Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста
статья на тему
«Каждый участник
образовательного процесса
сам решает,
идти в ногу с будущим
или вышагивать пятками назад»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty.docx | 309.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида детский сад «Солнышко» п.Савинский Плесецкий район Архангельской области |
Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста |
Опыт работы старшего воспитателя Бондаренко Татьяны Сергеевны |
2014-2015 уч.год. |
«Каждый участник
образовательного процесса
сам решает,
идти в ногу с будущим
или вышагивать пятками назад»
Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста
Все чаще педагоги дошкольных учреждений стали указывать как основное достижение – использование ИКТ в работе с детьми. И я не исключение. Самостоятельно освоив работу на компьютере, я применяю свои умения и в работе с дошкольниками. Но передо мной, как и перед многими педагогами стоит вопрос.
Как правильно поступить? Использовать или не использовать ИКТ в детском саду?
Информационно-коммуникационные технологии в детском саду – актуальная проблема современного дошкольного воспитания. С одной стороны, президент поставил перед каждым учреждением РФ задачу: иметь собственное электронное представительство в Интернете, с другой стороны – существует реальная угроза здоровью, возникающая при раннем приучении малышей к компьютеру
Если посмотреть на события, происходящие в стране в области образования, мы увидим, почему в последние пять лет ускоренно развиваются ИКТ в дошкольных учреждениях.
• Принятие на государственном уровне Стратегии развития информационного общества;
• Принятие Концепции социально-экономического развития страны до 2020 года;
• Реализация программы «Электронная Россия»
• Разработка Национальной образовательной концепции «Наша новая школа»
• Подключение в рамках национального проекта школ к интернету;
• Принятие поправок к Закону «Об образовании»;
• Формирование социальных сетей и др.
Все эти события привели к изменению содержания, методов и организационных форм всей системы образования, а, следовательно, и работы детских садов, их взаимоотношений с вышестоящими организациями и родителями.
Прежде всего, необходимо четко понимать, что такое ИКТ и в какой конкретно работе в ДОУ они необходимы.
Сочетание ИКТ связано с двумя видами технологий: информационными и коммуникационными.
«Информационная технология – комплекс методов, способов и средств, обеспечивающих хранение, обработку, передачу и отображение информации и ориентированных на повышение эффективности и производительности труда». На современном этапе методы, способы и средства напрямую взаимосвязаны с компьютером (компьютерные технологии) .
Коммуникационные технологии определяют методы, способы и средства взаимодействия человека с внешней средой (обратный процесс также важен). В этих коммуникациях компьютер занимает свое место. Он обеспечивает, комфортное, индивидуальное, многообразное, высокоинтеллектуальное взаимодействие объектов коммуникации.
Соединяя информационные и коммуникационные технологии, проецируя их на образовательную практику необходимо отметить, что основной задачей, которая стоит перед их внедрением является адаптация человека к жизни в информационном обществе.
Абсолютно ясно, что ИКТ становятся основным инструментом, который человек будет использовать не только в профессиональной деятельности, но и в повседневной жизни.
Главной целью внедрения информационных технологий является создание единого информационного пространства образовательного учреждения, системы, в которой задействованы и на информационном уровне связаны все участники учебно-воспитательного процесса: администрация, педагоги, воспитанники и их родители.
Для реализации этого необходимы подготовленные педагогические кадры, способные сочетать традиционные методы обучения и современные информационные технологии.
Педагог должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности.
Информационные технологии, это не только и не столько компьютеры и их программное обеспечение. Под ИКТ подразумевается использование компьютера, Интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для коммуникации с детьми, с родителями, с коллегами в методической, экспериментальной, инновационной деятельности.
Прежде всего, я хочу сказать, что не использую непосредственную работу детей на ПК. Я считаю, что в дошкольном возрасте это не является первоочередной задачей. Гораздо важнее для меня работа по созданию единого творческого пространства в рамках взаимодействия с семьями воспитанников в направлении решения задач развития ребенка в современном информационном обществе. Важно стать и для ребенка, и для родителей проводником в мир новых технологий, наставником в выборе компьютерных игр и сформировать основы информационной культуры личности ребенка.
Каковы же основные направления развития ИКТ?
• Использование компьютера с целью приобщения детей к современным техническим средствам передачи и хранения информации.
• ИКТ как средство интерактивного обучения, которое позволяет стимулировать познавательную активность детей и участвовать в освоении новых знаний.
• Сотрудничество с семьей ребенка в вопросах использования ИКТ дома, особенно компьютера и компьютерных игр, является ведущим направлением моей работы.
Я представлю основные формы использования ИКТ в своей работе:
• Подбор иллюстративного материала к занятиям, оформлению родительских уголков, группы, информационного материала для оформления стендов, папок-передвижек, (сканирование, Интернет; принтер, презентация) ;
• Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям (энциклопедии) ;
• Оформление групповой документации (списки детей, сведения о родителях, диагностику развития детей, планирование, мониторинг выполнения программы и т. п., отчетов. Компьютер позволит не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.
• Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний. Причем презентация может стать своеобразным планом занятия или мероприятия, его логической структурой, т. е. может быть использована на любом этапе занятия. Мною созданы серии презентаций к занятиям, праздникам, педагогическим советам, родительским собраниям.
• Использование фоторамки для ознакомления родителей насыщенной и интересной жизнью детей в группе;
• Использование видеокамеры и соответствующих программ (принципиально новый способ для просмотра, хранения и предоставления для общего доступа всего видеоматериала, можно быстро создать незамысловатые фильмы, добавив к видео титры, переходы между сценами, фоновую музыку или наложение голоса в программе Movie Marker).
• Использование Интернета в педагогической деятельности, с целью информационного и научно-методического сопровождения образовательного процесса в дошкольном учреждении;
• Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов;
• Оформление буклетов, материалов по различным направлениям деятельности;
• Создание медиатек, которые представляют интерес, как для детей, так и для родителей;
• Создание электронной почты, ведение сайта ДОУ;
• Использование компьютера в делопроизводстве ДОУ, создании различных баз данных.
•Для повышения творческого и интеллектуального потенциала детей, привлекаю их к участию в конкурсах, викторинах, соревнованиях различного уровня.
• Для повышения квалификации использую дистанционное обучение. Принимаю участие в вебинарах, на которых можно пообщаться с авторами программ, авторами технологий.
Новые виды деятельности способствуют развитию новых компетенций. Эти компетенции, конечно, - в области информационных технологий:
• Свободное владение средствами ИКТ сети Интернет;
• Стремление к изучению новых средств, сервисов сети;
• Овладение постоянно совершенствующимся коммуникационным инструментарием сети Интернет.
Таким образом, использование ИКТ способствует повышению качества образовательного процесса. Использование ЭОР (электронных образовательных ресурсов) в работе с детьми служит повышению познавательной мотивации воспитанников, соответственно наблюдается рост их достижений, ключевых компетентностей.
Одно из главных условий внедрения компьютера в ДОУ – с детьми должны работать специалисты, знающие технические возможности компьютера, имеющие навыки работы с ними, четко выполняющие санитарные нормы и правила использования компьютеров, владеющие методикой приобщения детей к новым технологиям. Владение новыми информационными технологиями помогут педагогу чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях.
В связи с этим и возникла необходимость создания проекта «В гостях у Смайлика» в нашем детском саду.
Задачи проекта
- Создать комплексную интегрированную модель информационно-методического обеспечения воспитательно-образовательного процесса ДОУ.
- Интегрировать, внедрить информационные технологии в процессы воспитания и обучения.
- Создать банк компьютерных обучающих программ, дидактических и методических материалов по использованию информационных технологий в работе ДОУ.
- Разработать личностно-ориентированные формы взаимодействия субъектов (детей, родителей, педагогов) учреждения, обусловливающие повышение уровня профессиональной компетентности специалистов и овладение интегрированными способами развития личности ребенка.
Ожидаемый результат
- Повышение информационной культуры педагогов, родителей.
- Информатизация управления ДОУ.
- Повышение эффективности и качества воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.
- Активизация познавательной деятельности дошкольников.
Участники реализации проекта
- Дети.
- Педагоги.
- Родители.
- Социум.
Этапы реализации проекта
Этапы | Задачи | Ожидаемый результат |
I этап | Изучение опыта работы и создание информационно – коммуникационной среды. | 1. Составление проекта “ В гостях у Смайлика”. |
II этап | Использование информационно-коммуникационных технологий в воспитательно-образовательном процессе | 1. Согласованность деятельности всех участников проекта. |
III этап | Проведение анализа педагогической деятельности в рамках проекта (в форме творческого отчета), фото- и видеорепортажей, помещении материалов на сайт нашего детского сада. |
Проект был представлен на педагогическом совете и был одобрен коллективом. Педагоги осознали значимость использование ИКТ в воспитательно-образовательном процессе ДОУ. На педагогическом совете было принято решение об объединении усилий педагогов, родителей на реализации проекта «В гостях у Смайлика».
Наш проект находится на этапе реализации.
Мы имеем следующие результаты:
- Определен уровень знаний педагогов об информационно-коммуникативных технологиях (приложение 1).
- Разработаны модели комплексного сопровождения детей, педагогов и родителей (составлен план работы творческой группы по проекту).
- Каждым педагогом созданы индивидуальные мини-проекты, разработаны конспекты занятий с использованием ИКТ.
- Усовершенствована развивающая среда.
- Проведены консультации, даны практические рекомендации педагогам, родителям по реализации задач (приложение 2).
Частичная реализация проекта позволяет сделать вывод:
- Компьютер является эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить процесс обучения.
- Информатизация образования - это большая область для проявления творчества педагогов, побуждающая искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения.
- Применение компьютера в ДОУ возможно и необходимо, оно способствует повышению интереса к обучению, его эффективности, развивает ребенка всесторонне.
Литература
1. Андреев А.А. Средства новых информационных технологий в образовании: систематизация и тенденции развития. М.: ВУ, 1995 г. с. 43-48
2. Бурлакова О.В. Дети и компьютер: вред и польза умной машины /фестиваль педагогических идей «Открытый урок» http://festival.1september.ru/articles/562838/
3. Васильева Е.А. «Роль педагога в формировании информационного пространства дошкольника», Управление дошкольным образовательным учреждением №9, 2011г, с. 89-96
4. Гурьев С.В. Целесообразность компьютеризации детских образовательных учреждений. http://www.rusedu.info/
5. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. М.: НИИ школьных технологий, 2005.
208 с. (Серия «Энциклопедия образовательных технологий»).
6. Новые информационные технологии в дошкольном образовании. Горвиц Ю.М., Чайнова Л.Д., Поддьяков Н.Н., Зворыгина Е.В. и др. – М.: Линка-Пресс,1998,328 с., илл.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование игровых технологий в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста.
Использование игровых технологий в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста...
Мастер-класс на тему: «Применение ТРИЗ – технологии в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста»
Практическое освоение педагогами идеи ТРИЗ - технологии через активные формы работы ....
«Использование квест – технологии в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста».
Одной из фундаментальных потребностей, лежащих в основе как познавательного, так и общего развития детей дошкольного возраста, является потребность в новых впечатлениях, новых знаниях. Чем разнообразн...
Консультация для воспитателей по теме Тема: «Использование мультимедийных презентаций в непосредственной образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста»
В моем профессиональном развитии и становлении большую роль сыграл педагогический коллектив детского сада №1 с.Заветное, где в атмосфере творчества и профессионального долга продолжается рост педагоги...
Мастер-класс для педагогов «Использование конструктора Полидрон «Магнитный» в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста»
Цель: повысить уровень компетентности педагогов в использовании конструктора Полидрон....
Мастер - класс для педагогов «Использование опытов и экспериментов в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста»
Дети дошкольного возраста по природе своей – пытливые исследователи окружающего мира. В дошкольном возрасте у них развиваются потребности познания этого мира, которые находят отражение в форме п...