Методическая разработка "Интегрированные занятия как приоритетная модель обучения дошкольников"
методическая разработка на тему
Интегрированное занятие является новой моделью обучения, направленной на потенциальное развитие личности, личностно-ориентированного обучения и воспитания детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированные занятия как приоритетная модель обучения дошкольников.
Интегрированное обучение является новой моделью обучения, направленной на потенциальное развитие личности, личностно-ориентированного обучения и воспитания детей, с учётом их склонностей и способностей. Ещё в 70-е гг. встает вопрос об использовании интегрированного подхода к образованию детей дошкольного возраста, организации интегрированных занятий.
Потребность в этом объясняется целым рядом причин:
- мир, окружающий детей, познается ими в своем многообразии и единстве, а зачастую разделы дошкольной общеобразовательной программы не дают представление о целом явлении, дробя его на разнообразные фрагменты;
- интегрированные занятия развивают потенциал самих воспитанников, побуждают к активному познанию окружающей действительности, развитию мышления, коммуникативных способностей;
- форма проведения интегрированных занятий нестандартна, интересна; снимает утомляемость, перенапряжение воспитанников за счет переключения на разнообразные виды деятельности, повышается познавательный интерес;
- интеграция в современном обществе объясняет необходимость интеграции в образовании (современному обществу необходимы высококлассные специалисты и начинать подготовку образованных специалистов необходимо с детского сада, начальной школы, чему и способствует интеграция в ДОУ);
- за счет усиления межпредметных связей высвобождаются часы, которые можно использовать для развивающей деятельности воспитанников, а также дополнительных занятий практической направленности;
интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества педагогов.
Осуществление синтеза как взаимодействия, соединения (интеграции)
выступает основным принципом построения содержания и приводит к такому важному познавательному результату, как формирование целостной естественно - научной картины мира. Это ведет к появлению качественно нового типа занятий.
Интегрированное занятие - это такое занятие, которое включает в себя приемы, направленные на раскрытие сути определенной темы, посредством приложения к ней нескольких видов деятельности, которые являются взаимопроникающими и взаимодополняющими.
Целью интегрированного занятия является разностороннее, осознанное изучение понятия, предмета или явления с помощью комбинации видов деятельности – творческой, художественной, игровой - доступной детям этого возраста.
К задачам интегрированных занятий для дошкольников относят:
- формирование целостного восприятия окружающего мира;
- развитие навыков самостоятельного освоение и применения новой информации;
- приобщение ребенка к искусству, формирование эстетического вкуса;
- развитие творческих способностей.
Структура интегрированного занятия:
Вводная часть. Создается проблемная ситуация, стимулирующая активность детей к поиску ее решения (например, задается вопрос «Ребята, что произойдет, если на Земле не будет воды?»)
Основная часть. Детям даются новые знания, необходимые для решения проблемного вопроса (например, значение воды в природе и жизни человека и т.д.) на основе содержания разных разделов программы с опорой на наглядность. Параллельно идет работа по обогащению и активизации словаря, обучению связной речи.
Заключительная часть. Детям предлагается любая практическая работа (дидактические игры, рисование и др.) на закрепление полученной информации ранее усвоенной.
Требования к структуре интегрированных занятий
- Четкость, компетентность, сжатость учебного материала.
- Продуманность и логическая взаимосвязь изучаемого материала разделов программы на каждом занятии.
- Взаимообусловленность, взаимосвязанность материла на занятии.
- Систематичность и доступность изложения материла.
- Необходимость соблюдения временных рамок занятия.
Методы и приемы интегрированных занятий:
- -Сравнительный анализ, сопоставление, поиск.
- -Проблемные вопросы, использование заданий типа «докажи», «объясни», «как ты узнал?» и др.
- -Разнообразные речевые дидактические игры для знакомства с культурно-речевыми эталонами, активизации словаря, воспитания чувства уверенности в своих силах.
Возможности интегрированного занятия, которые мне помогают в работе
- Формирование в единстве знаний и умений;
- Коммуникативные навыки;
- Повышение интереса к учению;
- Снятие напряженности, страха, неуверенности.
Преимущество интегрированных занятий.
- Такие занятия способствует повышению мотивации обучения, формированию познавательного интереса воспитанников, целостной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон;
- в большей степени, чем обычные занятия, способствуют развитию речи, формированию умения воспитанников сравнивать, обобщать, делать выводы, снимают перенапряжение, перегрузку;
- углубляют представление о понятии, закономерностях, связанных с понятием, расширяют кругозор;
- основываются на нахождение новых связей между фактами, которые подтверждают или углубляют выводы, наблюдения воспитанников;
- эмоционально развивают детей, т.к. основаны на элементах музыки, живописи, литературы, пластики движения и др.
Интегрированное построение занятий даёт нашим детям возможность реализовать свои творческие способности, развивает коммуникативные умения, так как на каждом занятии надо уметь свободно высказать свою мысль, поделиться впечатлениями, а главное, у детей развивается познавательный интерес и активность, поскольку любая тема требует от детей активизации опыта реальной жизни в ситуации интегрированного занятия. На интегрированных занятиях разные виды деятельности объединены в одно целое и дополняют друг друга. Такие занятия учат детей возможности рассмотреть одно явление с разных точек зрения. Для решения одной, конкретной задачи, дети применяют знания из различных областей. С помощью таких занятий у детей формируется способность к самостоятельным исследованиям. Занятия интегрированного характера вызывают детский интерес и способствуют снятию перенапряжения и усталости за счёт переключения внимания на разнообразные виды деятельности, направлены на изучение нового материала.
Работая в данном направлении можно сделать некоторые выводы:
1.Занятия интегрированного характера способствуют формированию целостной картины мира, так как предмет или явление рассматривается с нескольких сторон: теоретической, практической, прикладной;
2.У детей формируется познавательный интерес, и занятия дают высокую результативность;
3. Переход от одного вида деятельности на другой позволяет вовлечь каждого ребёнка в активный процесс;
4.Интегрированные занятия объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений;
5.Такие занятия способствуют более тесному контакту всех специалистов и сотрудничеству с родителями, в результате образуется детско-взрослое сообщество;
6. Интеграция помогает сократить количество занятий, освободить время для игровой деятельности и прогулок, что способствует укреплению здоровья детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская методическая разработка "Экологическая тропа как средство обучения дошкольников с нарушениями речи"
Методическая разработка для учителе-логопедов, воспитателей речевых групп. Данный материал содержит игры и упражнения по формированию лексико-грамматической стороны речи, развитию фонематического восп...
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/27/picture-896826-1488215271.jpg)
Методическая разработка "Роль развивающих игр в обучении дошкольников основам математики
рекомендуемые развивающие игры...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/30/picture-1109680-1548871981.jpg)
Методические рекомендации для воспитателей и родителей «Обучение дошкольников составлению описательных рассказов при помощи опорных схем-рисунков»
Что такое мнемотехника. Составление описательных рассказов при помощи опорных графических схем-рисунков. Рисование детьми графических схем (планов) по описательному рассказу (перекодировка). Рисо...
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/07/picture-1236026-1586260532.jpg)
Методическая разработка "Клуб юных пешеходов" по обучению дошкольников правилам дорожного движения и формированию у детей необходимых умений и навыков безопасного поведения на улицах города.
В методической разработке "Клуб юных пешеходов" предложен материал по изучению с детьми старшего дошкольного возраста ПДД: беседы, сценарии мероприятий, дидактические и подвижные игры , худо...
![](/sites/default/files/pictures/2020/08/25/picture-1257420-1598373144.jpg)
Педагогическая технология " Квест игра" как инновационная модель обучения дошкольников.
Квест по экологическому воспитанию в подготовительной к школе группе «Осеннее путешествие»...
Методическая разработка по правилам дорожного движения "Обучение дошкольников основам безопасного поведения на дорогах"
В детском саду необходимо изучать с детьми правила дорожного движения и формировать навыки осознанного безопасного поведения на улицах большого города. Важно не просто обучать детей навыкам безоп...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/28/picture-956021-1511872096.jpg)
Методическая разработка "Шарокат как сенсомоторная модель обучения дошкольников"
Дидактические модели, способствуют формированию сенсорного восприятия малышей и позволяют разнообразить методические приемы и походы в работе с ними. Эстетические качества игрового материала, его прив...