Издательская деятельность как способ повышения профессиональной компетентности педагогов ДОУ.
статья на тему
Одним из условий модернизации образования является высокий уровень профессиональной компетентности педагогических кадров.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Издательская деятельность как способ повышения профессиональной компетентности педагогов ДОУ.
Одним из условий модернизации образования является высокий уровень профессиональной компетентности педагогических кадров.
Профессиональная компетентность – способность специалиста решать различного рода профессиональные проблемы, задачи на основе опыта, знаний и ценностей.
Целевым назначением деятельности методической службы является оказание помощи педагогу в его профессиональном развитии. От правильной организации деятельности зависит повышение творческого потенциала всего педагогического коллектива. Особое место при этом отводится организационно-управленчиским вопросам. Для этого используются различные формы деятельности, как традиционные (проблемные семинары, семинары – практикумы, творческие группы, педагогический совет, наставничество, повышение квалификации), так и инновационные формы. К инновационным формам мы относим: мастер – классы, проектная деятельность, творческие конкурсы, создание банка инновационных идей и издательскую деятельность. На последней форме мы остановимся подробнее.
Эффективность любой формы методической работы определяется, прежде всего, грамотной в профессиональном отношении деятельностью методической службы. Опыт работы в должности методиста убедительно доказывает, что привнесение новых идей всегда помогает привлечь на свою сторону единомышленников. Сначала спонтанно пришла идея выпустить малотиражную газету для родителей, организацию и выпуск взяла на себя, а затем появились первые брошюры, и здесь я была уже не одна. Мы поняли, что можно долго и скучно рассказывать о закономерностях процесса воспитания, обновлении его содержания – и получить нулевой результат. А можно с помощью необычных форм, в частности брошюр, сделать материал интересным, увлечь педагогов идеей, направить на самообразование и развитие.
Издательская деятельность, в нашем ДОУ, определяется в соответствии с положением об издательской деятельности и положением о малотиражной внутрисадовской газете. Приложение1. Приложение 2.
Руководство деятельности возложено на заместителя заведующего по учебно-воспитательной работе, т.е. меня, а также на созданную приказом заведующего редколлегию. В обязанности коллегии входит поиск, подборка и обработка материалов для издания пособий и статей, работа с авторами, фотоматериалами, написание статей, подготовка пресс-релизов, оформление материалов для выпуска.
Редколлегия строит свою деятельность на следующих принципах:
- научной концептуальной обоснованности;
- личностно-ориентированного подхода;
- ориентации на развитие и саморазвитие;
- поисковой, творческо-исследовательской направленности;
- адаптивности, адресности.
Издательскую деятельность в МДОУ № 57 “Ладушка” можно разделить на следующие виды:
- брошюры для педагогов и родителей;
- буклеты;
- малотиражная внутрисадовская газета “Ладушка”;
- детские тематические газеты. Разнообразие материалов для издательской деятельности навело нас на разработку алгоритма работы над печатным материалом, так как именно педагог потребитель изданной продукции и ориентироваться необходимо на него. В нашем детском саду работают педагоги разной квалификации, с разным педагогическим стажем и по разным комплексным программам. Как сделать материал интересным и понятным для всех педагогов? Что необходимо для того, чтобы и в дальнейшем воспитатель мог использовать изданную продукцию? И в этом нам помогает алгоритм.
- Проблемный анализ, выявление направлений и тематик работы. Здесь мы ориентируемся на годовой план, работы МО и работу с родителями.
- Четкая постановка задач, которые должны решить. Определяемся, что мы хотим дать нового педагогам или родителям.
- Изучение методической литературы. Проводим анализ новых технологий, методов и приемов в дошкольной педагогике и производим подбор материала для печати.
- Составление проекта продукции. Особенность этого этапа в том, что материал должен быть компактный. Для того чтобы дать педагогу возможность самому взять тему в разработку и изучить дополнительно заинтересовавший его материал.
- Утверждение на редколлегии. Пробный экземпляр корректируется, дополняется или изменяется в окончательный вариант.
- Организация оформления. Печать и подшивка.
- Презентация. Изданный материал может быть дополнением к консультации или сбор интересных материалов после семинара, а может служить как памятка.
С помощью издательской деятельности мы решаем следующие задачи:
- решение педагогических проблем, связанных с методическим обеспечением воспитательно-образовательного процесса;
- трансформация опыта работы педагогов ДОУ;
- создание условий для саморазвития педагогов;
- стимулирование участия в инновационной деятельности ДОУ;
- вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс ДОУ;
- использование новых форм работы с родителями;
- повышение имиджа ДОУ в социуме.
Тематика изданий определяется по различным направлениям деятельности.
Для педагогических брошюр тематика может быть в соответствие с целями и задачами, поставленными перед ДОУ (систематизация материалов после консультации, семинаров, педсоветов и т.д.), а также передовым опытом и научными рекомендациями методической работы. Неизменной структурой каждой брошюры является последняя страница, где публикуется список рекомендованной литературы. Для того чтобы педагог имел возможность самостоятельно изучить данную тему.
Выпуск брошюр для родителей определяется направлениями работы групп, особенностью развития и воспитания детей дошкольного возраста (“Особенности образовательной системы “Школа 2100”, “Как воспитывать самостоятельность в ребенке” и т.д.).
Брошюры могут быть авторскими или составлены группой педагогов. А вот газета выпускается с участием всех педагогов ДОУ, так как отражает жизнь всех групп и всех проходящих мероприятий.
Буклеты в основном носят характер рекламы группы, детского сада или какого – либо мероприятия.
Использование издательской деятельности в методической работе способствует установлению разноуровневых профессиональных контактов, создание и развитие дружеских взаимосвязей с единомышленниками. Что немаловажно для формирования единого педагогического коллектива. При подготовке к семинару, педсовету или других мероприятий педагоги должны быть едины. Но на практике не всегда этого удается достичь. Используя в работе издательскую деятельность, мы заметили, что педагоги стараются работать слажено. Когда один готовит практическую часть, второй готовит материал для печати. Педагоги ДОУ объединяются по направлениям работы (если используется одна программа), по возрастной градации (параллельные группы) и т.д.
В методической работе самым сложным остается мотивация педагогов на деятельность. Мы считаем, что издательская деятельность способна решить эту задачу. Имея возможность трансформировать свои знания, достижения педагог заинтересовывается, самореализуется, и имеет возможность повысить свою конкурентоспособность. Все изданные материалы систематизируются и находятся в методическом кабинете. При прохождении аттестации или сборе портфолио педагог имеет возможность приложить свои публикации к экспертизе, что является результатом его работы.
В работе с родителями поиск новых форм работы остается всегда актуальным. Издание малотиражной газеты способствует привлечению родителей к воспитанию и образованию детей, создание единой среды для развития ребенка. Каждый родитель имеет возможность узнать о проходящих мероприятиях в детском саду, поделиться своим опытом воспитания ребенка. По результатам опроса (в сентябре 2007г.) многие родители изъявили желание выпускать газету и в своей группе.
Также возобновилась традиция выпусков детских газет посвященных разной тематике, таких как “Курение - вред!”, “Что мы думаем о детских наказаниях”, “Берегите воду!”. В которых публиковались записи детских рассказов по данным проблемам.
В перспективе мы планируем расширить нашу издательскую деятельность публикациями статей в отраслевых журналах и газетах, выпуском книг, участием во всероссийских конкурсах и фестивалях. Возможно, при наличии технического обеспечения, создание сайта МДОУ №4 "Лебедушка".
В заключении хочется сказать, все в методической работе взаимосвязано и взаимозависимо. В ней не должно быть “отдельно стоящих” мероприятий. Без сомнения, лишь системный подход дает возможность четко обозначить проблему, проанализировать ситуацию, найти возможные решения, скорректировать и проанализировать свои действия, работать с опережением, на перспективу. Издательская деятельность является лишь одной цепочкой в методической работе ДОУ, но и она способна влиять на развитие компетентности педагогов.
Завершаю свое описание нашей работы народной мудростью: “Если знаешь куда плыть, любой ветер может стать попутным”.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Организация проектной деятельности со всеми участниками образовательного процесса как способ повышения профессиональной компетентности педагогов»
Система работы по организации проектной деятельности в работе с дошкольникми в ДОУ (из опыта работы старшего воспитателя)...
выступление на районном семинаре по теме«Организация проектной деятельности со всеми участниками образовательного процесса как способ повышения профессиональной компетентности педагогов»
сообщение из опыта работы МДОУ "Центр развития ребенка - детский сад № 9" г. Волоколамск Московской области по реализации проектной деятельности в работе с дошкольниками, поэтапность введения в деятел...
опыт работы по проблеме"Повышение профессиональной компетентности педагогов в организации проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении"
опыт работы преднозначен для старших воспитателей и воспитателей работающих по проектной технологииИнформация об опытеУсловия...
Педагогический совет по теме: "Организация интегрированной деятельности со всеми участниками образовательного процесса как способ повышения профессиональной компетентности педагогов в области "Художественно-эстетического развития""
Педагогический совет в ДОУ по теме: "Организация интегрированной деятельности со всеми участниками образовательного процесса как способ повышения профессиональной компетентности педагогов в области "Х...
Организация повышения профессиональной компетентности педагогов в Доу на основе диагностики профессиональной деятельности педагогов.
Педагог - ключевая фигура реформирования образования. В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, стано...
План индивидуального повышения профессионального уровня по теме «Повышение профессиональной компетентности педагогов в соответствии с ФГОС ДО»
План индивидуального повышения профессионального уровня по теме «Повышение профессиональной компетентности педагогов в соответствии с ФГОС ДО»...
Методическая разработка для Педагогов ДОУ «Повышение профессиональной компетентности педагогов в условиях ФГОС ДО через использование информационно - образовательных технологий как средство повышения качества образования в ДОУ»
Представленная методическая разработка рекомендуется в помощь педагогам ДОУ....