психологический тренинг "Помоги себе сам"
материал на тему

Арефьева Ирина Валентиновна

Предназначен для педагогов, помогает ориентироваться в собственных психологических состояниях

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическое объединение для психологов ДОУ

Энгельсского Муниципального района Саратовской области

Психологический тренинг по теме: «Помоги себе сам»

Мультфильм: «Кролень»

Составила педагог-психолог:

      МБДОУ «Детский сад №72»  

                  Арефьева И.В.

                                                              г.Энгельс 2014г.

                          План мероприятия:

  1. Теоретическая часть.
  2. Практическая часть.

 1. Упражнение – конкурс «Иван Иванович»

 2. Психогеометрический тест С. Деллингера.

 3. Просмотр мультфильма «Кролень».

4. Упражнение «Психологический душ».

 5. Упражнение «Наилучшие пожелания».

III. Рефлексия.

Цель: - посредством психологических игр, тренингов, учить педагогов правильно ориентироваться в собственных психических состояниях.

Задачи:

  • Определение  формы  и тип личности.
  • Адекватно оценивать собственное психическое состояние и эффективно   управлять собой
  • находить выход из сложивщихся ситуаций 
  • умении передавать различные эмоциональные оттенки с помощью интонации.
  • создание положительной атмосферы в группе

Форма: мини-тренинг

Содержание

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Эпиграфом к сегодняшней встрече я выбрала стихотворение «Свободный разговор»:

— Поговорим?

— О чем?

— О разном и о прочем.

О том, что хорошо,

И хорошо не очень.

Чего-то знаешь ты.

А что-то мне известно.

Поговорим?

— Поговорим.

Вдруг будет интересно.

1.Упражнение – конкурс «Иван Иванович»

Участники получают карточку, на которой написан тот эмоциональный оттенок, который нужно передать, произнося фразу: «У меня был Иван Иваныч» - радостно, грустно, нежно, сдержанно, с иронией, раздраженно, с недоумением, восторженно, сердито, удивленно, печально, таинственно, с облегчением, игриво, со страхом, ласково, с усталостью, эйфория. Каждый по очереди произносит, остальные отгадывают. Победители награждаются аплодисментами.

2.Психогеометрический тест С. Деллингера.

Психогеометрия - система анализа личности, которая была разработана в США. Её автор - доктор психологии Сьюзен Деллингер(Susan Dellinger). Она много лет проработала с персоналом и свой опыт обобщила в психогеометрии. Теперь этой системой пользуется почти каждый кадровик в США и очень многие в России.

  • к какому типу личности относится человек,
  • какие качества ему присущи,
  • предугадать, какие действия он будет предпринимать в сложившейся ситуации

Психогеометрия – уникальная практическая система анализа личности

Инструкция:

Посмотрите на пять фигур (квадрат, треугольник, прямоугольник, круг, зигзаг, изображенных на листе бумаги.  Выберите из них ту, в отношении которой Вы можете сказать: Это – «Я»! Постарайтесь почувствовать свою форму. Если вы испытываете сильное затруднение, выберите из фигур ту, которая первой привлекла Вас. Запишите ее название под №1. Теперь проранжируйте оставшиеся фигуры в порядке Вашего предпочтения и запишите их названия под соответствующими номерами.

http://ishalamova.ru/?uamfiletype=attachment&uamgetfile=http://ishalamova.ru/wp-content/uploads/2012/10/016.jpg


Диагностика личности


Фигура, помещенная на первое место, — ваша основная фигура, или субъективная форма. Она дает возможность определить главные черты вашего характера и особенности поведения. Остальные четыре фигуры — это своеобразные модуляторы, придающие окраску «ведущей мелодии» вашего поведения. Последняя фигура указывает на субъективную форму человека, общение с которым для вас особенно затруднительно. Однако может оказаться, что ни одна фигура вам полностью не подходит. Тогда вы «описываетесь» комбинацией из двух или даже трех фигур.

КВАДРАТ: символизирует порядок, аккуратность, практичность.

«Квадраты» обычно организованны, трудолюбивы, рациональны, настойчивы. Доминирующие установки для них — консерватизм, пунктуальность, осторожность.

Люди этого типа — отличные администраторы, исполнители, но редко бывают хорошими руководителями и топ-менеджерами. Эмоциональная сухость и холодность мешают им быстро устанавливать контакты с окружающими. 

«Квадраты», как правило, не выносят беспорядка, рисковых ситуаций, нарушений режима, излишней суматохи. В таком случае у них появляются новые, не свойственные данному типу личности формы поведения: дезорганизованность (в работе, в одежде), дезориентация (потеря присутствия духа), нервозность, забывчивость, неожиданное изменение решений, вспышка общительности, предавание излишествам, бессонница.

ТРЕУГОЛЬНИК: символизирует лидерство. 

«Треугольники» — энергичные, неудержимые личности, которые ставят ясные цели и, как правило, достигают их. Они способны брать на себя ответственность, решительны, конкурентны, уверенны в себе. Доминирующие установки — победа, выигрыш, успех! 

«Треугольники» очень не любят оказываться неправыми и менять решения, с трудом признают свои ошибки, не терпят возражений и, чаще всего, поступают по-своему. Из них получаются великолепные менеджеры на самом высоком уровне управления. 

Все, что мешает достижению их целей, является для них источником стресса.

ПРЯМОУГОЛЬНИК: временная форма личности, которую могут «принять» все остальные фигуры в определенные периоды жизни. Это — люди, не удовлетворенные сложившимися обстоятельствами, и поэтому занятые поиском лучшего образа жизни.

В течение этого переходного периода «Прямоугольнику» свойственны непоследовательность и непредсказуемость поступков. Он становится легко внушаемым, доверчивым и как бы «примеряет» черты других фигур. Ему просто необходимо общение с людьми, но его непредсказуемость пугает окружающих.

В числе привлекательных качеств можно назвать любознательность, пытливость, смелость. В период поиска «Прямоугольник» открыт для новых идей, ценностей, способов мышления и жизни.
КРУГ: символизирует гармонию. 

«Круг» — самый доброжелательный из пяти фигур. Главное для людей такого типа — хорошие межличностные отношения. Они очень внимательные слушатели, обладают высокой чувствительностью, способны к сопереживанию, эмоционально отзывчивы на переживания другого человека. «Круги» великолепно «читают» людей и очень быстро могут распознать обманщика. Они «болеют» за свой коллектив и пользуются уважением среди коллег по работе. Однако из них, как правило, получаются нерешительные, слабые менеджеры и руководители в сфере бизнеса, поскольку они скорее направлены на людей, чем на дело (для «Круга» нет ничего тяжелее, чем вступать в конфликты). В то же время они очень тверды в вопросах морали, не терпят несправедливости.

ЗИГЗАГ: символизирует творчество. 

«Зигзагам» свойственна образность мышления, интуитивность, интегративность, развитое эстетическое чувство. В отличие от «Кругов», они вовсе не заинтересованы в консенсусе, напротив — предпочитают заострить конфликт идей и создать новую концепцию, в которой этот конфликт получит разрешение. Для них нет ничего более скучного, чем рутина, шаблон, правила. Их раздражают строго фиксированные обязанности; однообразная работа и выраженная зависимость от других приводят в состояние сильного стресса. Основное назначение «Зигзага» — генерировать новые идеи и методы работы. Он устремлен в будущее и больше интересуется возможностью, чем действительностью. Его минусы — несдержанность, экспрессивность, слабая настойчивость в доведении дела до конца.

Надеюсь, тест позволил вам лучше понять себя и других, и вы используете полученные знания для более успешного общения с людьми в профессиональной и личной сферах. Но помните: чистые типы встречаются крайне редко, в каждом человеке обычно присутствует несколько типов, поэтому старайтесь ни на кого не навешивать ярлыки. Помогайте себе и тем, кто вас окружает. Удачи!

- Я предлагаю вам посмотреть короткометражный мультфильм «Кролень», в котором заложен глубокий философский смысл осознания себя как личности, находящейся в определенной жизненной ситуации, и сделать свои выводы.

3.Просмотр мультфильма «Кролень» 4 мин

Кто такой Барашек все знают, а кто такой Кролень? Все очень просто :) Кролень - это большой кролик с рогами оленя. Образ зайца с рогами встречается в буддизме, как воплощение небывалого и невозможного: "сущность не существует – так же, как и рога у зайца". В общем, мультфильм не простой, а с глубоким смыслом. Смотрим!

Зависеть от чужого мнения очень разрушительно.

Короткий мультфильм про Барашка и Кроленя, очень ярко показывающий негативное отношение к изменениям происходящим в жизни, на работе и т.д  Вы сможете разрядить обстановку и показать, что любые изменения можно воспринимать по разному и находить для себя место в этих изменениях.

- Неправильно распределенная энергия и неумение вовремя выходить из сложившейся ситуации, сдерживание негативных эмоций приводит к психосоматическим проявлениям.

- Уважаемые психологи, безвыходных ситуаций не бывает – есть непредвиденные обстоятельства. Не теряйте надежду - ищите выход. Пока есть КРОЛЕНИ - надежда живет!

4.Упражнение «Психологический душ»(комплекс упражнений, которые способствуют повышению энергетического потенциала) .

1. Стоя, свести лопатки, улыбнуться, подмигнуть правым глазом, потом – левым, повторить: «Я очень собой горжусь, я на многое гожусь».

2. Положив ладонь на грудь: «Я на свете всех умней… .».

3. Подпрыгивая на правой, затем на левой ноге, повторить: «Я бодра и энергична, и дела идут отлично».

4. Потирая ладонь о ладонь, повторить: «Я приманиваю удачу, с каждым днем становлюсь богаче».

5. Встав на цыпочки, руки над головой сомкнуть в кольцо, повторить: «Я согрета солнечным лучиком, я достойна самого лучшего! »

6. Положив на лоб левую ладонь, затем правую, повторить: «Я решаю любые задачи, со мной всегда любовь и удача».

7. Руки на бедрах. Делая наклоны туловищем вперед – назад, повторить: «Ситуация любая мне подвластна. Мир прекрасен, и я прекрасна! »

8. Руки на талии, выполняя наклоны вправо – влево, повторить: «Покой и улыбку всегда берегу, и все мне помогут, и я помогу».

9. Сложив руки в замок, делаем глубокий вдох: «Вселенная мне улыбается»; глубокий выдох «И все у меня получается».

5.Упражнение «Наилучшие пожелания» (10-20 мин.)

Необходимые материалы: Листы бумаги формата А4, ручки.

Инструкция: Каждый участник пишет вверху свое имя, например «Иванов Михаил», после чего каждый лист передается участнику, сидящему справа.

Участник, сидящий справа пишет пожелания человеку, листочек с именем которого он получил. Заворачивает то, что написал, чтобы слов не было видно.

После этого все листы по моей команде передаются дальше направо. Следующий сосед добавляет свои пожелания. И так же заворачивает лист с написанным. Упражнение продолжается до тех пор, пока каждый не получит назад свой собственный лист с написанными на нем пожеланиями от каждого члена группы.

Затем участники знакомятся с написанным.

Обсуждение: какие эмоции у вас вызвал ваш собственный лист с пожеланиями? Насколько он предназначен именно вам? Чем вы руководствовались при написании пожеланий тому или иному участнику группы? Какие возникали сложности при написании? Насколько в своей жизни вы руководствуетесь принципом индивидуальности, высказывая кому-либо свои пожелания?

Завершить это занятие мне хотелось бы замечательными словами Уолтера Рассела: «Если вы делаете то, что ненавидите, то из-за ненависти в организме начинают вырабатываться разрушительные токсины, в результате чего вы начинаете страдать от хронического переутомления или заболеваете…

Любите все, что вы делаете. Или делайте только то, что можете делать с любовью. Так гласит древняя восточная мудрость. Делайте все с радостью, самым лучшим из известных вам способов. Любовь к заданиям, которые вам придется выполнять, пополнит запас физических и душевных сил, спасет от утомления, а также от болезни, известной под названием «скука»».

6. Рефлексия

- Какое у Вас  сложилось впечатление от проведенного мероприятия?

- Понравилось?

Царь Соломон фигура скорее мифическая, чем историческая, хотя никто не может отрицать его заслуги перед народом Иерусалима. Соломон родился в царской семье и воспитывался при дворе. Его отец царь Давид был мудрым правителем, и Соломон старался быть во всем на него похожим С божьей помощью, он взошел на престол и стал мудрым правителем Иудей. В библии часто упоминается о справедливом суде Соломона, а та же что он обладал терпением, мудростью и носил необычный перстень с надписями «Все пройдет», а если кольцо повернуть, то следующая надпись дополняла первую «И это тоже». Это кольцо помогало правителю в трудную минуту или когда вспышки гнева застилали разум туманом. Возможно это предание, но оно действует, и посей день. Еврейский народ так же обязан царю и своим символом, шестиконечной звездой Соломона, которая имеет и другое название - звезда Давида.

Правление царя Соломона длилось около сорока лет, и всегда было только справедливым. Он написал несколько философских трактатов, а так же великую книгу Соломона. Но царь Соломон был смертен, как и все, и как любой другой мужчина нуждался в продолжение рода, поэтому он женился на царевнах разных стран и религий. Он был открыт для новых верований, и не запрещал своим женам отдавать дань языческой вере. И, конечно же, многие считали, что он поступает неправильно. Так же во времена правления Соломона был построен самая важная святыня иудаизма, это Иерусалимский Храм. В то время Иерусалим считался самым богатым городом, а дворец где жил Соломон, самым богатым строением. Так ли это никто не знает, но придание о храме царя Соломона живет и поныне.

Вспомните притчу про кольцо царя Соломона
Жил был царь Соломон. Несмотря на то, что он был очень мудрым, его жизнь была очень беспокойной. Однажды решил он обратиться за советом к придворному мудрецу: "Помоги мне - очень многое в этой жизни способно вывести меня из себя. Я подвержен страстям, и это сильно осложняет мою жизнь!" На что Мудрец ответил: "Я знаю, как тебе помочь. Надень это кольцо - на нем высечена фраза: "ЭТО ПРОЙДЕТ!" Когда к тебе придет сильный гнев или сильная радость, просто посмотри на эту надпись, и она отрезвит тебя. В этом ты найдешь спасение от страстей!". 

Соломон последовал совету Мудреца и смог обрести спокойствие. Но однажды, во время одного из приступов гнева, он, как обычно, взглянул на кольцо, но это не помогло - наоборот, он еще больше вышел из себя. Он сорвал кольцо с пальца и хотел зашвырнуть его подальше в пруд, но вдруг увидел, что на внутренней стороне кольца тоже есть какая-то надпись. Он присмотрелся и прочитал: "И ЭТО ТОЖЕ ПРОЙДЕТ..." 

Двое мудрецов отправились по свету посмотреть как люди живут. В одном не большом городе они встретили толпу людей, которые носили огромные камни, было видно что им очень тяжело, руки были в кровяных мозолях, по лицу скатывался пот. Мудрецам стало интересно, что же делают эти люди.

- Что ты делаешь? - спросили они у одного человека. - Я таскаю камни наверх.

- А ты что делаешь? - спросили они другого. - Я зарабатываю детям на еду.

- Ну а ты что делаешь? – спросили они третьего.

- Я строю храм Божий!

И поняли тогда мудрецы одну простую истину - не важно, что ты делаешь важно как ты к этому относишься.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологический кружок "Познай себя"

Большое значение в работе оказывает осознание собственных индивидуальных возможностей. Низкая самооценка не стимулирует педагогический процесс. С целью организации работы по самопознанию и раскрытию с...

Психологический тренинг "Помоги себе сам"

Цель: Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов.Задачи: Организация условий, способствующих снятию напряжения, чувства тревоги, сплочению педагогического коллектива, развитию навыков вз...

Программа педагога-психолога по сохранению и укреплению психологического здоровья педагогов в ДОУ "Познай себя"

В течение последних десятилетий особенно острой стала проблема сохранения психического здоровья педагогов в образовательном учрежденииДанная программа направлена на формирование навыков саморегуляции,...

Рабочая программа кружка психологической адаптации детей младшего дошкольного возраста «Познай себя»

Рабочая программа кружка психологической адаптации детей младшего дошкольного возраста...

«Скорая психологическая помощь» себе в период пандемии и не только

Конкретные, простые рекомендации, как оказать себе и окружающим «скорую психологическую помощь» ☺☼☺...

Психологический тренинг для педагогов: "Сохраним себя для себя"

Цель: развитие самопознания, рефлексии в группе, формирование положительного эмоционального климата, личностный и профессиональный рост, познание своего , не выявленного, потенциала.Задачи:·...

Психологический тренинг для педагогов «Сохраним себя для себя»

Психологичесий тренинг с педагогами ДОУ проведен с целью  создать условия способствующие  развитию коммуникативной компетентности, эмоциональной устойчивости, уверенности в себе, доброжелате...