искусственная имплантация в образовании.
В 60-х и70-х годах 20 века появились несколько монографий и учебных пособий В.А. Жамина, С.Л. Костаняна и В.А. Егиазаряна, в которых предлагали считать экономику образования в качестве науки,. Основные идеи легли в основу концепции экономики образования, связанной с постижением и анализом своеобразных экономических процессов и закономерностей в сфере обучения и подготовки квалифицированных работников. Именно государство должно участвовать в экономике образовательной отрасли.
Проблемы трансформации централизованной экономики образования в рыночную достаточно сложны, не имеют и не могут иметь единого алгоритма их решения.
В настоящее время впервые в истории отечественного законодательства, понятие «экономика», применительно к образованию было закреплено в Законе РФ «Об образовании».
Современное развитие экономии в России непосредственно формирует и новые социально- экономические условия и в системе образования. Сфера образования переживает период реформ. Изменение всей государственной экономической системы влияет и на сферу образования, все больше втягивая её в рыночные отношения. Образование рассматривается как сложная социально-экономическая система и приоритетная отрасль экономики. Особое внимание уделено некоммерческому характеру учреждений образования, рынку и маркетингу образовательных услуг, перспективным технологиям финансирования учебных заведений.
Отечественная модель экономики образования рассматривается с позиций двух концепций: экономики образования как отраслевой экономической науки и теории человеческого капитала.
Теория человеческого капитала — появилась в результате приложения принципов экономической теории к проблемам экономики образования. В шестидесятых годах 20 века в США, где при платном образовании у потребителей возникла необходимость сопоставления затрат, связанных с получением образования и последующих выгод.
Теоретики западной экономики образования характеризуют природу и критерии эффективности затрат на образование. Данная проблема в теоретическом аспекте разработана также в трудах отечественных ученых — B.C. Автономова, Р.И. Капелюшникова, А. И. Добрынина, С.А. Дятлова, М.А. Критского и др. Кроме того отечественные экономисты изучают процесс развития рынка и формирование рынка образовательных услуг.
Оба подхода к изучению экономики образования дополняют друг друга. Традиционный для нашей страны отраслевой подход (макроуровень), предполагает изучение хозяйственных вопросов образования как объекта управления государства.
Теория человеческого капитала оценивает эффективность затрат на образование прежде всего с позиции потребителя (микроуровень) и в масштабах страны.
Состояние образования в современном мире тоже претерпевает изменения и кардинально изменило свое положение на рыночной арене.Если в прошлом веке образование было одной из самых важных сфер человеческой деятельности, что продемонстрировали социальные и научно-технологические преобразования, то позднее мы видим кризис образования , проявившийся в расширении сферы образования и изменении ее статуса . А в последние десятилетия происходят радикальные преобразования в процессе поисков путей преодоления кризиса и формирования новой образовательной системы.
В послании Президента РФ отмечалось, что должен быть изменен подход к образованию, так как знания в информационном обществе становятся основным источником стоимости. Знания, инновации и способы их применения все чаще выступают в качестве источника прибыли. Требования к ним изменяются параллельно с общественным развитием. В эпоху глобализации и новых технологий – это вложение средств в будущее страны, в котором участвуют все заинтересованные в качественном образовании.
Новые требования и представления к образованию требуют изменения взаимоотношения субъектов образовательного процесса.Все понимают, что знания это и экономическое понятие и поэтому кардинально меняет место образования в экономической сфере государства и в целом в мире. Образовательная деятельность становиться компонентом экономического развития.
Современное экономическое развитие постоянно заставляет человека развиваться, иногда кардинально менять свою профессию, квалификацию. Особенно актуальна данная ситуация для руководителей образовательных учреждений.
Образовательные функции выполняют разные социальные институты, промышленные предприятия занимаются подготовкой и переподготовкой кадров. Образование не должно ограничиваться программой школы, все учреждения должны быть использованы в образовательных целях. Именно такое обучение компенсирует недостатки и удовлетворяет потребности.
Переход от функциональной концепции подготовки к концепции развития личности. Это отвечает современным приоритетам: удовлетворение потребностей личности , а не государственный заказ на подготовку специалистов. Данная концепция позволяет учитывать возможности конкретного человека и способствует его самореализации и развитию.
Важной чертой развития образования является его глобальность. Эта черта отражает наличие интеграционных процессов в современном мире, интенсивных взаимодействий между государствами в разных сферах общественной жизни. Образование из категории национальных приоритетов высоко развитых стран переходит в категорию мировых приоритетов.
Современное развитие экономии в России непосредственно формирует и новые социально- экономические условия и в системе образования. Сфера образования переживает период реформ. Изменение всей государственной экономической системы влияет и на сферу образования, все больше втягивая её в рыночные отношения. Хотя мы помним, что еще 10-15 лет назад рыночные механизмы и образование были изолированы друг от друга.
Полномочия юридического лица дают широкие полномочия и в экономических вопросах. Концепция модернизации образования предусматривает основные направления формирования эффективных экономических отношений, т.е. эффективной экономической деятельности.
Анализ научно-теоретической литературы позволяет нам сделать вывод о недостаточном исследовании вопроса экономической самостоятельности учреждений образования. Теоретическая и практическая неразработанность в области экономики образования не позволяет осуществлять эффективное управление через новое содержание и технологии управления.
Все действующие законодательные и нормативные определяющие функционирование образовательного учреждения позволяют изменять условия только законодательно. Вопросы экономики образования можно рассматривать опираясь на законы, не относящиеся напрямую к образованию.
Образовательное учреждение – это некоммерческая организация, не ставящая пред собой цель извлечь прибыль от своей деятельности. Но мы понимаем, что прибыль такой организацией может все-таки быть получен.
Статус образовательного учреждения содержит четыре противоречия:
- Отсутствие извлечения прибыли в качестве основной цели деятельности не исключает её получения,т.е.в качестве неформализованной цели извлечение прибыли фактически присутствует;
- Разрешение предпринимательской деятельности прямо ставит перед образовательным цель извлечения прибыли;
- Нет критериев, определяющих соответствие коммерческой деятельности тому или иному виду основной деятельности учреждения ;
- Нет качественных отличий некоммерческих организаций в форме учреждения от коммерческих.[1]
Для создания стимулов на уровне образовательного учреждения могут быть применены механизмы, характерные для рынка:
образовательное учреждение может конкурировать с другими за качество предоставляемых услуг, уровнем подготовки и профессионализма педагогов. Тем самым, желающих поступить в образовательное учреждение будет максимальным, что говорит о конкурентности на рынке предоставления образовательных услуг. Без непосредственной стоимостной оценки результатов труда педагогов с точки зрения конкретного потребителя. В экономической теории такой механизм принято называть КВАЗИ-РЫНКОМ.
Основной задачей экономического анализа в образовании является оценка эффективности использования ограниченных ресурсов для достижения поставленной цели. Хотя затраты и результаты могут измеряться по-разному.
В области образования мы будем говорить о социальной и экономической эффективности.
Экономическая эффективность –это затраты или результат измеряемые в денежных единицах. То учреждение, которое при достижении результата, в нашем случае выполнения муниципального задания, расходует наименьшее материально-вещественных ресурсов(стоимость единицы), можно говорить об экономической эффективности.
Социальная эффективность выражается в качественных характеристиках образовательного процесса и его конечных результатов. Образовательное учреждение должно давать такие знания, чтобы они были нужны при устройстве на рынке труда. Если человеку приходится переучиваться, или тратить время и деньги на том, что дополнительную подготовку к выполнению трудовых функций, то мы может говорить о том, что образовательная система сработала не эффективно.
В отличие от потребления обычного товара,образование это длительный процесс и имеет долгосрочный характер. Расходы на образование представляют как инвестиции в «человеческий капитал»[2] Через полученные знания повышается производительность труда. Данное представление характерно в странах с рыночной экономикой. Лица с более высоким уровнем образования занимают высокооплачиваемые должности и рабочие места.
Для современной российской экономики мы наблюдаем тенденцию перехода образования на рыночные отношения- говорим об эффективных контрактах, о повышении заработной платы ( не ниже….) и выборе предоставления платных образовательных услуг.
Потребитель образовательных услуг выбирает их с точки зрения экономики, вложить свой капитал в обучение, чтобы в дальнейшем увеличить свой доход- такой подход является инвестиционным. С точки зрения экономики надо просчитать и сопоставить экономические издержки и выгоды каждой альтернативы. Такая инвестиция обладает высокой степенью неопределенности будущих выгод.
В настоящее время потребителя услуг можно разделить, условно, на три основных группы:
- Имеющие четко выраженный заказ;
- Не определившие четкий заказ, но имеющие определенные потребности;
- Индифферентные.
Удовлетворение данных потребностей-заказа- всех групп потребителей является маркетингом образовательных услуг.
Для осуществления экономических механизмов в образовательном учреждении необходимо подвести правовую базу. Основные сложности возникают из-за недостаточной подготовленности руководителей в вопросах как правового, так и экономического развития образовательного учреждения. Такой подход продиктован изменениями происходящими в современном российском образовании, но и новыми требованиями к квалификации руководителя образовательного учреждения , требующие перемены в профессиональной компетентности руководителя.
В условиях быстро меняющего социального заказа необходима особое значение приобретает психологическая, личностная готовность. Таким образом , руководитель образовательного учреждения должен обладать экономическими знаниями, разбираться в вопросах законодательства бюджетного, налогового и экономической особенности системы образования.
Список литературы:
- Виханский О.С, Наумов А.И. Менеджмент учебник. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. Экономистъ, 2006. — 670 с.
- Кнорринг В.И. Теория, практика и искусство управления. Учебник. М., 2001. - 528 с.
- Макашева З.М. Исследование систем управления. Учеб.пособие. - М. КНОРУС, 2008. – 176 с.
- Федорова Н. В., Минченкова О. Ю. Управление персоналом. М. 2012.- 554 с.
- Шеметов П.В. Элементы научного управления - . Новосибирск: МГП Репринт, - 1992. - 192с. .
[1] Лебедев С.А., Лекции по экономике образования. -с 33.
[2] М.М.Мусарский,Т.Н.Фильчагина- «Развитие экономической самостоятельности образовательных учреждений»- Москва, Академия, 2007 –с 56.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОБЗОР ПРОБЛЕМЫ «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ КАК ПРЕДПОСЫЛКИ ТВОРЧЕСТВА»
В статье уделено внимание рассмотрению психологической характеристике детей дошкольного возраста, а так же рассмотрены психологические особенности дошкольников как предпосылки творчества....
Современное состояние проблемы исследования особенностей развития памяти у детей с общим недоразвитием речи III уровня
В статье освещена тема памяти, как психического познавательного процесса, описано развитие речеслуховой памяти в онтогенезе, а также нарушение развития речеслуховой памяти у детей старшего дошкол...
Консультация "Проблемы и особенности речевого развития"
Больше всего в ребёнке четырёх-пяти лет поражает его успехи в усвоении родного языка. К пяти годам словарный запас превышает 2000 слов. В нём появляются абстрактные понятия. Малыш пытается понять смыс...
выступление Культура игровой деятельности современных дошкольников: проблемы и особенности организации
Игра - самоценная форма активности ребенка дошкольного возраста. Замена игры другими видами деятельности обедняет личность дошкольника, препятствуя развитию воображения ребёнка, тормозит развитие обще...
Социально-коммуникативное развитие дошкольника Проблемы и особенности социализации детей с нарушениями речи
Социализация – самое широкое понятие среди процессов, характеризующих образование личности. Она предполагает не только сознательное усвоение ребенком готовых форм и способов социальной жизни, сп...
Культура игровой деятельности современных дошкольников: проблемы и особенности организации.
В последнее десятилетие особенно остро встаёт проблема подмены игровой деятельности целенаправленным обучением. В статье рассмотрены возможные причины утраты традиций организации игровой деятель...
Статья «Проблема отбора содержания дополнительного образования дошкольников «Шашки – это интересно» (из опыта работы педагога дополнительного образования).»
С введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования важную роль в развитии ребенка стало играть, не только основное образование, но и дополнительное....