"Реализация ФГОС ДО"
консультация на тему
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей «Реализация ФГОС ДО в практике работы дошкольных образовательных учреждений»
Сейчас основная тема - это реализация или введение ФГОС ДО в практику работы дошкольных учреждений. Перед воспитателями встает очень много вопросов: почему этот документ появился, как он создавался, что изменится в нашей работе с введение ФГОС ДО. ФГОС ДО - Федеральный государственный стандарт дошкольного образования - документ, который все дошкольные образовательные организации обязаны реализовывать. Вступил в силу с 01.01.2014 года.
Чего ждут от Стандарта:
ВОСПИТАТЕЛИ
-Обеспечения безопасности;
-Толерантного отношения со стороны родителей;
-Снижение документооборота;
-Больше доступных образовательных программ;
-обучение счету и письму должно быть в школе;
- желание обучаться – курсы ПК
РОДИТЕЛИ
- за раннее и ускоренное развитие;
- за образование отвечает государство;
- главное – здоровье детей;
- кроме образовательной программы развитие ребенка и в других областях (творчество)
Чем обусловлена разработка данного документа?
Два основания для введения ФГОС ДО:
1) Закон «Об образовании РФ»;
2) Современная социокультурная ситуация.
ФГОС ДО основан следующих документах:
1) Конвенция о правах ребенка;
2) Закон об образовании РФ;
3) Конституция РФ.
4) Государственная программа «Развитие образования на 2013-2020гг»
Закон об образовании РФ предусматривает :
1) доступность и бесплатность дошкольного образования. Обеспечение дошкольного образования – обязательно, т. к. это первый уровень общего образования и это обязанность государства, для семьи – это право.
2) Обнародование Стандарта в 2013 году.
3) Введение Стандарта с 1 января 2014 года;
4) Отмена положения о 20% стоимости оплаты за содержание ребенка в ДО;
5) Повышение требований к воспитателям (с введением Стандарта должны появиться педагоги нового уровня) ;
6) Законом предусмотрено получение дошкольного образования и вне дошкольных организаций;
7) Закреплены права и обязанности родителей – приоритет по воспитанию за семьей.
Родители включаются в образовательный процесс как партнеры, а не как сторонние потребители образовательных услуг.
ФГОС ДО закрепляет права на получение доступного и бесплатного качественного дошкольного образования + финансовое обеспечение (место для ребенка в д/саду) .
До 2009 года действовали Временные (примерные) требования к содержанию и методам дошкольного образования. В 2009 Приказом Минобрнауки введены ФГТ к структуре ООП, в 2011 – к условиям реализации ООП. В 2013 году Приказом Минобрнауки №1155 о введении ФГОС ДО.
Основные понятия ФГОС ДО:
1) Единство образовательного пространства:
-обеспечение единых условий и качества образования независимо от места обучения, исключающих возможность дискриминации в сфере образования (организация консультативных пунктов, группы кратковременного пребывания) ;
2) образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноты образования и развития детей (сетевое взаимодействие: музей, школа и т. д.)
3) развивающая предметно-пространственная среда;
4) социальная ситуация развития.
Чем отличаются ФГТ И ФГОС ДО?
ФГТ
2 группы требований:
- к структуре ООП;
-к условиям реализации ООП;
-4 направления развития;
- 10 образовательных областей;
80%- обязательная часть программы;
20% - вариативная
ФГОС ДО
3 группы требований
-к структуре ООП;
-к условиям реализации ООП;
- к результатам освоения ООП
5 образовательных областей:
Физическое развитие
Познавательное развитие;
Художественно-эстетическое развитие ;
-социально-коммуникативное развитие (социально-личностное) ;
-речевое развитие
60%- обязательная часть программы;
40% - вариативная
Нестандартный «Стандарт»
ФГОС ДО
3 группы требований
-к структуре ООП;
-к условиям реализации ООП;
- к результатам освоения ООП
В ФГОС главное не результат, а условия. Это стандарт условий. Условия- это социальная ситуация развития ребенка - сложившаяся система взаимодействия ребенка с окружающим миром, представленным взрослыми и детьми. Если условия созданы - Стандарт реализован.
Социальная ситуация развития предполагает три группы требований:
1) Пространственно-временные- пространство и игрушки;
2) Социальные- система взаимоотношений со взрослыми, сверстниками
3) Деятельностные – детские виды деятельности: двигательная, игровая, коммуникативная, конструирование из различных материалов, изобразительная, восприятие художественной литературы и фольклор.
Главное условие – численность детей в группе.
Какие же требования предъявляются к условиям:
1) Психолого-педагогические;
2) Кадровые;
3) Материально-технические;
4) Финансовые;
5) К предметно-развивающей среде.
Кадровые условия являются главными. В связи с этим разрабатывается профессиональный стандарт педагога. Планируется ввести к сентябрю 2014 года.
Оценка профессиональной деятельности педагога:
- динамика развития интегративных качеств педагога;
- положительное отношение ребенка к детскому саду;
-высокая степень активности и вовлеченности родителей в образовательный процесс и жизнь детского сада.
Требования к результатам освоения программы:
Основной результат – это социализация детей.
1) Результат социализации;
2) Личностные результаты развития ребенка, а не результат обучения.
ФГОС ДО предусматривает 1 группу результатов- личностные (в школе предметные, метапредметные и личностные) .
Результаты освоения программы описаны в виде целевых ориентиров:
* Инициативность
* Самостоятельность
* Уверенность в себе
* Воображение
* Физическое развитие
* Волевые усилия
* Любознательность
* Интерес ребенка.
Целевые ориентиры не являются объектом оценки результатов.
Что же будет оцениваться:
1) Педагогический процесс;
2) Условия (социальная ситуация развития) ;
3) Педагогические кадры.
Естественно, что несмотря на отсутствие таких форм контроля, которые есть на более высоких ступенях образования, и самим педагогам, и родителям хочется понять, чего удалось достичь ребенку. Здесь в отличие от других стандартов, речь идет только о личностных результатах. В этой связи допускается мониторинг динамики развития ребенка, однако он нужен не для оценки самой по себе, а для выявления тех способов, с помощью которых педагог может дать ребенку развиться, открыть какие-то способности, преодолеть проблемы. Заниматься таким мониторингом должен именно педагог-психолог. Проводиться подобное исследование может лишь с согласия родителей или законных представителей ребенка.
Требования к структуре ООП.
ООП определяется как программа психолого-педагогической поддержки развития, социализации и индивидуализации развития ребенка, а не обучения. Индивидуализация – набор парциальных программ, реализуемых в ДОО.
ООП пишется на 1год, экспертная оценка проводится органом управления образования. До 2015 года работаем по разработанным ранее программам.
ООП ДОО разрабатывается с учетом Примерной ООП, а не на ее основе. На основе ООП ДОО разрабатываются рабочие программы педагогов.
Примерная программа – учебно-методический документ, финансируемый государством. Сейчас перерабатываются в соответствии с ФГОС, создаются новые. Разработчики ФГОС ДО выступают против единой программы- должна быть возможность выбора.
Примерные ООП будут опубликованы в Федеральном реестре.
Авторы Примерных ООП должны разработать и представить:
1) Варианты сетки занятий;
2) Парциальные программы;
3) Формы планирования;
4) Режим дня, жизнедеятельности;
5) Методическое обеспечение;
6) Учебный план;
7) Мониторинг.
Готовность ДОО к введению ФГОС ДО
1) Разработана и утверждена ООП ДОО;
2) Нормативно-правовая база приведена в соответствие с ФГОС ДО;
3) Должностные инструкции разработаны в соответствии с ФГОС ДО;
4) Определен перечень парциальных программ;
5) Разработаны локальные акты;
6) Определена модель взаимодействия ДОО с социальными партнерами;
7) План методической работы к введению ФГОС ДО;
8) Осуществлено повышение квалификации педагогов;
9) Обеспечение кадровых, финансовых условий.
Уважаемые коллеги! Заполните пожалуйста анкету по теме: «ФГОС ДО».
Цель анкетирования: выявить представления воспитателей о ФГОС ДО. АНКЕТА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
1. Что такое ФГОС ДО? Когда вступил в силу?
2. Чем обусловлена разработка данного документа – ФГОС ДО?
3. На каких документах основан ФГОС ДО?
1)
2)
3)
4. Какие права граждан закрепляет ФГОС ДО?
5. Чем отличаются ФГТ и ФГОС ДО?
1)
2)
6. С учетом чего должны реализовывать ФГОС ДО дошкольные
образовательные организации?
7. Принятие стандарта приведет к росту социального статуса (укажите) :
* - детства
* - семей
* - дошкольных учреждений
* - воспитателей
8. Как будет называться образовательная деятельность после введения ФГОС ДО:
1) занятие
2) НОД;
3) игра
9. Что позитивное, по вашему мнению, из ФГТ перешло во ФГОС ДО?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция и реализация образовательных областей в условиях реализации ФГОС
Статья представляет описание опыта интеграции таких образовательных областей как речевое развитие (логопедия) и музыкальное развитие...

Консультация для педагогов " Особенности реализации системно - деятельностного подхода в старшем дошкольном возрасте на этапе реализации ФГОС ДО" ( из опыта работы)
В материале перечислены качества, которыми должен обладать современный педагог, описана суть технологии деятельностного подхода и его "золотые правила"...

Реализация современных педагогических технологий в образовательном процессе ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО
ФГОС ДО делает основной упор на поддержку разнообразия, собственной активности и инициативы детей, ставит акцент на создании условий, благоприятствующих позитивной социализации и развитию; обеспечивае...

Фестиваль педагогических проектов по формированию основ национальной культуры дошкольника в рамках реализации УМК к обучению детей двум языкам РТ и реализации ФГОС «Калейдоскоп педагогических идей» «Сказочник – Абдулла Алиш»
Знакомство с народными и авторскими сказками воспринимается детьми с особой радостью и желанием. Татарские сказки знакомят детей с особенностями быта, обычаев, традиций татарского на...

Опыт работы по реализации инновационного образовательного проекта "Внедрение технологии проектной деятельности по созданию анимационной мультипликации в условиях реализации ФГОС ДО"
Опыт работы по реализации инновационного образовательного проекта "Внедрение технологии проектной деятельности по созданию анимационной мультипликации в условиях реализации ФГОС ДО"...

Афиши и билеты к опыту работы по реализации проекта "Внедрение технологии проектной деятельности по созданию анимационной мультипликации в условиях реализации ФГОС ДО"
Афиши и билеты к опыту работы по реализации проекта "Внедрение технологии проектной деятельности по созданию анимационной мультипликации в условиях реализации ФГОС ДО"...

Презентация "Модель методического сопровождения реализации ФГОС ДО. Формы диагностики образовательных потребностей и профессиональных затруднений педагогов ДОУ в сете реализации ФГОС ДО".
Данная презентация представляет собой модель методического сопровождения педагогического процесса в целом, в следствие чего предполагается повысить професссиональную компетентность педагогических рабо...