Рабочая программа образовательной деятельности для средней группы общеразвивающей направленности
рабочая программа (средняя группа) на тему
В данном материале предлагается Рабочая программа образовательной деятельности для средней группы общеразвивающей направленности, используемая в моей группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_fantazyory.docx | 105.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 16 город Горячий Ключ
Принята: Утверждаю:
Советом педагогов Заведующий МБДОУ д/с № 16
МБДОУ д/с № 16 Черняева И. В.
Протокол №___________ Приказ №________ от
« »______________________2015 г. « » _________________2015 г.
Рабочая программа
образовательной деятельности
в средней группе
общеразвивающей направленности
«Фантазёры»
на 2015-2016 учебный год
Составители:
Черемушкина Е. Ю.
Багдадян Е. А.
Г. Горячий Ключ
2015 г.
СОДЕРЖАНИЕ
- Целевой раздел.
- Пояснительная записка………………………………………………………..3
2. Социальный портрет группы.............................................................................7
3. Возрастные особенности детей..........................................................................8
4. Планируемые результаты освоения Программы……………………………10
- Содержательный раздел.
1. Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития дошкольников……………………………………………………………………13
2. Вариативные формы реализации Программы………………………………20
3.Региональный компонент……………………………………………………..22
4. Работа с семьями воспитанников по реализации Программы……………..27
- Организационный раздел.
1. Описание предметно- пространственной развивающей среды……………30
2. Организация режима пребывания детей в ДОУ…………………………….32
3. Расписание образовательной деятельности…………………………………33
4. Специфика традиционных событий, праздников, мероприятий…………..35
5. Список литературы……………………………………………………………39
6. Приложение.
- Целевой раздел.
1.Пояснительная записка
Рабочая программа по развитию детей группы от 4 до 5 лет (далее - Программа) разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой МБДОУ № 16. Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса группы от 4 до 5 лет муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 16города Горячий Ключ. Программа строится на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослого с детьми группы от 4 до 5 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, обеспечивает:
- социально – коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно – эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений.
Цели и задачи реализации Рабочей программы:
Настоящая рабочая программа разработана для средней группы детского сада на основе ОП ДОО в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
Целью Рабочей программы является:
- создание благоприятных условий для полноценного проживания каждым ребенком дошкольного детства
- создание условий для формирования у детей основ базовой культуры личности, всестороннего развития психических и физических качеств каждого ребёнка в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями
- подготовка дошкольников к жизни в современном обществе
- обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника
- формирование целостной картины мира на основе представлений социальной действительности.
Исходя из поставленных целей Рабочей программы, формируются следующие задачи:
- Способствовать природному процессу умственного и физического развития детей через организацию игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, трудовой, двигательной, чтению художественной литературы, музыкально-художественной, продуктивной деятельности;
- Укреплять здоровье воспитанников, приобщать их к здоровому образу жизни, развивать двигательную и гигиеническую культуру детей.
- Обеспечить психолого-педагогическое сопровождение работы по освоению образовательных областей;
- Реализовать формы организации совместной взросло-детской (партнерской деятельности) в ходе непосредственной образовательной деятельности, в самостоятельной деятельности, в режимных моментах, в работе с родителями.
- Развивать гуманистическую направленность отношения детей к миру, воспитывать у детей культуру общения, эмоциональную отзывчивость и доброжелательность к людям.
- Развивать у детей познавательную активность, познавательные интересы, интеллектуальные способности, самостоятельность и инициативу, стремление к активной деятельности и творчеству.
- Развивать эстетические чувства детей, творческие способности, эмоционально-ценностные ориентации, приобщать воспитанников к искусству и художественной литературе.
- Стимулировать у детей познавательную активность, развивать любознательность, способствовать развитию образного и логического мышления.
- Способствовать к приобщению к истинно человеческим ценностям, культуре, науке, искусству, формировать эмоционально-ценностное отношение к объектам социальной действительности.
- Создать условия для получения детьми первых представлений о родной стране, знаний о природе той местности, того края, где они живут, элементарные сведения об экономической и социальной структуре.
Цели Рабочей программы реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности:
- Образовательная деятельность, которая осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности - игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения художественной литературы.
- Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов.
- Самостоятельная деятельность детей.
- Взаимодействие с семьями детей по реализации образовательной программы.
Для достижения целей программы первостепенное значение имеют:
- забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
- создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволит растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
- максимальное использование разнообразных видов детской деятельности; их интеграции в целях повышения эффективности образовательного процесса;
- творческая организация процесса воспитания и обучения;
- вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
- уважительное отношение к результатам детского творчества;
- единство подходов к воспитанию детей в условиях ДОУ и семьи;
- соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивающей отсутствие давления предметного обучения.
Принципы и подходы к формированию Рабочей программы:
Рабочая программа базируется на основных принципах дошкольного образования (см. п.1.4. ФГОС ДО):
1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);
3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
5) сотрудничество Организации с семьей;
6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
9) учет этнокультурной ситуации развития детей.
В рабочей программе используются основные научные подходы, лежащие в основе ФГОС ДО:
1. Культурно-исторический подход.
2. Личностный подход.
3. Деятельностный подход.
Основания разработки рабочей программы:
Рабочая программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
- Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273 -ФЗ.
- «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организациях». Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года № 26.
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 №1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.08.2013г. №1014 "0б утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования".
- Уставом МБДОУ детский сад № 16 города Горячий Ключ Краснодарского края
- Социальный портрет группы
Группу посещают 27 детей 4 – 5 лет. Из них с I группой здоровья - 4ребёнка, со II группой здоровья - 20 детей, с III группой здоровья - 2 ребёнка, с IV группой здоровья - 1 ребёнок.
Анализ социального статуса семей выявил, что в группе 24 семьи - полные семьи, 1 семья - неполные семьи (ребёнок проживает с мамой), 2 семьи- многодетные. Уровень жизни семей удовлетворительный.
В группе 20 мальчиков и 7 девочек.
На данный момент отмечается сплоченный детский коллектив, установились дружеские отношения между детьми, которые проявляются во всех видах деятельности. Дети активные, дружелюбные. Родители принимают участие в жизни группы и детского сада, интересуются жизнью детей, радуются их успехам, оказывают посильную помощь в воспитании и развитии детей.
- Возрастные особенности детей.
Средний дошкольный возраст (4-5 лет). Дети 4–5 лет всё ещё не осознают социальные нормы и правила поведения, однако у них уже начинают складываться обобщённые представления о том, как надо и не надо себя вести. Как правило, к пяти годам дети без напоминания взрослого здороваются и прощаются, говорят «спасибо» и «пожалуйста», не перебивают взрослого, вежливо обращаются к нему. Кроме того, они могут по собственной инициативе убирать игрушки, выполнять простые трудовые обязанности, доводить дело до конца. В этом возрасте у детей появляются представления о том, как положено себя вести девочкам, и как — мальчикам. Дети хорошо выделяют несоответствие нормам и правилам не только в поведении другого, но и в своём собственном. Таким образом, поведение ребёнка 4—5 лет не столь импульсивно и непосредственно, как в 3—4 года, хотя в некоторых ситуациях ему всё ещё требуется напоминание взрослого или сверстников о необходимости придерживаться тех или иных норм и правил.
В этом возрасте детьми хорошо освоен алгоритм процессов умывания, одевания, купания, приёма пищи, уборки помещения. Дошкольники знают и используют по назначению атрибуты, сопровождающие эти процессы: мыло, полотенце, носовой платок, салфетку, столовые приборы. Уровень освоения культурно-гигиенических навыков таков, что дети свободно переносят их в сюжетно-ролевую игру.
К 4—5 годам ребёнок способен элементарно охарактеризовать своё самочувствие, привлечь внимание взрослого в случае недомогания.
Дети имеют дифференцированное представление о собственной гендерной принадлежности, аргументируют её по ряду признаков («Я мальчик, я ношу брючки, а не платьица, у меня короткая причёска»). К пяти годам дети имеют представления об особенностях наиболее распространённых мужских и женских профессий, о видах отдыха, специфике поведения в общении с другими людьми, об отдельных женских и мужских качествах.
К четырем годам основные трудности в поведении и общении ребёнка с окружающими, которые были связаны с кризисом трех лет (упрямство, строптивость, конфликтность и др.), постепенно уходят в прошлое, и любознательный ребенок активно осваивает окружающий его мир предметов и вещей, мир человеческих отношений. Лучше всего это удается детям в игре. Дети 4—5 лет продолжают проигрывать действия с предметами, но теперь внешняя последовательность этих действий уже соответствует реальной действительности: ребёнок сначала режет хлеб и только потом ставит его на стол перед куклами (в раннем и в самом начале дошкольного возраста последовательность действий не имела для игры такого значения). В игре дети называют свои роли, понимают условность принятых ролей. Происходит разделение игровых и реальных взаимоотношений. В 4—5 лет сверстники 20 становятся для ребёнка более привлекательными и предпочитаемыми партнёрами по игре, чем взрослый.
В возрасте от 4 до 5 лет продолжается усвоение детьми общепринятых сенсорных эталонов, овладение способами их использования и совершенствование обследования предметов. К пяти годам дети, как правило, уже хорошо владеют представлениями об основных цветах, геометрических формах и отношениях величин. Ребёнок уже может произвольно наблюдать, рассматривать и искать предметы в окружающем его пространстве. Восприятие в этом возрасте постепенно становится осмысленным, целенаправленным и анализирующим.
В среднем дошкольном возрасте связь мышления и действий сохраняется, но уже не является такой непосредственной, как раньше. Во многих случаях не требуется практического манипулирования с объектом, но во всех случаях ребёнку необходимо отчётливо воспринимать и наглядно представлять этот объект. Внимание становится всё более устойчивым, в отличие от возраста трех лет (если ребёнок пошёл за мячом, то уже не будет отвлекаться на другие интересные предметы).
Важным показателем развития внимания является то, что к пяти годам появляется действие по правилу — первый необходимый элемент произвольного внимания. Именно в этом возрасте дети начинают активно играть в игры с правилами: настольные (лото, детское домино) и подвижные (прятки, салочки).
В среднем дошкольном возрасте интенсивно развивается память ребёнка. В 5 лет он может запомнить уже 5—6 предметов (из 10—15), изображённых на предъявляемых ему картинках. В возрасте 4—5 лет преобладает репродуктивное воображение, воссоздающее образы, которые описываются в стихах, рассказах взрослого, встречаются в мультфильмах и т.д. Элементы продуктивного воображения начинают складываться в игре, рисовании, конструировании.
В этом возрасте происходит развитие инициативности и самостоятельности ребенка в общении со взрослыми и сверстниками. Дети продолжают сотрудничать со взрослыми в практических делах (совместные игры, поручения), наряду с этим активно стремятся к интеллектуальному общению, что проявляется в многочисленных вопросах (почему? зачем? для чего?), стремлении получить от взрослого новую информацию познавательного характера.
Возможность устанавливать причинно-следственные связи отражается в детских ответах в форме сложноподчиненных предложений. У детей наблюдается потребность в уважении взрослых, их похвале, поэтому на замечания взрослых ребёнок пятого года жизни реагирует повышенной обидчивостью. Общение со сверстниками по-прежнему тесно переплетено с другими видами детской деятельности (игрой, трудом, продуктивной деятельностью), однако уже отмечаются и ситуации чистого общения.
Для поддержания сотрудничества, установления отношений в словаре детей появляются слова и выражения, отражающие нравственные представления: слова участия, сочувствия, сострадания. Стремясь привлечь внимание сверстника и удержать его в процессе речевого общения, ребёнок учится использовать средства интонационной речевой выразительности: регулировать силу голоса, интонацию, ритм, темп речи в зависимости от ситуации общения. В процессе общения со взрослыми дети используют правила речевого этикета: слова приветствия, прощания, благодарности, вежливой просьбы, утешения, сопереживания и сочувствия. Речь становится более связной и последовательной.
С нарастанием осознанности и произвольности поведения, постепенным усилением роли речи (взрослого и самого ребёнка) в управлении поведением ребенка становится возможным решение более сложных задач в области безопасности. Но при этом взрослому следует учитывать несформированность волевых процессов, зависимость поведения ребёнка от эмоций, доминирование эгоцентрической позиции в мышлении и поведении.
В художественной и продуктивной деятельности дети эмоционально откликаются на произведения музыкального и изобразительного искусства, художественную литературу, в которых с помощью образных средств переданы различные эмоциональные состояния людей, животных, сказочных персонажей. Дошкольники начинают более целостно воспринимать сюжеты и понимать образы.
Важным показателем развития ребёнка-дошкольника является изобразительная деятельность. К четырем годам круг изображаемых детьми предметов довольно широк. В рисунках появляются детали. Замысел детского рисунка может меняться по ходу изображения. Дети владеют простейшими техническими умениями и навыками. Конструирование начинает носить характер продуктивной деятельности: дети замысливают будущую конструкцию и осуществляют поиск способов её исполнения.
- Планируемые результаты освоения Программы.
При реализации Рабочей программы может производиться оценка индивидуального развития детей. Формы и методы педагогической диагностики – наблюдение и анализ продуктов детской деятельности. Такая оценка производится в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста), связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования.
Результаты педагогической диагностики могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:
• Индивидуализации образования
•Оптимизации работы с группой детей
По предполагаемым результатам ребёнок к 5 годам:
- Проявляет самостоятельность в разнообразных видах деятельности, стремится к проявлению творческой инициативы.
- Может самостоятельно поставить цель, обдумать путь к её достижению, осуществить замысел и оценить полученный результат с позиции цели.
- Понимает эмоциональные состояния взрослых и других детей, выраженные в мимике, пантомимике, действиях, интонации речи, проявляет готовность помочь, сочувствие.
- Способен находить общие черты в настроении людей, музыки, природы, картины, скульптурного изображения.
- Высказывает свое мнение о причинах того или иного эмоционального состояния людей, понимает некоторые образные средства, которые используются для передачи настроения в изобразительном искусстве, музыке, в художественной литературе.
- Дети могут самостоятельно или с небольшой помощью воспитателя объединяться для совместной деятельности, определять общий замысел, распределять роли, согласовывать действия, оценивать полученный результат и характер взаимоотношений.
- Стремится регулировать свою активность: соблюдать очередность, учитывать права других людей.
- Проявляет инициативу в общении — делится впечатлениями со сверстниками, задает вопросы, привлекает к общению других детей.
- Может предварительно обозначить тему игры; заинтересован совместной игрой.
- Согласовывает в игровой деятельности свои интересы и интересы партнеров умеют объяснить замыслы, адресовать обращение к партнеру.
-Проявляет интерес к игровому экспериментированию, к развивающим и познавательным играм; в играх с готовым содержанием и правилами действуют в точном соответствии с игровой задачей и правилами.
- Имеет богатый словарный запас. Речь чистая, грамматически правильная, выразительная. Значительно увеличивается запас слов, совершенствуется грамматический строй речи, появляются элементарные виды суждений об окружающем.
- Пользуется не только простыми, но и сложными предложениями.
- Проявляет интерес к физическим упражнениям. Правильно выполняет физические упражнения, проявляет самоконтроль и самооценку. Может самостоятельно придумать и выполнить несложные физические упражнения.
- Самостоятельно выполняет основные культурно-гигиенические процессы (культура еды, умывание, одевание), владеет приемами чистки одежды и обуви с помощью щетки. Самостоятельно замечает, когда нужно вымыть руки или причесаться.
- Освоил отдельные правила безопасного поведения, способен рассказать взрослому о своем самочувствии и о некоторых опасных ситуациях, которых нужно избегать.
- Проявляет уважение к взрослым. Умеет интересоваться состоянием здоровья близких людей, ласково называть их. Стремится рассказывать старшим о своих делах, любимых играх и книгах. Внимателен к поручениям взрослых, проявляет самостоятельность и настойчивость в их выполнении, вступает в сотрудничество.
- Проявляет интеллектуальную активность, проявляется познавательный интерес. Может принять и самостоятельно поставить познавательную задачу и решить её доступными способами. Проявляет интеллектуальные эмоции, догадку и сообразительность, с удовольствием экспериментирует.
- Испытывает интерес к событиям, находящимся за рамками личного опыта, интересуется событиями прошлого и будущего, жизнью родного города и страны, разными народами, животным и растительным миром. Фантазирует, сочиняет разные истории, предлагает пути решения проблем.
- Знает свое имя, отчество, фамилию, пол, дату рождения, адрес, номер телефона, членов семьи, профессии родителей.
- Располагает некоторыми сведениями об организме, назначении отдельных органов, условиях их нормального функционирования.
- Охотно рассказывает о себе, событиях своей жизни, мечтах, достижениях, увлечениях. Имеет положительную самооценку, стремится к успешной деятельности.
- Имеет представления о семье, семейных и родственных отношениях, знает, как поддерживаются родственные связи, как проявляются отношения любви и заботы в семье, знает некоторые культурные традиции и увлечения членов семьи.
- Имеет представление о значимости профессий родителей, устанавливает связи между видами труда.
- Имеет развернутые представления о родном городе. Знает название своей страны, ее государственные символы, испытывает чувство гордости своей страной.
- Имеет некоторые представления о природе родной страны, достопримечательностях России и родного города, ярких событиях ее недавнего прошлого, великих россиянах.
- Проявляет интерес к жизни людей в других странах мира. Стремится поделиться впечатлениями о поездках в другие города, другие страны мира.
- Имеет представления о многообразии растений и животных, их потребностях как живых организмов, владеет представлениями об уходе за растениями, некоторыми животными, стремится применять имеющиеся представления в собственной деятельности.
- Соблюдает установленный порядок поведения в группе, ориентируется в своем поведении не только на контроль воспитателя, но и на самоконтроль на основе известных правил, владеет приемами справедливого распределения игрушек, предметов. Понимает, почему нужно выполнять правила культуры поведения, представляют последствия своих неосторожных действий для других детей. Стремится к мирному разрешению конфликтов. Может испытывать потребность в поддержке и направлении взрослого в выполнении правил поведения в новых условиях.
- Слушает и понимает взрослого, действует по правилу или образцу в разных видах деятельности, способен к произвольным действиям, самостоятельно планирует и называет два-три последовательных действия, способен удерживать в памяти правило, высказанное взрослым и действовать по нему без напоминания, способен аргументировать свои суждения, стремится к результативному выполнению работы в соответствии с темой, к позитивной оценке результата взрослым.
- Содержательный раздел.
1. Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития дошкольников.
Содержание Рабочей программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей группы в различных видах деятельности и охватывает определенные направления развития и образования детей.
Направления развития и образования детей | Основные цели и задачи: |
1.Социально - коммуникативное развитие: направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, в социуме, в природе. | - Формировать у детей общее представление о значении целостности организмов: нарушение целостности органов приводит к ухудшению состояния, а иногда и к гибели живого существа. -Воспитывать сочувствие, сопереживание живому организму при нарушении его целостности, нанесении ущерба его здоровью, доброжелательность и осторожность в играх и поведении в природе. - Способствовать обогащению самостоятельного игрового опыта детей, развитию всех компонентов детской игры. -Воспитывать доброжелательные отношения между детьми. -Продолжать развивать у детей умение понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию. -Расширять общие представления детей об окружающем мире, углублять представления о людях, взрослых и детях. -Активно приобщать дошкольников к доступным практическим формам гуманного и культурного поведения. -Дать представления о структуре трудового процесса, взаимосвязи его компонентов на примере конкретных процессов труда. -Формировать деловой характер общения с взрослыми в ходе наблюдения трудового процесса. -Обучать связному рассказыванию о трудовом процессе по предметно-схематической модели. -Способствовать включению в игровой процесс деятельность людей разных профессий. -Учить ребенка выполнять трудовые процессы самообслуживания целостно. -Способствовать освоению некоторых специальных трудовых умений. |
2. Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательных действий, становление сознания, развитие воображения и творческой активности. Познавательное развитие формирует первичные представления ребёнка о себе, о других людях, об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствии и др.). Познавательное развитие развивает интерес детей к малой родине и Отечеству, даёт представление о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля, как общем доме людей, об особенностях её природы, о многообразии стран и народов мира. | - Учить рассматривать предметы, выделяя особенности их строения, пользуясь всеми простейшими способами сенсорного анализа. - Способствовать накоплению у детей экологически ценного опыта общения с животными, растениями. - Стимулировать и поощрять гуманные проявления в поведении в деятельности детей в природе. - Продолжать учить создавать варианты знакомых сооружений из готовых геометрических форм и тематического конструктора. - Обучать анализу объекта, возможности видоизменять его. - Осваивать способы замещения форм, придания им устойчивости, прочности. - Осваивать способы замещения форм, придания им устойчивости, прочности. - Познакомить с основными способами конструирования из бумаги. - Учить видеть образ в природном материале, составлять его из частей. - Развивать умение оперировать свойствами, отношениями предметов, числами; выявлять простейшие изменения и зависимости их по форме, размеру. - Формировать способности сравнивать, обобщать группы предметов, соотносить, вычленять закономерности чередования и следования. - Способствовать проявлению у детей инициативы в деятельности, самостоятельности в уточнении или выдвижении целей, в ходе рассуждений. |
3. Речевое развитие включает в себя владение речью как средством общения и культуры, обогащение активного словаря, развитие связной и грамматически правильной диалогической и монологической речи, развитие речевого творчества. Также к речевому развитию относится развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. | - Воспитывать у детей инициативность и самостоятельность в речевом общении с взрослыми и сверстниками. - Обучать формам диалога и монолога. - Продолжать расширять активный словарь детей. - Формировать навык грамматически правильной речи. - Развитие литературной речи. - Приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса. - Совершенствовать и обогащать читательский опыт детей. - Постепенно развивать у детей первые представления о некоторых особенностях жанра. - Поддержать и развивать детскую впечатлительность, эмоциональность при восприятии литературы. |
4. Художественно - эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной и др.). | - Воспитывать слушательскую культуру детей, развивать умения понимать и интерпретировать выразительные средства музыки. - Развивать умение общаться и сообщать о себе, своем настроении с помощью музыки. - Развивать музыкальный слух, осваивать с детьми элементарную музыкальную грамоту. - Развивать координацию слуха и голоса детей, приобретение детьми певческих навыков. - Осваивать с детьми приемы игры на музыкальных инструментах. - Стимулировать желание детей самостоятельно заниматься музыкальной деятельностью. - Воспитывать эмоционально-эстетические чувства и ориентации на проявление прекрасного в разнообразных предметах и явлениях природного и социального характера. - Формировать образные представления о предметах и явлениях окружающего мира, видение их общих, типичных признаков и свойств, некоторых индивидуальных проявлений, понимание взаимосвязи и красоты природных явлений. - Развивать художественное восприятие произведений искусства. - Формировать у детей навыки и умения собственной творческой, изобразительной, декоративной, конструктивной деятельности. |
5. Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: - двигательная активность, связанная с правильным, не наносящим ущерба организму выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны) - выполнение упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук; - формирование начальных представлений о некоторых видах спорта; - овладение подвижными играми с правилами; - становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; - становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и т.д.) |
- Учить детей самостоятельно выполнять упражнения по показу образца воспитателем, добиваясь уверенности. - Приучать детей оценивать движения сверстников и замечать их ошибки; соблюдать и контролировать правила в подвижных играх. - Побуждать детей к самостоятельному проведению подвижных игр и упражнений. - Закреплять умения по ориентировке в пространстве. - Целенаправленно развивать скоростно-силовые качества. - Создавать положительное настроение у детей, предупреждать детское утомление разумным чередованием разнообразной активной деятельности и отдыха. - Формировать у детей положительное отношение к гигиеническим процессам и культуре еды. - Закреплять у детей последовательность действий в процессах умывания, одевания, правил поведения за столом. - Заучивать наизусть потешек, связанные с выполнением культурно-гигиенических правил. |
Неотъемлемой частью образовательных областей также являются:
Социально - коммуникативное развитие | Игры с правилами, творческие игры, беседы, досуги, праздники и развлечения, игровые проблемные ситуации, обсуждение мультфильмов, худ. произведений и телепередач, изготовление сувениров, поделок и подарков, викторины, реализация проектов. Индивидуальные и коллективные поручения, дежурства и коллективный труд, дидактические игры. |
Познавательное развитие | Наблюдения, экскурсии, эксперименты и опыты, решение проблемных ситуаций, беседы, коллекционирование, дидактические и развивающие игры, рассматривание картин и иллюстраций, заучивание стихов, слушание и обсуждение худ. произведений, моделирование, сооружение построек, создание макетов, изготовление поделок, викторины, реализация проектов. |
Речевое развитие | Беседы, слушание художественных произведений, игровые проблемные ситуации, чтение, разучивание стихов, драматизация, театрализация, викторины. |
Художественно - эстетическое развитие | Слушание, импровизация, исполнение, музыкально- дидактические, подвижные игры, концерты, досуги, праздники и развлечения, рисование, лепка, аппликация, реализация проектов. |
Физическое развитие | 1. Проведение подвижных игр, спортивных мероприятий, досугов и праздников. 2. Физминутки (двигательно-речевые, гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика, релаксационные упражнения), это необходимая составляющая каждой НОД статического плана 3. Бодрящая гимнастика, ежедневно проводимая после дневного сна 4. Утренняя гимнастика, проводимая ежедневно в утреннее время. 5. Точечный самомассаж и дыхательная гимнастика (холодный период года, риск заболевания ОРЗ, ОРВИ) 6. Система закаливающих мероприятий: - Контрастные воздушные ванны (групповое помещение и спортивный зал) - после дневного сна и на физкультурных занятиях - Ходьба босиком (групповое помещение) - после дневного сна - Облегчённая одежда детей (групповое помещение) - в течение дня - Мытьё рук, лица, шеи прохладной водой (групповое помещение) - в течение дня |
Рабочая программа основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса; предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.
В части Рабочей программы, формируемой участниками образовательных отношений (не более 40%), представлены:
- Парциальные программы, направленные на развитие детей в нескольких образовательных областях
- Современные образовательные технологии, формы организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей данной группы.
- Проектная деятельность– это метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей.
- Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)- совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации в интересах ее пользователей.
- ТРИЗ-технология (теория решения изобретательных задач), методы развития творческого воображения дошкольников. «Игры и упражнения для развития творческого воображения дошкольников»
- Блоки Дьенеша, "Система начальных игровых занятий с Блоками Дьенеша". Игры с блоками Дьенеша доступно, на наглядной основе знакомят детей с формой, цветом и размером объектов, с математическими представлениями и начальными знаниями по информатике.
- Сказкотерапия— это способ передачи ребенку необходимых моральных норм и правил. Эта информация заложена в фольклорных сказках и преданиях, былинах, притчах. Древнейший способ социализации и передачи опыта.
- Творческие мастерские. Исследовательская технология. "Занимательные опыты с воздухом, водой, песком и статическим электричеством". Это осознанная, рефлексируемая добыча новых знаний, в ней проявляются творческие способности, которые, в свою очередь, успешно развиваются в ходе самостоятельного поиска.
· Технология музыкального воздействия. Музыка обладает сильным психологическим воздействием на детей. Она влияет на состояние нервной системы (успокаивает, расслабляет или, наоборот, будоражит, возбуждает), вызывает различные эмоциональные состояния (от умиротворенности), покоя и гармонии до беспокойства, подавленности или агрессии).
· Игры Воскобовича. Направлены на развитие навыков силуэтного конструирования, освоения начальных геометрических знаний, представлений и пространственных отношений. Играя с этими пособиями, ребенок получает возможность совершенствовать свой интеллект, внимание, память, воображение и творческие способности.
· Здоровьеформирующие технологии:
- Логоритмика— одно из звеньев коррекционной педагогики. Она связывает воедино слово (звук), музыку и движения. Логоритмические занятия направлены на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя.
-Пальчиковая гимнастика - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. В ходе "пальчиковых игр" ребенок, повторяя движения взрослых, достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию, письму.
- Гимнастика для глаз. Главной задачей гимнастики для глаз для детей-дошкольников является формирование у малышей правильного представления о том, что о зрении необходимо заботиться. Зрительная гимнастика направлена на улучшение и сохранение зрения, является профилактикой близорукости и дальнозоркости. «Волшебные» игры для глаз — это тренировка глазных мышц детей и успех здорового зрения в будущем.
- Релаксационные упражнения (элементы психогимнастики) - это курс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как ее познавательной, так и эмоционально-личностной сферы). Общей задачей психогимнастики является сохранение психического здоровья и предупреждение эмоциональных расстройств у детей. Умение расслабиться помогает одним детям снять напряжение, другим – сконцентрировать внимание, снять возбуждение. Расслабление вызывается путем специально подобранных игровых приемов.
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год. Она предназначена для детей 4 - 5 лет (средняя группа детского сада).
Рабочая программа предусматривает решение программных образовательных задач не только в рамках образовательной деятельности, но и в ходе режимных моментов, как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности дошкольников.
Перспективное планирование совместной деятельности воспитателя с детьми 4 – 5 лет в средней группе детского сада представлено в виде Приложения к Рабочей программе.
- Вариативные формы реализации Программы.
При реализации образовательной программы педагог применяет следующие вариативные формы, способы, методы и средства реализации содержания дошкольного образования:
• продумывает содержание и организацию совместного образа жизни детей, условия эмоционального благополучия и развития каждого ребенка;
• определяет единые для всех детей правила сосуществования детского общества, включающие равенство прав, взаимную доброжелательность и внимание друг к другу, готовность прийти на помощь, поддержать;
• соблюдает гуманистические принципы педагогического сопровождения развития детей, в числе которых забота, теплое отношение, интерес к каждому ребенку, поддержка и установка на успех, развитие детской самостоятельности, инициативы;
• осуществляет развивающее взаимодействие с детьми, основанное на современных педагогических позициях: «Давай сделаем это вместе»; «Посмотри, как я это делаю»; «Научи меня, помоги мне сделать это»;
• сочетает совместную с ребенком деятельность (игры, труд, наблюдения и пр.) и самостоятельную деятельность детей;
• ежедневно планирует образовательные ситуации, обогащающие практический и познавательный опыт детей, эмоции и представления о мире;
• создает развивающую предметно-пространственную среду;
• наблюдает, как развиваются самостоятельность каждого ребенка и взаимоотношения детей;
• сотрудничает с родителями, совместно с ними решая задачи воспитания и развития малышей.
На основе изучения социального заказа родителей в ДОУ организована работа по реализации образовательной деятельности с использованием авторских парциальных программ по следующим направлениям: физическое, художественно-эстетическое и познавательное развитие.
С детьми реализуются программы:
И. А. Лыкова «Цветные ладошки» Парциальная программа художественно-эстетического развития детей 2-7 лет в изобразительной деятельности. Формирование эстетического отношения к миру. Издательский дом «Цветной мир», Москва, 2014 г. | Цель: Направленное и последовательное воспитание у детей эстетической культуры в целях формирования эстетического отношения к окружающему миру и творческой самореализации. Основные задачи:
И т. д. |
Л. Л. Тимофеева Формирование культуры безопасности у детей от 3 до 8 лет. Издательство «Детство – Пресс», 2015 г. | Цель программы – формирование у дошкольников основ культуры безопасности, определяющих возможность полноценного развития различных форм личностной активности детей, их самостоятельности, творчества во всех видах деятельности, способность самостоятельно и безопасно действовать в повседневной жизни (в быту, на природе, на улице и т.д.), неординарных и опасных ситуациях, находить ответы на актуальные вопросы собственной безопасности |
И. П. Афанасьева «Вместе учимся считать». Издательство «Детство – Пресс», Санкт-Петербург, 2015 г. | Основными целями являются формирование математических представлений, способствующее всестороннему развитию личности, формирование мотивации обучения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, увеличение объёма внимания, памяти и формирование мыслительных процессов. |
3. Региональный компонент
Базовым этапом формирования у детей любви к Родине, следует считать, накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений; приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине – месту, где родился человек. Знакомство детей с родным краем: историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них таких черт характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины.
В этой связи, огромное значение имеет, ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим разнообразием родного региона. Знакомясь с родным краем, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя, живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях, и в то же время, приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования требует от педагога работы по воспитанию у детей гражданственности, патриотизма, любви к своей большой и малой Родине.
Цель: сформировать обобщенное представление «окружающий мир человека», включающее знания о естественной и преобразованной человеком природе, рукотворном мире, созданном многими поколениями людей, живших на земле города Горячий Ключ; о людях, живущих в настоящее время и создающих своим трудом условия для удовлетворения материальных и духовных потребностей; представления об отношении людей друг к другу, к природе, к культуре, к истории своего края.
Задачи:
- способствовать воспитанию любви, чувства гордости за родной край, своей причастности к его истории и культуре;
- развивать познавательный интерес к знаниям о родном крае.
Доступная информация о дальнем окружении - лесах, лугах, реках, природных богатствах, об истории родного города - развивает познавательный интерес к прошлому и настоящему месту проживания, который постепенно перерастает в чувство любви к малой родине, чувство уважения к людям, жившим и живущим в Краснодарском крае, чувство собственного достоинства: «Я — живу на Кубани», «Я родился и живу в Горячем Ключе», «Мой город-курорт знает вся страна!».
Особое значение имеет тема «Дом человека». У каждого живого существа есть «дом» - место, где оно живет, а жить оно может только там, где удовлетворяются его основные потребности в свете, влаге, тепле, питании, воздухе, безопасности. Дом, как правило, удовлетворяет и биологические, и социальные потребности человека. Дом человека находится среди других домов. Дома людей составляют город, село. У ребенка должно сложиться представление о городе, селе как о большом доме, где живет много людей, о том, как удовлетворяются, или не полностью удовлетворяются их разнообразные потребности, как все жители города, села должны заботиться о чистоте, красоте и порядке в своем общем доме. Город, село являются частью Краснодарского края, Краснодарский край - часть России, Россия - часть планеты Земля. Так могут быть связаны знания о человеке и родном крае, о родном крае и Отечестве, о планете Земля как общем доме всех людей.
Для формирования историко-географических представлений о родном крае требуется создание специальной развивающей среды:
- физические карты России, Краснодарского края, планы города Горячий Ключ и Горячеключевского района;
- крупные портреты известных людей, живших и живущих в городе;
- фотографии памятников истории и культуры, достопримечательностей, красивых зданий, уголков природы, изображения гербов города и страны, Государственного флага и т. д.;
- уголок казачьего подворья, орудия труда и быта или их иллюстрации;
- проводятся ежегодные праздники, развлечения, познавательные мероприятия, приуроченные к дню города;
- создаются фотоальбомы, клипы, презентации, разработки открытых занятий, сценарии, посвящённые истории, культуре, традициям края и родного города.
Региональный компонент будет реализовываться в практических видах деятельности.
Перспективно – тематическое планирование реализации регионального компонента
Месяц | Направления работы | Программное содержание |
Сентябрь | «ПРИРОДА КУБАНИ» | Мир природы рядом с нами – явления природы, сезонные особенности, дары природы, растения и животный мир на улице, на участке детского сада, красота природы; целенаправленные и ситуативные наблюдения; опыты, эксперименты с неживой природой (с водой, песком, камешками и т.д.), соблюдение принципа экологичности. |
Уголок России – отчий дом. Природа Кубани – Какой он, Кубанский край? Обзорный познавательный рассказ педагога. | ||
«С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА?» формирование генеологических представлений, экскурс в историю города, края, социализация ребенка | «Моя семья» - дети называют имена близких людей (мама, папа, бабушка, сестренка...) Дать детям представление о том, что такое семья — это все, кто живет вместе с ребенком. Художественная литература и поэзия о семье. | |
Город, в котором мы живем, называется – Горячий Ключ. Рассматривание фотографий – видов города. Беседа об истории возникновения города Горячий Ключ. | ||
Октябрь | «ПРИРОДА КУБАНИ» | Климатические особенности Краснодарского края: наблюдения – приметы осени на Кубани, народные приметы по изменению погоды. Растительный мир Краснодарского края: травы и цветы. Животный мир – насекомые. Не только наблюдаем, но и слушаем – как «звучит» природа в осенние месяцы. |
«Как хлеб на стол пришел» - краткая беседа педагога с детьми | ||
Создание с помощью родителей гербария «Растения Краснодарского края» | ||
«С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА?» | «Наш детский сад, наша группа» - дети знают и называют по имени отчеству сотрудников детского сада, педагогов и помощника воспитателя, работающих в группе. Формирование доброжелательного, уважительного отношения к взрослым, осознание пользы их труда | |
Наш город – Горячий Ключ, жители Горячий Ключ – горожане. (повторение материала за сентябрь) | ||
Формирование толерантного отношения к людям других национальностей, проживающих в нашем крае. Наш общий дом – Кубань. Жители Краснодарского края – кубанцы, земляки (потому что у нас с вами одна земля, общая малая родина). История города в названии улиц. | ||
Ноябрь | «ПРИРОДА КУБАНИ» | Климатические особенности Краснодарского края: наблюдения – приметы осени на Кубани, народные приметы по изменению погоды. Растительный мир Краснодарского края: деревья, кустарники, леса. Обитатели леса. Ноябрь – последний осенний месяц, как животные готовятся к зиме? Какие птицы остаются зимовать, какие улетают в теплые края. |
Заповедники Кубани – для чего нужны? Кто трудится в заповедниках? | ||
«С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА?» | Кто (и что) помогает людям узнавать о том, как жили наши предки (бабушки, дедушки). (Рассказ педагога о музеях, в доступной форме о профессии историка, археолога, музейных работниках) | |
История города в названии улиц – беседа педагога с детьми | ||
Легендарный край 2 морей – Тамань. Рассказ педагога об уникальном месте Краснодарского края, где соединяются два моря – Чёрное и Азовское. | ||
Формирование толерантного отношения к людям других национальностей, проживающих в нашем крае Чтение сказок народностей, проживающих на территории Краснодарского края. | ||
Декабрь | «ПРИРОДА КУБАНИ» | Климатические особенности Краснодарского края: наблюдения – приметы зимы на Кубани, народные приметы по изменению погоды, длительность дня и ночи, изменения в жизни растений и животных. Не только наблюдаем, но и слушаем – как «звучит» природа, что изменилось в «звучании» природы с приходом зимы. Изготовление кормушек для птиц. |
Наша река – Кубань. Кто живет в реке? (беседа, рассматривание иллюстраций) «Голубое ожерелье Кубани» - знакомство детей с водоемами края, сказки, легенды об озерах и реках, морях края (Черное и Азовское). Познавательная совместная деятельность с детьми: «Для чего нужна вода? Что нужно делать, чтобы вода в водоемах была чистой? Почему нужно беречь чистую воду?» | ||
«С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА?» | История города Горячий Ключ – в названиях улиц. | |
Наши ближайшие соседи – Республика Адыгея. | ||
Январь | «ПРИРОДА КУБАНИ» | Климатические особенности Краснодарского края: наблюдения – зима на Кубани, народные приметы по изменению погоды, Январь – самый холодный месяц в городе. Забота о птицах. |
Животный мир Черного и Азовского морей – маленькие и огромные, безобидные и опасные. | ||
«С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА?» | Моя семья, мои родственники, наши семейные традиции в Новогодние и Рождественские праздники. | |
Наша группа, мои друзья в детском саду. Обсуждение с детьми - Существуют ли правила дружбы? | ||
Формирование навыков рядообразования (что сначала, что потом: младенец, малыш, дошкольник, школьник; внучка, дочка, мама, бабушка, прабабушка; и т.п.) | ||
Страницы истории – Горячий Ключ в годы ВОВ. Улицы, названные в честь героев ВОВ | ||
Февраль | «ПРИРОДА КУБАНИ» | Климатические особенности Краснодарского края: наблюдения – особенности зимы на Кубани. Забота о птицах |
Горы в Краснодарском крае. Какие животные живут в горах. | ||
«С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА?» | «Есть такая профессия – Родину защищать» Защитники отечества в моей семье, моем роду. | |
Улицы, названные в честь героев или событий ВОВ | ||
Март | «ПРИРОДА КУБАНИ» | Климатические особенности Краснодарского края: наблюдения – приметы весны на Кубани, народные приметы по изменению погоды. Любование первыми цветами, цветущими деревьями. Как изменяется жизнь животных в весенний период. Не только наблюдаем, но и слушаем – как «звучит» природа в весенние месяцы. |
«Сказки, добытые из – под земли» (о полезных ископаемых в Краснодарском крае) Желательно чтобы дети имели возможность посмотреть, потрогать некоторые настоящие образцы минералов, поэкспериментировать с ними. | ||
«С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА?» | Педагогическая работа по воспитанию толерантности (терпимости к мнению и поведению другого человека, к традициям и верованиям людей других национальностей) | |
История города в названиях улиц | ||
Формирование навыков рядообразования: я – девочка (мальчик), моя семья, моя группа, мой детский сад, мой город Горячий Ключ, мой край родной Краснодарский - Кубань, моя страна - Россия | ||
Апрель | «ПРИРОДА КУБАНИ» | Климатические особенности Краснодарского края: наблюдения – изменения в мире растений и животных. «Сеансы» любование цветущими деревьями, цветами, кустарниками. Слушаем – звуки природы, её «музыка» весной, вспоминаем, как звучала природа осенью, зимой. |
Продолжаем знакомить детей с полезными ископаемыми Кубани. «Живая вода и полезная грязь» (Целебные источники и грязевые вулканы на территории Краснодарского края). Принести в бутылках воду из источников – Горячий Ключ, Архыз и др., дать детям попробовать её, рассказать о живительной силе воды в доступной для детей форме. | ||
«С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА?» | Рассказать детям о традиции апрельского субботника, объединении всех горожан в уборке каждого уголка города – нашего общего дома. Организовать с детьми труд на участке в детском саду – уборка, посадка цветов и деревьев, дать почувствовать сопричастность к общему делу – пусть мы маленькие, но тоже горожане! | |
История города в названиях улиц | ||
Май | «ПРИРОДА КУБАНИ» | Климатические особенности Краснодарского края: наблюдения – весна на Кубани – мир растений, мир животных. Любование красотой природы в мае. Народные приметы |
Повторение, обобщающие формы работы с детьми по материалу за сентябрь – май: дидактические игры, викторины, клуб знатоков, м/м презентации и т.д. | ||
«С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА?» | Повторение, обобщающие формы работы с детьми по материалу за сентябрь – май: дидактические игры, викторины, клуб знатоков, м/м презентации и т.д. | |
Викторина «Мой край родной, навек любимый» - включить материал по истории города, Кубанского края, его славных горожанах. |
4. Работа с семьями воспитанников по реализации Программы.
Ведущие цели взаимодействия детского сада с семьей — создание в детском саду необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания.
Правовой основой взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с родителями являются документы международного права (Декларация прав ребёнка и Конвенция о правах ребенка), а также законы РФ (Конституция РФ, Семейный кодекс РФ, Законы «Об образовании», «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»). Наиболее важные положения этих документов нашли отражение в данной Рабочей программе:
•Право ребенка на образование, гуманистическое по своему характеру, охрану здоровья и отдых, свободное участие в культурной и творческой жизни, занятия искусством;
•Бережное отношение к индивидуальности каждого ребенка, особенностям его развития;
•Право ребенка не защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорблений, отсутствия заботы или небрежного обращения;
•Взаимодействия ДОУ с семьей с целью формирования здоровья, воспитания и полноценного развития ребенка.
Работа с родителями строится на принципах доверия, диалога, партнерства, учета интересов родителей и их опыта воспитания детей. Воспитатели в своей работе с семьей используют разные формы:
- Проведение тематических родительских собраний (3 раза в год);
- Консультации для родителей. Родители по желанию могут ознакомиться с текстом каждой консультации в бумажном варианте;
- Организация групповых выставок творческих работ детей и совместных творческих детей и родителей;
- ежемесячный информационный выпуск газеты для детей и родителей «Знайка» с разнообразной тематикой;
-дни открытых дверей, неделя педагогического мастерства;
- совместные посещения детей, родителей и воспитателей детских театров, проведение экскурсий в музеи (в выходные дни);
- Организация тематических праздников с участием детей и родителей;
- общение через электронную почту, WhatsApp и Skype.
Перспективное планирование работы с родителями на 2015-2016 учебный год
Сентябрь |
|
Октябрь |
|
Ноябрь |
|
Декабрь |
|
Январь |
|
Февраль |
|
Март |
|
Апрель |
|
Май |
|
- Организационный раздел.
- Описание предметно- пространственной развивающей среды.
Основой реализации образовательной программы является развивающая предметная среда детства, необходимая для развития всех специфических видов деятельности. В детском саду она строится так, чтобы обеспечить полноценное физическое, эстетическое, познавательное и социальное развитие ребёнка.
Развивающая предметно-пространственная среда (РППС) групп предусматривает создание условий для упражнений в практической деятельности, сенсорно развития, развития речи, математических представлений, знакомство с окружающим миром, природой. Наполнение игр, занятий, упражнений, сенсорным дидактическим материалом способствует развитию у детей восприятия размеров, форм, цвета, математическому и речевому развитию.
В соответствии с комплексно – тематическим принципом планирования образовательного процесса в группе создаются следующие уголки развития детей:
1. Уголок двигательной активности;
2. Уголок сюжетных и развивающих игр;
3. Уголок познавательно-исследовательской и экспериментальной деятельности;
4. Уголок книги;
5. Уголок конструирования;
6. Уголок изобразительного творчества;
7. Уголок трудовой деятельности;
8. Уголок музыкально-художественного творчества;
9. Уголок Кубанского быта.
Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей и содержанию рабочей программы. Пространство группы организованно в виде хорошо разграниченных зон, оснащенных большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Все предметы доступны детям, что обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами; двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей. Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя игры, чередовать их в течение дня, а воспитателям дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.
Трансформируемость пространства группы предполагает возможность изменений РППС в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
Полифункциональность материалов предполагает возможность разнообразного использования различных составляющих РППС группы.
Вариативность РППС группы даёт детям возможность свободного выбора деятельности. Оснащение уголков РППС меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса, появляются новые предметы, стимулирующие игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
РППС группы доступна для воспитанников, дети имеют свободный доступ к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности. Постоянно соблюдается исправность и сохранность всех материалов и оборудования.
При организации РППС группы соблюдаются требования безопасности, что предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования. Пособия, игрушки располагаются так, чтобы не мешать свободному перемещению детей. В группе организуется рациональный двигательный режим путем чередования разнообразной активной деятельности и отдыха.
Развивающая среда соответствует санитарно-гигиеническим требованиям и обеспечивает все направления развития детей.
- Организация режима пребывания детей в ДОУ.
Правильно построенный режим дня предполагает оптимальное соотношение периодов бодрствования и сна в течение суток, целесообразно чередование различных видов деятельности и отдыха в процессе бодрствования: определенную продолжительность занятий, труда и рациональное сочетание с отдыхом; регулярное питание; полноценный сон; достаточное пребывание на воздухе.
Режим способствует нормальному функционированию внутренних органов и физиологических систем организма, обеспечивает уравновешенное, бодрое состояние ребенка, предохраняет нервную систему от переутомления, создает благоприятные условия для своевременного развития.
Режим пребывания в группе общеразвивающей направленности детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет) – 12 часов. 100% времени отводится на образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов деятельности: игровой, двигательной, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения.
Из 100% времени пребывания ребёнка в детском саду 40% времени приходится на организацию физического развития, 20% - на художественно-эстетическое развитие 20% - на познавательно-речевое развитие, 20% - на социально-личностное развитие.
Гибкий режим дня в холодный период
средняя группа
7.00-8.10 | Прием детей, осмотр, игровая деятельность детей |
8.10-8.20 | Утренняя гимнастика |
8.20-8.50 | Подготовка к завтраку, воспитание культурно - гигиенических навыков, завтрак |
8.50-9.00 | Подготовка к непосредственно – образовательной деятельности |
9.00-10.20 | Непосредственно – образовательная деятельность |
10.20-12.10 | 2 завтрак, подготовка к прогулке, прогулка |
12.10-12.25 | Возвращение с прогулки, подготовка к обеду |
12.25-12.50 | Обед, подготовка ко сну |
12.50-15.00 | Дневной сон |
15.00-15.10 | Постепенный подъем, закаливающие процедуры |
15.10-15.20 | Полдник |
15.20-16.20 | Занятия по интересам, развлечения |
16.20-16.30 | Подготовка к ужину |
16.30-16.50 | Ужин |
16.50-19.00 | Подготовка к прогулке, прогулка, уход детей домой. |
Гибкий режим дня в теплый период
средняя группа
7.00-8.10 | Прием детей, осмотр, игровая деятельность детей |
8.10-8.20 | Утренняя гимнастика |
8.20-8.50 | Подготовка к завтраку, воспитание культурно - гигиенических навыков, завтрак |
8.50-9.00 | Подготовка к занимательной деятельности, игры |
9.00-9.20 | Занимательная деятельность по направлениям физического и художественно – эстетического развития детей |
9.20-12.10 | 2 завтрак, подготовка к прогулке, прогулка |
12.10-12.25 | Возвращение с прогулки, подготовка к обеду |
12.25-12.50 | Обед, подготовка ко сну |
12.50-15.30 | Дневной сон |
15.30-15.40 | Постепенный подъем, закаливающие процедуры |
15.40-15.50 | Полдник |
15.50-16.20 | Занятия по интересам, развлечения, проведение досуговой деятельности, театрализованные игры. |
16.20-16.30 | Подготовка к ужину |
16.30-16.50 | Ужин |
16.50-19.00 | Подготовка к прогулке, прогулка, уход детей домой. |
- Расписание образовательной деятельности.
Согласно Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.4.1.3049-13, утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года № 26, продолжительность непрерывной ОД для детей от 4 до 5 лет - не более 20 минут. Образовательную деятельность, требующую повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, следует организовывать в первую половину дня. Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в средней группе детского сада40 минут. В середине времени, отведенного на ОД, проводят физкультурные минутки. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности - не менее 10 минут. Образовательная деятельность с детьми среднего дошкольного возраста может осуществляться во второй половине дня после дневного сна. Ее продолжительность должна составлять не более 20 минут в день. В середине непосредственно образовательной деятельности статического характера проводятся физкультурные минутки.
Структура воспитательно-образовательного процесса в режиме дня.
Утренний блок с 7.00 до 9.00 | Дневной блок с 9.00 до 15.30 | Вечерний блок с 15.30 до 19.00 |
-игровая деятельность -физкультурно-оздоровительная работа -совместная деятельность воспитателя с ребенком (индивидуальная работа) - свободная самостоятельная деятельность детей по интересам - различные виды детской деятельности по ознакомлению с родным краем - взаимодействие с семьёй | - игровая деятельность -организованная образовательная деятельность - физкультурно- оздоровительная работа -совместная деятельность воспитателя с ребенком (индивидуальная работа) - свободная самостоятельная деятельность детей по интересам - различные виды детской деятельности по ознакомлению с родным краем | - игровая деятельность -физкультурно-оздоровительная работа - совместная деятельность воспитателя с ребенком (индивидуальная работа) - свободная самостоятельная деятельность детей по интересам - различные виды детской деятельности по ознакомлению с родным краем - взаимодействие с семьёй |
Расписание непосредственно-образовательной деятельности на 2015-2016 год
День недели | Вид деятельности | Время |
Понедельник |
Педагог: Ефимова Л. В. | 9.00 9.30 |
Вторник |
Педагог: Симакина В. Ю. 2.Математическое и сенсорное развитие + конструирование II половина дня:
Мир социальных отношений (2-4неделя) | 9.20 9.50 15.40 |
Среда |
| 9.00 9.40 |
Четверг |
II половина дня
Педагог: Ефимова Л. В. | 9.00 15.40 |
Пятница |
Педагог: Симакина В. Ю.
- аппликация (1-3 неделя) - лепка(2-4 неделя) | 9.10 9.50 |
4. Специфика традиционных событий, праздников, мероприятий.
Культурно-досуговые мероприятия – неотъемлемая часть в деятельности дошкольного учреждения. Организация праздников, развлечений, детских творческих дел способствует повышению эффективности воспитательно-образовательного процесса, создает комфортные условия для формирования личности каждого ребенка.
Хорошо спланированный, подготовленный по специальному сценарию праздник доставит радость не только детям, но и взрослым. Детский праздник – одна из наиболее эффективных форм педагогического воздействия на подрастающее поколение. Детский праздник принято определять как явление эстетико-социальное, интегрированное и комплексное. Массовость, эмоциональная приподнятость, красочность, соединение фольклора с современной событийностью, присущие праздничной ситуации, способствуют более полному художественному осмыслению детьми исторического наследия прошлого и формированию патриотических чувств, навыков нравственного поведения в настоящем. Педагогическая цель детского праздника определяется в соответствии с общей целью формирования личности ребенка и достигается при условии четкой ориентации на психологию и жизненные установки детей дошкольного возраста.
Поскольку детский праздник – одна из наиболее эффективных форм педагогического воздействия на детей, то, организуя его, нужно тщательно работать над средствами эмоционального воздействия. Так, музыка непосредственно воздействует на чувства детей, она побуждает их к сопереживанию. Важно создать вначале общий подъем чувств, праздничную атмосферу, в условиях которой будет происходить чередование различных видов деятельности.
Песня и танец на детском празднике – это средства общения и единения всех собравшихся. Здесь не должно быть актеров и зрителей. Все участвуют в праздничном действии и веселье благодаря играм. В музыкально-ритмической деятельности дети с большим удовольствием придумывают, комбинируют движения пляски, напевая и двигаясь под музыку. Танец, народная пляска, пантомима и музыкально-игровая драматизация побуждают их изобразить картину жизни в предлагаемых обстоятельствах.
Слово как средство информации несет на празднике дополнительную информацию. Звучащее в стихах, пословицах, загадках, поговорках колядках и пр., оно воодушевляет участников. Важно донести до детей красоту, емкость художественного слова, закрепить в их сознании, что оно всегда имело живое хождение в народе, использовалось им в определенных целях.
Игра на детском празднике выступает, с одной стороны, как прием активизации ребенка, с другой – как важная форма освоения народного творчества. Коллективные игры характеризуются событийностью, сюжетностью, действием, образностью. Эмоции "цементируют" игру, делают увлекательной, создают благоприятный климат для общения. Важно увлечь детей и сделать так, чтобы окончание игры не было затянутым, характеризовалось яркостью, эмоциональной насыщенностью, результативностью.
С учетом возрастных особенностей детей составлен праздничный календарь, в соответствии с которым те или иные мероприятия проводятся открыто на улице, в музыкальном зале или камерно в группах.
Развлечения как один из видов культурно-досуговой деятельности имеют компенсационный характер, возмещая издержки будничности и однообразия обстановки. Развлечения должны быть всегда красочным моментом в жизни детей, обогащающим впечатления и развивающим творческую активность.
При организации развлечений первого вида с целью активизации детей их привлекают к оформлению зала, группы; изготовлению атрибутов или пригласительных билетов. В этом виде мероприятий культурно-досуговая деятельность дошкольников несколько ограничена: они в основном являются зрителями, и положительный эмоциональный настрой получают в процессе восприятия. В праздниках используются виды развлечений по степени активности участия детей:
-дети являются только слушателями или зрителями;
- дети – непосредственные участники;
-участники – взрослые и дети.
Второй вид развлечений дает возможность более широкого включения детей в процесс подготовки и исполнения. Они сами готовят номера для выступлений, ставят спектакли, разыгрывают роли, принимают активное участие в разнообразных играх. Этот вид развлечений позволяет воспитателю найти занятие каждому ребенку, что положительно сказывается на формировании основ культуры личности.
Третий вид – смешанный. Он позволяет расширить общение детей со взрослыми и сверстниками, что так необходимо для общего развития дошкольников. Привлечение родителей к этому разделу культурно-досуговой деятельности воспитателя – хорошая форма работы детского сада с семьей.
Творчество – еще один важный вид культурно-досуговой деятельности ребенка. Чем культурнее человек, тем более разнообразен его досуг.
Детство, прежде всего дошкольное, единственный период
в жизни человека, когда творчество становится универсальным и естественным способом бытия.
Досуговая деятельность фокусирует все виды культуры человека: эстетическую, нравственную, познавательную, игровую этическую и т. д. Именно деятельность в свободное время воспитывает ребенка, способствует развитию памяти, формирует духовный мир, мораль. Дети учатся правильному отношению друг к другу и старшему поколению. У них развивается эстетическое чувство к прекрасному, умение ценить материальные и духовные ценности, а также умение ими пользоваться. Традиция – то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений.
Традиции способствуют развитию чувства сопричастности сообществу людей, помогают ребенку освоить ценности коллектива, прогнозировать дальнейшие действия и события. Поэтому мы считаем необходимым введение традиций в жизнедеятельность детского сада. Однако каждая традиция должна решать определенные воспитательные задачи и соответствовать возрастным особенностям детей.
В нашем детском саду "Знайка" особое внимание придается задаче обеспечения эмоционального благополучия для эффективного воспитания, развития и обучения детей. Введение в режим дня добрых традиций, ритуалов, обычаев, нравов позволяет детям непринужденно общаться друг с другом, с взрослыми, чувствовать себя спокойно и комфортно. Добрые традиции помогают снять монотонность детской жизни, за счет разнообразия деятельности с учетом возрастных особенностей. В течение года чередой друг за другом проходят праздники, досуги, развлечения, выставки - это общесадовские события, но в нашей группе есть свои добрые обычаи, ритуалы, которые отображаются в планировании.
Праздничные мероприятия, традиции и развлечения
Мероприятия | Сроки | Конкурсы, выставки, праздники |
| 1 сентября, 27 сентября | |
| Последняя неделя октября | Выставка на тему: «Осень в Горячем Ключе» (урожай, рисунки, поделки, экибаны) |
| 3 неделя ноября Последняя неделя ноября | Праздник «День рождения детского сада» |
| Последняя неделя декабря | Конкурс «Зимушка хрустальная» на лучшее оформление группы к новогоднему празднику Выставка детских работ «Новогодние фантазии» |
| Вторая неделя января Весь январь | Фотовыставка «Новогодние и Рождественские вечера» |
| Третья неделя февраля | Конкурс рисунков «Я - защитник Отечества» |
1.Масленица | Февраль- март (по православному календарю) | Выставка «Масленица в нашем саду» |
| Первая неделя марта По православному календарю | Выставка поделок к 8 марта Фотовыставка «Дорогие наши мамы» Празднование «Светлая Пасха у нас в саду» |
| Первая неделя мая Последняя неделя мая | Выставка творчества детей и родителей ко «Дню Победы» |
| Первый день июньской недели Вторая неделя | Конкурс рисунков «Мир глазами детей» Музыкально-спортивный праздник «Наша Родина – Россия!» |
| Вторая неделя июля Четвёртая неделя июля | Выставка рисунков и поделок «Моя семья» Праздник «Нептун в детском саду» |
| 19 августа Последняя неделя августа |
Литература
Комплексные программы
Программа | Автор |
Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детство» | Под редакцией Т.И.Бабаевой, З.А.Михайловой, А.Г. Гогоберидзе и др. СПб. Детство – Пресс, 2014 |
Планирование и организация образовательного процесса дошкольного учреждения по примерной основной общеобразовательной программе «Детство» | А.М. Вербенец, О.В. Солнцева, О.Н. Сомкова СПб. Детство – Пресс, 2014 |
Направления развития ребенка | Методическое обеспечение |
Физическое развитие | 1.Осокина Т.И., Тимофеева Е.А, Фурменко Л.С. Игры и развлечения детей на воздухе 2.Конспекты – сценарии занятий по физической культуре для дошкольников. Н.Б. Муллаева, Санкт - Петербург «Детство - Пресс», 2008 3.Методический комплект программы «Детство». Образовательная область «Здоровье» В.А. Деркунская.- СПб. Детство – Пресс, 2013 4. Методический комплект программы «Детство». Образовательная область «Физическая культура» А.Г. Гогоберидзе .- СПб. Детство – Пресс, 2013 5. Спортивные игры ля детей О.Е. Громова 6. Подвижные и дидактические игры на прогулке Н.В. Нищева .- СПб. Детство – Пресс, 2012 |
Социально-личностное развитие | 1.Методический комплект программы «Детство». Образовательная область «Социализация» Т.И. Бабаева, Т.А. Березина, Л.С. Римашевская.- СПб. Детство – П 2.Методический комплект программы «Детство». Образовательная область «Труд» М.В. Крулехт, А.А. Крулехт.- СПб. Детство – Пресс, 2013ресс, 2013 3.Методический комплект программы «Детство». Образовательная область «Безопасность» В.А. Деркунская, Т.Г. Гусарова, В.А. Новицкая, Л.С. Римашевская.- СПб. Детство – Пресс, 2013 4. «Дни этики в детском саду» Е.А. Алябьева, 2011 5. Социальное развитие в детском саду Н.В. Иванова, Е.Ю. Бардинова, А.М. Калинина, 2008 6. «Народные игры в детском саду» Л.А. Лялина, 2008 7. Полоролевое воспитание дошкольников на основе народных традиций Н.Е. Татаринцева, 2013 8. Полоролевое воспитание дошкольников: практические материалы Н.Е. Татаринцева, 2013 9. Пожарная безопасность для дошкольников Е.Ф. Прилепко, 2009 10. Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста Н.А. Извекова, 2008 11. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры О.Л. Князева, М.Д. Маханева.- СПб. Детство – Пресс, 2008 12. Нравственно – патриотическое воспитание для детей дошкольного возраста.- СПб. Детство – Пресс, 2013 13. «Мы живем в России», средняя группа Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова, 2011 |
Познавательно-речевое развитие | 1.Методический комплект программы «Детство». Образовательная область «Познание» З.А. Михайлова, М.Н. Полякова, Т.А. Ивченко, Л.С. Римашевская, Н.О. Никонова.- СПб. Детство – Пресс, 2013 2.Методический комплект программы «Детство». Образовательная область «Коммуникация» О.Н. Сомкова.- СПб. Детство – Пресс, 2013 3. Планы – конспекты занятий по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста Л.Н. Коротовских.- Санкт – Петербург «Детство - пресс», 2006 4. Ознакомление дошкольников с окружающим миром «Экспериментирование» Е.В. Марудова. - СПб. Детство – Пресс, 2013 5.«Добро пожаловать в экологию».- СПб. Детство – Пресс, 2012 6. «Формирование речевого творчества дошкольников» Е.Б. Танникова. – 2008 7.Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста .- СПб. Детство – Пресс, 2012 8.Экспериментальная деятельность для детей среднего и старшего дошкольного возраста Г.П. Тугушева, А.Е. Чистякова. - СПб. Детство – Пресс, 2008. |
Художественно-эстетическое развитие | 1.Методический комплект программы «Детство». Образовательная область «Музыка» А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская.- СПб. Детство – Пресс, 2013 2.Методический комплект программы «Детство». Образовательная область «Художественное творчество» А.М. Вербенец.- СПб. Детство – Пресс, 2013 3.Знакомство детей с русским народным творчеством.- СПб. Детство – Пресс, 2008 4. Изобразительная деятельность в детском саду. И.А. Лыкова, «Цветной мир» 2012 5. Художественный труд в детском саду. И.А. Лыкова, «Цветной мир» 2010 6. Музыка. Освоение образовательной области, средняя группа. Е.А. Лысова, Е.А. Луценко,2013 |
А.В. Маслов. Кубанская старина. Жизнь и быт казаков. Краснодар ОИПЦ «Перспективы образования», 2008.
Ю.М. Бодяев, М.В. Мирук, Т.А. Науменко, В.Е. Щетнев. История Кубани. Краснодарский край. Республика Адыгея. – М.: Дрофа; ДиК; Перспективы образования, 1997.
М.П.Голованова, В.С. Шергин. Государственные символы России: Науч.-поп. Изд. Для детей/ Ил. Р.И. Маланичева, О.К. Пархаева, А.Н. позиненко.- М.: «РОСМЭН-ПРЕСС», 2005.
Н.В. СитдиковаМоя Кубань. Природа, история, хозяйство, города Краснодарского края.- Ростов н/Д.: «Издательство БАРО-ПРЕСС», 2010.
Н.А. Бондарева, Е.А. Попадько. Казачий костюм юга России.- Армавир, 2004.
Ю.М. Бодяев . Символы Краснодарского края. – Краснодар: ОИТПЦ «Перспективы образования», 2006.
В.И. Голиков. Фауна Кубани: видовой состав и экология. Учебное пособие.- Краснодар: Издательство «Традиция», 2007.
http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/89-preschool/1466-2012-08-09-10-26-28.html)
http://ext.spb.ru/index.php/2011-03-29-09-03-14/89-pre-school/2448-2013-03-02-20-53-23.html )
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа образовательной деятельности в средней группе общеразвивающей направленности на 2017–2018 учебный год
Данная программа определяет специфику организации образовательной деятельности в группе среднего возраста, цели и задачи, содержание, формы образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО....
Рабочая программа образовательной деятельности в средней группе общеразвивающей направленности на 2017–2018 учебный год
Данная программа определяет специфику организации образовательной деятельности в группе, цели и задачи, содержание, формы образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО....
Рабочая программа образовательной деятельности в средней группе общеразвивающей направленности на 2017-2018 учебный год
Рабочая образовательная программа средней группы содержит цель, перечень парциальных программ, которыми пользуются педагоги данной возрастной группы. Программа разработана для построения системы педаг...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ («ДЕЛЬФИНЧИКИ») НА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД
Содержание I. Целевой раздел4 1.1.Пояснительная записка4 1.1.1.Цели и задачи реализации Рабочей программы воспитателя средней группы4 1.1.2.Принципы и подходы к формиро...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА образовательной деятельности в средней группе общеразвивающей направленности
Цель рабочей программы — создать каждому ребенку в группе возможность для развития его способностей, доброжелательного взаимодействия со сверстниками и взрослыми, активного практикования в разны...
Рабочая программа образовательной деятельности в средней группе общеразвивающей направленности на 2018-2019 учебный год
Рабочая программа для средней группы детского сада....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА образовательной деятельности в средней группе общеразвивающей направленности на 2017-2018 учебный год
Цель рабочей программы — создать каждому ребенку в группе возможность для развития его способностей, доброжелательного взаимодействия со сверстниками и взрослыми, активного практикован...