Работа психолога в ДОУ
учебно-методический материал на тему

Рожнова Оксана Сергеевна

Работа психолога в ДОУ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Модели деятельности педагога-психолога ДОУ 

Под моделью деятельности психологической службы в ДОУ понимается последовательность организационных форм работы педагога-психолога (с воспитателями, родителями и детьми), обеспечивающая комплексное сопровождение психологического развития ребенка в детском саду и координацию усилий всех участников образовательного процесса.
Принято выделять:

· информационную;

· пропедевтическую (греч. ргораideuо - - «предварительно обучаю»);

· профилактическую (греч. Ргорhjlaktikos — «предохранительный», «предохраняющие меры»);

· диагностическую;

· коррекционную функции психологической службы в системе образования.

Эти функции могут по-разному сочетаться в рамках тех или иных моделей деятельности педагога-психолога в образовательном учреждении.

МОДЕЛИ РАБОТЫ ПСИХОЛОГА В ОБРАЗОВАНИИ
Сочетая в своей работе различные виды деятельности, психолог фактически ставит перед собой различные цели и занимает различные цели и занимает различные позиции по отношению к происходящему... Сложились различные модели деятельности психолога...
... модель определяется не столько квалификацией психолога (в рамках одной модели возможны разные уровни квалификации специалиста), сколько его профессиональной позицией, с одной стороны, запросом и позицией администрации — с другой.
Первая  модель. Психолог работает на «территории» своего кабинета и ведет консультации... Психолог не ставит своей задачей оказывать влияние ни на форму, ни на содержание того, что происходит...
1 Концепция психологической службы образования.
как в рамках учебного процесса, так и в сфере сложившихся отношений. Позиция психолога — это позиция стороннего специалиста, отстаивающего права и интересы ребенка.
Вторая  модель. К предыдущему функционалу добавляется: проведение диагностики детей разного возраста по запросам администрации образовательного учреждения..., посещение занятий по просьбе педагогов с целью выработки рекомендаций по работе с конкретными детьми. При высокой квалификации психолог становится главным участников педагогических консилиумов, рассматривающих проблемы успеваемости...
Третья  модель. Включает в себя как обязательный компонент проведение обучающих семинаров и тренингов ... Психолог ставит задачу изменить стереотипы поведения, способны и формы организации коммуникации учителя с учениками. При высокой квалификации психолог на групповых занятиях с детьми ... формирует у них соответствующие их возрасту социальные умения, рассматривает проблемы, ... дает им средства, позволяющие успешно справляться с проблемами...
Четвертая  модель. Модель включает в себя работу психолога с содержанием и способами профессиональной деятельности педагога. Его целью становится влияние на профессиональное сознание ... в направлении формирования целостной педагогической позиции (цели, ценности, задачи, содержание и способы его реализации в конкретных технологиях), а также психологического сопровождения образовательных процессов. При высокой степени квалификации психолог, работающий в рамках этой модели, становится проводником идей трансформации всех отношений... идеи уважения чести и достоинства каждого... развитие личности каждого ...
Пятая  модель. Различные типы практико-ориентированных исследований... Объектом исследования является целостный учебно-воспитательный процесс… Направления деятельности и профессиональные цели, описанные в данном Положении, не обязывают психолога, работающего в образовании, выполнять их в полном объеме...
Фактически, модель работы психолога в ДОУ определяет приоритетные для него функции и его позицию как специалиста к происходящему в детском саду.
В настоящее время насчитывается пять основных моделей работы педагога-психолога в ДОУ:
I модель: Позиция психолога — «сторонний наблюдатель» за происходящим в детском саду, основная функция — консультативная (информативная и диспетчерская).
II модель: Позиция психолога — «фасилитатор» («тот, кто облегчает») взаимодействия других участников образовательного процесса, основные функции — диагностическая и консультативная .
III модель: Позиция психолога — «активное включение», основные функции — диагностическая, коррекционная и профилактическая .
IV модель: Позиция психолога — «ведущий». Модель включает работу с педагогическими установками и позицией педагогических сотрудников и администрации ДОУ в целях обеспечения комплексного сопровождения образовательного процесса. Функции психолога — диагностическая, коррекционная, профилактическая и пропедевтическая.
V модель: Позиция психолога — «исследователь». Объектом исследования психолога является образовательный процесс, организуемый в соответствиями с целями и задачами развития ребенка, вклада всех участников образовательного процесса в создание условий для развития ребенка. Функции психолога — диагностическая, профилактическая и пропедевтическая, организационно-просветительская.
Исходя из возможных моделей, определяются непосредственные
задачи работы педагога-психолога1 в детском саду:
1. Задачи взаимодействия педагога-психолога и воспитателей ДОУ
Взаимодействуя с воспитателями ДОУ, психолог:

· знакомит воспитателей с психологическими теориями и исследованиями в области обучения детей;

· дает психологическое обоснование дидактических принципов обучения;

· разрабатывает совместно с воспитателями, дефектологами, логопедами и специалистами по изобразительной, музыкальной, физической и другим видам деятельности развивающую программу обучения детей;

1 Чиркова Т. И. Психологическая служба в детском саду: Учебное пособие для психологов и специалистов дошкольного образования. М.: Педагогическое общество России, 1988.

· обсуждает и формулирует психологические требования к развивающей предметной, игровой и учебной среде;

· готовит педагогов к профессиональной рефлексии в процессе образовательной работы с детьми;

· обеспечивает воспитателей необходимым простейшим диагностическим инструментарием для изучения умственного и эмоционального развития детей, их личностного роста в процессе обучения;

· принимает участие в разработке и внедрении новых педагогических технологий, осуществляя проектировочную и диагностически-контрольную функцию за развитием детей в условиях инновационного процесса;

· по заказу администрации проводит контроль за общением педагогов с детьми в процессе обучения, разрабатывает индивидуальные модели развивающего взаимодействия с детьми и обучает педагогов;

· проводит диагностику развивающего, воспитательного и обучающего потенциала педагогического коллектива;

· формирует у педагогов мотивационную основу творческой работы с детьми, с помощью тренингов профессионального и личностного роста у воспитателей формирует высокий уровень их компетентности в осуществлении образовательного процесса в детском саду;

· разрабатывает психологические основы оптимальной стратегии действий педагогов в целях развития, воспитания и обучения детей с различными отклонениями в развитии, взаимодействия детей и воспитателей;

· осуществляет координацию усилий всех участников коррекционно-развивающего процесса для обеспечения системного и комплексного подхода к развитию, воспитанию и обучению детей.

2. Задачи взаимодействия педагога-психолога и родителей воспитанников ДОУ
В работе с родителями психолог:

· осуществляет просвещение по вопросам обучения детей;

· решает по их просьбе частные проблемы ребенка в обучении и подготовке его к школе, разрабатывает для родителей индивидуализированные программы их занятий с ребенком в домашних условиях;

· проводит по их просьбе индивидуальную диагностику умственного развития ребенка, его специальных способностей (например, сенсомоторики, пространственного ориентирования, математических представлений и др.);

· проводит диагностику эмоционального, воспитательного и терапевтического потенциала семьи;

· обеспечивает психологическую поддержку родителей, имеющих детей с проблемами в развитии, и их близких;

· проводит подготовку интеграционных процессов со стороны семей, имеющих нормально развивающихся детей;

· обеспечивает социально-психологические условия интеграции семей, имеющих детей с отклонениями в развитии, в общество.

3. Задачи взаимодействия педагога-психолога и воспитанников ДОУ
С детьми психолог:

· проводит дифференциальную психологическую диагностику с целью выявления уровня психологического здоровья детей и психологической структуры нарушения;

· проводит диагностику индивидуальных особенностей детей с отклонениями в развитии с целью обеспечения индивидуального подхода и разработки оптимальной стратегии коррегирующего воздействия;

· проводит диагностику уровня достижений детей в учебной деятельности и на основе ее строит систему помощи ребенку;

· проводит развивающие групповые и индивидуальные занятия по просьбе воспитателя, затрудняющегося самостоятельно решить какую-либо обучающую проблему;

· оказывает помощь детям в овладении учебными навыками и умениями, в развитии их саморегуляции и самоконтроля на занятиях воспитателя, логопеда, дефектолога и т. д.;

· готовит детей подготовительных групп к школе по специально разработанной диагностической программе;

· проводит диагностику динамики изменений в психофизическом сенсорном и личностно-социальном развитии ребенка при реализации целостного коррекционно — развивающего процесса;

· охраняет психику ребенка от дидактогенных отрицательных воздействий, обеспечивает контроль за соблюдением прав ребенка в полноценном, эмоционально комфортном обучающем воздействии, создает в коллективе сотрудников детского сада нетерпимость по отношению к насилию и при-нуждению детей в процессе их обучения.

Работа с педагогическим коллективом ДОУ и родителями воспитанников в логике комплексного сопровождения психологического развития ребенка (IV, наиболее распространенная, модель) предполагает, что педагог-психолог будет выступать в качестве координатора и катализатора взаимодействий всех участников образовательного процесса в ДОУ.
Поэтому, с самых первых шагов своего пребывания в детском саду, психолог должен рассказать коллективу и родителям о своих функциях и задачах, дать представление о том, какую помощь он может оказать.
Необходимо разъяснить, что детская психология не является отраслью медицины — она занимается изучением закономерностей нормального развития ребенка, и основная задача психолога1 состоит в обеспечении такого развития, в создании необходимых для этого условий:

· организации деятельности всех участников образовательного процесса в системе индивидуального психологического сопровождения ребенка;

работы с педагогическим коллективом ДОУ и родителями в логике комплексного психологического сопровождения воспитанников детского сада.
Идеология комплексного сопровождения психологического развития ребенка разработана коллективом авторов под научным руководством проф. Л. И. Шипицыной1.
Комплексное сопровождение в ДОУ определяется ими как система профессиональной деятельности «команды» специалистов, направленной на создание социально-психологических условий для успешного обучения и развития каждого ребенка независимо от уровня его способностей и жизненного опыта, в конкретной социальной среде. В рамках модели комплексного сопровождения развития ребенка педагог-психолог, в основном, будет работать в ДОУ комбинированного и компенсирующего видов.

1 ВенгерЛ.А., АгаеваЕ.Л., Бардина Р. И., Брофман В. В., Булычева А. И., Бурлакова И. А., Венгер Н. Б., Дьяченко О. М., Лаврентьева Т. В., РудовскаяИ.А., Холмовская В. В., Цеханская Л. И. Психолог в детском саду. Руководство для работы практического психолога. // Дошкольное образование. № 5 (101), 1-15 марта, 2003.
1 Шипицына Л. М., ХилъкоА.А., Галлямова Ю. С., Демьянчук Р. В., Яковлева Н. Н. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста / Под науч. ред. проф. Л. М. Шипицыной. СПб.: Речь, 2003.

Источник: Микляева Н.В., Микляева Ю.В. "Работа педагога-психолога в ДОУ", - М.: Айрис-пресс, 2005



Предварительный просмотр:

Основные направления деятельности педагога-психолога

в дошкольном учреждении

Целью  деятельности педагога-психолога дошкольного  учреждения является   содействие  полноценному развитию   личности  воспитанников,  обеспечение их успешной адаптации и социализации, сохранение и укрепление здоровья, предупреждение отклонений в развитии и поведении детей.

           Нормативной базой деятельности педагога-психолога служат следующие документы:     Закон Республики Беларусь «О правах ребенка» 1993 г. (с дополнениями и изменениями от 2000 г.),  Закон Республики Беларусь «Об образовании в Республике Беларусь» 1991 г., Декрет Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 года № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях»,  Положение об учреждении, обеспечивающем получение  дошкольного образования, утвержденное МО РБ  2004 г.,   Программа дошкольного образования  «Пралеска», утвержденная МО РБ в  2007 г., Положение о социально-педагогической и психологической службе учреждений образования Республики Беларусь, утвержденное МО РБ в  2006 г., Методические рекомендации о деятельности социально-педагогической и психологической службы учреждения образования(Письмо Министерства образования Республики Беларусь от 22 мая 2008 г. №12 –01-05/3871-2), а также  публикуемые Министерством образования перед  началом каждого учебного года методические рекомендации  для учреждений, обеспечивающих получение  дошкольного  образования.

Деятельность педагога-психолога строится на основании  должностных инструкций утверждаемых руководителем дошкольного учреждения  и  составляемых на основании тарифно-квалификационных характеристик по должностям работников образования (Приложение 6 к Постановлению Министерства труда Республики Беларусь от 09.01.1998, n.3) и предлагаемых методических рекомендаций по основным направлениям деятельности педагога - психолога дошкольного учреждения.

Приоритетные задачи педагога-психолога

           

  • Содействие и контроль    реализации  прав ребенка на наилучшее обеспечение его интересов, предоставление полной возможности игр и развлечений, которые были бы направлены на цели, преследуемые образованием;
  • организация систематической комплексной социально-педагогической и психологической поддержки обеспечения  полноценного, своевременного, разностороннего психического  развития  воспитанников  на всех возрастных ступенях дошкольного детства, организация безопасной жизнедеятельности детей, а также оказание помощи тем, кто находится в социально-опасном положении, имеет трудности в развитии и обучении;
  • оказание целенаправленного влияния на  формирование гуманных отношений в детских и педагогическом коллективах, в семьях воспитанников, создание эмоционально благоприятной атмосферы;
  • предупреждение семейного неблагополучия, социального сиротства, профилактика асоциального поведения родителей, пропаганда здорового образа жизни;
  • содействие развитию  психолого-педагогической  компетентности педагогов и родителей, активизация и усиление педагогического потенциала социального окружения;
  • содействие  созданию психолого-педагогических условий  и адаптивной образовательной среды для реализации  программы воспитания и обучения детей в дошкольном учреждении  «Пралеска» (разделы: «Познать, чтобы воспитывать», «Расти здоровым, малыш!», «Сотрудничаем с семьей»; подразделы «Поможем нашим воспитанникам», «Базисные характеристики психического развития ребенка», приложения: «Коррекция межличностного взаимодействия»,  «Работа воспитателя с одаренными детьми»).

Решение  основных задач воспитания и обучения ребенка в дошкольном учреждении  требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения. Педагог-психолог работает в составе социально-педагогической и психологической  службы (СППС) дошкольного учреждения,  в своей деятельности придерживается принципов образовательной работы, изложенные в Программе  дошкольного  образования «Пралеска».

Направления деятельности педагога-психолога дошкольного учреждения

и их краткая характеристика

К  основным направлениям деятельности педагога-психолога  относятся:

  • психолого-педагогическая диагностика;
  • коррекционно-развивающая работа;
  • здоровьесберегающая деятельность;
  • психолого-педагогическое консультирование;
  • психологическая профилактика и просвещение;
  • методическая работа;
  • психологическое сопровождение управленческих процессов.

В рамках каждого направления педагог-психолог осуществляет работу с детьми, воспитателями (другими специалистами дошкольного учреждения) и родителями воспитанников.

Психолого-педагогическая диагностика

 Цель данного направления деятельности — психолого-педагогическое изучение индивидуальных особенностей личности воспитанников в целях организации индивидуального  подхода в процессе обучения  и  воспитания.

Основанием для проведения психодиагностических мероприятий с детьми, педагогами и родителями является план работы дошкольного учреждения или распоряжение заведующей дошкольным учреждением.

С детьми проводятся следующие психодиагностические мероприятия:

Наблюдение за процессом адаптации вновь прибывших воспитанников.

Диагностика психического развития воспитанников в средней и старшей группе дошкольного учреждения.

В старшей группе  индивидуальная и групповая психодиагностика проводится дважды - в начале и в конце учебного года. В начале года изучение психического и личностного развития с целью  формирования групп для коррекционно-развивающей работы, в конце учебного года  -  диагностика готовности детей к обучению в школе, по результатам которой заполняется  Карта выпускника.

В ходе диагностических исследований в средней и старшей группе  выделяются группы детей для организации последующей коррекционно-развивающей работы:  1)  дети,  превышающие нормативные показатели по уровню развития (способные, одаренные); 2) имеющие особенности в общении, поведении, проявлении эмоций (агрессивные,  застенчивые, тревожные,  упрямые, гиперактивные и т.п.); 3) дети, не соответствующие общепринятым нормам психического развития.

При необходимости педагогом-психологом совместно с воспитателями может проводиться  изучение  степени эмоционального благополучия  детей  в группах дошкольного учреждения (социометрия), наблюдение в течение учебного года за особенностями поведения и игровой деятельностью детей с целью выявления негативных тенденций в развитии  и семейном воспитании, участие в мониторинге психофизиологического и эмоционального состояния воспитанников в воспитательно- образовательном процессе.

         Примерный перечень психодиагностических методик,  рекомендуемых для использования, прилагается. (См. Приложение  1.)

С педагогами психолого-педагогическая диагностика может включать  изучение психологических особенностей профессиональной деятельности  воспитателей, диагностику эмоционального состояния, социально-психологического климата коллектива и др. Проводится только в соответствии с планом работы, распоряжением заведующего дошкольным учреждением  и с согласия педагогов.

С родителями  психолого-педагогическая диагностика проводится  с целью изучения состояния детско-родительских отношений, выявления детей и семей, находящихся в социально-опасном положении. С целью изучения внутрисемейной обстановки в семьях социального риска либо в семьях, подозреваемых педагогами в неблагополучии (поведение детей указывает на возможное неблагополучие в семье)  организуется посещение семей на дому, проводятся рейды «Семья».

Проводится анкетирование в рамках адаптационных мероприятий, могут также  проводиться  опросы родителей и других лиц с целью изучения личностных особенностей ребенка, особенностей взаимодействия и социальной ситуации развития, а также опросы, связанные с реализацией задач, стоящих перед дошкольным учреждением.

Другие диагностические мероприятия могут осуществляться согласно плану работы дошкольного учреждения, а также в случаях необходимости подготовки психолого-педагогической характеристики на отдельных детей. Некоторые диагностические мероприятия, такие как  диагностика социально-психологического климата в группе, анкетирование родителей (законных представителей детей) по отдельным проблемам, могут осуществлять педагоги

Результаты диагностических мероприятий должны быть донесены до респондентов.

Все диагностические мероприятия с детьми могут проводиться только  с согласия родителей или законных представителей детей. Форму  получения согласия учреждение образования  определяет самостоятельно.

Коррекционно-развивающая работа

Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога – составная часть воспитательной работы дошкольного учреждения.

Цель  данного направления работы  – содействовать личностному развитию детей на всех возрастных ступенях дошкольного детства, организации безопасной жизнедеятельности детей, оказывать помощь в преодолении трудностей в адаптации, развитии и обучении, создавать условия для получения коррекционно-развивающей поддержки всем нуждающимся детям.

Приоритетным направлением коррекционно-развивающей деятельности  является  содействие личностному развитию, развитию эмоционально-волевой и коммуникативных сфер ребенка, повышения возможностей в социализации.

 С детьми  в рамках данного направления педагог-психолог на основании данных психодиагностических исследований, собственных наблюдений, наблюдений педагогов и  родителей  выделяет   детей, нуждающихся в  коррекционно-развивающей работе.

В рамках   адаптационных мероприятий в ясельной и других группах могут проводиться индивидуальные занятия с детьми,  у которых наблюдаются  симптомы трудной адаптации.

В средней группе организуется коррекционно-развивающая работа со  следующими группами детей: 1)  дети, имеющие трудности в личностной, эмоционально-волевой  и коммуникативных сферах; 2) дети, превышающие нормативные показатели по уровню развития (способные, одаренные дети). К детям по уровню развития, не соответствующим общепринятым нормам психического развития  осуществляется индивидуальный подход в выборе коррекционно-развивающей поддержки.

В старшей группе проводятся подгрупповые занятия со всеми воспитанниками по развитию эмоционально- волевой и коммуникативных сфер, а также   занятия  с группой

детей, имеющих недостаточный уровень развития познавательных процессов и   группой детей, показатели развития которых выше нормативных.

            С детьми старшего дошкольного возраста, имеющими низкий уровень сформированности  познавательных процессов, педагог-психолог занятия проводит индивидуально.  

            В группах интегрированного обучения осуществляет  мероприятия по интеграции детей с особенностями психофизического развития в детский коллектив, коррекции и развитию эмоционально-волевой и коммуникативных сфер, адаптации в социум.

Кроме того, педагог-психолог может осуществлять  индивидуальную или групповую работу с детьми, имеющими эмоционально-поведенческие нарушения (гиперактивность, агрессивность и т.д.)

Примерный перечень рекомендуемой литературы для организации коррекционно-развивающих программ прилагается (см. Приложение 2).

В ситуации, когда педагог-психолог в силу своей компетенции не располагает возможностями оказать коррекционную поддержку воспитаннику, он, располагая сведениями об учреждениях, организациях и специалистах, оказывающих  специальные медицинские, психологические, психотерапевтические услуги, направляет детей (родителей) на  консультации к специалистам социально-педагогического центра, центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации и др.

 Педагог-психолог по возможности собирает  информацию о результатах посещения специалистов, ведет учет, базу данных. На основании рекомендаций, полученных от специалистов центров или поликлиник, формулирует систему мер для воспитателей с целью поддержки результатов медицинской реабилитации или коррекционно-развивающей работы с ребенком.

По согласованию с администрацией дошкольного учреждения на основе запросов родителей психолог может оказывать дополнительные образовательные услуги детям, руководствуясь в своей деятельности методическими рекомендациями Министерства образования Республики Беларусь «Об организации дополнительных образовательных услуг в учреждениях, обеспечивающих получение дошкольного образования».

Коррекционно-развивающая работа с детьми проводится  только по  согласованию с родителями  или лицами  их замещающих.

С педагогами и родителями  коррекционно-развивающие мероприятия не проводятся.

Здоровьесберегающая деятельность

Основная цель данного направления – содействовать сохранению психологического здоровья детей дошкольного возраста, формированию установок на здоровый образ жизни и организации безопасной жизнедеятельности детей.

 С детьми формами реализации данного направления является участие в  мониторинге психофизиологического и эмоционального состояния воспитанников в воспитательно-образовательном  процессе; информирование воспитателей об особенностях здоровья, работоспособности, типе высшей нервной деятельности детей.

Педагог-психолог на основании данных мониторингов принимает участие в формировании системы мероприятий по сохранению и укреплению психологического здоровья дошкольников, оптимизации межличностных отношений в детских группах.

В процессе коррекционно-развивающих мероприятий педагог-психолог формирует у детей навыки саморегуляции, обучает распознаванию собственных и чужих эмоциональных состояний, осуществляет профилактику утомляемости.

С педагогами – в процессе психопрофилактической работы проводит индивидуальные и групповые занятия по профилактике профессионального стресса у педагогов, обучению методам саморегуляции, укреплению психологических защитных механизмов, преодолению вредных привычек. Содействует в создании условий по предупреждению эмоционального «выгорания» педагогов.

С родителями - осуществляет психологическую профилактику вредных привычек, пагубно влияющих на состояние здоровья через пропаганду здорового образа жизни.

Психолого-педагогическое консультирование

Цель данного направления работы – оказание помощи родителям и педагогам в решении актуальных задач развития, адаптации, социализации, проблем взаимоотношений.

Психолого-педагогическое консультирование проводится в индивидуальной или групповой форме.

С детьми  консультации не проводятся.

С педагогами  психолого-педагогические консультации организуются по  психологическим аспектам реализации Программы дошкольного образования «Пралеска», в т.ч. по вопросам обеспечения полноценного, своевременного, разностороннего психического развития  ребенка (познавательных, эмоционально-волевых процессов, различных видов деятельности), организации индивидуально-дифференцированного подхода к детям, установления партнерских отношений с родителями и др.

С родителями  (законными представителями детей) консультации организуются по  вопросам  развития, познавательно-практической  деятельности, поведения детей (например: обсуждение особенностей процесса адаптации ребенка, разъяснение специфики переживаемого ребенком возрастного этапа, информирование об особенностях взаимодействия с детьми в группе, характере оказания помощи родителями  в подготовке ребенка к школе и т. п.).

 В ситуации появления запросов на психотерапевтическое и психологическое консультирование по личным проблемам со стороны родителей или педагогов, педагог-психолог выполняет диспетчерскую функцию, направляя к другим специалистам, сведениями о которых он располагает (за исключением экстренных случаев).

Психологическая профилактика и просвещение

Цель – развитие психолого-педагогической компетентности  (психологической культуры) педагогов и родителей.

Психопрофилактическая работа педагога-психолога осуществляется в  процессе организации различных форм учебно-методической деятельности, в т.ч. на методических объединениях педагогов, родительских собраниях, родительских клубах и т. п.

 В рамках данного направления деятельности психолог создает условия для   педагогов по овладению  психолого-педагогическими технологиями  адаптации и социализации детей на разных этапах воспитания и обучения, приемами и методами развития познавательных процессов (мышление, память, внимание, воображение и т.п.), навыками проведения психогимнастических упражнений (совместно с руководителем физического воспитания), направленными на снятие у детей утомляемости, эмоционального напряжения, регуляцию эмоционального состояния. Обучает   организации и проведению педагогических диагностических мероприятий и т.п.

С родителями психопрофилактическая работа целесообразна в таких формах как размещение информации в  родительском уголке (стенд, папка, информационные листки и т.п.), выступления на родительских собраниях, организация работы родительского клуба, участие в открытых мероприятиях дошкольного учреждения, рекомендации литературы по развитию и образованию детей. Целью психопрофилактической работы с родителями должна стать защита прав детей, профилактика социального сиротства (уклонение от выполнения родительских обязанностей, жестокое обращение с детьми и насилие в семье и т.п.), пропаганда здорового образа жизни, профилактика вредных привычек (курение, злоупотребление алкоголем и др.), пагубно влияющих  на здоровье, прежде всего, маленьких детей.

Методическая работа

Цель  методической работы –  повышение методической компетентности педагогов дошкольного учреждения.

 Педагог-психолог накапливает и предоставляет  психологические методические материалы,  включающие в себя  популярную психологическую информацию,  психолого-педагогические технологии, психолого-педагогическую диагностику др. для использования педагогами  в организации  воспитательно-образовательного  процесса.

Методическая работа  включает сотрудничество с заместителем заведующего дошкольного учреждения по вопросам реализации поставленных перед дошкольным учреждением  задач, в том числе – участие в составлении плана работы дошкольного учреждения, с воспитателями – разработку психологически адекватных программ воспитательного воздействия.

По запросу администрации выполняет психологический анализ мероприятий, участвует в программах работы с молодыми специалистами, осуществляет психологическое сопровождение экспериментальной и инновационной деятельности.

                   

Психологическое сопровождение управленческих процессов

Цель данного направления работы - содействие повышению эффективности взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса,  созданию благоприятного психологического климата в педагогическом  коллективе.

В рамках данного направления  педагог-психолог участвует в разработке программ развития учреждения образования, проводит мониторинговые исследования социально-психологического климата в коллективе педагогов, продуктивности управленческой коммуникации в системах администрация – педагоги, администрация – педагоги – дети, педагоги – дети (по запросу администрации или плану работы).

С педагогами  педагогом-психологом осуществляется поиск и апробация форм эффективного делового и досугового взаимодействия. Проводит по заданию администрации наблюдение за процессом взаимодействия воспитателей и воспитанников, организует или  участвует в психолого-педагогических консилиумах, направленных на преодоление затруднений во взаимодействии с детьми, реализации Программы «Пралеска», в руководстве игровой деятельностью дошкольников.

 Регулярно информирует членов педагогического коллектива о своих профессиональных обязанностях, плане, графике работы, системе взаимодействия с педагогами, детьми и родителями.  

По запросу администрации педагог-психолог выполняет психологический анализ мероприятий, участвует в программах работы с молодыми специалистами,

        

Организационные основы деятельности и документация

          Учитывая специфику штатного расписания дошкольных учреждений (в большинстве случаев отсутствие должности социального педагога), в состав социально-педагогической и психологической службы дошкольного учреждения могут входить заместитель заведующего по основной деятельности (он же и координирует деятельность внутри СППС), педагог-психолог, медицинский работник, учитель-дефектолог и другие сотрудники  дошкольного учреждения (Приложение – схема).

Педагог-психолог является членом методического объединения педагогов-психологов района, регулярно участвует в заседаниях методического объединения, постоянно повышает свою квалификацию.

По проблемам детей и семей, находящихся в социально опасном положении консультируется со специалистами социально – педагогического центра (учреждения), Центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации  района (города). Поддерживает контакты с педагогами-психологами учреждений образования, дающих среднее образование по вопросам преемственности дошкольного учреждения  и школы.

В ведении делопроизводства руководствуется Методическими рекомендациями о деятельности социально-педагогической и психологической службы учреждения образования (Письмо Министерства образования Республики Беларусь от 22 мая 2008 г. №12 –01-05/3871-2).

В качестве обязательных документов педагог-психолог должен иметь:

1) план работы на год, утвержденный руководителем дошкольного учреждения (Образец плана работы прилагается. Приложение № 3).

  1. текущие планы работы (на месяц  и  неделю) с отметками  об их выполнении;
  2. результаты индивидуальных психодиагностических исследований;
  3. график работы, утвержденный руководителем дошкольного учреждения;
  4. аналитические отчеты о работе за год, утвержденные руководителем ДУ;
  5. отчеты и аналитические материалы по результатам психодиагностических исследований, реализации программ психологической поддержки и планов оказания помощи конкретным категориям воспитанников;
  6. журнал учета основных видов деятельности по разделам, отражающим основные направления работы;
  7. перечень психологических методик и программ, используемых в работе.

При увольнении педагог-психолог обязан оставить в учреждении образования все документы и материалы, касающиеся профессиональной деятельности, за исключением литературы, приобретенной за счет собственных средств.

Примерное распределение рабочего времени педагога-психолога

В пределах 40 часов рабочего времени в неделю специалисты СППС самостоятельно планируют свою работу для выполнения должностных инструкций, утверждаемых  руководителем,  специалисты СППС самостоятельно планируют свою работу  для выполнения должностных инструкций, утверждаемых руководителем учреждения образования на основании квалификационной характеристики  педагога –психолога (утверждена  постановлением Министерства труда  от 28.04.01 г., № 53). Работа в библиотеке с научно-методической литературой, участие в семинарах, заседаниях методических объединений и другая работа по профессиональному совершенствованию входит в рабочее время специалистов. Это время  согласовывается с руководителем дошкольного учреждения.

2. Примерное содержание работы педагога-психолога

в детских группах дошкольного учреждения.

       

Ясельная группа

В ясельной группе осуществляется наблюдение за процессом адаптации вновь прибывших воспитанников и наблюдение в течение учебного года за особенностями поведения детей с целью выявления негативных тенденций в развитии  и семейном воспитании.

Методы и методики, рекомендуемые для использования:

  1. Анкета для родителей (основные сведения о семье и особенностях поведения ребенка до поступления в дошкольное учреждение).
  2. Карта адаптации (заполняется воспитателем по итогам наблюдения за воспитанниками).
  3. Схема наблюдения за поведением ребенка в дошкольном учреждении в период адаптации. Заполняется психологом совместно с воспитателями групп. По итогам наблюдения проводится  психолого-педагогический консилиум

В рамках   адаптационных мероприятий в ясельной группе могут проводиться индивидуальные занятия с детьми,  у которых наблюдаются  симптомы трудной адаптации.

Первая младшая группа  (2-3 года)

В младшей группе осуществляется наблюдение за процессом адаптации вновь прибывших воспитанников и наблюдение в течение учебного года за особенностями поведения детей с целью выявления негативных тенденций в развитии  и семейном воспитании.

Методы и методики, рекомендуемые для использования:

     

  1. Анкета для родителей (основные сведения о семье и особенностях поведения      ребенка до поступления в дошкольное учреждение).
  2. Карта адаптации (заполняется воспитателем по итогам наблюдения за воспитанниками).
  3. Схема наблюдения за поведением ребенка в дошкольном учреждении в период адаптации. Заполняется психологом совместно с воспитателями групп. По итогам наблюдения проводится  психолого-педагогический консилиум. 
  4. Схема наблюдения за особенностями поведения детей в течение учебного года с целью выявления негативных тенденций в развитии детей и семейном воспитании. Осуществляется психологом  регулярно и по мере необходимости.
  5. Карты нервно-психического развития. Заполняются воспитателями группы, графы «Назначения» и «Рекомендации» заполняет педагог - психолог, старшая медицинская  сестра и заместитель заведующего по основной деятельности. Заполненные Карты  рассматривает и утверждает заместитель по основной деятельности и педагог- психолог.

При    необходимости по результатам проводится  психолого-педагогический консилиум. Систематическая коррекционно-развивающая работа не проводится.  

В рамках   адаптационных мероприятий могут проводиться индивидуальные занятия с детьми,  у которых наблюдаются  симптомы трудной адаптации.

 С целью содействия усвоению  Программы дошкольного образования «Пралеска», педагогом-психологом могут проводиться психогимнастические и пальчиковые игры.

Вторая  младшая группа (3-4 года)

В младшей группе осуществляется наблюдение за процессом адаптации вновь прибывших воспитанников и наблюдение в течение учебного года за особенностями поведения детей с целью выявления негативных тенденций в развитии  и семейном воспитании.

          Диагностика познавательной сферы проводится в индивидуальных случаях и по запросу.

        Наблюдение за особенностями поведения и игровой деятельностью детей в течение учебного года с целью выявления негативных тенденций в развитии детей и семейном воспитании. Осуществляется психологом  регулярно и по мере необходимости.

         Примерный перечень методик, рекомендуемых для использования при организации  психодиагностических исследований в группах,  прилагается. (См.  Приложение 1.)

         Систематическая коррекционно-развивающая работа не проводится.         

         С целью содействия усвоению  Программы дошкольного образования «Пралеска»,  педагогом-психологом может проводиться развивающая работа  по формированию  элементарных навыков саморегуляции и  знакомству с базовыми эмоциями.

Средняя группа (4-5 лет)

Диагностика

В средней группе проводятся массовые психодиагностические исследования.  Цель исследований  – выделение групп детей для организации последующей коррекционно-развивающей работы. По итогам исследования выделяются следующие группы воспитанников:  1)  дети,  превышающие нормативные показатели по уровню развития (способные, одаренные); 2) имеющие особенности в общении, поведении, проявлении эмоций (агрессивные,  застенчивые, тревожные,  упрямые, гиперактивные и т.п.); 3) дети, не соответствующие общепринятым нормам психического развития.

Диагностика познавательной сферы проводится с момента достижения ребенком 5 лет.

           Проводится наблюдение за особенностями поведения и игровой деятельностью детей в течение учебного года с целью выявления негативных тенденций в развитии детей и семейном воспитании. Осуществляется психологом  регулярно и по мере необходимости.

Может проводиться социометрия  с целью изучения (совместно с педагогами)  степени эмоционального благополучия  детей  в группе.

Коррекционно-развивающая работа

Групповая коррекционно-развивающая работа организуется с детьми по развитию личностной, эмоционально-волевой  и коммуникативных сферах.

Индивидуальная коррекционно-развивающая работа проводится с детьми, превышающими нормативные показатели по уровню развития (способные, одаренные дети). К детям по уровню развития, не соответствующим общепринятым нормам психического развития  осуществляется индивидуальный подход в выборе коррекционно-развивающей поддержки.

Кроме того, педагог-психолог может осуществлять  индивидуальную  работу с детьми, имеющими эмоционально-поведенческие нарушения (гиперактивность, агрессивность и т.д.)

Старшая группа (5-6 ЛЕТ)

Диагностика

          В старшей группе  индивидуальная и групповая психодиагностика проводится дважды -  в начале и в конце учебного года. В начале года -  изучение психического и личностного развития детей с целью  формирования групп для коррекционно-развивающей работы.  В конце учебного года  -  диагностика готовности детей к обучению в школе, по результатам которой заполняется  Карта выпускника.  Результаты диагностики передаются педагогу-психологу или заместителю директора по начальной школе  с согласия родителей.

       Проводится наблюдение за особенностями поведения и игровой деятельностью детей в течение учебного года с целью выявления негативных тенденций в развитии детей и семейном воспитании. Осуществляется педагогом-психологом  регулярно и по мере необходимости.

       Может проводиться социометрия  с целью изучения (совместно с педагогами и по запросу)  степени эмоционального благополучия  детей  в группе.

Коррекционно-развивающая работа

  В старшей группе проводятся подгрупповые занятия со всеми воспитанниками по развитию эмоционально- волевой и коммуникативных сфер, а также   занятия  с группой

детей, имеющих недостаточный уровень развития познавательных процессов и   группой детей, показатели развития которых выше нормативных.

        С детьми старшего дошкольного возраста, имеющими низкий уровень сформированности  познавательных процессов, педагог-психолог занятия проводит индивидуально.  

         Кроме того, педагог-психолог может осуществлять  индивидуальную работу с детьми, имеющими эмоционально-поведенческие нарушения (гиперактивность, агрессивность и т.д.)

Группа для детей с тяжелыми нарушениями речи

 (при наличии)

Диагностика

          Проводится индивидуальная  психодиагностика в начале и в конце учебного года. В начале года с целью изучения психического и личностного развития детей для  организации  индивидуальной или групповой коррекционно-развивающей работы.  В конце учебного года  -  диагностика психического и личностного развития детей, по результатам которой заполняется  характеристика для психолого-медико-педагогической комиссии.

       Проводится наблюдение за особенностями поведения и игровой деятельностью детей в течение учебного года с целью выявления негативных тенденций в развитии детей и семейном воспитании. Осуществляется педагогом-психологом  регулярно и по мере необходимости.

       Может проводиться социометрия  с целью изучения (совместно с педагогами)  степени эмоционального благополучия  детей  в группе.

            Коррекционно-развивающая работа

Педагог-психолог может осуществлять  групповую работу по развитию эмоциональной и коммуникативной сфер, социальных навыков и индивидуальную коррекционно-развивающую работу  с детьми, имеющими недостаточный уровень развития познавательных процессов, а также с детьми, имеющими эмоционально-поведенческие нарушения (гиперактивность, агрессивность и т.д.).

Коррекционно-развивающую работу необходимо планировать и проводить работу в сотрудничестве с учителем-дефектологом (есть риск, что психолог будет заниматься развитием познавательной сферы, вместо нужной работы в данной группе).

Группа интегрированного обучения и воспитания

( при наличии)

Диагностика

В группе интегрированного обучения и воспитания осуществляется систематическое  психодиагностическое изучение дошкольников с особенностями психофизического развития с целью выявления их социального, когнитивного и психологического статуса.

Коррекционно-развивающая работа

         В группах интегрированного обучения педагог-психолог осуществляет  мероприятия по предупреждению проявления дезадаптации детей, по интеграции детей с особенностями психофизического развития в детский коллектив, коррекции и развитию эмоционально-волевой и коммуникативных сфер, адаптации в социум. Проводит работу по сплочению коллектива и гармонизации межличностных отношений.

          Также проводит развивающие индивидуальные и групповые занятия с детьми, имеющими особенности психофизического развития, а при необходимости с детьми всей группы.

          Коррекционно-развивающую работу необходимо планировать и проводить в сотрудничестве с учителем-дефектологом.

Педагоги дошкольного учреждения

Диагностика

С педагогами психолого-педагогическая диагностика может включать  изучение психологических особенностей профессиональной деятельности  воспитателей, оценку профессионально значимых  качеств (с целью формирования пары, прогнозирования особенностей  взаимодействия с группой, при вступлении в должность новых сотрудников),  диагностику эмоционального состояния, социально-психологического климата коллектива и др.

        Опрос специалистов дошкольного учреждения (руководитель физического воспитания,  музыкальный руководитель, педагог по изобразительной деятельности и др.)  с целью выявления своеобразия  способностей и одаренности дошкольников средней группы.

Проводится только в соответствии с планом работы, распоряжением заведующего дошкольным учреждением и с согласия педагогов.

Доводит до сведения   педагогов  результаты психодиагностических исследований с воспитанниками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа психолога в ДОУ

В статье рассматриваются особенности и направления работы педагога-психолога в специальном дошкольном учреждении для детей с нарушением слуха....

Работа психолога лянной вне работы!!! Игры с людьми.

Чем занимается сотрудник садика Лянная Юлия по образованию детский психолог в свободное от работы время. 1. Манипулирует ребенком читая смс ребенку про бывшего мужа. Хотя у нее есть новый мужчина...

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА ПСИХОЛОГА: РИСОВАНИЕ НА СВЕТОВОМ СТОЛЕ ПРИ РАБОТЕ С ДЕТСКИМИ СТРАХАМИ.

В последнее время набирает обороты направление Sand Art - рисование песком на световом столе, которое используют в своей работе не только художники, но и психологи в развивающей и коррекционной работе...

Работа психолога с педагогическим коллективом ДОО. Ошибки психолога в работе с педколлективом.

Дана характеристика основных видов профессиональной деятельности психолога с педагогическим коллективом ДОО. Перечислены характерные ошибки психолога в работе с педколлективом....

Документация психолога на ставку 0,23 по работе с младшими дошкольниками: график работы педагога-психолога в детском саду и циклограмма работы психолога в ДОУ.

Везде дается документация на 1 или 0.5 ставки педагога-психолога, работающего со всеми группами. В данном случае даны образцы документов педагога-психолога на ставку 0.23, работающегов 1 и 2 младших г...

Игровой парашют и его использование в работе психолога ( представление опыта работы с пособием на методическом объединении педагогов-психологов)

Это нетрадиционное оборудование является отличным средством для сохранения физического и психоэмоционального здоровья ребенка, а  также эффективным средством в организации психологического сопров...