Методы, принципы и технологии реализации образовательной программы дошкольного образования.
методическая разработка

Крибелева Елизавета Александровна

         Одним из ведущих методов реализации образовательной программы дошкольного образования является  метод проектов. Сущность этого метода состоит в достижении дидактической цели через детальную разработку проблемы, лично значимой для ребенка, которая завершается практическим результатом, оформленным в виде конечного продукта. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon методические рекомендации48 КБ

Предварительный просмотр:

Методы, принципы и технологии реализации образовательной программы дошкольного образования.

         Одним из ведущих методов реализации образовательной программы дошкольного образования является  метод проектов. Сущность этого метода состоит в достижении дидактической цели через детальную разработку проблемы, лично значимой для ребенка, которая завершается практическим результатом, оформленным в виде конечного продукта. В учреждении разработаны темы проектов для разных возрастных групп. Проектная деятельность в детском саду реализуется ребенком совместно с педагогом. Цель - работа над проблемой, в результате которой ребенок получает ответы на вопросы.

Проекты различаются:                                                                                                                                        - по количеству участников: индивидуальные, парные, групповые, фронтальные                                          

 - по продолжительности: краткосрочные, средней продолжительности, долгосрочные;                                                                                                                                    - по приоритетному методу: творческие, игровые, исследовательские, информационные;                                                                                                                               - по тематике: включают семью ребенка, природу, общество, культурные ценности и другое.

Планирование образовательного процесса имеет комплексно-тематический характер.

        При организации образовательного процесса согласно Федеральному государственному образовательному стандарту к структуре  образовательной программы дошкольного образования  учитываются следующие принципы:

-  принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка,

- принцип научной обоснованности и практической применяемости,

- принцип соответствия критериям полноты, необходимости и достаточности (решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться  к разумному минимуму),

- принцип обеспечения единства воспитательных, развивающих  и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста,

-  принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями  детей, спецификой образовательных областей,

- комплексно-тематический принцип образовательного процесса,

- принцип решения  программных образовательных задач  в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей,

- принцип построения образовательного процесса на соответствующих возрасту формах работы с детьми.

       Образовательный процесс в учреждении организован с использованием следующих технологий: 

  • здоровьесберегающие технологии;
  • технологии исследовательской деятельности;
  • информационно-коммуникационные технологии;
  • личностно-ориентированные технологии;
  • игровые технологии.

Здоровьесберегающие технологии

Здоровьесберегающие технологии направлены на укрепление здоровья ребенка, привитие ему здорового образа жизни. Это особенно актуально в свете ухудшения экологии, общей картины здоровья, неправильного питания.                                                                                   Здоровьесберегающие технологии направлены:                                                                                                 - на сохранение здоровья и реализацию педагогическим и медицинским персоналом: контроль за питанием, мониторинг здоровья, обеспечение здоровьесберегающей среды;                                                                                                - на физическое развитие ребенка посредством различных видов деятельности (дыхательная, пальчиковая, утренняя гимнастика), закаливания, динамических пауз;                                                                                                                                                 -   на обучение здоровому образу жизни через коммуникативные игры, игровые ситуации, логоритмику, физкультурные занятия;                                                                                                                  - на коррекционную работу с детьми (арт-терапия, сказко-терапия, цвето-терапия).

Технологии исследовательской деятельности

Исследовательская деятельность ребенку помогает выявлять актуальную проблему и посредством ряда действий ее решить. При этом ребенок подобно ученому проводит исследования, ставит эксперименты.

Методы и приемы организации исследовательской деятельности:                                                                                                - наблюдения;                                                                                                                                                    - беседы;                                                                                                                                                          - опыты, эксперименты;                                                                                                                                                                                                           - дидактические игры;                                                                                                                                                               - моделирование ситуаций.

Информационно-коммуникационные технологии

Информационно-коммуникационные технологии получили свое естественное развитие в наше время. Ситуация, когда ребенок бы не знал, что такое компьютер, практически нереальна. Дети тянутся к приобретению компьютерных навыков. С помощью увлекательных программ по обучению чтению и математике, на развитие памяти и логики детей удается заинтересовать «науками». Компьютер имеет ряд существенных преимуществ перед классическим занятием. Анимационные картинки, мелькающие на экране, притягивают ребенка, позволяют сконцентрировать внимание. С помощью компьютерных программ становится возможным моделирование различных жизненных ситуаций, которые бы в условиях детского сада не удалось воссоздать. В зависимости от способностей ребенка, программа может быть подстроена именно под него, то есть делать упор на его индивидуальное развитие.

Личностно-ориентированные технологии

Личностно-ориентированные технологии обеспечивают условия для развития индивидуальности ребенка. В групповых комнатах оборудованы уголки для индивидуальных игр и занятий. В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельными направлениями выделяются:  

- гуманно-личностные технологии, отличающиеся своей гуманистической сущностью психолого-терапевтической направленностью на оказание помощи ребенку с ослабленным здоровьем, в период адаптации к условиям дошкольного учреждения.                                                  

- технология сотрудничества реализует принцип демократизации дошкольного образования, равенство в отношениях педагога с ребенком, партнерство в системе взаимоотношений «Взрослый - ребенок». Педагог и дети создают условия развивающей среды, изготавливают пособия, игрушки, подарки к праздникам. Совместно определяют разнообразную творческую деятельность (игры, труд, концерты, праздники, развлечения).

Педагогические технологии на основе гуманизации и демократизации педагогических отношений с процессуальной ориентацией, приоритетом личностных отношений, индивидуального подхода, демократическим управлением и яркой гуманистической направленностью содержания. Сущность технологического воспитательно-образовательного процесса конструируется на основе заданных исходных установок: социальный заказ (родители, общество) образовательные ориентиры, цели и содержание образования. Эти исходные установки конкретизируют современные подходы к оценке достижений дошкольников, а также создают условия для индивидуальных и дифференцированных заданий. Выявление темпов развития позволяет воспитателю поддерживать каждого ребенка на его уровне развития.   Личностно-ориентированные технологии создают атмосферу любви, заботы, сотрудничества, условия для творчества личности.

Игровые технологии

Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач. При этом, игры имеют множество познавательных, обучающих функций. Для реализации такого подхода необходимо, чтобы игровые технологии, разрабатываемые для обучения дошкольников, содержали четко обозначенную и пошагово описанную систему игровых заданий и различных игр с тем чтобы, используя эту систему, педагог мог быть уверенным в том, что в результате он получит гарантированный уровень усвоения ребенком того или иного предметного содержания. Строится как целостное образование, охватывающее определенную часть образовательного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем.

В нее включаются последовательно:                    

 - игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;                                                                                                         -группы игр на обобщение предметов по определенным признаками;                                                           - группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;                                                                                                                                   -  группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку.

           Технологический подход, то есть новые педагогические технологии гарантируют достижения дошкольника и в дальнейшем гарантируют их успешное обучение в школе.

                                                                                                                       

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вариативные формы, методы и средства взаимодействия с воспитанниками в рамках реализации образовательной программы дошкольного образования

   В соответствии с п. 2.11.2 ФГОС ДО     Содержательный раздел должен включать описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации образовательной п...

Возрастные особенности детей, участвующих в реализации образовательной программы дошкольного образования «Основы информационных технологий»

Возрастные особенности детей, участвующих в реализации образовательной программы дошкольного образования «Основы информационных технологий»....

ОТЧЕТ о реализации проекта региональной инновационной площадки по теме: «Разработка и апробация модели оценки качества условий реализации образовательной программы дошкольного образования в контексте ФГОС дошкольного образования»

В публикации представлен опыт работы муниципального дошкольного образовательного учреждения "Детский сад №19" города Кириши Ленинградской области по реализации проекта региональной инновацио...

Применение современных образовательных технологий в рамках реализации образовательных программ дошкольного образования. Личностно-ориентированный подход в обучении детей основам хореографии в детском саду.

Краткое описание применения современнных образовательных технологий(личностного подхода) при обучении детей основам хореографии в детском саду....

Мастер-класс "«Игровой стретчинг как форма здоровьесберегающих технологий для детей дошкольного возраста в рамках реализации образовательной программы дошкольного образования»"

Мастер-класс на Научно-практическом семинаре АСОУ«Федеральная образовательная программа дошкольного образования: современные траектории физического воспитания дошкольников»....