Способы выхода из конфликтных ситуаций в работе с родителями
презентация к уроку по теме
Предложение способов разрешения конфликтных ситуаций в работе с родителями
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_s_vospitatelyami_seminar.doc | 179.63 КБ |
sposoby_vykhoda_iz_konf_situatsii_v_rab_s_semey.ppt | 1.26 МБ |
Предварительный просмотр:
«Способы выхода из конфликтных ситуаций в работе с семьей»
(для воспитателей)
Ход семинара:
Слайд 1
Ведущий: (мягко и спокойно): Сядьте поудобнее, закройте глаза и представьте на минуту, будто вы - яблоко. Спелое, сочное, красивое, ароматное, наливное яблоко, которое живописно висит на веточке. Все любуются вами, восхищаются. Вдруг откуда ни возьмись подползает к вам червяк и говорит: «Сейчас я тебя буду есть!». Что бы вы ответили червяку? Откройте глаза и запишите свой ответ.
Теоретическое обоснование конфликтов в системе «педагог-родитель»
Ведущий: А теперь поговорим с вами о конфликтах в системе «педагог-родитель». Слово «конфликт» в переводе с латинского означает «столкновение».
Слайд 2
Как правило, о негативных последствиях конфликта говорят много: это и большие эмоциональные затраты, и ухудшение здоровья, и снижение работоспособности.
Слайд 3
Однако конфликт может выполнять и позитивные функции: он способствует получению новой информации, разрядке напряженности, стимулирует позитивные изменения, помогает прояснить отношения.
Вместе с тем, признавая конфликт нормой общественной жизни, психологи подчеркивают необходимость создания механизмов психологического регулирования и разрешения конфликтных ситуаций. Поскольку профессиональное общение в системе «педагог-родитель» таит в себе целый ряд таких ситуаций, умение грамотно выбрать стратегию поведения в конфликтной ситуации для воспитателя крайне важно.
Слайд 4
Причины конфликта различны: несоответствие целей, недостаточная информированность сторон о событии, некомпетентность одной из сторон, низкая культура поведения и др.
Слайд 5
Специалисты, как правило, выделяют четыре стадии прохождения конфликта:
*возникновение конфликта (появление противоречия)
*осознание данной ситуации как конфликтной хотя бы одной из сторон;
*конфликтное поведение;
*исход конфликта.
Конфликт «педагог-родитель» обычно предполагает протекание по типу «начальник-подчиненный», что и обуславливает поведение воспитателя как обвиняющей стороны. Если раньше такое положение устраивало обе стороны, то теперь родители, обладая определенными знаниями и опытом в области психологии, стремятся не допустить давления на себя со стороны работников детского сада. Кроме того, подобное поведение может вызвать агрессивное поведение даже у миролюбивого родителя.
(Упражнение «Руки»)
Ведущий просит соединить ладони рук на уровне груди, а затем надавить правой ладонью на левую. По опыту проведения этого упражнения известно, что левая бессознательно начинает оказывать сопротивление, хотя такой инструкции или демонстрации таких действий ведущим не производится. В ответ на агрессию, мы бессознательно начинаем сопротивляться, т.е. агрессия рождает агрессию. Если педагог настроен недружелюбно по отношению к родителям, они это почувствуют и неосознанно примут меры защиты.
Поэтому во избежание углубления и расширения конфликтной ситуации желательно осознать и осуществлять на практике линию партнерского взаимодействия «на равных».
Предложение способов разрешения конфликтных ситуаций
Слайд 6
Ведущий: Для описания способов разрешения конфликтов К.Томас использует двухмерную модель, включающую в себя показатели внимания к интересам партнера и своим собственным. (Ведущий раздает участникам семинара заранее приготовленные распечатки модели «Способы выхода из конфликтных ситуаций».)
Ведущий:
Слайд 7
Конкуренция предполагает сосредоточение внимания только на своих интересах, полное игнорирование интересов партнера.
Избегание характеризуется отсутствием внимания, как к своим интересам, так и к интересам партнера.
Компромисс - достижение «половинчатой» выгоды каждой стороны.
Приспособление предполагает повышенное внимание к интересам другого человека в ущерб собственным.
Сотрудничество является стратегией, позволяющей учесть интересы обеих сторон.
(Ведущий раздает участникам семинара заранее распечатанные таблицы, где описаны способы разрешения конфликтов, стиль поведения в конфликтной ситуации, «плюсы» и «минусы» этих стилей, после чего комментирует раздаточный материал.)
Стиль | Сущность стратегии | Условия применения | Недостатки |
Соревнование | Стремление добиться своего в ущерб другому | Заинтересованность в победе. Обладание определенной властью. Необходимость срочного разрешения конфликта | Испытывание чувства неудовлетворенности при поражении и чувства вины при победе. Большая вероятность испортить отношения |
Уклонение | Уход от ответственности за принятие решений | Исход не очень важен. Отсутствие власти. Желание выиграть время. | Большая вероятность перехода конфликта в скрытую форму. |
Приспособление | Сглаживание разногласий за счет ущемления собственных интересов | Предмет разногласия более важен для другого участника конфликта. Желание сохранить мир. Осознание собственной неправоты. Отсутствие власти. | Нерешенность конфликта |
Компромисс | Поиск решений за счет взаимных уступок | Одинаковая власть. Наличие взаимоисключающих интересов. Необходимость срочного разрешения конфликта. Неэффективность других стилей | Получение только половины ожидаемого. Лишь частичное устранение причин конфликта |
Сотрудничество | Поиск решения, удовлетворяющего всех участников | Наличие времени, необходимого для разрешения конфликта. Заинтересованность обеих сторон. Четкое понимание точки зрения противника. Желание обеих сторон сохранить отношения. | Временные и энергетические затраты. Негарантированность успеха. |
Ведущий: В педагогической практике существует мнение, что наиболее эффективным способами выхода из конфликтной ситуации являются компромисс и сотрудничество. Однако любая из стратегий может оказаться эффективной, поскольку у каждой есть свои как положительные, так и отрицательные стороны.
А теперь, когда вам известны способы выхода из конфликтной ситуации, проиллюстрируем их результатами нашего упражнения «Яблоко и червячок». (Участники зачитывают свои ответы, а ведущий их комментирует).
Примеры ответов участников семинара:
Конкуренция: «Сейчас как упаду на тебя и раздавлю!»
Избегание: «Вон, посмотри, какая там симпатичная груша!»
Компромисс: «Ну, хорошо, откуси половинку, остальное оставь моим любимым хозяевам!»
Приспособление: «Такая, видимо, у меня доля тяжкая»
Сотрудничество: «Посмотри, на земле есть уже упавшие яблоки, ты их ешь, они тоже вкусные!»
Выполнение антистрессового упражнения
(Вариант 1)
Ведущий: Для поддержания стабильного психологического состояния у вас и родителей, а также для профилактики различных профессиональных психосоматических расстройств важно уметь забывать, как бы «стирать» из памяти конфликтные ситуации.
Сейчас мы проведем с вами упражнение на «стирание» антистрессовой ситуации. Сядьте и расслабьтесь. Закройте глаза. Представьте перед собой чистый альбомный лист бумаги, карандаши, ластик. Мысленно нарисуйте на листе негативную ситуацию, которую необходимо забыть. Это может быть реальная картинка, образная ассоциация, символ, и т.д. Мысленно возьмите ластик и начинайте последовательно «стирать» с листа бумаги представленную ситуацию. «Стирайте» до тех пор, пока картинка не исчезнет с листа. Откройте глаза. Произведите проверку. Для этого закройте глаза и представьте тот же лист бумаги. Если картинка не исчезла, снова возьмите ластик и «стирайте» до ее полного исчезновения. Через некоторое время методику можно повторить.
В результате выполнения антистессовых упражнений восстанавливается межполушарное взаимодействие и активизируется нейроэндокринный механизм, обеспечивающий адаптацию к стрессовой ситуации и постепенный психофизиологический выход из нее.
(Вариант 2)
Находясь в ресурсном состоянии, вы сможете гораздо эффективнее действовать в конфликтной ситуации, сохраняя при этом и свое здоровье, и здоровье окружающих.
Например: вы едете в автобусе в прекрасном настроении, вдруг резкое торможение и массивный мужчина наступает вам на ногу. Что вы делаете? (Доброжелательно, с юмором выходим из ситуации). А теперь, вы бесконечно устали, сумки стягивают вам руки. Вам наступили на ногу. Как вы реагируете? ( Кричите, обижаетесь, злитесь, даже слезу можете пустить.) В чем разница? В ресурсном состоянии. Сейчас мы с вами проведем упражнение, которое поможет активизировать ваши ресурсы. Помните, что умения и навыки возникают при многократном повторении. Когда вы почувствуете себя обеспокоенными, сердитыми, потратьте на себя 2 минуты, чтобы привести себя в состояние умиротворения.
Упражнение «Поплавок»
Сядьте удобнее, закройте глаза, представьте себе бурное море, шторм, ураган, смывающий все на своем пути, мощные валы волн. Внезапно ваш взор выхватывает поплавок, уходящий под воду и снова выныривающий на гребень волны. Представьте, что и есть этот поплавок, а бурное море - ваша жизнь. На вас накатывают волны невзгод, но вы непотопляемы. Вы снова и снова всплываете на поверхность. Ваша уверенность и ваша удача наполняют этот поплавок и выталкивают его на поверхность. Наконец, море, не одолевшее вас, успокаивается, из-за туч выглядывает солнце, и вы - поплавок - наполняетесь солнечными лучами удачи. Вы пережили очередной шторм в своей жизни, и вышли победителем. Представьте себе последующие ураганы вашей жизни, и из них вы тоже выйдите победителем, непотопляемым поплавком.
Слайд 8
Стили поведения в конфликтной ситуации
Стиль | Сущность стратегии | Условия применения | Недостатки |
Соревнование | Стремление добиться своего в ущерб другому | Заинтересованность в победе. Обладание определенной властью. Необходимость срочного разрешения конфликта | Испытывание чувства неудовлетворенности при поражении и чувства вины при победе. Большая вероятность испортить отношения |
Уклонение | Уход от ответственности за принятие решений | Исход не очень важен. Отсутствие власти. Желание выиграть время. | Большая вероятность перехода конфликта в скрытую форму. |
Приспособление | Сглаживание разногласий за счет ущемления собственных интересов | Предмет разногласия более важен для другого участника конфликта. Желание сохранить мир. Осознание собственной неправоты. Отсутствие власти. | Нерешенность конфликта |
Компромисс | Поиск решений за счет взаимных уступок | Одинаковая власть. Наличие взаимоисключающих интересов. Необходимость срочного разрешения конфликта. Неэффективность других стилей | Получение только половины ожидаемого. Лишь частичное устранение причин конфликта |
Сотрудничество | Поиск решения, удовлетворяющего всех участников | Наличие времени, необходимого для разрешения конфликта. Заинтересованность обеих сторон. Четкое понимание точки зрения противника. Желание обеих сторон сохранить отношения. | Временные и энергетические затраты. Негарантированность успеха. |
Стили поведения в конфликтной ситуации
Стиль | Сущность стратегии | Условия применения | Недостатки |
Соревнование | Стремление добиться своего в ущерб другому | Заинтересованность в победе. Обладание определенной властью. Необходимость срочного разрешения конфликта | Испытывание чувства неудовлетворенности при поражении и чувства вины при победе. Большая вероятность испортить отношения |
Уклонение | Уход от ответственности за принятие решений | Исход не очень важен. Отсутствие власти. Желание выиграть время. | Большая вероятность перехода конфликта в скрытую форму. |
Приспособление | Сглаживание разногласий за счет ущемления собственных интересов | Предмет разногласия более важен для другого участника конфликта. Желание сохранить мир. Осознание собственной неправоты. Отсутствие власти. | Нерешенность конфликта |
Компромисс | Поиск решений за счет взаимных уступок | Одинаковая власть. Наличие взаимоисключающих интересов. Необходимость срочного разрешения конфликта. Неэффективность других стилей | Получение только половины ожидаемого. Лишь частичное устранение причин конфликта |
Сотрудничество | Поиск решения, удовлетворяющего всех участников | Наличие времени, необходимого для разрешения конфликта. Заинтересованность обеих сторон. Четкое понимание точки зрения противника. Желание обеих сторон сохранить отношения. | Временные и энергетические затраты. Негарантированность успеха. |
Рекомендации по организации работы с родителями
1. Способность к общению - профессиональное качество педагога.
Педагог должен иметь высокую психологическую культуру: уметь общаться, вести беседу, слушать и понимать собеседника, взаимодействовать и воздействовать. Во всех этих ситуациях ему необходимо вести себя психологически грамотно.
2. Не отталкивайте, а привлекайте к сотрудничеству.
Постарайтесь понять чувства отца и матери воспитанника, более того - найдите в них опору, продумывая, выстраивая совместные действия.
3. Развивайте в себе стремление к равной позиции с родителями.
Воспитание ребенка основывается на совместных усилиях детского сада и семьи. Первый шаг в этом направлении должен сделать педагог, поскольку это находится в рамках его компетенции, показывает его профессионализм.
4. Людям нравится ощущать собственное значение.
Один из лучших способов привлечения родителей к сотрудничеству - подчеркивание его значения в этом процессе.
5. Покажите родителю свою любовь по отношению к его ребенку.
Психологический контакт с родителем возникает сразу же, как только педагог покажет, что он видит положительные стороны в характере ребенка. Когда отец или мать видят дружелюбные глаза педагога и чувствуют, что педагог тоже заботится о благополучии ребенка, психологическая защита становится ненужной. Тут можно переходить к сотрудничеству.
6. Не стремитесь, во что бы то ни стало отстоять собственную позицию.
Успешной можно назвать беседу не тогда, когда педагог докажет, что прав, а тогда, когда он сумеет привлечь родителей к активному участию в воспитании ребенка.
7. Обсуждайте проблему, а не личные качества ребенка.
Сформулируйте перед родителями ваши наблюдения по поводу ребенка, обсудите с родителями, как ему помочь. Продумайте с родителями возможности совместной работы. При этом очень важно, чтобы родители чувствовали вашу уверенность в том, что проблема может быть решена.
8. Мы вместе против проблемы, а не против друг друга.
Подготовила педагог – психолог Айкашева Т.В.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар - практикум "«Конфликтные ситуации в работе педагога с родителями. Способы выхода из конфликтных ситуаций в работе с семьей».
Для старших воспитателей, педагогов ДОУ...
Семинар – практикум для воспитателей ДОУ «Конфликтные ситуации в работе педагога с родителями. Способы выхода из конфликтных ситуаций в работе с семьей»
Истина, как известно, рождается в споре. А рождение истины в споре педагога с родителем особенно важно, ведь его объектом становится беззащитный малыш. Но что делать, если дискуссия грозит перерасти в...
Семинар – практикум «Конфликтные ситуации в работе педагога с родителями. Способы выхода из конфликтных ситуаций в работе с семьей».
Цель: способствовать повышению коммуникативной и психологической компетентности педагогов в общении с родителямиЗадачи:1. Дать теоретическое обоснование конфликтов в системе «педагог-родите...
Конспект семинара для педагогов ДОУ «Конфликтные ситуации в работе педагога с родителями. Способы выхода из конфликтных ситуаций в работе с семьей»
Материал для педагогов ДОУ...
Презентация к семинару «Конфликтные ситуации в работе педагога с родителями. Способы выхода из конфликтных ситуаций в работе с семьей»
Материал для педагогов ДОУ...
Семинар-практикум для педагогов Тема: «Конфликтные ситуации в работе педагога с родителями. Способы выхода из конфликтных ситуаций в работе с семьей».
Цель: повышение коммуникативной и психологической компетентности педагогов в общении с родителямиЗадачи:1. Дать теоретическое обоснование конфликтов в системе «педагог-родитель».2. Да...
Семинар-практикум для педагогов Тема: «Конфликтные ситуации в работе педагога с родителями. Способы выхода из конфликтных ситуаций в работе с семьей».
Повышение уровня профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников....